Программа вступительного испытания для поступающих на образовательную программу высшего образования программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Русская литература»




НазваниеПрограмма вступительного испытания для поступающих на образовательную программу высшего образования программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Русская литература»
страница1/5
Дата публикации24.01.2015
Размер0.66 Mb.
ТипПрограмма
lit-yaz.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4   5
Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
для поступающих на образовательную программу высшего образования – программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
Русская литература

__________________________________________________________

(наименование программы)


по направлению подготовки
45.06.01 Языкознание и литературоведение

___________________________________________________________

(код, наименование направления подготовки)

Оренбург 2014

1. Введение

Программа вступительного испытания для поступающих на образовательную программу высшего образования – программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Русская литература» разработана на основании ГОС ВПО, ФГОС ВПО уровней образования специалитет, магистратура.

Вступительное испытание проводится в форме устного экзамена.

Цель экзамена заключается в определении уровня общей личностной культуры, профессиональной компетентности и готовности поступающего к научно-исследовательской деятельности в области литературы и к научно-педагогической деятельности в средних общеобразовательных и высших учебных заведениях.

Программа экзамена предполагает освоение поступающим теоретико-методологических оснований базового предмета «Русская литература», формирование на его основе собственного исследовательского подхода.

Вступительный экзамен сдается в соответствии с утвержденной программой экзамена.

Поступающий в аспирантуру должен показать:

  • знания программного содержания теоретических дисциплин,

  • уметь логично излагать материал,

  • показать навыки владения исследовательским аппаратом применительно к области преподавания русской литературы,

Критериями оценки ответов поступающих являются:

- оценка «отлично» выставляется абитуриенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал курса, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами и вопросами, причем не затрудняется с ответами при видоизменении заданий, правильно обосновывает принятые решения, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач;

- оценка «хорошо» выставляется абитуриенту, если он твердо знает материал курса, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения;

- оценка «удовлетворительно» выставляется абитуриенту, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических задач;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется абитуриенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями решает практические задачи или не справляется с ними самостоятельно.

^ 2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Русская литература ХIХ века.

Русский романтизм. Сущность романтизма как эстетическое выражение философских идеалистических категорий. Эстетика двоемирия. Исторические и литературные корни романтизма. Связь русского романтизма с европейским. Разновидности романтизма в зависимости от характера романтического идеала. Особенности жанровой системы.

Типы романтической личности, роль романтического героя в развитии конфликта, в сюжетостроении и композиции. Теоретики русского романтизма.

^ Литературная деятельность декабристов. Своеобразие декабристской разновидности русского романтизма: гражданская, социально-политическая направленность идеальных представлений. Формирование поэтики в зависимости от общественных позиций.

Основные литературно-критические статьи А.А. Бестужева-Марлинского, К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера, О. Сомова, П. Вяземского. Формирование понятия романтизма, категории народности. Борьба с подражательностью в русской литературе. Поэтическое творчество К.Ф. Рылеева: лирика, «Думы», поэмы. Значение поэмы «Войнаровский» в процессе становления жанра русской лирической романтической поэмы. Структура поэмы.

^ А.С. Пушкин. Художественно-философская концепция творчества, ее основные положения: идея «самостоянья человека», принцип «в малом –великое», концепция «человек и народ, судьба человеческая – судьба народная», философская идея «общего закона».

Эволюция пушкинского творчества: от усвоения литературно-художественного наследия мировой культуры к формированию национального русского содержания, приобретающего мировое значение.

Синтетизм лирических жанров, преодоление романтического двоемирия, многоаспектность художественного образа, простота и «гармоническая точность» художественной лирической структуры. Широкий идейно-тематический спектр лирики Пушкина (стихи о назначении поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, философские стихи, вольнолюбивые мотивы, «зимние» мотивы и т.д.).

Puschkiniana: классические труды XIX — XX веков, современное пушкиноведение.

Роман «Евгений Онегин». Место романа в литературном процессе. Новаторский реалистический метод создания образа персонажей, уровни художественного обобщения, структура образов. Композиционные принципы троичности, зеркального отражения, «открытой», «свободной» структуры повествования. Роман в стихах. Усложненный по принципу «троичности» конфликт.

Образ автора: персонаж, герой «поэмы о себе», демиург – создатель художественного мира. Роман как беседа с читателем, ступени диалогической структуры. Онегин, Ленский, Татьяна – сущность, генезис, развитие образов, их включенность в конфликт, авторские комментарии.

Принципы реализма в романе «Евгений Онегин»: строение эстетической модели мира по логике персонажа и события; развитие характеров в зависимости от обстоятельств и вопреки обстоятельствам (причинно-следственные связи), детерминированность характеров; принцип развития характеров; реалистические средства создания образов героев и романного мира в целом; принцип историзма, «энциклопедический» фон русской жизни. Роман как саморазвивающаяся система.

Работы литературоведов о романе. Литературоведческие комментарии.

Поэмы «Полтава» и «Медный Всадник». Синтетический характер эстетической системы поэм. «Полтава» как лироэпическая поэма. Проблема соотношения личности и истории в этой поэме. Приемы создания образа, особенности батальной поэтики. «Медный Всадник» — поэма-повесть с философским содержанием. Уникальная гармоничность эстетической системы произведения: прием умножения образов, архетипы, символика, функция фантастики.

«Маленькие трагедии» как «опыты драматических изучений». Уникальность художественной формы. Идейная и эстетическая логика цикла. Особенности драматического конфликта, его общий философский смысл. Степень художественного обобщения в цикле, «вечные образы». Другие особенности поэтики.

Новаторство драмы «Борис Годунов». Источники драмы. Черты «уличной драмы». «Шекспировский принцип» в произведении. Структура драматического жанра в «Борисе Годунове» в отличие от драмы классицизма и драмы романтизма. Конфликт драмы как конфликт народа и власти, его психологическое, нравственное, политическое содержание.

^ Проза А.С. Пушкина. «Капитанская дочка» — новый тип исторического романа. Глубинный анализ исторической и философской проблемы народного бунта. Честь и достоинство личности как основа исторической концепции в художественном произведении. Романная структура «Капитанской дочки», особенности повествовательной системы. Образ Пугачева.

^ М.Ю. Лермонтов. Предпосылки формирования художественной индивидуальности Лермонтова. Основные мотивы лирики. Демонический мотив. Философское и нравственное содержание лирического конфликта в стихотворениях Лермонтова. Основные характеристики поэтических систем Лермонтова («Парус», «Русалка», «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу», «Сон» и др.).

Тип романтического героя в поэмах «Мцыри», «Песня про купца Калашникова», «Демон». Философско-символический смысл конфликта и образной системы. Особенности жанровой структуры в поэмах.

«Герой нашего времени». Жанровая специфика романа: синтез предшествующих жанровых систем (повесть, цикл, роман-путешествие, авантюрный роман, бытовой, социальный роман, нравственно-философский роман), традиции «Евгения Онегина». «Герой нашего времени» как роман о философской личности. Сущность типа Печорина. Психологизм романа как выражение идейно-художественной концепции автора. Система конфликтов.

Восприятие и интерпретация образа Печорина и творчества Лермонтова в критике (Белинский, Ап. Григорьев, В. Соловьев, Мережковский и др.).

^ Н.В. Гоголь как художественная индивидуальность. «Миргород» как единый цикл. Петербургские повести: гоголевский город, мотив души, философско-религиозный аспект понимания проблемы искусства. «Миражный мир» — специфическая художественная модель в повестях Гоголя. «Шинель» — национальное русское произведение. Структура произведения, приемы типизации, система образов, роль фантастики, типология героя, «гуманное» место.

Пьесы Гоголя как «общественные комедии». «Ревизор»: «миражный» конфликт, способы создания комедии, значение «немой» сцены. Нравственно-символическое значение гоголевских «перевертышей». Смысл концовок в пьесах.

«Мертвые души» — итоговая эстетическая система первой половины XIX века. Проблематика и система образов. Композиционная мифологическая структура произведения. Приемы художественной типизации. Чичиков — новый герой в русской литературе. Авторская позиция: дидактическая концепция возрождения из глубины падения. Значение «Повести о капитане Копейкине». Лирические отступления. Образ автора. «Роман в стихах» и «поэма в прозе». Замысел трехтомной эпопеи. Полемика по поводу книги Гоголя (Белинский, И. Аксаков).

Книга «Выбранные места из переписки с друзьями»: вопросы общественной жизни, нравственности, религии, литературы. Публицистическая и религиозно-философская основа содержания. Элементы исповеди. Противоречия книги. «Письмо к Гоголю» Белинского — другая правда по этим вопросам. Прижизненная и последующая полемика по поводу книги.

^ В.Г. Белинский. Эволюция общественных и литературных взглядов. Эстетические категории в критике Белинского: народность, типическое, художественность, пафос, цели и задачи искусства. Концепция истории русской литературы. Концепция романтизма и реализма. Основные статьи критика, их структура и содержание: «Литературные мечтания», «О русской повести и повестях Гоголя», «Стихотворения Лермонтова», «Герой нашего времени», цикл пушкинских статей (11), статьи о «Мертвых душах», «Взгляд на русскую литературу 1847 года», «Письмо к Гоголю».

^ Литературная критика середины XIX века – Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Ап. А. Григорьев, А.В. Дружинин, Н.Н. Страхов. Основные статьи. Разнообразие идейно-эстетических концепций. Позиции критиков по поводу основных явлений русской литературы: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Гончаров, Островский, Л. Толстой, Достоевский и др.

^ Реализм. Русский классический реализм: философско-эстетические принципы, специфика художественного детерминизма, течения и типологические разновидности. Актуальные проблемы изучения метода.

^ Литературное движение 1840-1850-х годов. Социально-политические и экономические условия. Парадигмальная оппозиция «славянофильство — западничество». Развитие прогрессивно-демократического движения. Роль журналов в общественно-литературной жизни.

«Натуральная школа». «Натуральная школа» как историко-литературный факт. Манифесты «натуральной школы». Изменение критериев художественного прогресса в литературе и критике 1840-х годов. «Натуральность» как знаковое, корневое понятие. Специфика «физиологизма» в русской литературе. Журнальная полемика 1840-х годов о «натуральной школе». Славянофильская критика и ее уроки.

«Натуральная школа» как историко-литературное понятие. Проблема идейно-эстетической общности писателей сороковых годов в историко-литературных исследованиях. «Натуральная школа» в аспекте типологии русского реализма. Человек и среда в произведениях писателей «натуральной школы». Эволюция принципов художественного изображения в «физиологическом очерке», повестях и романах 1840-х годов. Роль «натуральной школы» в развитии классического реализма.

^ А.И. Герцен. Эволюция А.И. Герцена, мыслителя и художника. Современное состояние изучения творчества Герцена. Проблема творческой индивидуальности писателя в статьях Белинского и литературоведческих работах. Разработка Герценом основ нового реалистического знания. Учение о личности как основа концепции гуманизма. Философские работы Герцена и их значение для анализа произведений писателя. «Записки одного молодого человека», отражение в повести социально-философских исканий 1830-х годов. Проблематика и художественное своеобразие произведения. «Кто виноват?» А.И. Герцена как философский роман: проблематика и идейно-художественная структура. Содержательность композиции. Идейно-художественная роль диалогического конфликта. Герцен и Белинский о Бельтове. Новаторство Герцена-писателя.

«Русский социализм» Герцена и полемика с И.С. Тургеневым 1860-х годов о путях развития России. Книга «О развитии революционных идей в России»: историческая концепция писателя.

«Былое и думы» А.И. Герцена: проблематика и жанровое своеобразие книги. Современная точка зрения на природу типизации в произведении Герцена. Своеобразие сюжета, принципы компоновки материала. Движение как главная форма отражения жизни. Творческий принцип «отражения истории в человеке» и критерии оценки личности в книге. Искусство портретных характеристик. Эволюция социально-нравственных исканий автора. Философские обобщения Герцена и идейные выводы книги.

^ Литературное движение 1860-х годов. Специфика метода и жанровой системности в литературе. Журналистика 1860-х годов. Роль литературной критики в общественно-литературной жизни. Полемика о «лишних людях» и её современные интерпретации.

^ Н.Г. Чернышевский. Эстетическая теория Н.Г. Чернышевского. Отношение искусства к действительности в трактовке Чернышевского. Проблема идейности и тенденциозности искусства. Концепция народности литературы. Вопросы теории искусства в эстетике Н.Г. Чернышевского: содержание, цели, задачи искусства; проблема реалистического метода и типизации. Полемика вокруг эстетических идей Чернышевского в публицистике и литературе.

«Что делать?» как социально-философский роман-утопия. Гипотетическое моделирование действительности. Специфика синтеза познавательного, политического и эстетического в романе. Идея развития как структурообразующее начало. Проблематика, идейно-философский пафос и художественная система. Антропологический принцип философии и поэтика романа. Многосубъектность повествования. Реалистический характер романтики. Особенности рецепции романа «Что делать?» в общественно-литературном движении I860 — 1870-х годов. Чернышевский в отечественном литературоведении.

^ И.А. Гончаров. Формирование мировоззрения и творческой манеры И.А. Гончарова, философичность его прозы. «Эпохи развития» в трех романах, их внутренняя связь, своеобразие художественного воплощения оппозиции «новое – старое» в трилогии Гончарова.

«Обыкновенная история»: идейный замысел, проблематика и идейно-художественная структура. Концепция современности Гончарова-романиста и «вечное» в романе «Обыкновенная история». Полемика о «романтизме» Александра Адуева в современном литературоведении. Принципы типизации характеров. Роль диалогического конфликта.

Творческая история и проблематика романа «Обломов». Жанровое своеобразие и содержательность композиции. Специфика бытописи (социальное и архетипическое в быте). «Обломовщина» и «штольцевщина» как художественные обобщения. Типы человеческого существования и их реализация на персонажном уровне. «Поэма любви» и ее идейно-художественная роль в структуре произведения. Культурные контексты романа. Органическая взаимосвязь двух способов типизации в романе. Его современные интерпретации.

Роман «Обрыв» и его место в идейно-эстетической эволюции писателя. Художественная философия жизни в «итоговом» романе. «Дух времени» и «поэма любви». Сюжетно-композиционное своеобразие «Обрыва» и его идейно-нравственный пафос.

Поэтика романа Гончарова. «Трилогия» в аспекте жанровой типологии (диалектика типологического и индивидуального). Конкретно-историческое и метафизическое в романе Гончарова. Архетипическая основа характерологии Гончарова. Гончаров в русской критике и литературоведении.

^ Н.А. Некрасов. Демократизм как пафос поэзии Некрасова. Лирика Н.А. Некрасова 1840 — 1850-х годов: проблематика и художественное новаторство. Пересмотр традиционных представлений о критериях художественности, обновление тематического материала, преобразование поэтики лирических жанров. Освоение художественного опыта прозы, повествовательность, многогеройность некрасовской поэзии. Некрасов как поэт социологического течения: индивидуальное и типологическое в лирике Некрасова. Эволюция проблематики и жанровых форм в лирике I860 — 1870-х годов. Крестьянская тема и новые тенденции в изображении народа. Гражданская лирика и её жанрово-стилевое своеобразие. Трагедийность лирики Некрасова 1870-х годов. Сборник «Последние песни». Художественный метод и лирическая система Некрасова-поэта.

Поэмы Н.А. Некрасова и их место в творчестве поэта. Поэмы 1850-х годов, их проблематика и жанровая специфика. Идейно-художественное своеобразие поэм «Коробейники», «Мороз, Красный нос», «Русские женщины». Новое качество фольклоризма и мифологической образности в поэме «Мороз, Красный нос», лирическая позиция автора. «Кому на Руси жить хорошо»: творческая история поэмы, проблема расположения ее частей в литературоведческих работах; изображение роста народного самосознания как основа образной системы произведения. Широта изображения русской действительности. Фольклоризм поэмы и её художественные достоинства. Некрасов в отечественном литературоведении.

^ Поэты «некрасовской школы». «Некрасовская школа» в русской поэзии. Типологическое и индивидуальное в творческом методе и стиле поэтов-некрасовцев. Проблематика и жанры. Роль "некрасовской школы" в литературном процессе второй половины XIX века.

^ А.Н. Островский. Островский-драматург и его роль в развитии русской реалистический драматургии. Бытопись как форма народности Островского. Эпическое начало в его драматургии. «Крупный комизм» пьес, связанных с «натуральной школой». «Свои люди — сочтемся»: специфика изображения культурно-бытовой среды. Идейно-эстетические позиции А.Н. Островского «москвитянинского» периода. Дифференциация идей «славянофильства» и «почвенничества». Пьесы «москвитянинского» периода и их место в творческой эволюции драматурга. Островский в общественно-литературном движении 1850-х годов.

«Гроза» в творческом развитии А.Н. Островского. Конфликт и принципы его художественного воплощения, связь исторического и нравственного. Идейно-художественная роль образа Катерины в структуре драмы. Жанровое своеобразие произведения. «Гроза» в русской критике и в историко-литературных исследованиях.

Эволюция А.Н. Островского после 1861 года. Исторические пьесы, их проблематика и поэтика. «Снегурочка» и её место в творчестве Островского. Трагедийно-этическая тема «весенней сказки». «Фольклорное» и психологически современное в художественном мире произведения. Социальные драмы и комедии А.Н. Островского 1860 — 1880-х годов. Проблематика и жанровое новаторство социально-бытовых пьес. Типология тем и характеров. Актуальность сатирических комедий. «На всякого мудреца довольно простоты» как сатира нового типа. «Новая манера» Островского. Комедия «Лес»: нравственные идеалы драматурга. Конфликт и принципы его художественной реализации в драме А.Н. Островского «Бесприданница». Своеобразие художественной характерологии и новаторство поэтики. Сатирическое изображение мира купли-продажи и морального цинизма. «Чеховское» в пьесе «Бесприданница». Поздние комедии, их проблематика, характерология и жанровое своеобразие. Островский и русский театр. Островский в критике и литературоведении.

^ И.С. Тургенев. Формирование мировоззрения и художественной манеры И.С. Тургенева. «Записки охотника» и их новаторский характер. Проблематика и поэтика цикла. Формы проявления особенностей творческой индивидуальности Тургенева-художника. Национально-историческая идея и общественно-литературное значение «Записок охотника».

Проблема «лишнего человека» в творчестве И.С.Тургенева пятидесятых годов (повести и романы). Формирование «новой манеры». Роман «Рудин», его проблематика и жанровое своеобразие. Тип общественного деятеля в изображении писателя. Сюжетно-композиционное воплощение социально-психологической драмы героя, роль «тургеневской девушки» в романе. Философский и общественно-нравственный смысл исканий Рудина. Проблематика и художественная структура романа «Дворянское гнездо». Историзм как основа изображения «героя времени». Антиномия счастья и общественно-нравственного долга. Тургеневская этика отречения и философия Канта. Социально-нравственный пафос романа «Дворянское гнездо» и его историко-литературное значение.

Мировоззренческие и эстетические позиции И.С. Тургенева в конце 1850-х — начале 1860-х годов. Статья «Гамлет и Дон-Кихот». Проблематика и идейно-художественное своеобразие романа «Накануне». Трагическая концепция бытия как проявление творческой индивидуальности писателя. «Отцы и дети»: проблематика, конфликт и идейно-художественная структура романа. Нигилизм как культурно-историческое явление. «Философская ситуация» и эстетика трагического в романе. Метафизический «слой» романа. Взаимодействие универсально-философского, идеологического и художественно-эстетического планов романа. Роман в историко-функциональном освещении.

Эволюция И.С.Тургенева, художника и мыслителя, после «Отцов и детей». Повести 1860-х годов. «Дым» в аспекте типологии тургеневского романа. Изменение жанровой формы, своеобразие символики и авторская оценка пореформенной жизни. Система положительных ценностей автора. Формирование концепции «постепеновства снизу» и её общественно-философский смысл. «Часы», «Пунин и Бабурин» как преддверие «Нови». И.С. Тургенев и русское революционное народничество 1870-х годов. Проблематика и сюжетно-композиционная структура романа «Новь». Характерология романа в свете концепции Гамлета и Дон-Кихота. Программность образа Соломина, эволюция жанра романа в творчестве И.С.Тургенева. Особенности рецепции тургеневских романов. Поздние произведения И.С.Тургенева и история их изучения. «Таинственные повести». «Стихотворения в прозе» как идейно-художественное единство. Современная точка зрения на роль Тургенева в историко-литературном процессе XIX – начала ХХ века. Конкретно-историческое и метафизическое в произведениях писателя. Идиостиль Тургенева. Вопрос о творческом методе писателя. Тургенев в критике и литературоведении.

^ Ф. И. Тютчев. Ф.И. Тютчев как поэт-философ, его творческая эволюция. Философские основы поэтической системы Тютчева. Концепция мира и человека в лирике 1820 — 1830-х годов, её художественное своеобразие. Лирическая система Тютчева. Новаторство Тютчева и его место в русской поэзии. Поэтика тютчевской лирики как выражение философского осмысления мира. Система мотивов. Психологизм поэзии Тютчева.

А.А. Фет. Идейно-эстетическая эволюция А.А. Фета. Мир личных переживаний, любовь и природа в лирике поэта. Общечеловеческие и философские проблемы, психологически современное и «вечное» в поэзии Фета. Трагические мотивы в поздней лирике. Новая поэтика. Формы выражения авторского сознания и проблема творческого метода. Поэзия Фета в историко-функциональном освещении.

^ Поэзия 1850 – 1860-х годов. Идейно-творческие искания А. Майкова, Я. Полонского, А. Григорьева, А. Толстого.

Писатели-демократы 1860-х годов. Проблема мировоззрения и творческого метода писателей-демократов 1860-х годов. Новый герой и принципы его изображения («Трудное время» В.А. Слепцова, дилогия Н.Г. Помяловского и др.). Воссоздание народной жизни «без прикрас» (Н.В. Успенский, Ф.М. Решетников и др.). Человек и среда в прозе писателей-демократов 1860-х годов. Сюжетно-композиционная и жанровая типология произведений беллетристов-шестидесятников, жанр художественного очерка и его поэтика («Очерки бурсы» Н.Г. Помяловского и др.).

^ Общественно-литературное движение в России 1870 — 1890-х годов. Идеология народничества и народническая проза. Журналистика («Отечественные записки», «Дело», «Вестник Европы», «Русское богатство», «Русский вестник» и др.). Литературные и публицистические отделы журналов.

Мировоззренческие и творческие ориентации русских писателей.

Типологические разновидности русского реализма 1870 – 1890-х годов. Конкретно-исторические и философско-эстетические принципы типологического анализа литературного процесса. Литературные течения, разновидности, школы русского реализма. Дискуссионные проблемы изучения типологии русского реализма 1870 — 1890-х годов.

Русский просветительский роман 1870 — 1880-х годов: проблематика, жанровая типология, поэтика.

^ Г.И. Успенский. Идейно-художественная эволюция Г.И. Успенского и своеобразие его реализма. Преодоление народнических представлений о развитии крестьянской жизни. Очерковые и повествовательные циклы Г.И. Успенского 1860-х годов («Нравы Растеряевой улицы», «Разоренье»). Группировка образов, идейно-художественное своеобразие циклов. Основные темы творчества 1870-х годов. Идеи и образы циклов «Из деревенского дневника», «Крестьянин и крестьянский труд», «Власть земли». Успенский как мастер очеркового жанра. Очерк «Выпрямила» и его эстетические достоинства. Г.И. Успенский и революционное народничество.

^ М.Е. Салтыков-Щедрин. Специфика художественного метода М.Е. Салтыкова-Щедрина. Сатирическая поэтика писателя. Отражение его идейных исканий в повестях сороковых годов. «Губернские очерки»: «монографическое» исследование жизни и структура цикла. Система образов и композиция. Концепция русской жизни в произведении.

«История одного города» как роман-гротеск. Народ и власть, философия истории. Обобщенно-сатирический образ города Глупова. Гротескный характер «истории» и особенности сюжета. Сатирическое изображение «порядка вещей». Реалистическая природа фантастики. Категория художественного времени и проблема историзма. Мастерство сатирической типизации. Поэтика «Истории одного города»: форма повествования, конкретность образов, библейский контекст. Дискуссионные проблемы изучения «Истории одного города».

Сатирические циклы М.Е. Салтыкова-Щедрина конца 1860 – 1870-х годов. Критика основ современного общества в циклах «Убежище Монрепо», «Господа ташкентцы» и др. Новое в поэтике сатирического изображения в «Господах ташкентцах»; принцип компоновки материала в цикле. «Благонамеренные речи» и их проблемная связь с романом «Господа Головлевы».

Эволюция творческого метода М.Е.Салтыкова-Щедрина 1870 – 1880-х годов. «Господа Головлевы» как новый тип социально-психологического романа. Специфика романной поэтики. Проблематика, жанр, сюжетно-композиционная система романа. Головлев и "головлевщина". Обобщающая роль психологического анализа. Идейное звучание произведения. Конкретно-историческое и «вечное» в романе. «Господа Головлевы» в контексте литературы 1870-х годов. Особенности рецепции романа.

Основные проблемы творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина конца 1870 —1880-х годов. Развитие принципов сатирической типизации («Современная идиллия», «За рубежом», «Письма к тетеньке»). Социально-бытовая хроника «Пошехонская старина»: актуальность и злободневность проблематики, характерология и поэтика.

Сатирические сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина. Жанровая специфика «Сказок»: традиции и новаторство. Генезис щедринской сказки. «Сказки» как идейно-художественный цикл. Основные темы и образы. Мастерство сатирической типизации. Стилевое своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина. Традиции Щедрина в литературе XX века. Салтыков-Щедрин в критике и современном литературоведении.

^ Н.С. Лесков. Устойчивость основных принципов творческого метода и идейно-творческая эволюция Н.С. Лескова. «Трудный рост» писателя. Основная проблематика и жанры произведений Лескова. Преобразование жанров очерка, жития, повести, очеркового обозрения, легенды в творчестве Лескова. Проблема идеала и художественная онтология Лескова. Первые повести и рассказы о «народной жизни». Романы «Некуда» и «На ножах» в современном литературоведении. Идейно-эстетический анализ повести «Очарованный странник» (проблематика, жанровое своеобразие, идейно-художественная структура, образная система, стиль, языковое мастерство).

Рассказы Н.С. Лескова и общие тенденции развития жанра в литературе второй половины XIX века. Жанрово-стилевое своеобразие рассказов Лескова. Система повествования и лесковский сказ. Многопроблемность рассказов и художественное мастерство Лескова-писателя.

Романические хроники Н.С. Лескова («Соборяне», «Захудалый род»). Художественная концепция личности в творчестве Н.С. Лескова: дискуссионные проблемы.

Основные проблемы творчества Н.С. Лескова 1880 – 1890-х годов. Эволюция темы «праведничества» («Соборяне», «Несмертельный Голован», «Однодум», «Инженеры-бессеребреники», «Человек на часах» др.). Идейно-художественное своеобразие «святочных» рассказов и «рассказов кстати». Лесков-сатирик: жанровое многообразие и актуальность сатирических произведений писателя. Связь творчества Лескова с традициями фольклора, древнерусской литературы и искусства, с формами «низовой» культуры. Лесков – мастер реалистической прозы. Народная языковая стихия в произведениях писателя. Лесков в истории русской и мировой литературы. Современное состояние изучения творчества Н.С. Лескова.

^ Ф.М. Достоевский. Специфика реализма Достоевского. Идейно-творческая эволюция Ф.М. Достоевского 1840-х годов. Особенности реализма писателя. Роман «Бедные люди»: проблематика, содержательность эпистолярной формы, специфика изображения характера и среды, тип сознания героя и поэтика художественного слова. Традиции и новаторство.

Мировоззренческие позиции Ф.М. Достоевского 1850 – начала 1860-х годов. Программы журналов «Время» и «Эпоха». «Почвенничество» как течение общественной мысли. Дискуссионные проблемы изучения «почвенничества» Достоевского. «Почвенничество» и художественное творчество писателя. «Записки из Мертвого дома»: проблематика и художественное своеобразие.

«Униженные и оскорбленные» и формирование жанровой системы романа Ф.М. Достоевского. Актуальность проблематики произведения. «Смещение хронологии» и широкий охват идейной жизни. Нравственные идеалы и концепция гуманизма Достоевского. «Зимние заметки о летних впечатлениях» и их связь с художественными произведениями Достоевского. «Записки из подполья». «Подполье» как ключевой идейно-философский символ. Смысл исповеди парадоксалиста и противоречивость «антигероя». Парадоксы «подпольного» сознания, духовная трагедия «усиленно сознающей личности». Связь «Записок» с последующими произведениями писателя.

Тип романа Достоевского, идея и сюжет, слово в романе (М.М. Бахтин).

Отношение Ф.М. Достоевского к капитализму. Русская пореформенная действительность и изображение состояния жизни в «Преступлении и наказании». Проблематика и жанрово-композиционная система романа. «Преступление» Раскольникова и его социально-психологическая предыстория. «Бунт» Раскольникова, его противоречивость. Диалогический характер «идей» в полифонической системе романа. Трагическая «идея» Раскольникова, её социально-бытовой и философский аспекты. «Двойники» Раскольникова. Раскольников как трагический герой. Смысл его «эксперимента» и проблема «теории» и «жизни» в романе. Идейно-художественная роль образа Сони в структуре романа. Проблема финала.

«Идиот» как тип романа Ф.М. Достоевского. Идейный замысел и две редакции романа. Изображение русской жизни и нравственно-эстетический идеал писателя. Структура романа, группировка образов. Мышкин и проблема архетипа. «Нестройность» сюжета как содержательный принцип отражения действительности. Идеал братской жизни и смысл сопоставления основных образов. Трагическое в романе и гуманистическая позиция автора.

История изучения и современная трактовка романа «Бесы». Философско-эстетическая проблематика. Идейно-художественная структура, характерология, жанровое своеобразие произведения. Роман «Бесы» в историко-функциональном освещении.

«Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского как роман-синтез. Нравственно-философская проблематика и композиционная структура произведения. «Карамазовщина» и ее социально-психологическая сущность. «Жизнь идей» в диалогическом романе: «бунт» Ивана Карамазова, его противоречивость и нравственно-религиозные воззрения старца Зосимы. Идейно-эстетическая роль «Легенды о Великом инквизиторе».

Основные проблемы «Дневника писателя». Художественные произведения в контексте «Дневника». Проблемная связь поздних произведений и публицистики Достоевского с романом «Братья Карамазовы». История изучения творчества Достоевского.

^ Л.Н. Толстой. Мировоззренческие позиции и художественное творчество Л.Н. Толстого 1850 — начала 1860-х годов. Проблема формирования личности и принципы психологического раскрытия характера в трилогии Толстого. «Диалектика души» как предмет изображения и художественный метод. Идейно-эстетическое единство «Севастопольских рассказов». Экспериментальный характер произведений 1850-х годов. Повесть «Казаки» в творческом развитии Толстого.

Проблематика романа-эпопеи «Война и мир». Соотнесенность исторической темы с современностью. Проблема жанра и современное состояние её изучения. «Эпическое» и «романическое» в «Войне и мире». Жизнь как процесс в изображении Толстого и характер повествования. Принципы композиции романа-эпопеи. «Мысль народная» как структурообразующий принцип «Войны и мира». Два фактора, определяющие национальную жизнь. Смысл сопоставления Аустерлицкого, Шенграбенского и Бородинского сражений. Суть концепции исторической необходимости Толстого: вопрос о стимулах народного движения. Народ как коллективный герой «Войны и мира», роль массовых сцен в романе. Два значения понятия «народ» и характерология романа-эпопеи. Философия истории в «Войне и мире». Вопрос о роли личности в истории и смысл противопоставления образов Кутузова и Наполеона. Утверждение роли народных масс в исторической жизни. Нравственно-эстетическая концепция человеческого существования Л.Н. Толстого и критерии оценки личности в «Войне и мире». Поиски героями нравственного смысла жизни и изображение «истории души».

Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Проблематика произведения и её актуальность. «Диалектика души», поток сознания и система символических образов в романе. Вопрос об идейно-художественном единстве произведения. Смысл идейно-нравственных исканий Левина и роль образа в структуре романе.

Сюжетно-композиционная роль образа Анны. Две концепции образа в современном литературоведении. Трагическое и эпическое в романе. Жанровое и стилевое своеобразие произведения.

Роман «Воскресение». Социально-этическая проблематика и сюжетно-композиционная структура. Проблема нравственного «воскресения», «истина» и «ложь» в романе. Обличительно-сатирический пафос произведения. Проблемная связь публицистических выступлений Л.Н. Толстого и романа «Воскресение».

Драматургия Л.Н. Толстого. Проблематика и художественное своеобразие поздних повестей и рассказов («Хаджи Мурат», «После бала»). Нравственная философия Л.Н. Толстого. История и современное состояние изучения творчества Л.Н. Толстого.

^ В.М. Гаршин. Идейно-творческая эволюции В.М. Гаршина. Своеобразие его метода и стиля. Основные проблемы творчества Гаршина. Рассказ в литературном процессе последней трети XIX века и роль В.И. Гаршина в развитии жанра. Поэтика рассказов. Тип героя в произведениях писателя. Особенности психологизма. Гаршин-художник в современном литературоведении.

^ В.Г. Короленко. Творчество В.Г. Короленко в контексте развития реализма. Идейно-творческая эволюция В.Г. Короленко. Теоретическое обоснование писателем «синтетического» метода изображения. Художественное воплощение проблемы народного характера в рассказах Короленко (проблематика и поэтика рассказов «Сон Макара» и цикла о «вольных людях»). Образы людей из народа и идейно-эстетическая позиция автора в рассказах «В дурном обществе», «Лес шумит», «Река играет» и др. Поэтика фантастического, романтико-героическая символика в рассказах Короленко. Автобиографическое произведение «История моего современника» в контексте развития русской мемуаристики. Антропологизм Короленко. Общественно-литературное значение творчества В.Г. Короленко.

^ А.П. Чехов. Своеобразие мировоззренческих и эстетических позиций А.П. Чехова 1880-х годов. «Комедия нравов»: идейно-художественное своеобразие юмористических рассказов. «Степь» как итог творчества восьмидесятых годов: проблематика, сюжетно-композиционная организация, стилевое своеобразие, художественная специфика раскрытия драмы русской жизни. Переосмысление традиций русской классики в повести «Дуэль».

Идейно-творческие искания А.П. Чехова конца 1880 — 1890-х годов. «Скучная история»: проблема «общей идеи», две сюжетные линии и принципы раскрытия характеров. Итоги сахалинского путешествия и их отражение в произведениях Чехова («Дуэль», «Палата № 6» и др.). Исследователи о поэтике конфликта и своеобразии психологизма в произведениях писателя девяностых годов.

Основные черты поэтики зрелой прозы: повествование, событие, характер, предметный мир, подтекст, авторская позиция. Положительные идеалы писателя («Дом с мезонином», «Моя жизнь»). Изображение человека в прозе Чехова. Жанровая специфика «крестьянской трилогии» («Мужики», «Новая дача», «В овраге» и др.). Социально-нравственная проблематика и поэтика поздних повестей и рассказов писателя. Принципы раскрытия авторской позиции. «Маленькая трилогия» в свете чеховской концепции человека и действительности. Внутренняя связь рассказов, их герои и сюжеты. Поэтика «трилогии»: сюжетно-композиционная структура, специфика раскрытия характеров и обстоятельств, своеобразие повествования, формы выражения авторской позиции, стиль. Связь «трилогии» с другими произведениями Чехова.

Проблема традиций и новаторства в драматургии А.П. Чехова. Жанровое своеобразие чеховских пьес, характер раскрытия конфликта, роль психологического подтекста. Идейно-эстетический анализ пьес Чехова («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры»). Стиль Чехова-драматурга. «Вишневый сад» как «чеховская» пьеса. Своеобразие художественного историзма, проблематика, конфликт и его сюжетно-композиционное воплощение. Психологическое раскрытие характеров и идейно-эстетическая роль подтекста. Поэтика символа, жанровая природа «Вишневого сада». История и современное состояние изучения творчества Чехова.

^ Поэзия последней трети XIX века. Типологические характеристики на основе тематического, жанрового принципов и особенностей художественного метода. Анализ творчества одного из поэтов (по выбору студента).

Национальное своеобразие и мировое значение русской классической литературы. Современность классической литературы.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительного испытания для поступающих на образовательную программу высшего образования программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Русская литература» iconПрограмма вступительного экзамена для поступающих на магистерскую...
В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования от 14. 03. 2000 г...

Программа вступительного испытания для поступающих на образовательную программу высшего образования программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Русская литература» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 Русская литература
Программа предназначена для поступающих в аспирантуру Московского городского педагогического университета по специальности 10. 01....

Программа вступительного испытания для поступающих на образовательную программу высшего образования программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Русская литература» iconПримерный учебный план для образовательных учреждений, реализующих...
Вательных учреждений, реализующих образовательную программу ос «Школа 2100», может использоваться для самостоятельной разработки...

Программа вступительного испытания для поступающих на образовательную программу высшего образования программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Русская литература» iconПримерный учебный план для образовательных учреждений, реализующих...
Вательных учреждений, реализующих образовательную программу ос «Школа 2100», может использоваться для самостоятельной разработки...

Программа вступительного испытания для поступающих на образовательную программу высшего образования программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Русская литература» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Языкознание и литературоведение», по профилю «Русская литература» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры русской...

Программа вступительного испытания для поступающих на образовательную программу высшего образования программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Русская литература» iconВысшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы в учреждениях среднего профессионального...

Программа вступительного испытания для поступающих на образовательную программу высшего образования программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Русская литература» iconВысшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы в учреждениях среднего профессионального...

Программа вступительного испытания для поступающих на образовательную программу высшего образования программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Русская литература» iconПрограмма вступительного испытания по литературе для подготовки абитуриентов,...
Вступительный экзамен по литературе проводятся в устной форме для абитуриентов, поступающих на направления подготовки «Педагогическое...

Программа вступительного испытания для поступающих на образовательную программу высшего образования программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Русская литература» iconПрограмма вступительного испытания по литературе для поступающих на направление подготовки
Познакомить абитуриентов со списком учебной и справочной литературы для самостоятельной подготовки к вступительному испытанию

Программа вступительного испытания для поступающих на образовательную программу высшего образования программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Русская литература» iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру по направлению...
Вступительное испытание проводится с целью выявления готовности абитуриентов к обучению в магистратуре. Форма вступительного испытания...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница