Основы православной культуры в школе обоснование необходимости преподавания Основ Православной Культуры в российской школе и возможный региональный компонент к учебнику опк




Скачать 318.42 Kb.
НазваниеОсновы православной культуры в школе обоснование необходимости преподавания Основ Православной Культуры в российской школе и возможный региональный компонент к учебнику опк
страница1/3
Дата публикации05.09.2014
Размер318.42 Kb.
ТипУчебник
lit-yaz.ru > Культура > Учебник
  1   2   3
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ
Обоснование необходимости преподавания Основ Православной Культуры в российской школе и возможный региональный компонент к учебнику ОПК

Духовно-просветительский Центр во имя прп. Александра Свирского

Г.Петрозаводск

2013 г.
Телефон: (8142) 741029

http://vk.com/dpcentr


Наше время отмечено падением всяческой культуры – культуры обращения с любой данной нам ценностью, будь то наследие прошлого, природа, дом, улица или собственные тело и душа. Конечно, необходимо, прежде всего, восстанавливать уважение к культуре вообще, к созиданию и сохранению созданного, в том числе, другими людьми. Никакой годовой курс не решит этой гигантской педагогической задачи1. Однако помочь в ее решении вполне может.

Настоящая брошюра посвящена обоснованию необходимости изучения православной культуры в рамках курса Основ Религиозных культур и Светской Этики. Прежде всего, снова и снова надо отметить: целью этого курса является не привитие того или иного мировоззрения, а изучение той или иной традиционной культуры, лежащей в основе культуры народов Российской Федерации. То есть изучение фактов, ежедневно наблюдаемых россиянами. Можно не принадлежать к Православной Церкви, не исповедовать ислам или буддизм или иудаизм, но при этом знать, понимать и ценить то, что создано предками.

В 1830 г. Александр Сергеевич Пушкин написал такое стихотворение2:
Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.
На них основаны от века

По воле Бога Самого

Самостоянье человека,

Залог величия его.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Без них наш тесный мир — пустыня,
Душа — алтарь без божества.
Как видим, по мысли русского классика, без любви к свои корням ни отдельный человек, ни общество в целом, не могут быть самостоятельными, тем более великими. Такое общество обречено на поглощение другими народами.
Гелиан Михайлович Прохоров, д.ф.н., проф., лауреат Гос. Премии, друг Льва Гумилева: «Вот сейчас копья ломаются вокруг вопроса вводить ли в школах «Основы православной культуры». Для культурного человека вопрос этот вообще не может ставиться. Русский народ создала православная культура. До Крещения русского народа не было, были племена».
Русская православная культура – это как бы следы, оставшиеся от Того, Кто оказался очень дорог народу. Представим себе, что любимый нами человек долго жил с нами, но потом по какой-то причине уехал: или сам не мог оставаться с нами или его, скорее, выгнали. И вот мы похожи на оставшихся, которые находят его фотографии, его портреты, более или менее верные, воспоминания о нем разных очевидцев, его отпечатки, обои, поклеенные его руками, шкаф, им придуманный и вместе с нами сделанный и т.п. А потом оказывается, что и стены дома такие, а не другие, потому что он их строил в соответствии с некоей идеей. Да и фундамент он закладывал не такой, как в других домах, так что перестройка дома по новым философским идеям невозможна без разрушения его.
Конечно, если любишь этого человека, лучше всего позвать его обратно и вместе с ним начать ремонтировать дом. Однако нам в соответствии со светским принципом разрешено только изучать осколки, только следы почитания Бога в нашей стране. Что ж, перейдем к изучению «артефактов».
Мы пишем кириллицей – буквами, изобретенными святыми братьями, православными монахами Кириллом и Мефодием3.
Русская культура не начиналась с нуля. Вместе с письменностью мы получили корпус переводной византийской литературы, архитектуру, историографию, музыку, иконопись и т.д.
Первое произведение русской литературы – «Слово о Законе и Благодати» Митрополита Илариона – гениальное творение высококультурного человека, обозначившее вектор развития всей дальнейшей российской культуры. Выбор «милости» (а не на «правосудия») и «благодати Божией» (а не «законничества») пронизывает многие произведения русской литературы. В этом ключе можно лучше понять и неудачу современных попыток решить проблемы России через механическое привитие западной законнической системы.
Христианские основы нашей культуры настолько естественны, что не замечаются, как воздух. Например: мы всегда точно знаем, какой сейчас год от Рождества Христова, ведь наше летоисчисление идет именно от этого события. Десятки народов сочли это событие настолько важным, что начали отсчет истории заново. А вот примеры культур, не принявших Христа. В мусульманском мире к моменту выхода этой брошюры начнется 1435-й год лунной хиджры, в Северной Корее 102-й год эры Чучхэ. В китайском календаре года вообще не имеют цифрового обозначения, вместо этого им присваивают названия животных, причем по кругу. То есть история с точки зрения китайской культуры вообще не развивается, а лишь повторяется.
Изучение православной культуры поможет приблизиться к пониманию таких элементов русской культуры, как:


  • Смысл многих русских ТОПОНИМОВ. Например, Санкт-Петербург (название, невозможное в мусульманской, иудейской, буддийской, протестантской культурах) – это город не Петра I, а его небесного покровителя Святого апостола Петра. Об этом говорит первая часть слова, «санкт», то есть «святой». Архангельск возник как поселение вокруг монастыря Архангела Михаила. Поселок Вознесенье Ленинградской области на берегу Онежского озера так назван по главному храму этого населенного пункта, освященному в честь Вознесения воскресшего Христа на небеса. Борисоглебск посвящен святым братьям-мученикам Борису и Глебу, а Сергиев Посад возник вокруг Троице-Сергиева монастыря. А Петропавловск-Камчатский назван так в честь кораблей Беринга «Св. Петр» и «Св. Павел». Конечно, Покровские ворота в Москве исторически связаны с храмом Покрова Пресвятой Богородицы, Ее покрова над русской землей.




  • Вспомните типично ^ РУССКИЕ ИМЕНА. А вот пример древнерусских имен до принятия христианства, из «Повести временных лет», из договора князя Игоря с византийцами: Вуефаст, Искусеви, Слуды, Улеб, Каницар, Шихберн Сфандр, Прастен Тудоров; Либиар Фастов; Грим Сфирьков; Прастен Акун, Кары Тудков, Каршев Тудоров, Егри Евлисков, Воист Войков, Истр Аминодов; Прастен Бернов, Явтяг Гунарев, Шибрид Алдан, Кол Клеков, Стегги Етонов, Сфирка, Алвад Гудов, Фудри Туадов, Мутур Утин, Адунь, Адулб, Иггивлад, Улеб, Фрутан, Гомол, Куци, Емиг, Туробид, Фуростен, Бруны, Роальд, Гунастр, Фрастен, Игелд, Турберн, Моне, Руальд, Свень, Стир, Алдан, Тилен, Апубексарь, Вузлев, Синко, Борич. Как видим, эти имена исчезли из русской культуры; вместо них народу полюбились иные. Иван да Марья появились благодаря почитанию Иоанна Крестителя и Марии Богородицы и других Иоаннов и Марий православного календаря. Петр и Павел – это греческое и римское имена первоверховных Апостолов. Юрий Гагарин назван так благодаря укоренившемуся на подсознательном уровне почитанию великомученика Георгия (Гюргия-Юрия) Победоносца. Таня – благодаря мученице Татьяне. Имя Андрей восходит к Апостолу Андрею Первозванному, имя Сергей стало массовым благодаря любви наших предков к прп. Сергию Радонежскому и т.д. Некоторые же славянские имена сохранились благодаря церковной канонизации их носителей: Владимир и Ярослав, Всеволод и Ольга и т.д.




  • Следующий пласт – происхождение и смысл ^ РУССКИХ ФАМИЛИЙ. Нам уже понятно, что Иванов-Петров-Сидоров это чисто христианские фамилии от святых Иоанна, Петра и Исидора. Но вот смысла повести «Собачье сердце» Булгакова мы не поймем, если не будем знать, что фамилия профессора Преображенского несет в себе идею христианского двунадесятого праздника Преображения, дня, в который человек Иисус Христос преобразился на горе Фавор и показал себя Богом. Ведь профессор берет на себя божью функцию – творит новое разумное существо. Что из этого получилось, известно. Собачье сердце не преобразилось. Намек на революционеров, которые после революции поставили цель создания нового, особого советского человека. Подобные фамилии: Воздвиженский, Добролюбов, Добронравов, Космодемьянская, Рождественский, Успенский, Троицкий, Кондаков и т.п. – получали выдающиеся выпускники православных семинарий в честь тех или иных церковных праздников или понятий.




  • Огромное количество общеупотребляемой ЛЕКСИКИ вошла в наш язык через церковно-славянский язык, долго бывший языком книжности и международного общения. Ниже приведены пары из церковно-славянского и русского слов (в скобках русское слово с тем же корнем): брадобрей (борода), храм (хоромы), платок (полотно), глава (голова), брань (оборона), младенец (молодец), кладезь (колодец), бремя (беременная), власяница (волосы), власть (волость), чреда (очередь), сладкий (солод), здравствуй (здоровье), облако (оболочка), равный (ровный), ладья (лодка), работа (хлебороб), горящий (горячий), просвещение (свеча), мощь (полномочия), тщание (чаяние), пещера (Печоры, Печерский), всенощная (ночь), прежде (опережать), невежда (невежа), вождь (вожатый), нужда (нужный), порождение (народ), чуждый (чужой), гражданин (горожанин), между (межа), юродивый (урод), агнец (ягнёнок), юшка (уха), аз (я), небо (нёбо), крест (крёстный), твердь (твёрдый), совершенный (совершённый), пекло (испёк), чернь (чёрный). Согласимся, что эти пары выражают разные понятия или употребляются для разной стилистической окрашенности; без церковнославянизма не обойтись. Есть православные церковнославянские слова, совершенно потерявшие свои древнерусские аналоги: благо, враг, храбрый, шлем, работа, овощи, тщетный, юноша, жертва…


Приметами церковнославянизмов являются следующие признаки:

  1. Неполногласие («Млечный путь» вместо «молочный»),

  2. Начальные ра-, ла- («ратник»),

  3. -щ-, соответствующее -ч- в исконно-русских словах («полунощник»-«полночь»),

  4. -жд-, соответствующие -ж- в исконно-русских словах («надежда» - «надёжный»),

  5. Начальные а-, ю-, е- на месте я-, у-, о- в исконно русских словах (например, «единица» вместо «один»),

  6. -е- под ударением после мягкой согласной (в исконно-русских словах – -о- : «одежда» - «одёжка»).

  7. Приставки пре- (= иск.-рус. пере: «предать» - «передать»; пре- (=очень) – «прекрасно»; из-(ис-)(= иск.-рус. вы-: «избранный»-«выбор»; низ-(нис-)(= иск.-рус. с- : «низвержен»-«сброшен»; без- (бес-)– «бессмертие»; вос- (воз-: «возобновить», «восхищен»; со- (=иск.-рус. с. : «сокровище»-«скрытый».

  8. Суффиксы -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ- (иск.-рус. – -уч-/-юч-, -ач-/-яч-) стали суффиксами причастий (иск.-рус. – прилагательных): «скачущий», «палящее»; -енн-: «священный»; -айш-/-ейш- (превосходная степнь прилагательных: «тончайший»; суффиксы существительных: -знь-: «жизнь»; -ын(я): «гордыня»; -тв(а)-: «жатва»; -ств(иj)-, -ств(о)-: «искусство»; (е)ни(j): «рождение»; -ость-: «радость»; -ищ-: «жилище»; -тель-: «родители»; -таj-: «глашатай»; -ч(ий): «ловчий»; -ец- : «венец»; -арь-(-ырь-): «лопарь», «пастырь».

  9. Сложение корней (основ): «благодеяние», «добродетель» и т.д.


В современном русском языке без церковнославянизмов не обойтись.


  • Без обращения к православной культуре невозможно понять Х-образный крест российского военно-морского ^ АНДРЕЕВСКОГО ФЛАГА, ведь именно на таком кресте был распят Апостол Андрей Первозванный, который, по Нестору-летописцу, первым благословил как южную, так и северную части нашей прародины и является покровителем России и Украины.




  • Или ^ ДВУХГЛАВЫЙ ОРЕЛ на рублях. Ведь до революции он обязательно увенчивался крестами. Этот символ взят из Византии, из ее идеи о симфонии двух типов власти: светская власть организует земную жизнь граждан и поддерживает духовную власть, духовная власть занимается духовной жизнью людей и молится о власти светской. Над обеими – крест Христов, то есть, обе от Бога и обе будут судимы Богом. А сейчас на головах орла крестов нет. Как, впрочем, и во многих душах. Может, потому рубль девальвируется, власть не заботится о народе, а души мельчают?





  • Не понять и^ ГЕРБ ГОРОДА МОСКВЫ, изображенный на наших КОПЕЙКАХ, на которых мы видим вмч. Георгия Победоносца, покровителя князя Юрия Долгорукова. И становится понятным особая нелепость нашего конфликта с Грузией, на гербе и в названии которой тот же великомученик Георгий.



  • Мы не поймем ^ ФРЕСКИ и ИКОНЫ. Будем объяснять изображения, подобные изображению евангелия на иконе святителя Николая Чудотворца, незнакомством иконописца с законами перспективы, и предков своих презирать. Между тем, это намеренно применение обратной перспективы для изображения принципиально иной реальности.




  • Мы не поймем такие КАРТИНЫ, как «Явление Христа народу» Иванова, «Воскрешение дочери Иаира» Поленова, «Мадонны» Рафаэля, и творчество многих и многих русских и зарубежных художников. В результате духовного одичания наши свещницы вынуждены выслушивать такие просьбы, как: «А можно мне иконку Богородицы, но не с мальчиком на руках, а с девочкой?»




  • Нам будет только казаться, что мы понимаем русскую ЛИТЕРАТУРУ, без изучения Православной культуры:




    • Татьяна Ларина заявляет любимому ей Евгению Онегину: «Но я другому отдана, и буду век ему верна» в соответствии с 7-й Синайской заповедью «не прелюбодействуй», усвоенной ею с детства (кстати, эти заповеди общие для христианства и иудаизма).




    • Маша Миронова Петру Гриневу: «Не будет нам счастья без родительского благословения» – это 5-я заповедь о почитании родителей.




    • М.Ю.Лермонтов в стихотворении «Бородино»: «Когда б на то не Божья воля, Не отдали б Москвы» выражает православную идею о Промысле Божием.




    • Ее же так замечательно объясняет своим романом «Война и мiр» гениальный Лев Толстой. Кутузов, по Толстому, понял ее, а другие русские генералы – нет. Между прочим, Наташа Ростова исцеляет свою раненую душу после истории с Анатолем Курагиным, говея и причащаясь.




    • У Тютчева читаем «Брала знакомые листы, И чудно так на них глядела, Как души смотрят с высоты На ими брошенное тело» - строчки невозможные у атеистов или сектантов-иеговистов, не верующих в посмертное существование души.




    • Знание, что такое ки(в)от, поможет в будущем понять стихотворение «Ветка Палестины» Лермонтова:


Прозрачный сумрак, луч лампады,
Кивот и крест, символ святой...
Все полно мира и отрады
Вокруг тебя и над тобой.


    • А чтобы понять стихотворение Блока «Девушка пела в церковной хоре», написанного в 1905 году на известие о разгроме русской эскадры в Цусимском проливе («что в тихой гавани все корабли»), надо знать, что такое Царские Врата и Причастие Святых Христовых Тайн:


И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам,- плакал ребенок
О том, что никто не придет назад
Алтарь отделен иконостасом, т.е. как бы гранью телесной смерти, от основной части, которая символизирует Царствие земное. Через Царские врата в иконостасе к нам приходит Царь – Христос, и мы в Нем во время службы попадаем в Царствие Небесное. Солея – возвышение на пути в алтарь – символ необходимости подняться над собой, чтобы попасть в Царствие Небесное.




На амвоне – центральной части этого возвышения – и получает человек (до революции это чаще всего был именно ребенок) Тело и Кровь Богочеловека, через которые и становится причастен всеведению Бога. То есть все в храме еще надеялись на благополучный исход, а соединившийся с Богом младенец уже плакал о гибели кораблей.


    • Вне православного контекста невозможно понимать Достоевского, Лескова, Чехова, Блока, Шмелева, Есенина, автора «Алых парусов» Александра Грина, который перед смертью в атеистическом 1932 году исповедовался и причастился, Булгакова, Пастернака, Заболоцкого, Бродского, Валентина Распутина и т.д.




  • От нас будет ускользать смысл произведений классиков ^ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Данте Алигьери, Джона Мильтона, Уильяма Шекспира, Чарльза Диккенса, Сельмы Лагерлёф, Грэма Грина, Уильяма Голдинга, Гилберта Честертона, Джона Толкиена с его «Властелином колец», Клайва Льюиса и др.




  • Смысл советского и российского КИНОИСКУССТВА тоже далеко не исчерпывается коммунистическими или светскими идеями:


- «Солярис» Тарковского заканчивается сценой из евангельской притчи о возвращении блудного сына, «Андрей Рублев» - изображением иконы «Троица», «Сталкер» Тарковского раскрывает хаос в душе советского человека через сцену «антитроицы» ближе к концу фильма.

- Фильм «А зори здесь тихие» Ростоцкого построен на православной идее обретения безмолвия, то есть обретение душевного покоя – тишины – через подвиг одухотворения и победы над своим эгоизмом, своими страстями. Вспомним фразу главного персонажа, старшины Васкова: «Легонт здесь жил. Безмолвия искал». В этот момент он и девушки смотрят на церковь. Вспомним крест за его спиной, когда он кричит плененным фашистам: «Что, взяли? Пять девчат всего было!..», девчат, которых он видит и после смерти живыми.
- «Обыкновенное чудо» Захарова эзоповым языком представляет взаимоотношения Бога и Его свободного в своих действиях творения.
- «Плохой хороший человек» Хейфица по рассказу Чехова – насквозь христианский фильм о грехе, покаянии, преображении, прощении и победе над гордыней.
- «На всю оставшуюся жизнь» Фоменко построен весь на новозаветной идее милосердия и противостояния злу добром и истиной.
- Современный фильм «Остров» Лунгина вообще слеплен из цитат и эпизодов жизни реальных православных старцев.
- В комсомольском фильме «Неуловимые мстители» почему-то звучат строки о вечности существования человека: «Мы ведь целую вечность собираемся жить». Более того, эти бессмертные люди, как святые в христианстве, могут прийти к нам на помощь из иного мира: «Вы нам только шепните, мы на помощь придём», причем четверка во время исполнения этой песни едет на фоне нимба, столь знакомого для почитателя иконы. Только нимб этот – красный и один на четверых. Мысль создателей фильма очевидна: ребята – святые коммунизма. Недаром они звонят в колокола, которые перед этим так долго молчали, созывая народ на суд над бандитами.


  • Вне православного контекста невозможно понять ^ РУССКУЮ ИСТОРИЮ. В результате люди читают больного на голову Фоменко или любителя эпатажа Бушкова, а потом в тихом ужасе бегут за границу. Так ничего и не поняв в исторических процессах на русской земле.

- Почему св. благ. вел князь Александр Невский подчинился Батыю, безразличному к религиозным верованиям завоеванных народов, но бился со шведами и немцами-католиками, которые насильно переделывали душу в захваченных областях?

- Почему св. благ. вел. князь Димитрий Донской перед Куликовской битвой заезжает к прп. Сергию Радонежскому?

- Как и почему возникали наши северные монастыри и поселения возле них? Все сейчас едут на юг, а тогда люди переселялись на север. Для понимания этого явления надо знать, что такое Северная Фиваида, а заодно, что такое Южная.

- Почему Козьма Минин стал собирать ополчение только после видения прп. Сергия Радонежского?

- Почему более 50 тыс. карел убежали с родины на территорию России (тверские карелы) после захвата шведами-лютеранами Приладожья?

- Почему на Бородинском поле все русское войско молится перед Смоленской иконой Божией Матери?

- Зачем не имевший поражений на суше Суворов пел в церкви на клиросе, а не имевший поражений на море св. прав. адмирал Феодор Ушаков под конец жизни жил в монастыре?

- Из-за чего царь Николай I начал так называемую Крымскую войну?

- Почему св. царь-страстотерпец Николай отказался бежать из России?

- Почему при переписи 1937 г. под угрозой ареста и расстрела половина населения СССР объявили себя верующими?

- Почему один из главных идеологов холодной войны Бжезинский назвал Православие последним своим врагом в России?

Россию, как минимум, трижды спасала от полного развала и гибели только Православная идея добровольного единства: после Батыева нашествия, в Смутное время и во время Наполеоновского нашествия. Без Православия России не было бы даже в домонгольских границах.


  • Мы забываем, что ^ ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ возникли в обществе благодаря христианскому признанию ценности каждой человеческой личности. Скажем, и в Римской империи, и в Афинской республике большинство населения были рабы, и они считались вещью рабовладельца, которую можно в любой момент убить. В России пик закрепощения крестьян пришелся на правление наиболее расхристанной императрицы – Екатерины II. Забота о стариках, о больных, о вдовах и сиротах в дохристианском обществе была частным делом родственников. Если же их не было, такие люди при условии бедности оставались без заботы. Только нравственное влияние Церкви, основывавшей богадельни, странноприимные дома и т.п., привело в конце концов к соответствующей государственной политике. В Типиконе, то есть основной уставной книге Русской Православной Церкви есть особая глава об учреждении при монастырях бесплатных больниц и заботе о престарелых. А первыми сестрами милосердия стали в осажденном Севастополе монахини Крестовоздвиженской общины Санкт-Петербурга. Не случайно на машинах скорой помощи – красный крест.

Забота о вдовах и сиротах проходит красной нитью через весь библейский текст. Вот, к примеру, действия Иова, названного праведным: «я спасал страдальца вопиющего и сироту бес­помощного. Благословение по­гибав­шего при­ходило на меня, и сердцу вдовы доставлял я радость. Я облекал­ся в правду, и суд мой одевал меня, как мантия и увясло. Я был глазами слепому и ногами хромому; отцом был я для нищих и тяжбу, которой я не знал, раз­бирал вниматель­но. Сокрушал я беззакон­ному челюсти и из зубов его исторгал по­хищенное». (Иов 29:12-17)..


  • В этом контексте можно долго дискутировать о самом понятии ^ «СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА», насколько она пропитана базовыми христианскими ценностями и насколько ее испортили большевицкие идеи. Бесплатная советская медицина, бесплатное советское образование – откуда они? От Маркса, или от идей французских просветителей, или же от Христа в конечном счете? Мы знаем, что и французская, и русская революции были крайне кровавыми. Но что вовлекло в революцию массы? Не та же ли идея любви к ближнему, которая просто сошла с рельсов? Читаем, например, Некрасова. Крестьянку, которую лупцуют на площади по приказу атеиста-барина, Некрасов называет сестрой4. Не так ли поступали и святые, тот же прп. Сергий Радонежский? Во всяком случае, мы готовы с фактами в руках доказывать, что советские ценности подверглись сильному влиянию христианства, и особенно высветлились в послевоенное время. В любом случае, темы учебника Кураева «ПОДВИГ» и «^ ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» будут близки тем, кто любит Тимура и его команду, и поможет понять, почему Церковь благословила верующих на вооруженную борьбу против немецко-фашистских захватчиков. А тема «ЗАПОВЕДИ» откроет глаза на историю возникновения «Морального кодекса строителя коммунизма», как об этом повествует один из его создателей Ф.Бурлацкий:

http://gra.ros-adv.ru/magazine.php?m=60&a=3

http://kprf.ru/rus_soc/108469.html


  • Но, конечно, самая страшная потеря, ломка стен и фундамента, происходящая на наших глазах из-за утраты христианских культурных корней – это затмение до полного затирания христианских понятий «^ СОВЕСТЬ», «РАСКАЯНИЕ» (так звучат названия двух тем в учебнике о.Андрея Кураева), «ГРЕХ» и «ИСТИНА». Грех – это ошибка, буквально «промах». Это искажение нормы. А нам сейчас говорят: «А почему нельзя? У каждого своя правда». А потому нельзя, отвечает христианская культура, что существует норма, что человек сотворен Богом именно таким, а не каким кому вздумается. И Идеалом всегда сияет Христос, то есть Бог, который стал человеком и жил в нашем мире, по нашим законам, и ОСТАЛСЯ ЧЕЛОВЕКОМ с большой буквы даже в самых страшных обстоятельствах. А отпадение от этого идеала есть грех, и он портит нашу жизнь, разрушает нашу природу и, в конечном счете, убивает. Православная же культура, например, знакомство с личностью праведного Иоанна Кронштадского, напоминает об этом идеале, о том, что возможно жить по совести и по правде.




  • Христианские корни необходимости ПРОЩЕНИЯ обиды (Мф.6:14-15) подмечались и в советские годы. Вспомним, как Жиглов в фильме «Место встречи изменить нельзя» (созданному по роману Вайнеров «Эра милосердия») реагирует на слова собеседника о милосердии: «Милосердие – поповское слово». И замечателен ответ на это Михаила Михайловича. Милосердие - «эта та форма существования,… к которой мы все стремимся, в конце концов». Но для этой «формы существования» нужна незыблемая основа – вера в непогрешимого Судию. «Бог тебе судья» - это убеждение дало силу отказаться от кровной мести, которая осталась уделом языческих народов.




  • И уж конечно, только благо будет, если наши дети в 4-м классе изучат такую тему как «^ ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ЭТИКИ», гласящее: поступай по отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе (Мф. 7:12).




  • Непонимание основ православной культуры приводило и приводит к таким нелепым и противоестественным смешениям как гадание на Святки и название чисто языческих действий именем христианского святого – Ивана Купалы, то есть Крестителя. В первом случае, согласно христианской вере, освященные (вследствие изгнания нечистой силы) дни от Рождества до Крещения Господня оскверняются обращением к этой самой нечистой силе в гадательных ритуалах. Не случайно последствия гаданий Татьяны Лариной и Наташи Ростовой в обоих случаях трагичны. Во втором случае нелепость в следующем. Иоанн Креститель купал, то есть крестил в реке Иордан, крещением покаяния (Мк. 1:4). При этом верующие в Единого Бога люди исповедовали свои грехи, в том числе, участие в языческих ритуалах, блуд и т.п., И обещали исправление, чтобы подготовиться к пришествию Христа Спасителя. В наше время люди, прикрываясь этим именем, занимаются прямо противоположным: поклоняются многим псевдобогам, напиваются, занимаются магией и развратом. Приблизительно то же самое происходит на Масляницу, которая в христианской культуре является подготовкой к Великому Посту. В наше время люди, которые не собираются поститься, в это время предаются чревоугодию и пьянству.




  • Наверное, культурному человеку неплохо бы знать, почему ^ В КАЖДОМ НАСЕЛЕННОМ ПУНКТЕ до революции был ХРАМ ИЛИ ЧАСОВНЯ, от которых часто остались лишь развалины или фундамент. На фотографии внизу полуразрушенный храм Рождества Христова из деревни Верхручей Прионежского района Карелии. Церковь эта была построена в 1914 г. на деньги, собранные жителями деревни, «всем миром». Ведь люди считали, что земле они временно, что впереди каждого ждет «запуск в небо». Поэтому наши предки старались как можно скорее поставить часовню в качестве «пункта связи» с тем миром, а затем и храм как местный «центр подготовки космонавтов» и местный «духовный космодром».




  • Почему храмы имеют такую ^ АРХИТЕКТУРНУЮ ФОРМУ? Обычно это форма корабля, напоминающая о Ноевом ковчеге, в котором спаслись верующие от потопа (Быт. 6-7). На восток глядит полукруглый Алтарь. Это часть храма, соответствующая Царствию Небесному. По другую сторону иконостаса – Царствие Божие на земле, то есть земная Церковь, в которой люди еще находятся в борении с грехом. Соединяет оба мира Христос – Бог и Человек, Царь обоих миров – невидимо входящий и исходящий Царскими вратами вместе со священнослужителями. В это верили наши предки, и эта вера выразилась в архитектуре храмов почти всех городов и весей.




  • Как объяснить гостям-туристам смысл особенностей Кижей, Соловков и Валаама – главных туристических достопримечательностей в Карелии? Как объяснить иностранцу, почему на храме есть купола, почему они такой формы? Надо знать, что православный храм в вертикальном измерении изображает собой Церковь. Писание называет Церковь Телом Христовом (Еф. 1:22-23), которое объединяет и оживотворяет верующих. Тело Христово символизируется самим зданием. А Главой этого Тела является не Патриарх даже, а Сам Христос (Кол. 1:18), о чем напоминает главный купол, или, как говорят, ГЛАВКА.




  • Ну, а прочие купола – это символ апостолов или ангелов. В целом, это символ соборности Церкви, ведь Бог есть любовь, Он является Отцом, а Церковь – это семья, где часть своих полномочий Господь передает старшим братьям, например, Апостолам. Так, четыре купола вокруг главного купола изображают четырех Евангелистов.




  • А побывав на Валааме, можно узнать смысл выражения «^ СВОИ ПАЛЕСТИНЫ». Ведь валаамский монастырь постарался воссоздать на своей земле основные палестинские христианские святые места, и теперь можно побывать в Гефсиманском саду или у Гроба Господня, не выезжая за пределы Карелии, а Преображенский собор Валаама, конечно же, возвышается на горе Фавор.




  • Почему таковы ^ НАЗВАНИЯ ХРАМОВ? Например, Крестовоздвиженский собор освящен в честь праздника воздвижения Креста, то есть воспоминания того события, когда христианство силой веры и стойкости, силой Божией победило в неравной борьбе с государством. В результате этой духовной победы императрица Елена организовала экспедицию по поиску креста (то есть орудия позорной казни), на котором был распят Христос. Когда Крест нашли, пришлось его поднимать – воздвигать – чтобы все могли увидеть.


***
Что касается ^ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА к учебнику Основ православной Культуры протодиакона Андрея Кураева, мы можем предложить следующие мысли.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основы православной культуры в школе обоснование необходимости преподавания Основ Православной Культуры в российской школе и возможный региональный компонент к учебнику опк iconУрок основ православной культуры в 5 классе Тема: «Сретение Господне»
Учитель основ православной культуры высшей квалификационной категории моу «сош №1 г. Ртищево Саратовской области»

Основы православной культуры в школе обоснование необходимости преподавания Основ Православной Культуры в российской школе и возможный региональный компонент к учебнику опк icon-
«основы православной культуры» А. В. Бородина. «Основы православной культуры: организация курса» М. Основы православной культуры,...

Основы православной культуры в школе обоснование необходимости преподавания Основ Православной Культуры в российской школе и возможный региональный компонент к учебнику опк iconТематическое планирование по курсу «Основы православной культуры...
«Основы православной культуры и светской этики. Основы православной культуры» в 4 классе (ІV четверть)

Основы православной культуры в школе обоснование необходимости преподавания Основ Православной Культуры в российской школе и возможный региональный компонент к учебнику опк iconТематический план образовательной деятельности в кружке «Основы православной культуры»
Схема взаимодействия кружка «Основы православной культуры» с социо-культурными учреждениями города

Основы православной культуры в школе обоснование необходимости преподавания Основ Православной Культуры в российской школе и возможный региональный компонент к учебнику опк iconМоро М. И. «Математика»
Бородина А. В. «Основы православной культуры: ты и наша культура». М.: Основы православной культуры, 2007 (1 класс)

Основы православной культуры в школе обоснование необходимости преподавания Основ Православной Культуры в российской школе и возможный региональный компонент к учебнику опк iconУрок орксэ (модуль основы православной культуры), учебник А. Кураева...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Целинная средняя (полная) общеобразовательная школа №2», с. Целинное, ул....

Основы православной культуры в школе обоснование необходимости преподавания Основ Православной Культуры в российской школе и возможный региональный компонент к учебнику опк iconРабочая программа по основам православной культуры и светской этике...
Рф №69 от 31. 01. 2012г, в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», пункт 2 статьи 14 которого гласит,...

Основы православной культуры в школе обоснование необходимости преподавания Основ Православной Культуры в российской школе и возможный региональный компонент к учебнику опк iconОткрытый урок по основам православной культуры
Оборудование: компьютер, экран, электронное приложение к учебному пособию А. В. Кураева «Основы православной культуры»,презентации...

Основы православной культуры в школе обоснование необходимости преподавания Основ Православной Культуры в российской школе и возможный региональный компонент к учебнику опк icon«Духовно-нравственное воспитание и преподавание Основ Православной...
Светланы Борисовны Поздеевой, учителя опк и заведующего библиотекой моу «Лицей №11 имени Т. И. Александровой»

Основы православной культуры в школе обоснование необходимости преподавания Основ Православной Культуры в российской школе и возможный региональный компонент к учебнику опк iconСписок литературы и электронных ресурсов список литературы по разделу...
Бухарев И. Жития всех святых, празднуемых православной греко-российской церковью. М., 1911



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница