Литература называется




Скачать 359.02 Kb.
НазваниеЛитература называется
страница1/3
Дата публикации14.06.2013
Размер359.02 Kb.
ТипЛитература
lit-yaz.ru > Литература > Литература
  1   2   3
ВВЕДЕНИЕ.

Хронологические границы.

Вопрос о начале древнерусской литературы очень сложен. Но в XI веке литература уже была (“Слово о законе и благодати” – один из хорошо датированных памятников, так как упоминаются золотые ворота, заложенные в 1037 году, а также живой Ирина, жена князя Владимира, умершая в 1051 году). К концу X века сложились не только предпосылки, но и причины возникновения литературы.

Предпосылки:

  • письменность (создали Кирилл и Мефодий; у нас, на Руси, была уже в X веке. Есть миф об Эвелесовой книге, но это обман);

  • развитый язык (способный выразить многое. Был достаточно развит друвнерусский язык);

  • мышление образами (к XI веку уже существовало).

Причины:

    • потребность (когда понадобилось решать проблемы);

    • приход христианства (Библия, религия, книги);

    • потребность в книгах;

    • образование государства;

    • наука (когда представления о мире необходимо фиксировать).

Лихачев полагал, что “Речь философа”, помещенная в “Повесть временных лет” (приблизительно 986 год), существовала как отдельное сочинение и представляла основы православия.

Когда заканчивается древнерусская литература? Когда уходят черты древней литературы (середина XVII века), начинают исчезать черты, появляется вымышленный герой, ведущий себя далеко не идеально. Переходный период длится первую треть XVIII века. Этот период делят на две части: по векам (XVII и XVIII)/

Наша литература начинается в конце X – начале XI века, а заканчивается в конце XVII.
Географические границы.

Литература называется так, потому что возникла на территории Древней Руси. В литературу мы включаем множество переводных произведений. Так создали первый славянский литературный язык. Книги, написанные на старославянском языке, распространились, и этот язык получил название литературного (то есть нормированного) языка, и являлся одной из основ нашего языка. Эти книги начали у нас переписываться (то есть искажаться).

Литературный язык, являющийся одним языком для всех, называется языком – посредником.
Количество литературных памятников.

Лет 40 назад пытались посчитать списки текстов (не произведений, а конкретных текстов; не считались частные коллекции). Получилась цифра от 1,5 до 2 миллионов. Был произведен отбор памятников литературы от памятников письменности. Провести эту границу (между литературой и остальной письменностью) очень сложно. Мы смотрим – есть ли автор, есть ли установка на образ.
Принципы отбора памятников древнерусской литературы.

Еще мы должны отобрать литературу для курса. Существует два принципа:

  1. выбор наиболее характерного для той или иной эпохи (памятник должен формировать наше представление об эпохе);

  2. самые яркие памятники эпохи (“Слово о полку Игореве”).


Периодизация древнерусской литературы.

Это вопрос до сих пор спорный.

Первая классификация по периодам:

1 – период Киевской Руси;

2 – период феодальной Руси;

3 – литература XVI – XVII веков, то есть литература нового централизованного русского государства.

Но такая периодизация нас очень давно не устраивает, так как литература развивается не по века м.

Но другая классификация, уже более подходящая, очень дробная:

  • XI – начало XII века;

  • XII век;

  • с 1231 года до конца XIII века;



Но есть большой и главный недостаток такой периодизации – ее создатели пользовались разными критериями, на которых и была она основана.

Лучший вариант периодизации – по стилю эпохи. Понятие “стиль эпохи” шире, “чем литературное направление”). Но применительно к средневековой литературе понятие “направление” не применимо. Там нет направлений, течений. Авторы пишут похоже, так как есть философские, эстетические, этические и религиозные представления, которые отражаются в художественных текстах.

Были выражены 4 стиля:

  • стиль монументального историзма (господствовал с момента возникновения литературы до первой трети XIII века);

  • эмоционально – экспрессивный (стиль плетения словес или риторико – панегирический стиль; XIV – XV века);

  • второй монументализм (XVI век);

  • барокко (вторая половина XVII века и вся Петровская эпоха).

Представления об этих стилях формируются постепенно.

Из-за такой периодизации возникают еще 3 переходных периода.

(1) В стиле монументального историзма главное – общее движение мировой истории. Поэтому произведения обычно начинаются с начала (с потопа или сотворения мира: европейские народы пошли от Ефета – сына Ноя), а затем какие-либо зафиксированные события. Отсюда такие представления, что мир един, он движется. Для летописца каждое событие важно. Это жанр летописи.

(2) Переход от одного периода к другому не мгновенный. Переход от стиля монументального историзма к эмоционально – экспрессивному длится до конца XIII века. Происходит поворот к человеческой личности.

(3) Для эмоционально – экспрессивного стиля характерно обращение к состоянию души – экстазу - которое достигается молитвами, уходом человека в самого себя. Это особое состояние авторы стараются передать читателю, чтобы он тоже возвысился. Используются особые художественные средства – нанизывание синонимов (“Житие Степана Перского”).

(4) Следующий переходный период характеризуется переходом к государственным идеям, из формированию, которые легли в основу стиля второго монументализма (конец XV – начало XVI веков).

(5) В период второго монументализма создаются особые произведения религиозного характера (“Четьи - Минеи” – чтение богоугодных на каждый день месяца: 30000 страниц и 20000 иллюстраций; “Домострой” – памятник этой эпохи).

(6) Следующий переходный период – начинается смутное время. Конец XVI – начало XVII веков – переход к барокко, прежде всего к понятию судьбы.

(7) В эпоху стиля барокко (вторая половина XVII века – вся Петровская эпоха)…
Как бытуют древнерусские памятники.

Древнерусские памятники бытуют не так, как современные – нет того, кто издает, кто покупает, нет автора. Отсюда множество особенностей:

  • как пишут, на чем пишут (есть версия, что книги писали на бересте – Новгород. Но это не для больших произведений. Писали на пергаменте – особ выделанной телячьей коже, дорогом материале (стоимость одной книги равнялась стоимости одного большого поместья). От дороговизны книги, скорей всего, было особое отношение к тому, что в них написано, украшение книги (на обложке было две деревянных корки, обложки украшались драгоценными камнями). Книги, хранясь, лежали. Также украшался и текст (инициалы) картинками, приписками на полях. Богослужебные книги, как правило, не меняются (а другие книги могут быть подвергнуты изменению). Не существует двух абсолютно одинаковых повестей. Если эти изменения носят случайный характер, такой список называют вариантом произведения. Но есть еще и языковые отличия (например, написано произведение на юге, затем переходит во Псков – а там другой диалект; если произведение долго переписывается на северо – западе, то появляются и черты того диалекта). Изной произведения – это изменение произведения с присутствием диалекта той местности, где оно было переписано. Редакция –список памятников, содержащий сознательные изменения текста: краткая редакция – сокращение, пространная редакция – расширение текста с добавлением новых сведений, стилистическая редакция – измена стиля, идеологическая редакция – измена содержания и направленности текста). В переходный период (4) происходит спор между стяжателями и нестяжателями: должна ли церковь обладать имуществом. Нестяжатли во главе с Нилом Сорским думали, что церковь не должна иметь имущества, утверждали, что церковь должна заниматься только духовными делами. А стяжатели во главе с Иосифом утверждали, что церковь должна существовать как самостоятельное … Представитель нестяжателей написал “Трение с Иосифом”. Сначала князья были на стороне нестяжателей (им казалось выгодным отторгнуть земли церквей), он потом их положение менялось (изменилась идея). Существует исходный текст – протограф (древнейший исходный текст), затем текст переписывается, редактируется. Так произведение бытует.

  • оформление (не только украшение, но и начерк – начертание букв, которое свойственно определенной эпохе (а почерк – это индивидуальное). Мы в древний период выделяем 3 типа начерка:

    • устав (геометрически правильные буквы, перпендикулярные строке);

    • полуустав;

    • скоропись – огромное количество завитушек, надстрочных/подстрочных букв, множество сокращений. На бумагу постепенно переходят в XIV – XV веках. Если не нравится то, что написано на пергаменте, то это можно стереть и написать “по новой”. Такое прием называется полимпест. Писались строчки без пробелов, позже знаменательные слова стали отделяться).

Воссоздание протографа – необходимо для изучения “внутренних” особенностей списков. Обычно текста этот не совсем понятен: переписанный текста может содержать ошибки и так называемые темные (то есть непонятные) места (например, “Слово о полку Игореве” – опубликовано в 1860 году, текста XVI века, до этого переписывался 4 века. Текст погиб в пожаре 1812 года, сейчас трудно восстановить реальный текст).

Такого рода исправления (например: решили, что в одном слове содержится два разных слова: къмэти – первоначально решили, что это два слова (к метанию), но затем выяснили, что слово “мэть” отдельно не встречается ни в одном древнерусском тексте, а “къмэти” – встречается, что означает “воин”) называются конъектура.

После восстановления текста нужно попытаться восстановить историю данного произведения. Сопоставлением редакции и протографа восстанавливается история произведения.

I
II III IV
VII V VI

VIII

(восстановление протографа)

Необходимо датировать произведения. Проще всего датировать список (конкретный список – по начерку, по украшению, по водяным знакам на бумаге). Труднее датировать протограф (не дошедший до нас): надо учитывать языковые особенности.

По возможности надо узнать, кто автор. В своей массе произведения анонимны/псевдонимны (псевдонимы использовались, чтобы произведение уважалось). Тогда не существовало понятия “авторского права”. Иногда удается определить автора: например, “Повесть временных лет”, написанная Нестором в 1113 году (в одной из повестей упоминается его имя). Но это возможно далеко не всегда.

Но до изучения текста необходимо сделать еще одну вещь – объединить все только что сказанное и перейти к “внутреннему” изучению.
Жанровая система древнерусской литературы.

Жанровая система древнерусской литературы очень сильно отличается от современной. Каждый жанр имеет утилитарную направленность (то есть некое практическое предназначение – государственное, религиозное и так далее). А раз так (тогда не было ни романов, ни повестей), то у нас есть только летописи, проповеди, житие.

Есть произведения жанров очень распространенных, а есть произведения единичных в своем жанре (например, “Поучения Владимира Мономаха” – это и духовное завещание, и послание, и автобиография. Другого такого поучения нет). Есть жанры, которые к нам пришли из Византии (например, это жанр житие – он известен везде). Есть жанр, известный только в русской литературе – это жанр летописи – писание по летам/годам, поэтому совершенно другое представление о развитии. Есть жанры малые – они не велики по объему, но входят, как правило, в большие сборники. Есть сборники случайного состава, а есть постоянного состава, включающие в себя произведения малого жанра: жанр патерика (истории о жизни монахов одной местности или одного монастыря – например, Киево – Печерский патерик). Были широко распространены сборники под названием “Бэгела” (“пчела” – сборник афоризмов).
Содержание древнерусских памятников.

Эти памятники серьезные, государственные, религиозные. Отсюда и пафос – государственный, гражданственный.
^ СТИЛЬ МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИСТОРИЗМА.

Переводная литература.

Переводная литература возникла за пределами Древней Руси.

Задача переводной литературы – привести новое миросозерцание, новые представления о человеке, рассказать о первых русских святых.

Можно выделить несколько групп переводных сочинений:

Переводная литература

Христианская книжность (святость, неизменяемые тексты)

Светская книжность (изменяемые тексты)

  1. ^ Священное писание (исторические, дидактические, лирические (“песнь песни”), апокалиптические (повествование о конце света). Стал необходим переход к человеку. Его осуществляли проповедники. Священное писание – основа всего и вся);

  2. Патристика/гомилетика (патристика – от лат. “pater” – отец. Это сочинения “отцов церкви”. Обосновались идеи христианской религии. Иоанн Златоуст - “Литургия”, Иоанн Листвичник. “Литургия” – главное богослужение дня (“обедня”) – заутренняя, обедня, вечерня. Создавался текст служб. Смысл этой службы – пресуществление вина в кровь Христова. Вставлялись и тексты из священных писаний (например, стихи из Ветхого Завета). “Отцы церквей” составляли большинство молитв (например, молитва, которая произносится верующими на “сон грядущий” Иоанна Златоуста). Произносили они и проповеди (зачастую не только с богослужебной целью, но и с политической значимостью – Ефрем Сирин). Основная задача – донести до верующего человека христианские заповеди, чтобы они молились утром и на сон грядущий, и перед вкушением пищи. Некоторые “отцы церквей” (Иоанн Златоуст) создавали сборники (“Лествица”). Патристика поясняет значение тех постулатов, о которых речь идет в священных писаниях);

  3. Житие (образец, жизнеописание святого человека, рассказ о его судьбе. В Византийской столице существовали разные типы жития. Житие = агиография (от греч. “agios” – святой, “grafo” - пишу). Их классифицируют по объему, по составу (известны жития пространные /линейные – под соответствующим днем определенный святой. В частности известны 3-частные жития – вступление, основная часть, часть чудес (каноническая форма). Проложные жития –более короткие, назывались “пролог”) и по характеру событий (жития – романы: рассказывают о жизни христиан, их борьбе, которых преследуют язычники. Таких житий было мало, так как не было такого преследования христиан; жития – биографии: рассказывают о святых, которые по собственной воле подвергли себя мучениям, дабы укрепить свой долг). Самое известное житие – биография - “Житие Алексия, человека Божьего” (начинается со вступления, где автор говорит о своей ничтожности, о том, что не достоин писать о святом. Это нужно, чтобы воздействовать на читателя, чтобы противопоставить обычного человека святому, затем идет рассказ о родителях святого – они либо боголюбивы, либо нехорошие. На Руси было распространено, что родители боголюбивые, так как шло становление христианской религии и языческие представления были очень сильны. Эта композиция (канон) удачна, так как она подчеркивает различие между простым человеком и святым).);

  4. Патерики (истории о жизни монахов одной местности или одного монастыря – например, Киево – Печерский патерик);

  5. Апокрифы (“книги не для всех”, тайные книги, потому что книги ложные, не признанные церковью. Есть сказание среди апокрифов о сотворении Адама (= IV в.) – описывается, как Бог сотворил человека из 8 частей. Для апокрифа характерно обилие чудес, фантастики. Апокрифы для людей, кто размышляет. Характерна примитивизация. Апокрифы – книги запрещенных индексов, хотя написаны на библейские и евангельские сюжеты. Они были ярче, конкретнее, интереснее, привлекали внимание, да к тому же индексы долго доходили до Руси, и, переписывая апокрифы, не догадывались, что они ложные. Ложно в апокрифах: 1) как слишком конкретно изображается человек, языческая конкретика; 2) вид творца – умелый, мастеровитый старичок, ругающийся с дьяволом, приземленный образ; 3) идея о том, что в создании человека принимает участие не только Бог, но и дьявол: Бог создает душу, дьявол - тело).

  1. Естественно – научные сочинения (описывают устройство мира. Сюда относятся “Шестоднев”, “Физиолог” – рассказ о животных и птицах, “Христианская типография” Космы Индикоплова - это описание земли. “Шестоднев” – рассказ о мире, в каждой главе содержаться образы. Здесь ставятся научные проблемы: из скольки элементов состоит мир – из 4 или 5? Рассказывается о делении планеты на пояса. “Физиолог” – много глав, каждая из которых посвящена отдельному животному или птичке. Глава состоит из двух частей: первая описывает животного, вторая – символическую содержательность данного образа животного);

  2. Византийские хроники (об устройстве мира. Были популярны “Хроника” Георгия Амартола и “Хроника” Иоанна Малалы. Очень разные, не похожие друг на друга хроники. Г. Амартол размышляет, основывается на огромном количестве источников, использует все, что можно, рассказывает массу интереснейших историй (например, находка красной краски). Много рассказывает о исторических и религиозных деятелях (говорит об епископе Сильвестропе; рассказ о крещении Константина I Великого, первого Византийского императора), много занимательных историй. Но все они несут неизбежность идеи того, что творится. Совершенно другая “Хроника” Иоанна Малалы. Для него история – цепь забавных происшествий (например, стих о мифе об Эдипе). Между хрониками и повестями - “История Иудейской вофны” Иосифа Флавия. Основное внимание – осада Иерусалима римскими войсками);

  3. Повести (рассказывают, что такое человек, каким должен быть человек, не уходящий в монастырь).



Апокрифы делятся на:

^ Ветхо – заветные Ново – заветные Апокалиптические

(рассказывают о том, как (рассказывают о том,

Бог сотворил Адама. Книга апокалипсис Иоанна. Связаны

Пророка Авинила). темами рая и ада)
^ Ново – заветные апокрифы связаны с темами рая и ада. Существуют многочисленные хождения в ад (например, “{Хождение Богородицы по мукам”). То, что там рисуется, по сути дела, тоже не совсем по-христиански. Ад, прежде всего, в душе человека. “Хождение Богородицы по мукам” перекликается с фресками, где изображаются муки грешников. По сути дела, это описывается в “Хождении Богородицы по мукам” (например, говорится, что подвешен за язык за вранье).

Грешнику пройти в рай трудно: туда ведет мост тоньше пальца, и если ты грешник, то обязательно упадешь в пропасть под мостом. Богородица пожалела всех грешников, кто не участвовал в распятии ее сына.

“Хождение Богородицы по мукам” – апокриф, так как Творец изображается тут очень жестоким.

“Хождение Агапия в рай”. Агапий рано ушел в монастырь. Там задумывается о том, почему люди стремятся жить по-христиански. Господь, услышав это, решил показать ему: Агапию явился орел, привел его к морю, где его (Агапия) забирают на корабль и везут на остров. Там Агапий пробирается в сад, но душ умерших не видит (они явились ему в виде гроздей винограда). Это – апокриф.

Апокрифы по сути дела отвечают представлениям людей, поэтому они распространены. Людям не хватает определенности. Апокрифы удовлетворяют эту потребность. Но они, апокрифы, интересны как художественный текст, они отражают психологию человека.

Но человеку интересен и мирской удел. Об этом рассказывает светская переводная литература.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература называется iconДревнерусская литература
Таким образом, то, что сейчас называется древнерусской литературой, никогда не было однородным монолитом. Литература 11-17 веков,...

Литература называется iconКонкурс второй называется «Соседи по планете»
Цель: Осознать необходимость изучения окружающего мира, используя межпредметные связи (география, литература, история, биология)

Литература называется iconНаука, изучающая словарный состав языка, называется…(лексикология)
Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…(толковый словарь)

Литература называется iconЛекция 1: 1-1: 3 Объяснение тех причин, по которым эта книга называется книга "Шмуэль"
Шмуэль. Однако ответ не так прост, во-первых потому, что книгу Шофтим тоже написал Шмуэль, а она не называется книгой Шмуэля. Правда,...

Литература называется iconТалмуд Эсер Сфирот
Однако, от середины Тиферет и НеХ”и адама Кадмон до конца ног его – их внешность разделена на два свойства. И вот, их внешность со...

Литература называется iconЛитература 16 Приложение 17 > введение о проекте проект называется «koolitus»
В независимости от Вашего возраста и наличия музыкального опыта с помощью наших курсов игры на музыкальных инструментах вы можете...

Литература называется iconЛитература XIX века
С другой стороны, эпопея – это разновидность эпоса, в котором прямо выражены коллективные, национально-исторические и государственные...

Литература называется iconПочему глава так называется?
Место в Торе: Ваикра, гл. 21, ст. 1 — гл. 24, ст. 21 Почему глава так называется?

Литература называется iconЛитература Курдюмова Т. Ф. Литература 6 кл. Дрофа Курдюмова Т. Ф....
Неменская Л. А. Под ред. Неменского Б. М. Изобразительное искусство 1кл. Просвещение

Литература называется iconЛитература 1 Товарная политика в системе маркетинга. Основные принципы...
Его создание, производство и совершенствование, реализация на рынках, предпродажное и сервисное обслуживание, разработка рекламных...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница