Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта 2004 года, Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы»




Скачать 373.13 Kb.
НазваниеПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта 2004 года, Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы»
страница1/2
Дата публикации17.02.2015
Размер373.13 Kb.
ТипПояснительная записка
lit-yaz.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2
l:\программы\русский маскаева\2013-11-27\image0005.jpg

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта 2004 года, Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы». Авторы – составители: Г.И.Беленький, Э.А.Красновский, Ю.И.Лыссый, М.А. Снежневская, О.М.Хренова/ Лаборатория литературного образования Института общего среднего образования Российской академии образования, Москва, «Мнемозина», 2006 год, в соответствии с рекомендациями инструктивно-методического письма Департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области «О преподавании предмета «Литература» в общеобразовательных организациях Белгородской области в 2013-2014 учебном году, в соответствии с учебным планом МОУ «Ериковская ООШ».

^ Основными целями обучения в организации учебного процесса в 8 классе будут:

  • осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

  • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

  • формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

  • формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций
^ Задачи организации учебной деятельности:

  • развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; совершенствование умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя; развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование первоначальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении произведений, развитии устной и письменной речи учащихся;

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • усвоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литератур, выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания.

Программа для 8 класса построена по хронологическому принципу. Учащиеся обобщают свои наблюдения над спецификой литературы (ее образностью, отличиями от других видов искусства). Сверхзадача курса в 8 классе - приобщение школьников к эстетическим богатствам классической и новейшей литературы, воспитание их вкусов, интереса к чтению, культуры переживаний.

Основой изучения литературы остается чтение, эмоциональное восприятие и изучение художественных произведений. Вместе с тем, 8 класс вносит новые существенные элементы в литературное образование учащихся. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно- эстетической проблематике , способам выражения авторского сознания, особенностям родов и жанров. Произведения располагаются по хронологическому принципу (за исключением песен)- первый шаг к курсу на историко-литературной основе в старших классах.

Усложняются виды и формы самостоятельной работы учащихся: анализ художественного текста, сочинения, устные сообщения, развернутые ответы на вопросы.

Ко времени обучения в 8 классе школьники достигают такого уровня начитанности, который позволяет делать первые серьезные обобщения литературного характера. В предыдущих классах ученики познакомились с понятиями: литературный герой, литературный характер, сюжет и построение произведения, изобразительно-выразительные средства языка, пейзаж, портрет, интерьер, роды и жанры литературы , художественное пространство и время. В 8 классе все эти понятия уточняются, углубляются, дополняются важнейшими теоретическим понятием художественного образа. Художественное произведение рассматривается как целостный объект, элементы которого составляют неразрывное единство и связаны идейно-тематической основой и авторским отношением к жизни и искусству.

^ Изменения, внесенные в программу

Согласно учебному плану МОУ «Ериковская основная общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» на изучение литературы в 8 классе отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю (авторская программа – 68 ч.).

Разделы

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

Введение.

2

2

Устное народное творчество. Народные песни.

3

3

Русская старина.

4

4

Литература XIX века.

30

31

Литература конца XIX - начала XX века.

7

7

Литература XX века.

16

17

Из зарубежной литературы.

6


6

Итого

68

70

^ Название учебно-методического комплекта

Беленький Г.И., Снежневская М.А. Литература. Начальный курс 8 класс. Учебник-хрестоматия: в 3-х частях. - М.: Мнемозина, 2012.
Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы/под ред. Г.И. Беленького. – 4-е изд., перераб. – М.: Мнемозина,1009. – 110 с.


^ Программа рассчитана на 70 часов учебного времени 2 раза в неделю, из них:

контрольных сочинений – 4;

домашних сочинений – 1

Формы организации учебного процесса.

Формы обучения:

Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.

^ Методы и приёмы обучения:

  • обобщающая беседа по изученному материалу;

  • виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта)


Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 8 класса

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • основные биографические сведения об авторах изученных произведений;

  • роль важнейших эпизодов изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания в изображении характеров героев;

  • основные признаки понятий художественного образа, темы, идеи, сюжета, композиции художественного произведения;

  • некоторые особенности выражения авторского сознания(лирическое «я», рассказчик, роль «обрамления»);

  • средства изображения героев (портрет, речь, авторская характеристика); изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;

  • родо-жанровые особенности эпических, драматических и лирических произведений (рассказ, повесть, поэма, комедия, трагедия, лирическое стихотворение).

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  • использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

  • определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки, классификации объектов;

  • проводить поиск необходимой информации по заданной теме в источниках разного типа; отделять основной информации от второстепенной;

  • развернуто обосновывать суждения, давать определения;

  • выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью;

  • владеть навыками редактирования текста, создания собственного текста;

  • характеризовать главных героев произведения, выявляя в каждом общее и индивидуальное, объяснять связь героев и событий в произведении;

  • выявлять авторское отношение к изображаемому;

  • пересказывать устно и письменно эпические и драматические произведения или их фрагменты;

  • писать сочинения-рассуждения на доступную тему, работать над отзывом о самостоятельно прочитанном произведении с выражением своего отношения к героям и событиям.

^ Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


^ Календарно-тематическое планирование

№ урока



Дата планируемая


Дата фактическая


Тема учебного занятия

Повторение.

Контроль

Примечание



Введение (2 ч)

1

(1)

5.09




Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ.







2

(2)

7.09




Литература как искусство слова. Другие виды искусств.







^ I. Устное народное творчество. Народные песни (2ч+1ч)

3

(1)

12.09




Звуки и буквы. Произношение и правописание







4

(2)

14.09




Орфограмма







5

(3)

19.09




Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова







^ II. Русская старина (3 ч + 1ч)

6

(1)

21.09




А.Н. Толстой. «Земля оттич и дедич».







7

(2)

26.09




Житийный жанр в древнерусской литератур. «Житие преподобного Сергия Радонежского» (фрагменты).







8

(3)

28.09




«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты).







9

(4)

3.10




Вн.чт. «Сказание о Борисе и Глебе».







^ III. Литература XIX века (24 ч + 4ч + 3ч)

10

(1)

5.10




А.С. Пушкин -прозаик. «Капитанская дочка». Историческая основа повести.







11

(2)

10.10




Гринев, его роль в произведении, формирование характера и взглядов.







12

(3)

12.10




Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию.







13

(4)

17.10




Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в характере героини.







14

(5)

19.10




Утверждение автором нравственных идеалов гуманности, чести и долга. Образ-характер, художественная правда и вымысел в литературе.







15

(6)

24.10




Точность и лаконизм пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии. Роль и характер эпиграфов.







16

(7)

7.11




^ Р.р. Написание контрольного сочинения по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

контрольное сочинение




17

(8)

9.11




Вн. чт. А.С. Пушкин. «Метель».







18

(9)

14.11




^ М.Ю. Лермонтов. «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание». Символические образы тюрьмы и узничества в лирике.







19

(10)

16.11




Мотивы вольной кавказской природы. «Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!...».







20

(11)

21.11




«Мцыри – любимый идеал Лермонтова» (В.Г. Белинский).







21

(12)

23.11




Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме.







22

(13)

28.11




«Упругость, энергия стиха» (В.Г. Белинский). Особенности построения поэмы.







23

(14)

30.11




^ Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

домашнее сочинение




24

(15)

5.12




Вн. чт. М.Ю. Лермонтов. Стихотворения.







25

(16)

7.12




^ Н. В. Гоголь. Сатира в творчестве Гоголя. «Ревизор». Жизненная основа комедии.







26

(17)

12.12




Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия.







27

(18)

14.12




Мастерство композиций и речевых характеристик, роль авторских ремарок.







28

(19)

19.12




Хлестаков и хлестаковщина.







29 (20)

21.12




Высказывания героев, ставшими афоризмами. «Ревизор» в театре и кино.







30

(21)

26.12




^ Р.р. Написание контрольного сочинения по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

контрольное сочинение




31

(22)

28.12




Вн. чт. Н.В. Гоголь. «Женитьба».







32

(23)

16.01




^ И. С. Тургенев. Особенности прозы писателя. «Ася»







33

(24)

18.01




Образ «тургеневской девушки», скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси.







34

(25)

23.01




Поэтическая атмосфера повести. Драма рассказчика, обреченного на одиночество.







35

(26)

25.01




Р.р. Обучающее тестирование по произведению И.С. Тургенева «Ася».







36

(27)

30.01




^ Л.Н. Толстой. Писатель как поборник суровой правды. «После бала».







37

(28)

1.02




Антитеза как прием, помогающий раскрыть идею рассказа.







38

(29)

6.02




Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.







39

(30)

8.02




Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении.







40

(31)

13.02




^ Р.р. Написание контрольного сочинения по рассказу Л.Н. Толстого «После бала».

контрольное сочинение




^ IV. Литература конца XIX - начала XX века (6 ч + 1 ч)

41

(1)

15.02




В.Г. Короленко. «Парадокс».







42

(2)

20.02




«Огоньки» - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.







43

(3)

22.02




^ И. А. Бунин. «Полевые цветы», «Еще и холоден и сыр...», «Густой зеленый ельник у дороги…», «Родине», «Слово».







44

(4)

27.02




«Сверчок». Трагедия и самоотверженность «маленького человека».







45

(5)

1.03




^ М. Горький. «Песня о Соколе».







46

(6)

6.03




Символика - аллегорический смысл «Песни». Ее композиция, ритмика, интонационные особенности.







47

(7)

8.03




Вн. чт. А. М. Горький. «Челкаш».







^ IV. Литература XX века (12 ч + 3 ч + 2 ч)

48

(1)

13.03




Н.А. Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой…», «Журавли».







49

(2)

15.03




«Одинокий дуб». «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться…».







50

(3)

20.03




^ К.Г. Паустовский. «Телеграмма».







51

(4)

22.03




Проблема истинной человечности в рассказе. (Настя в отношении к матери и скульптору Тимофееву).







52

(5)

22.03




^ А.Т. Твардовский. «Василий Теркин». История создания и композиция поэмы.







53

(6)

3.04




Утверждение жизнестойкости и оптимизма русского человека.







54

(7)

5.04




Народнопоэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме.







55

(8)

10.04




Авторский голос в поэме. Широкая популярность поэмы и ее героя в годы войны и в наше время







56

(9)

12.04




Вн. чт. А.Т. Твардовский. Стихотворения о Великой Отечественной войне.








57

(10)

17.04




Р.р. Классное сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей XX века».

контрольное сочинение




58

(11)

19.04




^ В.М. Шукшин. «Дядя Ермолай», «Солнце, старик и девушка».







59

(12)

24.04




«Микроскоп».







60

(13)

26.04




Р.р. Написание обучающего сочинения по рассказам В.М. Шукшина.







61

(14)

1.05




Вн. ч. В.М. Шукшин. Рассказы.







62

(15)

3.05




^ Н.М. Рубцов. «Русский огонек», «О Московском кремле», «Старая дорога».







63

(16)

8.05




«Журавли», «Посвящение другу», «До конца».







64

(17)

10.05




Р.р. Выразительное чтение стихотворений Н.М. Рубцова.







^ V. Из зарубежной литературы (5 ч + 1 ч)

65

(1)

15.05




У. Шекспир. «Ромео и Джульетта».







66

(2)

17.05




Герои трагедии как символ верной и вечной любви.







67

(3)

22.05




^ М. Де. Сервантес «Дон Кихот».







68

(4)

24.05




Дон Кихот - неумирающий образ мировой литературы.







69

(5)

29.05




^ П. Мэриме. Легенда «Черногорцы» в сравнении с текстом стихотворения А.С. Пушкина «Бонапарт и черногорцы».







70

(6)

31.05




Вн. чт. Рекомендации на летнее чтение.






  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта 2004 года, Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе...

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта 2004 года, Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» iconПояснительная записка Рабочая программа по литературе для 7 класса...
Г. И. Беленького. – 4-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2009 год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет...

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта 2004 года, Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 9 класса...
Под ред. Г. И. Беленького. 4-е изд., перераб. М.: Мнемозина,2009 год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет...

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта 2004 года, Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального...
Программы общеобразовательных учреждений. Литература (базовый уровень). 5-11 классы./ Под ред. В. Я. Коровиной. 6-е изд., переработанное...

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта 2004 года, Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального...
Программы общеобразовательных учреждений. Литература (базовый уровень). 5-11 классы./ Под ред. В. Я. Коровиной. 6-е изд., переработанное...

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта 2004 года, Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы...
Рабочая программа составлена на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой....

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта 2004 года, Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе фкгос...
Рабочая программа составлена на основе фкгос и примерной программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы». М.,»Просвещение»,2009...

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта 2004 года, Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по...

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта 2004 года, Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» iconПояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта 2004 года, Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» iconПояснительная записка данная рабочая программа рассчитана на изучение...
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница