Учебник Русская литература: М. Г. Ахметзянов. Казань: Татар кн изд-во,2007 Дополнительная литература Н. В. Егорова «Поурочные разработки по литературе. 8 класс»




НазваниеУчебник Русская литература: М. Г. Ахметзянов. Казань: Татар кн изд-во,2007 Дополнительная литература Н. В. Егорова «Поурочные разработки по литературе. 8 класс»
страница1/4
Дата публикации30.08.2013
Размер0.51 Mb.
ТипУчебник
lit-yaz.ru > Литература > Учебник
  1   2   3   4
Рассмотрено Согласовано Утверждаю

Руководитель РМО Зам. директора по УР Директор школы

………….. Кулагина М.В. ………………Гайнуллина З.А. ………………..Каримуллин И.Х.

Протокол № 1 Приказ № ………………

От « « …………..2012 г. ………………………2012 г. От « «…………………2012 г.

Рабочая программа

Литература ,8 класс

МБОУ «Большекляринская средняя общеобразовательная школа» Большекляринского сельского поселения Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан

Учитель высшей квалификационной категории ^ Хабибрахманова Рания Тагировна

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №………………….

от « «…………………..2012 г.

2012-2013 учебный год

^ Учебно-тематическое планирование

По литературе

Класс 8

Учитель Хабибрахманова Р.Т.

Количество часов

Всего 70 часов; в неделю 2 часа.

Плановых контрольных уроков-, зачётов-2, тестов-

Планирование составлено на основе программы под редакцией: редакцией М.Г.Ахметзянова-Казань:Магариф,2009.

Учебник Русская литература: М.Г.Ахметзянов.-Казань:Татар.кн. изд-во,2007

Дополнительная литература Н.В.Егорова «Поурочные разработки по литературе .8 класс», Москва, «ВАКО», 2008.

  1. ^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Рабочая программа курса литературы в 8 классе» разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089, а также программы средней школы по литературе под редакцией М.Г.Ахметзянова (2009г)

На изучение курса отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю.

При разработке программы учитывались специфичность контингента школы, а также низкая мотивация к обучению у учащихся

Характерная черта программы – снижение нагрузки на память учащихся, уменьшение номенклатуры исторических терминов и понятий.

В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры и практически отсутствуют: анализировать и прогнозировать.

В преподавание предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

^ Цель изучения литературы в 8 классе СОШ – помочь формированию и развитию личности подростка приобщением к идейно-художественному богатству русской, классической и современной литературы.

Половина детей, поступающих в 8-й класс, как правило, плохо читают, а около 15% учащихся читают с трудом. Поэтому программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

  • составление планов;

  • краткие и подробные пересказы текста;

  • изложение с элементами сочинения;

  • устные и письменные сочинения-характеристики героев;

  • анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

  • развитие художественной фантазии у детей;

  • прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

  • придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.

Поэтому, на чтение и работу с художественными произведениями есть необходимость отводить больше часов, чем в дневной школе. Отсюда возможно некоторое сокращение количества тем в программе и количества произведений, но принцип вариативности остается.

^ Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 классы и 10-11 классы). Данная возрастная группа находится внутри первого концентра. Дети недостаточно владеют техникой чтения, но активно воспринимают прочитанный текст. Именно поэтому на уроках важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, толкованию художественных произведений.

Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного). Только в этом случае школьники «приходят» к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении. При чтении и разборе литературных произведений внимание учащихся должно быть обращено на неисчерпаемое богатство, гибкость, красоту и силу русского языка.


п/п

Тема урока

Задачи

Тип урока. Методы обучения

Вопросы к изучаемой теме

^ Внутрипредметные и межпредметные связи,НРК

Виды самостоятельной работы

Проверяемый материал

Виды контроля знаний и обратной связи.

^ Домашнее задание

Дата планируемая

Дата фактическая

1

Введение. Художественная литература и действительность

Представление о художественной литературе. Понятие о худож. образе. Художественный вымесел

Урок-беседа. Работа с учебником

1. Что вы читали летом?

2. Какие впечатле-ния остались от чтения?.

3. На какого из героев из прочи-танных книг вы хотели быть похожими?

4. О ком из писа-телей хотелось бы узнать больше?

Сравнительный анализ ( в тат. лит.)

Умение строить связный ответ, высказывание впечатлений.

Умение рассказать о прочитанном материале, пересказывать текст, построить рассказ о писателе.

Фронтальный опрос, проверка записей в тетради

1. Прочесть вводную статью учебника и составить тезисы.










^ Русская литература XIX века































2

А.С.Пушкин. Пушкин и декабристы

Знать факты из биографии писателя, связанные с декабристами.

Интерес Пуш-кина к истори-ческому прош-лому. Экускур-сия в прошлое. Выразительное чтение стихотворения.

1. Расширить представление учеников о лич-ности Пушкина как историка.

2. Заинтересовать учащихся рассказом о восстании декабристов.

3. Углубить знания учащихся о б исторических событиях.

Исторический материал о восстании декабристов Репродукция картин.

Перечитать стихотворения и ответить на вопрос: Какие события изобразил поэт.

Словарная работа. Ил-люстрации о восстании декабристов.

1. Ответы на вопросы учителя.

Выучить стихотворение «Во глубине сибирских руд» наизусть и выразительно рассказать его.







3

А.С.Пушкин. Вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина. Стихотворная строфа

Образ автора. Его гуманность, чувство собственного достоинства

Рассказ учителя с элементами анализа стихотворений.

1. Как передает Пушкин стремительное развитие действий в стихотворениях.

2. Как показано бесчеловечие княжеской власти?.

3. Каков образ автора в стихотворениях?

Связь с историей России начала 20 в.

Тайные общетсва будущих декабристов. Стихи Г.Тукая, А.Ерики, посвященные Пушкину.

Проверка умения выразительного чтения. Сообщения учащихся о друзьях Пушкина.

Знание фактов из жизни Пушкина. Рассказы учащихся о лицейских товарищах Пушкина.

Проверка умения выразительно читать стихотворение, обращая внимание на интонацию.

1. Подготовить сообщение о друзьях Пушкина.

2. Выразительное чтение стихов.







4

«Пушкин в Казани. «Капитанская дочка»

1. Показать жан-ровое своеобразие повести.

2. Проследить истоки формиро-вания личности Петра Гринева.

3. Развивать навы-ки анализа текста.

Урок изучения нового материа-ла. Беседа

1.Чем можно объяснить много-численные кресть-янские бунты, волнения в екате-рининскую эпоху?

2. почему для ав-тора был столь мучительным поиск главного героя повести?

Связь с историей второй половины 18 века. Жизнь крепостных крестьян в конце 18 века.

Работа по тексту.

Умение вычле-нять глав-ное в про-изведе-нии

1.Роль эпиграфа к повести.

2. Пересказ эпизода по выбору учащихся.


Оценка ответов на вопрос: «Что такое мело-сердие?»

1. Подготовить рассказ о жиз-ни Гринева до начала осады крепости Пугачевым.

2Составить словарик ус-таревших слов и выражений, слов с неяс-ным для вас значением, уточнить значение по словарю.







5

Причины обращения Пушкина

1. Проверить знание устаревших слов.

2. Проследить путь духовного станов-ления Гринева.

3. развивать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа

Аналитическая беседа.

1. Как в крепости узнали о предстоящей угрозе нападения Пугачева?.

2. Как и каким средствами характеризуется Пугачев и его приближенные в сцене «военного совета»?




Умение работать с текстом. Развитие умения находить нужные цитаты в тексте.

Знание содержания глав. Беседа по вопросам учебника. Комментированное чтение отдельных эпизодов.

Оценка умений учащимися анализа текста.

1. Раскрыть роль эпигра-фов к прочит-анным глав.

2.Сравнить эпиграф к 7 главе с песней, которую поют пугачевцы на военном совете. Сопоставить эти песни с образом капитанаМиронова и Пугачева.







6

Прием контраста в системе образов


Практикум «История пугачёвского бунта»


1. раскрыть смысл названия повести. 2. доказать. Что образ Маши Мироновой — нравственный идеал Пушкина.

3. развивать навыки анализа текста, умение обобщать и систематизировать материал

Урок коммен-тированного чтения. Описаний иллюстраций.

1. Каково первое впечатление рас-сказчика о Марье Ивановне?

2. Как относится автор к Марье Ивановне?

3. Почему к гла-вам, в которых появляется Маша Миронова, даны эпиграфы?




Вопросы учителя. Тесты на знание текста.

Знание содержания текста, умение пересказать прочитанное

Фронтальный и индивидуальный опрос

1. перечитать прочитанные главы.

2. подготовить устный ответ на вопрос: «Каким я представляю себе Пугачева после прочтения «Капитанской дочки».

3. Подготовить характеристики Маши Мироновой, Швабрина.







7-8

Изображение «маленького человека» в повести «Станционный смотритель»

Развивать навыки анализа текста

Урок анализа







Вопросно-ответная форма

Знание содержания глав. Беседа по вопросам учебника. Комментированное чтение отдельных эпизодов.

Фронтальный и индивидуальный опрос

Написать рассуждение по поднятой проблеме







9

Развитие речи №1 Сочинение по повести «Капитанская дочка»

Развивать навыки анализа текста, умение обощать и систематизировать материал.

Учить работать над сочинением.

Урок обощения и контроля. Творческая самостоятельная работа.

Темы:

1. Образ Пугачева в повести «Капи-танская дочка».

2.»Береги честь с молоду». Гринев и Швабрин.




Понимание темы сочине-ния. Умение состав-лять план к сочине-нию. Уме-ние выра-жать лич-ное отно-шение к написан-ному

1. Составле-ние плана характеристики героев.

2. Устная ха-рактеристика героев

Индивидуальная работа.

Составление плана сочи-нения.Сбор материала.

Написать сочинение







10

М.Ю.Лермонтов. Кавказ в судьбе и творчестве Лермонтова

1. Ознакомить уче-ников с особеннос-тями историз-ма,эволюции под-хода к истории в творчестве Лермонтова.

2. Обобщение ранее изученного.

Урок изучения нового материа-ла. Работа с учебником

1. Какие произведения Лермонтова на исторические темы вы читали?


Связь с биографией писателя.

Составление конспекта материалов урока.

1. Биография писателя.

2. Работа над хроно-логическом планом.

Фронталь-ный и инди-видуальный опрос.










11

Сводолюбивый характер Мцыри

1. выявить струк-турные особен-ности произве-дения.

2. Показать их взаимосвязь

Урок усвоение материала,фор-мирование зна-ний учащиеся.

1. Что делал Мцы-ри,вырвавшись из монастыря?

2. Что узнал о себе герой за «три блаженных дня»?

3.Почему так кратко изложение жизни Мцыри в монастыре?




Подбор материала по вопро-сам учи-теля, пе-ресказ эпизода. Умение анализи-ровать, систе-матизировать, рас-суждать

Знание текста произведения, умение находить отдельные эпизоды

Вспомнить определение поэмы. Ка-кие поэмы и каких авто-ров уже про-читали? Уст-ные ответы на вопросы.

1. Подготовить рассказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши -послушника»

2. Составить цитатный план поэмы.







12

Контраст меж-ду жизнью в монастыре и за его пределами

1. Развивать навыки анализа текста, характе-ристика героев.

2. Выявить спосо-бы раскрытия образа главного героя поэмы

Сообщение ученика. Беседа по рассказу. Диспут

1. Расскройте внутреннее сос-тояние героя при-мерами из текста.

2. Какие черты ха-рактера Мцыри раскрываются? Что пережил Мцыри?




1. Чтение и анализ глав.

2. Выска-зывание собствен-ных отно-шений к образам.

Понимание темы. Раскрытие ее на основе определенного материала.

Самостоятельные выводы по уроку. Тесты.

1. Подготовить ответы на вопросы по учебнику.

2. Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мцыри»










Романтическая красочность

1.Совершенство-вать навыки анализа текста.

2. Учит анализировать эпизоды.

Беседа с элементами комментированного чтения.

1. В чем можно видеть красочность описаний поэмы?

2. Почему Лермонтов изменил концовку?

3. Какие художественные средства использовал М.Ю.Лермонтов в описании пейзажа?




1. Умение работать с текстом.

2. близ-кий пере-сказ одно-го из опи-саний пейзажа.

Развернутые ответы, работа по тексту. Понимание содержания.

1. Характе-ристика ге-роя.

2. Состав-ление плана-характеристики героя.

1. Выписать цитаты, характеризующие героев.

2. Понравился ли поэма.? Написать ответ в виде сочинения-миниатюры.







13

Развитие речи №2. Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова

1. развивать навы-ки выразительного чтения, анализа текста.

2. учить работать с критической лите-ратурой.

3. учить писать сочинение.

Обобщение и систематизация знаний.

1. Какие произве-дения Лермонтова вы помните?

2. Какие произве-дения Лермонтова на исторические темы вы читали?

3. В чем вы ви-дите особенности историзма Лер-монтова?

Связь с историей татарского народа.

Составление слож-ного пла-на сочи-нения. Подбор примеров из текстов на каж-дый пункт плана.

1. состав-ление плана по творчеству Лермонтова.

Коллектив-ное-сочине-ние по сос-тавленному плану

Подготовка к уроку внек-лассного чте-ния по произ-ведениюК.Г. Паустовского «Разливы рек»







14

Разоблачение в комедии «Ре-визор» со-циальных и нравественных пороков чи-новников царской России

1. Закрепить знания о драматическом роде литературы.

2. Страх перед ревизором как основа драматического действия.

3. Развивать навыки выразительного чтения. Анализа текста.

Повторение изученного. Рассказ учителя, беседа по вопросам.

1.Как вы понимаете эпиграф к уроку?

2. Почему Бобчинского и Добчинского Гоголь характеризует вместе?

3. Какие меры пытаются принять чиновники перед приездом ревизора?

Раскрыть эпоху ,в которой жили чиновники.Исторические сведения об эпохе 19 века.

Умение анализи-ровать текст. Словар-ная рабо-та.

Усвоение комедии ,способность размышлять над прочитанным, делать выводы.

Опрос. Обоснование своей точки зрения.

1. Подготовить выразительное чтени сцен комедии по ролям.

2. Подготовить характеристику Хлестакова.






  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебник Русская литература: М. Г. Ахметзянов. Казань: Татар кн изд-во,2007 Дополнительная литература Н. В. Егорова «Поурочные разработки по литературе. 8 класс» iconУчебник Русская литература: М. Г. Ахметзянов. Казань: Татар кн изд-во,2011...
Мбоу «Большекляринская средняя общеобразовательная школа» Большекляринского сельского поселения Камско-Устьинского муниципального...

Учебник Русская литература: М. Г. Ахметзянов. Казань: Татар кн изд-во,2007 Дополнительная литература Н. В. Егорова «Поурочные разработки по литературе. 8 класс» iconУчебник Русская литература: М. Г. Ахметзянов. Казань: Татар кн изд-во,2009...
Мбоу «Большекляринская средняя общеобразовательная школа» Большекляринского сельского поселения Камско-Устьинского муниципального...

Учебник Русская литература: М. Г. Ахметзянов. Казань: Татар кн изд-во,2007 Дополнительная литература Н. В. Егорова «Поурочные разработки по литературе. 8 класс» iconРабочая программа по русской литературе для 9 класса учительницы...
Авторы-составители: М. Г. Ахметзянов и др., учебник: «Русская литература: Учебник хрестоматия для 9 кл татар. Сред. Общеобразоват...

Учебник Русская литература: М. Г. Ахметзянов. Казань: Татар кн изд-во,2007 Дополнительная литература Н. В. Егорова «Поурочные разработки по литературе. 8 класс» iconПоурочные разработки по литературе. 9 класс
Золотарева И. В., Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 9 класс. 4-е изд., перераб и доп. — М.: Вако, 2007....

Учебник Русская литература: М. Г. Ахметзянов. Казань: Татар кн изд-во,2007 Дополнительная литература Н. В. Егорова «Поурочные разработки по литературе. 8 класс» iconРабочая программа педагога ахмадуллиной Рафили Рафаиловны 2 квалификационной...
Учебник: «Русская литература». Учебник-хрестоматия для 6 кл тат сред общеобразоват шк. В двух частях. Автор-составитель М. Т. Ахметзянов....

Учебник Русская литература: М. Г. Ахметзянов. Казань: Татар кн изд-во,2007 Дополнительная литература Н. В. Егорова «Поурочные разработки по литературе. 8 класс» iconРабочая программа по литературе для 7 класса Составитель
Казань, издательство «Мэгариф», 2009. При составлении программы использованы: учебник «Русская литература». Учебник хрестоматия для...

Учебник Русская литература: М. Г. Ахметзянов. Казань: Татар кн изд-во,2007 Дополнительная литература Н. В. Егорова «Поурочные разработки по литературе. 8 класс» iconПоурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс
Егорова Н. В., Золотарева И. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс. II полугодие. — 3-е изд., исп и доп....

Учебник Русская литература: М. Г. Ахметзянов. Казань: Татар кн изд-во,2007 Дополнительная литература Н. В. Егорова «Поурочные разработки по литературе. 8 класс» iconПоурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс
Егорова Н. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс, I полугодие. — 4-е изд., перераб и доп. — М.: Вако, 2005....

Учебник Русская литература: М. Г. Ахметзянов. Казань: Татар кн изд-во,2007 Дополнительная литература Н. В. Егорова «Поурочные разработки по литературе. 8 класс» iconРабочая программа по литературе на 2013-2014 год
Литература. 5 класс: учебник с приложением на электронном носителе в 2-х частях для общеобразовательных учреждений. В. Я. Коровина,...

Учебник Русская литература: М. Г. Ахметзянов. Казань: Татар кн изд-во,2007 Дополнительная литература Н. В. Егорова «Поурочные разработки по литературе. 8 класс» iconЛитература. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Русская литература ХХ века»
Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Русская литература ХХ века» под ред. В. П. Журавлева. I полугодие. II полугодие...



Образовательный материал



Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница