Самостоятельная работа в группах /Перед составлением модели текста учащимся сообщается название текста произведения И. С. Тургенева «Нищий»




Скачать 93.93 Kb.
НазваниеСамостоятельная работа в группах /Перед составлением модели текста учащимся сообщается название текста произведения И. С. Тургенева «Нищий»
Дата публикации15.06.2014
Размер93.93 Kb.
ТипСамостоятельная работа
lit-yaz.ru > Культура > Самостоятельная работа






Открытый урок

по литературе в 5-м классе

Культуро-лингвистический анализ текста

/По стихотворению И.С.Тургенева «Нищий»/

Дерманская Ирина Петровна, учитель высшей категории

МОУ СОШ №1 г. Гусева

Калининградской области

Тема: Культурно – лингвистический анализ текста

/По стихотворению И.С. Тургенева «Нищий»/
Цели Обучающие:

1) углубить знания учащихся о творчестве И.С.Тургенева;

2) обобщить и расширить умение учащихся анализировать

текст в культурно – лингвистическом аспекте.

Развивающие:

1) овладение опорной лексикой культурно-лингвистического

анализа текста, аналитическими конструкциям со

значением истолкования художественного образа;

2) совершенствование навыков монологического высказывания

с использованием оценочно-экспрессивной лексики;

3) отработка раскованности и речевого много-

образия высказываний учащихся.

Воспитательные:

1) пробудить интерес к личности и творчеству писателя

2) развитие эмоционально-эстетического воззрения учащихся

на мир, гуманного отношения к окружающему миру
Оборудование 1. Портрет писателя

2.Презентация

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке мы снова обратимся к культурно – лингвистическому анализу текста. Задача нашего урока – смоделировать текст по данному названию, попытаться определить основную проблему произведения, выразить своё отношение к ней. А потом полученное соотнести с оригиналом и определить, насколько мы приблизились к миропониманию автора. Я уверенна, что сегодня каждый из вас сделает маленькое открытие: кто-то по-новому откроет для себя Тургенева-писателя, кто-то – Тургенева-человека, а кто-то под воздействием услышанного и прочитанного совершит жизненные открытия.

^ II. Реализация домашнего задания

Фронтальный опрос-беседа

– выявление знаний учащихся о жизни и творчестве И.С.Тургенева

/ или сообщения заранее подготовленных учащихся /
^ III. Моделирование текста по данному алгоритму

Самостоятельная работа в группах

/Перед составлением модели текста учащимся сообщается название текста

произведения И.С. Тургенева – «Нищий».
Алгоритм моделирования текста

  1. Тема текста

  2. Тип произведения

3. Объём / крупная или малая форма/

  1. Картина жизни /реальная, фантастическая, символическая/

  2. Жанровая форма

  3. Сюжет, герои

  4. Основная мысль /задача автора/

  5. Средства выразительности



^ IV. Первое погружение в текст

1. Устное выступление учащихся / свою модель текста зачитывает ученик

одной из групп, учащиеся из других групп дополняют ответ выступаю-

щего /
^ 2.Словарно – семантический тренинг

– выявление значения слова «нищий» в понимании учащихся, а затем

сопоставление с определением значения слова в различных словарях,

имеющихся в школьной библиотеке /реализация индивидуального до-

машнего задания, которое готовит учащийся с низкими оразователь-

ми способностями/

/ использование презентации Power Point, один из слайдов которой

дублирует ответ учащегося/

Нищий – 1) очень бедный, неимущий, живущий подаянием (Нищая ста-

ушка/ 2) лишённый внутренних интересов, духовно опусти -
шинный человек (Нищий духом) /Словарь русского языка.

^ Ожегов С.И., М., «Русский язык», 1984 г., с.357/

Нищий – 1) такой, который не имеет никаких средств к существованию,

который живёт подаянием (Нищий человек) 2)крайне бедный,

скудный (Нищий край) / Комплексный словарь русского языка.

Тихонов А.К. ,М., «Медия», 2005 г., с.335
^ 3. Просмотр слайдов /фотографии нищих людей, скопированные из интер-

нета. Использование презентации Power Point /

4.Работа в тетрадях. Заполнение таблицы (заполнение первой колонки)

/ использование презентации Power Point, которая дублирует вначале

первую, а затем, после прочтения оригинала, – вторую колонку/



^ Нищий в моём представлении

Нищий у Тургенева

Выцветшие глаза

Воспаленные, слезливые глаза

Бескровные губы

Посинелые губы

Оборванная грязная одежда

Шершавые лохмотья

Обветренное морщинистое лицо

Нечистые раны

Грубые грязные руки с чёрной кантом под ногтями

Красная опухшая рука

Неприбранные сальные волосы

Трепетная рука

Дурно пахнущий










Очень неприятный человек

Несчастное существо







^ Моё отношение к нищему

Отношение к нищему автора

Пренебрежение, брезгливость

Потерянность, смущение


^ V. Первое погружение в текст.

1. Выразительное чтение учителем оригинала текста. И.С. Тургенев.

Стихотворение в прозе «Нищий». /Чтение проходит в минорном музы-

кальном сопровождении /

2. Рефлексия / беседа с учащимися/

– Какие чувства испытали вы, прослушав оригинал?

– Совпала модель, составленная вами по алгоритму, с текстом автора?

^ VI. Второе погружение в текст

1. Беседа с элементами анализа текста

– Какие средства изобразительности использует автор, изображая нищ-

го? / заполнение второй части таблицы/

– В чём неожиданность восприятия нищего автором?

/ Реакция автора-повествователя/

– Что делаем мы, встретив нищего?

/Отворачиваемся; даём милостыню и быстро уходим; убегаем……/

– А что делает автор?

/Протягивает руку нищему, тем самым, совершая событие, нравственное событие/

^ 3.Словарная работа

Определение значения слова «Рукопожатье» с точки зрения истории

культуры / реализация индивидуального домашнего задания, которое

готовит учащийся с низкими способностями / использование презентации

^ Power Point, последний слайд которой дублирует ответ учащегося/

Рукопожатье

  1. рыцарский обряд, который имел следующее значение:

« Я без оружия, я не буду с тобой воевать, я желаю тебе добра»

  1. XIX век

«Я не таю обиду на душе. Я ничего не зажал в руке, у меня нет яда»

  1. XXI век

«Мы равны, мы братья более родные, чем братья по крови»


  1. Беседа с элементами анализа текста


– Как обращается автор к нищему? /Автор обращается к нищему, используя

слово «брат» /

– Что означает это обращение? / Автор восстановил равенства двух людей,

восстановил право нищего называться человеком./

– Каковы чувства автора по отношению к своему герою?

/ заполняется последняя часть таблицы в тетрадях учащихся, дублируемой

на слайде презентации Power Point /

– Что в системе деталей портрета нищего не укладывается в нашей

голове? /определение «трепетные руки»/

– В каких ситуациях мы трепещем, испытываем трепет?

/ когда испытываем волнение, переживаем, т. е. чувствуем /

– Что хочет подчеркнуть этой деталью автор?

/ даже в таком существе живёт человек /

– Так что же по отношению друг к другу совершают оба героя?

/подаяние/

– Какое подаяние получил нищий?

/автор увидел в нём человека, равного себе, т. е. сопереживание, сочувствие/

– А что получил автор?

………………………………….

^ VII. Сообщение учащегося. Последние годы жизни и творчества И.С.Тургенева./Реализация индивидуального домашнего задания, которое готовит учащийся с высокими образовательными способностями
Всем известно, что слава к И.С. Тургеневу пришла вместе с публикацией рассказов,

объединенных впоследствии в сборник «Записки охотника». В течение всей своей жизни,

не переставая заниматься самообразованием, Тургенев будет постоянно работать над про-

заическими произведениями малого и большого жанра.

А последние годы он решился на смелый художественный эксперимент в области

малого прозаического жанра. За год до смерти писателя в печати появился сборник

«Senilia» («Старческое»). Его составляли очень короткие прозаические тексты, в которых

писатель без утайки говорил обо всём, рассказывал о надеждах и разочарованиях, вспоми-

нал ярчайшее впечатления жизни.

Так сложилась жизнь И.С.Тургенева, что, любя Россию, он часто и надолго уезжал за

границу. А с1858 года его жизнь стала делиться на «европейские, зимние» и «российские,

летние» сезоны. За границей И.С. Тургенев активно пропагандирует русскую литературу и

культуру, сам переводит произведения русских писателей на французский и немецкий

языки, содействует изданию сочинений своих соотечественников в разных странах Запад-

ной Европы, поддерживает и морально, и материально русских композиторов, художни –

ков, оказывает материальную поддержку эмигрантам. В своём дневнике он не без грусти

запишет: «Считаю великим счастьем своей жизни, что я несколько приблизил своё оте -

чество к восприятию европейской публики».

Растет его общеевропейская слава: в 1878 на международном литературном

конгрессе в Париже писатель избран вице-президентом; в 1879 он — почетный доктор

Оксфордского университета. В 1880 Тургенев участвует в торжествах в честь открытия

памятника Пушкину в Москве.

И, тем не менее, особенно в последние годы жизни, И.С.Тургенев будет глубоко

страдать от одиночества /не сложилась личная жизнь, не наладились взаимоотношения

с дочерью /, оттого, что он мало сделал для России. В 1882 году он принимает окончатель-

ное решение вернуться на Родину. 13 февраля он напишет своему другу Анненкову:

«Хочется поскорее добраться до деревни. Авось там присяду за работу». Но тяжёлая

болезнь не дала осуществиться планам писателя. Последний в своей жизни Новый год он

встретит в обществе русских художников. Бывший на этом вечере великий князь Констан-

тин отмечает в своём дневнике: «Иван Сергеевич прочёл три маленьких рассказа. Меня

поразило, как он от болезни постарел, ослаб, так что жалко смотреть». В письме к Полон-

ским сам Тургенев напишет: «Болезнь не только не ослабевает, она усиливается, страдания

невыносимые…Жажда смерти растёт»…. А когда боль притуплялась и сознание возвраща-

лось к нему, он брал в руки перо и продолжал писать свои стихи, которые сам назвал « по-

следними вздохами … старика». За несколько дней до смерти Тургенева навестили сооте-

чественники, кто-то попросил у умирающего писателя что-либо на память. Тургенев, пока-

зав глазами на листки с последними стихами, сказал: «Возьмите вот это»

^ 5. Слово учителя
Рано или поздно мы все уйдём из жизни. Будем ли мы испытывать желание уйти хорошо,

Достойно? Наверное, и И.С.Тургенев, умирая на чужбине, хотел не только уйти хорошо из жизни, но и ставить после себя что-то хорошее. Ведь даже самый хороший человек – грешный человек. А если он ещё и одинок, то пусть хоть кто-то вспомнит о нём.

– Кто обязательно вспомнит автора? /Нищий /

– Так что получил автор от нищего? /Благодарность нищего за сочувствие, память



VIII. Домашнее задание / учащиеся выбирают одно из заданий в зависимости от уровня образовательных способностей и интересов ученика/

1.Сочинение – рассуждение

«Всякий ли человек заслуживает звание «Человек»?

«Какие мысли и чувства вызвало у вас стихотворение И.С.Тургенева «Нищий»?

2. Написать стихотворение в прозе.

3. Подготовить выразительное чтение других стихотворений в прозе И.С.Тургенева

4. Нарисовать иллюстрации к стихотворению(ям) в прозе И.С.Тургенева.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Самостоятельная работа в группах /Перед составлением модели текста учащимся сообщается название текста произведения И. С. Тургенева «Нищий» iconНазвание разде-ла, к-во часов
Произведения отечественной литературы, доступные для восприятия сверстниками. Осознанное правильное чтение художественного текста...

Самостоятельная работа в группах /Перед составлением модели текста учащимся сообщается название текста произведения И. С. Тургенева «Нищий» iconПрочитайте произведение И. С. Тургенева – стихотворение в прозе «Нищий»...

Самостоятельная работа в группах /Перед составлением модели текста учащимся сообщается название текста произведения И. С. Тургенева «Нищий» iconМалюшкин А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 6 класс
Егэ начинается с комплексного анализа текста. Помимо этого, комплексная работа с текстом является в настоящее время одной из форм...

Самостоятельная работа в группах /Перед составлением модели текста учащимся сообщается название текста произведения И. С. Тургенева «Нищий» iconУрок 14 Тема: «Дружба»
Виды деятельности: беседа, словарная работа, самостоятельная работа, работа со справочной литературой, работа в группах, игра

Самостоятельная работа в группах /Перед составлением модели текста учащимся сообщается название текста произведения И. С. Тургенева «Нищий» iconУрок литературы на тему: «Художественное своеобразие стихотворения...
Цель урока: выявить художественное своеобразие стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Нищий»

Самостоятельная работа в группах /Перед составлением модели текста учащимся сообщается название текста произведения И. С. Тургенева «Нищий» icon9 класс I. Работа с текстом художественного произведения
Проведите лингвистический анализ текста. Дайте развернутые ответьте на следующие вопросы

Самостоятельная работа в группах /Перед составлением модели текста учащимся сообщается название текста произведения И. С. Тургенева «Нищий» iconНаименование раздела программы Тема урока Кол-во часов Тип урока
Шаблоны для конструирования печатных букв. Графические модели слов, предложений, текста. Фишки-звуки для построения графической модели...

Самостоятельная работа в группах /Перед составлением модели текста учащимся сообщается название текста произведения И. С. Тургенева «Нищий» iconНазвание темы, раздела
Вопросно- ответная работа о летних каникулах; чтение текста и ответы на вопросы; составл-е предлож-й с новыми словами; письмен упр-е...

Самостоятельная работа в группах /Перед составлением модели текста учащимся сообщается название текста произведения И. С. Тургенева «Нищий» iconУрок словесности для учащихся 9 класса с использованием цор «Звуковые...
Цели: 1 Повторить известные учащимся звуковые средства языковой выразительности и продолжить работу по распознаванию их в тексте;...

Самостоятельная работа в группах /Перед составлением модели текста учащимся сообщается название текста произведения И. С. Тургенева «Нищий» iconСотворение мира
Формы, приёмы, методы: беседа, просмотр презентации, самостоятельная работа в группах, проектная деятельность



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница