Рабочая программа по литературе для обучающихся 6Б и 6В классов создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом мо РФ о 05.




НазваниеРабочая программа по литературе для обучающихся 6Б и 6В классов создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом мо РФ о 05.
страница1/6
Дата публикации02.09.2013
Размер0.64 Mb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6




АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЛИЦЕЙ № 41

(МОУ ЛИЦЕЙ № 41)



Рассмотрено

на заседании методического объединения учителей………………………………. Протокол № ___

от « » __________ 20… г.,

Руководитель: ________ /.............................../


Согласовано

заместитель директора по УВР

________/________________/
«_____» «__________ » 2010 г

«_____» «__________ » 20… г


Утверждено:

Директор школы:

_________ /_________ /
«_____» «__________ » 20… г


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету « ЛИТЕРАТУРА»

Класс 6 Б, 6 В
2011-2012 учебный год
Ф. И.О. учителя Денисова Е.В.

КОСТРОМА,

2011 г
Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для обучающихся 6Б и 6В классов создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089), Примерной учебной программы основного общего образования по литературе и авторской Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин И.С.Збарский, В.П.Полухина, - Москва «Просвещение» 2009г.), учебного плана образовательного учреждения МОУ лицея № 41,

Данная программа является переработанным вариантом УМК под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, необходимость редактирования которого была обусловлена изменением учебного плана и переходом на базовый и профильный уровни изучения предмета литература в средней (полной) школе. Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Авторы УМК видят цель изучения литературы в школе в следующем:

  • приобщить учащихся к искусству слова, богатству русской классической и мировой литературы, познакомив с классическими образцами мировой словесной культуры;

  • сформировать основу литературного образования путём чтения и изучения художественных произведений, знакомства с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений;

  • расширить читательский кругозор учащихся;

  • повысить качество чтения;

  • способствовать духовному развитию и совершенствованию учеников;

  • активизировать художественно-эстетические потребности детей;

  • развить их литературный вкус;

  • подготовить их к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу произведения литературы;

  • стимулировать творческую активность детей;

  • формировать навык выразительного чтения;

  • воспитывать высокие нравственные чувства и качества у подрастающего поколения.

Данные цели могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Именно поэтому объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной прозы.

Авторы программы избегают жёсткой регламентации в выборе произведений для чтения и изучения, обсуждения, поэтому выбор, какие произведения читать и изучать, а какие читать и обсуждать сделан мной на основе читательских пристрастий учащихся, индивидуальных особенностей каждого класса. Количество часов, отводимых на изучение той или иной темы, тоже определяется не требованиями УМК, а уровнем сформированности общеучебных умений и навыков детей в каждом конкретном учебном коллективе, а также интересом, проявленным при изучении произведения.

^ Отличительные особенности по сравнению с примерной программой

Главной идеей предполагаемой программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к литературе XVIII, XIX, XX веков и современной. Соблюдается также системная направленность: например, от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и литература» в старших; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом из классов (горизонталь). Именно эта идея и концентрический подход помогают подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т.п.

^ Содержание программы позволяет утверждать, что она сохраняет преемственность с программой литературного образования начальной школы. В свою очередь она состоит из двух концентров: 5 - 9 классы (внутри этого концентра три возрастные группы: 5 – 6, 7 – 8, 9 класс), 10 – 11 классы. Программа концентра 5 – 9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10 – 11 классов, где монографически изучается творчество классиков русской литературы. Подобный подход позволяет учащимся осмыслить сложные произведения литературы каждого периода, осознавая их единство.

Принцип концентризма, осуществляемый последовательно на каждой ступени обучения, предполагает последовательное возвращение к определённым авторам и даже к одним и тем же произведениям. Но, разумеется, на каждом этапе перед учениками ставятся различные задачи изучения текста:

  1. познакомить с писателем и его лучшими произведениями;

  2. углубить первоначальное впечатление от прочитанного;

  3. раскрыть подтекст;

  4. усложнить анализ;

  5. раскрыть образ автора и др.

Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы. В каждом из курсов затронута одна из ведущих проблем: 6 класс«Художественное произведение и автор, характер героя художественного произведения».

Чтение и изучение произведений зарубежной литературы программой рекомендовано осуществлять в конце учебного года, хотя считаю целесообразным это делать по-другому, тематически объединяя произведения зарубежной литературы с текстами русских авторов, что, на мой взгляд, облегчит процесс осознания и осмысления прочитанного.

Данная программа помимо уроков изучения, обсуждения произведений литературы предполагает проведение уроков внеклассного чтения, которые имеют целью не только расширение круга чтения учащихся, удовлетворение их читательского интереса, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, умений и навыков. Программой рекомендованы списки произведений для самостоятельного.

^ Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в VI классе в объёме 68 часов (из них – 7 уроков внеклассного чтения), т.е. по 2 урока в неделю в течение 34 учебных недель.

^ Учет особенностей обучающихся класса

Рабочая программа составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся 6Б и 6В классов. 6Б и 6В классы – лицейские, где учащиеся имеют повышенный уровень развития. Основная масса обучающихся может работать с обучающими электронными программами самостоятельно в соответствии с полученными инструкциями. Взаимоотношения между детьми в коллективах хорошие, поэтому они успешно могут работать в группах как постоянного, так и сменного состава, руководителями которых могут быть учащиеся с высоким уровнем учебной мотивации и способностей.

Классы работают на уроке в среднем темпе, но два-три человека делают задания гораздо быстрее других, что делает нелюходимым подготовку для них либо большего числа заданий, либо заданий повышенного уровня сложности. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки зунов, так и на этапе контроля. Отдельные темы способные ребята будут изучать самостоятельно с использованием индивидуальных образовательных программ (ИОП).

Большинство обучающихся класса в состоянии самостоятельно или под руководством учителя выполнять основные мыслительные операции: сравнивать, находя сходства и различия, выделять главное, обобщать, выстраивать алгоритмы действий, анализировать. Наиболее хорошо развита у большинства кратковременная память. Наблюдается дефицит внимания, слабая его переключаемость. Дети быстро утомляются, поэтому им необходима частая смена видов деятельности.
^ Межпредметные связи

Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить произведение, высказать свое развернутое, аргументированное суждение о прочитанном стихотворении, рассказе, романе, пьесе (увиденной в театре). В решении этой важной задачи особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства, к традициям внутри определенной литературной школы, направления. Так для понимания изучаемого текста художественных произведений важны иллюстрации художников. Художественные тексты во всех учебниках-хрестоматиях данной программы сопровождаются рисунками лучших художников-иллюстраторов. Очень важно, чтобы у школьников год от года накапливался опыт работы с иллюстрациями, сведения о выдающихся художниках, об их творчестве. Материалы о художниках, композиторах, литературоведах, философах, имена которых встречаются на страницах учебников-хрестомматий, ученики найдут в именных указателях и словарях , помещенных в конце учебника.

^ Особенности организации учебного процесса по предмету

Серьёзным результатом плодотворной работы учителя на уроках литературы является умение учащихся верно понять, интерпретировать произведение, высказать свои суждения в процессе анализа. Обобщение результатов этой работы может быть выражено в форме устной или письменной рецензии, сочинения (очерка, доклада, статьи, ученической исследовательской работы), особое внимание важно обратить на совершенствование речи учащихся. В программу включен перечень необходимых видов работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы (создание сказок, былин, стихотворений, очерков, рассказов и пр.) Кабинет литературы, в котором проводятся уроки, имеет разнообразные средства обучения: книги, словари и справочники, дидактический материал, средства наглядности, ТСО, компьютер, проектор, которые способствуют созданию образовательной среды, являющейся педагогическим инструментом, создающим настрой на урок, формирующим положительные эмоции учащихся, стимулирующим познавательный интерес

В практике применения ИКТ на уроках литературы рекомендуется использовать следующие средства: стандартные приложения Microsoft Office (PowerPoint, Publisher, Word), словари и справочники на электронных носителях и в сети Интернет, программы: репетиторы и тренажеры, электронные учебники, образовательные Интернет-ресурсы.

Технологии, используемые в работе:

  • Чтение и письмо для развития критического мышления

  • ^ ИКТ (ИИП «КМ-ШКОЛА»)

  • Обучение в сотрудничестве

  • Технология учебного исследования

  • Здоровьесберегающие технологии

  • Игровые методы обучения

Виды контроля

Основными формами контроля знаний и умений обучающихся являются:

  1. Сочинение (отзыв, ответ на вопрос в форме рассуждения, по рисунку).

  2. Тест.

  3. Устное монологическое высказывание на заданную тему.

  4. Выразительное чтение текста (диктором, наизусть).

  5. Читательский дневник.

  6. Письменный анализ лирического произведения.

  7. Письменный анализ эпизода.

Используемый учебно-методический комплект
Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин И.С.Збарский, В.П.Полухина, - Москва «Просвещение» 2009г


Учебники

Учебные пособия

^ Методические пособия

Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 6 кл.: Учеб.: В 2 ч./ Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009

Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 6 кл. - М.: Просвещение, 2008
Фонохрестоматия к учеб. «Литература. 5 кл.» (Формат МР3) – М.: Аудио-школа, Просвещение, 2009

Полухина В.П. и др. Литература: 6 кл.: Метод. советы ./ Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2008


^ Учебно-тематический план




п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:



Контрольные работы

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

уроки

лабораторно-практические работы, уроки развития речи

1

Вводный урок

1

1










2

Устное народное творчество

3

2

1







3

Из древнерусской литературы

1

1













Из русской литературы XIX века

28




5

2







Из русской литературы XX века

21




5

1







Из зарубежной литературы

10







1







Итого:

64




11

4




  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе для обучающихся 6Б и 6В классов создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом мо РФ о 05. iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для обучающихся...
Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом мо РФ о 05. 03. 2004 года, №1089)

Рабочая программа по литературе для обучающихся 6Б и 6В классов создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом мо РФ о 05. iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для обучающихся...
Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом мо РФ о 05. 03. 2004 года, №1089)

Рабочая программа по литературе для обучающихся 6Б и 6В классов создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом мо РФ о 05. iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для обучающихся...
Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом мо РФ от 05. 03. 2004 года, №1089)

Рабочая программа по литературе для обучающихся 6Б и 6В классов создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом мо РФ о 05. iconРабочая программа по литературе для обучающихся 8 класса создана...
Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В. Я. Коровиной (редакторский коллектив: В. П. Журавлёв,...

Рабочая программа по литературе для обучающихся 6Б и 6В классов создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом мо РФ о 05. iconРабочая программа по литературе для обучающихся 7 класса создана...
Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В. Я. Коровиной (редакторский коллектив: В. П. Журавлёв,...

Рабочая программа по литературе для обучающихся 6Б и 6В классов создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом мо РФ о 05. iconРабочая программа по литературе для обучающихся 11 класса создана...
Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В. Я. Коровиной (редакторский коллектив: В. П. Журавлёв,...

Рабочая программа по литературе для обучающихся 6Б и 6В классов создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом мо РФ о 05. iconРабочая программа по литературе для обучающихся 6 класса создана...
Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ (базовый уровень), Программы «Литература»...

Рабочая программа по литературе для обучающихся 6Б и 6В классов создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом мо РФ о 05. iconРабочая программа по литературе для обучающихся 11 класса создана...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Криничанская средняя общеобразовательная школа Россошанского муниципального...

Рабочая программа по литературе для обучающихся 6Б и 6В классов создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом мо РФ о 05. iconРабочая программа по литературе для основной школы создана на основе...
Примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5-9 классы...

Рабочая программа по литературе для обучающихся 6Б и 6В классов создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом мо РФ о 05. iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница