Учебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология»




Скачать 153.48 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология»
Дата публикации15.07.2013
Размер153.48 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
lit-yaz.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ

И КИНЕМАТОГРАФИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ


Кафедра теории культуры, этики и эстетики
АРХЕОЛОГИЯ И ЭТНОГРАФИЯ
Учебно-методический комплекс

для студентов специальности «культурология»,

квалификация - культуролог

(программа курса,

планы семинарских занятий,

вопросы к рубежному контролю,

билеты курсового экзамена,

критерии оценки качества знаний).


Москва - 2009
Рекомендовано в качестве учебно-методического комплекса по курсу «этика» для студентов специальности 031401– культурология, квалификация - культуролог кафедрой теории культуры, этики и эстетики

« … » января 2009г.

Протокол № ...

Археология и этнография: Учебная программа по специальности 031401 «Культурология», квалификация «Культуролог» / Сост.Фесенко А.В.—М.: Московский государственный университет культуры и искусств, 2009.— с.16.

Составитель: Фесенко А.В.

Кандидат педагогических наук

доцент

^ Пояснительная записка

Проблема формирования устойчивого интереса у студентов является одной из актуальных проблем современной высшей школы. Развить интерес к археологии как науке, научить студента пользоваться понятийным аппаратом данной науки, ориентироваться в мире минувшего, анализировать ситуации и т. п. – основная задача спецкурса.

Археология – наука, стоящая на стыке гуманитарных, естественных и точных наук, в этом не только её своеобразие, но и мощный стимул к расширению интереса по широкому спектру наук.

Знакомясь с методологической базой археологической науки, студенты могут увидеть, как из групп разнообразных вещей возникает информация о ремесле, духовной культуре и других аспектах жизни и быта древнего населения.

Данный курс не ставит задачи охватить все археологические культуры и памятники, это и невозможно. Существует сознательное географическое ограничение: используется материал только Северного Причерноморья и Крымского Приазовья. Это связано, прежде всего, с тем, что курс предназначен для студентов, которым предстоит прохождение археологической практики в этом регионе. Соответственно, выбор изучаемых археологических культур подчиняется этой же цели и ограничивается теми эпохами, которые непосредственно изучаются студентами в период прохождения полевой археологической практики: палеолит, эпоха бронзы, античные памятники Северного Причерноморья и Крымского Приазовья. Сказанное относится и к этнографическому материалу, который излагается параллельно с археологическими данными.
^ Цель курса – знакомство студентов с широким спектром проблем, которыми занимаются археология и этнография; дать изложение современных методов и приемов археолого-этнографических исследований для дальнейшего использования этих методов и приемов на практике в ходе самостоятельных исследований.
Средства и формы обучения
Иллюстрированные лекции, полевая практика в археологических экспедициях, экскурсии, работа с литературой, работа с экспонатами, слайд-программы, просмотр видеосюжетов.
Ожидаемые педагогические результаты
По прохождении учебного курса «Введение в археологию» у студентов формируется ясное представление о науке археологии, студенты должны овладеть теоретическими и практическими знаниями из области полевой и кабинетной археологии, освоить методы проведения полевых археологических исследований, овладеть навыками проведения археологических работ в поле, археологической фиксации.


Тематический план курса

Раздел I. Введение

Тема1. Назначение археологии. Археология и другие науки.

Тема 2. Методы хронологии.

Тема 3. Археологические памятники и их классификация.

Раздел II. Палеолит, мезолит, неолит

Тема 4. Периодизация палеолита.

Тема 5. Мезолит и неолит.

Раздел III. Энеолит и эпоха бронзы

Тема 6. Энеолит и эпоха бронзы.

Раздел IV. Античная археология.

Тема 7. Основы античной археологии.

Тема 8. Античная архитектура.

Тема 9. Античные города-государства Северного Причерноморья и Крымского Приазовья.

Тема 10. Античные памятники Центрального и Западного Крыма.



№№

^ Название темы

Лекции (ч)

Семинары (ч)

Тема 1

Назначение археологии. Археология и другие науки.

2

4

Тема 2

Методы хронологии.

2




Тема 3

Археологические памятники и их классификация.

2

4

Тема 4

Периодизация палеолита.

2




Тема 5

Мезолит и неолит.

2




Тема 6

Энеолит и эпоха бронзы.

2




Тема 7

Основы античной археологии.

2

4

Тема 8

Античная архитектура.

2




Тема 9

Античные города-государства Северного Причерноморья и Крымского Приазовья.

2

4

Тема 10

Античные памятники Центрального и Западного Крыма.

2




ИТОГО:

Общее количество аудиторных часов - 36

20

16



Раздел I. Введение.

Тема1. Термин «Археология» – Платон, Диодор Сицилийский, Страбон. Αρχαιος λογος у греков и antiquitates у римлян – Дионисий Галикарнасский, Иосиф Флавий. Объект археологии. Назначение археологии. Понятие «археологическая культура». Археология и другие науки. Археология и этнография. Археология и история искусства. Археология и точные науки. Принципы археологии.
Тема 2. Методы хронологии. Система «трех веков». Хронология относительная и абсолютная. Методы абсолютной хронологии: радиокарбон, палеомагнитный метод. Дендрохронология: возникновение идеи, уникальный опыт Новгорода. Относительная хронология: типологические ряды, стратиграфические методы.
Тема 3. Археологические памятники и их классификация. Культурный слой. Особенности культурного слоя различных памятников. Распределение находок в культурных напластованиях. Археологическая стратиграфия. Перекопы и другие нарушения целостности культурного слоя. Однослойные и многослойные памятники. Профили.

^ Раздел II. Палеолит, мезолит, неолит

Тема 4. Периодизация палеолита. Томсен, Ворсо: «система трех веков». Современная периодизация палеолита. Антропогенез. Гоминидная триада. Проблема прародины – моноцентризм, полицентризм. Ископаемые обезьяны. Австралопитековая стадия: открытие Дарта. Исследования семьи Лики в Олдувае. Архантропы: Homo habilis. Питекантропы. Палеоантропы. Эпоха мустье. Проблема неандертальца. Неоантроп. Кроманьонцы. Расширение ойкумены. Новые научные данные о времени существования Homo sapiens.

Тема 5. Мезолит. Открытие мезолита. Э.Пьет. Пещера Мас д’Азиль. Отступление ледника. Развитие рыболовства. Изобретение лука и стрел. Микролиты. Неолит. Открытие неолита. Новые климатические условия. Неолитическая революция. Новые способы обработки камня. Новые формы орудий. Новые породы обработки камня. Появление шахт. Возникновение земледелия. Возникновение скотоводства. Керамика. Ткачество. Обмен. Мезолитические и неолитические памятники Средиземноморья и Северного Причерноморья.
Раздел III. Энеолит и эпоха бронзы

Тема 6. Понятие «энеолит». Локальное выделение энеолита (не обособляется многими научными школами). Пять признаков энеолитической культуры по Арциховскому. Первые орудия из меди, начало плавки меди. Значение металла для творчества. Известные периодизации бронзового века: Райнеке, Монтелиус, Городцов, Теплоухов и др. Специфические явления эпохи бронзы: мастерские литейщиков, погребения литейщиков, клады, классификации кладов. Археологические памятники эпохи бронзы. Переход от бронзы к железу. Особенности обработки железа. Сложение «семи миров железного века».

^ Раздел IV. Античная археология.

Тема 7. Основы античной археологии. Характеристика географических особенностей Северного Причерноморья и Крымского Приазовья. Экономические основы развития. Периодизация греческой истории. Причины колонизации Северного Причерноморья (гипотезы). Три региона колонизации Северного Причерноморья. Греки и местное население. Киммерийцы и скифы. Геродотова Скифия и ее границы, происхождение скифов, скифы-кочевники и скифы-земледельцы, захоронения лошадей в курганах, повозки, жилища скифов, скифская триада, звериный стиль, оружие, курганы.

Тема 8. Античная архитектура. Зарождение и развитие античного храма. Типы храмовых построек и ордера. Строительные материалы и инструменты. Добыча камня, техника строительства. Планировка городов. Характеристика некоторых комплексов.

Тема 9. Античные города-государства Северного Причерноморья и Крымского Приазовья. Колыбель русской археологии. Общая характеристика устройства городов-государств. Ольвия: история изучения, археологические открытия. Херсонес Таврический: история изучения, археологические открытия, полис и хора. Пантикапей: история изучения, открытия. Боспорское царство. Античные городища Восточного Крыма: Артезиан, Илурат, Нимфей, Мирмекий и др. Римские легионы в Северном Причерноморье.

Тема 10. Античные памятники Центрального и Западного Крыма. Калос Лимен, Беляус, Керкинитида. Появление сарматов, оттеснение скифов в Крым, скифо-херсонесские вооруженные конфликты, Неаполь – столица Позднескифского царства, мавзолей Неаполя Скифского – новые находки, царство Скилура и Палака, скифские укрепленные поселения в Северо-Западном Крыму, Митридат Евпатор и скифы.

Литература

Обязательная литература:

Каменецкий И.С. Археология (I. Введение. II. Археология и другие науки): Учебное пособие.-М.: МГУКИ, 1999.

Дополнительная литература:

Авдусин Д. А. Основы археологии. -М, 1989.

Амальрик А.С., Монгайт А.Л. Что такое археология. - М., 1966.

Генинг В.Ф. Объект и предмет науки в археологии. - Киев, 1983.

Громов Г. Г. Методика этнографических экспедиций. -М., 1966.

Дикшит С.К. Введение в археологию.-М., 1960.

Мартынов А.И., Шер Я.А. Методы археологического исследования. -М., 2002.

Матюшин Г.Н. Археологический словарь. -М., 1996.

^ СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Семинарские занятия призваны способствовать лучшему усвоению студентами программного материала. Их тематика, как пра­вило, совпадает с тематикой лекций и дополняет их.

Основная цель семинара – введение в археологическое источниковедение с выходом к историко-культурной тематике. При этом предоставля­ется максимум самостоятельности, чтобы студенты могли проявить свои способно­сти к научному творчеству. Тема первого студенческого доклада нередко стано­вится темой всей жизни будущего исследователя, поэтому одной из задач семи­нарских занятий является выявление способностей студентов для будущей спе­циализации.

Основные задачи семинарских занятий:

1. Выработать у студентов широкий исторический взгляд на общественные явления.

2. Ознакомить с важнейшими историко-культурными открытиями и свер­шениями.

3. Научить студентов видеть за вещами и явлениями Человека – творца ис­тории, творца цивилизации.

4. Привить умение оперировать вещественными историческими источника­ми: описывать и сравнивать предметы, видеть их разнообразие, выяс­нить генезис предметов, строить их типологические ряды, определять хронологию, выявлять эволюцию орудий труда и других предметов мате­риальной культуры человечества; осознавать различие технологических возможностей на разных ступенях общественного развития.

5. Научить составлять библиографию.

6. Научить обсуждать доклады, вести дискуссию.

7. Заложить основы научной интуиции.
Семинар I. Археология как наука. Археология и другие науки (4 часа).

1. Определение и углубленное содержание понятия «археология».

2. Хронологические рамки археологических исследований.

3. Археология и этнография. Этнографическая археология.

4. Всеобщая взаимосвязь наук. Связь археологии с физикой, астрономией, химией, математикой, историей искусств.

Литература:

1. Авдусин Д. А. Основы археологии. -М, 1989.

2. Амальрик А.С., Монгайт А.Л. Что такое археология. - М., 1966.

3. Генинг В.Ф. Объект и предмет науки в археологии. - Киев, 1983.

4. Матюшин Г.Н. Археологический словарь. -М., 1996.

5. Предмет и объект археологии и вопросы методики археологического ис­следования. - Л., 1975.
Семинар II. Археологические памятники и их классификация. (4 часа).

  1. Виды археологических памятников. Поселения и погребальные сооружения.

  2. Стоянки, селища, городища.

  3. Курганы.

  4. Дольмены, менгиры, кромлехи.

  5. Открытые и закрытые комплексы.

Литература:

1. Авдусин Д. А. Основы археологии. -М, 1989.

2. Клейн Л.С. Археологические источники. - Л. 1978.

3. Мартынов А.И., Шер Я.А. Методы археологического исследования. -М., 2002.
Семинар III. Основы античной археологии (4 часа).

  1. Основные причины и мотивы греческой колонизации.

  2. Пути и способы освоения греками новых территорий, главные морские коммуникации в Черном море.

  3. Две модели колонизации – освоение хоры, основание апойкий в одном месте.

  4. Специфика античной археологии.


Литература:

  1. Агбунов М.В. Античная лоция Черного моря. –М., 1987.

2. Блаватский В.Д. Античная археология Северного Причерноморья. М., 1961.

3. Брашинский И.Б. Греческий керамический импорт на Нижнем Дону. Л., 1980.

4. Кругликова И.Т. Античная археология. М., 1984.
Семинар IV. Античные города-государства Северного Причерноморья и Крымского Приазовья (4 часа).

  1. Эллинские полисы Северо-Западного Причерноморья: Тира, Никоний, Ольвия, Керкинитида, Херсонес Таврический.

  2. Боспорское царство: Пантикапей.

  3. Малые города Боспора – Мирмекий, Акра, Китей, Нимфей, Тиритака.

  4. Азиатский Боспор: торговый эмпорий в дельте Дона. Кепы, Гермонасса, Фанагория, Горгиппия.


Литература:

1. Археология СССР. Античные государства Северного Причерноморья. М., 1984.

2. Блаватский В.Д. Пантикапей. М., 1964.

3. Гайдукевич В.Ф. Боспорское царство. М.,Л., 1949.

4. Гайдукевич В.Ф. Боспорские города. Л., 1981.

5. Кадеев В.И. Херсонес Таврический в первых веках нашей эры. Харьков, 1981.
Вопросы к рубежному контролю

  1. Объект и предмет археологии.

  2. Взаимосвязь археологии и этнографии.

  3. Этноархеологические методы исследования.

  4. Система «трех веков» в археологии.

  5. Абсолютная и относительная хронология.

  6. Основные теории антропогенеза.

  7. Периодизация палеолита.

  8. Типология археологических памятников.

  9. Стратиграфические методы исследования.

  10. Мезолитические памятники.

  11. Неолитическая революция.

  12. Причины греческой колонизации.

  13. Этническая характеристика региона Северного Причерноморья до греческой колонизации.



Вопросы к курсовому экзамену
Московский государственный университет культуры и искусств

Кафедра теории культуры, этики и эстетики

Курсовой экзамен
Дисциплина: Археология и этнография
Билет № 1


  1. Возникновение археологии.

2. Теории антропогенеза.
Зав. кафедрой И.В.Малыгина
__________________________________________________________________

Московский государственный университет культуры и искусств

Кафедра теории культуры, этики и эстетики

^ Курсовой экзамен
Дисциплина: Археология и этнография
Билет № 2


  1. Этноархеологические методы исследования.

  2. Хронологические методы археологических исследований.


Зав. кафедрой И.В.Малыгина

Московский государственный университет культуры и искусств

Кафедра теории культуры, этики и эстетики

^ Курсовой экзамен
Дисциплина: Археология и этнография
Билет № 3


  1. Греческая колонизация Северного Причерноморья.

  2. Херсонес Таврический.


Зав. кафедрой И.В.Малыгина

__________________________________________________________________

Московский государственный университет культуры и искусств

Кафедра теории культуры, этики и эстетики

Курсовой экзамен
Дисциплина: Археология и этнография
Билет № 4


  1. Своеобразие и особенности мезолита.

  2. Критерии определения неолита.


Зав. кафедрой И.В.Малыгина

________________________________________________________________________

Московский государственный университет культуры и искусств

Кафедра теории культуры, этики и эстетики

Курсовой экзамен
Дисциплина: Археология и этнография
Билет № 5


  1. Взаимоотношения греков и варваров.

  2. Энеолит как первый технический период эпохи раннего металла.


Зав. кафедрой И.В.Малыгина
__________________________________________________________________

Московский государственный университет культуры и искусств

Кафедра теории культуры, этики и эстетики

^ Курсовой экзамен
Дисциплина: Археология и этнография
Билет № 6


  1. Общая характеристика истории развития племен эпохи бронзы.

  2. Города Северного Причерноморья в период римского влияния.


Зав. кафедрой И.В.Малыгина

__________________________________________________________________

^ Московский государственный университет культуры и искусств

Кафедра теории культуры, этики и эстетики

Курсовой экзамен
Дисциплина: Археология и этнография
Билет № 7
^ 1. Античные памятники Центрального и Западного Крыма.

2. Пантикапей – столица Боспорского царства.
Зав. кафедрой И.В.Малыгина

__________________________________________________________________

Московский государственный университет культуры и искусств

Кафедра теории культуры, этики и эстетики

^ Курсовой экзамен
Дисциплина: Археология и этнография
Билет № 8


  1. Особенности культурного слоя различных памятников.

  2. Проблема неандертальца.


Зав. кафедрой И.В.Малыгина
__________________________________________________________________

Московский государственный университет культуры и искусств

Кафедра теории культуры, этики и эстетики

^ Курсовой экзамен
Дисциплина: Археология и этнография
Билет № 9


  1. Погребения: их классификация и эволюция.

  2. Поселения и жилища: их классификация и эволюция.



Зав. кафедрой И.В.Малыгина

__________________________________________________________________

Московский государственный университет культуры и искусств

^ Кафедра теории культуры, этики и эстетики

Курсовой экзамен
Дисциплина: Археология и этнография
Билет № 10


  1. Понятие «археологическая культура».

^ 2. Киммерийцы и скифы.
Зав. кафедрой И.В.Малыгина

__________________________________________________________________

Критерии оценки курсового экзамена «Археология и этнография».

Ответ студента на экзамене «Археология и этнография» оценивается по следующим критериям:

«ОТЛИЧНО»

Ставится за ответ студента, в котором демонстрируются глубокие знания предмета, четко формулируются и излагаются теоретические положения.
«ХОРОШО»

Ставится за правильный, но не столь глубокий и подробный ответ.
«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»

Ставится за знания не в полном объеме, слабое и неуверенное изложение материала.
«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»

Ставится за незнание предмета, при отсутствии ответа.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология»
Рекомендовано в качестве учебно-методического комплекса по курсу «История античной культуры» (курс по выбору) «…» января 2009г

Учебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 031401. 65 «Культурология»
В рамках самостоятельной работы студентов предполагается выполнение рефератов. Формы контроля самостоятельной работы студентов –...

Учебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Классические языки» для студентов заочной формы обучения по специальности 0503010....

Учебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 031501 «Искусствоведение»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности «Искусствоведение»

Учебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 031401. 65 «Культурология»
Цель курса – ознакомление студентов с историей развития молодежных субкультур и движений, формирование у обучающихся как теоретических...

Учебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по специальности 35. 05. 00 «Социальная работа»
Учебно-методический комплекс дисциплины предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа»

Учебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология»
Учебно-методический комплекс дисциплины преподавателя разработан : преподавателем Бассалыго О. В

Учебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология» iconУчебно-методический комплекс теория этики направление 031400. 62 «Культурология»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Художественная культура...
Дисциплина входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специальности в блок дисциплин по выбору студентов,...

Учебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология» iconУчебно-методический комплекс для специальности 080502 «Экономика...
Учебно-методический комплекс скорректирован в соответствии с учебным планом филиала рггу в г. Великий Новгород



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница