Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Новейшая русская литература Рекомендуется для направления подготовки




Скачать 151.38 Kb.
НазваниеУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Новейшая русская литература Рекомендуется для направления подготовки
Дата публикации31.08.2013
Размер151.38 Kb.
ТипЛитература
lit-yaz.ru > Литература > Литература
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Наименование дисциплины (модуля)

Новейшая русская литература

  1. Рекомендуется для направления подготовки


032700 - Филология

профили «Отечественная филология (Русский язык и литература)»,

«Преподавание филологических дисциплин (с указанием языка / языков и литературы/литератур)»

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр



  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Новейшая русская литература» являются:

  • знакомство с основными тенденциями литературного процесса наших дней;

  • характеристика наиболее примечательных явлений отечественной словесности последних лет;

  • осмысление диалектической взаимосвязи искусства слова и действительности;

  • развитие эстетического вкуса студента.




  1. Место дисциплины в структуре ПООП

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.3. Профессиональный цикл. Вариативная часть» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 032700 – Филология, профиль «Отечественная филология (Русский язык и литература)», «Преподавание филологических дисциплин (с указанием языка / языков и литературы/литератур)».

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, полученные студентами в среднем общеобразовательном учебном заведении и в результате изучения курса «Введение в литературоведение».

Курс «Новейшей русской литературы» является базовым для профессиональной подготовки специалиста-филолога. По своим ключевым параметрам он пересекается с такими дисциплинами, как история русской литературы XX-XXI веков, история зарубежной литературы, введение в литературоведение, культурология, история Отечества и др., которые составляют основу общегуманитарной подготовки специалиста.
^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • владение нормами русского литературного языка, навыки практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-2);

- владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных технологий (ПК-2);

- владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8).
В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: характерные особенности литературного процесса в России в XХ веке, основные периоды развития литературы постсоветской эпохи, эстетические программы важнейших литературных направлений, имена основных представителей того или иного направления, основные художественные произведения этой эпохи, а также научные труды по этим проблемам в отечественном литературоведении;

Уметь: анализировать наиболее важные произведения эпохи с точки зрения особенностей их проблематики и поэтики; характеризовать то или иное направление в литературе конца XX – начала XXI века через его основных представителей, оперировать основными понятиями и категориями теории литературы применительно к анализу художественного текста; работать с критической литературой, ориентироваться в спектре критических и литературоведческих интерпретаций наиболее значимых произведений;

Владеть: начальными навыками критического анализа, а также уметь создавать аннотации к прочитанному произведению.
^ 4. Содержание и структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа), из них 34 аудиторных часа.




п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра);

форма промежуточной аттестации (по семестрам)













лекции

Практ. зан.

С.Р.С.




1

Основные направления развития новейшей русской литературы

2

1

2




2




2.

Основные направления развития новейшей русской литературы

2

2

2




2




3

Основные направления развития новейшей русской литературы

2

3

2




2




4

Основные направления развития новейшей русской литературы

2

4




2

2

Контрольная работа

5.

Образ мира и человека в новейшей русской прозе (конкретный текст подбирает преподаватель)

2

5




2

2

Устный опрос

Виртуальная дискуссия по заданным текстам

6.

Образ мира и человека в новейшей русской прозе (конкретный текст подбирает преподаватель)

2

6




2

2

Устный опрос

7.

Образ мира и человека в новейшей русской прозе (конкретный текст подбирает преподаватель)

2

7




2

2

Устный опрос

Виртуальная дискуссия по заданным текстам

8.

Итоговое занятие по теме

2

8




2

2

Контрольная работа в жанре эссе. Представление аннотаций на тексты

9.

Образ мира и человека в новейшей русской региональной прозе (конкретный текст подбирает преподаватель)

2

9




2

2

Устный опрос

Виртуальная дискуссия по заданным текстам

10

Образ мира и человека в новейшей русской региональной прозе (конкретный текст подбирает преподаватель)

2

10




2

2

Устный опрос

Виртуальная дискуссия по заданным текстам

11

Образ мира и человека в новейшей русской региональной прозе (конкретный текст подбирает преподаватель)

2

11




2

2

Устный опрос

Виртуальная дискуссия по заданным текстам

12

Итоговое занятие по теме

2

12




2

2

Контрольная работа в жанре эссе

13

Образ мира и человека в новейшей русской поэзии (конкретные тексты подбирает преподаватель)

2

13




2

2

Устный опрос

Виртуальная дискуссия по заданным текстам

14

Образ мира и человека в новейшей русской поэзии (конкретные тексты подбирает преподаватель)

2

14




2

2

Устный опрос

Виртуальная дискуссия по заданным текстам

15

Защита литературного проекта

2

15




2

2

Дискуссия, проект

16

Защита литературного проекта

2

16




2

4

Дискуссия, проект

17

Новейшая русская литература как феномен общественного развития

2

17




2

4

Дискуссия


^ 5. Рекомендуемые образовательные технологии

Лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов.

При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий.

В рамках учебного курса предусматриваются встречи с ведущими региональными поэтами, писателями и издателями (одна – две встречи на 15-й и 16-й неделе).
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
^ Варианты модульных контрольных работ

(на материале конкретных текстов)
Контрольная работа № 1

Вариант № 1

  1. Общая характеристика литературной ситуации середины 80 – середины 90-х годов прошлого века. «Апокалипсический реализм».

  2. Постмодернизм как литературное течение: признаки и персоналии.

  3. Что такое концептуализм? Назовите фамилии основных художников данного течения.

Вариант № 2

  1. Документально-информационная тенденция в развитии литературы последнего времени: имена и тексты.

  2. Религиозное начало в современной литературе. Логика и противоречия.

  3. Что такое метареализм? Назовите фамилии основных художников данного течения.


Контрольная работа № 2 (в жанре эссе)

Вариант № 1

  1. Докажите, что роман В. Пелевина «Generation П» является постмодернистским текстом.

  2. Охарактеризуйте организацию время-пространственных отношений в романе В. Пелевина «П5».

  3. Рассмотрите приемы создания 1-2 образов в комедии Б. Акунина «Чайка».


Вариант № 2

  1. Докажите, что роман В. Пелевина «П5» является постмодернистским текстом.

  2. Охарактеризуйте организацию время-пространственных отношений в романе В. Пелевина «Generation П».

  3. Чеховская традиция в пьесе Б. Акунина «Чайка».


Контрольная работа № 3 (в жанре эссе)

Вариант № 1

  1. Образ города в романе О. Славниковой «2017»

  2. Молодое поколение в сборнике И. Денежкиной «Дай мне!»

Вариант № 2

  1. Образ уральского города в сборнике И. Денежкиной «Дай мне!»

  2. Любовная тема в романе О. Славниковой «2017»


^ Подготовка аннотаций

Под аннотацией понимается краткое (не более 4 предложений), динамичное, привлекательное изложение сути конкретного литературного текста (предполагается написание аннотаций на 3 художественных текста по схеме «рассказ – повесть (роман) – драма».

^ Подготовка литературного проекта

Под литературным проектом понимается групповая работа студентов по представлению того или иного автора с помощью мультимедийных средств, а также создание текста, симулирующего основные подходы изученного. Авторов и тексты студенты выбирают сами.

^ Виртуальные дискуссии

Виртуальные дискуссии проводятся в блоге преподавателя по художественным текстам, вынесенным для самостоятельного или опережающего изучения.
^ 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

  1. Бодрунова С. Конец отечественного литературоцентризма? Октябрь // 2006. № 12.

  2. Булкина И. Везде и кроме. Литература в СМИ. Знамя. 2007 // № 2.

  3. Вежлян Е. Книга и ее заместители, или Этюд о пользе глаз для слуха. Новый Мир // 2007. № 3.

  4. Вежлян Е. Портрет поколения на фоне поэзии. Молодая литература в поисках мейнстрима. // Новый Мир 2006. № 10.

  5. Ганиева А. И скучно, и грустно Мотивы изгойства и отчуждения в современной прозе // Новый Мир. 2007. № 3.

  6. Ефросинин С. Актуальное одиночество Евгения Гришковца. Новый Мир // 2006. № 11.

  7. Иванова Н. Лютые патриоты. Знамя. 2006 // № 7.

  8. Иванова Н. По ту сторону вымысла // Знамя. 2005. № 11.

  9. Кормилова М. Недолюбили. Об инфантильном герое в молодой литературе // Новый Мир. 2007. № 3.

  10. Костюков Л. Система раздельного чтения. О состоянии дел в современной поэзии и прозе // Новый Мир. 2007. № 7.

  11. Кронгауз М. Несчастный случай для одинокой домохозяйки. Новый Мир // 2005. № 1.

  12. Маркова Д. Новый-преновый реализм, или Опять двадцать пять. Знамя. 2006. № 6.

  13. Милославский И. Русский язык как культурная и интеллектуальная ценность и как школьный предмет // Знамя. 2006. № 3.

  14. Немзер А. Литература сегодня. О русской прозе 90-х. М., 1998. 432 с.

  15. Новиков В. Мне скучно без… Знамя 2005, №1; Лекманов Олег, Роднянская Ирина, Липовецкий Марк, Сурат Ирина, Шапир Максим, Пильщиков Игорь, Бочаров Сергей, Чудаков Александр, Свердлов Михаил, Бак Дмитрий. Знамя // 2005. № 1.

  16. Орлова В. Как айсберг в океане. Новый Мир // 2005. №4.

  17. Павлов О. Остановленное время // Континент. 2002. № 113.

  18. Павлов О. Остановленное время // Литературная газета. 2002. 28 августа – 3 сентября. № 35 (5890).

  19. Пустовая В. Скифия в серебре Русский проект в современной прозе // Новый Мир. 2007. № 1.

  20. Ремизова М. Мнимые величины Новый Мир // 2006. № 9.

  21. Рудалев А. Письмена нового века. Октябрь // 2006. № 2.

  22. Скоропанова И. Русская постмодернистическая литература. М., 2002

  23. Циплаков Г. Битва за гору Миддл. Знамя. 2006 // № 8.

  24. Юзефович Г. Литература по имущественному признаку: что читает средний класс //. Знамя. 2005. № 9.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Учебная дисциплина должна быть обеспечена учебно-методической документацией и материалами. Ее содержание должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети вуза (факультета). Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
^ Список информационных ресурсов

№ п/п

Адрес

Содержание



http://www.newruslit.nm.ru/


Портал по новейшей русской литературы (тексты и мнения).



http://novruslit.ru/


Проект кафедры новейшей русской литературы филологического факультета РГПУ им. А. И. Герцен



http://www.cnrl.ru/


Сайт центра по изучению новейшей русской литературы ИФИ РГГУ



http://magazines.russ.ru/


Журнальный зал (здесь находится основной корпус текстов)



http://pelevin.nov.ru/


Сайт Виктора Пелевина (собрание сочинений и мнения о творчестве)



http://www.akunin.ru/


Сайт Бориса Акунина (собрание сочинений и мнения о творчестве)



http://www.kolyada-theatre.ur.ru/


Сайт Николая Коляды (драматургические тексты, критика, форум)


^ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютерный класс, оргтехника, телеаппаратура (всё – в стандартной комплектации для самостоятельной работы); доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки).
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению подготовки 032700 – Филология, профили «Отечественная филология (Русский язык и литература)», «Преподавание филологических дисциплин (с указанием языка / языков и литературы/литератур)».
Разработчик:

доцент, директор Института гуманитарного образования

Челябинского государственного университета,

заведующий кафедрой литературы Д.В. Харитонов
Рецензент:

профессор, заведующий кафедрой

русской литературы ХХ – ХХI веков

Уральского государственного университета Л.П. Быков

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Новейшая русская литература Рекомендуется для направления подготовки iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы

Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Новейшая русская литература Рекомендуется для направления подготовки iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Профили подготовки (бакалавриат): «русский язык и литература», «история и литература»

Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Новейшая русская литература Рекомендуется для направления подготовки iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Профили подготовки (бакалавриат): «история и литература» и «русский язык и литература»

Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Новейшая русская литература Рекомендуется для направления подготовки iconОбеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической...
Основная/дополнительная), направление подготовки, специальность, профессия, наименование предмета, дисциплины (модуля) в соответствии...

Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Новейшая русская литература Рекомендуется для направления подготовки iconРабочая программа дисциплины (модуля) «Общая риторика»
Распределение трудоемкости дисциплины по семестрам и видам учебной работы: для офо

Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Новейшая русская литература Рекомендуется для направления подготовки iconРабочая программа дисциплины (модуля) «общая риторика»
Распределение трудоемкости дисциплины по семестрам и видам учебной работы: для офо

Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Новейшая русская литература Рекомендуется для направления подготовки iconРабочая учебная программа дисциплины (модуля) «общая риторика»
Распределение трудоемкости дисциплины по семестрам и видам учебной работы: для офо

Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Новейшая русская литература Рекомендуется для направления подготовки iconОбеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой № п/п
Уровень, ступень образования, вид образовательной программы (основная/дополнительная), направление подготовки, специальность, профессия,...

Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Новейшая русская литература Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины «Русская философия» для направления подготовки...
Целью изучения дисциплины является получение философского образования, способствующего развитию личности, углубление и систематизация...

Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Новейшая русская литература Рекомендуется для направления подготовки iconРабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение...
Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний в области содержания и назначения основных категорий теории...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница