Пояснительная записка Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Задачи




Скачать 87.19 Kb.
НазваниеПояснительная записка Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Задачи
Дата публикации17.08.2014
Размер87.19 Kb.
ТипПояснительная записка
lit-yaz.ru > Культура > Пояснительная записка
Пояснительная записка
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.

Задачи уроков музыки во 3 классе:

  • развитие нравственно-эстетических ориентаций учащихся в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений – фольклора, музыки религиозной традиции, «золотого фонда» классики, современных сочинений;

  • обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка;

  • накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства;

  • выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;

  • совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор–исполнитель-слушатель);

  • развитие навыков хорового (ансамблевого, сольного) пения – унисон, кантилена, широкое дыхание, легкое, полетное звучание детских голосов, расширение певческого диапазона голоса, элементы двухголосного пения, понимание руки дирижера при исполнении музыки различного характера; выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;

  • совершенствование умения передавать в выразительных движениях характер музыки (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;

  • освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования (музыкально-ритмические движения, игра на простейших инструментах, импровизации и др.);

  • развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;

  • развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  • авторская программа Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – Москва: Просвещение, 2007год);

  • утвержденный приказом от 13 декабря 2007 г. № 349 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебник, рабочая тетрадь, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для 3-го года обучения, поурочное планирование. Авторская программа используется в данной рабочей программе без изменений. В соответствие с БУПом-2004 данная рабочая программа рассчитана на 34 час.

Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов, предложенных авторами программы:

  • Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • Метод эмоциональной драматургии;

  • Метод создания «композиций»;

  • Метод игры;

  • Метод художественного контекста.

Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.

В качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение музыкальных произведений; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания и музыкальной формы; тестирование, разработанное авторами программы.

Учебно-тематический план




п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Из них

Приме-

чание

Лабора-

тор-

ные

и прак- тические


Контроль-

ные и

диагности-

ческие

материалы

Экс-

курсии




I.

Тема №1. “Россия – Родина моя”

5 ч.













II.

Тема №2. “День, полный событий”

4 ч.




1 ч.

Обобщающий урок по теме







III.

Тема №3. “О России петь – что стремиться в храм”

7 ч.




1ч.
Тестирование







IV.

Тема №4. “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!”

3 ч.













V.

Тема №5. “В музыкальном театре”

6 ч.




1 ч.

Обобщающий урок по теме







VI.

Тема №6. “В концертном зале”

4 ч.













VII.

Тема №7. “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье”

5 ч.




1ч.
Тестирование










Итого

34 ч.




4 ч.











^ Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса

Знать/понимать:

  • Жанры музыки (песня, танец, марш);

  • Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);

  • Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов;

  • Основные формы музыки и приемы музыкального развития;

  • Характерные особенности музыкального языка П.И.Чайковского, Мусоргского М.П., С. Прокофьева, Г. Свиридова, В.А.Моцарта, Бетховена Л.Э. Грига.

  • .

Уметь:

  • Выявлять жанровое начало музыки;

  • Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;

  • Определять средства музыкальной выразительности;

  • Определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;

  • Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;

  • Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).

^ Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • Проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.


Тестирование учащихся III класса
^

Первое полугодие


Звучит ария Ивана Сусанина из оперы М. Глинки «Иван Сусанин».

Вопрос 1: Как называется это произведение?


Вопрос 2: Какой композитор сочинил эту музыку?

Вопрос 3: Какие средства музыкальной выразительности создают

образ защитника Родины? Нужное – подчеркни.

Вопрос 4: Напиши названия знакомых тебе литературных и музыкальных произведений, в которых созданы образы защитников Отечества?

Звучит романс «Звонче жаворонка пенье» Н. Римского-Корсакова.

Вопрос 5: К какому жанру можно отнести это произведение?

Вопрос 6: Какие средства выразительности передают характер этой музыки?

Звучит хор «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова.

Вопрос 7: Какой композитор сочинил эту музыку – русский или зарубежный?

Нужное – подчеркни.

Вопрос 8: Где может звучать эта музыка?

Звучит «Утро» Э. Грига из сюиты «Пер Гюнт».

Вопрос 9: Какие стихи созвучны этому музыкальному сочинению (1 или 2)?

^ 1. Сонный зимний ветер надо мной поет,

Усыпляет песней, воли не дает,

Пусть заносит снегом, по полю бежит,

Вместе с колокольчиком жалобно дрожит.

И. Бунин

2. Вот и солнце встает, из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло,

^ На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.

И. Никитин

10. Назови полюбившиеся тебе произведения, с которыми ты познакомился

на уроках музыки в III классе.

^

Тест для учащихся III класса

Первое полугодие (200__/200__уч. г.)




Фамилия, имя_____________________________Школа________ Класс______



1. Романс «Жаворонок» Ария Ивана Сусанина Величание

2. Чайковский Прокофьев Мусоргский Глинка

  1. Медленный темп Напевная мелодия Мажорный лад

Низкий голос (бас)

  1. _______________________________________________________________

________________________________________________________________

^ 5. Песня Симфония Романс Кант

6. Взволнованная мелодия Быстрый темп Минорный лад

7. Зарубежный Русский

8. В концертном зале В школе В церкви

9. Первое Второе

10. _______________________________________________________________

________________________________________________________________
Тестирование учащихся III класса
^

Первое полугодие





  1. Звучит первая часть «Симфонии № 3» («Героической») Л. Бетховена.

Вопрос 1: Как называется это сочинение? Кто его сочинил?

Вопрос 2: Какой образ создает композитор в этой музыке? Нужное –

подчеркни.

Вопрос 3: Для чего в жизни человека нужна музыка героического

характера? Ответ в свободной форме.

  1. Звучит песня «Аве, Мария!» Ф. Шуберта.

Вопрос 1: Как называется это сочинение? Кто его сочинил?

Вопрос 2: К какому жанру можно отнести это сочинение? Нужное – подчеркни.

Вопрос 3: Какие стихи созвучны этому музыкальному произведению?

(подчеркни слова – первое, второе).


    1. Чистая дева, скорбящего мать,

Душу проникла твоя благодать,
^

Неба царица, не в блеске лучей –


В тихом предстань сновидении ей!

А. Фет

    1. Она идет, хвале внимая,

Благим покрытая смиреньем,

Как бы небесное виденье

Собою на земле являя…

Данте
Вопрос 4: Какие средства выразительности создают образ этой музыки?

Нужное – подчеркни.

Задание 5: Запиши слова, которые передают твое отношение к этой

музыке?

  1. Звучит «Мелодия» для скрипки и фортепиано П. Чайковского.

Вопрос 1: Какой композитор сочинил эту музыку? Нужное – подчеркни.

Вопрос 2: Какие инструменты исполняют это сочинение? Напиши их названия.

Вопрос 3: Где может звучать эта музыка: в церкви, в концертном зале, в опере, на народном празднике? Нужное – подчеркни.

  1. Как ты оцениваешь свои певческие умения и навыки? Нужное – подчеркни. Учитель в квадрате (в правом углу теста) может отметить уровень развития певческой культуры: отлично + ; хорошо + –; удовлетворительно –. Желательно сопоставить самооценку учащегося и оценку учителя.

  2. Назови полюбившиеся тебе произведения, с которым ты познакомился на уроках музыки в 3 классе. Ответ в свободной форме.



^

Тест для учащихся III класса

Первое полугодие (200__/200__уч. г.)




Второе полугодие 200__/200__ учебного года




Фамилия, имя__________________________Школа______Класс______



I. 1. Название ___________________Композитор___________________

^ 2. ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ СКОРБНЫЙ

3. _________________________________________________________

_________________________________________________________

II. 1. Название __________________ Композитор___________________

2. ПЕСНЯ РОМАНС МОЛИТВА

3. Первое Второе

4. Песенность Мажор Голос певца Красота сопровождения

5. _________________________________________________________
III. 1. ГЛИНКА ЧАЙКОВСКИЙ ГРИГ

  1. Музыкальные инструменты _______________________________

3. В церкви В концертном зале В опере

На народном празднике

IV. Отлично Хорошо Удовлетворительно

V. Мои любимые сочинения:___________________________________

_________________________________________________________

__________________________________________________________

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Задачи iconПояснительная записка Цель музыкального образования и воспитания...
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной...

Пояснительная записка Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Задачи iconЗаседание кафедры эстетических дисциплин
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной...

Пояснительная записка Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Задачи iconРабочая программа учебного курса «Музыка»
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной...

Пояснительная записка Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Задачи iconРабочая программа учебного курса «Музыка»
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной...

Пояснительная записка Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Задачи iconРабочая программа учебного курса «Музыка»
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной...

Пояснительная записка Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Задачи iconРабочая программа по музыке для учащихся 3 класса педагога Агеевой Татьяны Юрьевны
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной...

Пояснительная записка Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Задачи iconРабочая программа по музыке для 4 класса Учитель: Игнатюк Ольга Владимировна
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной...

Пояснительная записка Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Задачи iconРабочая программа педагога бирюковой Натальи Викторовны учителя высшей...
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной...

Пояснительная записка Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Задачи iconПоурочное планирование уроков музыки в четвертом классе четырехлетней начальной школы
В IV классе завершается процесс музыкального образования и воспитания в начальных классах. Развитие музыкальной культуры школьников...

Пояснительная записка Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Задачи iconПрограмма по предмету «Музыка»
Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница