Пояснительная записка в последнее время вы чувствуете апатию и усталость, отказываетесь от встреч с близкими друзьями и родственниками, потеряли интерес к еде, музыке и даже телевизору? В чем же кроется причина вашей усталости и отрешенности от радостей жизни.




НазваниеПояснительная записка в последнее время вы чувствуете апатию и усталость, отказываетесь от встреч с близкими друзьями и родственниками, потеряли интерес к еде, музыке и даже телевизору? В чем же кроется причина вашей усталости и отрешенности от радостей жизни.
страница1/6
Дата публикации23.09.2014
Размер0.56 Mb.
ТипПояснительная записка
lit-yaz.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6

Модуль «Культура праздников»

Модуль «Культура праздников»

Пояснительная записка

В последнее время вы чувствуете апатию и усталость, отказываетесь от встреч с близкими друзьями и родственниками, потеряли интерес к еде, музыке и даже телевизору? В чем же кроется причина вашей усталости и отрешенности от радостей жизни. Просто вы давно не собирались шумной компанией и не отмечали веселый праздников, и жизнь без них превратилась в бесконечную цепь серых обыкновенных дней. Но, надо сказать, здоровье каждого человека начинается именно с хорошего настроения, поднятию которого на должный уровень может способствовать только хороший веселый праздник.

Именно с этой целью и был разработан модуль «Культура праздников: традиции и обряды моего края» и он является составной частью образовательного курса для взрослых «Школа для жизни».

В основу модуля заложена идея:

  • «организуй себя и свой досуг сам», что означает обучение участников организации домашнего, семейного досуга, праздников в кругу друзей

В процессе освоения модуля участники научатся самостоятельному планированию, организации и культурному проведению праздников, узнают, что любой праздник, будь то Новый год или день рождения, пройдет более оживленно, если будет не только, традиционное застолье, но и игры, развлечения, участники так же познакомятся с основными этапами организации праздника и выяснят, что должен знать и уметь ведущий, как развеселить гостей, создать приятную атмосферу, сделать праздник запоминающимся.

Модуль позволит участникам:

  • Узнать об основных компонентах и характерных особенностях праздников

  • Познакомиться с классификацией праздников историей их происхождения

  • Проанализировать как отмечаются праздники у самих участников в семье или в кругу друзей

  • Научиться планированию праздников

  • Развить умения организации и проведения праздников в кругу друзей

  • Совместно разработать и провести праздник, попробовав себя в роли организатора, помощника, ведущего, участника праздника.

Модуль не дает исчерпывающих, всеобъемлющих сведений о культуре и проведении праздничного досуга, а только заинтересовывает, подводит участников к самостоятельному изучению и углублению знаний в данной области. Он - крючок, чтобы зацепить их на удочку.

Модуль основывается на интерактивных методах обучения, направленных на активное вовлечение участников в процесс освоения новых форм проведения и организации праздничного досуга, формирование активной позиции, инициативности и самостоятельности, обогащение интеллектуального, творческого потенциала, наиболее полного развития способностей, талантов. Процесс поиска взаимопонимания и выработки правильных взаимодействий будет строиться на диалоге.

Основные понятия: Праздник, игра, обряд, ритуал, церемония, традиция (приложение 3)

Продолжительность модуля16 часов (8 занятий)

Темы занятий.

Приветствие. Введение в тему модуля. Понятие праздник. Основные компоненты и характерные особенности праздника

1 занятие

История возникновения праздников, их классификация, выделение приоритетных праздников

2 занятие

Традиции семейно-родовых праздников белорусов, на примере свадьбы

3 занятие

Основные этапы организации и проведения праздника или планирование

4 занятие

Представление модели проведения праздника ведущим и ее анализ

5 занятие

О качествах ведущего или организатора праздника, имидж ведущего

6 занятие

Организуем праздник сами

7-8 занятие

Подведение итогов работы

8 занятие

План проведения

Занятие 1. Приветствие. Введение в тему модуля. Понятие праздник. Основные компоненты и характерные особенности праздника

Задачи. На данном занятии участники:

  • знакомятся с тренером;

  • знакомятся с содержанием модуля;

  • определяют, что такое праздник в их понимании и знакомятся с классическими определениями;

  • узнают каковы его основные компоненты и характерные особенности.

План проведения.

  1. Тренер приветствует участников, рассказывает немного о себе, делает введение в тему модуля при помощи метода «Разговорчивая нить» (15-20 мин.)

  2. Участники самостоятельно читают программу модуля (5 мин), после чего задают вопросы, что им непонятно, что бы они хотели добавить, на что тренеру стоит обратить больше внимания и индивидуально пишут на листочках, что бы он хотели получить от этого курса, чему научиться, что будет результатом этой деятельности, т.о. осуществляется введение в содержание модуля (15 мин.)

  3. Далее участники попытаются определить для себя, что для них значит праздник, методом «Син-квейн» (25-30мин) и знакомятся с классическими определениями ключевых понятий, имеющихся в раздаточных материалах (5-10мин)

  4. После этого предлагается обсудить основные составляющие компоненты и характерные особенности праздника. Методом «Кто больше?» (15 мин)

Материалы и оборудование: копии программ, катушка ниток, бумага формата А4, маркеры, стикеры, ручки.

Занятие 2. История возникновения праздников и их классификация.

Задачи. На данном занятии участники:

  • узнают корни возникновения праздников и их дальнейшее развитие;

  • классифицируют праздники;

  • составляют диаграмму, какая группа праздников занимает в их жизни большее значение.

План проведения.

  1. Участники изучают историю зарождения и развития праздников методом «Искатели правильных ответов» (45мин)

  2. После проведения метода ведущий организует подведение итогов и представление полученных каждой командой данных (15мин)

  3. Участники знакомятся с основными видами праздников, т.е. их классификацией с помощью метода «4 –ое лишнее» (20 мин)

  4. Подводятся итоги, участники индивидуально составляют круговую диаграмму, где каждый сектор отражает праздники, занимающие большое место в их жизни и наиболее регулярно празднуются. (10 мин)

Материалы и оборудование: конфеты, бумага форматов А1 и А4, маркеры, скотч, таблички с датами и событиями, значки командам, цветная бумага.

Занятие 3. Традиции семейно-родовых праздников белорусов: свадьба

Задачи. На данном занятии участники:

  • познакомятся семейно-родовым праздником белорусов - свадьбой

  • в ходе рассказа обсудят особенности проведения этого обрядов в их регионе.

План проведения.

  1. Участники слушают рассказ ведущего, им розданы распечатки материала (приложение 4), но с пропущенными ключевыми понятиями, в ходе рассказа, они заполняют пробелы.

  2. После каждого блока, участникам предлагается обсудить услышанное, рассказать о своём опыте, поделиться знаниями на этот счет.

Материалы и оборудование: распечатки материала с пропущенными словами, ручки.

Занятие 4. Основные этапы организации праздника или планирование

Задачи. На данном занятии участники:

  • знакомятся с этапами организации праздника

  • совместно определяют, что делается на каждом этапе организации

  • составляют таблицу для организатора праздника

План проведения.

  1. Ведущий называет три основных этапа планирования праздника: это организационный этап, проведение праздника и анализ или рефлексия после проведения, но не рассказывает о них подробно (5-10 мин)

  2. Участники делятся на три команды и с помощью метода «Бумеранг» пытаются выяснить, что бы они стали делать на данном этапе, другие команды их дополняют, и в итоге формируется общий взгляд на каждый этап. Для этого участникам в командах предлагается ответить на вопросы:

^ Как вы думаете, что делается на данном этапе организации праздника?

1 команда - подготовительный этап

2 команда- проведение праздника

3 команда - рефлексия, анализ того, что удалось или нет. (60 мин)

  1. Каждая группа представляет свой этап и потом участниками составляется таблица, каждая группа составляет ее по своему этапу. Таблица должна быть как напоминание организатору, что он должен сделать, чтобы рационально использовав свое время, ничего не забыть и все успеть (10-15 мин.). Заполняется она дома индивидуально. Каждая команда делает 3 экземпляра, чтобы поделиться своими наработками с другими командами.

  2. Тренер подводит итоги, дает ссылку к раздаточным материалам «Основные этапы организации и проведения праздника» (10 мин).

Материалы и оборудование: листы формата А1 и А4, ручки, маркеры, скотч.

Занятие 5. Модель проведения праздника и его анализ

Задачи. На данном занятии участники:

  • узнают в какой последовательности проводятся игры, когда время для песен, танцев.

  • увидят пример проведения семейного праздника

План проведения.

  1. Ведущий рассказывает, какие принципы должны быть соблюдены при организации праздника (см. приложение 5) (5 мин)

  2. Ведущий комментирует и рассказывает о структуре проведения праздника.

  3. Проводит праздник с участниками, выбирая игры из приложения 5. Тренер выступает в роли ведущего и объясняет, какую игру лучше пустить в какой момент (80 мин.)

  4. Рефлексия, мнения участников, что им понравилось, не понравилось, что получилось или нет (5 мин.)

Материалы и оборудование: распечатки материала, ручки, маркеры, скотч, ножницы, реквизиты для проведения игр, магнитофон.

^ Занятие 6. О качествах ведущего или организатора праздника. Имидж ведущего.

Задачи. На данном занятии участники:

  • определяют и обсуждают каким должен быть ведущий, какими качествами он должен обладать, что он должен знать и уметь

  • напишут памятку ведущего

  • осуществят начальную подготовку к следующему занятию, путем распределения игр, и остальных моментов, касающихся их проведения.

План проведения.

  1. Участники методом «Мозгового штурма» вместе пытаются составить портрет ведущего праздника, может быть дан примерный план: речь, внешний вид, качества характера, и т.д. (10 мин)

  2. После этого ведущий читает лекцию о том что должен знать и уметь ведущий (30 мин) после нее дается время и участники составляют 13 правил ви-джея (приложение 6), кратко конспектируют услышанное, фиксируют главные мысли (15 минут)

  3. Далее по желанию участники озвучивают написанное (10 минут)

  4. Ведущий ведет подготовку к следующему занятию. Участники путем жребия выбирают игры, которые предстоит им предстоит провести, если надо, выбирают себе помощника. (Картотеку игр см приложение 7) (10 мин)

  5. Участники знакомятся с условиями игры, если необходимо, получают от ведущего необходимый реквизит, уточняют неясные моменты. (15 мин)

Материалы и оборудование: распечатки материала, ручки, маркеры, скотч,

Занятие 7-8: Проведение праздника «День рождения» самими участниками. Подведение итогов работы.

Задачи. На данном занятии участники:

  • получат практические навыки проведения праздников

  • каждый попробует себя в роли ведущего или помощника, вырабатывая навыки проведения игр, а так же в роли участника праздника.

  • зафиксируют и проанализируют результаты участия в модуле.

План проведения.

  1. Ведущий оглашает последовательность игр и проводится праздник (2.30 мин)

  2. После окончания, проводится рефлексия и участники делятся своими чувствами и мыслями, как они себя ощущали в роли ведущего, помощника, участника вечеринка. Что им больше всего понравилось (15 мин).

  3. Все участники индивидуально анализируют всё, отвечая на вопросы анкеты (модуль, работу тренера, работу самих участников, что осталось непонятным, плюсы и минусы в организации модуля, пожелания) (15 мин)

Примерные вопросы:

  • Что стало результатом моего участия в модуле? Почему?

  • Чего не удалось достигнуть? Почему?

  • А еще хочу сказать…

  1. В подарок участники получат книгу с играми

Материалы и оборудование: распечатки материала, ручки, маркеры, скотч, ножницы, реквизиты для игр, карточки с текстом игр.

Список литературы:

  1. Зайцева О.В., Карпова Е.В., Встретим праздник весело. Игры для всей семьи- Ярославль: Академия развития: академия Холдинг, 2004.- 240 с.: ил.

  2. Игры для веселой компании./сост. Чупрякова М.Э.- Екатеринбург: Издательство «Литур», 2004.- 160 с.

  3. Козак О.Н. Игры и забавы во время каникул и праздников.- СпБ.: Издательство «Союз», 2003.-288с. – (Азбука развлечений).

  4. Крук Я. Колесо времени: традиции и современность/Янка Крук, Оксана Котович.- Мн.: Беларусь, 2003.-350 с.: ил.

  5. Культурно -досуговая деятельность/ уч. под науч. ред. Академика РАЕК А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижова.-М.: МГУК, 1993-290 с.

  6. Кэмбелл Андреа Вечеринка в большой компании/ Пер. с анг. В.Л. Кашникова- М.: Айрис-пресс, 2005.- 256 с.: ил.- (Карнавал).- (Досуг)

  7. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения/. Е.К. Григальчик, Д. И. Губаревич, И.И. Губаревич, С.в. петрусев.- Мн.: «БИП-С», 2003.-182.

  8. Цветова Н. Энциклопедия любимых праздников.- Мб: «РИПОЛ КЛАССИК», 2000.-592с.

Приложение 1. Методы обучения.

Метод «Разговорчивая нить»

Метод позволяет:

  • узнать о самих участниках, их увлечениях, качествах характера и т.д.;

  • создать условия для сплочения группы;

  • включиться в совместную работу;

  • создать благоприятную атмосферу;

Время: 15-20 мин

Подготовка и проведение: Ведущий передает по кругу катушку ниток, и предлагает участникам оторвать себе кусочек нитки, настолько длинной как они сами хотят. Когда у всех участников уже есть нитка, ведущий просит каждого рассказать о себе, а именно «Как я отмечаю праздники…», наматывая нитку на палец. Пока вся нитка не намотается, человек продолжает говорить. Можно так же рассказать о своих увлечениях, интересах, хобби, качествах характера и т.д.

Метод «Син-квейн»

Метод позволяет:

  • формулировать свои мысли относительно какого-либо явления, дать определение предмету или понятию

  • развивать творческое мышление

  • обменяться представлениями по теме обсуждения;

Время: 25-30 мин

Подготовка и проведение: Ведущий раздает участникам листики, где предлагается схема для написания китайского стихотворения- син-квейна. Начальные слова у всех будут одинаковые- праздник и традиция. После дается время на написание 2х стихотворений. Когда все участники справились с заданием, они озвучивают свои син-квейны.

Схема

1 слово (существительное, что? кто?)

2 слова (прилагательные, какой?)

3 слова (глагол, что делает?)

4 слова (ваше отношение)

1 слово (суть)

Например:

Праздник

забавный, шумный

помогает отдыхать, заряжает, запоминается

веселье

Метод « Кто больше»

Метод позволяет:

  • определить основные составляющие компоненты

  • с разных сторон взглянуть на объект

  • расширить представления каждого участника до общего видения темы группой.

  • активизировать мыслительную деятельность, т.к. имеет момент состязательности

Время: (15 минут)

Подготовка и проведение: Ведущий делит участников на две группы. Задание каждой группы в течении трех минут написать основные компоненты и характерные особенности праздника. Тема одна у двух команд. Ведущий обращает внимание на то, что дальше команды будут поочередно называть качества или характеристики праздника. Победит та команда, которая последней назовет качество или характеристику. Важно постараться дать глубинные, уникальные, характеристики, особенности, о которых точно не додумаются ваши соперники. Засекается время. (Можно привести пример этого задания, как 2 участника составляют слова из одного слова в игре «Звездный час»).

На что следует обратить внимание: Команды не должны повторять ранее сказанное другой командой, даже если это тоже имеется у них в записях.

Метод «Искатели правильных ответов»

Метод позволяет:

  • сплотить группу

  • развивать внимательность

  • изучить пространство помещения, где происходит учеба

  • научиться соотносить исторические события

  • узнать об истории происхождения праздников и том, что происходило в это время в мире.

Время: 45 мин на поиск ответов и 15 минут на проверку

Подготовка и проведение: Ведущий угощает конфетами участников. У кого конфеты в одинаковой обвертке - объединяются в группы. (Ведущий заранее рассчитывает сколько должно быть конфет каждого вида, чтобы хватило всем участникам и получилось 6 команд). По помещению всего учебного заведения развешаны таблички с названием эпохи, а под ним лист с двумя событиями. Одно из событий будет относится к общим историческим событиям, другое непосредственно к развитию праздников. Каждая команда получает задание: найти свои даты и выбрать правильные события, например Древний Рим (Общее) и эпоха Возрождения (Праздник), это значит, что команда должна сначала найти свою первую эпоху- Древний Рим и, прочитав два события касающиеся этой эпохи, выбрать и записать себе на лист то, что касается общей истории, потом, найти вторую табличку- эпоху Возрождения, прочитать, какие события написаны там и выбрать и записать то, что касается истории праздников. После этого все команды соберутся вместе и проверят, что же у них получилось. После того, как команды нашли правильные ответы, они собираются вместе и ведущий называет эпоху, а команды, которые искали события касающиеся этой эпохи будут называть событие общей исторической значимости и событие непосредственно касающееся праздников.

^ Карточки с заданием для команд:

Команда 1 Древняя Греция (Общее)

Эпоха Просвещения (Праздник)

Команда 2 Древний Рим (Общее)

Эпоха Возрождения (Праздник)

Команда 3 Средневековье (Общее)

Древняя Греция (Праздник)

Команда 4 Советский Этап (Общее)

Древний Рим (Праздник)

Команда 5 Эпоха Просвещения (Общее)

Средневековье (Праздник)

Команда 6 Эпоха Возрождения (Общее)

Советский Этап (Праздник)
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка в последнее время вы чувствуете апатию и усталость, отказываетесь от встреч с близкими друзьями и родственниками, потеряли интерес к еде, музыке и даже телевизору? В чем же кроется причина вашей усталости и отрешенности от радостей жизни. iconЧто такое усталость болезнь или не болезнь? Можно ли представить...
За рубежом ее называют «синдромом хронической усталости», а у нас – или «переутомлением», или «неврастенией». Мне, впрочем, ближе...

Пояснительная записка в последнее время вы чувствуете апатию и усталость, отказываетесь от встреч с близкими друзьями и родственниками, потеряли интерес к еде, музыке и даже телевизору? В чем же кроется причина вашей усталости и отрешенности от радостей жизни. iconТренинг уверенности в межличностных отношениях
Мая вашему вниманию книга представляет собой программу тренинга уверенности в себе в общении с близкими людьми — супругами, родственниками,...

Пояснительная записка в последнее время вы чувствуете апатию и усталость, отказываетесь от встреч с близкими друзьями и родственниками, потеряли интерес к еде, музыке и даже телевизору? В чем же кроется причина вашей усталости и отрешенности от радостей жизни. icon12. Усталость и насыщение Мы не хотели бы заканчивать наш обзор феноменов...
Мы не хотели бы заканчивать наш обзор феноменов насыщения, не предста­вив результатов исследования значения усталости, хотя мы и...

Пояснительная записка в последнее время вы чувствуете апатию и усталость, отказываетесь от встреч с близкими друзьями и родственниками, потеряли интерес к еде, музыке и даже телевизору? В чем же кроется причина вашей усталости и отрешенности от радостей жизни. iconУчитесь мыслить смолоду
...

Пояснительная записка в последнее время вы чувствуете апатию и усталость, отказываетесь от встреч с близкими друзьями и родственниками, потеряли интерес к еде, музыке и даже телевизору? В чем же кроется причина вашей усталости и отрешенности от радостей жизни. iconПояснительная записка Актуальность
Открывая этот мир, впитывая опыт поколений, ребёнок развивает свой мир и чувства, вырабатывает убеждения, познаёт, оценивает и воспитывает...

Пояснительная записка в последнее время вы чувствуете апатию и усталость, отказываетесь от встреч с близкими друзьями и родственниками, потеряли интерес к еде, музыке и даже телевизору? В чем же кроется причина вашей усталости и отрешенности от радостей жизни. iconИзвестно, что Новый год – всеми любимый семейный праздник. Все его...
Пусть новый год принесет вам много новых, интересных открытий, приятных впечатлений от общения с близкими и друзьями

Пояснительная записка в последнее время вы чувствуете апатию и усталость, отказываетесь от встреч с близкими друзьями и родственниками, потеряли интерес к еде, музыке и даже телевизору? В чем же кроется причина вашей усталости и отрешенности от радостей жизни. icon«роль воды на земле»
В последнее время падает интерес к химии. Возможно, это связано с сокращением часов по предмету и увеличения объема программного...

Пояснительная записка в последнее время вы чувствуете апатию и усталость, отказываетесь от встреч с близкими друзьями и родственниками, потеряли интерес к еде, музыке и даже телевизору? В чем же кроется причина вашей усталости и отрешенности от радостей жизни. iconПрограмма содержание Пояснительная записка
Охватывает вас, вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем...

Пояснительная записка в последнее время вы чувствуете апатию и усталость, отказываетесь от встреч с близкими друзьями и родственниками, потеряли интерес к еде, музыке и даже телевизору? В чем же кроется причина вашей усталости и отрешенности от радостей жизни. iconКонкурс «Ручей хрустального языка родного» Работу выполнила команда «Адреналин»
Нужно помнить как сильно и могущественно слово. Применять этот тонкий инструмент необходимо только для добрых дел. От этого в жизни...

Пояснительная записка в последнее время вы чувствуете апатию и усталость, отказываетесь от встреч с близкими друзьями и родственниками, потеряли интерес к еде, музыке и даже телевизору? В чем же кроется причина вашей усталости и отрешенности от радостей жизни. iconПроект разработала старший воспитатель мдоу №40 «Золотой ключик»
Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления значения, содержания, целей и задач патриотического...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница