План I. Введение. Значение и особенности жанра путешествий в русской литературе. II. Жанр путешествий в русской литературе «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина




Скачать 51.04 Kb.
НазваниеПлан I. Введение. Значение и особенности жанра путешествий в русской литературе. II. Жанр путешествий в русской литературе «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина
Дата публикации02.09.2013
Размер51.04 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Литература > Документы
«Мотив путешествия

в русской литературе»
План
I. Введение. Значение и особенности жанра путешествий в русской литературе.
II. Жанр путешествий в русской литературе
1. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева.


  1. «Письма русского путешественника» Н.М.Карамзина.




  1. Путешествия Чичикова.


III.Заключение.
I. Введение. Значение и особенности жанра путешествий в русской литературе
Путешествия - это письмо в движении, порождающее образы стран, городов, местностей, проникающие в литературу, изменяя ее. Литература в свою очередь создает жанры и каноны, - рамки осознания образов путешествий.

Роль путешествий в русской литературе переоценить невозможно. Посредством литературных произведений (и текстов, ставших таковыми) Россия осознавала и осмысляла огромные, слабо освоенные пространства. Русская литература развивалась, трясясь в карете, в тарантасе, на телеге по пыльным проселкам и трактам. Отсюда важность для ее понимания путевых заметок, писем, очерков, дневников. Путешествия трансформировали классические формы романа, повести и рассказа: сюжеты часто «нанизываются» на целиком (частично) вымышленные путешествия. Блестящую коллекцию подобной русской классики образуют «Мертвые души» Гоголя с эпигонским «Тарантасом» В. Соллогуба, «Чевенгур» Платонова, «Лолита» Набокова, «Москва—Петушки» Венедикта Ерофеева. Путешествия рождали произведения, превосходящие по мощи путевые дневники и письма. «Письма русского путешественника» Карамзина еще принадлежат эпохе сентиментализма и многим обязаны Стерну (как и последующие подражания). Радищев с «Путешествием из Петербурга в Москву», Гончаров с «Фрегатом "Палладой"» и Чехов с «Островом Сахалин» превратили путешествие в особый жанр и способ самопознания литераторов. Маршрут Радищева стал сакральным.

Есть два по значению для русской литературы типа путешествий:

1) сюжетный тип, меняющий структуру литературных форм,

2) жанровый (установочный) тип, меняющий мировоззренческую структуру литературы.

Чистоту типологии нарушают труды путешественников и географов (чаще всего в Центральную Азию, Сибирь и на Дальний Восток): Пржевальский, Грумм-Гржимайло, Потанин, Певцов, Козлов и др. Влияние их описаний скорее стилевое. Набоков в романе «Дар» не скрывал его, и роман живет чувством пути, присущим великим русским путешественникам.

Как проникали образы путешествий в толщу русской литературы, меняя ее образ? Это проникновение вело, как правило, к росту мощи литературных произведений. Выделяются три основные эпохи: до начала XIX в. (условно - допушкинская), с начала XIX в. до 1910-х годов, с 1910-х годов по настоящее время. В допушкинскую эпоху путешествие – это сухая опись путевых столбов, яств на столах и экзотики ближних и дальних стран. Афанасий Никитин – редкое исключение. Путешествие проходит с полузакрытыми глазами; само письмо еще не умеет хорошо двигаться.

Золотой век путешествий в русской литературе делится на две части. 1800-1830 годы характерны ростом путевых описаний, выполняемых журналистскими и литературными средствами. Это эпоха экспансии. Прежде косноязычная, русская литература обрела язык, голос, цвет. Одновременно с расширением территории империи появляются произведения литературы, осваивающие новые районы и страны. Задал тон Пушкин «Путешествием в Арзрум». Позднее пишутся романы Гоголя, Тургенева, Достоевского, Гончарова (попутно они описывали образы стран пребывания).

Вторая часть золотой поры путешествий - 1840—1910-е годы. В 1840-х годах русская литература начинает осваивать все богатство путешествий. Основой стал жанр "физиологических" очерков нравов, быта городов и местностей России (здесь успел отметиться Лермонтов очерком «Кавказец»). Появились профессионалы очеркисты и писатели, отдавшие себя путешествиям, их "физиологии", запахам пространства и т.п. Наибольших успехов достиг к началу XX в. Василий Розанов, чьи очерки о Волге («Русский Нил»), о путешествиях в Италию, Германию, на Кавказ до сих пор читаются на одном дыхании. Не уступал ему его ученик по Елецкой гимназии М. Пришвин с очерками о русском Севере. Жанр дожил до XX в., утратив, правда, былые позиции. В советское время романтику жанра сумел сохранить К.Г. Паустовский.

Золотая пора путешествий в русской литературе - это и авантюры, экзотика, романтика. Ряд описаний рождался в результате головокружительных путешествий, иногда непреднамеренных. «Арабескный», авантюрный стиль письма хранили Осип Сенковский в 1840-х годах, а к концу эпохи – Н. Гумилев, путешествовавший в Африке и написавший ряд поэтико-географических циклов. Вынужденные путешествия (ссылка), стали источником описаний заснеженных пространств Северной Азии. Начатые Радищевым, декабристами поездки в Сибирь стали культовыми для писателей и очеркистов.

Примерно с 1910-х годов наступает новая эпоха взаимоотношений русской литературы и путешествий. Теперь путешествие означает внутренний поиск, эксперимент с литературным письмом, иногда с собственной жизнью. Образы путешествий переходят внутрь литературы: А. Белый, В. Хлебников, О. Мандельштам, А. Платонов и Б. Пастернак подчиняют литературный ритм ритму путешествий. Белый и Мандельштам счастливо совпали в описаниях Армении. В заметках «Читая Палласа» Мандельштам уловил структуры, основы путевого письма. Хлебников буквально поставил свою жизнь на географическую карту – случай геолитературы. Ранние проза и поэзия Пастернака дышат образами пути. В романе «Доктор Живаго» поэт связал судьбы героев с путешествием на Урал. Традицию во второй половине XX в. продолжил Иосиф Бродский. Ряд его стихотворений и эссе - это перетекающие образы Петербурга, Венеции, Крыма, Англии, Америки.

Как русская литература воспринимала географические образы путешествий? В золотую пору путешествий она любила их «по-детски»: яркость пейзажей, ландшафтов, зарисовки бытовых сценок и нравов – это, скорее, натуралистическая живопись, этнографическое кино. Оживляли картину сравнения политики и культуры России с другими странами – особенно, если путешественник был западником или славянофилом (описание Лондона А.С. Хомяковым). Зарождается интерес писателя к путешествию как возможности осмыслить свою жизнь и собственную страну. Если писатель эмигрировал, превращение интереса становилось просто необходимым.

К концу XIX в. «детская любовь» русской литературы к путешествиям проходит. Образы путешествий уходят в детство и юность мемуаров, романов, рассказов русских писателей. Сохраняя часть экзотики, странствия детства и юности как сквозь увеличительное стекло оценивают жизненный путь героя. Отсюда разноцветье, «субъективность», жестокость postfactum путевых описаний. Срабатывает эффект «фотовспышки». Географические образы олицетворяют повороты судьбы в ранних рассказах Горького, мемуарах Короленко, «Жизни Арсеньева» Бунина, «Повести о жизни» Паустовского.

Впустив в себя образы путешествий, русская литература не могла не измениться. После Хлебникова, Мандельштама, Платонова географические образы стали естественным литературным средством выражения отношения к миру. Путешествие стало удобным литературным приемом и мощной литературной метафорой. Книги П. Вайля и А. Гениса, В. Аксенова, А. Битова и В. Пелевина подтверждают это. Реальные местности и страны могут перемешиваться с выдуманными, пространство и путь часто являются самостоятельными героями, определяют сюжеты. Путешествие само по себе, как образ-архетип, вошло внутри литературы, став основой почти всех литературных жанров.
Список литературы


  1. Гус М. Живая Россия и «Мертвые души». – М., 1981.

  2. Купреянова Е.Н., Макогоненко Г.П. Национальное своеобразие русской литературы.- Л., 1976.

  3. Лотман Ю.М. Роль и значение литературы 18 в. в истории русской культуры. – М.: Л., 1966.

  4. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1988.

  5. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. – М., 1983.

  6. Федоров В.И. Литературные направления в русской литературе 18 в. – М., 1979.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План I. Введение. Значение и особенности жанра путешествий в русской литературе. II. Жанр путешествий в русской литературе «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина iconКнига А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»
Книга А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (анализ глав по выбору)

План I. Введение. Значение и особенности жанра путешествий в русской литературе. II. Жанр путешествий в русской литературе «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина iconЧто обозначают названия глав из книги А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»?

План I. Введение. Значение и особенности жанра путешествий в русской литературе. II. Жанр путешествий в русской литературе «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина icon-
«Приключения барона Мюнхаузена» Э. Распэ (1785) 225 лет со времени публикации романа "Путешествие из Петербурга в Москву" А. Н. Радищева...

План I. Введение. Значение и особенности жанра путешествий в русской литературе. II. Жанр путешествий в русской литературе «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина iconПротокол №1
Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Жанровое богатство...

План I. Введение. Значение и особенности жанра путешествий в русской литературе. II. Жанр путешествий в русской литературе «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина iconУрок письма, проведенный в 6 «А» классе. Тема «Эпистолярный жанр....
Цель: Познакомить с историей и особенностями эпистолярного жанра, сформировать навыки написания личного письма

План I. Введение. Значение и особенности жанра путешествий в русской литературе. II. Жанр путешествий в русской литературе «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина iconЛитература св как полифоническая целостность ее метаморфозы и константы
Житийный жанр в древнерусской литературе (11 17 вв.); особенности жанра и его эволюция

План I. Введение. Значение и особенности жанра путешествий в русской литературе. II. Жанр путешествий в русской литературе «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина iconВ. А. Жуковский познакомил русского читателя с одним из наиболее...
В. А. Жуковский познакомил русского читателя с одним из наиболее любимых жанров западноевропейских романтиков — балладой. И хотя...

План I. Введение. Значение и особенности жанра путешествий в русской литературе. II. Жанр путешествий в русской литературе «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина iconРабочая программа по русской литературе для 5 класса моу новокиреметская...
Рабочая программа по русской литературе в 5 классе построена на основе программы по русской литературе для 5 – 11 классов татарской...

План I. Введение. Значение и особенности жанра путешествий в русской литературе. II. Жанр путешествий в русской литературе «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина iconЛитература Класс 7 Тема Появление и становление жанра «лимерик» в...
Автор – Богданова Юлия Витальевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

План I. Введение. Значение и особенности жанра путешествий в русской литературе. II. Жанр путешествий в русской литературе «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина iconПоэты романтики в английской и русской литературе
Романтизм- это крупнейшее направление в русской, европейской и американской литературе конца 18- начала 19 веков



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница