Обобщение и систематизация знаний по теме «Русский язык как развивающееся явление»




Скачать 68.25 Kb.
НазваниеОбобщение и систематизация знаний по теме «Русский язык как развивающееся явление»
Дата публикации31.08.2013
Размер68.25 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Литература > Документы
1.

ГБОУ СПО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ «КК» МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для студентов 1-го курса группы 1 БУ-2

Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Русский язык как развивающееся явление»

Урок-диспут. «Русский язык гибнет или проходит путь своего естественного развития».

Цель:выявление современных путей развития русского языка.

Задачи:образовательная

- закрепить полученные знания;

-дать учащимся представление о позитивных и негативных явлениях в современном русском языке;

-развивать логическое мышление, уметь доказывать свою точку зрения;

-развивать умение работать с языковым материалом;

- Развивающая: продолжить работу по формированию навыка правильного практического умения употреблять слова и выражения в речи,расширить словарный запас за счёт включения различных языковых единиц (оборотов речи).

-Воспитательная: продолжить навыки работы в группах; способстваовать становлению чувства ответственности в ходе совместной работы; прививать культуру ведения диалога.

^ Форма урока: Урок-диспут.

Тип урока: комбинированный.

Приёмы: наблюдение, сопаставление, сравнение, развитие речи, выводы, элементы анализа,слово учит еля.

^ Ход урока: 1.Орг. момент. 2. Подготовка учащихся к работе по теме урока.

Предварительная подготовка: 1) перед уроком-диспутом проводится анкетирование учащихся (см.вопросы в приложении);

2) группы « аналитиков» обрабатывают анкеты и в соответствии с результатами опроса делят учащихся на две группы-команды с условными девизами: «Да, язык гибнет», «Нет,язык развивается»;

^ 3)каждой команде было дано задание подготовить аргументы, подтверждающие правильность её позиции.

1.Слово учителя.

2007 год был объявлен Президентом Российской Федерации Годом русского языка. 27 февраля 2007 года по всей стране прошёл День русского языка. И это не случайно. В последнее время остро стоит проблема чистоты русского языка. Многие учёные-лингвисты бьют тревогу,говоря о надвигающейся лингвистической катастрофе-вымирании русского языка, а некоторые, напротив, считают, что с нашим языком ничего страшного не происходит, он живёт по своим законам. Итак, тема нашего диспута: «Русский язык гибнет или проходит путь своего развития?»

^ 2. Слово аналитической группе

По результатам анкетирования выяснилось: 60% класса считают, что язык гибнет. Участники этой группы войдут в команду под названием «ДА», 40% опрошенных уверены, что язык не гибнет, а развивается по своим собственным законам. Это вторая команда под названием «НЕТ». Таким образом, нам предстоит выслушать точки зрения двух дискутирующих сторон.

^ 3.Выступления команды «ДА» 1. Выступление команды.

Мы считаем, что русский язык гибнет, так как: 1. В СМИ используется много жаргонизмов; 2. И в бытовой, и в официальной сфере используется много слов иноязычного происхождения,причём нередко неоправданно; 3.много орфографических, орфоэпических,грамматических ошибок в рекламе,объявлениях,инструкциях,на вывесках. 2.Инсценировка.

Инсценировка отрывка из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» с последующим выводом о том, что какое впечатление производит человек с ограниченным словарным запасом. Участники, играющие в сценке, по её окончании объясняют своё понимание литературного материала.

^ Действующие лица: автор, Эллочка, Эрнест Павлович Щукин (муж Эллочки).

Автор: Словарь Вильяма Шекспира, по подсчёту исследователей, составляет 12000 слов. Жена инженера Щукина, Эллочкка Щукина, легко и свободно обходилась тридцатью.

Вот слова,которые она придирчиво выбрала из великого, многословного и могучего русского языка. ^ Эллочка: Хамите! Хо-Хо!

Автор: Выражает в зависимости от обстоятельств восторг, презрение, ненависть,радость. Эллочка: Знаминито! Мрак! Жуть! Автор: Жуткий. Например, при встрече с доброй знакомой: «Жуткая встреча» Эллочка: Парниша. Автор: Обращение ко всем знакомым мужчинам. Эллочка: Не учите меня жить! Красота! Поедем на извозчике! Автор: Говорится мужу. Эллочка: Поедем на таксо.

Автор: Говорится другим мужчинам. Эллочка: У вас вся спина белая. Автор: Шутка. Остальное небольшое количество слов служило передаточным звеном между Эллочкой и продавцами магазинов. Несчастный муж Эллочки, Эрнес т Павлович Щукин, и не подозревал о том, что его жена купила на аукционе 2 стула. Семейный бюджет был подрезан под самый корень. Щукин: Здравствуй, Еленочка! Откуда стулья? Эллочка: Хо-Хо.

Щукин: Нет, в самом деле? Эллочка:Блеск! Щукин: Да, стулья хорошие. Подарил кто-нибудь? Эллочка:Ого! Щукин:Как? Неужели ты купила на последние деньги? А жить на что? Эллочка: Хамишь, парниша! Щукин: Что же делать? Эллочка: Подумаешь! Щукин: Ты живёшь не по средствам. Эллочка: Шутишь! Щукин: Да-да, не по средствам! Эллочка: Не учите меня жить! Щукин: Нет, давай поговорим серьёзно! Я получаю 200 рублей… Эллочка: Мрак! Щукин: Взяток не беру, денег не краду подделывать не умею… Эллочка:Жуть! Щукин: Вот, что : так жить нельзя, нам нужно разойтись. Эллочка: Хо-Хо! Щукин: Мы не сходимся характерами. Эллочка: Шутите! Щукин: И откуда у тебя этот идиотский жаргон? Эллочка: Не учите меня жить! Щукин: Нет, это невыносимо! Живи как тебе хочется, а я так больше не могу. Эллочка: Красота! Автор: Муж ждал, что жена хоть в этом случае воздержится от своих обычных металлических словечек.Эллочка напряглась и стала искать подходящие слова. Они быстро нашлись.

Эллочка: У тебя вся спина белая! Эллочка и Щукин в конце сценки забирают по одному стулу и расходятся в разные стороны.

Выводы актёров и зрителей: задаются вопросы для обсуждения. 1.Какое количество слов выбрала для себя Эллочка для передачи и обмена информации? 2.О чём это говорит? ( словарный запас Эллочки беден , в речи используется жаргонная лексика).

Слово учителя: Ситуация, описанная И. Ильфом и Петровым, относилась к первой половине ХХ столетия, однако, русский язык не был побеждён такими, как Эллочка. Проблемный вопрос: Возможно ли справиться и с нынешними трудностями в современной лингвокультурной ситуации?

Выступления команды «НЕТ». 1. По поводу большого числа ошибок в СМИ нам возразить нечего, мы согласны с оппонентами в отрицательной оценке этих явлений. Но в то же время мы считаем, что положение не катастрофическое, и хотим привести ряд аргументов. 1) По поводу иноязычных слов мы думаем, что есть некоторые стороны нашей жизни,например, работа на компьютере,где невозможно не использовать заимствованные слова, т.к. именно они , а не наши русские, обслуживают эту сферу деятельности.

( приводятся примеры таких слов как: джойстик, монитор, Винчестер и др.) 2) По поводу жаргонизмов наша группа считает, что жаргонные слова имеют право на жизнь, т.к. помогают более точно, ярко, эмоционально и коротко, доходчиво выразить мысль. Участники зачитывают и сопоставляют два текста: « О случившемся на балу у графа» и « Об одной фишке во время клёвой тусовке»

О случившемся на балу у графа Господа, вчера графиня давала бал.Светская львица знает толк в этих делах. Бал был отличный. Только вот одна молодая особа заставила кое-кого поволноваться. Юная ветреница, спешу заметить, прехорошенькая особа, кружилась в танце весь вечер. Хозяйка бала была в восторге от устроенного ею раута, даже подсчитала, сколько сердец пронзили стрелы «амура». Но каково же было её удивление, когда в числе поклонников юной Афродитты она увидела и своего мужа, старого графа. Он кружился с ней в вихре вальса, ланиты его пылали, а с уст не сходили слова любви и пылких признаний. О времена, о нравы!

3.Выступление 2 команды. Рассказ с использование м молодёжного сленга об аналогичном происшествиии на «тусовке». Заранее составляет инициативная группа из 2 команды. Участники делают вывод о том, что похожие события воспринимаются по-разному в зависимости от употребления слов в определённой ситуации. ( некоторые из участников диспута отстаивают своё право на употребление жаргонизмов, т.к. тогда всё становится понятнее, красочнее, другие утверждают, что жаргонизмы огрубляют речь, делают её примитивнее.

Далее зачитывается текст на тему: «Русский язык как живой организм»

4.Обсуждение: Выяснение вопроса о сближении позиций двух команд. Слово учителя: Сегодня мы с вами обсуждали пути развития русского языка. Важно то, что вы неравнодушны, значит, диспут состоялся, Безусловно, наш язык – это живой организм, в котором происходят разные процессы, и его нельзя заключить в определённые рамки. Поэтому ,безусловно, правы обе команды. Но если говорить о том, что язык проходит необходимый этап развития, то наверно, и мы должны развиваться вместе с ним. Как же оценить это «развитие», если вместо девушек и барышень у нас по улицам ходят «чувихи», «гёрлы», « чиксы» и « тёлки»? Может быть, вектор этого развития направлен не в ту сторону, и язык, наш русский язык, подаёт сигналы « SOS», показывая , что с нашей душой творится что-то неладное? Русский язык богат чудесными словами: « здравствуй», ( будь здоров), - зачем говорить пустое «Hello»; «прощай» ( прости меня), « до свидания» ( свидимся)

- зачем чужое «Ву»; « спасибо» , « благодарю» ( дарю благо ) – к чему ненужное «зенкую»? Так давайте же отбросим бездумное копирование иноязычных образцов и будем по-настоящему «великим, могучим и свободным» народом, которому дано такое богатство – наш русский язык!

Домашнее задание. Написать сочинение –миниатюру на тему «Русский язык как развивающееся явление» с использованием материалов диспута.

Приложение 1. Вопросы для анкетированиия 1. Считаете ли вы, что русский язык загрязнён жаргонизмами и иноязычными словами?

2. Используете ли вы жаргонизмы в своей речи?

3. Допустимо ли использование жаргонных слов и выражений в СМИ?

4.Какой телеканал , программа, телеведущий чаще других, по – вашему, использзует жаргонную лексику?

5.Обращаете ли вы внимание на ошибки на рекламных щитах, афишах, вывесках, объявлениях?

6. Можем ли мы как-то повлиять на лингвистическую ситуацию?

Приложение 2. Примеры жаргонных слов и выражений

Классно, супер, круто,клёво, прикольно, офигенно, кайф. отстой,прикид, дискач, ком, днюха, отвянуть, смотаться, зашибись и др.

^ Приложение 3. Примеры ошибок в СМИ, рекламе, объявлениях.

Орфоэпические: «Л ´Этуаль; побАлуйте себя» ( надо: побалУйте), изготавливаем жАлюзи» (надо: жалюзИ)

Орфографические: «лиВтинг-крем» (надо: лифтинг), «товар сертиВицирован» ( надо: сертифицирован). «грейпфруКт» ( надо грейпфрут).

Грамматические ошибки: «согласно графика» ( надо: согласно графику).

Использованная литература

При подготовке к открытому уроку использованы материалы методических разработок

по русскому языку 10-11 классы. Е. В. Поляковой.

Открытые уроки по курсу «Русский язык» 5-11 класс.

Сост. Е.В. Васильева, Т.И. Канина, О.И. Жиренко. – 2-е изд. – М.: 2009 г. ( Методическая библиотека).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Обобщение и систематизация знаний по теме «Русский язык как развивающееся явление» iconРусский язык как развивающееся явление
Цели: познакомить учащихся с оформлением учебника; показать развитие языка, его совершенствование; (р/р) учить находить ключевые...

Обобщение и систематизация знаний по теме «Русский язык как развивающееся явление» iconУроках обобщения и систематизации знаний
А также выручает индивидуально-дифференцированный подход, игровые технологии, разнообразие видов упражнений, наглядность. Вот как...

Обобщение и систематизация знаний по теме «Русский язык как развивающееся явление» iconУрок по теме: «Обобщение знаний об имени существительном»
Пересечение образовательных областей: русский язык, литературное чтение, окружающий мир

Обобщение и систематизация знаний по теме «Русский язык как развивающееся явление» iconУрока: Обобщение и систематизация знаний
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное»

Обобщение и систематизация знаний по теме «Русский язык как развивающееся явление» iconУрока: Обобщение и систематизация знаний
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное»

Обобщение и систематизация знаний по теме «Русский язык как развивающееся явление» iconМорфологический разбор деепричастия
Обобщение и систематизация знаний. Анализируемый урок 5, входит в систему уроков по теме «Деепричастие», на изучение которой отводится...

Обобщение и систематизация знаний по теме «Русский язык как развивающееся явление» iconУрока: Дидактическая : систематизировать навыки и умения по теме...
Обобщение и систематизация знаний по теме "Односоставные предложения". Урок в 9-м классе

Обобщение и систематизация знаний по теме «Русский язык как развивающееся явление» iconУрока: Обобщение и систематизация знаний. Цель урока
Тема: Повторение и закрепление изученного материала по теме «Лексика и фразеология»

Обобщение и систематизация знаний по теме «Русский язык как развивающееся явление» iconУрок по дисциплине «География»
Дидактическая: обобщение, систематизация и углубление знаний и проверка их качества по теме: «География мирового хозяйства»

Обобщение и систематизация знаний по теме «Русский язык как развивающееся явление» iconКонспект урока русского языка по теме: «Сложноподчиненные предложения»
Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница