Конспект урока литературы в шестом классе по теме: «Природа и человек в стихотворении Н. А. Заболоцкого «Журавли»




Скачать 89.05 Kb.
НазваниеКонспект урока литературы в шестом классе по теме: «Природа и человек в стихотворении Н. А. Заболоцкого «Журавли»
Дата публикации23.08.2014
Размер89.05 Kb.
ТипКонспект
lit-yaz.ru > Культура > Конспект
Конспект урока литературы в шестом классе по теме:

«Природа и человек в стихотворении Н.А. Заболоцкого «Журавли».
(Урок внеклассного чтения).

Автор: Богаева Е.А., учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №57» г. Оренбурга.

Краткая аннотация.



  1. Данный урок впервые знакомит учащихся с творчеством Н.А.Заболоцкого, поэтому школьники получают самое общее первое представление о поэте.

  2. Основными приемами являются филологический анализ поэтического текста и словесное рисование, которые развивают творческое мышление учащихся и пробуждают интерес к лирике Н.А.Заболоцкого.

  3. Урок разработан в рамках проектной методики и является одним из этапов данной образовательной технологии.


Цели:

1) дать самое общее первое представление о Н.А. Заболоцком как о поэте-философе, сочетающем в своем творчестве единство природы и человека;

2) отметить в стихотворении «Журавли» средства выразительности, за счет которых создается музыкальность поэтического текста;

3) развивать навыки выразительного чтения лирического произведения.
На уроке использованы следующие приемы:

- филологический анализ текста;

-эвристическая беседа;

-словесное рисование.
На уроке использован метод проблемного изложения.
Оборудование: мультимедийная презентация учащихся, аудиозаписи песен на стихи Н.А. Заболоцкого.
Ход урока.

  1. Актуализация знаний учащихся (1 мин.).

Учитель подводит итог изученному на прошлом уроке и постепенно переходит к новой теме.

  1. Чтение учащимися любимых стихов Н.А. Заболоцкого(5 мин.).

  2. Прослушивание аудиозаписи песни на стихи Н.А. Заболоцкого в исполнении А.Фрейндлих «Опадают последние маки» ( 4 мин.).

  3. Краткое индивидуальное сообщение ученика о жизни и творчестве поэта (мультимедийная презентация). (5 мин.).

  4. Беседа о том, какие впечатления жизни оказали влияние на творчество Н.А.Заболоцкого.( 1 мин.).

  5. Слово учителя о том, что поэт считал главным в творческом процессе. (1 мин.).

  6. Чтение учителем стихотворения «Журавли». (2 мин.).

  7. Беседа по вопросам о смысле прочитанного. (7 мин.).

  8. Повторное выразительное чтение текста стихотворения учащимися.(4 мин.).

  9. Филологический анализ поэтического текста.(10 мин.).

  10. Выразительное чтение стихотворения учащимися целиком. (2 мин.)

  11. Поведение итогов урока. (2 мин.).

  12. Задание на дом. (1 мин.).

Эпиграфы к уроку: 1)…И сам я был не детище природы, но мысль ее!..

Н.А.Заболоцкий.

2)… Мысль- Образ- Музыка- вот идеальная тройственность, к которой стремится поэт…

Н.А.Заболоцкий.

Ход урока.


  1. Актуализация знаний учащихся.

– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не просто урок литературы. Мы будем рассуждать о том, какими невидимыми нитями связаны человек и природа и как бывает важно почувствовать себя частицей чего-то большого и высокого. Поэтому мне бы хотелось, чтобы в конце урока вы не просто узнали что-то новое, а ощутили мощь и полноту воздействия на человека настоящей поэзии и настоящего искусства.

Об этом мы уже говорили на прошлом уроке. А сегодня продолжим разговор на эту тему.

-Изучая сказку-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца», мы отмечали, что человек набирается жизненного опыта у природы, исследуя ее.

^ Работа с эпиграфом.
А сегодня мы будем рассуждать о поэте, который многие свои стихи посвятил природе. Но связь с природой он ощущал философски, говоря:

«И сам я был не детище природы, но мысль ее!». (Эпиграф к уроку).

Сегодня мы будем знакомиться с творчеством Н.А.Заболоцкого.


  1. Чтение учащимися любимых стихов Н.А.Заболоцкого.

- В пятом классе мы с вами уже читали его стихи. Многим из вас они так понравились, что к сегодняшнему уроку вы подготовили выразительное чтение наизусть любимых стихотворений поэта .

- Давайте послушаем эти поэтические тексты и дадим оценку чтению стихов ваших одноклассников.

(^ Учащиеся читают стих Н.А. Заболоцкого).
III.Прослушивание аудиозаписи песни на стихи Н.А. Заболоцкого в исполнении А.Фрейндлих «Опадают последние маки».

-А сейчас вы послушаете не просто стихи, а то, как звучит текст поэта в переложении на музыку.

(Звучит запись).

-Ребята, не правда ли, что это чудесная музыка и чудесные стихи?

-А что вы можете сказать о человеке, написавшем эти строки?

(Это человек добрый, нежный, тонко чувствующий природу, стремящийся к гармонии, каждая частица природы для него важна).

IV.Краткое индивидуальное сообщение ученика о жизни и творчестве поэта (мультимедийная презентация).

-Но наше представление о поэте будет неполным, если мы не обратимся к ключевым вехам его жизненного и творческого пути. Поэтому давайте послушаем сообщение вашей одноклассницы о Н.А.Заболоцком, которое она готовила вместе с другой ученицей (называет ее), составляя мультимедийную презентацию о поэте.

(^ Идет демонстрация слайдов с одновременным рассказом о Н.А.Заболоцком).
V.Беседа о том, какие впечатления жизни оказали влияние на творчество Н.А.Заболоцкого.
-Что вам показалось особенно интересным в биографии поэта?
-Какие впечатления жизни оказали влияние не его творчество?

Вывод: он многое испытал, увидел, пережил, и из всего извлекал определенный жизненный опыт.
VI.Слово учителя о том, что поэт считал главным в творческом процессе.

- Жизненный опыт Н.А.Заболоцкого стал главной ценностью его жизни. Поэтому в стихотворении «Завещание», написанном в 1947 году, есть такие строки:

Я жизнь мою прожил, я не видал покоя:

Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я.
И, несмотря на то, что «покоя в мире нет», он впоследствии напишет: «Я люблю эту жизнь со всеми радостями и великими страданиями».

А жизнь, по мысли Н.А.Заболоцкого,- это жизнь природы.

Но как же донести до читателя, слушателя свое видение мира, свое представление о нем?

По мысли Заболоцкого, поэт должен создавать в стихотворении Мысль, Образ, Музыку.
(Обращение учителя ко 2-му эпиграфу).
- Вот как об этом писал Заболоцкий: «Мысль- Образ- Музыка- вот идеальная тройственность, к которой стремится поэт».

- Давайте посмотрим, что в стихотворении «Журавли» является Мыслью, Образом, Музыкой?


VII.Чтение учителем стихотворения «Журавли».
VIII.Беседа по вопросам о смысле прочитанного.

(Эвристическая беседа).

-О чем это стихотворение?

(О полете птиц из Африки к «берегам отеческой земли»).

- Чем заключается трагедия нарисованной Заболоцким картины?

(Дело не только в том, что гибнет птица. Разрушается гармония мира).

-Какие слова помогают понять нам это?

(«Частица дивного величья» - это не просто журавль, птица, а частица красоты, «величья»).

- Кто или что убивает птицу?

(Человек).

- А почему человек не назван в стихотворении? Почему мы видим лишь «черное, зияющее дуло»?

( У смерти нет ни имени, ни обличия, есть только символ смерти, мрака).
^ Словарная работа.
«Зияющий» - обнаруживающий глубину, пустоту.

( Потому что совершившего « это» невозможно назвать человеком. На его месте лишь понятие неодушевленное).

IX.Повторное выразительное чтение текста стихотворения учащимися.
X.Филологический анализ поэтического текста.
^ Читаем 1-е и 2-е четверостишия.

- Мы прочитали эти строки плавно, величаво. Почему?

(Здесь рисуется полет птиц).

- Какая картина возникает перед глазами?

(Ученики словами описывают то, что они себе представляют).

- Чтобы еще ярче вы представили себе картину происходящего, рассмотрите внимательно репродукцию с картины Н.Рылова «В голубом просторе» и дополните рассказ предыдущих учеников.

(Учащиеся дополняют).

-Итак, журавли красивы, их крылья отливают серебром, их полет организован «треугольником». А как об этом пишет автор?

- Какими художественными средствами передается красота полета птиц?

(Эпитет, инверсия).

- А что означает слово «утопая»?

(Погружаться в воздушную стихию, испытывая радость и удовлетворение от полета).

- С помощью чего передается плавность полета птиц?

(С помощью обособленных оборотов).

-Обратите внимание, что стаю птиц Заболоцкий называет народом!

И это не просто одушевление природы, а полное ее очеловечивание, т.е. журавли и человек- братья!
^ Читаем 3-ю и 4-ю строфы.
- Здесь меняется ритм, исчезает плавность. Какое слово впервые вселяет тревогу, предупреждает об опасности?

(Союз «но»).

- Как вы думаете, какими звуками наполнена 1-я и 2-я строфа?

(Шелест трав, крик журавлей, шум ветра).

- 3-я и 4-я строфа?

(3-я – самая тихая, мир как будто замер перед лицом смерти. 4-я – звук выстрела, это передано при помощи звука «р»)
^ Читаем дальше, до конца.
Читаем медленно, с паузами, особенно «погружаемся медленно на дно».

- Как вы понимаете слова: «В искупленье собственного зла им природа…» О каком зле природы по отношению к журавлям идет речь?

(Человек – детище природы, её частица – сам несет в природу разрушение).

- В связи с чем в стихотворении звучит обращение к молодым? Какие человеческие качества напоминают поэту гордый полет журавлей?

(В жизни человека это важно: не сломаться от потерь, всегда стремиться к высокому, сохранять гордый дух, непреклонную волю)

- Как вы объясните смысл следующих перекличек в стихотворении?

Серебряные крылья рубашка из металла

Через весь широкий небосвод два крыла, как два

огромных горя, обняли

холодную волну

Утопая в небе погружался медленно на дно.
(Эти фразы одухотворены жизнью. В них красота, сила. Они как будто повторяют первые, но смерть лишила их поэтичности).

- Чем необычно сочетание слов «золотого зарева пятно»? Посмотрите на репродукцию картины, представьте себе это.

(Золотое зарево – образ красивый, поэтичный. Пятно – слово неэстетичное. Их соединение – гибель красоты – обвинение тому, кто совершил злодеяние – убил птицу. Здесь автор намеренно употребляет оксюморон).
XI. Выразительное чтение стихотворения учащимися целиком.

(Учащиеся читают стихотворение, соблюдая правильную интонацию)

XII. Подведение итогов урока.

- Итак, ребята, как же слова Заболоцкого: «Мысль – Образ – Музыка – вот идеальная тройственность, к которой стремится поэт», - воплощены в этом стихотворении?

- Что значит Мысль?

(Это то, что наследует молодость от старших поколений)

- Какой образ создает поэт?

(Это образ вожака, пробуждающего у читателя чувство ответственности за окружающую нас природу)

- О какой музыке идет речь?

(Это музыка стиха, сочетание звуков. Ее осуществление поэт видел в том, чтобы в произведении слова образовывали «живые гирлянды и хороводы», они должны петь, трубить и плакать, они должны перекликаться друг с другом, словно влюбленные в лесу, подмигивать друг другу, подавать тайные знаки, назначать друг другу свидание и дуэли)

- Давайте еще раз посмотрим, как это осуществляется в стихотворении:

«Два крыла, как два огромных горя, обняли холодную волну». Поучается «ауканье» звуков, что придает стихотворению особое благозвучие, музыкальность.
Вывод:
Н. А. Заболоцкий, действительно, не просто детище природы, он мысль ее, то есть певец, устанавливающий связи всего, что внутри человека, со всем, что вне его. Постоянный круговорот, совершающийся в природе, ее движение – все это воплощено Заболоцким в стихотворении «Журавли».
XIII.Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение Н.А Заболоцкого «Журавли».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока литературы в шестом классе по теме: «Природа и человек в стихотворении Н. А. Заболоцкого «Журавли» iconПлан-конспект урока поэтическая мастерская по теме: «Образ ласточки в русской поэзии»
Урок целесообразно провести после изучения творчества Н. Заболоцкого в 9-м классе

Конспект урока литературы в шестом классе по теме: «Природа и человек в стихотворении Н. А. Заболоцкого «Журавли» iconПлан-конспект урока поэтическая мастерская по теме: «Образ ласточки в русской поэзии»
Урок целесообразно провести после изучения творчества Н. Заболоцкого в 9-м классе

Конспект урока литературы в шестом классе по теме: «Природа и человек в стихотворении Н. А. Заболоцкого «Журавли» iconКрасота в творчестве Н. Заболоцкого
Конспект урока литературы в 12 классе, проведенного в рамках теоретико-практического семинара «Дидактическая работа учителя вечерней...

Конспект урока литературы в шестом классе по теме: «Природа и человек в стихотворении Н. А. Заболоцкого «Журавли» iconКонспект урока-размышления по литературе в 6 классе по теме «Пусть...
Автор: Валитова Р. Р., учитель русского языка и литературы мбоу «Шыгырданская сош №1»

Конспект урока литературы в шестом классе по теме: «Природа и человек в стихотворении Н. А. Заболоцкого «Журавли» iconУрок в 9 классе. Лирика Н. А. Заболоцкого
Предметные цели урока: провести исследовательскую работу по стихотворению Н. А. Заболоцкого «Дождь»

Конспект урока литературы в шестом классе по теме: «Природа и человек в стихотворении Н. А. Заболоцкого «Журавли» iconКонспект урока-размышления по литературе в 6 классе по теме «Пусть...
Учитель русского языка и литературы мбоу сош с. Нижнебалтачево Манапова Е. З. Мр татышлинский район р башкортостан

Конспект урока литературы в шестом классе по теме: «Природа и человек в стихотворении Н. А. Заболоцкого «Журавли» iconУрока по русской литературе в 7 классе Тема: Расул Гамзатов «Журавли»
Образовательная: познакомить с содержанием стихотворения Расула Гамзатова «Журавли», закрепить умения анализа произведения

Конспект урока литературы в шестом классе по теме: «Природа и человек в стихотворении Н. А. Заболоцкого «Журавли» iconКонспект интегрированного урока по теме «Осенняя природа в произведении И. А. Бунина «Листопад»
Конспект интегрированного урока по теме «Осенняя природа в произведении И. А. Бунина «Листопад» и «Времена гола» П. И. Чайковского...

Конспект урока литературы в шестом классе по теме: «Природа и человек в стихотворении Н. А. Заболоцкого «Журавли» iconУрок литературы в шестом классе. Тема урока
...

Конспект урока литературы в шестом классе по теме: «Природа и человек в стихотворении Н. А. Заболоцкого «Журавли» iconЛитература. Класс: 6 Тема урока : Родная природа в стихах русских...
Тема урока: Родная природа в стихах русских поэтов 20 века. Н. А. Заболоцкий «Журавли»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница