Тема: «Родина в лирике Сергея Есенина»




Скачать 79.65 Kb.
НазваниеТема: «Родина в лирике Сергея Есенина»
Дата публикации07.10.2014
Размер79.65 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Культура > Документы
Семинар по творчеству С.Есенина

11 класс

Тема: «Родина в лирике Сергея Есенина»

(Слайд №1)

Цели урока:

  1. показать своеобразие лирики С. Есенина, помочь увидеть ту исключительную роль, которую играла в ней тема родной природы и тема Родины (с самого начала слившиеся воедино);

  2. приобщить учащихся к миру поэтических образов лирики С. Есенина, показать гуманизм его поэзии;

  3. систематизировать знания по теме семинара;

  4. развивать коммуникативные, информационные компетенции;

  5. осуществлять воспитание средствами искусства.

Оборудование:

  1. презентация «Родина в лирике С. Есенина»;

  2. аудиозаписи песен на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая…», «Под окошком месяц, под окошком ветер…», «Не жалею, не зову, не плачу…».

^ Ход урока

Слайд №2

Моя лирика жива одной большой любовью –

любовью к Родине. Чувство Родины -

основное в моём творчестве.

С. Есенин

Звучит романс «Отговорила роща золотая…».

Слайд №3

  1. Ученица читает - Сергей Есенин! – это имя

В лесах родной моей России,

В берёзах нежных и осинах,

В серёжках желтовато- синих,

В лугах из зелени весенней,

В стихах твоих, Сергей Есенин.

  1. ^ Вступительное слово учителя.

(Слайд №4)

Певцом России, поэтом, у которого «в сердце светит Русь», был Сергей Есенин. «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моём творчестве», - часто говорил Есенин. «Нет поэта без Родины», - повторял он.

Родина в стихах Есенина – это не только «родимый дом», «рязанские раздолья». За картиной «рязанских раздолий» чувствуются «приметы всей земли», - «великих штатов СССР».

Лучшие и задушевные песни пропел поэт России. Мы видим, слышим и чувствуем в его стихах краски, звуки. Запахи полей, лугов и лесов. В есенинских стихах «русский дух», здесь «Русью пахнет». Интересен следующий факт, о котором вспоминает В. И Качалов, никогда не расстававшийся за границей со сборником стихов Есенина: «Такое у меня было чувство, как будто я возил с собой – в американском чемодане – горсточку русской земли. Так явственно, сладко и горько пахло от них (от есенинских стихов) родной землёй», - пишет известный советский актер.

Сегодня на семинаре мы должны привести в систему знания, полученные ранее на уроках, полученные при самостоятельном изучении литературы, посвященной творчеству поэта, чтении и анализе стихов. Знания, полученные в ходе сегодняшнего семинара, представить их в виде плана по теме «Родина в лирике С. Есенина», проследить и сделать вывод, как изменяется понятие Родины на протяжении творческого пути Есенина. Из всего сказанного сделать вывод: в чём ценность лирики поэта для нас, людей 21 века?

  1. Семинар.

  1. Звучит романс «Письмо матери»

Слайды №5,6,7

  1. Учитель: «В мире найдется немного поэтических строк, обращенных к матери, которые могли бы сравниться с «Письмом матери», одним из проникновеннейших стихов С. Есенина»

Задание:

Подумайте, почему разговор о Родине мы начинаем со стихов, посвященных матери?

  1. ^ Родная природа в ранней лирике Сергея Есенина.

Слайды №8,9

Учитель : «В своих стихах поэт воспевал отчий край, родную природу».

(Выступления учащихся по вопросу) Презентация , выполненная учащимися.

Задания классу:

А) Что нового узнали для себя из этого сообщения?

Б) Подумайте, какие поэтические строки должны стать первым пунктом плана?

  1. ^ Образ «воспрянувшей» Руси в стихотворении «О Русь, взмахни крылами» 1917г.

Слайд №10

Учитель: «Русь кажется Есенину «покойным уголком», он называет её «родиной кроткой». Но постепенно жизнь всё многограннее отражалась в его произведениях.

(Выступление учащегося по вопросу).

Задание:

А) Каким увидели образ «воспрянувшей» Руси в этом стихотворении?

Б) Нарисуйте образ – символ.

В) Какие строки этого стихотворения могут стать следующим пунктом плана? Запишите их.

  1. ^ Следующий вопрос «Есенин и Октябрь».

Слайды №11, 12, 13

(Выступление учащегося)

  1. Учитель: «Великий Октябрь озарил есенинскую поэзию новым светом».

Задание:

А) Ребята, вы должны сейчас внимательно прослушать сообщение и сделать рецензию на ответ: проследите за полнотой, последовательностью, логичностью, выразительностью изложения материала.

Б) Рецензия на ответ.

В) Самостоятельно озаглавьте следующий пункт плана и запишите его.

Учитель: «Радостно приняв революцию, Есенин, однако, не до конца понял, «куда несет нас рок событий». Мучительно переживал поэт свою раздвоенность, хотя это не означало, что его отношение к Родине изменилось. Наоборот, он решительно заявляет:

Я люблю родину.

Я очень люблю родину.

«Последний поэт деревни», он всегда оставался верен этой теме. В лучших своих стихах он благословляет всё живущее на земле, воспевает радость крестьянского труда».

  1. ^ Вопрос: «Поэтизация крестьянского труда в стихотворениях «Каждый труд благослови, удача…», «Я иду долиной. На затылке кепи»

Слайд №14, 15, 16

(Чтение стихов наизусть и их анализ. Выступления учащихся)

Задание:

А) Что в этих стихотворениях напоминает вам о чертах, характерных для всей лирики С. Есенина?

Б) Самостоятельно озаглавьте следующий пункт плана и запишите его.

  1. Слайды №18,19.20

Учитель: «Поездка С. Есенина за границу в 1922-1923 годах помогла ему лучше понять смысл и значение происходящих преобразований.

Я разлюбил нищую Русь…

Я ещё больше влюбился в коммунистическое строительство.

Хочу я быть певцом и гражданином,

Чтоб каждому, как гордость и пример

Быть настоящим

А не сводным сыном

В великих штатах СССР

Это чувство выражено в целом ряде стихов, написанных в 1924-1925 годах. Одно из них «Неуютная жидкая лунность». Слайд №21

(Сообщение учащегося. Чтение стихотворения наизусть.)

Задание:

А) К чему привел поэта процесс переоценки ценностей?

Б) Запишите следующий пункт плана.

  1. Слайды №22, 23, 24. 25

Учитель : «Своеобразным отчетом поэта перед собой, перед родиной о том, что сделано, что могло быть сделано им стали стихотворения «Русь уходящая», «Возвращение на Родину» и «Русь советская».

(Чтение стихотворений и их анализ. Сообщения учащихся)

Задание:

А) Долгое время существовало мнение, что Есенин в этот период «остался в прошлом». Так ли это?

- Есенин «остался в прошлом».

- Оставшись в прошлом одной ногою, он делает шаг вперед.

-Принимает новую Россию

Б) Самостоятельно запишите следующий пункт плана.

  1. ^ Стихи о Родине и глубоко личное в творчестве С. Есенина.

Слайды №26,27,28

Учитель: «Наблюдения за новой кипящей жизнью пробуждают у поэта в глубине души надежду на свое перерождение. Рождается страстное, взволнованное признание:

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть Земли

С названьем кратким «Русь».

Родина- всегда самое заветное для Есенина, ей он «плел венок» из песен, поверял сокровенные мечты и думы.

Прослушайте стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ».

(Читает наизусть и анализирует ученик)

Задание:

А) Почему, говоря о Родине, мы читаем это глубоко личное стихотворение?

Б) Запишите следующий пункт плана.

^ IV. Проверка самостоятельной работы. Наблюдения и выводы по теме семинара.

  1. Зачитайте план по теме «Родина в лирике С. Есенина».

Слайды №29, 30

План.

  1. «Страна березового ситца».

А) Родная природа в ранней лирике поэта.

Б) Гуманизм Есенина.

2. Россия- буря.

А) Образ «воспрянувшей» Руси в стихотворении «О Русь, взмахни крылами».

Б) Есенин и Октябрь.

3. «Великие штаты СССР».

А) Поэтизация деревенской жизни и крестьянского труда в стихотворениях «Каждый труд благослови, удача», «Я иду долиной. На затылке кепи».

Б) Новое отношение к полевой России в стихотворении «Неуютная жидкая лунность».

В) Сложные и противоречивые чувства поэта к советской России («Русь уходящая», «Возвращение на Родину», «Русь советская»)

4. Глубоко личное и стихи о России в лирике С. Есенина («Шаганэ ты моя, Шаганэ»)

  1. Ответьте на вопрос: Какие изменения произошли в отражении Родины в лирике поэта на протяжении творческого пути? Что всегда оставалось неизменным?

  2. В чём ценность лирики Сергея Есенина для нас, людей 21 века?

(Проверка опережающего домашнего задания)

  1. Составление синквейна «Есенин» или «Есенинская Русь»



  1. Заключительное слово учителя.

В гуще бурь и вьюг революции поэт искал и нашел верный путь к пониманию подлинной сущности происходящего, он воспел Русь советскую, которую признал всем сердцем, ибо

Был настоящим

А не сводным сыном

В великих штатах СССР.

  1. ^ Звучит песня на стихи С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»

  2. Ученица читает стихотворение Т. Зубковой:

Есенинское небо над Россией

Раскинулось, как голубой шатер,

А в поле василек хрустально-синий

Ведёт с ромашкой звонкий разговор.

Звенит листвою изумрудной лето,

Звучат незримые колокола,

Берёзы - сестры русского рассвета -

Сбежались у околицы села.

В них жажда жить до трепета, до дрожи,

Им повезло – он здесь бродил в тиши.

На их коре, на их шершавой коже –

Тепло его ладоней и души.

Он чувствовал в родном многоголосье

И многоцветье, близко и вдали,

Как во поле колышутся колосья

России всей и всей большой земли.

Он видел, как ложится синий вечер

Пушистой шалью на плечи села.

И в ельнике горели свечи,

И в городе земля его звала…

Он так любил, что мы забыть не в силах

Тоску поэта, радость и печаль,

Ведь главная любовь его – Россия –

Земля добра и голубая даль.

И в дом его со ставнями резными

По- прежнему мы входим не дыша.

Сергей Есенин - то не просто имя,-

России стихотворная душа…

  1. Домашнее задание.

1.Доработать план по теме «Родина в лирике С. Есенина» (написать вступление и заключение).

2. Выучить наизусть стихотворение о Родине (по выбору учащегося)

Литература

1.Белоусов В.Г. Персидские мотивы. – М.: Знание, 1968.

2.Бельская Л.Л. Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина: книга для учителя.- М.: Просвещение,1990.

3. Локшина Б.С. Поэзия А. Блока и С. Есенина в школьном изучении: пособие для учителя. – Л.: Просвещение, 1978.

4. Марченко А. Поэтический мир Есенина. - М.: Советский писатель, 1972.

5. Наумов Е. И. Сергей Есенин. Жизнь и творчество. – Л. : Учпедгиз, 1960.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Родина в лирике Сергея Есенина» iconЛитература» тема: «Сергей Есенин. Тема природы в лирике. Анализ лирического произведения»
Такая форма позволяет преподавателю разработать систему вопросов и заданий, позволяющих не только осуществить усвоение знаний обучаемыми...

Тема: «Родина в лирике Сергея Есенина» iconТема. Поэтическое изображение Родины и родной природы в лирике С. А. Есенина
Оборудование: портрет С. Есенина, репродукции картин русских художников о природе, электронная презентация, фонохрестоматия, магнитофон,...

Тема: «Родина в лирике Сергея Есенина» iconТема Родины в лирике Есенина
Цель урока – раскрыть образ Родины и художественные средства его воплощения в лирике С. А. Есенина

Тема: «Родина в лирике Сергея Есенина» iconТема: «любовь в творчестве сергея есенина»
Ведущая: в нашу литературу Сергей Есенин вошёл как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено всё, что составляет душу есенинского...

Тема: «Родина в лирике Сергея Есенина» iconТема: я люблю тебя, Родина кроткая
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением видов села Константиново, чтение и заучивание наизусть стихотворений...

Тема: «Родина в лирике Сергея Есенина» iconНоминация «Педагогическая мастерская» Учебно-исследовательский проект
Организовать исследование средств языковой выразительности в лирике Сергея Есенина в учебных группах, учить школьников создавать...

Тема: «Родина в лирике Сергея Есенина» iconМир природы в лирике С. Есенина
Рязанской губернии, совместный выпуск «Белгородской правды» и Белгородской региональной общественной организации «Радуница», посвящённый...

Тема: «Родина в лирике Сергея Есенина» iconУрок литературы в 9 классе Тема: «Размышления о жизни, любви, природе в лирике С. Есенина»
Портрет Есенина, фотографии, связанные с жизнью поэта, магнитофон, флеш- карта с записью песен на стихи Есенина, сборники стихов...

Тема: «Родина в лирике Сергея Есенина» iconЛитература. Тема: «Своеобразие лирики Сергея Есенина»
Цель деятельности учителя: создать условия формирования культурологической,коммуникативной, информационной, исследовательской компетенции...

Тема: «Родина в лирике Сергея Есенина» icon«Болдинская осень» Сергея Есенина. С. А. Есенин на Кавказе. Библиографический список литературы
«Болдинская осень» Сергея Есенина. С. А. Есенин на Кавказе: библиографический список литературы / мбук «цбс г. Рязани»; цгб им. С....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница