План стр. Введение Теоретические основы проблемы развития творческого воображения у старших дошкольников понятие воображения




НазваниеПлан стр. Введение Теоретические основы проблемы развития творческого воображения у старших дошкольников понятие воображения
страница1/5
Дата публикации17.11.2014
Размер0.61 Mb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5



РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫМИ СРЕДСТВАМИ РИСОВАНИЯ

Выполнила:

Воспитатель МБДОУ № 67

С.И. Безручко

Нижний Новгород

2013
ПЛАН
Стр.

Введение…………………………………………………………………………3


  1. Теоретические основы проблемы развития творческого воображения у старших дошкольников ………………………………………………4

1.1. Понятие воображения…………………………………………………7

1.2. Виды воображения…………………………………………………….8

1.3. Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте………….9

1.4. Значение для психического развития ребенка………………………11

1.5. Пути развития воображения……………………………………………14

1.6. Ознакомление детей с нетрадиционными средствами рисования

в развитии творческого воображения……………………………..….. 18

1.7. Нетрадиционные художественно-графические техники……………21

Степень изученности проблемы. Общие выводы…………………………....25

Практическая часть

  1. Изучение развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста ………….……….……………………………….27

2.1. Экспериментальный этап………..……………………………………..28

Общие выводы……………………………………………………….….32

    1. Формирующий этап……….………………………………………...33

Результаты формирующего этапа……………………………………39

2.3. Контрольный этап………………………….……………………..........44

Общие выводы…………………………………………………………..48

Заключение……………………………………………………………………....49

Список литературы……………………………………………………………...50

Приложение №1………………………………………………………………...52

Приложение №2………………………………………………………………..53

Приложение №3………………………………………………………………..54

ВВЕДЕНИЕ

Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является развитие творческого воображения. Воображение – это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать – лишить человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она, начиная с детского сада в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Мы живем в эпоху кризисов и социальных проблем. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. Но, к сожалению, массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками.

Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребенок воспринимает все особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитии творческого воображения, помогут не потерять способность к творчеству.

Проблемой развития творческого воображения занимались известные психологи В.В. Давыдов, Л.С. Выготский.

  1. ^ Теоретические основы проблемы развития творческого воображения у старших дошкольников


Понятие «Творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.

Личность не может называться творческой без хорошо развитого воображения. Благодаря воображению человек творит, планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы реальности, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, он может «находиться» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. А ребенку оно дает возможность представить себя во время игры летчиком, моряком, артистом; уже трехлетний ребенок садится на перевернутый стул и говорит, что сейчас он шофер и управляет машиной.

Таким образом, воображение позволяет включаться в проигрывание социальных ролей, реальное исполнение которых ребенку пока недоступно.

Использование нетрадиционной техники является одним из средств развития творческого воображения.

Художественное познание обладает особыми психическими механизмами, отличными от тех, которые имеют место в логическом мышлении. Природа ребенка и природа искусства во многом родственны, в первую очередь чувственным аспектом познания. Именно чувства учат думать.

Надо ли обучать детей технике рисования?

Нет. Считали А.Бакушинский и его соратники, полагавшие, что творчество детей совершенно и им нечему учиться у взрослых. Противоположной точки зрения придерживались Клепиков, Е.Разыграев, В.Бейер, а также зарубежные исследователи К.Риччи (Италия) и Л.Тэдд (США), подчеркивавшие особую важность обучения, без которого детское творчество не развивается, оставаясь на одном и том же уровне. Дискуссия на эту тему особенно острой была в 20-е годы. Позднее вторая точка зрения была поддержана русскими педагогами Е.Флериной и Н.Сакулиной. В наше время этой проблеме уделяет внимание Комарова Т., которая не только подчеркивает необходимость формирования у детей навыков рисования, но и говорит о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования. Занятия нетрадиционным рисованием способствуют развитию воображения, творческой активности, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления, оригинальности и индивидуальности каждого ребенка.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошками, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте

эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных техник: кляксографии, монотипии и т.п.

Известный психолог В. В. Давыдов считает, что воображение имеет место там, где ребенок видит целое раньше частей. Другим важным свойством воображения, по мнению В.В. Давыдова, является способность переносить функции с одного предмета на другой, не обладающий этими функциями. Это свойство воображения лежит в основе развития человеческой цивилизации.

В тридцатые годы крупнейший психолог Л.С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Л.С.Выготскому удалось доказать, что все образы воображения основываются на тех представлениях и впечатлениях которые мы получаем в реальной жизни. Л.С. Выготский писал: “Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека”.

Многие психологи рассматривают воображение как процесс манипулирования образами, в результате которого создаются новые оригинальные образы.


    1. ^ Понятие воображения


Одной из специфических особенностей человека, отличающей его от животного, является его способность действовать согласно воображаемой, представляемой и притом нередко совершенно отличающейся от данной, т.е. от воспринимаемой, ситуации.

Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека. Можно предполагать, что именно воображение привлекло внимание к психическим явлениям в древности, желание его понять и объяснить поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы реальности, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «находиться» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире.

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без практических действий.

    1. ^ Виды воображения


Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов.

Воображение может быть четырех основных видов:

активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

^ Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно характеризуется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается.

^ В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, хотя здесь также присутствует элемент фантазии.

1.3. Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте

Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого. За кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти, а у дошкольников знаний и представлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления. Отсутствие такого знания – недостаток и достоинство детского воображения.

В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится более активным, приобретает самостоятельность, отделяется от практической деятельности и начинает ее опережать. Вместе с тем, оно объединяется с мышлением и действует совместно с ним при решении всевозможных задач.

В воображении возникает только замысел в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления, события. Постепенно он дополняется деталями, ему придается конкретность, отличающая результаты воображения от мыслительной деятельности.

Постепенно воссоздающее воображение ребенка становится активным, значительно полнее и точнее, чем раньше, воспроизводит реальность. Ребенок перестает путать действительное и вымышленное, реальное и фантастическое.

Воображение старшего дошкольника может приближаться к творческому воображению взрослого. Однако, это творчество не реализуется, оно малопродуктивно, ребенок занимается этим «для себя». Рождаясь в игре, активное воображение переносится в другие виды деятельности – сочинительство, рисование, конструирование. Детское творчество оригинально в своих замыслах и результатах. Необходимо всесторонне расширять опыт ребенка, чтобы создать прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он узнал и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения.

Фантазия не противоположна памяти, но опирается на нее и располагает ее данные все в новые и в новые сочетания.

К старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает достаточным объемом знаний, умений, накапливает впечатления, необходимые для творчества. Центром творческого процесса является воображение, а подлинной школой воображения является сказка. По убеждению Т.И.Бабаевой особую роль в подготовке к школе играет самостоятельное словесное творчество детей, в частности, сочинение сказок. Для воспитателя анализ словесного творчества ребенка является информативным показателем освоения им речевых и интеллектуальных умений.

^ Интеллектуальные умения – это способность планировать речевую деятельность, оперировать имеющимися знаниями, образами, комбинировать их в новом сочетании, логически развивать сюжет.

^ Литературоведческие умения – это способность использовать в своих сочинениях законы сказки, ее композиционные особенности.

Эмоционально-образные умения – это способность создавать в воображении яркие образы, передавать чувства, настроения героев, свое отношение к событиям.

^ Образно-речевые умения – это умения находить адекватные воображаемым образам речевые обозначения и обороты, пользоваться сравнениями и эпитетами.

Исполнительско-речевые – это умения выразительно передавать слушателям свое сочинение, выбирать адекватную жанру сказки манеру исполнения, вызывать эмоциональный отклик у слушателей.
^ 1.4. Значение для психического развития ребенка

Живя в эпоху кризисов и социальных перемен, нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. Но массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач.

Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребенок воспринимает все особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способность к творчеству.

Личность не может называться творческой без хорошо развитого воображения. Благодаря воображению человек творит, планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы реальности, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, он может «находиться» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. А ребенку оно дает возможность представить себя во время игры летчиком, моряком, артистом; уже трехлетний ребенок садится на перевернутый стул и говорит, что сейчас он шофер и управляет машиной. Таким образом, воображение позволяет включаться в проигрывание социальных ролей, реальное исполнение которых ребенку пока недоступно.

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без практических действий.

Воссоздающее воображение преобладает в младшем и среднем дошкольном возрасте, оно представляет собой создание образов, которые пересказывает взрослый из стихов, сказок, рассказов. Особенности этих образов зависят от опыта ребенка, информации, накопившейся в его памяти, от того, на каком уровне находится понимание услышанного от взрослых, увиденного на картинках. Дошкольники этого возраста верят в картины, возникающие в воображении, почти как в реальные явления.

В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится более активным, приобретает самостоятельность, отделяется от практической деятельности и начинает ее опережать.

В воображении возникает только замысел в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления, события. Постепенно он дополняется деталями, ему придается конкретность, отличающая результаты воображения от мыслительной деятельности.

Постепенно воссоздающее воображение ребенка становится активным, значительно полнее и точнее, чем раньше, воспроизводит реальность. Ребенок перестает путать действительное и вымышленное, реальное и фантастическое.

Воображение старшего дошкольника может приближаться к творческому воображению взрослого. Основа активного воображения старшего дошкольника – сюжетно-ролевая и режиссерская игра. Рождаясь в игре, активное воображение переносится в другие виды деятельности – рисование, конструирование, сочинительство.

Одним из проявлений воображения является мечта. Важно, чтобы мечта вызывала у ребенка стремление к достижению реальной и желаемой цели

с помощью собственных усилий, что будет способствовать и развитию его волевой сферы. Поэтому совершенно недопустимо наказывать или высмеивать ребенка. В каждом конкретном случае нужно разобраться, что лежит в основе фантазирования, и объяснить ребенку, как можно осуществить свою мечту. Если этого не сделать, то пассивное мечтание станет привычным для ребенка, и он будет предпочитать жить в выдуманном им мире, в мире грез. Это приведет к дефекту в развитии личности ребенка – слабоволию, слабой контактности с другими людьми.

Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль. Оно предохраняет растущую, легко ранимую и слабо защищенную душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм. Благодаря познавательной функции воображения ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи. Эмоционально-защитная роль воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План стр. Введение Теоретические основы проблемы развития творческого воображения у старших дошкольников понятие воображения iconПлан. Введение. 3 стр. Теоретические основы проблемы развития эстетических...
Тема: Проблема развития эстетических чувств средствами природы у старших дошкольников

План стр. Введение Теоретические основы проблемы развития творческого воображения у старших дошкольников понятие воображения iconОсобенности творческого воображения подростков ваничкин владимир григорьевич
Аннотация: в статье раскрываются роль воображения в формировании личности, особенности творческого воображения подростка

План стр. Введение Теоретические основы проблемы развития творческого воображения у старших дошкольников понятие воображения iconЛитература
Теоретические подходы к проблеме развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

План стр. Введение Теоретические основы проблемы развития творческого воображения у старших дошкольников понятие воображения iconКак помочь дошкольникам развить
Для развития творческого воображения необходимо обогащать жизненный опыт дошкольников – читайте детям сказки, стихи и художественные...

План стр. Введение Теоретические основы проблемы развития творческого воображения у старших дошкольников понятие воображения icon2009-2010 учебный год. Введение Стр. 1 Глава I теоретические основы...
I I приёмы и методы развития экологического воспитания во внеурочное время

План стр. Введение Теоретические основы проблемы развития творческого воображения у старших дошкольников понятие воображения icon«Работа иллюстратора в классе аккомпанемента в Детской школе искусств»»
Проблема развития творческого воображения в педагогической науке и образовательной практике

План стр. Введение Теоретические основы проблемы развития творческого воображения у старших дошкольников понятие воображения iconКоординация речи с движением, развитие творческого воображения
Координация речи с движением, развитие подражательности и творческого воображения

План стр. Введение Теоретические основы проблемы развития творческого воображения у старших дошкольников понятие воображения iconПрименение методики анализа художественного произведения в обучении творческому письму
При таком подходе анализ текста становится не самоцелью, а средством эстетического и творческого развития ученика (прежде всего развития...

План стр. Введение Теоретические основы проблемы развития творческого воображения у старших дошкольников понятие воображения iconМетодическое пособие разработано на основе программы развития интеллектуальных...
Формирование логико-мыслительной деятельности с использованием игровых приёмов у старших дошкольников

План стр. Введение Теоретические основы проблемы развития творческого воображения у старших дошкольников понятие воображения iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013/14...
План конспект непосредственно образовательной деятельности на развитие творческого воображения в старшей группе



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница