Рабочая программа по литературе для обучающихся 8 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом мо РФ о 05.




НазваниеРабочая программа по литературе для обучающихся 8 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом мо РФ о 05.
страница1/3
Дата публикации24.01.2015
Размер0.49 Mb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3
Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №23»

г. Вологда




.


Принята на методическом объединении

МОУ «СОШ №23» 10.09.2013г.

Протокол №1




Рабочая программа по литературе

8 класс


Учитель: Кузнецова И.А.


2013-2014 учебный год
Рабочая программа по литературе, 8 класс

Программа составлена по программе В.Я.Коровиной

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для обучающихся 8 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089), Примерной учебной программы основного общего образования по литературе и авторской Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин И.С.Збарский, В.П.Полухина), опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы» (Москва «Просвещение» 2009г.)

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в VI классе в объёме 68 часов, т.е. по 2 урока в неделю в течение 34 учебных недель.

Программа предполагает изучение литературы на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Авторы УМК видят цель изучения литературы в школе в следующем:

приобщить учащихся к искусству слова, богатству русской классической и мировой литературы, познакомив с классическими образцами мировой словесной культуры;

сформировать основу литературного образования путём чтения и изучения художественных произведений, знакомства с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений;

расширить читательский кругозор учащихся;

повысить качество чтения;

способствовать духовному развитию и совершенствованию учеников;

активизировать художественно-эстетические потребности детей;

развить их литературный вкус;

подготовить их к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу произведения литературы;

стимулировать творческую активность детей;

формировать навык выразительного чтения;

воспитывать высокие нравственные чувства и качества у подрастающего поколения.

Учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание, житие как жанр литературы, мораль, аллегория, дума, поэма, роман, романтический герой, комедия, сатира, юмор, прототип, гипербола, гротеск, антитеза, эзопов язык, композиция, сюжет, фабула, психологизм, конфликт, авторское отступление, герой-повествователь

Учащиеся должны уметь:

- видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

- обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

- видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

- комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между ними;

- различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

- определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

- сопоставлять героев и сюжеты разных произведений;

- осмысливать роль художественной детали;

- находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения;

- сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

- выявлять конфликт и этапы его развития;

- выявлять авторскую позицию;

- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

^ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

авторская программа

учебники и учебные пособия

методические материалы

дидактические материалы

наглядные пособия

материалы для контроля

медиаресурсы В.Я.Коровиной

Литература 8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. /авт.-сост. В.П.Полухина и др.]. – М.: Просвещение, 2006

Егорова Н.В. Литература 8 класс: Поурочные разработки. – М: ВАКО, 2003

Журавлёв В.П., Коровин В.И., Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы 6 кл. – М.: Просвещение, 2003

портреты писателей

Литература. 5-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля / авт.-сост.

Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В. Литература в 8 классе. Книга для учителя. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово» - РС», 2000

Литература: 8 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. – М.: Эксмо, 2008

Тематическое планирование по литературе в 8 классе по программе В.Я.Коровиной



п/п/п

Тема урока

Основное содержание урока

Основные виды деятельности учителя и учащихся.

Теория литературы.

1.

Введение. Литература и история.

Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Рассказ учителя, беседа по вопросам учебника.




2.

Устное народное творчество. Лирические песни. Частушки.

Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни «В тёмно лесе…», «Уж ты ночка, ночка тёмная…», «Вдоль по улице метелица метёт…» Исторические песни»Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». Частушка.

Рассказ учителя, беседа.

Лирическая песня. Историческая песня. Частушка как малый песенный жанр. Особенности художественной формы фольклорных произведений.

3.

Предания как исторический жанр русской народной прозы.

Исторические предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком».

Беседа.

Особенности содержания и художественной формы народных преданий.

4.

«Житие Александра Невского».

Житийная литература как особый жанр русской литературы. Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского.

Рассказ учителя, беседа, практикум.

Особенности содержания и формы воинской повести и жития.

5.

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века.

Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения.

Урок внеклассного чтения.

Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

6-7.

Д.И. Фонвизин «Недоросль» (сцены).

Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Конфликт Стародума и Правдина с миром скотининых и простаковых. Проблема воспитания истинного гражданина.

Рассказ учителя, беседа, практикум.

Комедия. Речевая характеристика персонажа.

8.

Комедия «Недоросль» как классицистическая комедия.

Основные правила классицизма в комедии «Недоросль».

Рассказ учителя, беседа, практикум Подготовка к домашнему сочинению.

Понятие о классицизме.

9.

И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз»

Историческая основа басен, мораль, сатирическое изображение человеческих пороков.

Рассказ учителя, беседа.

Жанр басни.

10.

Викторина по биографии и творчеству И.А.Крылова.

Биография И.А.Крылова. Басни.

Урок внеклассного чтения.

Жанр басни.

11.

Думы К.Ф.Рылеева.

Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и её связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком», сопоставительный анализ.

Рассказ учителя, практикум.

Понятие о думе. Характерные особенности жанра.

12.

Лирика А.С.Пушкина.

Слово о поэте. Стихотворения «Туча», «Я помню чудное мгновенье…», «19 октября». Их основные темы и мотивы, особенности поэтической формы.

Рассказ учителя, беседа, практикум.

Лирика. Композиция. Тропы. Стихотворный размер, рифма.

13.

А.С.Пушкин и история.

Историческая тема в творчестве Пушкина ( на основе изученного в 6-7 классах). «История Пугачёва» (отрывки) История пугачёвского восстания в произведении.

Рассказ учителя, беседа.




14.

А.С Пушкин. «Капитанская дочка».

История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. Гринёв в кругу семьи. Родители Гринёва, воспитание Петруши. Отцовский наказ. (глава I)

Рассказ учителя, беседа.

Роман. Экспозиция. Прототип.

15.

Анализ главы «Вожатый».

Пётр Гринёв в Симбирске. Гринёв и Савельич. Пророческий сон Гринёва. Первая встреча с Пугачёвым. (главы I и II)

Беседа, практикум, стилистический эксперимент.

Пейзаж. Роль сна в художественном произведении. Портрет.

16.

Гринёв в Белогорской крепости. Любовь к Маше.

Семья капитана Миронова. Гринёв и Швабрин. Маша – нравственный идеал автора. (главы III-VI)

Беседа, сравнительная характеристика персонажей.

Антипод. Портрет. Авторский идеал.

17.

«Странная дружба» Гринёва с Пугачёвым.

Мужественный выбор Гринёва. Помилование. Военный совет у Пугачёва. Военный совет в Оренбурге. Гринёв в мятежной слободе. Пугачёв освобождает Машу. (главы VII-XII)

Беседа, сравнительная характеристика персонажей.

Антипод. Портрет. Художественная деталь. Эпиграф.

18.

«Спасители»: сопоставление образов Пугачёва и Екатерины II. Роль Маши Мироновой в спасении Гринёва.

Арест Гринёва по навету Швабрина. Благородство Гринёва. Маша Миронова в Петербурге. Кто великодушнее: Екатерина II или Пугачёв? Главы (XIII-XIV) Смысл финала произведения.

Беседа, сравнительная характеристика персонажей.

Портрет. Художественная деталь. Антипод. Диалог.

19.

Пугачёв и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина.

Образ Пугачёва в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачёва».

Беседа. Практикум.

Понятие о романе и реалистическом в произведении.
















20.

Подготовка к домашнему сочинению.

Обсуждение тем сочинений и составление планов к сочинениям по «Капитанской дочке».

Урок развития речи.




21.

А.С Пушкин. «Пиковая дама».

Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ петербурга.

Рассказ учителя, беседа.

Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога.

22.

М.Ю.Лермонтов. Историческая тема в творчестве поэта.

Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве Лермонтова (с обобщением изученного в V-VII классах)

Рассказ учителя. Семинар.




23.

М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Образ Мцыри.

Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически-условный романтизм поэмы.

Беседа.

Романтическая поэма. Романтический герой.

24.

М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Анализ эпизода.

Особенности композиции поэмы. Роль описаний природы. Анализ эпизода.

Практикум.

Композиция. Пейзаж. Развитие представлений о жанре романтической поэмы.

25.

Обучение сочинению по поэме «Мцыри».

«Анализ эпизода в поэме «Мцыри», «Мцыри как романтический герой», «Природа и человек в поэме «Мцыри».

Урок развития речи.

Романтический герой. Пейзаж. Романтическая поэма.

26.

Н.В.Гоголь. Исторические произведения в творчестве писателя (с обобщением изученного в V-VII классах).

Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве (с обобщением изученного в V-VII классах).

Рассказ учителя. Семинар.

Историзм в литературе.

27.

Н.В.Гоголь «Ревизор».

«Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки. «Ревизор» в оценке современников.

Рассказ учителя, беседа.

История создания. Замысел. Высокая комедия.

28.

Смятение чиновников.

Разоблачение пороков чиновничества. Приёмы сатирического изображения чиновников.

Беседа, чтение по ролям.

Экспозиция. Завязка. Ремарка. Комедия. Сатира. Юмор.

29.

Знакомство с Хлестаковым.

Хлестаков. Растерянный Хлестаков и испуганный городничий.

Беседа, чтение по ролям.

Завязка. Понятие о «миражной интриге».

30.

Хлестаков и хлестаковщина.

Сцена лганья. Понятие хлестаковщины.

Беседа, чтение по ролям.

Кульминация. Гротеск.

31.

Дары города. Хлестаковщина в действии.

Эпизод дачи взяток. Дары города.

Беседа, чтение по ролям.

Кульминация. Сатира. Юмор.

32.

Триумф и бесславный конец городничего.

Анализ V действия. Истинная и ложная развязка. Немая сцена.

Беседа, чтение по ролям.

Развязка. Монолог.

33.

Подготовка к домашнему сочинению.

«Кто является главным героем комедии «Ревизор»?» , «Хлестаков и хлестаковщина»

Урок развития речи.




34.

М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок)

Слово о писателе. «История одного города» как художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников.

Рассказ учителя, беседа, работа с иллюстрациями.

Ирония, сатира, гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык.

35.

Обучение анализу эпизода из романа «История одного города».

Анализ эпизода (по выбору учителя).

Практикум.

Ирония, сатира, гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык.

36.

Н.С.Лесков «Старый гений».

Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа. Защита обездоленных. Сатира на чиновничество.

Рассказ учителя, практикум.

Святочный рассказ. Художественная деталь как средство создания художественного образа.

37.

Л.Н Толстой «После бала».

Социально-нравственные проблемы в рассказе. Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделённости двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Рассказ учителя, беседа.

Рассказ с обрамлением. Рассказчик.

38.

Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала».

Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приёмы изображения внутреннего состояния героя. Психологизм рассказа.

Практикум.

Рассказ с обрамлением, антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог, психологизм.

39.

Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество».

Нравственная проблематика повести «Отрочество».

Урок внеклассного чтения. Семинар.

Повесть.

40.

Поэзия родной природы в творчестве русских поэтов XIX века.

Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова.

Урок внеклассного чтения.

Лирика. Композиция. Тропы. Стихотворный размер, рифма.

41.

А.П.Чехов «О любви».

Рассказ «О любви» как рассказ об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

Беседа.

Рассказ. Психологизм.

42.

И.А.Бунин «Кавказ».

Слово о писателе. Проблематика рассказа. Психологизм.

Рассказ учителя, беседа.

Рассказ. Композиция. Психологизм.

43.

А.И.Куприн. «Куст сирени».

Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа. Представление о любви и счастье в семье.

Рассказ учителя, беседа.

Сюжет и фабула.

44.

Подготовка к домашнему сочинению.

Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Лескова, Толстого, Чехова, Бунина, Куприна.

Обсуждение тем, составление планов.




45.

А.А.Блок. «Россия»

Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. Образ России и её истории.

Обучение выразительному чтению.

Лирика. Тема, идея, композиция стихотворения. Образ лирического героя. Тропы. Стихотворный размер, рифма.

46.

С.А. Есенин. Поэма «Пугачёв».

Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания.

Слово учителя, беседа, выразительное чтение.

Понятие об исторической поэме.

47-48.

Образ Пугачёва в русской литературе

Урок-конференция. Образ Пугачёва в фольклоре, литературе XVIII века, произведениях Пушкина и Есенина). Подготовка к домашнему сочинению.

Подготовка сообщений, беседа.




49.

И.С.Шмелёв «Как я стал писателем»

«Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

Рассказ учителя, беседа.




50.

Журнал «Сатирикон». Н. Тэффи «Жизнь и воротник», М.М.Зощенко «История болезни».

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности; Н. Тэффи «Жизнь и воротник», М.М.Зощенко «История болезни».

Урок внеклассного чтения.

Ирония, юмор, сатира.

51.

М.А.Осоргин «Пенсне».

Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

Рассказ учителя, Беседа.

Роль фантастики в художественном произведении.

52.

Контрольная работа по творчеству Толстого, Чехова, Бунина, Блока, Есенина, Зощенко.




Урок контроля.




53.

А.Т.Твардовский «Василий Тёркин».

Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни. Тема честного служения родине. Восприятие поэмы современниками.

Рассказ учителя, беседа, выразительное чтение.

Поэма.

54.

А.Т.Твардовский «Василий Тёркин». Образ Василия Тёркина.

Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина. Правда о войне в поэме Твардовского

Обучение устному рассказу.




55.

А.Т.Твардовский «Василий Тёркин». Мастерство А.Т.Твардовского в поэме.

Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления.

Практикум.

Композиция, юмор, фольклорные мотивы, авторские отступления.

56.

А.Платонов «Возвращение».

Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни. Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

Урок внеклассного чтения.

Рассказ.

57.

Стихи о Великой Отечественной войне.

Стихи о Великой Отечественной войне М.Исаковского, Б.Окуджавы, А.Фатьянова, Л.Ошанина.

Урок-концерт.




58.

В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет».

Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа. Отражение военного времени в рассказе.

Рассказ учителя, беседа.

Развитие представлений о герое-повествователе.

59-60.

Классное сочинение «Великая Отечественная война» в произведениях писателей XX века (произведения по выбору учащихся).

Классное сочинение «Великая Отечественная война» в произведениях писателей XX века (произведения по выбору учащихся).

Урок развития речи.




61.

Русские поэты о родине и родной природе.

Русские поэты о родине и родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды.

Урок внеклассного чтения.

Мотив.

62.

У.Шекспир. «Ромео и Джульетта».

Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта».

Рассказ учителя, беседа, практикум.

Трагедия. Конфликт. «Вечные проблемы».

63.

Сонеты Шекспира.

Сонеты Шекспира «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…» Воспевание поэтом любви и дружбы.

Урок внеклассного чтения.

Сонет как жанр лирической поэзии.

64.

Ж.-Б.Мольер «Мещанин во дворянстве» (сцены)

Сатира на дворянство и невежественность буржуа. Черты классицизма в комедии. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии.

Рассказ учителя, беседа, чтение по ролям.

Классицизм. Высокая комедия. Речевая характеристика персонажа.

65.

Д.Свифт «Путешествия Гулливера».

«Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.

Рассказ учителя, беседа.

Сатира.

66-67.

В.Скотт «Айвенго»

Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.

Урок внеклассного чтения.

Исторический роман.

68.

Подведение итогов года. Список чтения на лето.











  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе для обучающихся 8 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом мо РФ о 05. iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для обучающихся...
Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом мо РФ от 05. 03. 2004 года, №1089)

Рабочая программа по литературе для обучающихся 8 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом мо РФ о 05. iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для обучающихся...
Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом мо РФ о 05. 03. 2004 года, №1089)

Рабочая программа по литературе для обучающихся 8 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом мо РФ о 05. iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для обучающихся...
Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом мо РФ о 05. 03. 2004 года, №1089)

Рабочая программа по литературе для обучающихся 8 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом мо РФ о 05. iconРабочая программа по литературе для обучающихся 6 класса создана...
Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ (базовый уровень), Программы «Литература»...

Рабочая программа по литературе для обучающихся 8 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом мо РФ о 05. iconРабочая программа по литературе для обучающихся 11 класса создана...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Криничанская средняя общеобразовательная школа Россошанского муниципального...

Рабочая программа по литературе для обучающихся 8 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом мо РФ о 05. iconРабочая программа по литературе для обучающихся 11 класса создана...
Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В. Я. Коровиной (редакторский коллектив: В. П. Журавлёв,...

Рабочая программа по литературе для обучающихся 8 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом мо РФ о 05. iconРабочая программа по литературе для обучающихся 7 класса создана...
Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В. Я. Коровиной (редакторский коллектив: В. П. Журавлёв,...

Рабочая программа по литературе для обучающихся 8 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом мо РФ о 05. iconРабочая программа по литературе для обучающихся 6Б и 6В классов создана...
Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В. Я. Коровиной (редакторский коллектив: В. П. Журавлёв,...

Рабочая программа по литературе для обучающихся 8 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом мо РФ о 05. iconРабочая программа по литературе для основной школы создана на основе...
Примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5-9 классы...

Рабочая программа по литературе для обучающихся 8 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом мо РФ о 05. iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница