Учебно-методическое пособие для студентов очно-заочной и заочной форм обучения




Скачать 255.42 Kb.
НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов очно-заочной и заочной форм обучения
страница1/2
Дата публикации15.07.2013
Размер255.42 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
lit-yaz.ru > Культура > Учебно-методическое пособие
  1   2
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Учебно-методическое пособие для студентов очно-заочной и заочной форм обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2007

^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    КАЕФДРА ФИЛОСОФИИ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 

Учебно-методическое пособие для студентов очно-заочной и заочной форм обучения

 

 

Н. Новгород

2007

ВВЕДЕНИЕ

Государственный образовательный стандарт  (ГСЭ.Ф.04.)

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропо­логия. Культурология и история мировой культуры; история культуры Рос­сии; школы, направления и теории в культурологии; охрана и использование культурного наследия. Теоретическая и прикладная культурология.

Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символ культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина ми­ра, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культура. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Тенденции культурной универсализа­ции в мировом современном процессе.

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные про­блемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.

 

                                               II

^ Общие рекомендации

В последнее время в подготовке студентов вузов важное место принадлежит культурологии. Культурология как интегративная социогуманитарная научная дисциплина является необходимой составляющей  профессиональной подготовки специалистов практически во всех областях человеческой деятельности. Любая сфера человеческой деятельности должна базироваться на гуманитарно ориентированном знании.  Кроме того, культурологическое знание имеет и практическую направленность, т.е. оно может быть связанным с планированием социальной жизни в целом, с управленческой сферой, с жизнью малых групп, деятельностью организаций и т.п.

 Между тем в отличие от других гуманитарных предметов, структура культурологического знания не устоялась, что объясняется сранительной молодостью данной науки. Это проявляется в том, что сегодня курс культурологии сводят к какой-либо из близких областей гуманитарного знания: к искусствоведению, мировой художественной культуре, философии культуры. Настоящий курс культурологи составлен с учетом требований Государственного образовательного стандарта и включает в себя проблемы теории культуры.

Успешное овладение курсом культурологии требует глубокого изучения каждым студентом произведений выдающихся философов, и культурологов, современных проблем развития человечества и России, новейших достижений науки и техники, цикла инженерно-педагогических дисциплин, соответствующих профилю вуза, и перспектив их развития.

Важнейшее место в процессе изучения культурологии принадлежит лекционным и семинарским занятиям. Главная цель каждого конкретного занятия определяется значением изучаемых тем;

общие задачи, решаемые учебными занятиями, состоят в следующем:

         -        выработать у студентов мировоззренческие предпосылки для понимания как своей, так и иных культур,

         -        обогатить знания студента ценным наследием мировой и отечественной культуры,

-        воспитать потребность в дальнейшем изучении в мировой художественной культуры;

-        создать условия для лучшего усвоения и понимания наиболее сложных тем по курсу культурологии, уяснить мировоззренческое и методологическое значение культурологических положений;

-        сформировать у студента осознание собственной личности как субъекта культурного творчества,

-        научить студента основательно разбираться в сложнейших явлениях современной культурной жизни,

-        выработать у студента навыки контроля за результатами самостоятельной

работы,

-        способствовать выработке эстетического вкуса, представления о прекрасном.

Усвоение данного курса позволяет выполнить следующие задачи:

-                     повысить общий духовно-мировоззренческий и культурный уровень студента

-                     помочь студенту делать обоснованные выводы по поводу происходящих в современной культуре явлений

-                     приучить к самостоятельной выработке мировоззренческих ориентиров, смысложизненных ценностей

-                     уточнить стержневые аксиолого-мировоззренческие ориентации существования

-                     сформировать навыки научно-исследовательского поиска

-                     воспитать толерантное отношение к культурным традициям других народов

-                     подготовить квалифицированных специалистов, обладающих высокой общей и профессиональной культурой

-                     привить навыки успешного исполнения управленческой деятельностью.

III

^ Пути овладения предметом

Основным способом глубокого творческого освоения и усвоения культурологии является:

-        плодотворная работа на лекции, систематическая запись лекционного материала, проработка и дополнение его в часы самостоятельной работы, использование материала для подготовки к семинарскому занятию;

-        изучение и конспектирование рекомендованной литературы по культурологии, соответствующих разделов учебников и учебных пособий,  произведений мировой и отечественной мысли, материалов из печати;

-        тщательный анализ профессионально-педагогического среза рассматриваемых вопросов, уяснение теоретического и практического значения их для будущей профессиональной деятельности, для подготовки специалиста с высшим образованием.

Результатом изучения курса культурологии является интеллектуальное, обще культурное и нравственное развитие личности, рост уровня образованности будущего специалиста, что является важным условием профессионального и гражданского самоопределения студента в последующей жизни и деятельности.

                                               IV    

^ Программа курса «Культурология»

 

Примечание: данная программа рассчитана на 16 часов – 8 часов лекций, 8 часов практик. Для курса, состоящего из 12 часов (8 часов лекций, 4 часа практик), занятия, отмеченные звездочкой не рассматриваются.

 

Тематический план дисциплины «Культурология»

 



Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия

1

Культурология как научная дисциплина

1

 

2

Феномен культуры: общая характеристика

1

 

3

Философия культуры

2

 

4

Культура и цивилизация

 

2

5

Культура и природа

 

2

6

Техника как социокультурный феномен

2

 

7

Искусство как феномен культуры

 

2

8

Проблемы современной культуры

2

 

9

Сущность и своеобразие культур Востока, Запада и России

 

2

 

Итого

8

8

 

^ Содержание разделов дисциплины

 

Тема 1. Культурология как научная дисциплина

Науки о культуре. Культурология как синтезирующая учебная и научная дисциплина. Содержание общественной жизнедеятельности людей как предмет культурологии. Понимание своей и иной культуры как цель культурологического исследования.

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология, философия и философия культуры. Социология культуры. Специфика социологического подхода к культуре. Соотношение культуры и  социальной системы (П.Сорокин, Т.Парсонс, Р.Мертон). Два направления в социологии: «натуралистически-объективистское» (О.Конт, Э.Дюркгейм) и «культурно-аналитическое» (М.Вебер). Культурная антропология. Культурология как методологическая основа гуманитарных наук. История культуры: античная культура, средневековая культура, культура эпохи Возрождения, культура Нового и Новейшего времени. Прикладная культурология.

^ Тема 2. Феномен культуры: общая характеристика

Культура: этимология слова и история понятия. Многообразие определений термина. Обыденное понимание культуры. Понятия «культура» и «культ». Культура как универсальная категория, охватывающая широкий мир разнородных явлений.

Духовность. Духовная и материальная культура. Традиции и новаторство в культуре, культурная преемственность. Традиции в русской культуре. Архаисты и новаторы в культуре. Проблема традиций и новаций в современной культуре.

Культура как система. Функции культуры: освоения и преобразования мира, коммуникации, сигнификации, накопления и хранения информации, нормативная, адаптивно-защитная и др.

^ Тема 3. Философия культуры

Критика классического образа культуры. Кризис рационализма (К.Маркс, А.Шопенгауэр, Р.Вагнер, Ф.Ницше).

Неокантианство о методологических проблемах «наук о природе» и «наук о культуре» (В.Виндельбандт, Г.Риккерт).

Экзистенциалистская концепция культуры. С.Кьеркегор, Н.Бердяев и Л.Шестов о человеке, истории и культуре. Методологические возможности концепции «осевого времени» К.Ясперса. Ж.-П.Сартр о повседневности как основе культурной жизни индивида. А.Камю – «абсурд» как метафизическая характеристика бытия человека в культуре.

Культурная антропология. Классический эволюционизм (Г.Спенсер, Э.-Б.Тайлор). Л. Морган о роли открытий и изобретений в прогрессивном движении от дикости к цивилизации. Идеи единства человечества и поступательного развития цивилизации. Специфика современного эволюционизма. Неоэволюционизм (Л.Уайт и др.). Религиозный эволюционизм П. Тейяра де Шардена. «Теория модернизации». Кризис классического образа человека и культуры в диффузионизме (Ф.Ратцель, Л.Фробениус, Ф.Гребнер).

Структурный функционализм в культурной антропологии. Культура как система «институтов» (Б.Малиновский). Культура как структура (А.Р.Радклифф-Браун).

^ Тема 4. Культура и цивилизация

         Понятие культуры и цивилизации: сравнительная характеристика. Генезис термина и понятия «цивилизация». Критерии выделения цивилизации (хронологический, технологический, религиозный, информационный и др.). Цивилизация как ступень развития культуры. Цивилизация как противоположная варварству ступень развития человечества. Аграрная (доиндустриальная), индустриальная и постиндустриальная цивилизация. Цивилизация в понимании французских просветителей. Вольтер о цивилизованном поведении. Природа, культура и цивилизация у Ж.-Ж. Руссо.

Теория «общественно-экономических формаций» К. Маркса.

         Подходы к определению сущности цивилизации: этнопсихологический подход Л.Н. Гумилева, культурологический подход М. Вебера и А. Тойнби.

О соотношение культуры и цивилизации в трудах О. Шпенглера, Н.А. Бердяева, Н. Я. Данилевского и др.

Проблема соотношения культуры и цивилизации на современном этапе. Цивилизация как технологический аспект культуры.

^ Тема 5. Культура и природа

Культура как внеприродный, биологически ненаследуемый способ жизнедеятельности человека. Культурный изоморфизм природы. Традиция противопоставления культуры и природы. Противопоставление природного и нравственного, культурного, в философии античных софистов. Проблема отчуждения человека от природы посредством культуры в философии киников. Противопоставление культуры и природы в Новое время.

Природа и внутренний духовный мир человека. Природа и творческая продуктивность личности. Взаимоотношения природы и культуры в русском национальном сознании. Садово-парковая культура. Пейзаж в истории изобразительного искусства. Проблема исторического «видения» природы в разные периоды культурного развития. Экстенсивная и интенсивная модели природопользования в ХХ веке. Натурфакты и артефакты.

^ Тема 6. Техника как социокультурный феномен

Понятия «техника» и «технология». Техника как искусство и мастерство, понятие «techne» в античности.

Единство человека и природы в архаичных культурах. Формирование искусственной среды обитания. Взаимосвязь техногенной и природной среды. Основные этапы развития техники. Современное понимание сферы технического.

Характеристика техницизма как особого типа ментальности. Человек-творец эпохи Возрождения, активизм новоевропейской культуры. Философия техногенной цивилизации. Многоаспектность современной техники. Культурологические аспекты  проблемы «человек и машина» (Н.Бердяев, Х.Ортега-и-Гассет, Ж.Бодрийяр, Т.Адорно и др.). Техника как переход человеческого существования от организма к организации. (Н. Бердяев).

^ Тема 7. Искусство как феномен культуры

Понятие искусства. Сущность и функции искусства. Искусство как творчество. Искусство и зрелище. Искусство и политика, искусство и мораль. Искусство и религия. Проблема политизации искусства.

Теории происхождения искусства: игровая (Й. Хейзинга), биологическая (Ч. Дарвин), психоаналитическая (З. Фрейд)

Понятие художественного образа.  Микро-, макро- и мегаобразы в искусстве. Основные способы художественного формообразования. Метафоризация. Уровни осмысления действительности – предметный, смысловой, экспрессивный. Образ-тип, образ-идеал, образ-символ.

Каноны, традиции и инновации в искусстве. Эстетический идеал различных культур. Закон развития мирового искусства Х. Ортеги-и-Гассета - от реализма в изображении предметов через импрессионизм, изображение чувств к абстракции, изображению идей.

Х. Ортега-и-Гассет о дегуманизации искусства. Искусство в индустриальном и постиндустриальном обществе. Технический прогресс и новый виды искусства. Дизайн.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие для студентов очно-заочной и заочной форм обучения iconУчебное пособие Н. Новгород 2004 ббк 81. 2 Нем. П54
Учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов очной, заочной, очно-заочной и дистанционной форм обучения

Учебно-методическое пособие для студентов очно-заочной и заочной форм обучения iconОбщая психология
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 051000. 62 Профессиональное обучение (по отраслям)...

Учебно-методическое пособие для студентов очно-заочной и заочной форм обучения iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
Учебно-методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по специальности...

Учебно-методическое пособие для студентов очно-заочной и заочной форм обучения iconНоменклатуре педагогических специальностей
Факультетов, на которых обучаются более 3 тысяч студентов по 20 специальностям и 5 направлениям (очной, очно-заочной и заочной форм...

Учебно-методическое пособие для студентов очно-заочной и заочной форм обучения iconУчебно-методическое пособие для студентов 1 курса всех специальностей...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1 курса всех специальностей заочной формы обучения. Целью издания является...

Учебно-методическое пособие для студентов очно-заочной и заочной форм обучения iconПо специальности «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» Н
Методическое пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения

Учебно-методическое пособие для студентов очно-заочной и заочной форм обучения iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по специальности 030301 – Психология
Программа предназначена для студентов-психологов всех форм обучения (очной, очно-заочной, заочной) Московского университета государственного...

Учебно-методическое пособие для студентов очно-заочной и заочной форм обучения iconУчебно-методический комплекс по курсу «Занятость населения и ее регулирование»...
«Занятость населения и ее регулирование» является дисциплиной по выбору студента и изучается в 5 семестре очной и 7 семестре очно-заочной...

Учебно-методическое пособие для студентов очно-заочной и заочной форм обучения iconУчебное пособие предназначено для студентов очной, заочной форм,...
Заочной и вечерней форм обучения и студентам, получающих второе высшее образование, по направлению подготовки «Психология управления»,...

Учебно-методическое пособие для студентов очно-заочной и заочной форм обучения iconПрограмма и методические материалы освоения дисциплины : «Изучение и прогнозирование спроса»
Разовский Ю. В. «Познавая будущее». Программа и методические материалы освоения дисциплины: «Изучение и прогнозирование спроса» для...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница