Рабочая программа элективного курса Комплексный анализ текста как способ систематизации знаний для 8 класса




Скачать 150.95 Kb.
НазваниеРабочая программа элективного курса Комплексный анализ текста как способ систематизации знаний для 8 класса
Дата публикации09.07.2013
Размер150.95 Kb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
муниципальное общеобразовательное учреждение Заворонежская средняя общеобразовательная школа

рабочая программа элективного курса

Комплексный анализ текста как способ систематизации знаний



для 8 класса
учитель: А.М. Черенкова

2009-2010

учебный год
Пояснительная записка

Компетентностный подход к обучению русскому языку требует формирования коммуникативной, языковой и культурологической компетенции. Коммуникативная компетенция предусматривает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся. Это потребовало усиления практической направленности преподавания русского языка и литературы. Идея личностно ориентированного и конгнитивно – коммуникативного обучения позволила использовать опыт ученика, интегрировать знания. Факультативный курс для 8 классов “Комплексный анализ текста”, объединяющий подготовку по русскому языку, культуре речи и литературе, даёт возможность каждому ученику реализовать свои возможности и коммуникативные способности, развить готовность к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству, является частью предпрофильной подготовки. Системность знаний – это результат взаимодействия осознанности, полноты, систематичности, глубины, конкретности и обобщенности. Качество, предполагающее овладение не только понятиями, основными положениями, следствиями, но и, самое главное, их связями, а также внутрикурсовыми, внутрипредметными и межпредметными связями. Это умение выделять существенные признаки того или иного понятия во взаимосвязи, выявлять обобщенное знание, способность учащихся подводить конкретные знания под обобщённые, относить частное к общему. Системность характеризует умение выделять главное в учебном материале, сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Это качество хорошо формируется при обобщении и систематизации учебного материала. Системность знаний зависит также от уровня сформированности у обучающихся действенности знаний, т.к. применение их в различных ситуациях способствует углублению, уточнению содержания изученного ранее материала, установлению связей между его частями. Факультативный курс “Комплексный анализ текста” и предоставляет такую возможность.

Программа факультативного курса “Комплексный анализ текста” предусматривает применение различных современных технологий обучения и воспитания: “Личностно-ориентированное развивающее обучение” И.С.Якиманской, методики А.Г.Ривина, “Сотрудничество в обучении” В.Дьяченко, технологии развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, проблемное и модульное обучение, тест-технологии. Индивидуальные консультации и применение современных технологий позволяет уделить особое внимание и оказать помощь воспитанникам, требующим развития по индивидуальной траектории. Перевод обучения в сферу сотрудничества обеспечивает развитие и саморазвитие личности обучающегося, исходя из выявления его индивидуальных особенностей, а также предоставляет возможность каждому, опираясь на свои способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, реализовать себя в познании, учебной деятельности. Успех данной программы определяется именно сотворчеством, сотрудничеством обучающихся друг с другом, с наставником. Программа рассчитана на детей 13 -14 лет.

Данная программа модифицирована, составлена на основе программы для 5-9 классов “Основы русской словесности (От слова к словесности)” (автор Р.И. Альбеткова), “Развитие связной речи. 5-9 класс” (автор Е.И.Никитина): (“Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы”. Сост. Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2002) с учётом изучения русского языка по базовым программам (авторы М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский “Русский язык 5 – 9 классы” – М.: Просвещение, 2008).

Программа является элементом раннего предпрофильного обучения. Особенностью программы факультативного курса “Комплексный анализ текста” является опора на языковое чутьё учащихся, целенаправленное формирование коммуникативной компетенции, подготовка к ГИА в новой форме.

Изменения в жизни, гуманизация общества предъявляют определённые требования к молодому специалисту, активному члену общества. И в первую очередь это свободное владение русским языком, как его устной формой, так и письменной. В связи с этим возникла необходимость углубления знаний по русскому языку. Особое внимание уделяется созданию условий для развития личности ребёнка, развитию мотивации к познанию. Актуальность данной программы обусловлена необходимостью формирования ключевых компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности образовательной области “Филология”, адаптации учеников к новой форме государственной итоговой аттестации в 9 классе, гармоничным сочетанием урочной и внеурочной деятельности.

Цели программы:

  • Формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;

  • Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности образовательной области “Филология”; формирование практической грамотности, языковой и речевой компетенции обучающихся.

Задачи программы:

  • Задать систему ориентиров в многообразии языковых средств, вооружить ученика чёткими критериями их разграничения, чтобы ученик мог самостоятельно определять границы своей языковой компетенции и ставить индивидуальные учебные цели

  • Способствовать овладению новыми формами роботы с информацией: анализ, синтез, проектирование

  • Способствовать расширению аналитического и речеведческого опыта учащихся

  • Подготовить учащихся к прохождению итоговой аттестации в новой форме

  • (В идеале, если это удастся) Сформировать потребность в речевом усовершенствовании.

  • развить устную и письменную речь, ассоциативное мышление, воображение и творческие способности учащихся;

Программа включает повторение и систематизацию знаний из разных областей русского языка и литературы, практические занятия по комплексному анализу текста. В процессе обучения используется пособие “Русский язык. Комплексный анализ текста. 7 – 9 классы” Малюшкина А.Б., “Русский язык. Анализ текста. Тестовые задания к основным учебникам” Т.В. Губернской. Занятия сопровождаются дидактическими материалами – текстами из произведений русской литературы, подобранными учениками самостоятельно и при помощи учителя. Тексты подбираются так, чтобы в них легко можно было найти именно те свойства речи, которые изучаются в данном разделе. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. Выполняя конкретные задания, школьники учатся анализировать текст. Система заданий для анализа включает вопросы по орфографии и пунктуации, при ответе на которые ученик использует знания, полученные на уроках русского языка и литературы. Задания предусматривают систематизацию имеющихся знаний, их переосмысление, а также усвоение нового материала. Преимуществом этого вида работы с текстом заключается в том, что при комплексным анализе текста школьник учится наблюдать за словом, за мыслью автора, а научившись осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приемы, развивает и собственные навыки создания связных текстов. Учет опыта учеников и опора на их познавательные способности на занятиях курса “Комплексный анализ текста” являются необходимыми условиями для эффективного формирования компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности образовательной области “Филология” и делают процесс обучения полезным и увлекательным.

Программа имеет практическую направленность.

Предложенная система занятий рассчитана на 17 часа: по 1 часу в неделю в течение одного полугодия.

Основная форма обучения - учебное занятие. Место проведения - учебный кабинет. Занятия проводятся во время школьных занятий.

В результате освоения программы учащиеся должны:

Знать и понимать:

- основные закономерности движения русского художественного слова;

- индивидуальные особенности художественного текста.

Уметь:

- анализировать и интерпретировать поэтический и прозаический текст в устной и письменной форме, давать ему личностную оценку;

- выполнять задания творческого характера;

- создавать самостоятельные творческие работы на заданную и свободную тему.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения своего круга чтения, самостоятельного знакомства с художественными произведениями и оценки их эстетической значимости;

  • определения своих профессиональных предпочтений, выбора филологии как объекта профессиональной деятельности

Программа мобильна, формы и режим работы могут меняться в зависимости от потребностей обучающихся.

Учебно-тематический план



Тема

К-во часов

Теор.

Практ.

Срезы

Индив.

1.

Предмет и задачи курса. Входной контроль

1




1







2

Текст. Тема и микротема, основная мысль (идея) текста. Способы связи предложений в тексте.

2

1

1







3

Роды, виды и жанры словесности

3

1

2




 

4.

Сюжет и композиция произведения

2




1

1




5.

Образ главного героя, система образов

2

1

1







6.

Средства языка художественной словесности

2

1

1

 




7.

Средства художественной выразительности

3

1

1

1




8.

Урок-зачет

2







1

 1

Всего

17

5

8

3

1

Содержание курса.

Тема 1. Знакомство с предметом и задачами курса. Выяснение уровня знаний учащихся средствами входного контроля.

^ Тема 2. Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и микротема. Основная мысль (идея) текста. Способы связи предложений в тексте.

^ Формы словесного выражения. Устная и письменная форма словесного выражения. Изображение разговорного языка в художественном произведении.

Тема 3. Роды, виды и жанры словесности . Понятие рода, вида и жанра. Эпическое произведение, его особенности. Что такое эпическое произведение.. Повествование, описание, рассуждение, диалоги монолог в эпическом произведении .Лирическое произведение, его особенности. Что такое лирическое произведение. Особенности языка лирического произведения. Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении. Двусложные и трёхсложные размеры стиха. Рифма: её смысловое (выделяет главное слово), эстетическое (красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (связывание строк в строфу) значения. Роль аллитерации в стихотворном тексте. Драматическое произведение, его особенности. Что такое драматическое произведение. Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Сюжет драматического произведения.

Тема 4. Сюжет и композиция произведения. Основные понятия. Основные виды композиции. Связь формы и содержания в художественном произведении.

Тема 5. Образ главного героя, система образов. Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя в сюжете произведения. Герой произведения и автор произведения. Место героя в системе образов.

Тема 6. Средства языка художественной словесности. Изображение средствами языка характера литературного героя в сюжете произведения. Лексика и фразеология как языковые средства характеристики образа. Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. Значение средств лексики.

^ Тема 7. Средства художественной выразительности. Многообразие языковых средств и их значение. Понятие о средствах художественной изобразительности. Метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха. Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, антитеза. Употребление средств изобразительности в произведениях словесности. Значение средств художественной изобразительности. Значение изобразительных средств синтаксиса. Употребление переносного значения слов – тропов. Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя. Сравнение и параллелизм, развёрнутое сравнение, их роль в произведении. Олицетворение и стиль писателя. Художественное значение метафоры, олицетворения, метонимии. Аллегория и символ. Употребление в произведении этих средств художественной изобразительности. Гипербола. Парадокс, алогизм, их роль в произведении. Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.

^ Тема 8. Урок-зачет. Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его. Роль словесности в развитии общества.

Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения. Художественный образ. Художественная действительность. Словесная форма выражения художественного содержания. Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка в произведении. Эстетическая функция языка. Нравственные проблемы в произведениях словесности.
Условия реализации программы


  • Данная программа может быть эффективно реализована при взаимодействии нескольких факторов:

  • заинтересованность педагога делом, которым он занимается;

  • диагностика потребностей учащихся на занятиях;

  • использование результатов исследования с целью корректировки плана программы;

  • использование разнообразных форм работы, активизирующих познавательные, творческие и интеллектуальные способности учащихся.


Формы аттестации обучающихся
Промежуточными формами аттестации могут быть:

  • сочинения;

  • тесты.

Итоговая аттестация:

  • творческая работа по изученному или не охваченному данной программой материалу или защита проекта;

  • зачет



^

основная литература


  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

  2. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1998.

  3. Кац Л.В. Азбука лингвистического исследования. - М., 1994.

  4. Маймин Е.А. Теория и практика литературного анализа. - М., 1984.

  5. Маранцман В.Г. Интерпретация художественного текста как технология общения с искусством //Литература в школе. - 1998. - № 8.


Дополнительная литература


  1. Граник Г.Г., Шаповал Л.А. и др. Литература. Учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум. 8-11 классы. - М.: НПО «Образование от А до Я», 1999.

  2. Лотман Ю.М. О поэте и поэзии. Анализ поэтического текста. - СПб., 1996.

  3. Педагогические мастерские по литературе: Кн. 1 и 2. - СПб., 2000.

  4. Эткинд Е.Г. Разговор о стихах. - М., 1968.


Методическая литература


  1. Вартаньянц М.Д. Поэтика. Комплексный анализ художественного текста. - М., 1994.

  2. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - М., 1998.

Календарно-тематический план




Тема урока

Количество часов

Дата прохождения темы

Видыурока и формы контроля



Предмет и задачи курса. Входной контроль

1




самостоятельная работа



Текст. Тема и микротема, основная мысль (идея) текста.

1




самостоятельная работа



Способы связи предложений в тексте.

1




самостоятельная работа,

тестирование



Роды, виды и жанры словесности

1




лекция



Роды, виды литературы

1




Урок-практикум



Жанры словесности

1




Урок-практикум



Сюжет произведения


1




Урок-практикум



композиция произведения

1




Урок-практикум



Образ главного героя. Основные приемы создания образа. Система образов

1




лекция



Образ главного героя. Основные приемы создания образа. Система образов

1




Урок-практикум



Средства языка художественной словесности

1




лекция



Средства языка художественной словесности

1




Урок-практикум



Средства художественной выразительности . Понятие о средствах художественной изобразительности. Метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха.

1




лекция



Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, антитеза.

1




Урок-практикум



Употребление средств изобразительности в произведениях словесности.

1




Урок-практикум



Урок-зачет

2




зачет



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа элективного курса Комплексный анализ текста как способ систематизации знаний для 8 класса iconАнализ текста. Теория и практика», рабочая программа элективного...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку«Анализ текста. Теория и практика»

Рабочая программа элективного курса Комплексный анализ текста как способ систематизации знаний для 8 класса iconСодержание программы элективного курса Учебно-тематический план элективного курса
Программа элективного курса «Практикум по орфографии» рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса

Рабочая программа элективного курса Комплексный анализ текста как способ систематизации знаний для 8 класса iconЗадания для отборочного этапа олимпиады I. Комплексный анализ поэтического текста
Комплексный анализ прозаического текста (на примере одного из произведений, выбранных участником олимпиады)

Рабочая программа элективного курса Комплексный анализ текста как способ систематизации знаний для 8 класса iconПояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного...
Рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» составлен в рамках предпрофильной подготовки обучающихся...

Рабочая программа элективного курса Комплексный анализ текста как способ систематизации знаний для 8 класса iconПрограмма элективного курса "Филологический анализ художественного текста"
Содержание курса опирается на методические разработки и рекомендации Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарина, Н. А. Николиной и сочетает два...

Рабочая программа элективного курса Комплексный анализ текста как способ систематизации знаний для 8 класса iconУчебного курса по риторике для 10 класса
Рабочая программа элективного курса «Риторика» составлена на основе программы «Основы риторики: От мысли к слову». 10-11 класс. Михальская...

Рабочая программа элективного курса Комплексный анализ текста как способ систематизации знаний для 8 класса iconРабочая программа элективного курса по литературному краеведению «В мире Н. Рубцова»
Данная программа элективного курса составлена в соответствии с региональным компонентом государственного образовательного стандарта...

Рабочая программа элективного курса Комплексный анализ текста как способ систематизации знаний для 8 класса iconМетодическая разработка «Знакомство с миром профессий (комплексный...
Задания к текстам №1-10 направлены на комплексную работу с текстом с целью обобщения и систематизации изученного по всем разделам...

Рабочая программа элективного курса Комплексный анализ текста как способ систематизации знаний для 8 класса iconРабочая программа по Элективному курсу «Поэтика» Класс 11 Б
Программа составлена на основе программы элективного курса Е. А. Зининой «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного...

Рабочая программа элективного курса Комплексный анализ текста как способ систематизации знаний для 8 класса iconОбразовательная программа курса «Филологический анализ художественного...
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница