История русской литературы XIX в. (1840-1860-е гг). Семинарскиезанятия




Скачать 37.47 Kb.
НазваниеИстория русской литературы XIX в. (1840-1860-е гг). Семинарскиезанятия
Дата публикации19.02.2015
Размер37.47 Kb.
ТипАнализ
lit-yaz.ru > Литература > Анализ


ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX В. (1840-1860-е гг).

С е м и н а р с к и е з а н я т и я
З а н я т и е N 2

Проблема повествования в автобиографической трилогии

Л.Н. Толстого (повесть “Детство”).

И с т о ч н и к и:
Л.Н. [Толстой Л.Н.] История моего детства // Современник. 1852. № IX. С. 5-104.

Детство и Отрочество / Cоч. графа Л.Н. Толстого. СПб.: В тип. Эдуарда Праца, 1856. С. 1-171. [“Детство”].

Толстой Л.Н. Детство // Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность / Подгот. Л.Д. Опульской. М.: Наука, 1979. С. 5-76. [Серия “Литературные памятники”].

Толстой Л.Н. Дневники (1847-1851) // Собр. соч.: В 22-х т. М.: Худ. лит., 1985. Т. XXI. С. 7-54. Или: Полн. собр. соч.
К р и т и ч е с к и е о т к л и к и:
Б/п [Дудышкин С.С.] Повесть г. Л.Н.Т. “Отрочество” // Отеч. зап. 1854. Т. XCVII. Кн. II. Отд. IV. С. 33-39.

Б.А. [Алмазов Б.] Современник 1854 года, №№ X и XI // Москвитянин. 1854. № 23. Кн. I (декабрь). Отд. IV. С. 113-115.

П.А-Въ.[Анненков П.В.] О мысли в произведениях изящной словесности (Заметки по породу последних произведений гг. Тургенева и Л.Н.Т.) // Современник. 1855. Т. 49. № 1. Критика. С. 21-26. Перепечатано: Анненков П.В. Воспоминания и критические очерки 1849-1868 гг.: В 3-х т. СПб.: 18 . Т. , С. Или: Русская литературная критика 40-60-х годов XIX века. М.: Искусство, 1982. С. 319-344; или: [Под назв.:] Характеристики: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой // Анненков П.В. Критические очерки. СПб: Изд-во РХГИ, 2000. С. 100-126.

Б/п [Чернышевский Н.Г.] Детство и отрочество. Сочинение графа Л.Н. Толстого. Военные рассказы графа Л.Н. Толстого // Современник. 1856. № 8. Отд. . С. 25-64. Перепечатано: Полн. собр. соч.: В 15-ти т. М.: ГИХЛ, 1947. Т. III. С. 421-431.

Аксаков К.С. Обозрение современной литературы // Рус. Беседа. 1857. Кн. 5. № 1. С. 33-35. Перепечатано: Аксаков К.С. Эстетика и литературная критика. М.: Искусство, 1995. С. 356-358.
Н а у ч н а я л и т е р а т у р а (о б я з а т е л ь н а я):
Гусев Н.Н. Летопись жизни и творчества Л.Н. Толстого. М.; Л.: Academia, 1936. С. 3-31.

Леонтьев К.Н. Анализ, стиль и веяние. О романах гр. Л.Н. Толстого. Критический этюд. М.: , 1911. Перепечатано: Вопросы литературы. 1988. № 12. С. 201-247; 1898. № 1. С. 203-349.

Цявловский М.А. Комментарий к “Детству” // Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. М.: ГИХЛ, 1935. Т. 1. С. 303-315; 328-332.

Эйхенбаум Б.М. Молодой Толстой // Эйхенбаум Б.М. О литературе. М.: Сов. писатель, 1987. С. 35-90.

Попов П. Стиль ранних повестей Толстого (“Детство” и ”Отрочество”)”//Лит.наследство. Т.35-36. Л.Н.Толстой. Кн.1. М.: Изд-во АН СССР, 1939. С.78-116.

Лотман Ю.М. Истоки “толстовского” направления в русской литературе 1830-х годов // Избр. статьи: В 3-х т. Таллинн: Александра, 1993. Т. 3 .С. 49-90. То же: Учен. зап. /Тартуский ун-т. Тарту, 1962. Вып. 119. С. 3-76.


(д о п о л н и т е л ь н а я):
Купреянова Е.Н. Молодой Толстой. Тула.: Тульское кн. изд-во, 1956.

Лощинин Н.И. “Детство”, ”Отрочество”, ”Юность” Л.Н. Толстого: Проблематика и художественные особенности. Тула: Тульское кн. изд-во, 1955.

Билинкис Я.С. Новаторство Л.Н. Толстого в трилогии “Детство”, ”Отрочество”, ”Юность”. Л.: 1973.

Чуприна И.В. Трилогия Л. Толстого “Детство”, ”Отрочество” и ”Юность”. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1961. С. 67-115.

Zweers A.F. Grown-up narrator and childlike hero. An analysis of the literary devices employed in Tolstoy’s `trilogy ”Childhood, Boyhood and Youth”. The Hague-Paris: Mouton, 1971. 165 p.
П л а н з а н я т и я:
1. Работа Толстого над замыслом романа-биографии в начале 1850-х годов.

2. Жизненный контекст работы над “Детством”. Дневник как биографический источник и жанровая сфера формирования повествовательной манеры Толстого.

3. История публикации “Детства” и работы Толстого над текстом повести.

4. К. Аксаков, П. Анненков, Н. Чернышевский, Б. Алмазов о ранних повестях Толстого. Проблема обобщения и детализации, специфика изображения внутреннего мира персонажа. Повествование Толстого: “искренность и непосредственность” или отстраненная холодность.

5. Композиция “Детства”. Последовательность внешних событий и воспоминаний, размышлений о них. Структура главы (заглавие, ключевое событие, его восприятие героем, рассказ, отступления и сентенции).

6. Каким образом Николенька Иртеньев противопоставлен прочим персонажам? Способы самохарактеристики и внешнего характеризования в повести Толстого.

7. Образ рассказчика: “детское” и “взрослое”. Все ли описанные события могли быть увидены глазами ребенка? Конкретные случаи выхода за пределы “детского” видения ( подробный анализ главы III “Папа”).

8. Особенности сюжетики “Детства”. Присутствует ли в развитии событий новеллистический интерес? Ср. с сюжетом физиологического очерка.

9. Специфика изображения душевной жизни: каким образом внутреннее оказывается овнешнённым и опредемеченным? Ср. с принципами изображения человека в “Физиологическом очерке”(подробный анализ главы XXVII “Горе”).

10. Истоки раннего творчества Толстого. Проблема влияния Стерна, Руссо, Диккенса. [Возможны письменные работы].

11. Ранний Толстой и русская литература конца 18- первой половины 19 века [Возможны письменные работы].

12. Что для Толстого важнее в биографической трилогии: уникальность именно данного варианта взросления ребенка или обобщенное изображения феномена детства?

13. Взросление Николеньки и преобразование повествовательной манеры в “Отрочестве” и “Юности”. Общая композиция трилогии. Ср. ключевой фрагмент в конце главы XIX “Отрочества”: предпоследний абзац, начинающийся словами “Отвлеченные мысли образуются вследствие...”.

14. Художественные открытия раннего Толстого и их развитие (преодоление) в прозе 1860-70-х годов. [Возможны письменные работы].


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

История русской литературы XIX в. (1840-1860-е гг). Семинарскиезанятия iconИстория русской литературы XIX в. (1840-1860-е гг). Семинарскиезанятия
Детство и Отрочество / Cоч графа Л. Н. Толстого. Спб.: В тип. Эдуарда Праца, 1856. С. 1-171. [“Детство”]

История русской литературы XIX в. (1840-1860-е гг). Семинарскиезанятия icon4. Список литературы по дисциплине
История русской литературы XIX века. В 3 ч. Ч. 2 (1840-1860 годы); ч (1870 – 1890 годы) М., 2005;2006

История русской литературы XIX в. (1840-1860-е гг). Семинарскиезанятия icon«История русской литературы xviii-первой половины XIX века» Цели и задачи освоения дисциплины
Дисциплина «История русской литературы XVIII – первой половины XIX века» предполагает изучение литературного процесса 1700–1850-х...

История русской литературы XIX в. (1840-1860-е гг). Семинарскиезанятия iconПрограмма курса «история русской литературы» (Х х1Х вв.) Автор ст...
Х1Х в. В нем освещаются древнерусская литература (X xvii вв.), литература XVIII века, основное внимание уделено русской литературе...

История русской литературы XIX в. (1840-1860-е гг). Семинарскиезанятия iconАннотация к рабочей программе дисциплины
«Введение в литературоведение», «Устное народное творчество», «История русской литературы древнерусского периода», «История русской...

История русской литературы XIX в. (1840-1860-е гг). Семинарскиезанятия iconАннотация к рабочей программе дисциплины
«Введение в литературоведение», «Устное народное творчество», «История русской литературы древнерусского периода», «История русской...

История русской литературы XIX в. (1840-1860-е гг). Семинарскиезанятия iconИстория русской литературы XIX века
Печатается по решению кафедры русской литературы и Совета филологического факультета ргпу им. А. И. Герцена

История русской литературы XIX в. (1840-1860-е гг). Семинарскиезанятия iconИстория зарубежной литературы XIX века. 1830-1860-е гг
Ш. Бодлер. Соответствия. Человек и море. Гимн Красоте. Падаль. Приглашение к путешествию. Авель и Каин. Конец дня

История русской литературы XIX в. (1840-1860-е гг). Семинарскиезанятия iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (вторая...
Хiх века, но и обратиться к выявлению типологических схождений и творческих связей русской и европейской литератур и культур

История русской литературы XIX в. (1840-1860-е гг). Семинарскиезанятия iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 3: 1/2 XIX в.)
В истории русской литературы особую эстетическую и этическую значимость имеет литература начала и середины ХIХ века. При ее изучении...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница