Урок русского языка в 9 классе Тема: «Язык как развивающееся явление»




Скачать 88.89 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 9 классе Тема: «Язык как развивающееся явление»
Дата публикации31.08.2013
Размер88.89 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
Урок русского языка в 9 классе
Тема: «Язык как развивающееся явление»
Цели:1.Познакомить с активными процессами, происходящими в лексике, морфологии, и орфоэпии русского языка (устаревшие формы слов, нормы орфоэпии, архаизмы, историзмы, неологизмы).

2.Развивать познавательную активность, формировать грамотную по всем нормам разговорную речь, совершенствовать навыки комплексного разбора текста.

3.Воспитывать бережное отношение и любовь к русскому языку.
Оборудование: мультимедийная презентация, распечатанные таблицы для работы.

Ход урока:
1.Организационный момент.

2.Постановка цели урока.

(1 слайд) Недавно на уроках русского языка вы начали изучение большого раздела «Общие сведения о языке». Давайте вспомним:

- Знаете ли вы, к какой группе языков принадлежит русский язык? (Русский язык относится к славянской группе индоевропейских языков.)

- Назовите ближайших «родственников» русского языка?

(Восточная подгруппа славянских языков включает русский, украинский и белорусский - близкородственные языки.)

- Какова основная функция языка?

(Служить средством общения между людьми, коммуникативная.)

Тему сегодняшнего урока мы сейчас постараемся определить с вами из эпиграфа, выведенного на экране: «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое…» К.Д. Ушинский.

- Итак, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Может, кто-то сможет назвать тему урока?

(2 слайд) Тема нашего урока«Язык как развивающееся явление».
- Открыли тетради, записали число, классная работа и тему сегодняшнего урока .

(3 слайд) Цель нашего урока – познакомиться с активными процессами, происходящими в лексике, морфологии и орфоэпии русского языка (устаревшие формы слов, нормы орфоэпии, архаизмы, историзмы, неологизмы).

^ 3.Комплексный анализ текста.

(4 слайд) Для начала проведем комплексный анализ текста. Если вы вчитаетесь, то поймёте, что он соответствует теме нашего урока:

Вернувшись в родной город после долгой отлучки, москвич восклицает: «Москву не узнать!» Пока на глазах возникает новое, сосуществует со старым, живущим века и устраняемым, обветшалым, удивления нет: Москва как Москва. Переход в иное состояние не одномоментный взрыв, а преемственное накопление новшества в отдельных местах, даже в эпохи стремительной перестройки. Новое качество обнаруживаешь, лишь сравнив удалённые друг от друга моменты. Современный язык начался не в 1750 году, хотя ясно, что в конце XVIII века он уже был, а в начале, при Петре I, его ещё не было. Живя вместе, мы не замечаем, как меняемся, но ты можешь узнать одноклассника, когда встретишься с ним лет через десять после выпускного бала. Русские сегодня не могут читать свободно написанное даже в XVII веке, а чтобы прочесть рукописи старше XIV века, должны специально учиться. (В.Г. Костомаров «Жизнь языка»)

- Какова основная мысль текста?

(Язык меняется, и каждый отдельный период в истории языка является качественно новым этапом в его развитии. Язык всегда один и тот же, но он меняется и в связи с этим бывает трудно узнаваем.)

- Может вы знаете, в связи с чем упоминает автор текста 1750 год?

(В Московской Руси в этот период происходит устроение церковное и исправление книжное (взаимодействие старославянской письменности с живой народной речью возведено в ранг первейшей государственной задачи.)

- Соответствует ли данный текст современным языковым нормам?

(Да.)

- Определите стиль речи.

(Публицистический.)

- Сделайте пунктуационный анализ второго предложения.

(Данное предложение сложное, с разными видами связи:

подчинительной связью и бессоюзной связью. 1-ая степень сложности -это подчинительная связь с придаточным обстоятельственным времени. Сложноподчинённое предложение осложнено однородными сказуемыми и обособленными определениями, выраженными однородными причастиями. 2-ая степень сложности - это бессоюзная связь; между простыми предложениями ставится двоеточие, потому что в третьем по счёту предложении указывается причина того, о чём говорится во втором предложении.)

- Назовите несколько слов из текста с орфограммой «Безударные проверяемые гласные».

(Глазах, возникает, обветшалым, удивления, накопление, местах, сравнив, удаленные, начался, замечаем, меняемся, рукописи).


  1. ^ Работа над новым материалом.

Итак, мы говорим о языке как о развивающемся явлении.

Давайте понаблюдаем над изменениями различных языковых норм с течением времени.

(^ 5 слайд – Изменения орфоэпических норм)

- Что такое орфоэпия?

(Орфоэпия – это правила литературного произношения.)

Задание: поставьте ударения в словах: амфора, английский, библиотека, заслуженный, индустрия, климат, музыка, паспорт, профиль.

- А теперь сравните с устаревшими нормами: амфОра, Английский, библиОтека, заслужЕнный, индУстрия климАт, музЫка, паспОрт, профИль. Непривычно звучит для уха?

- Вспомните строчки из романа А. Пушкина «Евгений Онегин»:

« Гремит музыка полковая…», « Недуг, которому причину давно бы отыскать пора, подобный английскому сплину, короче: русская

хандра им овладела понемногу» . Во времена Пушкина эти ударения были нормой.

(^ 6 слайд – Изменение грамматических форм слов)

Шумит порывный ветр между дерев нагих

И, желтый лист крутя, далеко завевает.

( Н. И. Гнедич. «Осень» )

- Определите тему предложения.

(Поздняя осень.)

- Назовите ключевые слова.

( Порывный ветр, дерев нагих, желтый лист.)

- Какие из названных слов не употребляются в современном русском

языке? Назовите современные аналоги этих слов.

(Порывный – порывистый, ветр – ветер, дерев – деревьев.)

- Какие изменения произошли в процессе образования новых слов?

(Полногласие – ветер, изменения в образовании прилагательных – с

помощью суффикса – ист- , образование множественного числа существительных деревья – деревьев. Все изменения слов относятся к историческим процессам.)

( 7 слайд – « Заполни таблицу»)

- Открываем тетради. Необходимо заполнить следующую таблицу по заданию.

Часть речи

Употребляется у

А.С. Пушкина

Современная норма

Имя существительное







Деепричастие







Имя числительное







Имя прилагательное







Местоимение







(На каждую парту раздаются распечатанные задания).

В приведенных ниже отрывках из романа А. С. Пушкина « Евгений Онегин» найдите грамматические формы, которые не соответствуют нормам современного русского литературного языка.

Укажите их современные нормативные варианты.

  1. Бывало, он еще в постеле:

К нему записочки несут.

  1. Воспомня прежних лет романы,

Воспомня прежнюю любовь…

  1. Он пел те дальные страны,

Где долго в лоно тишины

Лились его живые слезы;

Он пел поблеклый жизни цвет

Без малого в осьмнадцать лет.

  1. К несчастью, Ларина тащилась,

Боясь прогонов дорогих,

Не на почтовых, на своих,

И наша дева насладилась

Дорожной скукою вполне:

Семь суток ехали оне.
- Проверка заполнения таблицы с комментарием (устно)

Часть речи

Употребляется у

А.С. Пушкина

Современная норма

Имя существительное

В постеле

В постели – в пушкинское время постеля и постель были

одинаково употребительными

вариантами. Таким образом, написание в постеле не является орфографической ошибкой.

Деепричастие

Воспомня

Вспомнив; воспомня – устаревшая форма.

Имя числительное

Осьмнадцать

Восемнадцать

Имя прилагательное

Дальные

Дальние

Местоимение

Оне

Они


(^ 8слайд - Изменение лексики современного русского языка)

Перейдём к следующим изменениям в русском языке - изменениям в лексике. Именно лексика наиболее восприимчива ко всему новому. Это очевидно: появляются новые реалии - появляются новые слова, их обозначающие, и соответственно идет обратный процесс (исчезновение реалий -исчезновение слов, их называющих).

Рассмотрим следующую схему, и по ходу работы будем заполнять ее

примерами:

^ Словарный запас языка

Активный словарь Пассивный словарь
Общеупотребительные слова Историзмы Архаизмы Неологизмы
Общеупотребительные слова всем знакомы: мама, Родина, вода, небо, хлеб, человек, слышать, говорить, веселый, грустный, можно, хорошо и многие другие. Они составляют основу русского литературного языка. Таким образом, создается необходимая устойчивость языка, обеспечивающая преемственность в его использовании разными поколениями людей.

Уход из жизни тех или иных понятий, предметов и ,наоборот, появление новых вызывает изменение в словарном составе языка.

- Вспомним, что такое историзмы?

(Историзмы - слова, которые вышли из употребления в связи с исчезновением тех реалий действительности, которые они обозначали.)

- Что такое архаизмы?

(Архаизмы - слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия.)

- Что такое неологизмы?

(Неологизмы - новые слова, появляющиеся в результате возникновения новых реалий жизни.)

^ Задание: запишите схему в тетрадь и из приведенных ниже слов заполните её примерами:

Отец, писать, дьяк, лицедей (актер), помещик, компьютер, боярин, красивый, пиит (поэт), один, аршин, сайт, ланиты (щёки), хит, биополе, десница (правая рука).

Проверка задания:

- Итак, какие примеры вы записали в общеупотребительную лексику, в историзмы, архаизмы, неологизмы?
^ 5.Закрепление изученного материала.

(9 слайд - Лабораторная работа).

- Посмотрите на таблицу (раздаются в распечатанном виде на парту).

Пополнение лексики современного русского языка

^ Сферы жизни общества

Новая лексика

  1. Изменение политической

структуры государства,

совершенствование системы

районного, городского и областного

управления



  1. Открытое экономическое и

культурное сотрудничество со

странами Запада:
а) совершенствование средств

коммуникации;




б) изменение банковской системы;




в) интеграция массовой культуры.





В ней указаны сферы жизни общества, влияющие на пополнение лексики современного русского языка: это и изменение политической структуры государства, совершенствование системы районного, городского и областного управления, и открытое экономическое и культурное сотрудничество со странами Запада, которое дало совершенствование средств коммуникации, изменение банковской системы, интеграцию массовой культуры.

- В лабораторной работе вы должны распределить данные слова по группам в соответствии с причинами их возникновения и занести в таблицу:

Файл, шоу, пользователь, клип, модем, мэр, дискета, импичмент, андеграунд, джойстик, бартер, принтер, электорат, брифинг, ваучер, лоббист, профи, имидж, инаугурация, префектура, продюсер, презентация, граффити, муниципалитет, спикер, бизнесмен, картридж, менеджмент, хит-парад, приватизация, рейтинг, триллер, брокер.
6.Домашнее задание:

- Дополните таблицу 3-4 словами в каждую группу.

Со стр.73-74 учебника познакомиться с теоретическим материалом по теме сегодняшнего урока.

7.Итоги урока:

- Итак, с чем мы сегодня знакомились на уроке?

(С активными процессами, происходящими в русском языке.)

- В связи с этим, какой вывод мы можем сделать о русском языке?

(Русский язык - постоянно развивающееся, обновляющееся, совершенствующееся явление.)

8.Оценки за урок.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 9 классе Тема: «Язык как развивающееся явление» iconРусский язык как развивающееся явление
Цели: познакомить учащихся с оформлением учебника; показать развитие языка, его совершенствование; (р/р) учить находить ключевые...

Урок русского языка в 9 классе Тема: «Язык как развивающееся явление» iconОбобщение и систематизация знаний по теме «Русский язык как развивающееся явление»
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для студентов 1-го курса группы 1 бу-2

Урок русского языка в 9 классе Тема: «Язык как развивающееся явление» iconУрок русского языка, математики, чтения во 2 классе (урок-путешествие)....
Учебная литература: «Математика» Морро, 1часть, «Родная речь» Климанова, 1 часть, «Русский язык», 1часть

Урок русского языка в 9 классе Тема: «Язык как развивающееся явление» iconУрок русского языка в 5 классе. Тема урока : «Повторение изученного...
Оборудование: учебник «Русский язык. Практика. 5 класс» под ред. В. В. Бабайцевой, словари, карточки, кроссворд

Урок русского языка в 9 классе Тема: «Язык как развивающееся явление» iconУрок русского языка в 4 -ом классе Тема : Обобщение по теме «Имя прилагательное»
Литература : я познаю мир: Дет энцикл Русский язык/ Авт сост. В. В. Волина- м.: Ооо фирма Издательствоаст, 1998г

Урок русского языка в 9 классе Тема: «Язык как развивающееся явление» iconУрок во 2 классе: Русский язык. Тема: Правописание согласных в корне слова
Сегодня, ребята, у нас гости и совсем не обычный урок. Звери из лесной школы тоже узнали, что мы приглашаем всех желающих к себе...

Урок русского языка в 9 классе Тема: «Язык как развивающееся явление» iconУрока русского языка с элементами театрализации в 1 классе. Тема:...
Конспект интегрированного урока русского языка с элементами театрализации в 1 классе

Урок русского языка в 9 классе Тема: «Язык как развивающееся явление» iconУрок русского языка во 2 классе Тема «Суффикс как часть слова»
«Современные педагогические технологии обучения русскому языку в начальной школе»

Урок русского языка в 9 классе Тема: «Язык как развивающееся явление» iconОткрытый урок по русскому языку во 2 классе
...

Урок русского языка в 9 классе Тема: «Язык как развивающееся явление» iconУрок русского языка во 2-м классе по теме: "Зимой. Шипящие согласные"
...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница