Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс




Скачать 158.2 Kb.
НазваниеПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Дата публикации05.12.2014
Размер158.2 Kb.
ТипКонкурс
lit-yaz.ru > Культура > Конкурс
Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2013-2014 учебный год)

НОМИНАЦИЯ: «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ И ТЕХНОЛОГИИ:

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОД КРАСНОДАР

«ЦЕНТР-ДЕТСКИЙ САД № 98 «ЭНЕРГИЯ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «МУЗЫКА»

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ МОЗАИКА «ПУШКИНИАНА»



^ Автор работы: Кузяева Анна Александровна - музыкальный руководитель, педагог высшей квалификационной категории

г. Краснодар Краснодарского края

Форма: литературно-музыкальный вечер

Возраст: 6-7 лет

Количество участников: 2 подготовительные группы

Место проведения: музыкальный зал

Цель мероприятия: Знакомство ролью музыки в биографии А.С. Пушкина и ролью его поэзии в развитии русской музыкальной культуры

Цели:

1)Повышение общей культуры школьников,

2)Содействие эстетическому воспитанию,

3)Знакомство с образцами русской музыкальной культуры.

^ 4) Воспитание любви к русской поэзии и музыке, интереса к творчеству Пушкина.

5)Развитие познавательной активности.

6)Развитие эстетического отношения к поэзии и музыке через развитие познавательных и эстетических интересов.

^ 7)Формирование у детей потребности в духовном и интеллектуальном росте, самосознании и самообразовании.

8)Формирование информационной культуры личности;

^ 9) Развитие творческих способностей путем организации литературных, поэтических и музыкальных декламаций;

10) Осуществление требования информационной безопасности и гуманистической направленности электронных продуктов, доступных детям;

11)Поддержка на празднике комфортной, раскрепощающей обстановки для дошкольников, которая будет способствовать удовлетворению их образовательных и эстетических запросов;

^ 12) Активное вовлечение детей в культурно-просветительскую деятельность детского сада;
Задачи:

1) Формировать эстетическое отношение к миру и способствовать художественному развитию ребенка средствами искусства.

^ 2) Приобщать детей к высокохудожественной литературе.

3) Развивать художественные способности ребенка (музыкальные, литературные, изобразительные).

^ 4) Развивать детское творчество в различных видах детской деятельности.

5) Формировать умение интегрировать различные художественные виды деятельности.

6) Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

7) Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

8) Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

9)Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

10)Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

11)Развивать творческое отношение к музыке прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др. В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Оборудование: аудиозаписи, видеофрагменты из фильмов «Пиковая дама», «Евгений Онегин», наглядный материал - фотоальбом пушкинской эпохи.музыкальная аппаратура, пианино, пластинки, аудиокассеты, книжная выставка, портреты А.С. Пушкина, М.И. Глинки.

Советы: Литературно-музыкальный вечер будет более эффективным, эмоциональное восприятие более полным, если все романсы и музыкальные фрагменты будут звучать в "живом" исполнении. Не рекомендуется перемежать музыкальные записи с живым исполнением.

Литература:

1. Сборник «Праздник города» 2003 год

2. Васина-Гроссман В.А. Михаил Иванович Глинка. М., 1982.

3. Гессен А.И. Звучал мне долго голос нежный... Музыкальная жизнь. 1972. № 22.

4. Глинка М. Записки. - Л., 1953.

5. Гольдфайн Л. Пушкин и музыка. Воспитание школьников.1997. № 6.

6. И я открою свою землю... (Глинка). - М., 1976.

7. Керн А.П. Воспоминания о Пушкине. М., 1987.

8. Орлова А.А. Глинка в Петербурге. Л., 1970.

9. Попов Н. Вечер поэзии русского романса. Воспитание школьников. 1995. № 5.

10. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10-т. Т.1-3. М.,1962.

11. Опера «Сказка о царе Салтане» муз. Н.А.Римского-Корсакова

12. Рудь И. Страницы музыкальной Пушкинианы. Музыкальная жизнь. 1974. № 11.

13. Соболева Г. Русский романс. М., 1995.
^ МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНАЯ МОЗАИКА «ПУШКИНИАНА» (СЦЕНАРИЙ)

(Праздник для детей старшего дошкольного возраста и их родителей)

Действующие лица: взрослые — ведущая, Арина Ро­дионовна; дети — три девицы, Царевич, Старик, Белочка, Золотая рыбка.

Элементы костюмов: Золотая рыбка — корона, золо­тистый купальный костюм, плавники бежево-коричневого цвета (кисти рук и предплечья); Старик — полотняная одежда, боро­да, шапка; Белочка — коричневый комбинезон, шапочка, юбоч­ка, варежки; Царевич — белая расшитая рубаха, пурпурная ман­тия; три девицы — русские сарафаны, головные повязки; Арина Родионовна — длинная темная юбка, полотняная длинная руба­ха, на голове повой, сверху платок; ведущая — 1-я часть празд­ника — длинное платье; дополнение ко 2-й части (бал) — кру­жевная накидка, веер, перчатки; дополнение к 3-й части (салон) — шляпка, перчатки, пелерина.

Бальные костюмы детей: девочки — белые платья, кружевные юбки поверх платьев, собранные «маркизами»; маль­чики — черные брюки, белые рубашки, «бабочки».

Оформление зала: на центральной стене зала — силуэт А. С. Пушкина. По всему залу размещены куклы в рамках, на них костюмы пушкинского времени — бальные, костюмы для прогулок и военный гусарский костюм (исполнены техникой бу­мажной пластики с использованием различных видов бумаги).

По обе стороны центральной стены расставлены декорации к инсценировкам сказок А. С. Пушкина: ширма с изображением моря и бочки, мчащейся по волнам. Уголок Арины Родионовны — прялка и стол, на котором стоят зажженная свеча. Атрибуты: невод, ленточки голубые и зеленые, рамки для ткачества, ветки березы, легкие шарфы. До прихода участников праздника в зал включается запись любого вальса А. Грибоедова.

Дети в бальных костюмах у входа в зал встречают гостей праздника, вручая им приглашение — программу (в виде веера — для женщин, в виде цилиндра — для мужчин) В зал входят участники праздника — дети и их родители, занимают места на стульчиках и стульях.

Ведущая. Мы не можем себе представить нашу жизнь без творчества великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Его сказки изве­стны и любимы нами уже с детства. Пушкин жил и в Санкт-Петербурге.

Дети. Санкт-Петербург — гранитный город,

Взнесенный словом над Невой,

Где небосвод давно распорот

Адмиралтейскою иглой.

Как явь, вплелись в твои туманы

Виденья двухсотлетних снов.

О, самый призрачный и странный

Из всех российских городов!

Недаром Пушкин и Растрелли,

Сверкнувши молнией в веках,

Так титанически воспели

Тебя — в граните и в стихах.

И майской ночью в белом дыме,

И в завыванье зимних пург

Ты всех прекрасней — несравнимый

Блистательный Санкт-Петербург.

(Н. Огнивцев.)  

Исполняется любая песня о Санкт-Петербурге, например «Санкт-Петербург» музыка и слова О. Девочкиной

Ведущая. В доме на набережной реки Мойки поэт некоторое время проживал со своей семьей. Район, где расположен дом, очень удобен и красив. Все рядом — дворец (который теперь называют Зимним) и Невский проспект. Стихотворения читают дети:

1-й ребенок. Звенят проспекты и бульвары,

И в бесконечности ночей

На влажных плитах тротуара

Дробится отсвет фонарей.

(В. Рождественский)  

2-й ребенок. Опять на площади Дворцовой

Блестит колонна серебром.

На гулкой мостовой торцовой

Морозный иней лег ковром.

(В. Рождественский)

3-й ребенок.   Кумир с простертою рукой

Сидел на бронзовом коне...

Какая дума на челе!

Какая сила в нем сокрыта!

А в сем коне какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты.копыта?

(А. С. Пушкин.)

Ведущая. Есть в Петербурге еще дом, известный тем, что в нем жил А. С. Пушкин,— дом на улице Пантелеймоновской, которая выводит нас прямо к Летнему саду. Летний сад!

Ребенок. Лебяжья канавка... Фонтанка... Нева...

Меж ними — деревья, густая листва,

И лебеди плавно скользят по пруду

В Летнем саду. (С. Фогельсон.)

Ведущая. Все было мило его сердцу: и краса­вица Нева, и Фонтанка, и Лебяжья канавка, и прохлада тенистых аллей Летнего сада. Как знать, может, прогулки по Летнему саду» помогали придумывать поэту сказки. Многие из них были записаны в доме на улице Пантелеймоновской. Первые сказки А. С. Пушкин услышал от няни. Ах, какая она была мастерица рассказывать сказки и петь песни! Звали ее Арина Родионовна. 

А кто он ей?

Не сын, не внук —

Дитя господское. И все же

Арина чуяла: барчук

Ей был на свете всех дороже.

Все ребятишки хороши,

Дай Бог им крепкого здоровья!

Во всех не чаяла души.

Но этот был ее любовью.

И не к нему ль во всяку ночь

Арина шла со сказкой складной?

Весьма до сказок был охоч

Ее питомец ненаглядный.

(Т. Веселова.)  

Давайте попробуем представить, как Арина Родионовна

рассказывала сказки.

В зал входит Арина Родионовна.

Арина Родионовна. Здравствуйте, детушки мои разлюбезные. Расскажу я вам о тех временах, когда Александр Сергеевич был еще совсем малым дитятей. Поведу, бывало, Сашеньку гулять, да о каждой птичке, каждом деревце ему рассказываю, радуюсь вместе с ним. Какая кругом красота! А то и песенку спою. Сегодня вам песенку споет моя ма­ленькая подруженька — Катеринка.

Выходит Катеринка — девочка подготовительной группы в русском сарафане и исполняет украинскую народную песню «Птичка» в обработке П. И. Чайковского.

Арина Родионовна. Между собой тогда бо­гатые люди говорили по-французски и маленького Сашу к этому языку приучали. Даже учителя-фран­цуза ему наняли. И все же Александр Сергеевич больше со мной любил поговорить.

Бывало, начну ему сказку сказывать, так он и не шелохнется, боится слово пропустить.

Катеринка. Нянюшка, расскажите нам сказку.

Арина Родионовна садится за прялку и начинает свой рассказ.

Арина Родионовна. Ну что ж, слушайте сказку и помогайте мне ее рассказывать. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были три девицы. А красавицами были они какими! Бывало, весной только травка зазеленеет, цветоч­ки распустятся, наденут они яркие сарафаны да и заведут хоровод.

Входят три девицы с ветками и приглашают всех в хоровод Взрослые образуют внешний круг, дети — внутренний.

Исполняется любой весенний хоровод, например хоровод «Весна-красна» в обработке И. Якушиной.

После хоровода ветки ставят в вазу, девицы берут ткацкие рамки, садятся на стульчики рядом с Ариной Родионовной заводят разговор (из «Сказки о царе Салтане» \.С. Пушкина.

Арина Родионовна.

Три девицы под окном'

Пряли поздно вечерком.

1-я девица. «Кабы я была царица,—

Арина  Родионовна.

Говорит одна девица,—
1-я девица.  То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».
2-я девица.   «Кабы я была царица,—

Арина  Родионовна

Говорит ее сестрица,
2-я девица.   То на весь бы мир одна

Наткала я полотна».
3-я девица.  «Кабы я была царица,—

Арина  Родионовна.

Третья молвила сестрица,
3-я девица.   Я б для батюшки-царя

Родила богатыря».  

Три девицы исполняют любую колыбельную, песню «Звездочки», музыка и слова Л. Гусевой.

Арина Родионовна. Царь женился на меньшой, а вскоре уехал воевать. А ткачиха с поварихой, сватьей бабой Бабарихой, завидуя невесте царице, решили ее погубить. Царица тем временем родила чудного мальчика. Послала известить о царя. Но сватья Бабариха задержала гонца на роге, подменила письмо, в котором написала, что родила царица неведому зверушку. Царь опечалил­ся, но с тем же гонцом повелел дождаться его при­езда для законного решения. Бабариха опять под­менила письмо и написала повеление: «Царицу с сыном посадить в бочку и бросить их в море». Так и сделали.

Звучит фрагмент «Море» из оперы Н. А. Римского-Корса­кова «Сказка о царе Салтане». Из-за декорации «море», в вы­резанном отверстии дна бочки появляется мальчик подготови­тельной группы, исполняющий роль царевича.

Царевич. Ты, волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли —

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!

Арина Родионовна.

  И послушалась волна:

  Тут же на берег она.

   Бочку вынесла легонько

   И отхлынула тихонько...

   Сын на ножки поднялся,

  В дно головкой уперся,

   Понатужился немножко:

Царевич «Как бы здесь на двор окошко нам проделать?»

Арина  Родионовна.

               Молвил он.

    Вышиб дно и вышел вон.

Обручи лопнули, они вышли на землю. Сын решил построить город. С благословения матери  город был построен. И много чудес было в том городе!  Вот оно чудо! Помните пушкинские стихи про белку?

Белка там живет ручная,
Да затейница какая!     

Белка песенки поет

Да орешки все грызет

А орешки не простые

Все скорлупки золотые,

Ядра — чистый изумруд;

                 Слуги белку стерегут.

Звучит фрагмент «Город Леденец» из оперы «Сказка о ца­ре Салтане» (аудиозапись).

Девочка в костюме Белочки испол­няет танец-импровизацию с погремушками. Арина Родионовна. Ай да белка, пляшет и поет! Чудо, да и только!

Ведущая. Сказки, услышанные от Арины Родионовны, Александр Сергеевич Пушкин записывал в специальную тетрадь, которая называлась дневником. Само название тетради подсказывает ее назначение. Поэт ежедневно записывал в дневник наиболее яркие впечатления прошедшего дня. Открывается тетрадь стихами:  

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

  И днем и ночью кот ученый

  Все ходит по цепи кругом. 

Внимательно слушайте, о чем я буду говорить, и попробуйте

вспомнить названия сказок.

              Ведущая проводит конкурс, предлагая детям по следующим фразам назвать сказки А. С. Пушкина: «Некоторый царь задумал жениться», «Поп поехал искать работника», «Царевна заблудилась в лесу» (могут быть и другие фразы). Победи­телям конкурса Арина Родионовна раздает призы — открытки, выполненные техникой аппликации, с сюжетами сказок поэта.  

Ведущая. Да, удивительные сказки писал Александр Сергеевич Пушкин -добрые, веселые. Мы продолжаем хоровод сказок.

Звучит шум моря (аудиозапись). Из-за ширмы с изображением моря выходит мальчик в костюме Старика с неводом в руках. На фоне звуков шума моря звучат стихи.

Ведущая говорит. Старик сопровождает текст жестами.

Ведущая. Раз он в море закинул невод,—

                    Пришел невод с одною тиной.

                   Он в другой раз закинул невод,—

                    Пришел невод с травой морскою.

                   В третий раз закинул он невод,—

                   Пришел невод с одною рыбкой,

                   С непростою рыбкой,— золотою.

Звучит фрагмент «Аквариум» из сюиты К. Сен-Санса « Карнавал животных». Золотая рыбка исполняет танец-импро­визацию

Ведущая. Как взмолится золотая рыбка!

          Голосом молвит человечьим:

Рыбка.     Отпусти ты, старче, меня в море! Дорогой за себя дам откуп: Откуплюсь, чем только пожелаешь...

Старик.  Бог с тобою, золотая рыбка

                  Твоего мне откупа не надо;

                  Ступай себе в синее море,

                  Гуляй там себе на просторе

 Дополнение к костюму ведущей — набрасывает на себя» кружевную накидку, берет веер и перчатки.  

Ведущая. Прошел хоровод героев сказок,  

                    Но пушкинская муза не молчит.

                   И снова мы в далеком прошлом.

                   И снова музыка звучит.

                                                                   (Е. Андреенко)

Пушкин любил бывать на балах, все его там удивляло и радовало.

Вот как описывает свои впечатления от бала Александр Сергеевич.

Ребенок Музыки грохот, свеч блистанье,

Мельканье, вихорь быстрых пар,       

Красавиц легкие уборы,

Людьми пестреющие хоры,

Невест обширный полукруг,

Все чувства поражают вдруг.

Ведущая. Открывал любой бал великолепный полонез.

Звучит любой полонез (аудиозапись).

Открывает бал пара взрослых, одетых в бальные костюмы. Они идут шагом полонеза к центру зала, затем к ним присоединяются остальные участники бала — дети и взрослые.

Под музыку Л. Боккерини дети танцуют «Менуэт»

Ведущая.  Александр Сергеевич Пушкин, бывая на балах, с удовольствием танцевал вальс. Вот что он пишет о блистательном вальсе.

Ребенок. Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный,

Чета мелькает за четой.

Девочки исполняют «Танец с шалью», используя движения вальса, под музыку П. И. Чайковского «Вальс» из «Детского альбома».

Ведущая. Следующий танец — полька. Танец с легким и беспечным характером, и танцевали его с удовольствием как на балах, так и на крестьянских праздниках. 

Ребенок.

В галопе дружно скачут пары,

И щеки полыхают жаром.

Сюда гусары отпускные  спешат явиться,

Прогреметь, блеснуть, пленить и улететь.

На этот танец дети приглашают гостей праздника. Звучит любая полька, например «Полька» Г. Вихаревой. (Изменения в костюме ведущей — шляпка, пелерина.)

Ведущая. Пушкин вел светский образ жизни. В то время говорили «выехать в свет». Это значит бывать и в салонах. Салон — это особое место, куда приходили знатные и образованные люди, чтобы послушать стихи и музыку. Этот зал может тоже на время стать салоном. Сегодня, ребята, взрослые приготовили для вас сюрприз. Ваши мамы и папы будут читать стихи Пушкина, у каждого из них есть самые любимые.

Родители читают стихи А. С. Пушкина.

Ведущая. Поэзия Александра Сергеевича Пушкина созвучна с музыкой. Многие русские композиторы обращались к стихам поэта и сочиняли к ним музыку. Послушайте романсы композитора А. Алябьева на стихи Пушкина «Зимняя дорога» и «Я вас любил...»

Романсы звучат в исполнении музыкального руководителя «Я помню чудное мгновенье» сл. А С Пушкина, муз.М И. Глинка

Ведущая. Итак, мы побывали в салоне, вместе попытались представить ту атмосферу, которая царила в салонах того далекого времени. И закончить наш чудесный праздник мне хочется стихотворением, посвященным Пушкину:  

К чему поэту пьедестал?

Не вечен камень пьедестала.

Суть в том, кем для России стал

Кудрявый правнук Ганнибала.

Вчитаемся в черновики

И письма перечтем,— и все же

Нас тайна пушкинской строки,

Как в детстве, дразнит и тревожит.

Лишь он мог так шутить хитро,  

Влюбляться озорно и нежно.

Так лишь его могло перо

Грустить светло и безнадежно

И на вопрос: «Кто наш поэт?» —

В строенье ль каменном, в избушке

Один у русского ответ —

Он, улыбнувшись, скажет: «Пушкин!»

(Т. Кузовлева.)

Ведущая. Приглашаем всех посетить выставку рисунков по сказкам А. С. Пушкина.

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования
...

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования. Всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования. Всероссийский интернет — конкурс педагогического творчества

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет – конкурс

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
«Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами собрались на конкурс чтецов»

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Предварительная работа: конкурс рисунков по творчеству К. Чуковского, чтение произведений писателя

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс педагогическое творчество (2012/13 учебный год)

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница