Образовательная программа дошкольного образования Москва «Просвещение»




НазваниеОбразовательная программа дошкольного образования Москва «Просвещение»
страница1/38
Дата публикации17.10.2014
Размер4.05 Mb.
ТипОбразовательная программа
lit-yaz.ru > Культура > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38



Успех
Примерная основная общеобразовательная программа

дошкольного образования


Москва «Просвещение» 2011

УДК

ББК

У
Авторы: Н. О. Березина, канд. мед. наук; И. А. Бурлакова, канд. псих. наук; Е. Н. Герасимова, доктор пед. наук, А. Г. Гогоберидзе, доктор пед. наук; Т. И. Гризик, канд. пед. наук; В. А. Деркунская, канд. пед. наук; Т. Н. Доронова, канд. пед. наук; А. А. Дякина, доктор филол. наук; И. Н. Евтушенко, канд. пед. наук; Т. И. Ерофеева, канд. пед. наук; В. Г. Каменская, доктор псих. наук; Т. Л. Кузьмишина, канд. псих. наук; М. Ю. Парамонова; О. Н. Сомкова, канд. пед. наук; М. И. Степанова, доктор мед. наук; И. В. Сушкова, доктор пед. наук; Л. В. Трубайчук, доктор пед. наук; Н. В. Федина, канд. пед. наук.

Под редакцией Н. В. Фединой, канд. пед. наук.
Успех: примерная основная общеобразовательная программа

У дошкольного образования / [Н. О. Березина, И. А. Бурлакова,

Е. Н. Герасимова и др.; под ред. Н. В. Фединой]. – М. : Просвещение,

2011. – 000 с. – ISBN 978-5-09-022047-7.

УДК

ББК

ISBN 978-5-09-022047-7 © Издательство «Просвещение», 2011

© Художественное оформление.

Издательство «Просвещение», 2011

Все права защищены

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………..….

Возрастные особенности детей………………………………………….….

От 3 до 4 лет…………………………………………………………………..

От 4 до 5 лет…………………………………………………………………..

От 5 до 6 лет…………………………………………………………………..

От 6 до 7 лет…………………………………………………………………..

Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы ….…………………………………………………………

Здоровье………………………………………………………………………..

Физическая культура…………………………………………………………

Социализация………………………………………………………………….

Труд……………………………………………………………………………

Безопасность…………………………………………………………………..

Чтение художественной литературы………………………………………..

Коммуникация………………………………………………………………..

Познание………………………………………………………………………

Музыка………………………………………………………………………..

Художественное творчество………………………………………………….

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей…………………………………………………

Здоровье………………………………………………………………………

Физическая культура…………………………………………………………

Социализация…………………………………………………………………

Труд……………………………………………………………………………

Безопасность………………………………………………………………….

Чтение художественной литературы………………………………………..

Коммуникация…………………………………………………………………

Познание………………………………………………………………………

Музыка………………………………………………………………………..

Художественное творчество………………………………………………….

Планируемые результаты освоения Программы ………………………….

4 года…………………………………………………………………………..

5 лет…………………………………………………………………………….

6 лет…………………………………………………………………………….

7 лет…………………………………………………………………………….

Приложение 1. Антропометрические показатели физического развития и здоровья детей………………………………………………………………..

Приложение 2. Возрастно-половые нормативы физиометрических показателей…………………………………………………………………….

Приложение 3. Средние возрастно-половые значения показателей развития физических качеств детей 4—7 лет..................................................

Приложение 4. Возрастные нормативы двигательной активности детей за полный день пребывания в детском саду……………………………………..

Приложение 5. Критерии частой (острой) заболеваемости детей по количеству заболеваний органов дыхания за год…………………………

Приложение 6. Оценка уровня биологической зрелости по срокам прорезывания постоянных зубов……………………………………………

Приложение 7. Оценка функционального состояния ЦНС………………..

Примерная циклограмма образовательной деятельности…………….
^ Пояснительная записка

«Успех» — примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее — Программа), разработка которой осуществлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Программа определяет обязательную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от 3 до 7 лет, обеспечивающую достижение воспитанниками физической и психологической готовности к школе, и является документом, на основе которого дошкольное образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает, утверждает и реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Наименование и определение Программы содержат две противоположные, но не взаимоисключающие характеристики — обязательность и примерность. Задачи, содержание, объём образовательных областей, основные результаты освоения Программы, подходы и принципы построения образовательного процесса отражают целевые и ценностные ориентиры семьи, общества и государства Российской Федерации в сфере дошкольного образования и являются обязательными составляющими реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования. Вместе с тем каждое дошкольное образовательное учреждение свободно в выборе программных тем, форм, средств и методов образования с учётом индивидуальных особенностей развития воспитанников.

Программа:

• основывается на положениях фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы о закономерностях развития ребёнка дошкольного возраста, научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования;

• разработана в соответствии с культурно-историческим, деятельностным и личностным подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста;

• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

• направлена на охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое) развитие;

• обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

• строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми;

• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, принципах целостности и интеграции дошкольного образования;

• обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: 1) совместную деятельность взрослого и детей; 2) самостоятельную деятельность детей;

• предусматривает внедрение адекватной возрастным возможностям учебной модели при осуществлении образовательного процесса с детьми от 6 до 7 лет;

• учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;

• обеспечивает преемственность с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования,

• направлена на взаимодействие с семьёй в целях осуществления полноценного развития ребёнка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

^ Возрастная адекватность — один из главных критериев выбора педагогами форм образовательной работы и видов детской деятельности, ведущей из которых является игра. Ценность игры (сюжетно-ролевой, режиссерской, драматизации, с правилами и др.) как свободной самостоятельной деятельности детей определяется её значением для развития дошкольника. В игре может быть реализована большая часть содержания таких образовательных областей, как «Физическая культура», «Социализация», «Коммуникация», «Познание». Самостоятельными, самоценными и универсальными видами детской деятельности являются чтение (восприятие) художественной литературы, общение, продуктивная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская деятельности, труд. Принципиальным отличием Программы от большинства предыдущих (типовых и ряда вариативных) программ является исключение из образовательного процесса воспитанников от 3 до 6 лет учебной деятельности как не соответствующей закономерностям развития ребёнка на этапе дошкольного детства. Формирование предпосылок учебной деятельности — один из планируемых итоговых результатов освоения Программы.

Адекватными возрасту формами работы с детьми являются экспериментирование, проектирование, коллекционирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др. Вышеназванные формы работы и виды детской деятельности не предполагают обязательного проведения традиционных занятий, построенных в логике учебной модели организации образовательного процесса. Содержание Программы в полном объёме может быть реализовано в совместной деятельности педагогов и детей, а также через организацию самостоятельной деятельности детей. Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнёрской позиции взрослого и партнёрской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками. Под самостоятельной деятельностью детей понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

^ Принцип интеграции содержания дошкольного образования — альтернатива предметному принципу построения образовательных программ. Основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области должны решаться и в ходе реализации других областей Программы. Предлагаемое условное деление направлений развития детей на образовательные области вызвано наличием специфических задач, содержания, форм и методов дошкольного образования, а также потребностями массовой практики.

В основу реализации комплексно-тематического принципа построения Программы положен примерный календарь праздников, который обеспечивает:

• социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников;

• «проживание» ребёнком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;

• поддержание эмоционально-положительного настроя ребёнка в течение всего периода освоения Программы;

• технологичность работы педагогов по реализации Программы (годовой ритм: подготовка к празднику — проведение праздника, подготовка к следующему празднику — проведение следующего праздника и т. д.);

• многообразие форм подготовки и проведения праздников;

• возможность реализации принципа построения программы по спирали, или от простого к сложному (основная часть праздников повторяется в следующем возрастном подпериоде дошкольного детства, при этом возрастает мера участия детей и сложность задач, решаемых каждым ребёнком при подготовке и проведении праздников);

• выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в праздники и подготовку к ним родителей воспитанников);

• основу для разработки части основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательного процесса, так как примерный календарь праздников может быть изменён, уточнён и (или) дополнен содержанием, отражающим: 1) видовое разнообразие учреждений (групп), наличие приоритетных направлений деятельности; 2) специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Праздники как структурные единицы примерного календаря праздников могут быть заменены другими социально и личностно значимыми для участников образовательного процесса событиями.
Программа состоит из разделов, изложенных по возрастным подпериодам дошкольного детства в целях оптимизации построения образовательного процесса:

• «Возрастные особенности детей»;

• «Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

• «Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей» («Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество»).

• «Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Раздел «Примерная циклограмма образовательной деятельности» представляет собой основу технологии работы педагогов по реализации Программы.

В Пояснительной записке раскрываются основные концептуальные положения Программы, в том числе основные задачи психолого-педагогической работы по реализации каждой области Программы и возможности её интегрирования с другими областями. Решение задач психолого-педагогической работы по развитию личностной сферы (личностных качеств) детей является приоритетным и осуществляется параллельно с решением основных задач, отражающих специфику областей Программы.
^ Физическое развитие

Здоровье

Необходимыми условиями решения одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений (групп) по охране жизни и укреплению здоровья детей являются:

• создание в ДОУ безопасной образовательной среды1;

• осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы;

• использование комплексной системы диагностики и мониторинга состояния здоровья детей.

Психолого-педагогическая работа направлена на формирование культуры здоровья воспитанников и включает в себя формирование культурно-гигиенических навыков и первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.

Профилактическая работа включает в себя систему мероприятий и мер (гигиенических, социальных, медицинских, психолого-педагогических), направленных на охрану здоровья и предупреждение возникновения его нарушений, обеспечение нормального роста и развития, сохранение умственной и физической работоспособности детей.

Оздоровительная работа предполагает проведение системы мероприятий и мер (медицинских, психолого-педагогических, гигиенических и др.), направленных на сохранение и (или) укрепление здоровья детей.

Основные задачи психолого-педагогической работы:

• сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

• воспитание культурно-гигиенических навыков;

• формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.


^ Примерные виды интеграции области «Здоровье»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Физическая культура» (развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важнейшие условия сохранения и укрепления здоровья детей).

«Социализация» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части здорового образа жизни).

«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья).

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека)

«Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека).

«Труд» (накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде, освоение культуры здорового труда).

«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»).

«Художественное творчество» (использование продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа дошкольного образования Москва «Просвещение» iconОбразовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного
Основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения составлена в соответствии с примерной основной общеобразовательной...

Образовательная программа дошкольного образования Москва «Просвещение» iconРабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии...
Москва «Просвещение, 2011 г., на основе авторской программы О. В. Кубасовой «Литературное чтение», рекомендованной Департаментом...

Образовательная программа дошкольного образования Москва «Просвещение» iconКанакина В. П. Русский язык. Учебник для 2 класса нач шк в 2-х частях
Примерная основная образовательная программа начального общего образования Москва, Просвещение, 2010

Образовательная программа дошкольного образования Москва «Просвещение» iconПрограмма занятий французского клуба «Эйфелева башня»
Данная Программа составлена в соответствии с Программой начального образования по иностранным языкам, 2004, на основе умк кулигиной...

Образовательная программа дошкольного образования Москва «Просвещение» iconРабочая программа по литературному чтению 3 класс
Москва «Просвещение, 2010 г., на основе авторской программы О. В. Кубасовой «Литературное чтение», рекомендованной Департаментом...

Образовательная программа дошкольного образования Москва «Просвещение» iconОбразовательная программа дошкольного образования
Образовательная программа составлена на основе следующих нормативных документов

Образовательная программа дошкольного образования Москва «Просвещение» iconОбразовательная программа обеспечивает жизнедеятельность, функционирование...
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения мкдоу...

Образовательная программа дошкольного образования Москва «Просвещение» iconРабочая программа по музыке для 2 класса разработана на основе Примерной...
Примерной программы по учебному предмету «Музыка» (Москва «Просвещение» 2011г.), Федерального государственного образовательного стандарта...

Образовательная программа дошкольного образования Москва «Просвещение» iconРабочая программа по литературному чтению разработана на основе федерального...
Москва «Просвещение» 2011 г. Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной...

Образовательная программа дошкольного образования Москва «Просвещение» iconРабочая программа по литературному чтению разработана на основе федерального...
Москва «Просвещение» 2011 г. Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница