Методические рекомендации по празднованию Дня толерантности (16 ноября Международный День толерантности)




НазваниеМетодические рекомендации по празднованию Дня толерантности (16 ноября Международный День толерантности)
страница1/13
Дата публикации01.07.2014
Размер1.68 Mb.
ТипМетодические рекомендации
lit-yaz.ru > Культура > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по празднованию Дня толерантности

(16 ноября – Международный День толерантности)

Автор - составитель: Т.А. Липаева, канд. филос. наук, ст. преподаватель кафедры профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования»

Разработаны в соответствии с Поручением Департамента образования и науки Костромской области для образовательных организаций Костромской области

КОСТРОМА

2013

Оглавление


  1. Пояснительная записка……………………………………………………….3

  2. Теоретическая часть………………………………………………………….5

  3. Методическая часть…………………………………………………………..9

Список литературы……………………………………………………………...11

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………12

Приложение 1. Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Международному Дню толерантности «ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К КУЛЬТУРЕ МИРА»……………………………………………………12

Приложение 2. Интернет-ресурсы по вопросам толерантности……………..24

Приложение 3. Из обращения к школьникам Д.А. Медведева………………26

Приложение 4. Методики по выявлению уровня толерантности....................28

Приложение 5. Рекомендуемый список литературы..…………………………47


Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,

плавать под водой, как рыбы,

нам не хватает только одного

научиться жить на земле, как люди.

Бернард Шоу

^ Пояснительная записка
Актуальность. В последние годы в России получило широкое распространение понятие «толерантность». В современном обществе данная категория имеет особое значение: она выступает и как ценностная установка процесса патриотического воспитания, и как норма социального действия, и как политическая необходимость. Толерантность проявляется в различных сферах жизни общества (нравственной, правовой, политической, религиозной, экономической и т.д.), выступая необходимым условием взаимодействия культур.

Особую значимость формирование установок толерантного сознания приобретает сегодня в Российском государстве, в силу его полиэтничности, многоязычия, поликультурности и полиментальности населения. Его конституционным основанием является единая Российская нация, соединившая в себе разнообразие более 160 этносов. В Российской Федерации представлены конфессии всех традиционных религий. Костромская область – это исконно многонациональный край, на территории которого проживают представители более 100 национальностей, с разным вероисповеданием, традициями, обычаями. Для того чтобы оставаться регионом стабильности нам важно воспитывать в себе терпимость к иному образу жизни.

Общественно-культурная целостность народа во многом обусловлена ролью системы образования как социального института общества. Общество задает цели и определяет содержание процесса образования и воспитания как в русле социализации личности – через углубление ее профессиональной компетентности, так и в направлении развития общекультурной компетенции – через приобщение личности к общечеловеческим ценностям, языку, культуре мышления, деятельности и общения. Общекультурное содержание образования должно включать в себя те знания, которые относятся к социально значимому опыту, необходимому для обеспечения жизни граждан данного общества, в частности к опыту толерантности. И в этом аспекте российская образовательная политика отражает общенациональные интересы, учитывает общие тенденции мирового развития.

В Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО провозглашено: «Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других» [5;7]. В одном из своих выступлений Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, обращаясь ко всем людям, ответственным за образование, отчетливо обозначил основные принципы обучения и воспитания подрастающих поколений в духе терпимости: воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории; обучение пониманию необходимости отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов.

В документах Министерства образования РФ, и федеральных и региональных, необходимость воспитания установок толерантного сознания у молодежи «звучит» достаточно устойчиво. Так, в Законе «Об образовании в Российской Федерации» среди основных принципов государственной политики в сфере образования называется «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры…»[9]. Национальная доктрина образования в РФ до 2025 г. настаивает на том, что система образования призвана обеспечить формирование у детей и молодежи культуры межэтнических отношений. В областной целевой программе «Развитие системы образования Костромской области в 2010-2013 гг.» говорится о взаимосвязи знаний, практических умений и нравственных ценностей молодежи.

Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива. Вместе с тем, возможности системы образования, как ресурса формирования толерантности у детей и подростков, на практике используются с чрезвычайно низкой эффективностью и требуют активизации сил. Связано это с тем, что современные социологические исследования по выявлению уровня толерантности, как общероссийские так и региональные, констатируют преимущественно невысокий уровень толерантности молодежи, при сохранении достаточно высокого процента совершения правонарушений молодыми людьми на национальной или иной почве. Симптомы нетерпимости наблюдаются как в обществе, так и в образовательных организациях. В этих условиях образовательная организация является тем пространством, где можно приобретать опыт социального взаимодействия, навыки толерантного поведения. 

^ Концептуальной идеей методической разработки является усиление роли системы образования как одного из основных социальных институтов в формировании и развитии в регионе толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности, уважения к ценностям иных культур, конфессий и мировоззрений. Методические рекомендации разработаны для привлечения внимания обучающихся и педагогов к проблеме толерантности.

Материалы предназначены для заместителей руководителей образовательных организаций по воспитательной работе, классных руководителей, преподавателей и учителей общественных дисциплин, социальных педагогов.

Цель проведения Дня толерантности:

- воспитание культуры толерантности в молодежной среде, связанной с признанием и уважением разной этнонациональной, религиозной и иной принадлежности людей, профилактика любых форм интолерантного поведения.

Задачи:

знакомство обучающихся с понятием «толерантность», его места в системе гражданских ценностей, историей появления праздника, посвященному Международному Дню толерантности;

- укрепление ценностных установок обучающихся на межнациональное, межконфессиональное согласие, культуру ненасилия и мира;

- выработка у обучающихся активного неприятия любых форм дискриминации;

- создание условий для применения обучающимися знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей в российском поликультурном, полиэтничном и поликонфессиональном обществе,

овладение обучающимися позитивной практикой решения возможных противоречий, обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;

- развитие социальной восприимчивости, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию, развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи.

^ Планируемые результаты:

- актуализация проблемы формирования толерантного сознания молодежи в образовательной среде;

- проведение Дня толерантности станет традиционными и ляжет в основу разработки комплекса мероприятий, объединенных идеей воспитания толерантности;

- уменьшение проявлений межличностной, этнической, религиозной, политической и т.п. нетерпимости в образовательном пространстве.

^ Теоретическая часть

Обратимся к этимологии понятия «толерантность». Слово «толерантность» вошло в употребление в русском языке сравнительно недавно: в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона (изд. 1901 года) не содержится сведений ни о существительном «толерантность», ни о прилагательном «толерантный». В появившемся позднее малом словаре тех же издателей (изд. 1907 года) дается лишь небольшая статья о существительном «толерантность», как о терпимости к иного рода религиозным воззрениям. По сути своей, понятия «толерантность» и «терпимость» синонимичны. Согласно Толковому словарю русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова, «толерантность» – производное от французского tolerant – терпимый [17;726]. В словаре В.И. Даля слово «терпимость» трактуется как свойство или качество, способность что или кого-либо терпеть «только по милосердию, снисхожденью» [6;755].

Подобным образом трактует данное понятие и большинство современных словарей; так «Современный словарь иностранных слов» определяет понятие «толерантность» как «… терпимость, снисходительность к кому-либо, чему-либо» [15;610], а «Большой энциклопедический словарь» трактует «толерантность» как «… терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению» [5;635]. Расширенное определение толерантности, раскрывающее необходимость и позитивную сущность данного качества, содержится в Краткой философской энциклопедии: «Толерантность – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции» [12;457]. Более комплексным представляется определение терпимости, данное в Словаре по этике под редакцией А.А. Гусейнова и И.С. Кона: «Терпимость – моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения …» [14;351].

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 г. в Париже 185 государствами – членами ЮНЕСКО, включая Россию), толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности» [5;131].

Понимание толерантности в разных языках примерно одинаковое:

В английском – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь».

Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, этических и религиозных взглядов».

В китайском языке быть толерантным – значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».

В арабском языке толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, снисходительность, благосклонность, терпение, расположенность к другим».

Выделяют критерии толерантности:

  • взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, гомосексуалистам и др.);

  • равноправие (равный доступ ко всем благам, независимо от цвета кожи, расы, культуры, вероисповедания);

  • равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;

  • сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;

  • возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;

  • свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;

  • сотрудничество и солидарность в решении общих проблем [1;16].




Критерии

Показатели

Устойчивость
личности


эмоциональная стабильность;
доброжелательность, вежливость, терпение;
социальная ответственность;
самостоятельность;
социальная релаксация

Эмпатия

чувствительность партнера;
высокий уровень сопереживания;
учтивость;
экстравертность;
способность к рефлексии







Дивергентность
мышления


отсутствие стереотипов, предрассудков;
гибкость мышления;
критичность мышления

Мобильность
поведения


отсутствие напряженности в поведении;
отсутствие тревожности;
контактируемость, общительность (коммуникабельность);
умение найти выход из сложной ситуации;
автономность поведения;
прогностицизм;
динамизм

^ Социальная
активность


социальная самоидентификация;
социальная адаптированность;
креативность;
социальный оптимизм;
инициативность


Интолерантность – нетерпимость, основанная на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Нетерпимость породила такие понятия как «расизм», «национализм», «фашизм», «этнические чистки», «политические репрессии», «религиозные преследования».

Толерантную личность отличают такие качества как: уважение мнения других; доброжелательность; желание что-либо делать вместе; понимание и принятие; чуткость. А интолерантную личность характеризуют: непонимание, игнорирование, эгоизм, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, равнодушие, цинизм, агрессивность.

Основными понятиями, связанными с проявлением нетерпимости выступают:

- нацизм – крайняя форма экстремизма, основанная на национальном признаке, господство над другими нациями (фашизм);

- национализм – форма национального самосознания;

- ксенофобия – любая неприязнь к иностранцам;

- дискриминация – ограничение в правах части населения по расовому, национальному или религиозному признакам;

- геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам. Одно из тягчайших преступлений человечества;

- расизм – противоправная национальная политика, форма дискриминации, ставившая целью угнетение представителей одной расы над другой.

Актуальным становится вопрос о формировании нового направления в педагогике, становлении педагогики толерантности. Цель педагогики толерантности – воспитание подрастающего поколения в духе толерантности, миролюбия, сотрудничества, уважения прав и свобод других людей. Толерантность в педагогическом общении – комплексное понятие, которое затрагивает вопросы нравственно-этического характера и охватывает профессиональные черты педагога.

Основные положения педагогики толерантности:

  • формирование толерантного пространства, характеризующегося единством всех субъектов образовательного процесса и форм организации их отношений, которые, с одной стороны, являются основным компонентом педагогической этики, а с другой – основой, образцом нравственного воспитания обучающихся;

  • культура общения, как постижение другого в диалоге, как взаимопонимание, взаимоуважение, соучастие и сопереживание, чувство партнерства;

  • синергетическое мышление, позволяющее принимать широкий спектр личностных качеств, индивидуальных проявлений человека;

  • личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, основой которого являются субъект-субъектные отношения в системе «педагог – ученик».

В качестве основных принципов педагогики толерантности выделим следующие:

  • принцип диалогизации образовательного пространства и опоры на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия;

  • принцип правоведения – формирование чувства собственного достоинства, самоуважения, уважения к окружающим людям, независимо от их социальной принадлежности, национальности, расы, культуры, религии;

  • принцип творчества, обеспечивающий реализацию вариативных подходов к установлению толерантных отношений и анализу ситуаций взаимодействия.

Мировая педагогическая мысль в ответ на появление новых социокультурных реалий (стремление к этническому самоопределению в условиях нарастающей глобализации, проблемы мультикультурного общества и др.) разрабатывает новые стратегии образования, базирующиеся на теории толерантности. Среди них:

  • мультикультурное образование (Д. Бэнкес, А.Г. Абсалямова, Н.Б. Крылова, А.В. Шафрикова и др.);

  • межкультурное образование (П. Бателаан, Г. Ауернхаймер, В. Нике и др.);

  • многокультурное образование (Т.Д. Дмитриева);

  • поликультурное образование (В.В. Макеева, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова);

  • воспитание национального самосознания и межэтнической толерантности (В.Х. Абэлян, Д.В. Зиновьев, З.Ф. Мубинова и др.);

  • педагогика культуры мира (М.В. Кабатченко, Э.С. Соколова, З.К. Шнекендорф и др.).

Так, профессор Т.Д. Дмитриева в работе «Многокультурное образование» выделяет следующие уровни развития толерантности в образовании:

^ I. Обучение толерантности

Развитие у ученика, учителя терпимости в отношении культурных особенностей других этносов.

Формирование готовности допускать в их оценке отклонения от признанных в обществе стандартов.

^ II. Изучение и поддержка другой культуры

Путем понимания и принятия культурного плюрализма, больше узнать о культуре другой этнической группы, лучше понять ее.

III. Уважение культурных различий

Становление личности, предполагающей высокую оценку другой культуры.

^ IV. Утверждение культурных различий

Уровень поликультурного образования и культурного становления. Это утверждение учителя и ученика в процессе деятельности. На этой стадии к ним приходит понимание необходимости активной позиции.

Успешность решения проблемы воспитания толерантности зависит от того, как в деятельности педагогов реализуется ряд принципов:

^ 1. Принцип субъектности требует опоры на активность самого ребёнка, его самостоятельность и инициативу, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми.

^ 2. Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс (т.е. особенностям экономики, политики, духовности общества). Воспитание толерантности должно строиться с учётом разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, религиозных, семейных, типа поселения, особенностей учебного заведения и т.д.).

^ 3. Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории воспитания индивидуального сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности толерантности у детей и подростков; раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

^ 4. Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у детей и подростков осознанной устойчивой системы отношений к какой-либо значимой для них проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.

^ 5. Принцип создания толерантной среды требует формирования гуманистических отношений, т.е. предполагает взаимную ответственность участников процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности [8;125-132].


^ Методическая часть

Возможные тематические аспекты Международного Дня толерантности:

- толерантность по отношению друг к другу (бесконфликтное общение, терпимое отношение к непохожему на тебя, эмпатия, доброта, милосердие, забота, культура общения);

- толерантность в семье (уважение родителей, этика семейных отношений и т.д.);

- культурно-национальное пространство России (фольклорные традиции, менталитет, традиции, народные игры);

-национальные культуры и традиции (этнографические знания о происхождении народов, своеобразие национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства художественных промыслов, праздников, история религий, диалог культур и пр..

^ Формами проведения Дня толерантности могут быть (целевая аудитория – учащиеся):

- уроки/учебные занятия (урок традиционного типа, урок-конференция, урок-дискуссия и др.);

- тематические классные часы («Мы очень разные, но мы вместе», «Толерантность и мы», «Толерантность к себе и другим», «Толерантность – это…», «Ключ к толерантности», «Традиции и обычаи моей страны», «Дети разных народов, мы, мечтая о дружбе, живем!», «Движение к взаимопониманию», «О неформальных подростковых объединениях экстремистского направления» и др.);

- практикумы;

- круглые столы, в т.ч. с сюжетно – ролевыми задачами и проблемными вопросами («Жить в мире с собой и с другими», «Толерантность – гармония многообразия», «К чему приводит национальная и религиозная нетерпимость?», «Что значит уважать другого», «Законы толерантности», «Памятка толерантности» и др.);

- конференции;

- диспуты;

- конкурсы творческих работ обучающихся: сочинений-эссе, стенгазет, плакатов, журналов, видеоматериалов и др., посвящённых проблеме толерантности;

- викторины;

- самодеятельные концерты, на которых могут быть показаны образцы искусства разных народов;

- встречи со специалистами, работающими в сфере изучения проблемы толерантности;

- беседы, проводимые с представителями власти, СМИ, религиозных конфессий, этнокультурных сообществ;

- выезд в музеи, в культурные центры, на выставки и т.д.;

- организация в библиотеках образовательных организаций тематических книжных выставок;

- познавательно-игровые программы;

- кинолектории, ток-шоу по правовому просвещению;

- праздники, фестивали национальных культур, фестивали дружбы народов;

- акции милосердия;

- проведение различных конкурсов.

^ Формами проведения Дня толерантности могут быть (целевая аудитория – педагогический коллектив, родители, привлеченные специалисты):

- педагогические советы;

- педагогические семинары;

- круглые столы, конференции;

- конкурсы воспитательных проектов и программ;

- анкетирование обучающихся, педагогов, родителей по определению уровня толерантности

- проведение родительских собраний, семинаров родительского всеобуча по теме толерантности.


При подготовке и проведении Дня толерантности педагогу целесообразно обратить внимание на следующие принципиальные позиции:

- разумное дозирование позитивной и негативной информации по избранной проблематике;

- необходимость опираться на социальный опыт обучающихся, на конкретные общественные процессы, которые оказывают влияние на формирование их мнения по рассматриваемым проблемам;

- учет предшествующего учебного опыта обучающихся, изучение ими вопросов, поднимаемых в курсах истории, обществознания, литературы и в других учебных дисциплинах, на классных часах и иных мероприятиях;

 - превращение обучающегося в активного участника Дня толерантности через реализацию деятельностного подхода к её подготовке и проведению.

При выборе содержания и форм работы педагогу необходимо учитывать:

- особенности коллектива обучающихся, в котором пройдет то или иное мероприятие: возраст, индивидуальные особенности каждого обучающегося, этнический состав, состав по социальному и имущественному положению, отношение к религии, особенности взаимоотношений в коллективе, наличие и степень конфликтных отношений в нём;

- собственные возможности в раскрытии содержания темы, выбора отбора вопросов для рассмотрения;

- толерантность может воспитать только толерантный педагог, а это требует от современного педагога следующих личностных параметров: тактичности, эмпатии, терпеливости, терпимости в отношениях с людьми, готовности принимать их такими, какие они есть, понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности. Если педагог толерантен, он открыт, не директивен, доброжелателен, ориентирован на постижение смыслов поведения и поступков обучающихся, выступает по отношению к ним в роли наставника, готов вступать в диалог и в нем искать истину.

Педагогика толерантности со стороны педагога предполагает:

- развитие навыков наблюдательности, способности к самоанализу, самопознанию, коррекции самооценки;

- формирование навыков ведения позитивного внутреннего диалога с самим собой;

- развитие умений познания других людей, анализ ситуации, обстановки в семье, учебной группе, трудовом коллективе;

- умение обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение;

- освоение демократических механизмов в организации учебного и воспитательного процесса;

- развитие эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях;

- освоение способов саморегуляции и реагирования на нетерпимость.

Список литературы

  1. Асмолова М.Г. Толерантность как культура XXI века // Толерантность: объединяем усилия. – М.: Летний сад, 2002. – 304 с.

  2. Аринин Е.И. Религиоведение. Введение в основные концепции и термины. – М.: Проект, 2004. – 320 с.

3. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. М.: Вербум, 2003. – 168 с.

4. Болотина Т.В., Новикова Т.Г., Смирнов Н.К.. Культура мира, права человека, толерантность и миролюбие: учебное пособие для учащихся средних школ. – М.:АПК и ПРО, 2002. – 186 с.

5. Большой энциклопедический словарь. В 2 т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – М.: Сов. Энциклопедия, 1991. Т. 2. – 768 с.

6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка (в 4-х томах). – М.: Прогресс-Универс, 1994. Т. 4.

7. Декларация принципов толерантности. Уверждена резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.95 г. / Век толерантности: Научно-публицистический вестник. – М.: МГУ, 2001. – С. 131–133.

8. Дмитриева Г.Д. Многокультурное образование.- М.: Народное образование, 1999. – 208 с.

9. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. № 273-ФЗ

10. Золотухин В.М. Терпимость как общечеловеческая ценность/ Современные проблемы гуманитарных дисциплин. В 2 ч. Ч. 1 / В.М. Золотухин. – М.: Академия, 2001. – С. 7–9.

11. Ищенко Ю.А. Толерантность как философско-мировоззренческая проблема / Ю.А. Ищенко // Философская и социологическая мысль, 1990. – № 4. – С. 48-60.

12. Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс-Энциклопедия, 1994. – 576 с.

13. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М.: Планета-2000, ППЦ «Пересвет», 2004. – 384 с.

14. Словарь по этике / Под. Ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с.

15. Современный словарь иностранных слов: Ок. 20 000 слов. – СПб.: Дуэт, 1994. – 752 с.

16. Тишков В.А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах: доклад на международной научной конференции ЮНЕСКО «Толерантность и согласие» / В.А. Тишков // Очерки теории, политики и этничности в России. – М.: Русский мир, 1997. – С. 256–274.

17. Толковый словарь русского языка. В 4 т. / Сост. В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Б.А. Ларин и др.; Под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: Русские словари, 1994.

18. Цветкова И.В. Идея толерантности и русская культура // Философия культуры-97 // Тез. Докл. На Российской научной конференции «Человек в культуре и культура в человеке». – Самара, 1997.

19. Шрейдер Ю.А. Утопия или устроительство // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990. – С. 7–25.




ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Т.А. Липаева
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященному Международному дню толерантности

^ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К КУЛЬТУРЕ МИРА»


http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2009/06/untitled.jpg

Рецензент: Белкина Т.Л., канд. философ. Наук, профессор кафедры философии и политологии Костромского гос. университета им. Н.А. Некрасова

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по празднованию Дня толерантности (16 ноября Международный День толерантности) iconМетодические рекомендации для образовательных учреждений по проведению...
Основы формирования толерантности к людям с ограниченными возможностями в современном обществе: социально-психологические, политические...

Методические рекомендации по празднованию Дня толерантности (16 ноября Международный День толерантности) iconРекомендации по празднованию Международного женского дня в образовательном...
Международный женский день — праздник, отмечаемый ежегодно 8 марта в ряде стран как «женский день»

Методические рекомендации по празднованию Дня толерантности (16 ноября Международный День толерантности) iconКлассный час толерантности
Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов, толерантности

Методические рекомендации по празднованию Дня толерантности (16 ноября Международный День толерантности) iconМетодические рекомендации к проведению в дошкольных образовательных...
Международный день семьи с 1994 года. Празднование этого дня в России призвано объединить потенциал государства, общества, бизнеса...

Методические рекомендации по празднованию Дня толерантности (16 ноября Международный День толерантности) icon23 ноября в Доме культуры «Заброденский» состоялся концерт, посвященный празднованию Дня матери
В этот праздничный день, день самого родного человека прозвучали теплые слова для всех женщин

Методические рекомендации по празднованию Дня толерантности (16 ноября Международный День толерантности) iconВоспитание толерантности школьников
Программа по внеурочной деятельности «Воспитание толерантности школьников через экскурсионную деятельность»

Методические рекомендации по празднованию Дня толерантности (16 ноября Международный День толерантности) iconСценарий игрового тренинга «Планета толерантности»
Планета толерантности: игровой тренинг. Сценарий, презентация/ Н. Н. Егорова, библиотекарь старшего абонемента; Г. Б. Улыбышева,...

Методические рекомендации по празднованию Дня толерантности (16 ноября Международный День толерантности) icon20-22 ноября во Львове и Ужгороде состоялся Международный молодежный форум
По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Митрополита Киевского и всея Украины Владимира 20-22 ноября во Львове...

Методические рекомендации по празднованию Дня толерантности (16 ноября Международный День толерантности) iconНа конкурс принимаются
Х международный конкурс работ школьников, студентов и преподавателей "Память о Холокосте – путь к толерантности"

Методические рекомендации по празднованию Дня толерантности (16 ноября Международный День толерантности) iconСценарий общешкольной акции «Защита талисмана дружбы», посвященной Дню толерантности. Ведущий1
Ведущий1: Здравствуйте, ребята. Сегодняшнюю акцию «Защита талисмана дружбы» мы посвящаем Международному дню толерантности



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница