Детские читальни библиотеки и современные библиотечные идеалы (автореферат)




Скачать 101.88 Kb.
НазваниеДетские читальни библиотеки и современные библиотечные идеалы (автореферат)
Дата публикации05.08.2013
Размер101.88 Kb.
ТипАвтореферат
lit-yaz.ru > Литература > Автореферат
Детские читальни - библиотеки и современные библиотечные идеалы
(Автореферат)
Л. Б. Хавкиной- Гамбургер
Библиотеки в своей многовековой истории пережили раз
личные фазы развития. Постепенная эволюция произошла как в их организации, так и в их деятельности. В прежнее время самодовлеющей целью библиотеки считалось накопление и хранение книжных богатств. На пользование ими не обращалось внимания.
Теперь же пользование стало во главу угла. Весь мир облетело
крылатое слово одного американского библиотекаря: «что может
быть безполезнее неиспользованной книги!».

Во имя пользования книгами, современная библиотека стремится-
приблизить книгу к читателю и привлечь читателя к книге.
Этими двумя причинами обусловливаются все те усовершенствования, которых добивались и продолжают добиваться лучшие из современных библиотек.

Особенного развития, особенного приближения к идеалу до-
стигли библиотеки в Северо-Американских Соединенных Штатах.
Здесь впервые возник тот тип библиотеки, которому суждено
было играть громадную роль.

По инициативе Франклина, в половине ХУIII века в Фила-
дельфии кружком молодых рабочих устроена была первая общественная библиотека, где книги выписывались «всеми и для всех».

Из Америки
общественные библиотеки не замедлили перейти и
в Европу. Принцип общественной самодеятельности чрезвычайно
благотворно повлияло на развитие общеобразовательных библиотек,
предназначенных для широких кругов.

Общественные библиотеки сделали первый шаг, чтобы приблизить книгу к населению тем, что широко развили абонемент, которого в прежних библиотеках не было. В странах, где библиотечное дело еще не достигло высокого развития, и поныне встречаются библиотеки без абонемента, только с читальным залом. Так у нас целый ряд крупных городских библиотек – в Одессе, Киеве, две в Москве и т.д. – абонемента не имеют.

Следующим шагом в приближении книги к населению был лозунг: «дать наилучшее, наидешевое чтение наишироким кругам». Чтобы сделать чтение наидешевым, надо было обеспечить библиотеки средствами. Эта задача была удачно разрешена путем библиотечного налога, который почти одновременно возник в Англии и Америке в половине XIX века. В этих странах закон предоставил право плательщикам городских налогов устанавливать небольшое самообложение в пользу общественных библиотек данного города. Помимо того, правительство, городские управления и частные лица оказывали громадную поддержку общественным библиотекам. В настоящее время библиотечный налог существует также в Канаде, Австралии и Новой Зеландии.

Распространению чтения способствовало также планомерное насаждение библиотек. В Америке учреждены были районные комиссии, которые заботились о том, чтобы в каждом городе своего района открыть общественную библиотеку. В некоторых штатах теперь уже все города обеспечены библиотеками. Чтобы в пределах города приблизить книгу к населению, устраиваются библиотечные сети. Сеть состоит из центральной библиотеки, ряда филиальных отделений и, кроме того, передвижных библиотек, посылаемых в различные пункты города. Библиотечные сети устраиваются также в сельских местностях.

Приблизить книгу еще мало: надо, чтобы читатель мог
использовать ее надлежащим образом или, по выражению америк-
анцев, надо „сделать доступным каждый атом знания, заколо-
ченный в книгах". Этому содествует армия подготовленных библиотекарей, великолепные каталоги и библиографические пособия.

В интересах читателя, чтобы он мог больше и продук-
тивнее пользоваться книгами, приняты различные меры для бы-
строго удовлетворения требований. Усовершенствованное устройство з
дания, при котором требования передаются в книгохранилище п
о телефону или по пневматическим трубкам, а книги доста-
вляются на электрических вагонетках или по электрическим лифтам, позволяет выполнить любое требование в несколько минут. При многих американских библиотеках устраиваются библиографические бюро. где специалисты дают читателю всякие указания и подбирают литературу интересующего его вопроса. Справки о книгах и даже цитаты сообщаются желающим по телефону, при чем библиотеки не останавливаются перед большими расходами на телефон.

Для привлечения читателя также делается многое. Библиотеку стараются сделать культурным центром, где происходят лекции, курсы, заседания просветительных обществ. Библиотека устраивает выставки имеющихся в ней книг, применяясь к злободневным событиям (юбилей, война, солнечное затмение и т. п.), или к соответствующим лекциям, чтениям, театральным представлениям. Много внимания обращается на уютность и удобство библиотечного помещения: его украшают картинами, статуями, портретами писателей и ученых, цветами. По современным взглядам библиотека, как и школа, должна производить эстетическое впечатление.

Библиотека стремится даже вербовать читателей. Американцы говорят: «ни одно дело не процветает, если сидеть, сложа руки, и ждать, придут ли сами клиенты». И библиотека всячески оповещает читателя. Ежегодно жителям улиц, прилегающих к каждому отделению библиотеки, рассылаются листки с кратким оповещением о ее составе, времени открытия и условиях пользования. Одна библиотека (Ньюарк, штат Нью-Джерси) разослала всем городским плательщикам такой листок: «На ваши средства содержится бесплатная публичная библиотека. Пользуетесь ли вы ею, а если нет, то почему?». В результате на следующий год число прочитанных книг удвоилось: с одного миллиона томов дошло до двух миллионов. Для той же цели в газетах печатаются списки новых поступлений в библиотеку по тому или иному отделу, широко распространяются отчеты о деятельности библиотеки.

Одною из самых важных мер для привлечения читателя
в общественную библиотеку является устройство при ней детского
отделения. На эту меру натолкнула жизненная практика. Если вос-
питать, подготовить читателей, приохотить их к чтению с юных
лет, наконец, научить их толково читать и пользоваться библио-
графическими пособиями и каталогами, то, когда они вырастут,
библиотека будет иметь кадры серьезных, вдумчивых взрослых
читателей, и спрос на ее книжные богатства естественно возрастет.

Почин в устройстве детских отделений библиотек принадлежит Англии, где в 1882 году открыто было такое отделение при Ноттингемской публичной библиотеке.

Значение детских отделений стало гораздо шире, чем это первоначально предполагалось. Это видно из резолюции, которая была принята в 1906 году на съезде английского библиотечного Общества:

«В виду того, что публичная библиотека является одною из составных частей национальной образовательной системы, желательно, чтобы дети с самого раннего возраста приучались к чтению книг в специальных детских отделениях публичных библиотек».

Детское отделение явилось таким образом связующим звеном между школой и публичной библиотекой.

По обыкновению Америка, заимствуя прием, который считает целе
сообразным, всячески заботится о его усовершенствовании. Так было и с детскими библиотеками. Для того, чтобы они могли занять должное место в образовательной системе, необходимо пор-
учить руководство ими сведущим подготовленным лицам. Так р
ассуждали в Америке, где вообще от библиотекаря требуется специальная
подготовки, получаемая в особых библиотечных
школах.

В 1904 году в Питтсбурге при публичной библиотеке, основанной
на многомиллионное пожертвование известного богача Карнеги, устроена
была библиотечная школа с двухлетним курсом, кото-
рая предназначается для подготовки библиотекарш в детские отделения.-
В ней проходятся как общие для других библиотечных школ предметы (выбор и покупка книг, классификация, катало-
гизация, принципы организации библиотек и т. д.), так и специальные: детская литература, иллюстрации, оборудование детских отделе-
ний, методы работы с детьми, основы педагогики и психологии, взаимоотношение библиотек, школ и музеев, устройство клубов для чтения и т. д.

В настоящее время подавляющее большинство американских публичных библиотек имеет у себя детские отделения. Отделение
состоит из читальни и абонемента. Оно обставляется низенькой м
ебелью по росту детей. Юных читателей приучают бережно отно-
ситься к книге. В самой читальне или перед входом в чи
тальню находятся умывальники, и дети моют руки перед тем, как взяться за чтение.
Руководители беседуют с детьми, выясняют им значение книги. Правила общения с книгами, изложенные в доступной для детей форме, печатаются на особых закладках, которые служат, чтобы отмечать страницу в книге.

Детей приучают к самодеятельности. Вокруг читального зала стоят низенькие шкафы, из которых дети сами могут доставать себе книги, выбирая то, что им нравится. Детям показывают, как обращаться с каталогом, и это имеет большое практическое значение. Их учат пользоваться справочными изданиями и библиографическими указателями, подходящими для их возраста, словом, готовят из них сознательных читателей.

В связи с чтением ведутся другие вспомогательные работы. Дети зарисовывают прочитанное, пишут сочинения на вольные темы. Библиотека помогает им организоваться в кружки самообразования и клубы для чтения. В клубе бывает выборный комитет из детей, который совместно с библиотекаршей вырабатывает программу каждого собрания. В программу входит, обыкновенно, чтение вслух, дебаты по поводу каких-нибудь злободневных событий или по поводу книг, иногда декламация стихотворений, драматизация (разыгрывание в лицах) прочитанного и рассказывание.

Для рассказывания требуется известное искусство и подготовка, поэтому его всегда ведет библиотекарша. Метод творческого рассказывания теперь занял в Америке большое место как в школьном обучении, так и во всех видах внешкольного образования. Путем рассказывания детей больше всего знакомят с произведениями народного творчества: сказками, легендами, мифами, животным и героическим эпосом. Существуют целые выработанные системы рассказывания. В основу их кладется био-генетический принцип, так как развитие ребенка, за немногими уклонениями, идет тем же путем, как развитие целого народа. Его знакомят с произведениями народного творчества в том порядке, как они зарождаются. Сообразно психологическим особенностям каждого возраста детей, выбирается и материал для рассказывания. Для младшего возраста преобладают сказки, для среднего еще присоединяются рассказы из реальной жизни, для старшего возраста даются циклы рассказов из мифологии или героического эпоса.

В библиотеке рассказывание имеет большое значение. С одной стороны оно знакомит детей с литературой, у них является желание прочесть то, о чем им говорили; с другой – это прекрасный прием, чтобы создать доверчивые, непринужденные отношения детей к библиотекарше

, вызвать общение детей между собою и живой обмен мыслей. Таким путем лучше всего выясняются индивидуальные особенности каждого ребенка, а индивидуализация чтения
составляет одну из задач нашего времени.

Для детей устраиваются так же, как и для взрослых, выставки книг по известным отделам или по известным во-
просам. Большое значение придается также иллюстрациям не только в книгах, но и в виде отдельных коллекций картин и рисунков.

Самое замечательное детское отделение находится при Нью-Йо-
ркской публичной библиотеке. Для ознакомления с ним приезжают люди со всего света. Кроме детей, которые приходят сюда читать и брать книжки на дом, его посещают родители, педагоги и общественные деятели, чтобы изучать вопросы детского чтения и работу с детьми, детские писатели, иллюстраторы и издатели детских книг, чтобы знакомиться с требованиями, ныне предъ-
являемыми детской литературе.

К работы с детьми нужно также отнести сотрудничество американских бибилотек со школами. Библиотека снабжает школы комплектами книг, рисунков и картин. Библиотекари периодически объезжают школы, выясняют, какие книги надо приобрести, какие комплекты заменить другими. Преподаватели с целыми классами приходят в библиотеку. Всем учителям разсылаются списки новых приобретений библиотеки. Самим учителям для их занятий выдаются книги на особо льготных условиях, сроком до шести месяцев и в неограниченном количестве.

Есть в Америке небольшое число самостоятельных детских библиотек, но там предпочтeниe отдается устройству детских отделений в публичных библиотеках, так как они служат переходной ступенью к чтению взрослых в том же учреждении.

В Западной Европа движение в пользу детских библиотек также начинает принимать широкие размеры. Не осталась чуждой вопросу о детских библиотеках и Poссия. У нас уже сущест-
вуют детские библиотеки во многих городах; в Москве и ее окрестностях их двенадцать, в Петербурге и окрестностях 4, в Вильне и в Перми по 2, затем есть детские библиотеки в Нижнем-Новгороде, Екатеринославе, Одессе, Бобруйске, Кронштадте, Туле, Тамбове, Казани, Киеве, Ялте, Челябинске и т. д. На всероссийском съезде по библиотечному делу в 1911 году образовалась также подсекция детских библиотек, вынесшая свои резолюции. На курсах по библиотечному делу при Московском государственном университете имени Шанявского введены предметы: «Детская литература и детские библиотеки». Все это свидетельствует, что и у нас вопрос о детских библиотеках является вполне назревшим.

Среди нынешних детских библиотек в России можно различить три типа: 1) частные платные библиотеки (напр., Бередниковой и «Друг детей» в Москве, Доброй в Киеве) с довольно высокой подписной платой (от 50 коп. до 1 рубля в месяц), рассчитанная главным образом на детей из более или менее состоятельных семейтсв; 2) самостоятельные библиотеки для детского чтения, устроенные просветительными организациями, доступные по плате или совсем бесплатные, напр. в Нижнем-Новгороде детская библиотека, устроенная секцией воспитания и обучения при Обществе охранения народного здравия (плата от 10 к. и выше), бесплатная читальня Общества «Светлая юность» в Перми и т. д.; 3) детские читальни-библиотеки, как отделения публичных библиотек: в Ялтинской городской общественной, Московских городских имени Грибоедова и имени Гоголя, Кишиневской городской, Благушинской земской и т. д. По своей блестящей деятельности особенно выдается детское отделение Грибоедовской библиотеки, работающее чрезвычайно интенсивно, несмотря на плохое помещение и очень скудные средства, которыми оно располагает.

Почти все детские библиотеки в России возникли за последнее десятилетие и нет сомнения, что число их будет увеличиваться с каждым годом.

Было бы чрезвычайно желательно, чтобы Харьковская Общественная Библиотека, которая всегда одна из первых вводила у себя все виды библиотечной работы, не осталась безучастной к новому течению в области библиотечного дела и устроила детское отделение с читальней и абонементом.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Детские читальни библиотеки и современные библиотечные идеалы (автореферат) iconИтоги областного конкурса «Библиотека года 2007»
Омской области. Библиотечные системы Исилькульского, Любинского, Москаленского, Тарского районов заявили для участия в конкурсе 2...

Детские читальни библиотеки и современные библиотечные идеалы (автореферат) iconГрани сотрудничества библиотеки и вуза в продвижении
Грани сотрудничества библиотеки и вуза в продвижении ресурсов: современные тенденции (опыт библиотеки тгму)

Детские читальни библиотеки и современные библиотечные идеалы (автореферат) iconВстречи с писателями стали в нашей школе уже доброй традицией: за...
Встречи с писателями стали в нашей школе уже доброй традицией: за последние три года у нас в гостях уже побывали современные детские...

Детские читальни библиотеки и современные библиотечные идеалы (автореферат) iconРоссийская государственная детская библиотека
На сайте представлена коллекция интересных ссылок по тематическим рубрикам: «Литературные ресурсы», «Детские ресурсы», «Ресурсы для...

Детские читальни библиотеки и современные библиотечные идеалы (автореферат) iconСпециализированный портал «Здоровье и образование»
На сайте представлена коллекция интересных ссылок по тематическим рубрикам: «Литературные ресурсы», «Детские ресурсы», «Ресурсы для...

Детские читальни библиотеки и современные библиотечные идеалы (автореферат) iconМы живём в России
Возможности библиотеки значительно расширились с открытием информационного центра, которым пользуются не только молодёжь, но и ветераны...

Детские читальни библиотеки и современные библиотечные идеалы (автореферат) iconВиртуальные библиотеки
Собрания отдельных авторов, Общие библиотеки, Платные библиотеки, Тематические Библиотеки, Фантастика, фэнтези, Религия, Философия,...

Детские читальни библиотеки и современные библиотечные идеалы (автореферат) iconБесплатные электронные библиотеки
Детективы, детские, классика, кулинария, любовные романы, поэзия, проза, психология, спорт, триллеры, учебники, фантастика, юмор

Детские читальни библиотеки и современные библиотечные идеалы (автореферат) iconПримерный список произведений, рекомендуемых для чтения в начальной школе
Детские русские народные песенки. Детские песенки народов России. Детские песенки народов Мира

Детские читальни библиотеки и современные библиотечные идеалы (автореферат) iconДетские ресурсы интернет
«Лесенка» разнообразна и учитывает особенности восприятия читателей шести-десяти лет. От первой ступеньки до четвертой тома библиотеки...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница