«Формирование нравственных качеств детей через декоративно-прикладное творчество на занятиях объединения «Золушка»




Скачать 160.55 Kb.
Название«Формирование нравственных качеств детей через декоративно-прикладное творчество на занятиях объединения «Золушка»
Дата публикации30.07.2014
Размер160.55 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Культура > Документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

центр детского творчества «Темп» г. Амурска

Амурского муниципального района Хабаровского края

Представление педагогического опыта


«Формирование нравственных качеств детей через декоративно-прикладное творчество на занятиях объединения «Золушка»

Репина Татьяна Александровна,

педагог дополнительного образования

Амурск

2013

Среди многих проблем современного образования одной из наиболее актуальных является нравственное воспитание детей в процессе их социализации, результатом которого является нравственность – сущностная характеристика личности.

Известный психолог Л.С Выготский выдвигал важнейший тезис о том, что сущность процесса развития заключается в усвоении ребенком общественно исторического опыта человечества, в усвоении способов человеческой деятельности.

Основная цель нравственного воспитания детей - способствовать формированию активного отношения современных детей к тому, что окружает и воздействует на них.

Я представляю практический опыт работы по формированию нравственных качеств детей через декоративно-прикладное творчество на занятиях объединения дополнительного образования.

Проблема формирования нравственных качеств учащихся – одна из наиболее актуальных проблем воспитания детей в процессе их социализации, и очень важно формировать активное отношение современных детей к тому, что их окружает и воздействует на них. Я считаю, что данная проблема актуальна и значима.

Работая над данной темой, я определила цель - рассмотреть декоративно-прикладное искусство как средство формирования нравственных качеств личности ребенка через образовательный процесс.

Главная идея опыта – практическим путем обосновать целесообразность применения декоративно – прикладного искусства для формирования и развития нравственных качеств детей.

Задачи работы были направлены на решение поставленной цели.

В процессе формирования нравственных качеств личности велико воздействие декоративно-прикладного искусства. Оно способно возбуждать и воспитывать глубокие человеческие эмоции и чувства. Я считаю, что очень важно с самого раннего возраста вкладывать в душу каждого ребенка ростки прекрасного и доброго, развивая его воображение, фантазию, побуждая стремление к творчеству.

Все виды деятельности, в которые включены дети (учебная, игровая, трудовая, художественно-творческая), имеют существенное значение для приобретения опыта нравственного поведения.

Формы воспитания нравственных качеств ребенка на занятиях различны:

- проведение этических бесед на занятиях и воспитательных мероприятиях;

- организация практической художественно-эстетической деятельности на занятиях;

- культурно-досуговая деятельность.

Воспитание нравственных качеств личности ребенка осуществляется, прежде всего, в образовательном процессе:

1. Разъяснению сущности нравственных норм способствуют беседы ««Как быть прилежным и старательным», «Учусь все делать сам», «У природы круглый год обучаться нужно».

2. Существенным фактором накопления опыта поведения, соответствующего нравственным нормам является организация взаимоотношений в детском коллективе. Для получения знаний и развития нравственных представлений очень важно, чтобы учащиеся понимали нравственную сторону возникающих взаимоотношений.

Так, после проведения цикла бесед на тему «Умейте дружбой дорожить», где речь шла о добром отношении к друзьям, о проявлении дружбы, о значении ответственности за себя и за друга, прошло некоторое время. На одном из занятий воспитанница вдруг рассказала о своей подруге, которая тоже занимается в нашем объединении: «А вот Лера – настоящий друг. Сегодня в школе я долго писала задание в тетради, и все дети уже ушли. Тогда Лера сказала, что она меня подождет, помогла мне собрать учебники, и мы вместе пошли домой».

Хорошо, когда ребенок знает, что такое справедливость, доброжелательность на своем личном опыте.

3. Большую пользу в нравственном становлении детей приносит знакомство с народной игрушкой. Важную роль в нравственном развитии детей, в приобщении их к миру искусства, к миру прекрасного играют беседы о народном творчестве, которые систематически сопровождают практические занятия декоративно-прикладным творчеством: «История народной куклы», «Игрушка - сказка нашей жизни», «День рождения Матрешки», «Игрушка - дело серьезное» и др.

4. Занятия по изготовлению игрушки формируют у детей основы нравственных представлений, знакомят с русским народным костюмом, обрядами, традициями нашего народа, учат трудолюбию и аккуратности, бережному отношению к игрушке, изготовленной своими руками. В объединении проводятся тематические занятия «Кукла-закрутка «Акулина», «Кукла - берегиня», «Моя любимая игрушка». Задачи проведения занятий - познакомить детей с историей игрушки, вовлечь детей в творческую работу, воспитывать аккуратность и самостоятельность.

5. Очень эффективны для воспитания положительных взаимоотношений коллективные формы деятельности. При выполнении коллективной работы дети учатся согласовывать свои действия с действиями других, осуществляя общий замысел.

Коллективные работы учащихся объединения – постоянные победители и призеры городских конкурсов, таких как «Елочная игрушка», районного конкурса «Чудеса вокруг нас», районных фестивалей детского творчества, «Живые краски Приамурья» и др..

6. Для формирования нравственных чувств необходимо ориентировать детей на результат, подчеркивать определенную направленность работы.

Так, участвуя в реализации социального проекта учреждения «Лучик добра», дети выполнили коллективный проект «Изготовление игрушек для кукольного театра». Ребята с воодушевление приняли предложение изготовить куклы в подарок детям социального приюта. Здесь проявились такие качества как сопереживание, желание почувствовать значимость своей работы.

Процесс формирования нравственных качеств личности детей и подростков сложен и многогранен.

Эффективность воспитания нравственных качеств школьников возможна при создании определенных педагогических условий:

- соответствие направления работы цели и задачам;

- создание условий для формирования нравственных качеств ребенка через образовательный процесс;

- отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;

- обеспечение единства и взаимосвязи обучения и воспитания, теории и практики;

- единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.

Процесс нравственного воспитания только тогда эффективен, когда педагог имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний. Именно диагностика помогает педагогу определить результативность работы и в дальнейшем спланировать содержание своей работы по нравственному воспитанию детей.

Определению уровня сформированности нравственных качеств способствовали диагностики:

  • педагогическое наблюдение;

  • беседа по сюжетному рассказу;

  • проблемная диагностическая ситуация;

  • диагностический опрос детей;

  • метод незаконченных рассказов;

  • метод ранжирования;

«работа над ошибками» и др.

Главный показатель результативности работы выражается в следующих аспектах:

- дети стали чаще ориентироваться на содержание нравственной нормы;

- повысилась способность выделять нравственную проблему в ситуациях нравственного выбора;

- нравственный опыт учащихся достиг более высокого уровня развития; - оценки поступков стали более критичны не только по отношению к другому человеку, но и к самому себе.

Формирование нравственных качеств личности младших школьников через декоративно-прикладное творчество в процессе обучения и воспитания в объединении дополнительного образования детей актуально и значимо.

На основе результатов работы сделаны следующие выводы:

  • Проведенная работа способствовала динамике развития нравственных качеств школьников через декоративно-прикладное творчество на занятиях объединения «Золушка»;

  • Работа показала необходимость проведения занятий по нравственному воспитанию с младшими школьниками. И хотя теоретические знания детей преобладают над практическими умениями, все же работу по формированию нравственных качеств личности надо продолжать, чтобы теоретические знания вошли в зону «актуального развития» (по теории развития Л.С.Выготского).

  • Опыт работы подтвердил закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру - …в результате будет добро». Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество во все времена. «Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни», - говорил великий ученый-физик Альберт Эйнштейн.

А.В.Луначарский, признавая особую воспитательную роль искусства, отмечал, что «помимо него почти нет других способов воспитать человеческие эмоции, а, следовательно, и человеческую волю».

Декоративно - прикладное творчество – это совершенно удивительное творение человека. Оно учит лучше понимать людей и находить с ними общий язык, помогает стать духовно тоньше и мудрее.

Приложение 1

^ Беседа «История народной куклы»
Древнейшие на земле куклы были обнаружены на раскопках в Египте. Их возраст более четырех тысяч лет. Эти куклы были вырезаны из деревянных дощечек.

В Древней Греции и Риме куклы делали из самых разнообразных материалов - кожи, дерева, кусочков ткани, драгоценных металлов и слоновой кости.

На раскопках археологи находят игрушки вместе с утварью и предметами быта, что доказывает: древние мастера понимали назначение детской игрушки - забавлять ребенка и при этом помогать ему познавать мир, осваивать социальные роли и нормы поведения.

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Игрушки многих народов, несмотря на их различия, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в трудовой деятельности человека: и простой крестьянин, и признанный мастер учились у одного великого творца - природы.

Так и дети… И в роскошном дворце, и в соломенной хижине ребенок играл. Только игрушки эти были разными. У одних игрушкой служила деревянная чурочка, завернутая в тряпицу. У других были дорогостоящие, затейливые, сделанные на заказ механические куклы.

В народной жизни кукле отводилась важная роль. С момента своего появления кукла участвовала в обрядах и ритуалах, детской и взрослой игре, триумфальных и карнавальных шествиях, праздничных увеселениях.

Нарядно одетая кукла украшала свадебные столы. Возможно, отголоском этой традиции стала кукла в свадебном наряде на машине жениха и невесты. Так, Масленицу провожали большой соломенной куклой, которую в конце праздника сжигали на костре. К празднику Троицы из веток делали Семика и Семичиху, сажали их под березу, водили вокруг них хороводы, а в конце обряда топили в реке.

Кукла была символом продолжения рода. Она «росла» и менялась вместе с ростом и развитием человека. В колыбель к ребенку клали куклу-оберег, полагая, что она охраняет его покой и сон. Самыми распространенными в крестьянских семьях были тряпичные куклы, которые можно разделить на две группы: свернутые (сделанные без шитья иголкой) и шитые. Наиболее простой свернутой куклой считается кукла «Куватка», бытовавшая в Ефремовском уезде Тульской губернии. Куваток делали из однотонной ткани разных цветов и вешали возле колыбели. Они были яркими и привлекали внимание ребенка, создавая у него радостное настроение.

Для изготовления кукол использовали разный материал - текстиль, шерсть, дерево, солому, лыко, бересту. Народная кукла экологична, лаконична, благородна по форме, в меру нарядна и неназойлива по декоративному решению.

Использованная литература:


  1. Качанова И.А. Народная игрушка. - М.: ГУ РАО «Институт художественного образования», 2007.

  2. Шапкина В.Б., Мартынова А.И. Королева И.В. Народная кукла и детская игра. // Цветной мир, 2009, №1.

  3. Тертищева Л.И. Кукла из бабушкиного сундука. // Цветной мир, 2009, №1.


^

Приложение 2

Творческий проект

«Изготовление игрушек для кукольного театра»




Проектный метод обучения является сердцевиной методики технологического образования.

Теория и практика проектного метода показывают, что он обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять обучение, развитие и воспитание учащихся. Помимо того у них создается положительная мотивация для самообразования.

Именно при выполнении творческих проектов учащиеся выявляют свои профессиональные способности, получают первоначальную специальную подготовку.

^ Цель работы: Изготовление пальчиковых игрушек для кукольного театра

Задачи:

- учить детей работать с литературой;

- формировать у детей потребность совершать добрые поступки;

- развивать интерес к творческой деятельности.
^ Этапы работы над проектом:

1. Исследовательский:

- выбор темы;

- получение детьми консультаций у педагога;

- работа в библиотеке;

- отбор необходимого материала.

2. Конструкторский:

- рассмотрение готовых образцов;

- создание эскизов.

3. Технологический:

- изготовление кукол.

4. Оформительский:

- придание кукле образа.

5. Защита проекта:

- показ значимости выполненной работы.

Технологическая карта

изготовления перчаточной куклы



Последовательность

операций

Инструменты

и приспособления

1. Разметить заготовку для головы куклы

Лекала, мел, материал

2. Вырезать необходимые детали

Ножницы

3. Соединение деталей для головы куклы

Нитки, ножницы, иглы

4. Придание объема деталям куклы

Синтепон, карандаш

5. Изготовление одежды для куклы

Ткань, лекало, нитки, иглы, утюг

6. Сборка куклы

Нитки, иглы

7. Придание кукле образа

Нитки, иглы, фломастеры, пуговицы для глаз


В результате работы над проектом дети самостоятельно узнали:

- виды кукольного театра;

- историю перчаточной куклы.

Дети приобрели практические навыки:

- разметка деталей для куклы;

- придание объема игрушке;

- придание образа готовому изделию.

Дети провели экономический расчет:

- затраты на изделие;

- экономическая выгода.
Приложение 3

^ Игра-викторина «Русская игрушка»
Форма проведения: игра «Поле чудес»

Цель: Познакомить детей с историей народной игрушки.

Задачи:

  • вызвать у детей интерес к истории народной игрушки;

  • привлечь детей к поиску материала об истории игрушки;

  • воспитывать коммуникативные качества, ответственность за команду


Оформление и оборудование:

  • атрибуты для проведения игры: игровое поле – барабан, карточки с буквами;

  • выставка игрушек;

  • ТСО;

  • бумага, ручки;

  • призовой фонд


Ход занятия:

Педагог: Наше занятие будет проходить в форме игры «Поле чудес». Тема занятия – «Русская игрушка».

Игрушка… Спутник детства. С древнейших времен известны игрушки, копирующие «взрослые» предметы – лук, стрелы, нарты, лодочки. У игрушки богатая история. Игрушки появились рядом с человеком очень давно.

Сегодня мы будем говорить о русской народной игрушке.

Познакомьтесь с правилами игры: играют 4 команды по три человека: в каждом туре от команды участвуют по 1 человеку.

В финал выходят победители каждого тура. Учащийся, победивший в финале, приносит победу своей команде.
1-й тур:

- Как называлась детская игрушка с бубенчиками? (Побрякушка.)
2-й тур:

- Как звали первую куколку, выточенную в конце XIX века художником С. Малютиным? (Матрена.)
3-й тур:

- Как в Архангельской губернии называли игрушку? (Бабушка.)
Финал:

- Свойство этой игрушки всерьез изучали математик Софья Ковалевская, князь Голицын, основоположник воздухоплавания Жуковский, баснописец И.Крылов. В старину эта игрушка называлась кубарь. (Волчок.)
^ Супер – игра:

Педагог: В супер – игре участвует финалист нашего занятия. В данном слове 6 букв. Назови любые 3 буквы. (Буквы открываются.)
- Как на Руси назывался мастер, изготавливающий игрушки из глины? (Лепила.)
Педагог: У игрушки богатая история. Игрушка – это не безделушка. Это свидетельство времени, история человечества.

Наше занятие окончено. Поздравляем команду, победившую в нашей игре. (Вручение призов.)

Приложение 4
^ Материал к беседе о трудолюбии «Учусь все делать сам»
Цель: вызвать у детей желание быть самостоятельными, стимулировать стремление к самостоятельному выполнению различных дел
Беседа начинается с вопросов «Что я делаю сам?» и «Что я могу сделать сам?», чтобы помочь детям разобраться в реальной ситуации и показать скрытые возможности каждого ребенка, а главное - поддержать его в желании все делать самому.

Дети должны понять, то, что сделано своими руками, и даже простое желание что-то сделать, приносят радость самому, близким.

С целью выявить нереализованные желания детей, педагог ставит такие вопросы: «Что бы ты хотел делать сам, а тебе не разрешают? Почему?». Это позволяет ему подвести детей к ответам, заключающим самооценку: «не умею», «не довожу дело до конца», «могу испортить», «после меня приходится все переделывать».

В русле этой тематики хороший эффект дает обращение к произведению А.Акима «Неумейка». При его обсуждении важно выяснить у детей их любимые занятия, в которых они вполне самостоятельны.

Далее вместе с учащимися обобщаются пути выработки трудолюбия. Сначала педагог предлагает вспомнить то, что они усвоили раньше. Дети вспоминают дела, которые они умеют выполнять сами, вспоминают, что значит дисциплина труда.

Педагог просит назвать пословицы и поговорки о труде, в которых выражается народная мудрость (например, «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Труд красит, а лень портит»), объяснить их смысл, привести пример из своего опыта. Таким образом выясняются представления детей о трудолюбии, самообслуживании, старательности, помощи в домашнем труде.

Затем дети вместе с педагогом выводят «формулы» трудолюбия: нужны умения трудиться; заставлять себя доводить начатое дело до конца; не падать духом, если что-то не получается и результат не радует; знать, что при старании все получится.

Далее обсуждается нужно ли быть дисциплинированным, в чем проявляются добросовестность, старательность и другие качества, связанные с трудолюбием.

В итоге дети называют те качества, которые им необходимы для выработки трудолюбия. Они вспоминают трудолюбивых героев известных им книг, фильмов, сказок.
^ Творческие задания

Прочитайте расположенные в беспорядке предложения. Поставьте цифры от 1 до 6 так, чтобы была понятна последовательность трудовых действий.
Потому что хотел порадовать младшего брата.

Задумал сделать игрушку.

После работы все убрал на место.

Работал не отрываясь.

Подумал, с чего лучше начать, а чем закончить работу.

Получил полезную вещь - игрушку.

^ Три хозяйки

Что за сестры! Прямо чудо!

Эта вымыла посуду,

Та посуду вытирает,

Ставит все на полки,

Ну, а третья подбирает

На полу осколки.
^ Вопросы и задания:

Почему девочек называют хозяйками?

Перечисли, какие дела они умеют делать?

Расскажи, какую работу по дому ты делаешь постоянно.
Приложение 5
^ Материал к беседе на тему «У природы круглый год обучаться нужно»
Цель: помочь детям осознать свое отношение к природе; учить их бережно к ней относиться; дать им представление о нравственной стороне отношения к природе.
В начале беседы педагог активизирует знания детей о природе, задав вопросы:

- Что мы называем природой?

- «Живая природа» - что означают эти слова?

- Что мы относим к неживой природе?

- А человек? Какое он имеет отношение к природе? Как он с ней связан?
Педагог читает стихотворение В.Орлова «Живой букварь», затем задает вопросы на понимание:

- Человек является частью природы?

- Он подчиняется ее законам? Как?
Педагог: Человек в природе занимает особое место: о нем говорят, что он «венец природы». Что это значит? Человек - ее единственное создание, наделенное разумом. Благодаря своим познавательным возможностям он постиг многие законы природы, преобразуя и подчиняя ее своей воле. Так, он рубит лес, чтобы получить дрова, материал для строек, изготовления мебели. Человек перегораживает реки и получает электричество, добывает железную руду, необходимую для получения стали и производит машины.

Используя природу для своих потребностей, люди поняли, что ее законы надо уважать. Отходы предприятий могут уничтожить речную флору и фауну, вода в реках и озерах станет непригодной для питья. На месте вырубленных лесов, если их не восполнять, исчезнут многие растения и животные. В природе все взаимосвязано.

Приведу пример: в одной стране расплодилось столько воробьев, что они стали наносить большой ущерб урожаю. Люди решили избавиться от прожорливой птицы. Им это удалось. Но нагрянула новая беда: урожай стал погибать от вредителей-насекомых, которых раньше уничтожали воробьи. В конечном счете пострадали люди - им стало нечего есть.

Чтобы сохранить природу, надо хорошо знать ее законы и уметь их использовать на благо человека, ведь она - источник его жизни. В мире созданы организации, борющиеся за сохранение природы (Greenpeace). Природа не только одаривает человека всем необходимым для жизни, она радует его своей красотой, которую воспевали в своих стихотворениях многие великие поэты, живописцы, музыканты. Красота природы - живительная сила для человека. Общение с нею обогащает его чувства, разум, укрепляет волю. Способность понимать и воспринимать природу можно развить.
Педагог предлагает учащимся послушать, как красоту природы воспевают в своих стихах русские поэты, используя для этого произведения А.С.Пушкина, И. Никитина и др.
Педагог: Любовь к родной природе - это выражение любви к своей Родине.

- Что мы с вами можем сделать, любя и оберегая Родину?
Педагог предлагает детям составить правила поведения в природе.

- Любить родную природу - значит беречь ее.

- Оберегай деревья, кустарники и цветы, которые растут в твоем дворе.

- Не обижай птиц и маленьких зверушек. Понаблюдай за их поведением.

- Помогай птицам выживать зимой: сделай кормушки и насыпай корм.

- Не оставляй после себя мусора на берегу реки.

- Участвуй в посадках деревьев, береги их.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Формирование нравственных качеств детей через декоративно-прикладное творчество на занятиях объединения «Золушка» icon«31» января 20 14 г. №74
«Телевизор – мой друг, телевизор – мой враг» по двум направлениям: литературное творчество, изобразительное и декоративно-прикладное...

«Формирование нравственных качеств детей через декоративно-прикладное творчество на занятиях объединения «Золушка» iconПрограмма кружкового объединения «волшебная нить»
Декоративно-прикладное творчество – самое древнее искусство на земле. Его роль велика не только в эстетическом воспитании ребёнка,...

«Формирование нравственных качеств детей через декоративно-прикладное творчество на занятиях объединения «Золушка» iconЗадачи: Развитие индивидуальных творческих способностей, духовно...
Создание условий для раскрытия творческого потенциала воспитанников через совместную досуговую деятельность

«Формирование нравственных качеств детей через декоративно-прикладное творчество на занятиях объединения «Золушка» iconУрок по дисциплине «Народное художественное творчество» Тема: «Фольклор...
«Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество», специализации: «Хореографическое творчество», «Фото-видеотворчество»,...

«Формирование нравственных качеств детей через декоративно-прикладное творчество на занятиях объединения «Золушка» iconРоссии Номинация «Декоративно-прикладное творчество»

«Формирование нравственных качеств детей через декоративно-прикладное творчество на занятиях объединения «Золушка» iconКонкурс детского творчества "талант с колыбели"
Всероссийском творческом конкурсе «талант с колыбели» (рисунок, декоративно-прикладное творчество, художественная фотография, литературное...

«Формирование нравственных качеств детей через декоративно-прикладное творчество на занятиях объединения «Золушка» iconВступление
...

«Формирование нравственных качеств детей через декоративно-прикладное творчество на занятиях объединения «Золушка» iconКайтаз Татьяна Ивановна
«Формирование духовно- нравственных качеств учащихся через формы внеклассной работы» (на примере творчества Александра Костюнина...

«Формирование нравственных качеств детей через декоративно-прикладное творчество на занятиях объединения «Золушка» iconПрограмма дополнительного образования для детей старшего дошкольного...
Занятия данной программы разработаны с целью формирования у детей подготовительной к школе группы знаний о материальной и духовной...

«Формирование нравственных качеств детей через декоративно-прикладное творчество на занятиях объединения «Золушка» iconКраткое содержание проекта На уроках изо и трудового обучения сталкиваясь...
«Народное декоративно-прикладное искусство» мы видим, что дети уже не знают о сувенирах, прославлявших России на весь мир, о мастерах-умельцах,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница