Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд», созданной под руководством Б.




Скачать 165.94 Kb.
НазваниеРабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд», созданной под руководством Б.
Дата публикации29.03.2014
Размер165.94 Kb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Культура > Рабочая программа




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Огнёвская средняя общеобразовательная школа»

РАС РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

на за на заседании Заместитель директора Приказ №__68___

мето методического совета по учебной работе от_6.08__2013г.

Прот Протокол № 1 ________/С.В.Трубина/ Директор школы:

от_6. От 6.08.2013г. _______/Л.П.Берестова/

Рабочая программа

по Изобразительному искусству

4 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд», созданной под руководством Б.М.Неменского

Составитель: Зубарева О.М

Учитель 1 КК

Со



2013-2014 учебный год
Изобразительное искусство.

4 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд, 1 – 9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского, утверждённой МО РФ (Москва, 2011г.) и в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год – 1 час в неделю.

«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека.

Одна из основных идей программы — «От родного порога — в мир культуры Земли», т. е. вначале должно быть приобщение к культуре своего народа, даже культуре своей малой родины,— без этого нет пути к общечеловеческой культуре.

Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы не только имеют утилитарное назначение, но являются также носителями духовной культуры, и так было всегда — от древности до наших дней.

Цель обучения изобразительному искусству:

- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства.

Задачи:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

  • воспитание нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Содержание программы по курсу «Изобразительное искусство» 4 класс:

Раздел 1. Истоки родного искусства (8 часов)

Знакомство с истоками народного искусства – это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека.

В содержании занятий обязательно должны быть внесены также особенности родной для ребенка культуры, того места, где он живет.

Красота природы в произведениях русской живописи. Разнообразие природной среды и особенности средневековой природы. Характерные черты, красоты родного для ребенка пейзажа. Повторение и развитие навыков живописи.

Традиционный образ природы и связь человека с окружающим миром природы. Природные материалы, роль деревни.

Общие представления о конструкции народного костюма женского и мужского, украшения и их значения. Постройка, украшение и изображение в народном костюме. Образ русского человека в творчестве художника.

Роль праздника в жизни людей. Праздник – это народный образ радости и счастливой жизни. Развитие композиционных навыков.

^ Раздел 2. Древние города нашей Земли (7 часов)

Образ древнего русского города. Выбор места для постройки. Впечатление, которое производит город при приближении. Крепостные стены и башни. Въездные ворота. Строительные материалы и их особенности. Соборы – святыни города, они также воплощают красоту, могущество и силу государства. Они являются архитектурным и смысловым центром государства.

Организация внутреннего пространства города. Размещение характер жилых построек, их соответствие на Руси сельскому деревянному дому с усадьбой.

Образ жизни людей; князь и его дружина, торговый люд. Одежда и оружие воинов – их форма и красота, цвет в одежде, символическое значение орнаментов.

Москва, Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов Великий и другие города. Они похожи и непохожи между собой. Знакомство с конкретным образом и своеобразием этих исторических центров. Образ теремной архитектуры.

^ Раздел 3. Каждый народ – художник (11 часов)

Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир. Особое поклонение природе. Японские сады. Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.

Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях. Изобретательность человека в построении своего мира. Города в пустыне. Глина – главный строительный материал. Присутствие крепостных стен. Особое значение искусства Древней Греции. Образ греческой природы. Образ готических городов Средневековой Европы.

^ Раздел 4. Как говорит искусство (8 часов)

В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства – матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения на эту тему., понятные и общие для всех людей. Есть красота внешняя и внутренняя. Главное - внутренняя красота, красота душевной жизни. Красота, в которой выражается жизненный опыт. Изображение сопереживания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие сострадающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию. Все народы воспевают своих героев. В искусстве всех народов присутствует мечта, надежна на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные — живопись, графика, скульптура; конструктивные — архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства.

Выделение принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания не только на произведение искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.

Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения действительности должно служить источником развития образного мышления.

Художественная деятельность учащихся на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); выполнение декоративной и конструктивной работы; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество обучающихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на всем протяжении обучения.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Необходимо иметь в виду, что, представленные в начальной школе в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности должны сопутствовать учащимся все годы обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

При всей предполагаемой свободе педагогического творчества необходимо постоянно иметь в виду ясную структурную цельность программы, цели и задачи каждого года и каждой четверти, обеспечивающие поступательность развития учащихся.

Критерии и система оценки творческой работы


  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы учащегося.
5 (отлично) ставится за показание знаний выше объема стандарта и программы; за выполнение работы в полном объеме в соответствии с программой, отличным качеством на творческом уровне, при этом соблюдая правила безопасной работы.

4 (хорошо) ставится за показание знаний выше объема стандарта и программы, усвоенные на аналитико-синтетическом уровне; за выполнение работы в полном объеме в соответствии с программой на хорошем уровне, при соблюдении правил безопасной работы.

3(удовлетворительно) ставится за показание знаний выше объема стандарта и программы, усвоенные на репродуктивном уровне; за выполнение работы в полном объеме в соответствии с программой и удовлетворительном качестве, при соблюдении правил безопасной работы.

2 (неудовлетворительно) ставится за не усвоение знаний в объеме стандарта и программы; за не выполнение работы в полном объеме и плохом качестве, не выполнении или нарушении правил безопасной работы.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 4 класса

Учащиеся должны знать:

- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;

- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

- закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;

- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью;

- знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка;

- роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений.

^ Учащиеся должны уметь:

- видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;

- выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;

- анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;

- пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. в рисовании на темы и с натуры;

- передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;

применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.

Информационно-методическое обеспечение

  • Программа «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского;

  • Поурочные планы по учебнику Л.А. Неменской «Изобразительное искусство. 4 класс» /автор-составитель И.В. Федотова. – Волгоград: Учитель, 2009.

  • Л.А.Неменская; под ред. Б.М. Неменского«Изобразительное искусство. Каждый народ – художник»: учебник для 4 класса. – М.: Просвещение, 2007.

Календарно – тематическое планирование


п/п

Название темы урока

Кол-во

часов

Практическая работа


Домашнее задание

план


факт

Тема года: «Каждый народ - художник».

^ 1 четверть. Тема: «Искусство твоего народа».

1

«Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы».

(компоновка)

1

Выполнение деревенского пейзажа по представлению. (групповая работа)


Найти репродукции русских пейзажей, поделиться впечатлениями.

2.09




2

«Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы».(цветовое решение)

1

Изображение деревни в природной среде, гармонии жилья с природой. Завершение работы в цвете, (групповая работа).

Найти и принести репродукции6 древних русских городов.

9.09.




3

«Образ древних русских городов».

(инд. конструирование)

1

Конструирование из бумаги кремля с крепостными стенами, башнями, постройками.Презентация.

(индивидуальная работа)

Найти изображения памятников русской старины.

16.09.




4

«Образ древних русских городов».

(создание ансамбля)

1

Коллективное конструирование ансамбля кремля. Презентация.

Найти изображения женских образов в произведениях искусства.

23.09.




5

«Образ русского человека».

(женский образ)

1

Изображение русских женских образов, красоты, мягкости, силы, нежности, русских женщин.

Найти изображения мужских образов в произведениях искусства.

30.09.




6

«Образ русского человека».

(мужской образ)

1

Изображение мужских образов (пахаря, богатыря, их силы и мужества).


Чем является труд для родителей и знакомых? Репродукции произведений искусства о труде.

7.10




7

«Воспевание труда в искусстве».

1

Изображение сельского труда (пахота, сенокос, уборка урожая).




14.10




8

«Народные праздники»

(предварительный рисунок, компоновка)

1

Выполнение предварительного рисунка для панно «Ярмарка в русском городе» (коллективная работа).

Вспомнить все, что показывали, о чем говорили в течение четверти.

21.10




9

«Народные праздники».

(обобщение темы четверти)

1

Создание панно на тему народного праздника «Ярмарка в русском городе», цветовое решение (коллективная работа). Обобщение темы четверти.




28.10




^ 2 четверть. Тема: «Искусство разных народов».

10

«Природа и селения разных народов».

1

Изображение пейзажа с селениями разных народов.


Найти изобразительный материал о природе и архитектуре разных народов.

11.11




11

«Образы городов и исторических памятников».

(рисунок)

1

Выполнение рисунка архитектурных ансамблей городов Прибалтики, Закавказья, Средней Азии и т. д.




18.11




12

«Образы городов и исторических памятников».(цветовое решение)

1

Работа над композицией архитектурных ансамблей городов в цвете.

Поискать и принести изображения национальных костюмов разных народов.

25.11




13

«Образ человека в искусстве разных народов»

1

Изображение женского образа одного из народов (через цвет, рисунок фигуры).




2.12




14

«Труд в искусстве разных народов».

(эскиз, рисунок)

1

Изображение людей в труде, например: уборка хлопка, лов рыбы, сбор винограда или на заводе, фабрике, шахте и т.д. (выполнение рисунка или эскиза для скульптуры)

Выполнить 2 – 3 наброска фигуры в движении.

9.12




15

«Труд в искусстве разных народов».

(цветовое решение, лепка)

1

Завершение работы в цвете, лепка в материале (пластилин).


Вспомнить все, о чем говорили в четверти. Принести собранные материалы.

16.12




16

«Искусство разных народов». (выставка работ за четверть)

1

Обсуждение материалов по изобразительному искусству, принесенных классом. Выставка работ.




23.12




^ 3 четверть. Тема: «Каждый народ земли – художник».

17

«Образ художественной культуры Древней Греции».

(рисунки фигуры)

1

Наброски фигуры (рисунки) в греческом стиле.


Собирать и изучать литературный, изобразительный, музыкальный материал по культуре Греции, Западной Европы, Японии.

13.01




18

«Образ художественной культуры Древней Греции».(вырезание)

1

Вырезание по силуэту элементов архитектуры.





20.01




19

«Образ художественной культуры Древней Греции».

(склеивание)

1

Склеивание макетов древнегреческих храмов.


Принести литературный, изобразительный материал по культуре Древней Греции.

27.01




20

«Образ художественной культуры Древней Греции».

(панно)

1

Создание панно «Греческий атлетический праздник», или «Праздник Великих Панафиней».

Принести литературный, изобразительный материал по культуре Японии.

3.02




21

«Образ художественной культуры Японии».

(пейзаж)

1

Изображение природы через детали, характерные для японских художников (ветка с птичкой, цветок с бабочкой, трава с кузнечиками, стрекозами, ветка цветущей вишни).




10.02




22

«Изображение японок в национальной одежде».

1

Передача характерных черт лица, прически, движения, фигуры.

Принести литературный, изобразительный материал по культуре Западной Европы.

17.02




23

«Образ художественной культуры средневековой Западной Европы».(готика)

1

Архитектурные зарисовки средневековых западноевропейских городов.




24.02




24

«Одежда и предметы быта горожан средневековья»

1

Зарисовки по представлению.




3.03




25

«Праздник цехов ремесленников на городской площади».

(панно)

1

Работа над созданием коллективного панно


Принести материал по теме четверти, подготовить сообщения к итоговому уроку (можно группами).

10.03




26

«Завершение работы над панно».

1

Используя панно, выполненные детьми за четверть, а так же материал, собранный учащимися, провести беседу по закреплению знаний.

Поиск материала посвященного материнству, стихи, песни, репродукции, подготовить рассказ.

17.03




^ 4 четверть. Тема: «Представления народов о духовной красоте человека».

27

«Все народы воспевают материнство».

1

Работа на тему «Мама».

Найти репродукции, стихи о материнстве.

Выполнить мамин портрет с натуры.

31.03




28

«Все народы воспевают мудрость старости».

1

Изображение любимого пожилого человека (дедушка, бабушка, учительница и т. д.).

Нарисовать с натуры дедушку или бабушку.

7.04




29

«Искусство всех народов объединяет людей и в радости и в горе».

1

Рисунок с драматическим сюжетом (больное животное, погибшее дерево ит. д.).

Написать маленький рассказ о своем рисунке.

14.04




30

«Все народы видят красоту человека в его борьбе за свободу и справедливость».

1

Изображение событий, которые волнуют сегодняшних школьников.




21.04




31

«Все народы скорбят опавших за справедливость и воспевают их подвиг».

1

Создание эскиза памятника герою.


Вспомнить, какие произведения о героях, борцах за справедливость вы видели в селе, городе, районе.

28.04




32

«Все народы скорбят о павших за справедливость

и воспевают их подвиг».

1

Выполнение проекта памятника в объеме.




5.05




33

«Представления народов о духовной красоте человека».

1

Подготовка работ к выставке.




12.05




34

Обобщение и закрепление знаний по итогам начальной школы.

1

Подготовка выставки класса за начальную школу.





19.05




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд», созданной под руководством Б. iconРабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса разработана...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы «Изобразительное искусство» Кузина В. С., утверждённой мо...

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд», созданной под руководством Б. iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе...
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 3 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип....

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд», созданной под руководством Б. iconРабочая программа по изобразительному искусству создана на основе...
Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и программы «Изобразительное искусство 1-4 классы»...

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд», созданной под руководством Б. iconРабочая программа разработана на основе Примерной программы начального...
Примерной программы начального общего образования по русскому языку, бупа 2004 года и учебного плана мкоу городокской сош №2 на 2013-2014...

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд», созданной под руководством Б. iconРабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана...
Кузина В. С. «Изобразительное искусство» для 1-4 классов образовательных учреждений), рекомендованной Министерством образования Российской...

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд», созданной под руководством Б. iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
«Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта...

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд», созданной под руководством Б. iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета Изобразительное...
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству...

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд», созданной под руководством Б. iconРабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательной...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное...

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд», созданной под руководством Б. iconРабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательной...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы Р. Х. Ягафаровой «Литературное чтение», утвержденной мо и...

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд», созданной под руководством Б. iconРабочая программа по «Изобразительному искусству» для 6 класса составлена...
России, академика рао б. М. Неменского и коллектива авторов: Н. А. Горяевой, Л. А. Неменской, А. С. Питерских, утверждённой и рекомендованной...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница