Конкурс классных руководителей «Воспитать человека» по теме: «Формирование устойчивых духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе»




НазваниеКонкурс классных руководителей «Воспитать человека» по теме: «Формирование устойчивых духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе»
страница1/4
Дата публикации19.02.2015
Размер0.56 Mb.
ТипКонкурс
lit-yaz.ru > Литература > Конкурс
  1   2   3   4
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1

Работа на конкурс классных руководителей «Воспитать человека»

по теме: «Формирование устойчивых духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе»
Выполнила:

классный руководитель

4 а класса МАОУ СОШ №1

Михайлова Ольга Владимировна


Боровичи 2009г.
Актуальность проблемы формирования духовно-нравственной личности.
Приоритетный национальный проект «Образование», реализуемый министерством, базируется на воспитании. Впервые в нём юридически закреплён статус классного руководителя. И моё глубокое убеждение, что мы – классные руководители – можем внести огромный вклад в воспитание подрастающего поколения, а значит в будущее нашей страны, её благополучие.

Общество хочет видеть современного человека образованным и глубоко нравственным. Недаром в закон РФ «Об образовании» внесена поправка, что основной задачей образования является формирование духовно-нравственной личности. Именно духовно-нравственное воспитание я взяла за основу своей работы как классного руководителя.

После рождения дочери, я целиком посвятила себя её воспитанию. Общалась только с близкими людьми и жила, можно сказать, в маленьком добром мирке, который назывался семьёй. Мне казалось, что во всём мире так же царит гармония, покой и любовь. Но когда я пришла работать в школу, то поняла, что ошибалась. И в настоящее время нравственные ориентиры оказались смятыми, а подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности.

В 2002 году проходило научное исследование «Социально – педагогические факторы успешности обучения и воспитания младших школьников». В опросе приняли участие 140 педагогов из 6 регионов РФ. На вопрос: «Что вы считаете главным в учебно-познавательном процессе?» только 24% педагогов назвали главным формирование духовно-нравственных ценностей. В ответах учителей начальной школы на вопрос о том, какие личностные качества в учениках воспитать не удаётся или удаётся плохо, чаще всего звучали те качества, которые определяются духовно-нравственными ценностями детей: доброта, отзывчивость, искренность, сострадание, умение сопереживать и сочувствовать. Это такие качества личности, которые имеют глубинную природную основу и слабо компенсируются другими качествами.

Педагоги отметили, что испытывают значительные затруднения в воспитании у детей нравственных качеств. И в то же время большинство опрошенных проблему формирования духовно-нравственных ценностей поставили на последнее место по степени значимости в учебно-воспитательном процессе. Возникает противоречие! Мы хотим вырастить порядочных, высоко духовных детей, но отводим этой проблеме самое последнее место в учебно-воспитательном процессе? Почему же так происходит? Более пристальное исследование этого вопроса показало, что отчасти за этим скрывается неосознанное желание «не видеть» проблему.

Поэтому я поставила перед собой, как перед классным руководителем, задачу не просто вырастить, а правильно воспитать детей, вложить в них помимо знаний ещё и духовные ценности, которые будут сопровождать их на всём жизненном пути, не сбивая на кривую дорогу, ведущую в ад. Воспитать так, чтобы научить любить свою землю, жить в мире и согласии с окружающими, быть терпимыми, толерантными, добрыми. Патриотами, наконец. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
Актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность-это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д.Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности.

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.
^ Цель работы: содействовать формированию устойчивых духовно-нравственных свойств личности младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

В соответствии с целью мною поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников в научной литературе.

2. Разработать план воспитательной работы, основным направлением которого будет развитие духовно-нравственных качеств личности школьника.

3. Подобрать методы и приёмы работы по формированию духовно- нравственных качеств младших школьников в учебной деятельности.

4. Провести диагностику уровня нравственной воспитанности учащихся.

5. Проанализировать свою воспитательную работу в классе, выявить её достоинства и недостатки.

^ Краткое изучение истории данного вопроса.

Сущность и природа нравственности

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)».

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».

В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».

А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.

О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение - понятие весьма широкое и охватывает все стороны жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения может служить поступок.

Под поступком понимают какое-либо действие или состояние человека, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности. При этом нравственными должны быть как сами по себе действия или состояния, так и порождающие их мотивы и цели. Таким образом, под поведением понимают совокупность поступков человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание.

Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества в избранной области деятельности.

Проанализировав этот вопрос, можно прийти к выводу, что основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.

Привычное поведение формируют многократно повторенные действия. Оно стабильно позволяет человеку в одинаковых, похожих условиях действовать всегда так, как нужно.

^ Сущность моего опыта.

Сущность моего опыта заключается в том, что, взяв в 2005 году первый класс, я поставила перед собой цель: сформировать духовно-нравственные качества личности младших школьников в учебно-воспитательном процессе. И за 4 года работы с детьми в этом направлении я добилась заметных положительных результатов в достижении поставленной цели. В этом году, выпуская детей, я уверена, что ребята моего класса отличаются особыми качествами: добротой и отзывчивостью по отношению к людям, искренностью, умением тонко чувствовать, сопереживать и помогать друг другу в трудной ситуации, любящими свой край и свою родину. Я горжусь своими учениками. На пути к победе над злом, безразличием и невоспитанностью нам встречались конфликты, непонимание, обиды. Но вместе с детьми, не оставляя ни одну проблему без внимания, мы всё же стали духовно-нравственными детьми. Конечно, этот путь становления «настоящих людей» ещё не закончен. Но я верю, что каждый мой ученик никогда уже не свернёт с правильной дороги.

^ Содержание опыта.

Свою работу в воспитательном направлении я начала в августе, ещё до встречи со своими подопечными. И сначала я составила для себя алгоритм действий:

1. Посетить семьи будущих учащихся с целью знакомства с родителями и детьми, установления первичного контакта с ними и выявления уровня воспитанности членов семьи через беседу и наблюдение (август).

2. Провести начальную диагностику уровня духовно-нравственного развития (сентябрь)

3. Составить систему классных часов, основным направлением которых будет духовно-нравственное развитие качеств личности ребёнка (сентябрь)

4. Вести целенаправленную, систематическую воспитательную работу по составленному плану (в течение года)

5. Подобрать методы и приёмы духовно-нравственного воспитания в учебном процессе (в течение года)

6. Подвести итоги работы, сделать анализ результатов (с помощью диагностики) в конце учебного года и наметить план воспитательной работы на следующий учебный год (в конце года)

Для достижения генеральной цели – воспитать в каждом ученике духовно-нравственную личность – при составлении плана воспитательной работы в классе я наметила основные блоки, опираясь на которые и строилась воспитательная работа.

1блок. «Я и окружающие меня люди»

2блок. «Я – культурный человек»

3блок. «Общечеловеческие нормы нравственности»

4блок. «Я – гражданин России»

Все 4 блока гармонично переплетаются в течение учебного года. В каждом классе (1-4) на проведение классных часов отводится 34 часа (1 раз в неделю)

Планирование воспитательной работы в классе составлено с учётом следующих принципов:

1) системности (воспитательный процесс как сложная система, состоящая из совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов: это люди - классный руководитель, учащиеся, их родители, другие взрослые; единые цели, формы и способы совместной деятельности; общие критерии, показатели, анализ и оценка состояния и результатов воспитательного процесса)

2) научности (при построении воспитательной работы опираться на научные представления о сущности, движущих силах и закономерностях процесса воспитания и развития ребёнка)

3) доступности (учёт возрастных особенностей, подбор оптимальных методов, приёмов и форм воспитательной работы)

Используемая литература:

  1. Притчи, сказки, былины, мифы, классическая художественная литература.

  2. Поэзия, афоризмы.

  3. Научно-популярная литература по этике, истории, психологии, педагогике.

  4. Журналы «Воспитание школьников», «Семья и школа», «Классный руководитель»

  5. Книги и брошюры по этикету

  6. Различные по назначению словари


Система классных часов для 1-4 классов, направленных на развитие духовно-нравственных качеств личности

1класс.



Тема классного часа.

Планируемая дата

Организатор

1

Знакомство. « Давайте дружить!»

сентябрь

Кл.рук.

2-3

«Доброжелательность – необходимое условие общения с другими».

М.Зощенко «Ёлка»

сентябрь

Кл.рук.

4

«Давайте будем культурными!» Вежливый разговор (обращение, тон речи, взгляд, умение уходить по окончании разговора). Практикум.

сентябрь

Кл.рук.

5

Приветствие и прощание.

Практикум.

октябрь

Кл.рук.

6

М.Зощенко «Золотые слова»

Выражение просьбы и благодарности.

октябрь

Кл.рук.

7

«Приятного аппетита!»

Этикет за столом.

октябрь

Кл.рук.

8

«Мы – Россияне!»

В какой стране мы живём?

октябрь

Кл.рук.

9

К чему ведут капризы и непослушание.

В. Даль «Привередница»

ноябрь

Кл.рук.

10

О хитрости и неблагодарности.

В.Даль «Лиса и медведь»

ноябрь

Кл.рук.

11

Позаботимся о братьях наших меньших. Л.Толстой «Собака Якова»

ноябрь

Кл.рук.

12

«Не делай другому того, чего себе не желаешь»

Л.Толстой «Детство»

глава («Ивины»)

Декабрь

Кл.рук.

13

14

Помни о сострадании и милосердии.

Акция милосердия.

А.Н.Плещеев «Хорошо вам, детки»

декабрь


Кл.рук.


15

«С Новым годом!»

Чему мы научились

декабрь

Кл.рук. и уч-ся

16

Заповеди – нравственные законы жизни для всех людей.

январь

Кл.рук.

17

18

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле»

О.Уайльд «Мальчик-звезда»

январь


Кл.рук.


19

Я и мои родители.

Конкурс рисунков

февраль

Кл.рук.

20

«Возлюби ближнего своего»

Притча о милосердном самаритянине

февраль

Кл.рук.

21

Так поступают настоящие мужчины!

К 23 февраля

февраль

Кл.рук.

22

Не лги. Не кради.

М.Зощенко «Калоши и мороженое»

февраль

Кл.рук.

23

Как стать красивой (осанка, походка, жесты, мимика)

К 8 марта

март

Кл.рук.

24

Золотое правило.

«Не надо врать» М.Зощенко

март

Кл.рук.

25

«Не убий»

Притча о Каине и Авеле.

март

Кл.рук.

26

Верь себе. Уважай себя. Люби себя.

март

Кл.рук.

27

«Если я только для себя, то зачем я?»

апрель

Кл.рук.

28

Порядок время бережёт.

Как организовать свой труд дома?

апрель

Кл.рук.

29

«Содержи всегда в порядке парту, книжки и тетрадки»

апрель

Кл.рук.

30

«Да здравствует мыло душистое!»

апрель

Кл.рук.

31

Россияне о любви к Родине.

май

Кл.рук.

32

Как мы победили врагов!

Слава нашим героям!

май

Кл.рук. и ветеран ВОВ

33

«В каком народе живёшь, того и обычая держись»

Русская пословица.

май

Кл.рук.

34

Как я исполняю заповеди?

Подведение итогов за год.

май

Кл.рук.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс классных руководителей «Воспитать человека» по теме: «Формирование устойчивых духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе» iconЗадачи: Развитие индивидуальных творческих способностей, духовно...
Создание условий для раскрытия творческого потенциала воспитанников через совместную досуговую деятельность

Конкурс классных руководителей «Воспитать человека» по теме: «Формирование устойчивых духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе» iconЗадачи: Развивать представление учащихся о добре и зле. Формирование...
Формирование нравственных качеств личности, таких как доброта, милосердие, доброжелательность

Конкурс классных руководителей «Воспитать человека» по теме: «Формирование устойчивых духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе» iconСценарий посвящённый Дню Победы. Федюкова Тамара Васильевна, вожатая
Цели: формирование духовно-нравственных качеств в личности учащихся, национального самосознания; -воспитание бережного отношения...

Конкурс классных руководителей «Воспитать человека» по теме: «Формирование устойчивых духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе» iconУрока стихотворения в прозе И. С. Тургенева (Тема урока)
Цель урока: развитие духовно – нравственных качеств личности в процессе изучения стихотворений в прозе И. С. Тургенева

Конкурс классных руководителей «Воспитать человека» по теме: «Формирование устойчивых духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе» iconФормирование у учащихся духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы

Конкурс классных руководителей «Воспитать человека» по теме: «Формирование устойчивых духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе» iconПраздник, посвящённый Дню 8 Марта
Воспитание духовно-нравственных качеств личности, чувства сострадания и любви к женщине

Конкурс классных руководителей «Воспитать человека» по теме: «Формирование устойчивых духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе» iconАнализ работы методического объединения классных руководителей за 3 год
Методическое объединение классных руководителей – структурное подразделение внутришкольной системы управления воспитательным процессом....

Конкурс классных руководителей «Воспитать человека» по теме: «Формирование устойчивых духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе» iconЦель: создание условий для развития гражданско-патриотических качеств...
Формировать правовую культуру, правосознание обучающихся, их уважение к Конституции Основному Закону

Конкурс классных руководителей «Воспитать человека» по теме: «Формирование устойчивых духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе» icon«Формирование нравственных качеств детей через декоративно-прикладное...
Среди многих проблем современного образования одной из наиболее актуальных является нравственное воспитание детей в процессе их социализации,...

Конкурс классных руководителей «Воспитать человека» по теме: «Формирование устойчивых духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе» iconКайтаз Татьяна Ивановна
«Формирование духовно- нравственных качеств учащихся через формы внеклассной работы» (на примере творчества Александра Костюнина...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница