Методические рекомендации по изучению дисциплины «социолингвистика» для студентов 1 и 3 курсов специальности 040100. 65 «Социология»




НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социолингвистика» для студентов 1 и 3 курсов специальности 040100. 65 «Социология»
страница1/3
Дата публикации27.08.2013
Размер387 Kb.
ТипМетодические рекомендации
lit-yaz.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины

«СОЦИОЛИНГВИСТИКА»

для студентов 1 и 3 курсов специальности 040100.65 «Социология»

Автор: Сауткин А. А., кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук».

Цель освоения дисциплины «Социолингвистика» - раскрыть социальную сущность и функции языка как средства общения, познакомить студентов с основными концепциями западных и отечественных исследователей; сформировать целостное представление о социолингвистике как науке, изучающей язык в его социальном контексте.

Основные задачи курса «Социолингвистика»:

  1. Ознакомить студентов с основными категориями социолингвистики.

  2. Проанализировать понятия языковой политики, языковой ситуации, языковых контактов.

  3. Рассмотреть социолингвистическую типологию языковых форм.

  4. Охарактеризовать влияние общественных факторов на развитие языка.

  5. Рассмотреть методы социолингвистических исследований.

Социолингвистика обладает междисциплинарным статусом, и специфика предмета связывает её с целым рядом смежных дисциплин (в частности, с общей лингвистикой, социологией, семиотикой, демографией и др.). В результате изучения курса студенты должны знать:

  1. ключевые понятия социолингвистики, категориальный аппарат, методы исследования;

  2. истоки и эволюцию социолингвистики;

  3. основные концепции социальной дифференциации языка;

  4. особенности социальной регуляции речевого поведения;

  5. социолингвистическую типологию языков и формы существования языка;

  6. теории социальной обусловленности языковой эволюции;

  7. закономерности, обусловливающие смешение языков и развитие контактных языков.

В результате изучения курса студенты должны уметь:

  1. ориентироваться в теоретических разработках, связанных с социолингвистической проблематикой;

  2. оперировать основными понятиями социолингвистики;

  3. анализировать современную языковую ситуацию, а также основные проблемы языковой политики;

  4. разрабатывать программу социолингвистического исследования;

  5. использовать практические методики социолингвистического исследования.


^ Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени

№ п/п

Наименование темы

Всего ауд.

Лекции (ч.)

Семинары (ч.)

Сам.раб.

1.

Предмет, цели и задачи курса. Предмет и задачи социолингвистики как науки

 2

2




6

2.

Истоки социолингвистики

8

4

4

4

3.

Язык как объект исследования

4

2

2

4

4.

Понятийный аппарат социолингвистики

4

4




4

5.

Речевое поведение

4

2

2

4

6.

Язык и культура

6

4

2

4

7.

Социолингвистическая типология языков.

2

2




4

8.

Формы существования языков

2

2




4

9.

Народы мира и языки. Языковые контакты

4

2

2

4

10.

Языковая ситуация

4

2

2

4

11.

Языковая политика



4

2

2

4

12.

Методы социолингвистических исследований Отбор информантов. Методы сбора материала

6

2

4

4

Всего

 

50

30

20

50


^ Примерное распределение рабочего времени:



п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 040201 социология

Всего

аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.

раб.

Раздел I. Общие положения.

1

Предмет, цели и задачи курса. Предмет и задачи социолингвистики как науки

2

2







4

2

Истоки социолингвистики

8

4

4




4

Раздел II. Теоретические основы социолингвистики

3

Язык как объект исследования

4

2

2




4

4

Понятийный аппарат социолингвистики

4

4







4

5

Речевое поведение

4

2

2




4

6

Язык и культура

6

4

2




4

7

Социолингвистическая типология языков

2

2







4

8

Формы существования языков

2

2







4

9

Народы мира и языки. Языковые контакты

4

2

2




4

10

Языковая ситуация

4

2

2




4

11

Языковая политика

4

2

2




4


Раздел III.Прикладные аспекты социолингвистики

12

Методы социолингвистических исследований

6

2

4




6







Всего:

50

30

20




50



Содержание практических занятий

Тема 1. Социолингвистика как наука. Истоки и эволюция социолингвистики. (4 часа)
План


  1. Объект и предмет социолингвистики.

  2. Место социолингвистики в системе смежных дисциплин: социолингвистика - языкознание, социолингвистика - семиотика, социолингвистика - демография.

  3. Пражская школа функциональной лингвистики (P.O. Якобсон, Н.С. Трубецкой, В.Матезиус, В.Гавранек, С.О.Карцевский).

  4. Французская социологическая школа в лингвистике (А. Мейе, М. Коэн и др.).

  5. Идеи Ф.де Соссюра и их значение для социолингвистики. Женевская школа (А. Сеше, Ш. Балли и др.).

  6. Развитие американской социолингвистики (Д.Хаймз, Э.Хауген, Дж.Гамперц, У.Лабов).

  7. Социолингвистические исследования в отечественной науке (В.В.Виноградов, Е.Д.Поливанов, В.М.Жирмунский, Ю.Д.Дешериев, А.Д.Швейцер, Л.Б.Никольский).


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Какой вклад внесли представителей Пражской школы в развитие социолингвистики?

  2. Охарактеризуйте социолингвистические аспекты научного творчества Р. Якобсона.

  3. В чем специфика трактовки языковых явлений в работах представителей французской социологической школы?

  4. Какие идеи Ф. де Соссюра оказали наибольшее влияние на становление социолингвистики?


Задания для самостоятельной работы

  1. Сопоставьте определения предмета социолингвистики, содержащиеся в различных учебниках и учебных пособиях.

  2. Составьте схему, отражающую место социолингвистики в системе научного знания (положение данной отрасли внутри социологии, а также связь с другими дисциплинами).

  3. Составьте схему, отражающую поэтапное становление отечественной социолингвистики.


Литература:

  1. Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика. М., 2001.

  2. Гухман М. М. У истоков советской социальной лингвистики // Иностр. языки в школе. – 1972. - № 4.

  3. Дешериев Ю.Д. Социальная лингвистика. К основам общей теории. М., 1977.

  4. Жирмунский В. М. Марксизм и социальная лингвистика // Вопросы социальной лингвистики. М., 1969.

  5. Звегинцев В.А. Социальное и лингвистическое в социолингвистике // Звегинцев В. А. Мысли о лингвистике. М., 1996.

  6. Краус Й. К общим проблемам социолингвистики // Вопросы языкознания. – 1974. - № 4.

  7. Краус Й. К пониманию социолингвистики в Чехословакии //Социально-лингвистические исследования. – М., 1976.

  8. Кузнецов В. Г. Язык как орудие культуры и концепции лингвистов Женевской школы // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. – 1975. - № 2.

  9. Лабов У. Исследование языка в его функционально контексте // Новое в лингвистике. Вып.7. М., 1975.

  10. Лабов У. Отражение социальных процессов в языковых структурах. // Новое в лингвистике. Вып.7. М., 1975.

  11. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.

  12. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М., 1996.

  13. Никольский Л.Б. О предмете социолингвистики. // Вопросы языкознания. 1974. № 1.

  14. Никольский Л.Б. Синхронная социолингвистика. (Теория и проблемы). М., 1976.

  15. Соммерфельт А. Французская лингвистическая школа // Новое в лингвистике. Вып. 4. – М., 1965.

  16. Слюсарева Н. А. Проблемы социальной природы языка в трудах французских лингвистов // Теоретические проблемы социальной лингвистики. – М., 1981.

  17. Соломоник А. Семиотика и лингвистика. М., 1995.

  18. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. – М., 1977.

  19. Хауген Э. Лингвистика и языковое планирование // Новое в лингвистике. Вып.7. «Социолингвистика». М., 1975.

  20. Швейцер А.Д. О микросоциологии и макросоциологии языка. М., 1970.

  21. Швейцер А.Д. Современная социолингвистика. Теория. Проблемы. Методы. М., 1976


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины «социолингвистика» для студентов 1 и 3 курсов специальности 040100. 65 «Социология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социология труда...
Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»

Методические рекомендации по изучению дисциплины «социолингвистика» для студентов 1 и 3 курсов специальности 040100. 65 «Социология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины для студентов предназначены...
Федосеев А. И. Автоматизированные системы управления на автомобильном транспорте: Методические рекомендации по изучению дисциплины...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «социолингвистика» для студентов 1 и 3 курсов специальности 040100. 65 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 040100. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 "Социология"...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «социолингвистика» для студентов 1 и 3 курсов специальности 040100. 65 «Социология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 13 «История русской литературы»
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 13 «История русской литературы» для студентов, обучающихся по специальности...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «социолингвистика» для студентов 1 и 3 курсов специальности 040100. 65 «Социология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дс. 7 Европейский...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 7 Европейский Север в 20 в для студентов, обучающихся по специальности 050401....

Методические рекомендации по изучению дисциплины «социолингвистика» для студентов 1 и 3 курсов специальности 040100. 65 «Социология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. 5 История русского...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 5 История русского языка для студентов, обучающихся по специальности 050301....

Методические рекомендации по изучению дисциплины «социолингвистика» для студентов 1 и 3 курсов специальности 040100. 65 «Социология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социологии»...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «социолингвистика» для студентов 1 и 3 курсов специальности 040100. 65 «Социология» iconПримерная программа Наименование дисциплины «Основы социологии» Рекомендуется...
«Социальная антропология», «Социальная психология», «Социология семьи», «Социология культуры», «Социология религии», «Этносоциология»,...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «социолингвистика» для студентов 1 и 3 курсов специальности 040100. 65 «Социология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «социолингвистика» для студентов 1 и 3 курсов специальности 040100. 65 «Социология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины управление персоналом для студентов
Крупица В. В., Яшкова Е. В., Егоров Е. Е. Управление персоналом: Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов –...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница