Учебное занятие «Прощание с Пушкиным» («неурок»)для учащихся 10-го и 1-го классов




Скачать 75.17 Kb.
НазваниеУчебное занятие «Прощание с Пушкиным» («неурок»)для учащихся 10-го и 1-го классов
Дата публикации13.11.2014
Размер75.17 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Культура > Урок
Всероссийский интернет-конкурс

педагогического творчества 2013/14 учебного года

Учебное занятие «Прощание с Пушкиным» («неурок»)для учащихся 10-го и 1-го классов

Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: среднее образование

Автор: Щетинина Инна Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Место работы: МБОУ Гимназия № 9 г. Красноярска

Тип: нетрадиционная организация учебного материала (смешанный или комбинированный).
Методы:

  • наглядные, словесные, практические;

  • объяснительно-иллюстративные;

  • эвристический;

  • выразительного чтения.


Цель: обобщение знаний о биографии и творчестве А.С. Пушкина

Задачи:

Образовательные:

  • развить умение формулировать определение понятий;

  • формировать умения выделять главное в сообщении учителя и учащихся, навыков выразительного чтения и пересказа, работа с иллюстрациями;

  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

  • обогащать словарный запас учащихся;

Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;

  • развитие критического мышления;

  • развитие интереса к личности и творчеству А.С. Пушкина;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему;

  • развитие умения работы в разновозрастных группах.

Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к литературе;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • воспитание бережного отношения к культурному и историческому наследию народа;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в групповой работе: развитие уважения друг к другу.


^ Ход урока:

«Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу…»

Давид Самойлов

1 этап. Организационный.

-- Дорогие ребята! «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…» Потому что, придя осенью в школу, в каком бы вы ни были классе, изучение литературы начинается с веселого имени – Пушкин! И мы каждый раз перелистываем страницы его биографии, читаем вдохновенные строки, находим что-то новое и точно знаем, что будет следующая осень, а значит, будет Пушкин…

^ 2 этап. Подготовительный.

-- В 10-м классе наступает момент, когда надо проститься. ..Когда я должна сказать: всё, завтра новая тема. И закрыть страничку. И для меня это очень важный и ответственный момент, потому что, получается, что от того, как я вела свои уроки, что говорила, зависит, откроете вы томик Пушкина после школы или нет… А значит, я несу ответственность и за ваших детей. Сможете ли вы, а главное – захотите ли – однажды ответить им на вопрос: «Мам, а кто такой Пушкин?» Меня рядом не будет  Но у вас будет три выхода. Первый: сказать: «Спи давай, мне некогда, не сейчас.» Второй: начать мямлить что-то типа: «Ну, это великий русский поэт, национальное достояние,» – и навсегда убить в ребенке желание познакомиться с Пушкиным. Он после этих слов сам спать запросится. И третий: начать рассказывать… И начать надо лет за сто до появления поэта на свет…

Жил-был русский царь. Он был сильный и могучий. И много сделал для своей страны. Звали его Петр 1. И вот однажды Петру пришло в голову, а почему это у нас в России нет ни одного темнокожего человека? И отправил он своих вельмож в путь-дорогу в Африку привезти ему в подарок арапчонка. И привезли ему семилетнего мальчишку по имени Ибрагим Ганнибал… И Петр сам стал его крестным. И навсегда теперь судьба маленького арапчонка будет связана с этой холодной и непонятной страной. Наш арапчонок вырастет и женится, два раза. Во втором браке у него будет 11 детей. Но до взрослого состояния доживут только 7, среди них Осип. В браке с русской женщиной по имени Мария у них родится девочка по имени Надежда, которой суждено будет стать матерью поэта. До появления своего первого правнука – мальчишки по имени Александр -- Ибрагим Ганнибал не доживет, но именно этот мальчишка унаследует и черты лица своего прадеда, и буйный нрав всего африканского континента. Только волосы у него будут русые, а глаза голубые… Ребята, он родился… Что вы расскажете про него… Какие слова подберете, чтобы рассказать ребенку о нем?.. Я сегодня хочу заглянуть в будущее… Хочу хоть немножко узнать, как вы это сделаете?... Поэтому я пригласила тех, кто мне в этом поможет…

(Входят 6 учеников первого класса)

-- Ребят, малыши думают, что они идут читать вам стихотворения, которые они вам приготовили. Они понятия не имеют, что сейчас вы на время превратитесь в пап и мам и будете искать нужные слова, чтобы поставить их на дорогу по имени Пушкин.

Сейчас вы поделитесь на 6 групп. И каждая группа получит по ребенку. И по конверту, в котором собраны самые разные иллюстрации, большинство из которых имеют прямое отношение к Пушкину, но есть и провокационно не имеющие к нему отношения. С помощью этих иллюстраций, картона, клея и фломастера вы должны сделать маленькому человеку подарок под названием «Мой Пушкин», который он унесет с собой с нашего урока. Вы должны быть внимательны и аккуратны, ведь кто-то из этих ребят именно от вас впервые услышит про Пушкина. Расходимся по группам, смотрим, приклеиваем, подписываем и рассказываем…

^ Этап 3. Групповая работа

(Дети делятся по группам, в каждой группе 1 маленький ребенок, начинается групповая работа).

(В это время учитель просматривает домашнее задание 10-классников: написать 5 предложений, 5 фактов или 5 мыслей, которые должен знать про Пушкина каждый уважающий себя человек)

По окончанию работы в группах малыши вместе с созданными коллажами садятся на лавочки.

-- Ребята, кто из вас про Пушкина сегодня слышал первый раз? Интересно было?

-- Всё ли вам было понятно?

-- Что удивило?

-- А с задачей своей ребята справились? Понятно рассказывали или что-то осталось непонятным?

-- А в школе Пушкин хорошо учился?

-- А как звали няню поэта?

В качестве домашнего задания я попросила ваших, так сказать, сегодняшних родителей написать 5 простых и ясных предложений о Пушкине, которые, как они считают, должен знать каждый уважающий себя человек. (Зачитать самые интересные, отдать детям, чтобы они приклеили на обратную сторону своих коллажей). Ну что ж подведем итог первого этапа.

^ 4 этап. Работа с текстом.

-- Представьте, что вам настолько понравилось быть правильным родителем, что однажды вечером вы вспомнили… Альберта Энштейна. У него часто спрашивали, как вырастить гениального ребенка, он всегда отвечал: «Хотите, чтобы ваш ребенок был самым умным – читайте ему сказки. Хотите, чтобы он был еще умнее – читайте больше сказок». Ну! Кому ж не хочется, чтобы его ребенок был самым умным! И вот однажды, укладывая ребенка спать, покряхтев, идете за книгой. И начинаете читать:

-- … Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул невод, —

Пришел невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод, —

Пришел невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод,

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.
Спросить у малышей:

-- Как называется сказка? Кто написал?
(перейти к финалу)
-- Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто.
-- Итак, вы очень довольны собой. Вы уже который час занимаетесь ребенком: биографию рассказали, сказку прочитали, ждете, что сейчас он, счастливый и благодарный уснет, но тут начинается самое интересное…

(Дети по очереди задают заранее подготовленные вопросы)

-- А почему без золотой рыбки дед не мог сам починить крышу?

-- А сколько лет деду и бабке? Они такие старые, что даже огород держать не могут?

-- А зачем им корыто?

-- А почему дед хороший, а бабка плохая, если дед ей ничего не купил, ничего не починил, рыбы не поймал?

-- Что такое «столбовая дворянка»?

-- А почему дед не попросил у рыбки другую бабку?
Учитель:

-- Ну что будем отвечать? Или махнем рукой?

-- Ребят, а может, и впрямь зря всё это... Может, пришло время оставить Пушкина в его прекрасном 19 веке… Ведь столько сейчас новых красочных сказок и мультфильмов… Зачем нам Пушкин?

(Подвести детей к выводу, что, говоря о Пушкине, родители весь вечер провели со своим ребенком. Их объединил Пушкин. И говорили-то о чем? О любви, дед не попросил другую бабку, потому что эту любит, о счастье, о вечном. Говорили прекрасным русским словом, где нет месту чудовищным реалиям современного языка. Пушкин – поэт счастливых людей. Если человек перестает обращаться к Пушкину, значит, заели проблемы, значит, он не чувствует себя счастливым).
5 этап.Заключительный.

-- Наверное, объяснить маленькому ребенку о том, что Пушкин – наша национальная гордость, трудно. Но если не пытаться, то вас легко победит телевизор, который давно объяснил им, что национальное достояние – это Газпром. Да только это не правда, потому что в Великую Отечественную наши прадеды за Газпром не умирали, а за Пушкина – умирали.
(Ребенок читает наизусть заранее подготовленное стихотворение Веры Инбер «Пушкин жив!»)
-- Когда Пушкин умер, его старшему ребенку было 4 года, младшему – 8 месяцев. Он не видел, как растут его дети. Но уже 200 лет он воспитывает чужих детей. Он вырастит и ваших, если только вы ему позволите. И он вас не подведет. Он еще никого не подводил.

(Ребенок читает наизусть заранее подготовленное стихотворение Леонида Филатова «Пушкину»)

-- Ребята, пообещайте мне, что вы обязательно окликните Пушкина, взяв в руки его книги. Ведь за любым прощанием всегда следует встреча. А значит, когда придет время услышать: «Мам (пап), а кто такой Пушкин?» вы вспомните и про огромного русского царя, и про пленного арапчонка, и про невероятную жизнь русского поэта, который изменил жизнь целой страны и который с удовольствием изменит жизнь вашего ребенка, если только вы ему позволите… Это и будет вашим домашним заданием… Которое обязательно нужно выполнить…Которое я никогда не проверю.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное занятие «Прощание с Пушкиным» («неурок»)для учащихся 10-го и 1-го классов iconУчебное пособие Кировград С. Е. Артёмова учебное пособие для учащихся старших классов
Учебное пособие предназначено для уроков по деловому письму в 7-9 классах специальной (коррекционной) школы. Пособие является дополнительным...

Учебное занятие «Прощание с Пушкиным» («неурок»)для учащихся 10-го и 1-го классов iconСош №236 г. Знаменск
Внеклассное занятие по русскому языку для учащихся 4-x классов включает занимательный материал. Внеклассное занятие активизирует...

Учебное занятие «Прощание с Пушкиным» («неурок»)для учащихся 10-го и 1-го классов iconУчебное занятие в третьем классе по православной культуре по теме...
...

Учебное занятие «Прощание с Пушкиным» («неурок»)для учащихся 10-го и 1-го классов iconУрок толерантности
Номинация конкурса: учебное занятие по формированию толерантного отношения учащихся друг к другу

Учебное занятие «Прощание с Пушкиным» («неурок»)для учащихся 10-го и 1-го классов iconПлан открытого урока подготовила: Волкова Наталия Михайловна
Оборудование: Учебное электронное издание. География. Наш дом- земля. Мультимедиа учебник по географии для учащихся 7 классов

Учебное занятие «Прощание с Пушкиным» («неурок»)для учащихся 10-го и 1-го классов iconУчебное пособие предназначается для учеников средних классов дмш
Учебное пособие предназначено для ансамблевого музицирования в дмш, когда в процессе совместной игры ученика и учителя приобретаются...

Учебное занятие «Прощание с Пушкиным» («неурок»)для учащихся 10-го и 1-го классов iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка Учитель:...
Учебное пособие для учащихся: «Русский язык 6 класс». Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др. Москва, «Просвещение», 2000...

Учебное занятие «Прощание с Пушкиным» («неурок»)для учащихся 10-го и 1-го классов iconУчебное пособие для высших учебных заведений Составитель и ответственный...
Предназначено в качестве учебного пособил для студентов вузов, техникумов, учащихся колледжей, гимназий, старших классов школ

Учебное занятие «Прощание с Пушкиным» («неурок»)для учащихся 10-го и 1-го классов iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14...
Пояснительная записка: воспитательное занятие для учащихся 8 классов коррекционной школы VIII вида по теме «Жестокость»

Учебное занятие «Прощание с Пушкиным» («неурок»)для учащихся 10-го и 1-го классов iconВнеклассное мероприятие по окружающему миру для учащихся начальных...
Овню сложности. Вопросы в загадках адресованы учащимся 1-2 классов, текстовые вопросы викторины большей частью предназначены для...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница