Курс «Азбука Истоков» (32 часа) Учитель начальных классов: Морозова Наталья Георгиевна




Скачать 242.76 Kb.
НазваниеКурс «Азбука Истоков» (32 часа) Учитель начальных классов: Морозова Наталья Георгиевна
Дата публикации01.09.2014
Размер242.76 Kb.
ТипТематическое планирование
lit-yaz.ru > Культура > Тематическое планирование
БОУ «Фроловская основная общеобразовательная школа»

ПРОГРАММА

организации внеурочной деятельности

младших школьников

курс «Азбука Истоков»

(32 часа)

 

 

 

 

Учитель начальных классов:

Морозова Наталья Георгиевна

2011 – 2012 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… стр. 3

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ……………………………………………………………….. стр. 3

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ …..……………..……………………………………………… стр. 8

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ………………………………………………………….……… стр. 9

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ …………………………………………….…………………… стр. 12

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ …..………………………….……………….……..................... стр. 13

СРОКИ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ………………………………………………………...………. стр. 15

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ………………………………………………………….…….. стр. 15

 

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Азбука Истоков» реализует духовно-нравственное  направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках  апробации  федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования второго поколения. Курс разработан на основе методического комментария АЗБУКА ИСТОКОВ «ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО»[1].

Школа – важнейший период в жизни каждого человека, во многом определяющий его дальнейшее развитие. В эти годы он не только приобретает определённые знания и умения, но созревает как личность и формирует систему ценностей.

Особенно важен в воспитательном отношении первый этап – начальная школа. От того, насколько осознанно и заинтересованно ребёнок будет участвовать в учебном процессе, зависят глубина и прочность знаний, желание и способность их благоразумного употребления. Необходимым условием для решения столь актуальной  в настоящее время проблемы является обращение к социокультурным истокам и ориентация на духовное развитие личности.

«Азбука Истоков» подготовлена в соответствии с программой учебного курса «Истоки» (начальная школа, 1-4 классы) для первого года обучения и воспитания.

«Азбука Истоков» является комплексным учебно-воспитательным курсом, в основе которого лежит программа духовно-нравственного воспитания в контексте социокультурного развития личности. Азбука разработана на принципах социокультурного системного подхода к истокам в образовании и способна выполнять функцию стержневой основы всего учебно-воспитательного процесса первого года развития.

^ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Главная цель Азбуки Истоков – воспитание грамотного, творчески активного читателя, ориентированного на духовное и нравственное развитие.

Одной из важнейших задач Азбуки является присоединение ребёнка к школе, работа с родителями, объединение усилий семьи и школы в вопросах воспитания. Азбука решает и другие образовательные задачи: развитие речи и языкового сознания, общения, обучение грамоте и др.

В процессе занятий по Азбуке ученики осваивают важнейшие системообразующие понятия: ^ Мир, Семья, Доброе Слово, Любовь к Родине, Образ, Книга, Истоки и др.,  формируют позитивное мировоззрение. Выделяя и осмысливая такие нравственные категории, как Благодарность, Добро, Храбрость, Честь, Любовь и др., дети приобретают реальный опыт духовного развития. Важнейшим элементом социокультурного развития является запечатление

значимых для нашей культуры образов защитников Родины (святой Георгий Победоносец,

Русские богатыри, святой Владимир, святой Александр Невский) и великих поэтов (А.С.Пушкин,

М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, С.А.Есенин).

Богатый литературный материал и активные занятия способствуют расширению кругозора и

словарного запаса обучающихся, развитию образного и логического мышления, системы духовно-нравственных ценностей, формированию навыков продуктивного диалога и сотрудничества.

Приобщаясь к лучшим образцам русской классики и народной поэзии, дети учатся внимательному и уважительному отношению к Слову, приобретают ясные ориентиры, помогающие противостоять агрессии массовой культуры. Азбука направлена на развитие языкового чувства, обеспечивает создание прочной понятийной и мотивационной базы для дальнейшего изучения русского языка. Ученики знакомятся с разнообразным миром родного языка, узнают, каким может быть Слово: слово, повествующее о событиях и героях былых времён, слово, воспитывающее, наставляющее, слово народной мудрости, слово, воспевающее красоту мира. В течение всего курса дети приобщаются к истокам родного слова, изучая семантические связи и несложные этимологические примеры.

В контексте программы воспитания (первый год развития) главным социокультурным результатом для обучающихся является создание 1 главы своей Первой книги. Этой интересной работой дети совместно с родителями будут заниматься в течение всей начальной школы. В Азбуке Истоков представлены 9 занятий воспитательной программы. Активное участие родителей способствует созданию благоприятной атмосферы взаимопонимания с учителем, что значительно повышает эффективность обучения. Дети приобретают опыт  личного осмысления понятий с помощью Слова, образа, Книги, получают значимые социокультурные результаты, учатся работать самостоятельно и в сотрудничестве с родителями.

Методика обучения грамоте, являющаяся неотъемлемой составляющей курса, может использоваться как самостоятельно, так и в качестве отдельных развивающих тренингов и дополнительных упражнений при обучении чтению по любой из общепринятых программ. Занятия по Азбуке предусматривают развитие фонематического слуха, обучение первоначальному чтению, закрепление навыка. Особое внимание уделяется осмыслению прочитанного и пробуждению интереса к самостоятельному чтению.

Особенность Азбуки состоит в том, что воспитательная и обучающая части не разделены, а наоборот взаимопроникают друг в друга, составляя единое контекстное поле, что позволяет реализовать важнейший педагогический принцип единства воспитания, развития и обучения.

Методика отвечает современным достижениям в области психологии и психофизиологии младших школьников. Используемые технологии позволяют снизить нагрузку на память и внимание детей. В качестве методических принципов оптимизации и интенсификации обучения предлагаются:

  • использование эмоционально положительных и архетипически значимых образов;

  • опора на непроизвольное запоминание;

  • вовлечение различных модальностей восприятия (слух, зрение, кинестетическое чувство);

  • использование эвристических методов обучения;

  • организация занятия по правилу смены деятельности;

  • диагностика и своевременная индивидуальная коррекция в процессе обучения;

  • организация самостоятельной работы в парах и группах;

  • тематическая связь с другими предметами.

Использование методов активного обучения с опорой на непроизвольное запоминание позволяет избежать перенапряжения и утомления и, как следствие, повысить учебную мотивацию обучающихся.

Активное обучение предполагает не столько механическое запоминание необходимой информации, сколько изучение предмета с различных сторон. В случае обучения чтению предметом изучения (анализа, сравнения и моделирования) служит письменная речь (текст), разделяемая на предложения, слова, слоги и буквы. При таком подходе изменяется главная задача: ребёнок не учит буквы и слоги, чтобы складывать из них слова, а изучает слова, чтобы научиться их понимать. Понимая чтение как процесс извлечения смысла, а не механического звукослияния, мы помогаем ребёнку решить актуальную для него задачу. При этом любой результат, полученный в процессе обучения, осознаётся как достижение. Даже выучив одну букву, ребёнок начинает слышать и видеть её в словах, чувствует реальное приближение к раскрытию тайны печатного слова.

Системное сопряжение воспитательной, развивающей и обучающей задач и объединение содержания занятий чётким внутри- и межурочными связями создаёт предпосылки для глубокого усвоения структурных основ русского языка.

  1. ^ Развитие духовно-нравственной основы личности

Одной из важнейших задач Азбуки является развитие духовно-нравственных ценностей ребёнка и присоединение к этому родителей. Опыт прошедших десятилетий убедительно показал невозможность нравственного воспитания в культурной традиции без учёта архетипических особенностей народа. Один из путей социокультурного развития личности – приобщение к Истокам.

^ Азбука Истоков объединяет в одном издании три книги:

  1. Первая книга учит ребёнка чтению через категории Истоков (алфавитная часть).

  2. Вторая книга развивает духовно-нравственные ценности ребёнка в контексте программы учебного курса «Истоки» для первого года обучения (содержательная часть).

  3. Третья книга помогает ребёнку работать над своей Первой книгой.

В Азбуке истоков три книги согласованы и взаимосвязаны.

2. Развитие языкового сознания

Одна из основных задач Азбуки – введение ребёнка в мир родного языка, развитие языкового чувства, создание прочной понятийной и мотивационной базы для дальнейшего структурного изучения русского языка. С учётом того, что активизация языкового сознания является неотъемлемым условием социокультурного развития личности, оба направления разработаны в едином контекстном поле. Многоуровневые связи, пронизывающие весь комплекс учебно-воспитательных программ, обеспечивают целостное восприятие русского языка как языка великого народа и великой литературы.

^ 3. Обучение чтению

Методика Азбуки Истоков разработана с учётом современных представлений о формировании вербальных функций и является развитием традиционного метода слогового обучения чтению. Азбука может быть использована как самостоятельно, так и в качестве дополнительного материала на уроках обучения  грамоте, русского языка и литературного чтения в 1-м классе.

Букварные страницы Азбуки посвящены изучению конкретных букв, содержат зрительные образы и слова, имеющие данную букву, пословицы, стихотворные отрывки, обучающие упражнения и микротексты для чтения. Типовая организация «букварных» страниц способствует концентрации внимания и стимулирует самостоятельную работу обучающихся.

Работа с букварными страницами предусматривает пять этапов:

Ι этап. Сопоставление образа и звука. Развитие фонематического слуха.

ΙΙ этап. Семантический и фонетический анализ отдельных слов с выделенной буквой. На этом этапе предполагается уделять особое внимание смыслу рассматриваемых слов. Важно не просто объяснить незнакомые слова, необходимо выяснить, как дети их понимают, подобрать родственные слова, слова похожие и противоположные по смыслу (без терминов).

ΙΙΙ этап. На этом этапе объектом изучения является уже не отдельное слово, а целая мысль, связанная с рассмотренными словами. Чтобы научить детей выражать свои мысли, им предлагается определить (в более простом варианте – описать) смысл одного из предложенных на странице слов. Дополняя и уточняя друг друга, добавляя сущностное и отсеивая незначительное, дети под руководством учителя рождают свою (!) мысль. И только после этого осуществляется переход к рассмотрению пословицы – короткой, но глубокой по сути фразы.

Знание пословиц приобщает детей к глубинным пластам народной мудрости, приучает искать смысл прочитанного, даёт пример лаконичной и образной формулировки мысли. Обсуждение и разъяснение смысла пословицы проводится в живом диалоге с детьми. Важно, чтобы ребёнок сделал самостоятельное, пусть небольшое умозаключение.

При многократном использовании одного и того же материала (слов, фраз, текстов и т.п.) вначале выполняются упражнения, направленные на понимание и осмысление, и только потом – формально-аналитического характера.

ΙV этап. Самостоятельное чтение.

Материал для самостоятельного чтения организован в виде таблицы, содержащей слоги и слова разной сложности с этими слогами. Такая структура даёт возможность чётко прослеживать формирование навыка и своевременно отрабатывать трудные моменты.

Примеры тренировочных упражнений (таблица должна быть продублирована на доске):

1. Чтение слогов в столбик.

Поиск заданного слога.

Поиск начального слога: учитель называет слово или показывает картинку с изображением предмета, а ученики указывают на первый слог (ваза – ВА).

Комбинация слогов. Чтение цепочки из похожих слогов (ба-ба, ба-бо-ба, бо-бо-ба и т.д.). Можно проводить в игровой форме с использованием различных персонажей. (Кто как стучит? Чьи это шаги? и т.п.)

2. Чтение пар: слог – слово (ба – бал, до – дом). Анализ: что изменилось, какая буква прибавилась после слога или перед ним?

Чтение более сложных пар (ком – ко-мок, пол – полк). Анализ: как изменился смысл слова, какие буквы добавились? Здесь же полезно обсудить различия в «назначении» слов.

3. Чтение столбиков слов, поиск слова, прочитанного учителем (возможна работа в парах).

4. Чтение отдельных длинных слов. Для облегчения вначале можно открывать слово по одному слогу (че-ло-век, че-ло-век, че-ло-век).

Использование различных заданий для многократного прочтения одних и тех же слов повышает эффективность обучения. При этом создаются условия для развития самоконтроля и стремления к самосовершенствованию.

5. Самое важное – переход к чтению текста. Главная задача учителя – подготовить ученика к пониманию мысли. Последняя строка уже не является тренировочным упражнением. Это микротекст для осмысления, и его формальная структура не обсуждается. (Это не игровое задание, ребёнок может и должен осознать разницу.) «Текст» может быть продолжен или уточнён. Устно.

V этап. Чтение учителем стихотворного отрывка, его обсуждение  и заучивание (задача выучить наизусть явно не ставиться, а используются приёмы опосредованного запоминания):

  • учитель читает, дети слушают;

  • учитель начинает, дети заканчивают строку;

  • учитель читает первую строчку, дети – вторую;

  • все читаю хором (с минимальной помощью учителя);

  • кто хочет, рассказывает сам.

Эта общая схема может быть изменена или сокращена при необходимости. Главное – дать детям почувствовать красоту и неповторимость поэтического текста, научить слышать и понимать поэзию, без которой невозможно развить настоящее чувство родного языка.

При всей алгоритмичности описанной структуры учителю предоставляется широкое поле для творческой деятельности, так как любой этап может быть развёрнут по усмотрению педагога и стать центральной частью урока, что придаёт курсу в целом неповторимое разнообразие.

Универсальность методики состоит в том, что она даёт возможность дифференцированного подхода к ученикам с различным уровнем подготовки.

На Ι этапе работа с неподготовленными детьми сосредоточивается главным образом на фонетическом анализе и установлении звукобуквенных соответствий. В группах детей, имеющих начальные навыки чтения, этот этап может выполняться самостоятельно в парах или небольших группах. На этапе самостоятельного чтения в группах начального уровня основное внимание направлено на чёткое выделение звуков и слияние их в слоги с переходом к коротким словам и поиску заданных слогов. Длинные слова и предложения могут быть прочитаны хором (с доски) вместе с учителем, а проработаны позже. В более подготовленных группах чтение слогов и коротких слов выполняется самостоятельно в разном темпе.

Подробное описание возможных схем занятий для детей с различным уровнем подготовки, а также пример двухуровневой организации занятия даны в приложении.

^ ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников. Предусмотренные данной программой занятия проводятся после уроков для обучающихся первого класса.

Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 час в неделю на ученика).

Азбука состоит из четырёх разделов: ^ Мир, Слово, Образ и Книга. Предложенные образы, слова, поговорки, фрагменты произведений, тексты представлены системно в алфавитной и содержательных частях и согласуются со страницами Первой книги.

Например, главная тема при изучении букв А и М – «Семья. Родители». Дети слушают текст «Солнышко, мама и папа».

При изучении букв П и Л – «Поле и лес». В развитие – «Мир и лад» с текстами «Поле и школа», «Поле и семья», «Школа и семья».

При изучении букв И и Р – «Истоки и радуга», «букв Щ и Г – «Щит и герб», букв Д и Б – «Доброе слово» и т.д.

Иллюстрации и иллюстрированные миниатюры (см. приложение 1) развивают образное восприятие ребёнка на основе категорий ^ Истоков.

При изучении букв Э и Ю с целью закрепления образного восприятия (поэзия, великие люди) представлены:

  • портреты великих русских поэтов:

Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Фёдора Ивановича Тютчева, Сергея Александровича Есенина;

  • иконографические изображения и портреты:

Святого князя Владимира, Святого князя Александра Невского, Михаила Илларионовича Кутузова, Александра Васильевича Суворова.

Материал учебных страниц Азбуки содержит важнейшие образы и понятия, непосредственно связанные  с темами воспитательной программы, которые в свою очередь образуют единую линию, задают вектор социокультурного развития личности.

 

№ п/п

Название раздела программы

Общее количество часов

1

Мир

8

2

Слово

8

3

Образ

8

4

Книга

8

итого:

32

 

^ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

МИР

1. Солнышко, мама и папа (А М)

Знакомство с «Азбукой Истоков». Алфавит – семья букв. Все буквы разные, у каждой своё название и все они одинаково важны и нужны. Различные начертания букв, различие строчных и прописных букв. Рукописные и декоративные шрифты, буквицы.

^ 2. Мир и лад (Поле, школа и семья) (П Л)

Самое главное в слове – смысл, значение (сравнить значение слов поле, лес, поляна, опушка, дол). Чтобы доброе слово принесло пользу душе, надо его прочесть и понять. Кто может правильно понять? Конечно, мам и семья, учитель и школа. Из чего состоит слово? Чем слово отличается от набора букв (читаем ла-ла и ла-па)? (Сравнение букв с семенами часто встречается в пословицах и загадках).

^ 3. Истоки и школа (К О)

Что обозначает слово? Предмет, понятие (имена существительные – без терминологии). Общее и конкретное значение слов. Слово – образ, слово – символ. Колокол, язык, книга, школа. Слово – Имя, имена родителей и друзей. (Заглавная буква).

^ Дар (Рождество) (Е Ё)

Праздничное слово. Слово – поздравление. Слово – приветствие. Слово – прославление. Какие слова мы часто используем, поздравляя друг друга, почему? Придумываем поздравления и пожелания близким, знакомым и незнакомым людям.

^ 4. Истоки и радуга (И Р)

Откуда берутся слова? Слова тоже имеют свои истоки. У одних общее происхождение, например: род, родина, родник. Другие, хотя и похожи по звучанию, между собой по смыслу не связаны: рука, река. А бывает, что слова кажутся мало похожим, но глубоко связаны и имеют общие древние корни: радость, радуга. (в упражнениях найти слова «из одной семьи».)

^ 5. Сказки А.С.Пушкина (Ш С)

Сказочные слова и присказки. Услышав эти слова, мы сразу понимаем, что это сказка. Почему? (продолжить предложение так, чтобы получилась сказка. Найти в отрывке о Черноморе слова, которые мы не употребляем в обычной речи, что они означают?)

^ 6. Родной край (Й)

У каждого края своё имя. В какой стране мы живём? Названия городов, сёл, рек, гор родного края. Рассказать о происхождении некоторых названий.

^ 7. Святыни России. Щит и герб (святой Георгий Победоносец) (Щ Г)

Героические слова, слова верности. Вспомни такие слова с предыдущих уроков. (Крепость, сила, копьё, смелость, совесть, родина, родной край).

Слово – действие (глаголы – защищать, обороняться, наступать, побеждать и др.) Что значит «Ищи мира»? Как это делать?

^ 8. Святыни России. Илья Муромец (У Ф)

Продолжение темы. Славные имена. Связь имени с родным краем. Почему богатыря Илью назвали Муромцем? Имена каких героев тоже связаны с географическими названиями? (Дмитрий Донской, Александр Невский и др.)

СЛОВО

9. Слово (Х В)

Высокое предназначение слова. Уважительное отношение к слову. Интонация. Чтение с различной интонацией.

^ 10. Весна и слово (Н Я)

Слово – сравнение, описание (прилагательные – без терминологии). Обратить внимание на метафоры в четверостишиях. С чем ещё можно сравнить весну? Вспоминаем стихи, выученные раньше, ищем сравнения.

^ 11. Золотое сердечко (З Т)

Пять талантов Золотого сердечка: Доброе Слово, Честное Слово, Слово о родителях, Труд и

подвиг, Святое слово. Почему «верная тропа узка»? Чтение – труд души. Трудные упражнения.

^ 12. Серебряное копытце (Д Б)

Доброе слово. Какие добрые слова мы знаем, часто ли мы их говорим? Учимся говорить добрые слова родителям, учителям, друзьям.

^ 13. Честное слово. Былина «Добрыня Никитич» (Ч Ы)

Слово – наука. Чему мы научились? Слушать и слышать.

14. Слово о родителях (Э Ю)

Поэтическое слово. Поэтический образ, рифма, ритм. Примеры из прочитанных стихотворений.

^ 15. Святое слов. Былина «Алёша Попович» (Ь Ъ)

У каждого человека есть своё дело в жизни, своя профессия. У каждого слова тоже есть своя «работа»: одни, как мы уже знаем, обозначают предметы, другие – действия, третьи – свойства. А ещё есть слова-помощники, они обычно очень короткие, но без них не обойтись (предлоги, союзы, междометия – без терминологии). Ищем слова-помощники в тексте (зрительно и на слух).

^ 16. Чаша жизни (Ж Ц)

Правила в нашей жизни. Как правильно поступать, как себя вести, как правильно говорить и писать? Для этого в русском языке существуют правила. Некоторые мы уже знаем (например, правописание слов с большой буквы), с другими ещё познакомимся.

^ ОБРАЗ

17,18 Родник

Как и наша Родина, наш язык очень богат. Одно и то же можно сказать по-разному. В русском языке много слов, близких по смыслу (например, родник, источник, ключ), поэтому наша речь имеет множество оттенков (синонимы, антонимы – без терминологии). Важно научиться подбирать точные слова, чтобы выразить свою мысль.

^ 19,20. Образ Родины

Слова очень разные, но «устроены» они похоже. Самая главная часть каждого слова называется корень, как вы думаете, почему? другие части слова тоже важны, они могут стоять впереди или позади корня и менять смысл всего слова. Примеры из предыдущих текстов.

^ 21, 22. Образ защитника Отечества

Слова в языке живут дружно, когда одно изменяется, то и другие, если нужно, изменяют свою форму, например: Смелый защитник – смелые защитники. (Изменение по числам, родам, лицам и падежам на примерах – без терминологии). Упражнения: подбор слова в правильной форме, например, «воины покинули свой дом…с победой возвратился воин домой…трудна была его дорога к дому…».

^ 23, 24. Образ праздника (День Победы)

Мудрое и доброе слов передавалось из поколения в поколение не только с помощью книг, но и устно – в преданиях, сказках и, конечно, песнях. Недаром говорят, что «слово из песни не выкинешь». Чем песня отличается от рассказа или стихотворения? (Ритм, мелодия, рифма, повтор припева). Какие песни мы знаем?

Георгиевская скала. Можем ли мы «услышать» письменную речь? Что помогает нам понять интонацию автора? Знаки препинания, почему они так называются? Примеры.

^ КНИГА

25, 26. Книга

Книги бывают самые разные, одни описывают исторические события, другие рассказывают сказки, истории, стихи, третьи учат строить или вышивать. И у каждой из них своя задача и свои особенности языка.

Упражнение: догадайтесь, из какой книги отрывок. (Из сказки, былины, рассказа, учебника, инструкции и т.п.)

^ 27, 28. Книга книг

Жизнь книги. Вечные книги человечества. Исторические пути книги (возникновение письменности в древнем мире, братья  Кирилл Мефодий – создатели славянской азбуки и письменности, первые книги на Руси и т.д.). Библиотека. Традиции собирания библиотеки в семье, школе, обществе.

^ 29,30. Живое слов книги

Книга – культурное наследие народа. Уважение и сохранение чистоты и уникальности русского языка. Книги, пришедшие из других стран.

^ 31, 32. Первая книга. Мир книги

Первая книга: увиденное, услышанное, прочувствованное ребёнком. Создание Первой Книги.

Открытие мира книг. Рассказ детей о книгах, прочитанных за год. Слова благодарности книге.

^ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ п/п

дата

тема

1

 

Солнышко, мама и папа (А М)

2

 

Мир и лад (Поле, школа и семья) (П Л)

3

 

Истоки и школа (К О) Дар (Рождество) (Е Ё)

4

 

Истоки и радуга (И Р)

5

 

Сказки А.С.Пушкина (Ш С)

6

 

Родной край (Й)

7

 

Святыни России. Щит и герб (святой Георгий Победоносец) (Щ Г)

8

 

Святыни России. Илья Муромец (У Ф)

9

 

Слово (Х В)

10

 

Весна и слово (Н Я)

11

 

Золотое сердечко (З Т)

12

 

Серебряное копытце (Д Б)

13

 

Честное слово. Былина «Добрыня Никитич» (Ч Ы)

14

 

Слово о родителях (Э Ю)

15

 

Святое слов. Былина «Алёша Попович» (Ь Ъ)

16

 

Чаша жизни (Ж Ц)

17,18

 

Родник

19,20

 

Образ Родины

21

 

Образ защитника Отечества

22

 

Образ защитника Отечества

23

 

Образ праздника (День Победы)

24

 

Образ праздника (День Победы)

25

 

Книга

26

 

Книга

27

 

Книга книг

28

 

Книга книг

29,30

 

Живое слов книги

31

 

Первая книга. Мир книги

32

 

Первая книга. Мир книги

 

^ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Постулируя необходимость социокультурного развития личности и нравственного воспитания, мы встаём перед необходимостью корректировки самой методологии обучения, так как воспитание личности невозможно без предоставления ученика свободы размышления и творчества. Кризис репродуктивного обучения выражается в снижении учебной мотивации, отсутствии инициативы и тотальном нежелании и неумении самостоятельно размышлять. Использование активных форм обучения и воспитания немыслимо без обратной связи, без живого диалога учителя и  ученика. Это позволяет планировать учебный процесс, сокращая этап механического заучивания и повторения, увеличивая время содержательного обсуждения и объём самостоятельной работы.

Первое, с чем сталкивается учитель, пытаясь поговорить с учениками, это явление «цепной реакции»: дети начинают высказываться все разом, не слушая друг друга, и этот процесс бывает довольно трудно остановить. Причины этого явления очевидны: дети (как и многие взрослые) не имеют навыков  продуктивного диалога, они жаждут высказать своё мнение, но услышать и понять другого не могут. Ведь обычно их никто не спрашивает, а если и спрашивает, то по-настоящему не слушает, а в лучшем случае, направляет к «правильному» ответу. Именно поэтому первая задача учителя – выслушать, показать пример внимательного отношения к собеседнику. Понятно, учитель не может дать слово всем, но это и не всегда нужно, иногда достаточно всем вместе внимательно выслушать двух-трёх человек. Со временем своими мыслями могут поделиться практически все, опыт диалога приучает детей к более точным и кратким ответам.

Дав себе труд услышать детей, мы невольно начинаем двигаться им навстречу, нам открываются скрытые механизмы детского мышления и восприятия. Когда мы понимаем, что волнует ребёнка, на каком этапе развития он сейчас находится, наш язык становится более простым и понятным, и те знания, которые мы несём, органично дополняют и уточняют мировосприятие ребёнка. Важно, чтобы диалог не становился формальным. Для этого необходимо соблюдать несколько правил: 1 – не задавать абстрактных и риторических вопросов; 2 – не подсказывать «нужные» ответы; 3 – не оставлять без внимания сокровенные высказывания детей.

Практическая реализация предложенных рекомендаций требует от педагога внимания, размышлений и душевных усилий, но все затраты возместятся сторицей, ведь воспитание нравственной и свободной личности есть высшее устремление каждого, кто трудится на педагогическом поприще.

^ 1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности  и повседневной жизни): высокий уровень мотивации учебной деятельности; приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека, о русских традициях; развитие целостного восприятия, способности чувствовать и понимать окружающий Мир, слышать Слово, видеть Образ, любить Книгу;

^ 2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): формирование позитивного отношения детей к базовым ценностям общества на доступном данному возрасту уровне, основываясь на своём жизненном опыте; соблюдение норм общения и взаимодействия с одноклассниками и сверстниками; развитие управленческих и коммуникативных способностей, психических функций ребёнка.

^ 3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия): развитие самостоятельности, ресурса успеха каждого обучающегося; опыт организации и самоорганизации совместной деятельности с другими детьми и работы в паре и группе.

^ Личностные результаты:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и решению новых задач;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные универсальные учебные действия

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

  • оценивать правильность выполнения действия

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей

Познавательные универсальные учебные действия

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

  • использовать знаково-символические средства для решения задач;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений

  • устанавливать аналогии;

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • строить монологическое высказывание

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения

  • учитывать разные мнения

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнера;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

^ СРОКИ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Способы проверки: проведение активных форм обучения и воспитания на каждом занятии; тестирование, мониторинг (анкетирование детей и родителей); массовые мероприятия, конкурсы, праздники.

^ РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Информационно-методические ресурсы:

Комплект учебников и рабочих тетрадей по курсу:

- Давыдова Е.Ю., …Кузьмин И.А. Азбука Истоков. Золотое сердечко. Учебное пособие для 1 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки».

- Давыдова Е.Ю. Азбука Истоков. Тетрадь по чтению – М.: Издательский дом «Истоки»;

- Е.Ю.Давыдова, И.А.Кузьмин. Истоковедение. Том 5. М.: Издательский дом «Истоки», 2005. – 208 с.

Материально-технические ресурсы:

Класс для проведения аудиторных занятий;

Компьютер, принтер, (желательно) мультимедийный проектор.

Материалы для художественно-оформительских работ.
[1] Е.Ю.Давыдова, И.А.Кузьмин. Истоковедение. Том 5. М.: Издательский дом «Истоки», 2005. – 208 с

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курс «Азбука Истоков» (32 часа) Учитель начальных классов: Морозова Наталья Георгиевна icon«Прощание с азбукой» март 2010 год. Преподаватель: Морозова Наталья Георгиевна
Азбука – начало всех начал. А вам, ребята, как пришлось трудно или легко? Нравится вам учится?

Курс «Азбука Истоков» (32 часа) Учитель начальных классов: Морозова Наталья Георгиевна iconВнеклассное мероприятие разработала учитель начальных классов Морозова Наталья Фёдоровна
Задачи: формирование высокой экологической культуры поведения в природной среде, создать атмосферу доброжелательности

Курс «Азбука Истоков» (32 часа) Учитель начальных классов: Морозова Наталья Георгиевна iconЩербакова Анна Сергеевна – учитель начальных классов
Шмырева Наталья Геннадьевна – учитель начальных классов мбоу лицей №5, города Воронежа, Воронежская область

Курс «Азбука Истоков» (32 часа) Учитель начальных классов: Морозова Наталья Георгиевна iconТема: «Милосердие»
Смирнова Татьяна Аркадьевна, учитель начальных классов, «Истоков» моу гимназии №15 г. Костромы

Курс «Азбука Истоков» (32 часа) Учитель начальных классов: Морозова Наталья Георгиевна iconВнеклассное мероприятие "Все работы хороши выбирай на вкус!" Лутохина...
Цели: познакомить учащихся с профессиями, прививать любовь к труду, стремление вырасти полезным своему государству; развивать кругозор,...

Курс «Азбука Истоков» (32 часа) Учитель начальных классов: Морозова Наталья Георгиевна iconВоронина Наталья Николаевна, учитель начальных классов мкоу «Песчано-Колединская...
Воронина Наталья Николаевна, учитель начальных классов мкоу «Песчано-Колединская сош» Далматовского района

Курс «Азбука Истоков» (32 часа) Учитель начальных классов: Морозова Наталья Георгиевна iconНиколенко Наталья Николаевна учитель начальных классов мкоу «Пивкинская...
Автор: Николенко Наталья Николаевна – учитель начальных классов мкоу «Пивкинская сош» Щучанский район

Курс «Азбука Истоков» (32 часа) Учитель начальных классов: Морозова Наталья Георгиевна iconИспользование произведений детских поэтов в воспитательной работе...
Учитель: Бабина Нина Юрьевна, учитель начальных классов, г. Новодвинск, Архангельская область, М. О. У. «Сош №7»

Курс «Азбука Истоков» (32 часа) Учитель начальных классов: Морозова Наталья Георгиевна iconНабережные Челны «Средняя общеобразовательная школа №1»
Составитель: Жданова Наталья Васильевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории

Курс «Азбука Истоков» (32 часа) Учитель начальных классов: Морозова Наталья Георгиевна icon«С чего начинается Родина…» Внеклассное мероприятие
Автор: Шипачёва Наталья Александровна, учитель начальных классов первой квалификационной категории



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница