Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бирюк»(1-й урок,7 кл.)




Скачать 121.31 Kb.
НазваниеИван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бирюк»(1-й урок,7 кл.)
Дата публикации30.08.2013
Размер121.31 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок

Тема: Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бирюк»(1-й урок,7 кл.)


Тип урока: урок изучения и усвоения новых знаний

Форма урока: урок-беседа

Цель урока: расширить знания учащихся о личной и творческой биографии Тургенева.

Задачи:

Дидактические:

  • продолжить формирование умений анализировать художественный текст; аргументированно доказывать собственное суждение;

  • проверить навыки внимательного прочтения художественного произведения.

Развивающие:

  • совершенствовать умения анализировать, сравнивать, формулировать выводы;

  • развивать эмоциональную восприимчивость.

Воспитательные:

  • воспитывать трепетное отношение к родине;

  • воспитывать художественный вкус.

Оборудование урока: портрет И.С.Тургенева, презентация, выставка книг,

Словарная работа: конфликт, пейзаж, интерьер, портрет.

Используемые учебники и учебные пособия:

  • Золотарева И.В., Егорова Н.В., поурочные разработки по программе под редакцией В.Я.Коровиной;

  • Интернет-ресурсы;


Ход урока

Организационный момент

^ I. Слово учителя. Ребята, сегодня мы с вами будем изучать творчество удивительного писателя И.С.Тургенева. Конечно, имя этого писателя вам уже знакомо. Вы уже встречались с ним и не раз, поэтому целью нашего урока является расширение знаний о творческой биографии писателя.

^ Откройте тетради и запишите число, тему урока.

2. Презентация.(слайд№1) И.С.Тургенев принадлежал к богатому дворянскому роду(слайд №2).Мать, урожденная Лутовинова(слайд№3).Тургенев написал много рассказов, повестей, стихотворений в прозе(слайд №4).Село Спасское было названо из-за церкви Спаса Преображения(слайд№5). Прекрасные окрестности усадьбы нашли отражение в произведениях писателя (слайд№6).Гостями Тургенева были А.А.Фет, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой (слайд №7). В усадьбе сохранился дуб, посаженный Тургеневым (слайд№8,9,10). Писатель любил отдыхать в тени благоухающей зелени (слайд № 11).А это интерьер дома, где жил писатель(слайд №12,13).Известно, что писатель сам был заядлым охотником. Это его охотничье снаряжение (слайд№14).В 40-50 годы 19 века И.С.Тургенев создал несколько произведений, объединенных в один сборник «Записки охотника» (слайд № 15,16). И сегодня мы будем говорить о рассказе «Бирюк», произведении из цикла «Записки охотника» (слайд № 17, 18). Прежде чем мы будем работать с текстом рассказа, давайте проверим домашнее задание (Д/з. прочитать рассказ «Бирюк»,составить цитатный план рассказа)http://images-6.moifoto.ru/middle/1/174/2368893gce.jpg?1323254100

^ 3. Проверка домашнего задания. Учащиеся читают примерный цитатный план рассказа:

1.«Гроза надвигалась…»

2.«Вот мы и дома…»

3.«Редко мне случалось видеть…» «записки охотника». 12. «бирюк». художник б. дехтерев

4.« В лесу шалят…»

5.«Куда? Стой!-загремел голос лесника…»

6.«Отпусти! Нужда, Фома Кузьмич…»

7.«Убирайся к черту!...»

Учитель. А теперь давайте поработаем со словарными словами. Они нам сегодня пригодятся.

^ 4.Словарная работа: На экране определения: конфликт, пейзаж, интерьер, портрет (слайды № 19 – 24)/ Учащиеся записывают в тетради литературные термины.

Учитель. Ребята, прочитав еще один рассказ Ивана Сергеевича Тургенева, вы убедились, что писатель является необыкновенным мастером изображения картин русской природы. Его картины всегда верны, вы всегда узнаете в них нашу родную русскую природу(Слайд №24)

-Вспомним с чего начинается рассказ «Бирюк»?

- С описания леса и надвигающейся грозы.

- Как вы думаете, почему крестьяне прозвали лесника Бирюком?

Давайте поработаем в группах, чтобы ответить на многие вопросы.

5.Работа в группах. Класс разбивается на 4 группы.

Группам даются карточки с заданиями и вопросами.
  • ^

    Первая группа. Пейзаж.


Задание: найти пейзажные зарисовки и прокомментировать их. Найти слова, которые передают состояние природы, краски, звуки, запахи.

-Какую из пейзажных зарисовок можно считать ключевой для понимания образа главного героя?

-Какую роль играет образ-символ грозы?

-Какие чувства и как передает Тургенев в описании природы?
  • ^

    Вторая группа. Интерьер.


Задание: подготовить пересказ описания избы Бирюка

-Какие слова в описании являются ключевыми?

- С каким чувством описывает рассказчик мужицкую избу?

-Какую роль играет описание интерьера избы?

-Как это описание помогает понять характер героя?
  • ^

    Третья группа. Портрет.


Задание: найти описание внешности Бирюка, ответить на вопросы:

-В чем особенности портрета Бирюка?

-Какие детали портрета вы считаете главными?

-Можно ли по портрету определить авторское отношение к герою?

-Как портрет помогает раскрыть характер героя?

-Какую роль в рассказе играет портрет мужика-вора и при помощи каких ярких художественных деталей Тургенев показывает внешний облик и состояние крестьянина?
  • ^

    Четвертая группа. Словарная работа.


Задание: нужно найти значение слов, встретившихся в рассказе. Составить словарик.

Полати, рогожка, кушак, дружки, взыскать, люлька, подле, покромка, понурить, ракиты, полати, верста, плетень и т. д.
^

Выступление учащихся.


Учитель обобщает высказывания учащихся, что Тургенев описывает поле и лес в различные времена года, в различное время суток. Его пейзаж подвижен и изменчив. Писатель предстает здесь очень тонким наблюдателем различных запахов, оттенков, звуков леса, поля. Автором использованы различные средства художественной выразительности: эпитеты, метафора, олицетворения, которые одушевляют природу. Описание природы у Тургенева сопоставимо с человеческим миром. Пейзажные зарисовки у писателя не только фон, на котором происходит действие, но и очень важное средство характеристики героев. Они помогают раскрывать переживания героев, настроение, чувства, выявить авторскую позицию.

В описании избы Бирюка зашифрована социальная характеристика героя, а портрет помогает выразить его индивидуальные черты
^

Учитель. Итоговый вопрос:


-Как вы понимаете слова Белинского о том, что Тургенев в «Записках охотника» зашел к народу с такой стороны, с какой до него никто не заходил?»
^ 6.Рефлексия. Целью урока было: расширить знания о биографии Тургенева. Как вы думаете, ребята, достигли мы целей урока?
7.Выставление оценок. Домашнее задание. Знать биографию писателя, индивид. задание: выучить наизусть стихотворение «Русский язык».

^

Тема урока: Последние годы творчества Ивана Сергеевича Тургенева. Стихотворения в прозе. (2 урок, 7 класс)

Тип урока: урок усвоения новых знаний


^ Форма урока: урок-беседа

Цель урока: изучить понятие и особенности стихотворений в прозе;

Задачи:

Дидактические:

  • продолжить формирование умений анализировать художественный текст; аргументированно доказывать собственное суждение.


Развивающие:

  • совершенствовать умения анализировать, сравнивать, формулировать выводы;

  • развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения;

  • творческие возможности в написании стихотворения.

Воспитательные:

  • Способствовать формированию любви к слову, русскому языку.


Оборудование: портрет И.А.Тургенева, иллюстрации к произведениям писателя, выставка книг, слайды.

^ Теория литературы: роды литературыhttp://images-6.moifoto.ru/middle/1/174/2368893gce.jpg?1323254100

(эпос, лирика, драма), размеры стиха

(ямб, хорей)рифма, монолог, диалог.

Ход урок

Организационный момент

^ 1.Слово учителя. Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с именем великого русского писателя И.С. Тургеневым. Давайте вспомним этапы его биографии и поговорим о последних годах творчества писателя. (слайд №1)портрет писателя ивана сергеевича тургенева. художник илья репин. 1879. холст, масло. 89x68 см. севастопольский художественный музей имени михаила павловича крошицкого.

^ 2. Проверка домашнего задания. ( проверку можно провести в форме викторины или сообщений учащихся)

-В каком году родился И.С.Тургенев?

-Как называется родовое имение Тургенева?

-Какие именитые гости посещали имение?

-Бывал ли Тургенев за границей?

-В каких учебных заведениях учился Тургенев?

-В каких жанрах работал писатель?

^ 3. Слово учителя. Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с творчеством великого русского писателя 19 века И.С.Тургеневым.

Послушайте стихотворение (чтение стихотворения учителем)

«Записки охотника»картинка 71 из 53322

Из многих книг – сейчас одна

Ее дыханию внимаю,

Она ясна, чиста до дна

А глуби – сердцем поднимаю.

***

В таком же, как и наш лесу

Бродил с ружьем он за плечами.

Просторов русских пил красу

И днем, и звездными ночами.http://images-6.moifoto.ru/middle/1/184/2378699htk.jpg?1323432117

***

Исполнилось души одной

Одним желаньем вечно юным.

Хотел он видеть край родной

Свободным, светлым, неугрюмым.

***

Он слышал мерный ход времен

Судьбы народной видел сдвиги.

И сочетанием имен

Хорь и Сократ – свергал вериги.

***

Какая четкость мастерства!

И мысль, и солнечные блики,-

Блистает, как в росе листва,

Мир и простой и многоликий.

***

Природы трепетной черты

И глаз задумчивых сиянье.

Какое здесь и красоты

И правды, верное слиянье!

^ Слово учителя: это стихотворение написано в 1952 году, спустя 100 лет со дня выхода в свет книги Тургенева « Записки охотника». Написал его исследователь творчества И.С.Тургенева – Иван Новиков. Она так и называется « Записки охотника». И у нас есть возможность еще раз заглянуть в его творческую лабораторию. Цель урока: познакомиться с новым жанром в литературе стихотворениями в прозе и его особенностями. http://images-6.moifoto.ru/middle/1/184/2378695bia.jpg?1323432117

И сегодня мы с вами поговорим о последних годах жизни писателя. ^ Итак, тема урока:Последние годы творчества И.С.Тургенева. Стихотворения в прозе.

Учащиеся записывают в тетрадь число, тему урока.

Слово учителя. Тургенев рано начал писать и обращался к самым разным жанрам эпоса, лирики, драматургии. Скажите, ребята, какие произведения И.Тургенева вы помните?

Ответы детей. «Му-му», «Бежин луг» и «Бирюк», которые входят в цикл «Записки охотника».

Учитель. Верно. Произведения, которые вам знакомы, написаны в начале творческого пути, а сборник, о котором пойдет речь, необычен. Он называется

«Стихотворения в прозе». Тургенев написал их в конце жизненного пути в 1882 году, как своеобразный итог размышлений о жизни, о себе, о творчестве. Сборник стихов в прозе насчитывал 83 стихотворения и был посвящен разной тематике.

Учитель. Ребята, давайте послушаем стихотворение, которое называется «Русский язык».

Ученик читает наизусть стихотворение «Русский язык» (дом. задание)

Текст стихотворения проецируется на доску.

- Ребята, как вы думаете, в какой период жизни написано это стихотворение?

Учитель. Оказывается это стихотворение писалось в дни русско – турецкой войны 1877 – 1878 годы. Именно эта боль при виде того, что делается дома и выражена в стихотворении.

- Что говорит Тургенев о русском языке? Почему такие большие надежды возлагает писатель на русский язык?

^ Ответы детей: Русский язык великий, могучий. Автор возлагал большие надежды, потому что он родной язык и способен творить чудеса.

-Какая мысль заключена в этом отрывке? -Мысль о том, что русский язык помогает автору пережить какие – то неприятные события.

Учитель. Какое чувство стремится передать здесь автор? Какая интонация главенствует?

^ Ответы детей. С помощью торжественной интонации автор выражает надежду на то, что русский народ – великий народ.

- Какое это по- вашему стихотворение лирическое или эпическое?

Вспомним, лирическое – это произведение, в котором передаются мысли и чувства, эпическое – события. Несмотря на то, что нет рифмы - это произведение лирическое, потому что выражает чувство.

Учитель. В стихотворении всего 3 предложения. Какие они?

^ Ответы детей. Два предложения восклицательные, одно вопросительное.

- О чем это говорит?

Ответы детей. Это говорит об искренней взволнованности автора.

- Какие художественные приемы используются автором?

^ Ответы детей. Автор использует эпитеты, их только 4 и один из них звучал дважды, Великий язык – Великий народ.

Учитель: Определения, который дал русскому языку Тургенев: «великий», «могучий», «правдивый», «свободный»,- сразу вошли в культурный обиход страны и стали звучать в публицистических выступлениях, критических работах, статьях.

Полный веры в русский народ, И.С.Тургенев в своем творчестве показал его одаренность, его душевную красоту. Мы ценим Тургенева как писателя, воспевшего язык русского народа в стихотворении «Русский язык»

Учитель. Ребята, давайте прочитаем еще одно стихотворение « Собака» и сделаем вывод, что же такое стихотворение в прозе?

После прочтения стихотворения проводится беседа по содержанию.

- Какова основная мысль в стихотворении?

- Что демонстрирует автор?

- Докажите, что перед нами лирическое произведение?

После ответов детей делается вывод учителем.
Учитель. В стихотворении «Собака» повествование ведется от имени лирического героя. Речь идет о жизни всего живого, а не конкретной собаки. В стихотворении есть то, что мы так стремимся пробудить в вас учениках: умение видеть свою общность со всем живым вокруг нас.

Учитель. Ребята, проанализировав два стихотворения, давайте попробуем определить специфические черты жанра стихотворения в прозе в виде таблицы.

На доске таблица. Графа 2 и 3 заполняется вместе с детьми в тетради.

По ходу заполнения таблицы дети повторяют теорию литературы: размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий), рифмы (парная, перекрестная, кольцевая), монолог, диалог.




Поэзия

Проза

1.Метр

+

-

2.Рифма

+

-

3.Ритм

+

-

4.Способ размещения на пис письме

красная строка

сплошной текст

5.Выражение мысли

краткость

развернутость

6.Задача слова

передать чувство

передать сюжет

7.Специфика повествова- ств ния

монологичность

диалогичность

Учитель. Итак, ребята, давайте сделаем вывод, что же такое стихотворение в прозе?

^ Ответы детей (при затруднении ответы формулируются совместно с учителем)

Стихотворения в прозе – лирическое произведение в прозаической форме.

Учитель. Что характерно для стихотворения в прозе?

-Все признаки лирического стихотворения за исключением метра, рифмы.

Учитель. Тургенев создал новый для русской литературы жанр произведения – стихотворения в прозе.могила тургенева и.с. тело тургенева было, согласно его желанию, привезено в петербург и похоронено на волковском кладбище при большом стечении народа.

Он считается лучшим стилистом русской прозы 19 века, очень тонким психологом. И человеческая личность, и природа являлись предметом его философских размышлений. Критики считали, что все эти стихотворения - единое целое, «поэма о пройденном жизненном пути».

Ребята, а домашнее задание будет творческого характера: попробуйте сочинить свое мини-стихотворение в прозе на любую тематику.4.Рефлексия. Ребята, целью урока было: познакомиться с жанром, который создал Тургенев и его особенностями. Как вы думаете, достигли ли мы целей урока? Можете ли вы мне рассказать, что же такое стихотворения в прозе и что для него характерно?

Домашнее задание (написать свое стихотворение в прозе)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бирюк»(1-й урок,7 кл.) icon«Роль поэтического слова в изображении картин природы, выражении...
По теме : «Роль поэтического слова в изображении картин природы, выражении чувств и состояния души человека. А. А. Фет «Еще светло...

Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бирюк»(1-й урок,7 кл.) iconИван Сергеевич Иван Сергеевич Тургенев И. С. Тургенев. Портрет кисти И. Е. Репина Псевдонимы
Академии наук по разряду русского языка и словесности (1860), почётный доктор Оксфордского университета (1879). Один из классиков...

Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бирюк»(1-й урок,7 кл.) iconИвана Сергеевича Тургенева (1818-1883), классика русской литературы
Будущий классик российской литературы Иван Сергеевич Тургенев появился на свет 9 ноября по новому стилю 1818 года в центре купеческой...

Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бирюк»(1-й урок,7 кл.) iconИван Сергеевич Тургенев [28 октября (9 ноября) 1818, Орел 22 августа...
Иван Сергеевич Тургенев [28 октября (9 ноября) 1818, Орел 22 августа (3 сентября) 1883, Буживаль, близ Парижа; похоронен на Волковом...

Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бирюк»(1-й урок,7 кл.) iconИван Сергеевич Тургенев знал толк во многих цветах. Какой цветок был его любимым?
Александр Сергеевич Пушкин всегда хранил в своём рабочем кабинете в Михайловском цветок, который он выпросил у Анны Керн. Как называется...

Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бирюк»(1-й урок,7 кл.) iconИван Сергеевич Тургенев Роман
Слуга, в котором все: и бирюзовая сережка в ухе, и напомаженные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, словом, все изобличало...

Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бирюк»(1-й урок,7 кл.) iconБиография писателя
Показать своеобразие поэзии, новизну в изображении психологического состояния человека

Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бирюк»(1-й урок,7 кл.) iconТ ургенев Иван Сергеевич (1818, Орел 1883, Буживаль, ок. Парижа)...
М. А. Бакуниным; путешествовал по Зап. Европе. В 1842 сдал в Петербург ун-те экзамен на степень магистра философии, но преподавать...

Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бирюк»(1-й урок,7 кл.) iconЛитература 9 января Занятие 9 Имя тургенев иван Сергеевич (1818-83),...
В романах «Дым» (1867) и «Новь» (1877) изобразил жизнь русских за границей, народническое движение в России. На склоне жизни создал...

Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бирюк»(1-й урок,7 кл.) iconИван Сергеевич Тургенев Дворянское гнездо Роман
Весенний, светлый день клонился к вечеру; небольшие розовые тучки стояли высоко в ясном небе и, казалось, не плыли мимо, а уходили...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница