Программа курса занятий в гпд «Педагогика здоровья»




Скачать 388.02 Kb.
НазваниеПрограмма курса занятий в гпд «Педагогика здоровья»
страница1/4
Дата публикации24.06.2013
Размер388.02 Kb.
ТипПрограмма курса
lit-yaz.ru > Культура > Программа курса
  1   2   3   4
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа им. Калинина п. В. Троица

Утверждаю:

директор МОУ СОШ им. Калинина

_______________________ Наумцев В.А.

Приказ № _______ от «____»

«_______» _________ 20 г.


программа

курса занятий в ГПД

«Педагогика здоровья»

(для 1-4 классов)

Автор: заведующий «Кабинетом здоровья» Семенова Е.В.

Срок реализации: 4 года-

по 3 часа в месяц (2-4 неделя месяца)– 34 часа в год.

2010г.

Введение.

Слово «здоровье», как и слова «любовь», «кра­сота», «радость», принадлежит к тем немногим по­нятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному. В последние годы понятие «здоровье» применительно к школьникам чаще звучит в отри­цательном значении (нет здоровья). Между тем здоровье школьников как важнейший элемент каче­ства жизни необходимо рассматривать в контексте образования, так как почти все время жизни ребенок с 7 до 17 лет проводит либо в школе, либо в деятельности, связанной с ней. Что же объединяет между собой понятия «образование» и «здоровье»?

Слово «образование», если отказаться от бюрократического значения этого понятия как системы организации обучения, происходит от слова «образ». В этом смысле слово «образова­ние», очевидно, означает приведение человека к некоему идеальному состоянию, заданному высшими образцами современной культуры, в которой этот человек существует. Можно ли представить осознанное приведение человека к состоянию соответствия с высоким образом только посредством большого количества передаваемой информации, игнорируя эмоциональные и теле­сные переживания. Очевидно, нет. Образование - процесс гармоничный. Здоровье в широком смыс­ле этого слова выступает и как одна из целей в процессе получения образования, и как средство достижения «высокой гармонии», и к тому же, как индикатор правильности выбора пути. При такой постановке вопроса необходимо рассматривать фактор здоровья в проектном контексте, проверяя им все стороны жизни ребенка.

Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию с ухудшением показателей здоровья детей несет и система образования. Период взросления, приходящийся на пребыва­ние ребенка в дошкольных учреждениях и школе, оказался одним из периодов, в течение которого развитие и формирование здоро­вья детей и подростков, при том, что именно эти годы проходят под постоянным, почти каждодневным, контролем со стороны специалистов – педагогов. И хотя традиционно считается, что основная задача школы дать необходимое образование, не может считаться правильным бесстрастное отношение профессионально подготовленного педагога к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся со­стоянию здоровья своих воспитанников. Именно эта установка является основой востребованности учителями и руководителями образовательных учреждений методических материалов по здоровьесберегающим образовательным технологиям.

В освоении образовательными учреждениями здоровьесберегающего содержания образования существует ряд, трудно преодолимых проблем:

  • Принятие не всеми педагогами важности внедрения здоровьеформирующего содержания образования.

  • Почти полное отсутствие (недостаточное владение информационным потоком) методической достоверной и адекватной литературы по вопросам культуры здоровья.

  • Отсутствие полноценных программ по «Педагогике здоровья».

  • Недостаточный уровень культуры здоровья у населения, в целом, и у педагогов, в частности.

  • Отсутствие у учащихся составляющих зрелой личности и целостного мировоззрения.

Если мы решимся взглянуть на массовую общеобразовательную школу с позиций реальности, то должны будем признать, что она (при сохранении в качестве преобладающей классно-урочной формы обучения) может в системе общественного воспроизводства решить одну единственную задачу – обеспечить функциональную грамотность всего подрастающего поколения.

При этом под функциональной грамотностью понимается владение выпускником школы системой операций (с условиями их применения), обеспечивающих

а) непосредственное самосохране­ние здоровья, трудоспособности,

б) житейские нужды, также способствующие самосохранению,

в) выполнение функций члена семьи и воспитателя детей,

г) выполнение функций, связанных с общественными и политическими отношениями,

д) приобретение знаний из самых разнообразных источников информации,

е) приобретение и совершенствование профессиональных умений и навыков, оценку своих профессиональных возможностей.

Исходя из вышепредложенного умозаключения академика И. И. Логвинова, одной из важнейших сторон образования, как системы, является сохранение и развитие здоровья детей. При этом в образовательном учреждении данное направление реализуется через:

  • мониторинг и создание базы данных по физическому и психическому здоровью школьников;

  • оптимизацию учебного процесса;

  • здравотворящее содержание образования.

В данной программе мы рассматриваем третий компонент здоровьесберегающей деятельности, состоящий из формирования культуры здоровья и формирования потребности в здоровом образе жизни.

Актуальность. Данная программа, предлагающая систему тематического и поурочного планирования с учебно – методическим комплексом является актуальной в связи с необходимостью формирования у школьников, начиная с начального звена, культуры здоровья и потребности в ведении здорового образа жизни. Эта ситуация усугубляется недостаточным обеспечением педагогов достоверной, релевантной информацией, необходимой в системе трансляции и информирования учащихся по вопросам здоровья и практическим отсутствием методических материалов по программе.

Является эта программа актуальной и в связи с важностью формирования у школьников метапредметных представлений и связей, определяющих их ценностный потенциал и целостное мировоззрение.

Новизна. Программа является оригинальной, так как подобного рода целостных программ с учебно – тематическим планированием и соотнесением элементов содержания с предполагаемым результатом практически не существует. Новизна данной программы определяется психологической составляющей, формирующей самопознание, эффективные коммуникации, целостные представления, собственные отношения и, как результат, стратегию здорового поведения. Программа отличается оригинальностью компоновки материала, общим целеполаганием формирования «здоровой» стратегии социального и личного поведения, оценкой результативности по формированию представлений – отношений и стратегии поведения. Программа включает планирование содержания с 1 по 9 класс. Практически, она является комплексом двух программ по курсу «Педагогика здоровья» для 1-4 классов и 5-9 классов, разработанных совместно заместителем директора по УВР МОУ СОШ № 46 Нестеренко А.В. и заместителем директора по УВР МОУ СОШ № 2 п. Спирово Малюжной М.С. Реализация программы должна быть закончена в 9 классе, так как является системообразующим фактором социализации личности учащихся на пути взродения и профессиональной и ценностной ориентаций, которая должна состояться к окончанию основной школы. Программа входит в систему – оптимум здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений, так как направлена не только на создание условий психофизиологической безопасности образования, но и на максимально эффективное развитие ребенка в его самореализации и саморазвитии.

^ Обзор литературы. В разработке программы мы использовали учебно – методическое пособие для учителей по программе «Здоровье», под ред. В.Н.Касаткина и Л. А. Щеплягиной 2007г., учебно – методическое пособие «Педагогика здоровья» Г.К.Зайцева 1998г., Методическое пособие Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие технологии» 2004г., методическое пособие Роненсон О.Д. «Здоровьесберегающие технологии в образовании» 2005г., учебно – методическое пособие «Образ человека в современной педагогике» И. И. Логвинова, М.А.Лукацкого и О. Д. Роненсон 2006г.

^ Цель программы: Создание стройной системы формирования культуры здоровья и «здоровой» модели поведения (здорового образа жизни) через самопознание и саморазвитие.

Исходя из выработанной цели, были сформулированы задачи программы:

  • Содействовать сохранению здоровья каж­дого школьника.

  • Продемонстрировать многогранную при­роду здоровья.

  • Сформировать у школьника представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.

• Сформировать основания для критическо­го мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, на­правленным на сохранение здоровья.

  • Обеспечить учащихся необходимой инфор­мацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

  • Создать методологические и технологи­ческие основания для моделирования различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья в образовательном учреждении всех участников образовательного процесса.

  • Расширить и разнообразить взаимодействия школы, родителей и общества в контексте укрепления здоровья.



^ Методическое обеспечение:

Представленная программа «Педагогика здоровья» ориенти­рована на школьника 1-4 классов, она знакомит его с самым тон­ким инструментом познания окружающего мира - с самим собой. Это попытка создать единый «человекоцентристский» предмет, в котором информа­ция по анатомии, физиологии, психологии, антро­пологии, многим другим предметам служит само­познанию и самоуважению. Только знание своих собственных сильных и слабых сторон заставляет признать сильные и слабые стороны другого. Только наличие собственной шкалы цен­ностей может служить основанием для признания аналогичной у сверстника. Программа дает школь­нику возможность поэтапного «открытия» в себе главных психических и физических составляющих: сенсорных ощущений, зрительно-моторных увязок, эмоциональных колебаний и т. д. Она учит методам конструктивного переживания внутренних конф­ликтов. Однако изменение поведения школьника, формирование здоровой модели поведения, немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов и всего персонала школы. С изменением всего уклада школы в направлении здоровья можно ожидать реальных результатов в изменении отно­шения к здоровью учеников.

Программа для начальной школы отличается наглядностью, в ней больше игр, предлагаемых учителем ситуаций и драматизации их, почти к каждому уроку имеется презентационное сопровождение. Причем программа для начальной школы уже имеет нулевой или первый уровень проблемности (по Крутецкому). Программа для основной школы характеризуется более широким охватом тем, выстроена на другой технологической основе: содержит тренинги, круглые столы, дискуссии, разработку проектов (хотя элементарные проекты реализуются и в начальной школе), рефератов, имеет более сложные проблемные задания, которые решают учащиеся самостоятельно с 7-8 классов. Многие задачи направлены на формирование общения и коммуникаций.

В качестве основных подходов к организации педагогической практики в реализации данной программы будут:

  • культурологический;

  • системный;

  • личностно - деятельностный;

  • компетентностный;

Культурологический подход призван акцентировать внимание учащихся на мотивационно – ценностной стороне знаний и информации, направленной на становление личности и ее здоровья, как субъекта жизни и культуры

Системный подход предполагает анализ и проектирование образовательной среды и отдельных мероприятий в аспекте взаимодействия элементов (в том числе субъектов) образовательной системы, в их педагогических, психологических, социально-психологических и других характеристиках.

Личностно - деятельностный подход ориентирует учащихся на активное усвоение и выработку предметного деятельностного подхода в формировании культуры здоровья, здорового стиля жизни и создание условий для личностного развития ребенка. Основой деятельностного подхода являются диалогизация образовательного процесса, креативность и рефлексивность деятельности, предоставление учащимся педагогически обоснованной свободы выбора (способа выполнения заданий, вида отчётности и т.д., а в конечном итоге – модели правильного поведения).

Компетентностный подход преимущественно ориентирован на личность учащегося и отражает те компетентности, которые должны быть сформированы у современного человека, и одновременно отражает те требования к личности, которые будут оценены как качество его подготовки к социальной и личной жизни во всех ее проявлениях и трудностях.

Оценку результативности освоения программы через компетентностный подход возможно провести, оценивая у учащихся создание представлений о тех или иных явлениях, связанных со здоровьем и собственным состоянием, сформированности осознанных отношений к ним, и выработку на основе этих представлений и отношений динамического стереотипа поведения, стратегии поведения или модели поведения.

Программа курса «Педагогика здоровья» начинается с первого класса и продолжается на начальной и основной ступенях школьного образования. Каждая ступень реализует данную программу на более высоком уровне и формирует понимание мер по охране и укреплению здоровья. Программа реализуется через школьный компонент или дополнительное образование, возможна реализация интегрированные курсы. Таким образом, она соединяется с каждой образовательной областью, так как принятые в педагогической практике программы многих предметов содержат ее элементы. Например, они присутствуют в таких разделах базисного учебного плана таких предметов, как «Окружающий мир», «Основы безопасности жизнедеятельности» (авторы: 3. А. Клепинина, А. А. Плешаков, Н. Ф. Виноградова, Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапова, О. И. Сороцкая (1-4 класс), «Ты первоклассник», «Твое здоровье», «Че­ловек и его здоровье»).

Поэлементно программа «Педагогика здоровья» проходит в различных областях знаний, в основном базиру­ясь на предметах естественно-научного цикла, но может быть также рассмотрена и на предметах гуманитарного и эстетического циклов.

Разница по сравнению с программой по курсу «Здоровья» для начальной школы состоит в объеме и качестве предполагаемых результатов и формах преподавания. Программа для 1-4 классов реализует более образно – чувственные подходы, учитывающие специфику восприятия школьников начальной ступени. Именно в начальной школе должны быть заложены основы эффективных коммуникаций, так как в более старшем возрасте это реализовать затруднительно, основы здорового образа жизни, которые к четвертому классу должны стать стойким динамическим стереотипом поведения. У детей 10 лет желательно сформировать начальные представления ценностно – мотивационной сферы.

Программа для 5-9 классов реализует более широкого и глубокого плана рациональные материалы. В плане освоения происходит переход от представлений к более продуманным отношениям и формированию собственной выверенной и осознанной модели поведения.

В подпериоде раннего и всего подросткового периода (согласно теории Ж.Пиаже) возникает переход от восприятия к конкретным операциям, которые постепенно складываются в конкретно - операциональные структуры, обеспечивающие понимание сохранения отдельных свойств объектов в условиях их видимых изменений.

При построении формальных операций мышление оперирует не с сырым материалом внешней действительности, а с готовыми структурами, которые трактуются как возможные условия, пригодные для понятийного манипулирования. В этом и состоит основное принципиальное различие между формально-операционным и конкретно-операционным мышлением. Именно на последнем этапе (с 11 до 15 лет), согласно теории Пиаже, формируются и проявляются все атрибуты интеллекта, способного решать самые разнообразные задачи, а само устойчивое формально-операционное мышление является отличным инструментом научного рассуждения.

Именно поэтому, в период обучения в основной школе, формируется стройная ценностно – мотивационная пирамида каждой конкретной личности и эта личность, созревая, формирует стратегию будущего поведения, а роль педагога заключается в направлении данного процесса формирования в здоровое русло.

^ Предполагаемые результаты. В период 10-14 лет у детей чувственно – образные представления о культуре здоровья и ее составляющих перестраиваются в стратегию поведения, что делает формировавшиеся в начальной школе установки более стойкими.

Заложенные в начальной школе основы эффективных коммуникаций, толерантного и бесконфликтного поведения становятся осознанными алгоритмами и превращаются в операционную модель.

Сформированная в начальной школе потребность в здоровом образе жизни становится осознанной наполненной ценностью, определяющей дальнейшую траекторию жизни.

Основная особенность основной школы – формирование ключевых личностных компетенций, которые, к моменту ее окончания должны быть полностью сформированы и носить весьма конкретный и операционный характер. К таким ключевым компетенция необходимо отнести:

^ Аналитико – деятельностную компетентность по отношению к здоровью это овладение ребенком через объем знаний и рефлексивное к ним отношение, навыком анализировать ту или иную ситуацию с точки зрения здоровья, полезности ее, научение самоанализу и умение выбирать оптимальный алгоритм деятельности, «здоровую» модель поведения.

^ Прогностическая компетентность в отношении к здоровью имеет в своей основе умение прогнозировать результаты тех или иных собственных действий и отношений в ситуациях, имеющих отношение к здоровью. В отношении стресса, как важнейшего патогенного фактора по отношению к здоровью, прогностическая компетентность реализуется через наличие или отсутствие позитивной копинг – стратегии и выстраивание модели поведения, предупреждающей развертывание генерализованной картины дистресса.

^ Коммуникативная компетентность в основной школе должна быть выстроена в бесконфликтную толерантную модель доброжелательного поведения, обеспечивающую внестрессовое существование окружающих каждого учащегося. Школьники должны освоить правила оказания первой помощи, значимо повысить уровень эмпатийных тенденций и развить понятийный аппарат в отношении здоровья.

^ Рефлексивная компетентность – это овладение учащимися системой знаний в области конструктивной рефлексии, осознания значимости рефлексии в саморазвитии, аналитико – оценочной деятельности личности (развитие ее зрелости) и формирования эффективных коммуникаций. Рефлексия для подростков является методом саногенеза организма, предупреждения развития невроза и его соматических осложнений.

Технологически данная программа в части начальной школы опирается на:

  • игровую технологию (ролевые, деловые, имитационные игры);

  • проектную технологию;

  • проблемную технологию;

  • развивающую технологию;

  • технологию сотрудничества и здоровьесберегающие технологии:

    1. диалогово – деятельностную,

    2. рефлексивную,

    3. ненасильственного обучения,

    4. проблемную,

    5. эффективной речевой деятельности

Сами занятия должны быть выстроены согласно принципам здоровьесберегающей технологий.

По формам занятия должны реализовываться через игры, экскурсии, сказки – имитационные игры.
Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов
Программу реализуют по одному 3 часа в месяц (2-4 неделя месяца)– 34 часа в год.


^ УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ КУРСА

«ПЕДАГОГИКА ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ»

Цикл

Коли-чество часов

Тема




^ 1 класс (32 часа)




Я познаю себя

2 часа

1. Как я устроен? (общее понятие о строении и функции систем человеческого тела).




1 час

1 час
1 час

1 час

1 час
1 час

1 час

2. Мое здоровье и как надо его ценить.

3. Мы все похожи и мы все разные. Я познаю других. (ролевая игра).

4. Учусь общаться (урок толерантности).

5. Зачем нужна гигиена. Умываться с удовольствием.

6. ."Кто в тереме живет?" (о гигиене комнат, двора, твоего рабочего места и т.д.).

7. Зачем мне необходим режим дня?

8. Береги свои зубы.




1 час

1 час

2 час

1 час

1 час

1 час
2 час

9. Для чего мы едим?

10. Что такое сон, для чего он нужен?

11. Движение – это жизнь и здоровье. Подумай об осанке.

12. Чтобы друг не стал врагом (о пользе и вреде телевизора).

13. Как сохранить зрение и слух?

14. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья (о закаливании).

15.Обобщающий урок – праздник совместно с родителями.




Береги свою жизнь

1 час

1 час

1 час

1 час

1. Секреты улицы.

2. Поведение на воде.

3. Когда животное не только друг.

4. О ядовитых грибах и растениях.




Советы доктора

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1. Первая помощь при травмах.

2. Первая помощь при ожоге.

3. Бой с простудой. Точечный массаж.

4. Зачем идти к врачу, когда ничего не болит?

5. Кто нас лечит?

6.Что делать, если я заболел (температура, болит живот)?

7. Что такое микробы – друзья или враги?

8. О вредных привычках и зависимостях.




Моя семья и я в ней

1 час
1 час

1. Моя семья: слабости и маленькие радости (о любви, нежности, уважении к семье).

2. Что умеют новорожденные: человек, утенок, черепаха и т.д.



































  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса занятий в гпд «Педагогика здоровья» iconПрограмма преддипломной практики для студентов V курса, обучающихся...
Преддипломная практика проводится в 9 семестре в течение 5 недель (с отрывом от занятий)

Программа курса занятий в гпд «Педагогика здоровья» iconПояснительная записка: Цель курса
Структура учебно-методического комплекса дисциплины сд. Ф. 1 Русский язык для студентов, обучающихся по специальности 050708. 65...

Программа курса занятий в гпд «Педагогика здоровья» iconРабочая программа курса по подготовке к егэ по литературе Цель занятий...
Структура занятий на подготовительных курсах обусловлена спецификацией экзаменационной работы по литературе, поэтому настоящая программа...

Программа курса занятий в гпд «Педагогика здоровья» iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...
«Дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»

Программа курса занятий в гпд «Педагогика здоровья» iconПрограмма VI ежегодного педагогического семинара
Возможности использования здоровьеразвивающего потенциала детского оздоровительного лагеря в воспитательной деятельности среднего...

Программа курса занятий в гпд «Педагогика здоровья» iconПрограмма элективного курса «развитие речи»
Элективный курс предназначен для занятий во 2-ом классе четырёхлетней школы

Программа курса занятий в гпд «Педагогика здоровья» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление: 050700. 62 «Педагогика»
Направление: 050700. 62 «Педагогика», профили «Управление дошкольным образованием», «Детская практическая психология», «Социальная...

Программа курса занятий в гпд «Педагогика здоровья» iconПрограмма предметного элективного курса по немецкому языку 4 класс Руководитель курса
«Культурные традиции немецкоговорящих стран», «Нравы и обычаи», «Великие люди немецкоязычных стран» и другие, поэтому, я считаю и...

Программа курса занятий в гпд «Педагогика здоровья» iconПрограмма Азбука общения построена по учебному плану. Основы разделов...
Особых ценность представляет собой развернутый план занятий, снабженный текстами и комментариями игр, бесед, упражнений, тематических...

Программа курса занятий в гпд «Педагогика здоровья» iconПрограмма предполагает проведение занятий один раз в неделю, во второй...
Приоритетной деятельностью в моей работе является направление — пальчиковые игры



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница