Тематическое планирование по литературе 5 класс




НазваниеТематическое планирование по литературе 5 класс
страница1/5
Дата публикации13.06.2013
Размер0.6 Mb.
ТипТематическое планирование
lit-yaz.ru > Литература > Тематическое планирование
  1   2   3   4   5
Учебно – тематическое планирование по литературе 5 класс

(программа Курдюмовой, 102 часа)

Пояснительная записка

Настоящий тематический план разработан на основе примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

^ Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

 приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

 устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

 научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

 отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

 освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

^ Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Данное тематическое планирование предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

^ Результаты обучения

Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

^ Тематическое планирование по литературе 5 класс (68)


№ п/п

Тема

Цель

Дидактическая

модель

обучения

Педагогические

средства, формы.

Контроль

Вид деятельности

учащихся

Планируемый

результат

и уровень освоения

Информационно-методическое обеспечение

1

Литература

как искусство слова

Познакомить с целями и задачами предмета, содержанием учебника-хрестоматии; дать понятие о вымысле и художественном творчестве, о писателе и авторе, литературных жанрах

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, работа с книгой, опорные записи

Групповая:

вспомнить загадки, считалки, игры, пословицы и поговорки.


Базовый: знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии (И.-К.).

^ Продвинутый уровень:

Создание связного текста на необходимую тему (Я.)

Д.Г.Зайцев «Русская литература в вопросах и заданиях 5-6»

2.

Мифы народов мира. Календарные мифы.

Дать сведения о славянской мифологии, познакомить с содержанием одного из них, дать понятие о мифе

Объяснительно-иллюстративная, частично поисково-исследовательская

Рассказ, иллюстрации и репродукции; привлечение знаний по истории и мифологии народов, самостоятельное планирование и проведение исследования

Индивидуальная: сообщения об истории возникновения мифов; о других известных мифах: древнегреческих, китайских и др.

Коллективная: чтение и обсуждение мифа

Базовый: знать о верованиях древних славян, понятие “миф” (К.)

Продвинутый: знать разнообразие тематики мифов, их связь с историей народа, религией, жизненным циклом человека, календарем (И.-К., КУЛЬТ.)

Кайсаров, Глинка. Мифы древних славян. (Саратов, 1993)

3.

Мифы о сотворении мира.

Дать сведения о мифологии разных народов, познакомить с содержанием одного из них, дать понятие о мифе

Объяснительно-иллюстративная, частично поисково-исследовательская

Рассказ, иллюстрации и репродукции;

Индивидуальная: сообщения об истории возникновения мифов;

Коллективная: чтение и обсуждение мифа

Углубленный: знать мифы разных народов, чем миф отличается от сказки, легенды и былины; как он связан с историей народа (КУЛЬТ.)

Кайсаров, Глинка. Мифы древних славян. (Саратов, 1993)

4.

Древнегреческие мифы. «Золотые яблоки Гесперид»

Дать понятие о древнегреческих мифах, их героях, особенностях

Объяснительно-иллюстративная, частично поисково-исследовательская

Рассказ, иллюстрации и репродукции; рисунки, составление викторины

Индивидуальная: сообщения о других известных мифах: древнегреческих, китайских и др.

Коллективная: чтение и обсуждение мифа

знать мифы разных народов, чем миф отличается от сказки, легенды и былины; как он связан с историей народа (КУЛЬТ.)

Кайсаров, Глинка. Мифы древних славян. (Саратов, 1993)

5.

Урок - зачет

Проверить понимание учащимися понятия «миф», его жанровых особенностей

Самостоятельная работа

Объяснительный метод, тест (творческая работа)

Индивидуаль-

ная: написание теста







6.

Фольклор.

Обобщить знания об известных фольклорных жанрах, показать их жанровые особенности

Репродуктивная

Рассказ с элементами беседы, выставка книг, посвященных русскому фольклору, иллюстрации

Индивидуальная: сочинить загадку, частушку или колыбельную песню

Базовый: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора (К.).

Продвинутый: уметь создавать письменное оригинальное произведение (Я., Р., И.-К.)

В. П. Аникин,

Ю. Г. Круглов. Русское народное поэтическое творчество. (Л.: Просвещение, 1983)

7.

Былины.

Дать понятие «былина», его жанровые особенности

Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

Рассказ с элементами беседы, выставка книг, иллюстрации

Групповая: придумать былину, создать иллюстрацию

Базовый: знать жанровые особенности былины; уметь охарактеризовать героев былины (К.).

Продвинутый: знать схему построения былины

Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова. Литература в 5 классе. Кн. для учителя. (М., 2002)
Энциклопедия «Кирилл и Мефодия»

8.

«Три поездки Ильи Муромца»

Познакомить с содержанием былины, проанализировать образ богатыря, его поступки

Дать понятие «гипербола»

Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

Рассказ, беседа, художественный пересказ, иллюстраций

Создание иллюстраций

^ Работа по группам: творческое чтение, задания

Базовый: уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды (К.).

Продвинутый: уметь строить рассказ о герое, видеть отличие былины от мифа (Р., Культ.)




9.

Русские народные сказки

Расширить представления о мире сказок, сказочных жанрах и элементах. Показать способы построения народной сказки

Репродуктивная

Рассказ, беседа, художественный пересказ, выставка книг, иллюстраций


Индивидуальная:

Мини сообщение: Моя любимая сказка

Базовый: знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки (К.).


Афанасьев. Народные русские сказки

10.

«Царевна – лягушка»

Образ главных героев, художественные приемы

Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

Рассказ, беседа, художественный пересказ, иллюстраций

Групповая: придумать продолжение сказки

Базовый: уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды (К.).

Продвинутый: уметь строить рассказ о герое, видеть отличие сказки от мифа (Р., Культ.)




11.

Сказки народов

мира

Совершенствовать восприятие и понимание волшебной героической сказки. Совершенствовать навыки пересказа и речи

Репродуктивная

Рассказ, беседа, художественный пересказ, иллюстраций, сопоставительный анализ

^ Работа по группам: творческое чтение, задания

Базовый: знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки (К.).

Продвинутый: знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок (Р., И.-К.)

Л.А.Курганова «По страницам литературных произведений 5-11 кл. Викторины»

12.

Арабские народные

сказки.

Совершенствовать навыки пересказа и речи

Репродуктивная

Рассказ, беседа, художественный пересказ, иллюстраций

Коллективное обсуждение

Базовый: знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки (К.).

Продвинутый: знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок (Р., И.-К.)

Д.Г.Зайцев «Русская литература в вопросах и заданиях 5-6»

13.

«Рассказ о первом путешествии

Сидбада – морехода»

. Совершенствовать навыки пересказа и речи

Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

Рассказ, беседа, художественный пересказ,

Коллективное обсуждение

Базовый: уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды (К.).

Продвинутый: уметь строить рассказ о герое,




14.

Малые жанры фольклора.

Пословицы и поговорки.

Обобщить знания об известных фольклорных жанрах, показать их жанровые особенности

Репродуктивная

Рассказ с элементами беседы,

.

Индивидуаль-

ная: Тв.работа: объясни смысл пословицы

Базовый: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора (К.).

Продвинутый: уметь создавать письменное оригинальное произведение (Я., Р., И.-К.)

Е. Мордес. Искать, пробовать, обучать. 2002

15.

Загадки. «Сказка – загадка». Анекдоты. «Сказка – анекдот»

Обобщить знания об известных фольклорных жанрах, показать жанровые особенности загадки и анекдота

Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

Рассказ с элементами беседы,

Индивидуальная: сочинить загадку, частушку или колыбельную песню

Базовый: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора (К.).

Продвинутый: уметь создавать письменное оригинальное произведение (Я., Р., И.-К.)

Е. Мордес. Искать, пробовать, обучать. 2002

16.

Резервный урок



















17.

Песни. Частушки.

Обобщить знания об известных фольклорных жанрах, показать жанровые особенности частушки и песни

Репродуктивная

Рассказ с элементами беседы, прослушивание аудиозаписей.

Индивидуальная: сочинить загадку, частушку или колыбельную песню

Базовый: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора (К.).

Продвинутый: уметь создавать письменное оригинальное произведение (Я., Р., И.-К.)

Н.В.Трус «Русская литература для школьников»

18.

Связь различных жанров фольклора

Обобщить знания об известных фольклорных жанрах, показать их жанровые особенности

Исследовательская

Рассказ с элементами беседы, выставка книг,

^ Работа по группам: творческое чтение, задания

Базовый: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора (К.).

Продвинутый: уметь создавать письменное оригинальное произведение (Я., Р., И.-К.)

Л.А.Курганова «По страницам литературных произведений 5-11 кл. Викторины

19.

Урок - зачет

Проверить и оценить качество знаний, полученных при изучении темы “Фольклор”

Исследовательская

Проблемный.

Тест

Групповая: составить план, словарик трудных (устаревших) слов

Базовый: владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу (И.-К.).

Продвинутый: использовать приобретенные знания для создания своих сказок (Р., Я.)

Д.Г.Зайцев «Русская литература в вопросах и заданиях 5-6»

20.

Русская классическая литература 19 в

Познакомить с особенностями литературы 19 века, с яркими представителями эпохи

Репродуктивная

Рассказ с элементами беседы

Индивидуальная: составить план

Уметь охарактеризовать эпоху 19 века, называть основных представителей,

Жанровые и стилистические особенности

Л.А.Курганова «По страницам литературных произведений 5-11 кл. Викторины

21.

И.Крылов «Свинья под дубом»

Познакомить с истоками басенного жанра

Репродуктивная

Проблемная лекция, беседа, выставка книг, иллюстрации

Групповая: инсценирование басни, создание иллюстраций к басням с цитатами-комментариями

Базовый: познакомиться с русскими и зарубежными баснописцами XVIII века (К.).

Продвинутый: знать фрагменты из жизнеописания Эзопа, басни Эзопа, Лафонтена. (И.-К.)

К и М
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тематическое планирование по литературе 5 класс iconКалендарно-тематическое планирование по литературе для 11 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе для 11 класса по учебнику В. А. Чалмаева, С. А. Зинина (102 часа)

Тематическое планирование по литературе 5 класс iconТематическое планирование По литературе Класс
Планирование составлено на основе «Программы общеобразовательных учреждений» по литературе в 5 – 9 классах. Составитель В. Я. Коровина....

Тематическое планирование по литературе 5 класс iconТематическое планирование по литературе 7- г класс
Тематическое планирование составлено с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего и полного...

Тематическое планирование по литературе 5 класс iconКалендарно-тематическое планирование по литературе для 6 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе для 6 класса по программе меркина г. С

Тематическое планирование по литературе 5 класс iconТематическое планирование по литературе 7 класс (индивидуальное обучение на дому)
Тематическое планирование составлено с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего и полного...

Тематическое планирование по литературе 5 класс iconКалендарно-тематическое планирование по литературе 7 класс
Планирование составлено в соответствии с программой общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов Министерства Образования...

Тематическое планирование по литературе 5 класс iconТематическое планирование по литературе 7 класс
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного

Тематическое планирование по литературе 5 класс iconРабочая программа по литературе 8 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе составлено на основе программы по литературе (5-11 классы, базовый...

Тематическое планирование по литературе 5 класс iconТематическое планирование по литературе Класс
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы»; авторы В. Я. Коровина. Издательство...

Тематическое планирование по литературе 5 класс iconКалендарно-тематическое планирование по литературе 10 класс
Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе авторской программы по литературе под ред. Коровиной В. Я. М.,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница