О. И. Евтушко моу сош №2 г. Нижнеудинска




Скачать 143.39 Kb.
НазваниеО. И. Евтушко моу сош №2 г. Нижнеудинска
Дата публикации10.01.2015
Размер143.39 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Литература > Документы
О.И. Евтушко

МОУ СОШ № 2 г. Нижнеудинска

Формирование навыков выразительного чтения на уроках литературы

Уже несколько лет я работаю над проблемой формирования навыков выразительного чтения на уроках литературы у учащихся средних классов.

Актуальность избранной проблемы определяется действующими программами общеобразовательных учреждений по литературе, которые среди прочих многочисленных требований предъявляют учащимся владение умениями выразительного чтения. Яркое, эмоциональное, проникновенное чтение дает возможность ребятам не только постигнуть глубины текста, понять позицию писателя, полноценно воспринять его мысли и чувства, но и заставляет полюбить произведение, вызывает желание вновь и вновь возвращаться к прочитанным страницам. И нужно ли говорить о том, что совершенно противоположное воздействие оказывает вялое, бесцветное, невыразительное чтение даже самого интересного и замечательного произведения художественной литературы. Трудно переоценить значение выразительного чтения в школе. Во-первых, использование выразительного чтения в качестве одного из приемов анализа литературного произведения в процессе его изучения содействует более глубокому и эмоциональному восприятию и пониманию идейно-художественного своеобразия этого произведения, формированию умений и навыков творческого подхода к анализу текста и его воплощению в звучащем слове.

Во-вторых, выразительное чтение может быть названо действенным орудием воспитания. И.В.Сосновская одной из главных задач преподавания литературы в среднем звене считает следующую: научить сопереживать героям книг, чувствовать настроения и переживания героев и автора. [11: 9]. А решение этой задачи невозможно без выразительного чтения, которое развивает в ребенке чувство эмпатии: эмоциональную отзывчивость, умение сочувствовать, сопереживать, сострадать герою художественного произведения.

Обучение выразительному чтению начинается с первого класса и продолжается до конца школы. Процесс обучения методисты делят на три этапа: с 1-го по 3-й класс, с 5-го по 8-й класс и с 9-го по 11-й [10:16]. Второй этап (5-8 классы) обучения выразительному чтению методисты считают наиболее важным, поскольку, «начиная с 5-го класса, учащиеся знакомятся с выразительным чтением как искусством» [5:57], в это время они осваивают и теоретические сведения, связанные с искусством звучащего слова.

Постараюсь остановиться на тех сторонах чтения вслух, которые нередко проходят мимо внимания педагога. Часто наблюдаемые в чтении учеников ошибки и недочеты условно разделим на 3 группы: 1) ошибки в технике чтения; 2) ошибки в передаче логического содержания; 3) ошибки в воспроизведении эмоциональной стороны читаемого. Поэтому систему работы по формированию навыков выразительного чтения у учащихся средних классов выстраиваю относительно этих трех сторон: техники речи, логической и эмоционально-образной выразительности.

^ Работа над техникой речи на уроках литературы

Рекомендую каждое занятие по выразительному чтению начинать с упражнений по технике речи.

Техника речи – это система работы чтеца над своим речевым аппаратом. [4:9]. Для ее совершенствования требуется серьезная ежедневная тренировка. Многое полезно отрабатывать коллективно – так легче заметить и исправить отдельные недостатки. Высокая техника речи облегчает исполнение текста и способствует лучшему восприятию его слушателями. Поэтому рекомендую в 5-7 классах каждый урок литературы начинать с упражнений по технике речи и отводить этой разминке не менее 5 минут.

Для формирования у учащихся правильного дыхания я отобрала следующую систему наиболее эффективных упражнений:

1. Мысленно считая: «раз, два», сделайте быстрый вдох, «три, четыре» - задержку, «пять, шесть, семь, восемь, девять, десять» - выдох. Повторить 2 раза (По Б.С.Найденову [7: 9])

2. А.Н.Петрова для тренировки дыхания предлагает: 1) подуть на воображаемое пламя свечи, не погасив его; 2) раздуть фиксированным выдохом пламя костра; 3) подуть на пушинку, чтобы она летела по воздуху [9:38]

3. «Цветочный магазин». Делая вдох, представьте, что вы нюхаете цветок. [3: 18]

4. «На берегу моря». Вы с наслаждением вдыхаете свежий морской воздух.

5. «Звукоподражание». Это упражнение тренирует различные виды выдыхания. Вспомните и воспроизведите различные звуки природы и жизни: свист ветра, шум леса, писк комара, стрекот сороки, рокот мотора и т.д. [6: 37]

6. «Погреем ручки». Учащиеся ставят перед ртом ладонь и широко раскрытым ртом медленно выпускают воздух на ладошку.

7. «Снайпер». То же, что и свеча, но воздух выдыхается одномоментно и за максимально короткое время [6: 45]

Упражнения для развития силы голоса.

1. Произнесите одну и ту же фразу три раза, как бы обращаясь к товарищу, который чем-то отвлечен и вас не слышит: «Здравствуй, Витя!»

2. Чтение любой скороговорки, например: Шалунья мартышка сидит на вышке и швыряет оттуда шишки.

а) хор (чтение тихое – громче – громкое);

б) чтение по рядам (I – громко, II – тише, III – тихо);

в) весь класс начинает читать шепотом, постепенно увеличивая силу звука.

3. Игра «Эхо».

Ребята I ряда то тихо, то громко произносят: ау-уа-иа-ио и т.д., а дети II ряда тихо отзываются: ау-уа-…

4. Игра «Вьюга»

По команде учителя «Вьюга началась» дети тихо гудят: «У-у-у…» По команде «Сильная вьюга» дети увеличивают силу звука. По команде «Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса.

^ Упражнения для развития высоты голоса.

1. Любой отрывок из стихотворения или скороговорку прочитать:

а) за медведя - низко, грубо;

б) за лису – мягко, льстиво;

в) за мышь – тоненько.

Для выработки хорошей дикции у учащихся можно рекомендовать учителю следующие упражнения:

1. «Хомячок». Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Затем учащиеся разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.

2. Предельно, с усилием собрать губы в хоботок так, чтобы пигментированная (окрашенная) часть их имела минимальную площадь. Затем также активно, с усилием растянуть их в стороны, не размыкая. Повторить это движение 10-15 раз, до появления в мышцах губ ощущения тепла.

3. Спокойно без напряжения опускать нижнюю челюсть (раскрыть рот) на 2-3 пальца, сохраняя овальную форму рта, затем так же спокойно рот закрыть. Повторять упражнения 5-7 раз.

4. «Почесывание». Нижние зубы касаются верхней губы и легко почесывают ее, затем то же движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы. (4-6 раз)

5. Работа с таблицей гласных: и-э-а-о-у-ы

6. Произношение трудных сочетаний гласных: ктп, кфт, кшт, кст, ктц; бгди – бгдэ – бгдо- бгда…

7. Работа с чистоговорками

Формирование навыков логической выразительности

Если работа над техникой речи необходима как первый этап в подготовке ученика в качестве чтеца, то «логическое чтение – первый шаг в работе над текстом и основополагающее начало искусства звучащего слова, ибо без логического разбора текста немыслимо ни понять авторский замысел, ни наметить свою исполнительскую задачу». [1: 70]. По мнению Анкудович Л.М., «чтобы верно передать текст слушателям, надо прежде всего свободно владеть средствами логической выразительности» [2: 37]

При выработке у учащихся навыка постановки правильного логического ударения учителю русского языка и литературы можно порекомендовать следующие приемы и упражнения:

1. Отметить карандашом в тексте логические ударения, которые сделает учитель при чтении пословиц. Произнести эти пословицы, делая правильные логические ударения на противопоставляемых словах.

2. Произнести данные словосочетания, меняя место логического ударения: свежая газета, новый альбом, интересный разговор, хорошая работа.

3. Учащиеся работают в парах: один произносит данную ему на карточке фразу, а другой определяет, какие слова он выделил логическим ударением и правильно ли выделил.

4. Учитель произносит предложения, в каждом выделяя логическим ударением какое-то слово. Учащиеся должны задать к каждому предложению вопрос так, чтобы оно было ответом на вопрос.

Я твое письмо получила сегодня. Я твое письмо получила сегодня.

Я твое письмо получила сегодня. Я твое письмо получила сегодня.

Я твое письмо получила сегодня.

5. Ответить на вопросы полными ответами верно, ставя логические ударения.

Ты купил вчера конверты? (Я купил вчера конверты)

Ты купил вчера конверты? (Я купил вчера конверты)

Ты купил вчера конверты? (Я купил вчера конверты)

6. Для облегчения учащимся задачи постановки логических ударений в тексте, где начинающим чтецам кажутся важными все слова, можно предложить им составить телеграмму этого текста, то есть оставить слова, на которые и будут падать логические ударения.

^ Работа над эмоционально-образной выразительностью

Однако логическая выразительность не обеспечивает должной полноты передачи художественного произведения. В этом нам поможет работа над эмоционально-образной выразительностью, которая невозможна без чёткого представления, без воссоздания в воображении созданных автором образов.

Работа над воображением в средних классах должна вестись систематически, ведь без развитого литературного воображения невозможно понять художественное произведение, а тем более невозможно воздействовать на слушателей, произнося его текст. Практика показывает, что работа над воображением учащихся – верный путь, обеспечивающий донесение авторского замысла. Необходимо выделить следующие этапы этой работы:

  1. Упражнения и игры на развитие воображения.

а) Интересное упражнение «Приглашение в гости» (ученик подробно должен описать все ориентиры на подходе к своему дому).

б) Можно предложить учащимся описать внешность хорошо знакомого всем человека, чтобы слушающие ясно себе его представили и узнали.

в) «Шкатулка». Учащиеся образуют круг, учитель в центре. Ребята передают друг другу предмет, а учитель диктует, какой предмет очередной участник предлагает: жаба, шкатулка, драгоценное ожерелье, змея.

г) Пропуск звеньев текста, их додумывание учащимися

  1. Второй этап – чтение текстов, требующих богатого воображения.

Вспомним, например, стихотворение И.А.Бунина «Детство», изучаемое в пятом классе. При работе с этим текстом учащимся нужно не только представить сосновый бор, но и вдохнуть его смолистый аромат, мысленно погладить рукой шершавый ствол дерева. На этом этапе работы эффективны такие приемы, как устное словесное рисование, иллюстрирование, создание киносценария, пересказ с изменением лица рассказчика.

Поэтому при выработке навыков выразительного чтения одной из наиболее сложных является задача научить детей передавать эмоциональный характер того, о чем они читают или рассказывают. Этот навык связан прежде всего с развитием воображения, воспитанием мышления и эстетических чувств учащихся. Таким образом, работа в этом направлении требует большего внимания со стороны учителя.

Перечислю некоторые из наиболее часто употребляемых приемов:

1. Попробуйте произнести слово «пришла» с выражением угрозы, радости, восхищения, негодования, удивления, нерешительности. Пусть ваши слушатели попытаются определить настроение, которое вы хотели передать голосом в каждом случае.

2. Произнесите строку из стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»: «Мороз и солнце; день чудесный!» с разной эмоциональной окраской:

а) произнесите эту фразу так, как будто вы читаете дневник метеоролога;

б) как завзятый конькобежец, который отправляется на каток и потирает руки от удовольствия;

в) как человек, который сидит в помещении и с грустью смотрит в окно;

г) как человек, который проснулся и вдруг увидел, что вместо вчерашней метели – мороз и солнце.

3. Игра «Чья интонация богаче?» Участники по очереди произносят фразу типа «иди сюда», стараясь не повторить ране звучащую интонацию. Участник, не сумевший сказать фразу с новой интонацией, выбывает из игры. Такое упражнение развивает, кроме того, умение различать оттенки интонационного рисунка речи партнера.

Только систематическая и поэтапная работа учителя над выразительностью речи учащихся на уроках литературы способствует формированию у них практических умений и навыков.

Список использованной литературы

  1. Аксёнов В.Н. Искусство художественного слова. – М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1962.

  2. Анкудович Л.М. Работа чтеца над словом. -0 М., 1983.

  3. Кубасова О.В. Выразительное чтение: Пособие для студ. Сред. Пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1998.

  4. Майман Р.Р., Дмитриева Е.Д., Найдёнов Б.С. Выразительное чтение. Практикум.- М.: Просвещение,1980.

  5. Методика выразительного чтения: Учебн. Пособие для студентов пединститутов. – М., 1985.

  6. Методические рекомендации к практическим занятиям по основам пед. мастерства.-Полтава,1981.

  7. Найдёнов Б.С. Выразительность речи и чтения: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1969.

  8. Нахимовский А.М. Театральное действо от А до Я: Пособие для классных руководителей.- М.: Аркти,2002

  9. Петрова А.Н. Сценическая речь.-М.,1981.

  10. Соловьёва Н.М., Завадская Т.Ф. Выразительное чтение в 4-8 классах: Книга для учителя. –М.: Просвещение,1983.

  11. Сосновская И. В. «Склоняя душу к мысли…»: Некот орые проблемы литературного образования школьников в 5-6 классах: Могография.- Иркутск: Издательство Иркутского гос. пед. ун-та, 2001.

Учащиеся средних классов (5-8 класс) должны овладеть следующими практическими умениями и навыками по выразительному чтению:

1. по технике речи: дышать незаметно, часто, но не учащенно; умело использовать паузы для добора (пополнения запаса) воздуха; читать четко, внятно (не заглатывать звуков, не гнусавить); соблюдать нормы орфоэпии;

2. по логике чтения: овладеть «шестью рычагами»: громче-тише, выше-ниже, быстрее-медленнее; овладеть умением читать «знаки препинания»; определять место и характер логических пауз в тексте, логических ударений и практически использовать это в процессе выразительного чтения;

3. по эмоционально-образной выразительности:

1) умение видеть нарисованные автором картины, ощущать их (воспринимать чувствами), воссоздавать чувства в чтении – «рисовать интонацией»;

2) соблюдать паузы психологические, начальные, финальные;

3) осознавать и чувствовать основную эмоциональную тональность художественного текста;

4) уметь прочитать загадку, сказку, басню, рассказ, стихотворение, лирическую миниатюру, пьесу (5 класса); миф, притчу, сказ (6 класс); былину , пословицы и поговорки, оду, балладу, поэму, стихотворение в прозе (7 класс); народную песню, очерк, комедию, трагедию (8 класс), то есть путем чтения передать особенности жанра;

5) соотносить характер чтения с жанром произведения, стилем писателя и стилем эпохи;

6) в пределах произведения уметь передать в чтении особенности повествования, описания, монолога (в том числе и внутреннего), диалога;

7) передавать своеобразие речи персонажа и авторской речи;

8) по содержанию и интонационному строю узнавать, какому писателю и кому из персонажей произведения принадлежит речь;

9) соотносить строй исполнения (пафосный, повествовательный, характерный) с жанром произведения;

10) уметь передать замысел писателя, донести до слушателя отношение читателя к предмету описания;

11) владеть навыками исполнительского анализа (уметь определять тему, идею, произведения; делить на куски, составлять план; выявлять авторский подтекст, сверхзадачу и частные исполнительские задачи чтения; составлять речевую партитуру);

12) уметь передавать в чтении особенности пейзажной, гражданской, философской и сюжетной лирики;

13) уметь различать точку зрения автора, точку зрения рассказчика и точку зрения персонажа;

14) владеть всеми видами чтения: индивидуальным, по ролям, хоровым;

15) владеть всеми видами пересказа: подробным, кратким, выборочным;

16) владеть различными видами рассказа: воспоминание, размышление, рассуждение, импровизация по личным впечатлениям, по литературным источникам, рассказ от имени автора и от лица литературного героя, рассказ с заменой повествователя и др.;

17) рассказывать с учетом жанровой специфики произведения;

18) аргументировать выбор эпизода для пересказа и раскрыть его роль в идейном содержании произведения;

19) передавать в исполнении нравственную оценку поступков героя;

20) передавать в рассказе особенности описания, повествования, монолога, диалога с сохранением стиля автора и его отношения к изображаемому;

21) использовать систему изобразительно-выразительных средств языка произведения;

22) художественно рассказывать и оценивать собственное исполнение;

23) сопоставлять образы, мысли, чувства художественного произведения с личным опытом;

24) оценивать и мотивированно высказывать суждение о чтении товарища;

25) соотносить музыкальную, театральную и изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью;

26) инсценировать произведение (предварительно редактировать текст, выявлять неязыковые средства выразительности, подобрать костюмы, декорации, музыкальное сопровождение);

27) мелодекломировать стихи и прозаические отрывки.

Подводя итоги, скажем, что только систематическая и поэтапная работа учителя над выразительностью речи учащихся на уроках литературы способствует формированию у них практических умений и навыков, перечень которых обозначен выше.

При этом справедливо заметим, что успех обучения выразительному чтению в средних классах обеспечен двумя обстоятельствами: содержанием программы по литературе и возрастными особенностями школьников 10-13 лет. Психологический склад детей этого возраста характеризуется следующим образом: они восприимчивы, импульсивны, непосредственными доверчивы. Кроме того, отмечаются конкретность и эмоциональность их мышления, которые создают прекрасную базу для развития воссоздающего и творческого воображения. В подростковом возрасте, к которому относятся учащиеся средних классов, происходит заметное развитие волевых черт личности. Именно развитие волевых качеств, желание действовать, влиять на окружающих создает благоприятные условия для развития умения действовать словом в процессе общения со слушателями. Сопереживание с автором, захваченность его мыслями, намерениями, созданными им образами и воспроизведенными им картинами жизни рождают у подростков желание выразить ко всему этому свое отношение, продиктованное собственной жизненной позицией, собственными нравственными понятиями и эстетическими чувствами. В форме высказываний это желание удовлетворяется в процессе освоения художественного текста при специально направленном разборе – исполнительском анализе, но главным образом во время передачи освоенного в чтении. Целенаправленное действие словом дает подросткам возможность наиболее полно выразить свое отношение к тому, о чем и как говорится в произведении, и вместе с тем углубляет и закрепляет в их сознании мысли, чувства и оценки, родившиеся в процессе освоения текста.
Заключение

Выразительное чтение в школе – не только искусство воспроизведения художественного текста, но и предмет обучения детей этому искусству. Хотя на работу по художественному чтению в условиях школы не отводится специальных «часов», она пронизывает всю деятельность и учителя, и ученика в процессе изучения литературы. А в среднем звене она является одним из основных методов, приемов изучения текста, прежде всего, лирического.

Нам представляется, что, организуя работу по выразительному чтению на уроках, учитель должен руководствоваться определенной системой, вариант которой мы и предложили в своем исследовании.

Рекомендуемая нами система не только охватывает все стороны речевой выразительности (логическую, эмоционально-образную, стилевую), которые должны реализоваться в деятельности учителя и учащихся, но и учитывает работу по технике речи, а также жанровую специфику произведений. Кроме того, конкретно выявлен реальный объем тех умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся среднего звена.

При этом каждый учитель должен помнить, что данные методические рекомендации нельзя воспринимать как установки, которые надо «внедрять» обязательно.

На наш взгляд, постоянная работа над выразительностью учит, эмоционально и нравственно совершенствует не только ученика, но и учителя. В процессе кропотливой работы по выразительному чтению каждый учитель начинает ощущать себя мастером, он предъявляет себе свое более высокие требования, что естественно, оказывает положительное воздействие на его педагогическую деятельность.

Подводя итоги, сделаем вывод, что условиями успешной работы по обучению учащихся средних классов выразительному чтению и рассказыванию, на наш взгляд, являются:

1) четко выработанная система, которой должен руководствоваться учитель;

2) учет возрастных и психологических особенностей, а также индивидуальных способностей учащихся;

3) подробный анализ каждого из изучаемых текстов;

4) умеренность и постепенность – от класса к классу требований, которые дадут больший дидактический и педагогический эффект, чем завышенные задачи.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О. И. Евтушко моу сош №2 г. Нижнеудинска iconДата проведения: сентябрь 2010 г. Дата подведения итогов
Моу «Козловская оош №1», моу «Козловская сош №2», моу «Козловская сош №3», моу «Тюрлеминская сош», моу «Карамышевская сош», моу «Байгуловская...

О. И. Евтушко моу сош №2 г. Нижнеудинска iconПрезентация опыта «Работаем по системе Занкова Л. В. Наши достижения»
Л. В. Занкова моу «Гимназия г. Вольска», моу «Лицей г. Вольска», моу «сош №6 г. Вольска», моу «сош №16 г. Вольска»

О. И. Евтушко моу сош №2 г. Нижнеудинска iconС. Е. Литвинова мку сош №2 г. Нижнеудинска
Как заинтересовать ребят изучением русского языка? В чем причина равнодушия учеников к урокам? Как заставить детей слушать на уроке,...

О. И. Евтушко моу сош №2 г. Нижнеудинска iconШкольная газета моу сош №4
Моу сош №4 распахнула свои двери для всех желающих поздравить ее с 50-летним юбилеем

О. И. Евтушко моу сош №2 г. Нижнеудинска iconЭлективный курс «Русский язык и культура речи» Практикум
Авторы составители: Руднева Н. И. Моу «Саюкинская сош», Чуприкова А. И. Моу «Зеленовская сош»

О. И. Евтушко моу сош №2 г. Нижнеудинска iconУчитель, библиотекарь моу сош №43) Калинина О. В. (зав библиотекой моу сош №43)
Познакомить учащихся с биографией писателя, вспомнить его произведения и в игровой форме закрепить полученные знания

О. И. Евтушко моу сош №2 г. Нижнеудинска iconПравила внутреннего распорядка учащихся моу сош №5 с уиоп г. Фрязино мо
«273-фз «Об образовании в Российской Федерации», Уставом моу сош №5, Требованиями к одежде обучающихся моу «Средняя общеобразовательная...

О. И. Евтушко моу сош №2 г. Нижнеудинска iconМоу сош №2 г о. г. Буй, О. В. Федосеева
Урок разработан учителем начальных классов моу сош№2 городского округа г. Буй Костромской области

О. И. Евтушко моу сош №2 г. Нижнеудинска iconИллюстрированная газета моу «сош №4 г. Ершова Саратовской области»
Учредитель, издатель до моу «сош №4г. Ершова» «Союз беспокойных сердец», ул. Вокзальная. 69

О. И. Евтушко моу сош №2 г. Нижнеудинска iconИллюстрированная газета моу «сош №4 г. Ершова Саратовской области»
Учредитель, издатель до моу «сош №4г. Ершова» «Союз беспокойных сердец», ул. Вокзальная. 69



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница