349 государственный классификатор направлений и специальностей в республике таджикистан




Скачать 10.31 Mb.
Название349 государственный классификатор направлений и специальностей в республике таджикистан
страница1/79
Дата публикации21.06.2013
Размер10.31 Mb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   79


Утверждено

постановлением Правительства

Республики Таджикистан

от «___30_ »___06__2007 года

349

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КЛАССИФИКАТОР

НАПРАВЛЕНИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

Душанбе-2007

Содержание
1 Область применения......................................................................................................................................... 3
2 Нормативные ссылки ....................................................................... ……………………………………..……..3
3 Определения.........................................................................................................................................................3 - 4
4 Основные положения........................................................................ ……………………………………….…...4-5
Таблица 1 Профили образования и соответствующие им коды
направлений................................................................................................................................................6
Таблица 2 Коды уровней профессионального образования................................................................................6 - 7
Таблица 3 Укрупненная структура ГКНС...........................................................................................................8 - 14
Таблица 4 Систематизированный указатель специальностей, направлений

специальностей профессионального образования…………………...............................................................15 - 42
Таблица 5 Алфавитный указатель специальностей, направлений специальностей

профессионального образования......... ………………………………………………………… ..43 - 63
Таблица 6 Систематизированный указатель специальностей, направлений специальностей,

специализаций и классификаций высшего образования............. ………….…………….....… .64 -216
Таблица 6.1 Систематизированный указатель специальностей и квалификаций 1-го

уровня высшего образования..............................................................................................................217
Таблица 6.2 Систематизированный указатель специальностей и квалификаций 2-го

уровня высшего образования..............................................................................................................217
Таблица 7 Систематизированный указатель специальностей, направлений специальностей,

специализаций и квалификаций среднего профессионального образования........................ 218 - 278
Таблица 7,1 Указатель универсальных специализаций к специальностям среднего профессионального

образования, в ключенным в профили I,J,K,O………………................…………………...……...279
Таблица 8 Систематизированный указатель специальностей и квалификаций

переподготовки кадров на базе высшего образования……………………………...……..…280 - 318
Таблица 9 Систематизированный указатель специальностей и классификации переподготовки

кадров на базе среднего профессионального образования……………………………………319 - 322
Приложение А Повторяющиеся классификации и соответствующие

им должности …………………………………………….…...……………………………...….323

Таблица А2 - Перечень должностей, соответствующих классификации

высшего образования…………………………………………………………………...324

^ 1 Область применения
Настоящий классификатор предназначен для использования во всех сферах деятельности и на всех уровнях управления в целях проведения государственной политики в области начального, среднего и высшего профессионального образования и, регулирования дополнительного образования,а так же в целях социального прогнозирования, планирования и ре­гулирования наименований специальностей, количества специалистов и качества их подготовки в соответствии с запросами общества и рынка труда.
^ 2 Нормативные ссылки
В настоящем классификаторе использованы выдержки со следующих нормативно - правовых актов:

Конституция (Основной Закон) Республики Таджикистан, от 6 ноября 1994 года, Закон Республики Таджикистан «Об образовании» от 17 мая 2004 года №34, Закон Республики Таджикистан «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», от 8 декабря 2003 года №48, постановление Правительства Республики Таджикистан от 1 августа 2005 года, №264 «Об утверждении положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования Республики Таджикистан», Постановление Правительства Республики Таджикистан от 1 ноября 2006 года, №484 «О Концепции развития профессионального образования в Республике Таджикистан».

3 Определения
В настоящем классификаторе применяются следующие термины с соответствующими определе­ниями:

Должность - служебное положение работника, обусловленное кругом его обязанностей, должностными правами и характером ответственности.

Квалификация - подготовленность работника к профессиональной деятельности по вы­полнению работ определенной сложности в рамках профессии, специальности, специализации.

Образование- непрерывный процесс воспитания и обучения, целью которого является достижения высокого уровня нравственного, интеллектуального, культурного, физического развития и профессиональной компетентности членов общества.

^ Высшее профессиональное образование - уровень образования, который приобретается лицом в высшем учебном заведении в результате последовательного, системного и целенаправленного процесса усвоения содержания обучения, которое базируется на общем среднем образовании и завершается получением определенной квалификации по итогам государственной аттестации.

^ Профессиональная деятельность – процесс сознательной, целенаправленной и творческой деятельности людей, в процессе которой, создав, моральные и материальные ценности те самым удовлетворяют те или иные свои потребности.

^ Вид (подвид) профессиональной деятельности - вид (подвид) трудовой деятельности, который оп­ределяется по специальности (специализации) и уровню квалификации.

Профессия – основной род занятий и трудовой деятельности человека, подтверждаемый соответствующим документом об образовании.

^ Направление образования - подсистема профиля образования, наименование которой оп­ределяется родственными видами профессиональной деятельности, объединяющая подмножества родст­венных специальностей по определенному признаку классификации на данной классификационной уровень.

Примечания:

- Направления образования, как правило, объединяют множество специальностей как основного, так и до­полнительного образования.

- Отдельные направления образования объединяют только множество специальностей переподготовки кадров, ес­ли нормативными положениями и законодательством подтверждается необходимость подготовки специалистов с дополнительным образованием на основе высшего образования.

- Группа специальностей - подсистема направления образования, наименование которой определяется родственными видами профессиональной деятельности и объединяет множество близких специальностей по определенному признаку классификации на данной классификационной ступени.
Специальность – комплекс приобретенных путем целенаправленной подготовки и опыта работы знаний, умений и навы­ков, необходимых для определенного вида деятельности, подтверждаемых соответсвующими документами об образовании.

^ Направление специальности - подсистема специальности как разновидность профессио­нальной деятельности в рамках конкретной специальности среднего или высшего образо­вания.

Специализация - вид и степень профессиональной подготовки для выполнения профессиональной деятельности или продолжения образования, подтверждаемый документом о соответствующем образовании.

Примечания

- Специализация вводится для сближения профессионального образования по специальности потребно­стям сферы труда.

- Специализация по объему учебных часов не должна превышать 10%-15 % общего фонда учебного времени по специальности.

- Выделение дополнительных или вариативных квалификаций на уровне специализаций не рекомендуется.

- Специализация в системе дополнительного образования (по специальностям переподготовки) отсутствует.


^ 4 Основные положения
Государственный классификатор направлений и специальностй (ГКНС) в Республике Таджикистан входит в состав Единой системы классификации и информационного, технико-экономического и социального кодирования Республики Таджикистан

ГКНС в Республике Таджикистан, сохраняя национальную специфику, взаимосвязан с Международной стандартной классификацией образования (МСКО - 97).

ГКНС Республике Таджикистан предназначен для систематизации специальностей и квалификаций во взаимосвязи с должностями служащих и профессиями рабочих, обеспечения целостности непрерывного трехуровневого основного и дополнительного профессионального образования, проведения ста­тистического учета и анализа в сфере профессионального образования, планирования и прогно­зирования потребностей в подготовке и переподготовке специалистов среднего и высшего специ­ального образования.

ГКНС Республике Таджикистан используется для решения следующих задач:

- гармонизации наименований специальностей среднего и высшего специального образования, специальностей переподготовки с направлениями социально-экономического развития страны;

- обеспечения соответствия квалификаций по специальностям (направлениям специаль­ностей) спросу и предложениям на рынке труда, взаимообусловленности квалификаций и пер­вичных должностей служащих;

-обеспечения непрерывности профессионального образования посредством создания единой системы специальностей трех его уровней в взаимосвязи с системой повышения квалификации и переподготовки кад­ров;

- гармонизации классификатора с МСКО - 97;

- обеспечения единства и взаимосвязи информационной системы в сфере профессионального об­разования с другими системами технико-экономической и социальной информации Республики Таджикистан.

ГКНС в Республике Таджикистан обеспечивает связь:

- подмножества специальностей в пределах направлений образования (групп специальностей) с МСКО-97;

- подмножества специальностей и направлений специальностей с видами (подвидами) экономи­ческой деятельности;

-специальностей и квалификаций с первичными должностями служащих;

-специальностей и квалификаций среднего и высшего профессионального образования и дополнительней.

Структура кода специальности (направления специальности или дополнительной спе­циальности в профиле А, специализации) по ГКНС в Республике Таджикистан:
X - XX XX XX -XX XX




Специализация специальностей среднего и высшего
профессионального образования

Направление специальности среднего и высшего
профессионального образования
Специальность основного или дополнительного

образования
Группа специальностей основного или дополнительного

образования
Направление образования (основного или дополнительного)
Уровень образования
Кодирование специальностей основного (высшего и среднего профессионального) образования осуществляется следующим образом.

Длина кода специальности включает семь цифровых десятичных знаков, например: 1-01 01 01 «Дошкольное образование».

Длина кода специальности с направлением специальности включает девять цифровых деся­тичных знаков, например: 1-08 01 01-03 «Профессиональное обучение (энергетика)», код направле­ния указывается после дефиса.

Аналогично кодируются специальности с дополнительными специальностями профиля «А. ПЕДАГОГИКА», например: 1-02 04 04-01.

Длина кода специальности со специализациями включает также девять цифровых десятичных знаков, но без дефиса после седьмого знака, например: специализация 1-31 03 04 01 «Программное обеспечение вы­числительных систем» специальности 1-31 03 04 «Информатика».

Длина кода специальности с направлением специальности и специализацией включает одинна­дцать цифровых десятичных знаков, например: специализация «Автоматические системы и электрообо­рудование воздушных судов» 1-37 04 02-01 01 специальности 1-37 04 02 «Техническая эксплуатация авиационного оборудования (по направлениям)» с направлением специальности 1-37 04 02-01 «Техниче­ская эксплуатация авиационного оборудования (приборное и светотехническое оборудование)».

Кодирование специальностей дополнительного образования (переподготовки) осуществляется следующим образом.

Длина кода специальности переподготовки на базе высшего или среднего специального образо­вания включает семь цифровых десятичных знаков, например: 1-01 03 71 «Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка». Предусматривается две отличительные особенности кодирования специальностей переподготовки:

первая - последние две цифры кода специальностей переподготовки на базе высшего или средне­го специального образования начинаются с номера 71 для специальностей, по которым может осуществ­ляться подготовка специалистов как в рамках основного, так и дополнительного образования;

вторая - последние две цифры кода специальностей переподготовки на базе высшего образова­ния начинаются с номера 01 для специальностей, по которым в соответствии с нормативными правовыми актами предусматривается подготовка специалистов только в рамках дополнительного образования на базе высшего.

Профиль образования имеет буквенное обозначение и не входит в структуру кода специальности. Коды направлений образования соответствующих профилей приведены в таблице 1.

^ Таблица 1 - Профили образования и соответствующие им коды направлений


Обозначение и наименование профиля

Коды направлений

1

2

3

А

Педагогика

01-07

В

Педагогика. Профессиональное образование

08-14

С

Искусство и дизайн

15-20

D

Гуманитарные науки

21-22

Е

Коммуникации. Право. Экономика. Управление. Экономика и организация производства

23-30

G

Естественные науки

31-32

Н

Экологические науки

33-35

I

Техника и технологии

36-68

J

Архитектура и строительство

69-73

К

Сельское и лесное хозяйство. Садово-парковое строительство

74-78

L

Здравоохранение

79-85

М

Социальная защита

86-87

N

Физическая культура. Туризм и гостеприимство

88-90

О

Общественное питание. Бытовое обслуживание

91-92

Р

Службы безопасности

93-99

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   79

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

349 государственный классификатор направлений и специальностей в республике таджикистан iconГосударственный классификатор республики казахстан
Классификатор специальностей высшего и послевузовского образования республики казахстан">