Районная учебно-исследовательская конференция школьников «Первые шаги» Секция «Русский язык и литература»




Скачать 334.44 Kb.
НазваниеРайонная учебно-исследовательская конференция школьников «Первые шаги» Секция «Русский язык и литература»
страница1/3
Дата публикации19.02.2015
Размер334.44 Kb.
ТипЛитература
lit-yaz.ru > Литература > Литература
  1   2   3


Районная учебно-исследовательская конференция школьников «Первые шаги»


Секция «Русский язык и литература»

Философско-религиозные искания И.С.Шмелева в повести «Человек из ресторана»

Исследовательский реферат






Курочкина Наталья Сергеевна, обучающаяся 11 класса МОУ Покров-Рогульской СОШ Пошехонского МР




Руководитель:

Головкина Светлана Анатольевна

учитель русского языка и литературы

МОУ Покров-Рогульской СОШ

Пошехонского МР


С.Покров-Рогули. 2010 год

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

3

Глава 1. Своеобразие литературы русского зарубежья




^ Глава2.Философско-религиозные искания И.С.Шмелева в повести «Человек из ресторана»

7

2.1. Страницы жизни и творчества И.С.Шмелева

7

2.2. Смысл названия повести Шмелева «Человек из ресторана»

11

2.3. Основные проблемы в произведении Шмелева «Человек из ресторана».

13

2.4. Способы создания высшего общества

15

2.5. Роль библейских мотивов в повести

17

2.6. Сказовая манера повествования в повести Шмелева «Человек из ресторана»

20

2.7. Традиции Л.Н.Толстого в произведении Шмелева

22

Заключение

23

Список литературы

24


ВВЕДЕНИЕ

Иван Сергеевич Шмелев (1873-1950)-один из видных русских писателей – реалистов начала 20 века.

Его произведения дореволюционного периода отличают гуманизм, вера в конечное торжество правды и справедливости, резкая критика социального неравенства.

Шмелев создал широкую картину жизни современной ему России, запечатлел на страницах своих повестей и рассказов представителей различных слоев общества, но при этом большое внимание в своем творчестве Шмелев уделял человеку низких социальных слоев.

Войдя в литературу в мрачный период столыпинской реакции, Шмелев разработал свою концепцию русского национального характера, воспев ум, талантливость, высокие духовные и нравственные качества простого человека. « Мечта моя, -сообщал он в 1910 г. издательнице русского журнала «Родник» Н.А. Альмединен,- иметь читателя из широких народных масс. Им бы хотелось сказать доброе и ободряющее слово, им, откуда глядят на меня будущие люди, простые сердцем, которые построят когда-нибудь иную жизнь, простую и красивую, человеческую жизнь».1

В лучших дооктябрьских произведениях – «Распад», «Гражданин Уклейкин», «В норе», «Человек из ресторана», «Стена», «Виноград», «Забавные приключения» и других Шмелев выступил как писатель – гуманист, и демократ, выразитель стремлений полупролетарских и крестьянских масс к лучшей доле, как продолжатель коренных традиций русской классической литературы.

Актуальность темы определяется тем, что в последнее время появилось значительное количество литературоведческих работ, в которых рассматривается дореволюционное и эмигрантское творчество И.С. Шмелёва с учетом православного миросозерцания писателя и выявляется сложный богословский подтекст его художественного наследия, которое во всей своей полноте вошло в русскую культурную жизнь только в последнее десятилетие прошлого века. Можно утверждать, что вследствие этого именно в девяностые годы XX века сложилось новое направление в отечественном шмелевоведении, рассматривающее духовные основы художественных исканий писателя в соотнесении с традициями русской классической литературы и древнерусской словесности, раскрывающее движение христианской идеи в отдельных произведениях И.С. Шмелёва от первых штрихов до совершенной формы.

Исследователи говорят о необходимости изучения шмелевских произведений, в которых «высветилось несомненное и сознательное православное мирочувствие»2, с позиций религиозного мировоззрения, как они и были написаны автором, поскольку невозможно, анализируя творчество И.С. Шмелёва, «игнорировать действительный масштаб воздействия... доминантного для русской духовности православного фактора». В эмиграции на это указывал и духовный друг писателя религиозный философ И.А. Ильин, который, выявляя существенные особенности шмелевского художественного творчества, утверждал, что «основным актом своим Шмелёв пребывает в великой традиции русского искусства вообще и в частности русской литературы; и больше еще в традиции православного христианства».3

И.С.Шмелев - один из ярчайших представителей старшего поколения писателей-эмигрантов, его творчество занимает центральное место в литературе русского зарубежья, наряду с творчеством И.А.Бунина, А.И.Куприна, А.М.Ремизова. Художественные произведения писателя переведены более чем на 20 языков, являясь предметом исследования филологов-славистов во всем мире, по общему признанию, И.С.Шмелев -один из последних представителей русского критического реализма, давший в своих произведениях замечательные во многом уникальные его образцы в ХХ в.

^ Цель работы

- анализ повести И.С. Шмелёва «Человек из ресторана» как целостной духовно-эстетической системы.

Задачи

- познакомиться с биографией И.С.Шмелева;

- охарактеризовать повесть «Человек из ресторана» как итог творческой эволюции И.С.Шмелёва;

- выявить особенности языка И.С. Шмелёва;

- определить место повести И.С. Шмелёва в русской литературе.

^ Метод исследования.

В работе сочетаются принципы историко-литературного, сравнительно-типологического и системного анализа явлений художественного творчества.

Основой работы послужили работы критиков и литературоведов русского зарубежья: И.А. Ильина, А.В. Карташева, Ю.А. Кутыриной, О.Н. Сорокиной, А.В. Амфитеатрова, Г.В. Адамовича, Г.П. Струве; отечественных литературоведов и теоретиков литературы: М.М. Бахтина, А.С. Карпова, М.М. Дунаева, И.А. Есаулова, A.M. Любомудрова, Т.М. Марченко, Е.А. Осьмининой, А.П. Черникова, Э.В. Чумакевич; религиозно-философские и богословские труды XIX-XX веков: А.С. Хомякова, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского.

^ ГЛАВА 1. СВОЕОБРАЗИЕ ЛИТЕРАТУРЫ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

Русская литература за рубежом имеет давнюю историю. Но послеоктябрьская эмиграция XX века – явление особое по своему масштабу, характеру и значимости. Дело не только в количественных показателях, хотя тот факт, что за рубежом в который промежуток времени оказалось несколько миллионов русских людей. Своеобразие этой (названной первой) волны эмиграции обусловлено особенностью исторических процессов, переживаемых Россией.

Никогда прежде не происходило изменение коренных основ бытия. Вот почему было бы упрощением видеть в иммиграции лишь акт политического неприятия новой власти. Главными, особенно для научной и творческой интеллигенции, были причины моральные и духовные, прежде всего, как подчеркивали сами эмигранты, «желание творить и мыслить независимо», не так, как предписывалось единой официальной идеологией, «и свободно развивать свои индивидуальные способности и таланты. К ним присоединялось также желание свободно и открыто исповедовать свою веру и свои общественные и политические убеждения».

Именно в этот период эмиграция встала перед необходимостью не только заново устраивать жизнь вне России, но и осмыслив цели своего дальнейшего существования, найти нравственное оправдание бытия вне родной земли. Так возникла идея миссии русской эмиграции.

«Мы – не в изгнании, мы в послании» - эти слова стали крылатыми. Именно как послание, адресованные грядущей России, как высокую духовную миссию воспринимала свое предназначение лучшая част первой волны эмиграции. Подчеркнем: именно лучшее и в количественном отношении отнюдь не подавляющая ее часть. Поскольку, как критически говорили И. Бунин и Г. Адамович, эмиграция никогда не была однородной.

«…Русские люди, оставившие родину в тяжелые для нее годы, времени не потратили даром, не превратились в каких-то Иванов непомнящих, в обывателей, озабоченных исключительно своими маленькими невзгодами и волнениями»4, - писал поэт и один из выдающихся критиков эмиграции Г. Адамович. Духовный заказ, данный историей, они видели прежде всего в том, чтобы сохранить память о прошлом, «не возвеличивая его без разбора, но и не кревеща на него, твердо хранить из его достояния то, что хранения достойно».5

Особая роль в системе ценностей, сохранение которых эмиграция считала своим историческим предназначением, принадлежало православию. До революции интеллигенция много писала о кризисе исторической церкви, запятнавшей себя откровенной службой власти. Но развернувшаяся в революционной России борьба с религией, попытка ее полного искоренения из сознания души народа были для эмиграции важнейшим пунктом, не позволяющим идти ни на какое примирение с новой властью. И. Бунин в речи «Миссия русской эмиграции» напомнил слова русского историка Ключевского: «Конец русскому государству будет тогда, когда разрушатся наши нравственные основы, когда погаснут лампады над гробницей Сергия Преподобного и закроются врата его Лавры». «Великие слова, но не ставшие ужасными! – продолжает Бунин. – основы разрушены, врата закрыты и лампадки погашены. Но без этих лампад не бывать русской земле…»

Православие являлось для большинства русских людей в эмиграции нравственной опорой, и в этом плане опыт ее духовной жизни в корне противостоял жизни светской, характерной не только для антистической послереволюционной России, но и для тех стран Запада, где оказались русские эмигранты и где они остро ощущали отсутствие духовного начала. Философская мысль и литература русского зарубежья остались явлением православной культуры по своим основам, идеалам, источнику вдохновения. Религиозные поиски, христианская проблематика были свойственны почти всем ведущим писателям зарубежья, а для целого ряда художников революция стала тем событием, которое вызвало коренной перелом в их мировоззрении, привело к Церкви, как, например, это было с И. Шмелевым и Б. Зайцевым. Духовными наставниками русского зарубежья были «гениальные провидцы XIX века» Хомяков, Достоевский Н. Федоров.

^ ГЛАВА 2. ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ИСКАНИЯ И.С.ШМЕЛЁВА

2.1.СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА И.С.ШМЕЛЁВА

Иван Сергеевич Шмелев родился в Кадашевской слободе Замоскворечья 21 сентября 1873 года. Дед Ивана Сергеевича - государственный крестьянин из Гуслиц Богородского уезда, Московской губернии - поселился в Москве после пожара 1812 года. Отец писателя принадлежит купеческому сословию, но торговлей не занимался, а был подрядчиком, хозяином большой плотничьей артели, держал он и банные заведения. "Мы из торговых крестьян, - говорил о себе Шмелев, - коренные москвичи старой веры". И особенности веры, быта, восприятия окружающего мира оставили неизгладимый след в творчестве Ивана Шмелева. Быт семьи отличается своеобразным старообрядческим демократизмом. Хозяева и работники вместе постились, вместе блюли обряды и нравственные заветы старины, ходили на богомолье, жили не просто рядом, но и вместе. И это отсутствие раздвоенности, единство духовных принципов и реального образа жизни оказали благодарное влияние на формирование нравственного мира мальчика.

Грамоте, как было не только в купеческих, но и в дворянских семьях, Иван Шмелев обучался дома. Его первым учителем была мать. Вместе с ней он "проходил" Крылова, Толстого, Пушкина, Гоголя, Тургенева. В шестой Московской гимназии, куда он поступил в 1884 году, круг его чтения расширился - Толстой, Успенский, Лесков, Короленко, Мельников-Печерский становятся любимыми писателями. Однако "символом веры" для Шмелева всегда оставался Пушкин. Для того, чтобы убедится в этом достаточно прочитать его статьи: "Верный идеал", "Тайна Пушкина", "Заветная встреча".

Но главным учителем Шмелева была жизнь. Вспоминая о первых опытах творчества, он пишет много позднее: "... и вдруг среди подготовки на аттестат зрелости, среди упражнений с Гомером, Софоклом, Цезарем... я увидел мой омут, мельницу, разрытую плотину, деда. Живые - они пришли и взяли... " Это о рассказе "У мельницы", опубликованном в 1895 году в журнале "Русское обозрение", ставшим литературным дебютом Шмелева.

Осенью 1895 года происходит и другое важное событие в жизни писателя: он женится на Ольге Александровне Охтерлони. По просьбе молодой жены они едут в несколько необычное свадебное путешествие - на остров Валаам, где находится знаменитый монастырь и много скитов. Оттуда будущий писатель приводит свою первую книжку - "На скалах Валаама. За гранью мира. Путевые очерки". Судьба ее сложилась неудачно: обер-прокурор святейшего синода Победоносцев усмотрел в ней крамолу, книга вышла в сильно урезанном виде и успеха не имела. Это, в сущности, на 10 лет отваживает Шмелева от литературы. Неудача заставляет его серьезно задуматься о средствах существования и об устройстве будущей жизни. Тогда Иван Сергеевич и поступает в Московский университет на юридический факультет. Это радикально меняет его окружение. Университет той поры был горнилом, в котором действительно "ковались кадры" русской интеллигенции, причем "материалом" служило и мещанство, и дети церковнослужителей, и купеческие сыновья, и дворянство. М. Берберова в книге "Железная женщина" точно охарактеризовала место, которая занимала интеллигенция в России на переломе веков: "Эти люди были русскими интеллигентами и принадлежали к той же "касте", к которой принадлежали интеллигенты дворяне, интеллигенты мещане, дети купцов, "кухаркины дети", "мужики" и дети интеллигентов... Это "каста" охотно общалась с народом, но сторонилась ортодоксальной аристократии, высшего чиновничества - "с вице-губернатором нашего столетия интеллигенту говорить было не о чем".

И. С. Шмелев, окончив Московский университет, вливается именно в эту когорту людей, некогда столь уважаемых людей России.

Окончив в 1898 году Московский университет и недолго проработав помощником присяжного поверенного в Москве, он отправился во Владимир-на-Клязьме служить налоговым инспектором.

Служба Шмелева состояла в бесконечных разъездах по глухим губернским углам, по ухабам русских дорог, ночлегах на постоялых дворах, заросших сиренью и лопухами провинциальных городках.

В 1905 году Шмелев возвращается к мысли, что настоящее дело в жизни для него может быть только одно - писательство. Он начинает печататься в "Детском чтении", сотрудничать в журнале "Русская мысль", а в 1907 году, уверовав в себя, уходит в отставку, обосновывается в Москве и целиком посвящает себя литературному труду.

Хождение по владимирским дорогам многое открыло чуткому писателю. Нравственным слухом улавливает он в российской глубинке начинающиеся раскаты грома, предвещавшие революционную грозу.

С начала войны Шмелев с женой уезжает в Калужское имение. Здесь писатель воочию видит и понимает, как пагубно влияет на нравственность человека мировая бойня. Герой рассказа "Оборот жизни" (1914-1915) столяр Митрий, казалось бы, имеет даже барыш, которая принесла ему война - он изготовляет кресты - "сколько мертвых"! Но неожиданно свалившиеся на него "доходы" подталкивают его к осмыслению происходящей трагедии. Восприятие войны Шмелевым отчасти обостряется в связи с семейными обстоятельствами - с уходом на фронт горячо любимого сына Сергея. Эта острота пронзительно звучит в суровой повести "Это было". Его монологи страшны, но, увы, реальны.

Февральскую революцию Шмелев, как и вся демократическая интеллигенция, принял с энтузиазмом. Шмелев не принял Октября. Кроме понимания "несвоевременности", Шмелев угадал в ходе революционных событий насилие над судьбой России. В первых же деяниях новой власти видит серьезные прегрешения против нравственности. Вместе с семьей в 1918 году Шмелев уезжает в Крым и покупает домик в Алуште.

Сын, молодой Сережа, попал в Добровольческую армию. Двадцатипятилетний Сергей Шмелев служил в комендантском управлении в Алуште, и в боях участия не принимал. После бегства армии Врангеля весной 1920 года, Крым заняли красные, многие служившие у Врангеля остались на берегу. Им предложили сдать оружие. Среди них был и сын Шмелева Сергей. Его арестовали. Шмелев пытался вызволить сына, но тот был приговорен к расстрелу и расстрелян.

Но этой трагедией испытания семьи Шмелевых не исчерпались. Еще предстояло пережить страшный голод, который в цветущем, благодатном крае был не чуть не легче, чем во всей России - трагический голод 1921-ого года, унесший страшный выкуп - 5,5 миллионов человек.

Гнев и печаль, скорбь и отвращение искали своего выхода. Но писать правду уже было нельзя, а лгать писатель не умел. Вернувшись из Крыма в Москву весной 1922 года, Шмелев принялся хлопотать о выезде за границу, куда его настойчиво звал Бунин. 20 ноября 1922 года Шмелев с женой выезжает в Берлин.

Бунин, понимая, вероятно, состояние своего собрата по перу, старается помочь семье Шмелевых, приглашает Ивана Сергеевича в Париж, обещает выхлопотать визы. В январе 1923 года Шмелевы перебираются в Париж, где писатель проживает долгих 27 лет. Поначалу Шмелевы поселились у Кутыркиной, в квартире, неподалеку от Дворца Инвалидов, где покоится прах Наполеона.

Первым произведением Шмелева иммигрантского периода стало "Солнце мертвых" - трагическая эпопея. Впервые "Солнце мертвых" было опубликовано в 1923 году, в эмигрантском сборнике "Окно", а в 1924 году вышло отдельной книгой. Сразу же последовали переводы на французский, немецкий, английский, и ряд других языков, что для русского писателя-эмигранта, да еще неизвестного в Европе, было большой редкостью.

"Солнце мертвых" - это первое в русской литературе глубокое проникновение в суть российской трагедии. Вплоть до конца 20-ых годов выходят сборники писателя, насыщенные впечатлениями о революционной России. В "Лете Господнем" перед нами в череде православных праздников "является" как бы душа русского народа. "Богомолье" - это поэтический рассказ о хождении в Троице-Сергиеву Лавру. В "Няне из Москвы" - со скорбью и мягкой иронией описываются ощущения простой русской женщины, превратностями судьбы оказавшейся в Париже. («Лето Господне» - 1933 г. «Богомолье» - 1935 г. «Няня из Москвы»" - 1936 г. «Пути небесные»- 1948 г.)

В 1936 году Шмелев заканчивает первый том романа "Пути небесные". Писатель "творческой ощупью" пытается исследовать тайные тропы, которые могут привести в "Лето Господне" сомневающегося интеллигента и рационалиста. Нужно ли удивляться тому, что в творчестве Шмелева патриотические и религиозные мотивы сложились воедино.

Жизнь готовила писателю новое испытание. 22 июля 1936 года умирает после недолгой болезни жена писателя - Ольга Александровна, как никто понимающая его. Чтобы хоть как-то отвлечь писателя от мрачных мыслей, друзья организовали ему поездку в Латвию и Эстонию. Он побывал и в Псковско-Печорском монастыре, постоял у советской границы. Дотянувшись рукой через проволоку ограждений, он сорвал несколько цветов. В последний год жизни болезнь приковала его к постели. В ноябре 1949 года ему сделали операцию. Она была успешной.

Вернулось желание работать, появились новые планы. Он хотел приняться за третью книгу "Путей небесных". А 24 июня 1950 года Иван Сергеевич Шмелев скончался от сердечного приступа.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Районная учебно-исследовательская конференция школьников «Первые шаги» Секция «Русский язык и литература» iconРеспубликансий дворец творчества детей и молодежи отдел туризма и...
Введение 3

Районная учебно-исследовательская конференция школьников «Первые шаги» Секция «Русский язык и литература» iconПлан работы с интеллектуально одаренными детьми ( 2010 2011 учебный год)
Конференция научно-исследовательских работ младших школьников «Первые шаги в науку»

Районная учебно-исследовательская конференция школьников «Первые шаги» Секция «Русский язык и литература» iconШкольная межпредметная научно-практическая конференция школьников...
Конференция) проводится мбоу сош №2 г. Лобня (далее Организатор) ежегодно и призвана активизировать работу по пропаганде научных...

Районная учебно-исследовательская конференция школьников «Первые шаги» Секция «Русский язык и литература» iconШкольная секция областной студенческой конференции мгоу по русскому...
С 23 апреля по 06 мая 2013 года проходил заочный тур научно-практической конференции по русскому языку «Первые шаги в науку о языке»,...

Районная учебно-исследовательская конференция школьников «Первые шаги» Секция «Русский язык и литература» iconПрограмма ХIII городской научно-практической конференции школьников «первые шаги в науку»
Программа XIII городской научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку»/ Составители: Дубченко Е. А., Тараканова...

Районная учебно-исследовательская конференция школьников «Первые шаги» Секция «Русский язык и литература» iconВести из регионов
Всеукраинского научно-методического журнала «Русский язык и литература в учебных заведениях» действительного члена ман крыма «Искатель»...

Районная учебно-исследовательская конференция школьников «Первые шаги» Секция «Русский язык и литература» icon5. Руководство конференцией
Районная научно-практическая конференция (Далее Конференция) представляет собой выявление способностей в интеллектуальном и творческом...

Районная учебно-исследовательская конференция школьников «Первые шаги» Секция «Русский язык и литература» iconУчебники Учебно-методические пособия начальное общее образование...
Русский язык 1 класс. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык «Просвещение» 2011г

Районная учебно-исследовательская конференция школьников «Первые шаги» Секция «Русский язык и литература» iconПрограмма международной научно-практической конференции «Русский...
Международная научная конференция проводится при поддержке Республиканской целевой программы «Русский язык в Татарстане»

Районная учебно-исследовательская конференция школьников «Первые шаги» Секция «Русский язык и литература» icon28 марта в нашей школе состоялась городская межпредметная научно-практическая...
В конференции приняли участие 35 учащихся школ города (мбоу сош №2, мбоу сош №6 им. Сахнова В.)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница