«Средняя общеобразовательная школа №3» города Сорочинска Оренбургской области Эпистолярный жанр сегодня и вчера




Скачать 153.07 Kb.
Название«Средняя общеобразовательная школа №3» города Сорочинска Оренбургской области Эпистолярный жанр сегодня и вчера
Дата публикации06.07.2013
Размер153.07 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Литература > Документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

города Сорочинска Оренбургской области

Эпистолярный жанр сегодня и вчера

исследовательская работа

Выполнила ученица 11А класса

Шатских Юлия Владимировна

Руководитель: Абрамова Вера Ивановна

Сорочинск

2011

Оглавление

I. Введение

  1. Роль эпистолярного жанра в русской классической литературе 19 века.____________________________________________________3

  2. Актуальность исследования.________________________________7

II. Эпистолярный жанр в русской прозе 19-20 веков.

  1. Художественное своеобразие «Романа в письмах» А.С.Пушкина__8

  2. Композиционная роль исповедальной формы повествования в романеФ.М. Достоевского «Бедные люди»;___________________10

  3. Своеобразное письмо героини романа В.С.Гроссмана «Жизнь и судьба» - беспощадная правда о звериной сущности фашизма.__________12

III. Эпистолярный жанр сегодня.

  1. Виртуальный мир героев произведения А.С. Гостевой "Притон просветлённых";__________________________________________14

  2. "РОМАН" Д. Манина, Р. Лейбова - первый русский интерактивный литературный роман.__________________________________________________15

IV. Заключение_______________________________________________17

V.Список использованной литературы._________________________18

^ I. Введение.

1. Роль эпистолярного жанра в русской классической литературе 19 века.

Мне всегда было интересно читать художественные произведения эпистолярного жанра. Я заинтересовалась значением слова «эпистолярный» и выяснила, что это название к нам пришло из греческого языка от слова EPISTOLE и означает в переводе на русский язык- письмо. Письмо – это средство общения. Оно сокращает расстояние и даёт возможность хотя бы на время приблизить дорогого, родного человека. Письмо – это диалог. От пишущих зависит то, насколько он будет содержательным, полезным друг для друга. Когда человек пишет, он мыслит, рассуждает, работает над словом. Переписка вообще в какой-то степени формирует характер человека, «шлифует». Ведь в письме, как и в дневнике, человек сосредотачивается, сам себя познаёт, объясняет себя другому. Поклонником эпистолярного жанра был Александр Сергеевич Пушкин, основоположник русского литературного языка. Именно Пушкин многое сделал для того, чтобы "гордый наш язык" стал языком эпистолярной культуры. Почти из 800 сохранившихся писем Пушкина по-французски написаны немногим более 100. Поэт писал по-французски в основном любовные письма; так написаны и его письма к невесте, Н.Н. Гончаровой. Однако когда Наталья Николаевна стала его женой, Пушкин писал ей письма только по-русски! По-русски написаны и все письма Александра Сергеевича к друзьям. Эпистолярная проза великого поэта — драгоценнейшая часть его наследия. Письма Пушкина полны суждений о литературе, критических оценок собственного творчества и насыщены острой полемикой.

Всё это отсутствует в письмах М.Ю. Лермонтова. Корреспондентами Лермонтова были главным образом близкие друзья и родные. Он почти не вёл переписки с литераторами, к тому же, многие его письма, в которых могли быть затронуты и литературные темы, до нас не дошли. Тем не менее, сохранившиеся письма поэта представляют исключительный интерес. Эти драгоценные документы заключают в себе правдивую повесть о жизни Лермонтова, его исканиях, надеждах и разочарованиях, они заменяют ненаписанную им автобиографию и служат прямым дополнением к его творчеству как предельно искренняя исповедь поэта. О тесной внутренней связи эпистолярного и лирического творчества у Лермонтова свидетельствует и то, что многие стихи включены в письма. Проникнутые одним и тем же настроением, стихи часто служат продолжением письма, поэтическим развитием его мыслей. Письмо же, в свою очередь, даёт пояснительный материал, помогая глубже понять смысл стихов, атмосферу, в которой они возникли. Слог писем Лермонтова и его прозы имеет много общего. Это обстоятельство также проливает свет на стремление автора включать в словесную ткань художественных произведений элементы эпистолярного стиля. Укажем на общность речевых средств и совпадение текстов, например, из письма А.М. Верещагиной и романа "Княгиня Лиговская".

Письма, как писал когда-то Герцен, "больше, чем воспоминания; это само прошедшее, задержанное и нетленное". В полной мере это относится к письмам И.И. Пущина и, конечно же, к письмам к нему в Сибирь. Это энциклопедия тридцатилетней эпопеи декабристов. Особенности характера позволяли Пущину находить общий язык с самыми различными людьми, постоянное стремление помочь ближнему словом и делом делали Пущина центром сибирской колонии декабристов. Дружеская поддержка письмами товарищей по изгнанию стала постепенно главным делом его жизни. Число выявленных писем приближается к 1000. Идеи свободного выражения общественного мнения были, как мы видим из писем Пущина, знаменем передового человека того времени. А.С. Пушкин был другом И.И. Пущина, был близок к декабристам. В феврале 1827 г. жена декабриста Муравьёва привезла из Петербурга пророческое "Во глубине сибирских руд…" и горячие стихи Пущину "Мой первый друг, мой друг бесценный…" в Читу. Почти одновременно на Благодатский рудник Мария Волконская доставила тайно в своей причёске эти стихи и письма Пушкина. Вдохновлённые её появлением, поддержкой и оценкой их подвига из уст великого поэта, декабристы воспрянули и тут же ответили на произвол стражей первой в России тюремной голодовкой.

На первый взгляд, письма Достоевского не только ничем не выделяются на фоне богатого и разнообразного эпистолярного наследия других писателей XIX в., особенно И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, но даже выглядят несколько «бледно»: они немногочисленны, в них мы не найдём лёгкого искромётного юмора (например, каламбуров или забавных подписей), художественной отточенности. Тем не менее это не отменяет важного значения эпистолярия Достоевского для изучения его биографии и творчества. Письма великого классика остаются для современного читателя наиболее полным выражением его личности и самым исчерпывающим рассказом о его жизни (Достоевский не вёл систематически личного дневника), содержат сведения о ходе и обстоятельствах создания и публикации его произведений, а также являются творческой лабораторией писателя и в ряде случаев выступают как самоценный художественный текст. Достоевский неоднократно на протяжении всей своей жизни признавался многим своим корреспондентам в том, что он не умеет и не любит писать письма из-за невозможности высказаться на листе бумаги и боязни, что его мысли будут неверно истолкованы адресатом. Эпистолярный жанр довольно широко используется в художественном и публицистическом творчестве Достоевского: это и отдельные письма его героев, и произведения, полностью выдержанные в эпистолярной форме.

Кроме 3 романов и очерков, И.А.Гончаров за свою жизнь написал ещё огромное количество писем, "причём письма представляют прекрасные образцы … эпистолярного рода (т. е. жанра переписки), который был привычен людям тридцатых и сороковых годов 19 века. Это была неторопливая беседа человека, который не только хочет подробно и искренне поделиться своими мыслями и чувствами и рассказать о том, что с ним происходит, но и вызвать своего собеседника рядом вопросов участливого внимания и мирных шуток на такое же повествование" — вспоминал юрист и общественный деятель А.Ф. Кони. Письма Гончарова столь же живы, увлекательны и талантливы, что их можно считать автобиографическими произведениями.

^ 2 . Актуальность исследования

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью вернуть утраченный интерес к эпистолярному жанру как к средству воспитания духовности, способствующему восстановлению духовной связи поколений.

Цель исследования: изучить роль эпистолярного жанра в русской литературе 19-21 веков.

Задачи исследования:

  1. изучить эпистолярную прозу А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского и В.С.Гроссмана;

  2. сопоставить эпистолярную прозу русских классиков с произведениями эпистолярного жанра современных писателей;

  3. сделать вывод о роли эпистолярного жанра в литературе 19-20 веков и современной литературе.

Объект исследования: русская литература 19-20 веков и начала 21 века.

Предмет: эпистолярная проза А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского, В.С.Гроссмана и С.С.Гостева.

Гипотеза:

^ II. Эпистолярный жанр в русской прозе 19-20 веков.

1. . Художественное своеобразие «Романа в письмах» А.С.Пушкина.

Обратимся к эпистолярному жанру и рассмотрим его особенности в контексте классической литературы. Таких произведений не очень много, я хочу остановиться на трех: “Роман в письмах” А. С. Пушкина, “Бедные люди” Ф. М. Достоевского и “Жизнь и судьба” В. Гроссмана. Как бы ни казалось парадоксальным соединение этих трех гениев русской литературы, но их произведения объединены общим жанром — личной перепиской героев. Только у В. Гроссмана показана односторонняя связь вследствие Великой Отечественной войны.

Личная переписка героев дает возможность писателям приоткрыть самые потаенные участки души, высказать сокровенные мысли и заветные мечты.

В романе А. С. Пушкина рассказывается о трогательной любви, но автор не ограничивается только этой темой. Александр Сергеевич Пушкин рассуждает о роли женщины в обществе, вкладывая в уста героини свои мысли по этому важному вопросу. Лиза пишет своей подруге Саше: “Чтение Ричардсона дало мне повод к размышлениям. Какая ужасная разница между идеалами бабушек и внучек. Что есть общего между Ловласом и Адольфом? между тем роль женщин не меняется”. Рассуждения героев позволяют Пушкину высказывать не только довольно серьезные взгляды на роль помещиков в обществе, их долг перед крестьянами и государством, но и шутить о столицах: “Петербург прихожая, Москва девичья, деревня же наш кабинет. Порядочный человек по необходимости проходит через переднюю и редко заглядывает в девичью, а сидит у себя в своем кабинете. — Тем и я кончу. Выйду в отставку, женюсь и уеду в свою саратовскую деревню. — Звание помещика есть та же служба. Заниматься управлением трех тысяч душ, коих все благосостояние зависит совершенно от нас, важнее, чем командовать взводом или переписывать дипломатические депеши”. Здесь явно голос героя сливается с авторским, Пушкин полностью поддерживает позицию своего персонажа. Роман остался неоконченным, но Пушкин верен своей традиции — намечена счастливая развязка. Удивительная и прекрасная жизнь ожидает любящих Лизу и Владимира, они молоды, влюблены, их сердца открыты людям.

^ 2. Композиционная роль исповедальной формы повествования в романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди»;

Подлинно реалистическая основа романа — изображение суровой, поистине трагической жизни бедняков российской столицы — имеет своим источником, конечно, не одно лишь воздействие гоголевских идей (а если брать шире, то и всей "натуральной школы" и прежде всего, разумеется, Белинского), но и собственные наблюдения Достоевского. Необычайный успех "Бедных людей" объясняется не только тем, что в русской литературе 40-х годов, в период расцвета деятельности "натуральной школы", авторы которой в массе своей были подражателями Гоголя, появилось перо, равное по таланту великого предшественника, но и художественным новаторством молодого писателя. Сам Достоевский уже тогда говорил о "синтезе" и "анализе" как основных принципах изображения действительности, считая "синтез" главным признаком гоголевского таланта, "анализ" оригинальной чертой своего художественного видения. И действительно, два петербургских бедняка — Акакий Акакиевич Башмачкин ("Шинель") и Макар Алексеевич Девушкин ("Бедные люди") — изображены диаметрально противоположными эстетическими средствами. Гоголь предпочитает форму повествования от третьего лица, описывая трагическую безысходность судьбы нищего чиновника, но не вдаваясь в подробности его внутреннего мира. Достоевский избирает исповедальную форму повествования ("роман в письмах") и тем самым центральным предметом своего писательского внимания делает внутреннюю, психологическую жизнь Макара Девушкина, его рефлексию. Но рефлексия была открыта и освоена русской литературой до Достоевского, только она являлась исключительным свойством героя-аристократа (Онегин, Печорин). Хорошо известна попытка М.Лермонтова, не увенчавшаяся успехом, в "Княгине Лиговской" изобразить внутренний мир чиновника Красинского. Впервые в русской литературе герой, обладающий высокой степенью самосознания и находящийся в самом низу социальной лестницы, был изображён Достоевский в романе "Бедные люди" и в последующих произведениях писателя 40-х годов.

В романе Достоевского появилась новая точка зрения, новый принцип художественного изображения: не всесильный и всезнающий автор заглядывает в конуру бедняка и извлекает на свет божий всё, что ему заблагорассудится, но сам бедняк рассказывает о себе всё, вплоть до самых интимных, даже постыдных вещей, вплоть до "полтинничка", присланному ему бедной Варенькой, "полтинничка", который ему "сердце пронзил", вплоть до голых локтей, что сквозь одежду светятся, до "пуговки", которую ловил на глазах самого "его превосходительства" (последнюю сцену Белинский назвал трагическою).

И впоследствии, уже в великих романах, герой Достоевского самую последнюю, самую беспощадную правду о себе расскажет сам, без видимой "поддержки" со стороны автора.

^ 3. Своеобразное письмо героини романа В.С.Гроссмана «Жизнь и судьба» - беспощадная правда о звериной сущности фашизма.

Бывают обстоятельства, которые делают из человека бессловесное животное. В. Гроссман отразил в своем романе “Жизнь и судьба” едва ли не самый страшный период истории — Великую Отечественную войну. Героиня романа — Софья Иосифовна “пишет” своеобразное письмо своему сыну, рассказывая об ужасах, переживаемых мирными жителями на оккупированной гитлеровцами территории. Трагизм ситуации усугубляется еще и тем, что это письмо никогда не будет получено адресатом, никогда и не будет отправлено. У этих людей, живущих в гетто, нет никаких прав, даже права на жизнь.

Нелюди, пришедшие на их Родину, попирают человеческое достоинство, унижают и оскорбляют ежеминутно “пленников”. Выдумав античеловеческую расовую теорию, гитлеровцы уничтожают безоружных людей: стариков, женщин, детей. Гроссман с беспощадной правдивостью описывает состояние человека в газовой камере в последние мгновения жизни. Талант писателя позволил без излишней слезливости взглянуть в страшное лицо фашизма, показать его звериную сущность.

Этот роман — предостережение нам, чтобы не допустили повторения подобных зверств, возрождения фашизма. Таким образом, мы видим, что эпистолярному жанру подвластно все: описание любви и ненависти, рассуждения о долге и чести, показ самых страшных периодов в истории человечества. Форма же письма, его доверительный тон не оставляют сомнений в правдивости повествования — вот причина того, что писатели используют этот жанр в своем творчестве.

Письмо входит в состав некоторых литературных произведений. Отправка или получение письма — событие, элемент сюжета. Текст письма, если это не короткая записка с просьбой или приказом что-то сделать или куда-то прийти, — внесюжетный эпизод. Это самостоятельный, "чужой", отличный от авторского повествования, текст, созданный одним из героев. Содержание письма — смысловое целое, взаимодействующее с содержанием произведения. В письме всегда передаётся индивидуальный стиль его автора. Например, письмо Маши Мироновой в романе А. Пушкина "Капитанская дочка", письма Татьяны (глава 3) и Онегина (глава 8) в романе А. Пушкина "Евгений Онегин", письмо Пульхерии Александровы Раскольниковой в романе Ф. Достоевского "Преступление и наказание". Письмо Татьяны Лариной Онегину (написанное по-французки и якобы лишь "переведённое" на русский язык автором "Евгения Онегина") позволяет Пушкину усилить элемент самоанализа героини ("Кончаю! Страшно перечесть…") и подчеркнуть особый, новаторский в русской литературе, характер взаимотношений между "автором" и "героиней". Важную сюжетную роль играет письмо Хлестакова "другу Тряпичкину" в комедии Н. Гоголя "Ревизор".

^ III. Эпистолярный жанр сегодня.

  1. Виртуальный мир героев произведения А.С. Гостевой "Притон просветлённых";

Современные писатели практически не используют эпистолярный жанр, так как в реальной жизни он используется редко. Компьютеризация и интернет привели к появлению новых видов литературы, основанных на электронной переписке и компьютерных технологиях.

А.С. Гостева в своём произведении "Притон просветлённых", 2001 г. рассказывает об отношениях между мужчиной и женщиной, юношей и девушкой. Правда они строятся не в реальном, а в виртуальном мире, с помощью электронных писем. Подчёркивая отнесённость к современной культуре, автор набрала текст в 2 колонки, имитируя газетные полосы.

^ 2."РОМАН" Д. Манина, Р. Лейбова - первый русский интерактивный литературный роман.

10 октября стартовал первый русский интерактивный литературный проект — "РОМАН" Д. Манина, Р. Лейбова. В Сеть был выложен текст, объявленный началом романа. Продолжение же предлагалось написать всем желающим — фрагменты с помощью гиперссылок присоединялись к любому выбранному месту из уже опубликованных. В основе сюжета — письмо молодого человека к девушке, которую он полюбил.

Запущенный в Интернет Романом Лейбовым РОМАН пишется заглавными латинскими буквами, читается по-русски, потому что в 1995 году, когда он возник, с русским в Сети были большие проблемы.

Лейбову принадлежит первоначальный фрагмент, от которого в разные стороны расходятся повествовательные ветви, не столько посвященные вариантам развития событий, сколько создающие вокруг “зародыша” некую структуру со множеством сюжетов, ассоциативных связей, флэшбэков и взаимопроникновений. Любой из “авторов” РОМАНа может продолжить его с любого слова, любого фрагмента, ориентируясь на собственные или чужие фрагменты или вообще не обращая внимание на то, что делается по соседству. Говоря о художественных достоинствах РОМАНа, надо заметить, что, судя по всему, целью Лейбова было не столько создание шедевра, сколько изучение возможностей новой формы. В некотором роде можно сказать, что главным итогом всего проекта явился не столько сам РОМАН, сколько два вполне традиционно построенных текста: “Как читать РОМАН” Р. Лейбова и “Как писать РОМАН” Д. Манина, описывающих структуру РОМАНа.

Активно РОМАН просуществовал год; поначалу казалось, что ему не будет конца, но постепенно структура стала столь разветвленной, что написание новых глав затормозилось. В какой-то момент в поисках разнообразия создатели РОМАНа открыли по соседству английскую версию под названием LENOV (анаграмма слова “novel” и, разумеется, фамилия главного героя). Когда в компьютере что-то разладилось и механизм внесения дополнительных глав отказал, в нем насчитывалось свыше полутора сотен фрагментов. Восстанавливать “снесенные скрипты” (еще два непонятных слова!) никто не стал, и нынче РОМАН так и существует как законсервированный памятник героической эпохе: все последующие попытки создания коллективных гипертекстов не были ни столь изобретательны, ни столь масштабны.

Особенностью современного эпистолярного жанра, реализуемого в электронном романе, является принципиальное отсутствие авторства в классическом смысле слова. К примеру, “автором” РОМАНа являются

а) Лейбов, все придумавший и все редактировавший;

б) Леонид Делицин, многое сделавший для реализации РОМАНа в наиболее удобочитаемом виде;

в) авторы трех с лишним сотен главок.

^ IV. Заключение.

Таким образом, в результате исследования мы пришли к выводу:

  • письмо в художественном произведении может изменить сюжет, может быть средством создания образа персонажа

  • Произведение выигрывает, если эпистолярные элементы в нем не разрушают картину жизни, а письмо не является данью моде. Художественное произведение имеет в данном случае особенный эффект. Читается оно, как правило, легко, с интересом. Читатель почти всегда принимает условия этой литературной игры. Анализируя произведения Пушкина, мы убедились в том, что эпистолярный жанр был очень популярен в XIX веке, не случайно наш любимый классик так часто обращается к нему. Уметь писать письма надо каждому. Давайте учиться этому у русских писателей-классиков, будем стремиться к возрождению утраченного жанра.


^ Список литературы:





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Средняя общеобразовательная школа №3» города Сорочинска Оренбургской области Эпистолярный жанр сегодня и вчера iconАкт проверки готовности общеобразовательного учреждения к 2011/2012 учебному году
Орган управления образованием маоу «Средняя общеобразовательная школа №3» города Сорочинска Оренбургской области

«Средняя общеобразовательная школа №3» города Сорочинска Оренбургской области Эпистолярный жанр сегодня и вчера iconАнализ работы моу "Средняя общеобразовательная школа №3" г. Сорочинска...
Уровень обученности школьников, степень усвоения учащимися программного материала, сформированности общеучебных умений и навыков...

«Средняя общеобразовательная школа №3» города Сорочинска Оренбургской области Эпистолярный жанр сегодня и вчера iconПубличный доклад директора школы за 2012-2013 учебный год. Общая характеристика школы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» города Сорочинска расположена в западном...

«Средняя общеобразовательная школа №3» города Сорочинска Оренбургской области Эпистолярный жанр сегодня и вчера iconЭпистолярный жанр письма
Муниципальное бюджетное основное общеобразовательное учреждение Новосибирской области Ордынского района – Малоирменская основная...

«Средняя общеобразовательная школа №3» города Сорочинска Оренбургской области Эпистолярный жанр сегодня и вчера iconКлассный час, посвященный Дню защитника Отечества "И это не обсуждается" Актуальность
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №2 города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области»

«Средняя общеобразовательная школа №3» города Сорочинска Оренбургской области Эпистолярный жанр сегодня и вчера iconКонкурс стихов «На пыльных дорожках далеких планет»
Муниципальное общеобразовательная школа «Шахтная средняя общеобразовательная школа» Соль-Илецкого района Оренбургской области

«Средняя общеобразовательная школа №3» города Сорочинска Оренбургской области Эпистолярный жанр сегодня и вчера iconИсследовательская работа по информатике на тему: «Компьютерный вирус: вчера и сегодня»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1

«Средняя общеобразовательная школа №3» города Сорочинска Оренбургской области Эпистолярный жанр сегодня и вчера iconАнализ работы школы за 2012 -2013 учебный год
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа с. Кубанка» Переволоцкого района Оренбургской области

«Средняя общеобразовательная школа №3» города Сорочинска Оренбургской области Эпистолярный жанр сегодня и вчера icon«На земле Оренбургской». Воспитатель : Подтяжкина Елена Владимировна
Гкоу для обучающихся воспитанников, с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа...

«Средняя общеобразовательная школа №3» города Сорочинска Оренбургской области Эпистолярный жанр сегодня и вчера iconТема урока: Любовная лирика А. С. Пушкина Цель урока
Моу степная средняя общеобразовательная школа Ташлинского района Оренбургской области Горбушиной Валентины Ивановны



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница