Урок физической культуры единственный урок в школьном расписании, позволяю­щий хотя бы частично скомпенсировать статические и психологические нагрузки, кото­рые испытывает современный школьник в процессе обучения.




Скачать 281.72 Kb.
НазваниеУрок физической культуры единственный урок в школьном расписании, позволяю­щий хотя бы частично скомпенсировать статические и психологические нагрузки, кото­рые испытывает современный школьник в процессе обучения.
страница1/3
Дата публикации28.06.2013
Размер281.72 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Культура > Урок
  1   2   3
Учитель физической культуры МОУ СОШ им. Калинина Семёнов А.Г

Новые технологии физического воспитания школьников
Организация занятий физической культурой с оздоровительной направленностью в 5-11 классах

Значительная часть нарушений здоровья вызвана неправильным образом жизни и не­достатком адекватной двигательной деятельности детей и взрослых и предупредить их можно лишь при условии высокой культуры здоровья в обществе, непременной составля­ющей которой является физическая культура. Физические упражнения являются важней­шим естественным средством укрепления здоровья и повышения физической и умствен­ной работоспособности человека. Фундаментальными исследованиями доказана их важнейшая роль в обеспечении биологических условий для нормальной реализации гене­тической программы роста и развития организма.

Урок физической культуры — единственный урок в школьном расписании, позволяю­щий хотя бы частично скомпенсировать статические и психологические нагрузки, кото­рые испытывает современный школьник в процессе обучения. Целесообразность введе­ния третьего урока физической культуры в неделю и, следовательно, повышения объема двигательной активности школьников всех звеньев общеобразовательной школы, тем бо­лее при современном зачастую превышающем норматив режиме учебных и факультатив­ных занятий, очевидна по своей профилактической ценности для здоровья.

Учебный предмет «физическая культура» направлен на формирование у школьников целостного представления о единстве биологического, психического и социального нача­ла в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его психофизи­ческой природы. Ни на одном другом уроке ученик не может получить столько полезных для себя и своей жизни знаний, как на уроке физической культуры. К сожалению, у учите­ля редко находится время на то, чтобы подробно поговорить с учениками, рассказать им про то, как устроено их тело, что происходит в процессе физической тренировки, зачем и как надо двигаться, — в общем обо всем том, что так интересует самих ребят, и что они по крохам узнают из самых порой неожиданных источников, нередко в искаженном виде. Чем раньше и прочнее освоит ребенок основы физической культуры и научится заботить­ся о своем здоровье, тем реже и позднее придется ему сталкиваться в будущем с врачами.

Учебная перегрузка школьников, нарушение здоровья в различных формах требуют проведения обязательных регулярных физкультурно-оздоровительных занятий, чего не­возможно добиться в полной мере при двух стандартных уроках физической культуры (ко­торые и без того перегружены своими задачами) или на фрагментарных двигательных за­нятиях (гимнастика до занятий, физкультминутки, подвижные перемены, занятия в группах продленного дня). Это диктует целесообразность введения нового сектора в сис­теме физического воспитания — третьего часа для урочных занятий физической культурой оздоровительной направленности.

^ Физкультурно-оздоровительное образование учащихся общеобразовательной школы направлено на решение следующих задач:

  • формирование системы элементарных теоретических знаний о здоровье и его состав­ляющих, здоровом образе жизни, основах самостоятельных занятий физическими уп­ражнениями;

  • воспитание потребности в здоровом образе жизни;

  • укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию,
    формирование осанки и стопы;

  • формирование привычки к систематической целенаправленной двигательной активности;

  • обучение навыкам безопасности жизнедеятельности.

Эти задачи могут быть успешно решены только при включении оздоровительного об­разования в систему физического воспитания школьников. Единство теоретического и практического обучения оздоровительной физической культуре создаёт предпосылки к повышению эффективности физкультурно-оздоровительной работы в школе. Система образования с оздоровительной направленностью уже занимают прочное место в нашей школе.

Решая задачи физкультурно-оздоровительного образования, ориентирую свою деятельность на такие важные компоненты, как формирование цен­ностных ориентацией на изучение вопросов здоровья и здорового образа жизни, воспита­ние потребности к систематической целенаправленной двигательной активности.

Введение третьего урока физической культуры оздоровительной направленности, не на­рушая отработанной и оправдавшей себя Программы физического воспитания, берет на себя значительную долю функций вариативной части Программы, ориентированной преимуще­ственно на оздоровительный компонент физического воспитания, тем самым позволяя в рамках двух уроков более эффективно реализовать задачи, предусмотренные базовой частью Программы. Это ни в коей мере не предполагает второстепенной роли третьего урока, так как адекватные возрастным возможностям физические упражнения являются наиболее мощным средством укрепления здоровья путем повышения физических кондиций организма.
Основные принципы построения третьего оздоровительного часа физической культу­ры включают:

  • Принцип деятельностного подхода к освоению физкультурно-оздоровительной прак­тики, который характеризуется воплощением в жизнь ценностей физической культу­ры, включением учащихся в процесс физического самообразования и самосовершен­ствования. Реализация этого принципа предусматривает проявление инициативы занимающихся, их творческого мышления и интеллектуальных способностей в орга­низации собственной физической активности. В основу данного принципа положена идея непрерывного физкультурного образования ребенка, задача которого состоит в том, чтобы научить его заботиться о здоровье, используя методы самообразования.

  • Принцип поливариантности и многообразия основан на индивидуализации и диффе­ренциации, т.е. создании условий для использования альтернативного содержания, учитывающего местные, национальные и региональные условия, возрастно-половые особенности и приоритетные интересы учащихся общеобразовательной школы.

  • Принцип оптимизации определяет разумную достаточность физических нагрузок при организации педагогических воздействий, сбалансированных с индивидуальными способностями, мотивацией и состоянием здоровья учащихся. Он предусматривает ис­пользование оздоровительных методик в соответствии с целями, поставленными са­мим занимающимся, с учетом потребностей и мотивов, приведших его к занятиям фи­зическими упражнениями.

В числе принципиальных требований к формированию содержания третьего урока физи­ческой культуры оздоровительной направленности выступают:

  • личностная ориентация, обеспечивающая познание индивидуальных особенностей развития собственного организма и целенаправленное совершенствование своих фи­зических способностей;

  • адекватность, то есть соответствие учебного материала физическим и психофизиологи­ческим возможностям учащихся, состоянию их здоровья, возрастно-половым особен­ностям;

  • креативность, означающая формирование творческого подхода учащихся к выбору со­держания для разных форм самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой;

  • культуросообразность, то есть освоение физической культуры как социального явле­ния в его связи с другими видами и формами культуры, как условие и результат разви­тия личности школьника в единстве формирования его физического, интеллектуаль­ного и нравственного здоровья;

Эти требования позволяют конкретизировать важнейшую цель — формирование и за­крепление навыков использования оздоровительной физической культуры и специальных физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья, психофизического со­вершенствования и самоподготовки к учебе и индивидуальной деятельности по интере­сам, стабилизацию и повышение показателей здоровья учащихся.

С этих позиций приоритетными задачами физического воспитания в рамках третьего оздоровительного часа физической культуры являются:

1. Формирование у школьников мотивации к занятиям физической культурой:

  • формирование у учащихся представления о ценности здоровья и здорового образа жиз­ни, потребности в укреплении своего здоровья, понимая его как единство физическо­го, психического и нравственного здоровья;

  • формирование интересов и потребностей учащихся в регулярных занятиях оздорови­ тельными физическими упражнениями в различных формах физкультурной деятель­ности, отражающей личные интересы учащихся в развитии культуры тела, культуры движений и физических возможностей, физической подготовленности; интересы об­щества во всестороннем развитии каждого человека; интересы физической культуры в развитии собственных культурных ценностей и образцов;

  • формирование положительного отношения школьников к физической культуре, уста­новки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование, потребности в регулярных занятиях оздоровительными физическими упражнениями.

2. Формирование у школьников понимания смысла занятий оздоровительной физиче­ской культурой. Подразумевается понимание основ физиологических и психических про­цессов, являющихся результатом систематических физических упражнений различного содержания; знание основ развития двигательных качеств и техники важнейших двига­тельных действий;

  • обучение основам знаний и умений по методике самостоятельных занятий оздорови­ тельными физическими упражнениями;

  • понимание школьниками роли физической культуры в укреплении здоровья и обеспе­чении успешной учебной деятельности;

  • знание теоретических и практических основ, обеспечивающих эффективность занятий
    физической культурой и формирования навыков здорового образа жизни.

3. Обучение школьников навыкам и умениям использования средств физической куль­туры в повседневной жизни и деятельности, в том числе:

  • самостоятельное формулирование цели занятий; выбор адекватных средств и методов физических упражнений; самостоятельная организация и проведение занятий, само­контроль и оценка реакции организма на физическую нагрузку;

  • овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование ин­дивидуальных двигательных способностей, свойств личности;

  • активное содействие общекультурному развитию школьников, формирование умений
    межличностного общения и общественного поведения в процессе физкультурно-оздо­ровительной деятельности, профилактика вредных привычек посредством формирова­ния навыков и умений культурного стиля жизни;

  • овладение навыками использования релаксационных средств оздоровительной физи­ческой культуры для снижения последствий учебной перегрузки, в том числе повышенной тревожности, напряженности.

4. Обучение школьников навыкам рациональной двигательной деятельности; конди­ционная и координационная тренировка:

  • повышение общей физической подготовленности;

  • обогащение двигательного опыта учащихся за счет освоения разнообразных двигатель­ных действий из различных оздоровительных систем, накопленных в культуре разных

  • народов; развитие основных физических качеств, обеспечивающих достаточность фи­зической подготовленности к предстоящей жизнедеятельности;

  • увеличение ежедневной двигательной активности до необходимого уровня;

  • расширение адаптационных возможностей организма учащихся к учебным нагрузкам,
    социально-экологическим условиям среды, нормализация функций основных органов и систем организма.

Реализация представленных задач третьего оздоровительного часа физической культу­ры позволит поднять процесс физического воспитания на более высокий качественный уровень и говорить уже не о физическом воспитании, но о более широком понятии — о «физкультурном образовании» школьников.

Содержание третьего часа учебного предмета физической культуры раскрывается в со­ответствии со структурными основаниями оздоровительной физкультурной деятельности и разрабатывается согласно принципам формирования учебного содержания образования школьников в сфере физической культуры.

Методические аспекты третьего часа разрабатываются на основе:

  • поливариантности и многообразия учебного материала;

  • принципах индивидуализации и дифференциации, обеспечивающих условия для проявления способностей учащихся в избранных ими формах физкультурно-оздорови­тельной деятельности, учета их состояния здоровья, ценностных ориентации и физкуль­турных интересов;

  • разумной достаточности физических нагрузок, согласующихся с индивидуальными
    способностями, мотивацией и уровнем подготовленности учащихся.



Цель -достижение здоровья естествен­ным путем с учетом интересов, желания учащихся, с помощью как традиционных, так и нетра­диционных средств и методов, используемых в соответствии с предлагаемой программой на уроках физической культуры и в самостоятельной работе школьника.

Полагаю, что целена­правленное проведение уроков физической культуры с оздоро­вительной направленностью в основной и средней школе по специально разработанной вари­ативной части программы позво­лит снизить заболеваемость уча­щихся, воспитать в них привыч­ку к систематическим самосто­ятельным занятиям физически­ми упражнениями, создаст широкие возможности для форми­рования физической культуры личности через приобщение к здоровому образу жизни.

^ Новизна работы состоит в том, что в соответствии с зада­чами подобран не только прак­тический, но и теоретический материал содержания уроков, разработаны требования к уча­щимся каждого класса и зада­ния для их самостоятельной работы. Предлагается осуще­ствление внутри и межпред­метных связей на основе имею­щихся у школьников знаний, изученного ранее материала по другим предметам школьного учебного плана.

Программа содержит учеб­ный материал, который не вклю­чался ранее ни в одну из про­грамм, доступных нам для изу­чения.

^ Для реализации программы не требуется особых материаль­ных затрат, при этом одновре­менно решаются задачи базовой части с конкретизацией отдель­ных из них (в плане оздорови­тельной направленности) и част­ные задачи вариативного ком­понента.

^ Эффективности решения за­дач программы способствует комплексный подход, «повторе­ние без повторения» в системе, на основе реализации общеди­дактических принципов не только с помощью общепринятых, традиционных, но и нетра­диционных средств и методов.

Практический материал по формированию физической культуры и здорового образа жизни может изучаться как фрагментарно (на уроках базовой части), так и целенаправлен­но (полный урок) в сочетании с основами знаний.

В рамках отведенного на каждый учебный год времени (табл.1) необходимо поурочное его распределение (вариатив­ная часть). Предлагается ма­териал программы изучать в течение учебного года ежеурочно от 4 до 35 мин. Причем больший объем практического материала целесообразно пла­нировать на вторую четверть (уроки гимнастики) или в про­цессе изучения гимнастичес­ких видов упражнений. Обяза­тельно учитываются доля са­мостоятельности, убежден­ность учащихся, их система­тические занятия дома. В спортивном зале лучше зани­маться босиком, в облегченной одежде. Это предложение от­носится и к выполнению до­машних заданий.

По возможности (чаще все­го во второй четверти) уроки нужно проводить с музыкаль­ным сопровождением для созда­ния положительного фона, луч­шего сочетания физического и психического и на этой основе развития интегральной индиви­дуальности.

^ Игры и игровые задания в каждом классе подбираются в соответствии с темой, задачами, физической подготовленностью, возрастными особенностями и интересами учащихся. Комп­лексы ритмической гимнастики разрабатываются учителем за­ранее. Материал по танцам и танцевальным связкам может быть дополнен национальными и современными видами.

Задания для самостоятель­ной работы требуют от учащих­ся систематического выполне­ния, определенной дозировки и частоты повторения исходя из первоначальных данных каждо­го ученика - дифференциро­ванно. Задания можно выпол­нять как на уроках, так и в до­машних условиях (по усмотре­нию учителя) в соответствии с возрастными особенностями, физической подготовленнос­тью, физическим развитием и состоянием здоровья.

Через все годы обучения «сквозным» заданием является выполнение поз восточной гим­настики, связанных с сохранением и улучшением здоровья. Особо выделена среди них «Пальма» (Тадасана), которая способствует излечению болез­ней желудка, укрепляет мыш­цы рук и ног, резко уменьшает жировую прослойку в области живота, если находиться в этом положении 1-5 мин. Вот поче­му дозировка упражнения этой позы увеличивается от класса к классу. Другие упражнения восточной гимнастики предла­гаются для профилактики и излечения некоторых других заболеваний, равно как и раз­новидности самомас­сажа.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок физической культуры единственный урок в школьном расписании, позволяю­щий хотя бы частично скомпенсировать статические и психологические нагрузки, кото­рые испытывает современный школьник в процессе обучения. iconПоложение о ведении ученических тетрадей и их проверке Общие положения
...

Урок физической культуры единственный урок в школьном расписании, позволяю­щий хотя бы частично скомпенсировать статические и психологические нагрузки, кото­рые испытывает современный школьник в процессе обучения. iconСовременный школьный урок музыки
...

Урок физической культуры единственный урок в школьном расписании, позволяю­щий хотя бы частично скомпенсировать статические и психологические нагрузки, кото­рые испытывает современный школьник в процессе обучения. iconПояснительная записка занятия в кружке общей физической подготовки...
Заниматься в секции может каждый школьник, прошедший медицинский осмотр и допущенный врачом к занятиям

Урок физической культуры единственный урок в школьном расписании, позволяю­щий хотя бы частично скомпенсировать статические и психологические нагрузки, кото­рые испытывает современный школьник в процессе обучения. iconУрок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины. Понятие «современный урок»
Несмотря на значительные изменения в жизни современной школы, урок по-прежнему является главной формой обучения и воспитания. Но...

Урок физической культуры единственный урок в школьном расписании, позволяю­щий хотя бы частично скомпенсировать статические и психологические нагрузки, кото­рые испытывает современный школьник в процессе обучения. iconРазвитие готовности студентов к межкультурной коммуникации в образовательном...
Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет...

Урок физической культуры единственный урок в школьном расписании, позволяю­щий хотя бы частично скомпенсировать статические и психологические нагрузки, кото­рые испытывает современный школьник в процессе обучения. iconПрограмма тура
Единственный поезд (информация носит справочный характер, возможны изменения в расписании)

Урок физической культуры единственный урок в школьном расписании, позволяю­щий хотя бы частично скомпенсировать статические и психологические нагрузки, кото­рые испытывает современный школьник в процессе обучения. iconПамятка для родителей детей старшего дошкольного возраста
Своими словами, систематически и ненавязчиво знакомьте с правилами, которые должен знать ребенок

Урок физической культуры единственный урок в школьном расписании, позволяю­щий хотя бы частично скомпенсировать статические и психологические нагрузки, кото­рые испытывает современный школьник в процессе обучения. iconКлассный час ( музейный урок), посвященный
Начался новый 2010-2011 учебный год, об этом возвестил только что отзвучавший первый школьный звонок. Первый урок посвящен истории...

Урок физической культуры единственный урок в школьном расписании, позволяю­щий хотя бы частично скомпенсировать статические и психологические нагрузки, кото­рые испытывает современный школьник в процессе обучения. iconПрофилактика наркомании у подростков средствами физической культуры и спорта
...

Урок физической культуры единственный урок в школьном расписании, позволяю­щий хотя бы частично скомпенсировать статические и психологические нагрузки, кото­рые испытывает современный школьник в процессе обучения. iconНетрадиционные формы уроков в начальной школе
Обычный урок в школе, безусловно, самое главное. Но время диктует работать по новому. Поэтому от обычного урока всё чаще и чаще переходим...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница