Учебно-методический комплекс открытого урока по литературе на тему «Эволюция лирического героя в творчестве Сергея Александровича Есенина»




Скачать 277.94 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс открытого урока по литературе на тему «Эволюция лирического героя в творчестве Сергея Александровича Есенина»
страница1/3
Дата публикации02.10.2014
Размер277.94 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
lit-yaz.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2013 – 2014 учебный год)



Учебно-методический комплекс открытого урока по литературе на тему «Эволюция лирического героя в творчестве Сергея Александровича Есенина»



http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c0/sergey_yesenin.jpg/250px-sergey_yesenin.jpg


Учебное заведение:

МБОУ «СОШ №7 г.Йошкар-Олы»










^ Автор: Сорокина Алина Эрнестовна, учитель учитель русского языка и литературы высшей категории

03.10.2013





Номинация конкурса:

Педагогические идеи и технологии: среднее образование



^ Тема: Эволюция лирического героя в творчестве

Сергея Александровича Есенина.

(1895-1925)

Класс: 11

Вид занятия: урок

Продолжительность учебного занятия: 2 академических часа

Тип урока: урок изучения нового материала

^ Использование современной образовательной технологии:

технология проблемного обучения.

Проблемный вопрос: какова эволюция лирического героя в творчестве С.А.Есенина?
^ Цели занятия:

  • Обучающие:

- познакомить с эволюцией лирического героя в творчестве С.А.Есенина.

  • Развивающие: способствовать развитию:

- логического мышления обучающихся,

- монологической речи,

- вырабатывать навыки анализа текста стихотворения,

- выразительного чтения стихотворений,

- чтения наизусть,

- творческих способностей обучающихся.

  • Воспитательные: способствовать

- воспитанию любви к родине, природе, жизни, гражданской позиции, формированию морально-нравственных ориентиров обучающихся,

Требования к обучающимся:

  • Обучающиеся должны иметь представление об

эволюции лирического героя в творчестве Сергея Александровича Есенина.

  • Обучающиеся должны знать

определение термина «лирический герой стихотворения», план анализа стихотворения.

  • Обучающиеся должны уметь

выразительно читать тексты стихотворения.
Методы учения:

  • Проблемный.

  • Частично-поисковый;

  • Репродуктивный;

Методы преподавания:

  • Побуждающий.

  • Объяснительный;

  • Стимулирующий;

Междисциплинарные связи:

История. Октябрьская революция 1917 года.

Биология. Эволюция.

Внутридисциплинарные связи:

  1. Образ лирического героя в стихотворении.

  2. Анализ текста стихотворного произведения.



Средства обучения:

  • Учебно-методическая литература:

- сборники и тексты стихотворений С.А.Есенина.

  • Учебно-наглядные пособия:

- слайды компьютерной презентации.

  • Технические средства обучения:

- мультимедийный проектор;

- компьютер.

Литература:

Основная:

  1. Русская литература ХХ века. 11 кл. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/Л.А.Смирнова, О.Н.Михайлов, А.М.Турков и др.; Сост. Е.П.Пронина; Под ред. В.П.Журавлёва. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Сергей Есенин. Стихотворения. Поэмы; Сост. А.А.Козловский. - «Правда», 1984.

  3. Интернет ресурс: http://youtu.be/z72qFwTyg44 - ссылка на видеоролик о жизни Есенина С.А.

Технологическая карта урока

Этапы

Виды деятельности

Время

1.Орг.

момент

Содержание

- приветствие;

- создание благоприятной психологической аурой для работы на уроке;

- оформление журнала;

- проверка посещаемости.

1-2 мин.

Деятельность

учителя

-приветствует обучающихся;

-заполняет журнал.

Деятельность обучающихся

-приветствуют;

-староста докладывает.

Обеспечение этапа

-журнал.


Ожидаемый результат

-настрой обучающихся на активизацию мыслительной деятельности.

^ 2. Изучение нового материала

Содержание

- работа с терминами;

- постановка цели урока: формулировка проблемного вопроса;

- оформление записей в тетради;

- работа с портретом.

5 мин.

Деятельность

учителя

- задаёт вопросы, комментирует ответы;

- формулирует проблемный вопрос;

- задаёт вопросы, комментирует ответы.

Деятельность обучающихся

- дают определение терминов;

- слушают;

- смотрят на слайды презентации;

- записывают;

- отвечают на вопросы.

Обеспечение этапа

- слайды презентации;

- учебная доска.

Ожидаемый результат

- обучающиеся задумываются над ответом на проблемный вопрос.

Содержание

- доклады обучающихся по теме «Детские и юношеские годы Есенина».

4 мин.

Деятельность

учителя

- слушает;

- проверяет содержание докладов и правильность речи обучающихся.

Деятельность обучающихся

- слушают;

- смотрят на слайды презентации.

Обеспечение этапа

- слайды презентации.

Ожидаемый результат

- обучающиеся ознакомлены с детскими и юношескими годами С.Есенина.

Содержание

- комментированное чтение стихотворений «Берёза», «Поёт зима, аукает», «Гой, ты Русь, моя родная», «Сторона ль моя, сторонка», «Край ты мой заброшенный», «Топи да болота».

14 мин.

Деятельность

учителя

- слушает;

- задаёт вопросы;

- комментирует ответы обучающихся.

Деятельность обучающихся

- слушают;

- читают наизусть,

- читают тексты;

- отвечают на вопросы;

- смотрят слайды презентации.

Обеспечение этапа

- слайды презентации;

- тексты стихотворений.

Ожидаемый результат

- обучающиеся определят образ лирического героя раннего творчества С.Есенина.

Содержание

- комментированное чтение стихотворений «Я обманывать себя не стану», «Шаганэ, ты моя Шаганэ»;

- актуализация знаний;

- комментированное чтение стихов «Мой путь», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая», «Клён ты мой опавший»,

«Собаке Качалова», «Ты меня не любишь, не жалеешь», «До свиданья, друг мой, до свиданья».

45 мин.

Деятельность

учителя

- слушает;

- задаёт вопросы;

- комментирует ответы обучающихся;

- читает стихотворение наизусть;

- проверяет правильность составления плана стихотворения «Мой путь».

Деятельность обучающихся

- слушают;

- читают стихотворения наизусть;

- читают тексты стихотворений

- отвечают на вопросы;

- составляют план стихотворения «Мой путь».

Обеспечение этапа

- слайды презентации;

- тексты стихотворений.

Ожидаемый результат

- обучающиеся определят образ лирического героя революционного и послереволюционного творчества С.Есенина.

Содержание

- просмотр видеоролика «Жизнь и творчество С.Есенина».

6 мин.

Деятельность

учителя

- даёт задание;

- проверяет внимательность просмотра видеоролика.

Деятельность обучающихся

- смотрят;

- слушают;

- выполняют задание.

Обеспечение этапа

- видеоролик.

Ожидаемый результат

- обучающиеся ознакомятся с жизнью и творчеством С.А.Есенина, делятся впечатлениями.

Содержание

- самостоятельная работа обучающихся со стихотворениями.

10 мин.

Деятельность

учителя

- даёт задание.

Деятельность обучающихся

- слушают;

- читают самостоятельно, затем - вслух.

Обеспечение этапа

- сборники стихов.

Ожидаемый результат

- выбирают наиболее понравившееся стихотворение.

^ 3. Выводы по уроку

Содержание

- выводы по теме.

1 мин.

Деятельность

учителя

- задаёт проблемный вопрос.

Деятельность обучающихся

- отвечают на вопрос.

Обеспечение этапа

- слайд презентации.

Ожидаемый результат

- отвечают на проблемный вопрос, сформулированный в начале урока.

Содержание

- выставление оценок за работу на уроке.

2 мин.

Деятельность

учителя

- выставляет оценки, комментирует.

Деятельность обучающихся

- слушают.

Обеспечение этапа

- журнал.

Ожидаемый результат

- обучающиеся соглашаются с объективностью выставленной оценки.

^ 4. Выдача домашнего задания


Содержание

- формулировка домашнего задания, комментарий к выполнению.

1 мин.

Деятельность

учителя

- формулирует задание.

Деятельность обучающихся

- слушают;

- записывают.

Обеспечение этапа

- рабочая

тетрадь.

Ожидаемый результат

- настрой обучающихся на активизацию творческой деятельности для написания домашнего сочинения.


^ Ход урока:

  1. Орг.момент.

- приветствие;

- создание благоприятной эмоциональной атмосферы для работы на

уроке;

- оформление записей в журнале;

- определение отсутствующих.


  1. Изучение нового учебного материала.

  • Работа с терминами:

- Вспомните из уроков биологии, что означает термин «эволюция». (Развитие.)

- Что означает термин «лирический герой стихотворения»? (Образ, под маской которого скрывается поэт.)

  • Постановка цели урока, формулировка проблемного вопроса.

Итак, наша с вами задача – пронаблюдать за тем, как менялся образ главного героя на протяжении всего творческого пути Сергея Александровича Есенина. В конце сегодняшнего занятия вы должны ответить на такой вопрос: какова эволюция лирического героя в творчестве С.А.Есенина?

  • Оформление записей в тетради (число, вид работы, тема урока).

  • Работа с портретом.

Взгляните на портрет С.А.Есенина. Каким он вам представляется?

(Красивый, взгляд открытый, выразительный, творческая личность, все детали внешности (аксессуары) продуманы до мелочей.)

http://t-smertina.narod.ru/litphoto/esenin-photo/sergey-esenin-9s.jpg

Сергей Есенин с тростью. Фото – 1919 год.
Перечислим яркие факты из жизни поэта.

(Доклад обучающегося.)

http://t-smertina.narod.ru/litphoto/esenin-photo/sergey-esenin-31s.jpg

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года в Рязанском селе Константиново. Поэт происходил из крестьянской семьи. Отец — Александр Никитич Есенин (работал в мясной лавке в Москве), мать — Татьяна Фёдоровна Титова. Мать была выдана замуж поневоле, когда Серёже исполнилось два года, семья распалась. Мальчика отдали на воспитание бабушке и дедушке по материнской линии. Бабушка рассказывала Есенину множество народных стихов, песен, частушек, сказок и преданий, которые и стали «основой» его поэтической природы.

В Константинове Есенин с отличием окончил местное земское училище, после чего продолжил обучение в церковно-учительской школе городка Спас-Клепики. Есенин обучался на учителя грамоты, однако эта профессия его не привлекала, и в 1912 году он уехал вместе с отцом на заработки в Москву.

В Москве он сначала работал в мясной лавке, затем – в книжном магазине.

В 1913 году поступил на историко-философский факультет университета имени А.Шанявского. Проучился там полтора года, одновременно с этим работал в типографии И.Д.Сытина и общался со многими известными поэтами.

http://t-smertina.narod.ru/litphoto/esenin-photo/sergey-esenin-2s.jpg

С.А.Есенин. 1913 год

(Доклад обучающегося.)

Стихи Есенин начал писать в девять лет, но тогда его сочинения походили больше на частушки и народные напевы. С 1912 года сотрудничал с «Суриковским литературно-музыкальным кружком», где нашел много единомышленников.  

Впервые его стихи были опубликованы в 1914 году в журнале «Мирок», среди дебютных стихотворений – знаменитая «Береза».

http://esenin.name/img/esenin_03.jpeg

Сергей Есенин. 1914 год

В 1915 году Есенин осознал, что литературная жизнь проходит в основном в столице, поэтому переехал в Петроград, где очень скоро стал желанным гостем престижных литературных салонов. В Петрограде он встретился с А.Блоком и прочёл ему свои стихи. А.Блок их высоко оценил, познакомил Есенина с Н.Клюевым, с которым Сергей Александрович впоследствии подружился. 

http://esenin.name/img/esenin_33.jpeg

Сергей Есенин с Н.А.Клюевым. Осень 1916 г.

1 февраля 1916 года выходит его первый сборник стихотворений – «Радуница». Критики с восторгом приняли сборник, отмечая непосредственность и природный вкус автора. Есенин быстро стал популярным: златокудрый крестьянский юноша символизировал что-то близкое, родное, но навсегда уходящее.

http://t-smertina.narod.ru/litphoto/esenin-photo/sergey-esenin-4s.jpg

Сергей Есенин у берёзы. Фото 1918 года.

В период I мировой войны Есенину удалось избежать отправки в действующую армию: его пристроили санитаром в Царскосельский лазарет, который патронировала сама императрица.

- Природа России, несомненно, нашла прямое отражение в творчестве Есенина. Убедимся в этом, послушав стихотворение «Берёза».

- Вопросы для анализа стихотворения:

1) О чём говорится в стихотворении?

(Описывается белая берёза зимой.)

2) Какие чувства переполняют лирического героя данного стихотворения?

(Радость, нежность, любовь ко всему живому: к берёзе, снегу, зиме).

3) Каким вам представляется образ лирического героя?

(Романтичный юноша, безмерно любящий природу.)
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс открытого урока по литературе на тему «Эволюция лирического героя в творчестве Сергея Александровича Есенина» iconИсследовательская работа по литературе На тему: Цветовая гамма в творчестве С. А. Есенина
Закрепить знания обучающихся об основной цветовой гамме в творчестве С. Есенина и выборе ее поэтом в разные периоды творчества

Учебно-методический комплекс открытого урока по литературе на тему «Эволюция лирического героя в творчестве Сергея Александровича Есенина» iconУрока: повторить и обобщить изученное по теме «Жизнь и творчество С. А. Есенина»
Мы слышали голос Сергея Александровича Есенина – певца русской деревни. Запись старая, и поэтому не все разборчиво, но, наверное,...

Учебно-методический комплекс открытого урока по литературе на тему «Эволюция лирического героя в творчестве Сергея Александровича Есенина» iconТезисы научной работы ученика 9-д класса Пашкова Антона Андреевича по теме: «Цветовая радуга»
В представленной работе сделана попытка связать понятия символичности и цвета в творчестве Сергея Александровича Есенина, выяснить,...

Учебно-методический комплекс открытого урока по литературе на тему «Эволюция лирического героя в творчестве Сергея Александровича Есенина» iconУчебно-методический комплекс специальность: 021100 «Юриспруденция»
Конституционное (государственное) право России. Учебно–методический комплекс/ Сост.: Гущин В. З. М., Мэпи. 2004. – с

Учебно-методический комплекс открытого урока по литературе на тему «Эволюция лирического героя в творчестве Сергея Александровича Есенина» iconУчебно-методический комплекс по теме: "Люби и знай родной свой край"
Учебно-методический комплекс предназначен для педагогов, работающих со старшими дошкольниками

Учебно-методический комплекс открытого урока по литературе на тему «Эволюция лирического героя в творчестве Сергея Александровича Есенина» iconУчебно-методический комплекс специальность: 021100 «юриспруденция»
Правовая информатика и информационные системы в юриспруденции: Учебно-методический комплекс/Сост.: Атаманюк В. М. – М.: Мэпи, 2004....

Учебно-методический комплекс открытого урока по литературе на тему «Эволюция лирического героя в творчестве Сергея Александровича Есенина» iconУчебно-методический комплекс составлен на основе: Учебно-методический...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Учебно-методический комплекс открытого урока по литературе на тему «Эволюция лирического героя в творчестве Сергея Александровича Есенина» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Экономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов обучающихся по творческим специальностям. Материалы составлены на основе...

Учебно-методический комплекс открытого урока по литературе на тему «Эволюция лирического героя в творчестве Сергея Александровича Есенина» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология»
Учебно-методический комплекс дисциплины преподавателя разработан : преподавателем Бассалыго О. В

Учебно-методический комплекс открытого урока по литературе на тему «Эволюция лирического героя в творчестве Сергея Александровича Есенина» iconУчебно-методический комплекс для специальности 080502 «Экономика...
Учебно-методический комплекс скорректирован в соответствии с учебным планом филиала рггу в г. Великий Новгород



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница