Рабочая программа по литературе для 7 класса на 2012/2013 учебный год разработчик программы




НазваниеРабочая программа по литературе для 7 класса на 2012/2013 учебный год разработчик программы
страница1/4
Дата публикации05.09.2013
Размер0.52 Mb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Никольска»

«Рассмотрено»

Заседание ШМО учителей русского языка и литературы «__»________201___г.


«Согласовано»

Заседание педагогического совета

МБОУ ………….

Протокол № от «__»________201___г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ ……….

_________________(…Ф.И.О.)

Приказ № ___ от «__»_________________201___г.


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ 7 КЛАССА НА 2012/2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

Разработчик программы – Сверчкова Александра Михайловна,

учитель русского языка и литературы,

педагогический стаж -27 лет,

высшая квалификационная категория.




2012 год

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена с учётом Федерального государственного образовательного стандарта 2004г, разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель Г.С. Меркин ,С.А.Зинин, В.А.Чалмаев/ М.: «Русское слово», 2009года. Программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации. В 2012-2013 учебном году литературное образование в школе на базовом уровне осуществляется по программам и учебно-методическим комплектам /УМК/: Г.С. Меркина (5-8 классы) и С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева (9-11 классы).

Учебник «Литература. 7 класс. Автор-составитель: Меркин Г.С. Москва, «Русское слово», 2010 г.» соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы, ориентирован на формирование умения анализировать и интерпретировать текст.

^ Цели и задачи программы:

1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

2. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

3. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко- литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

4. Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно- исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения учебного предмета «Литература» отводится следующее количество часов:

385 часов на этапе основного общего образования: в 7 классе выделяется 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).

Реализация практической части программы:

классное сочинение – 4

домашнее сочинение – 1

тестирование - 2

ВН.ЧТ.- 6

Формы организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная, групповая

^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Важнейшими умениями в 7классе являются следующие:


  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

  • выразительное чтение произведений или отрывков наизусть;

  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

  • умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

  • умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

  • умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

  • умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  • умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

  • умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

  • умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.


^ Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

Из них развитие речи

Из них внеклассное чтение

Тест

Введение.

1










^ Из устного народного творчества

3










Из древнерусской литературы

3

1







^ Из литературы ХVIII века












М.В. Ломоносов

2










Г.Р. Державин

1










Д.И.Фонвизин

4

1







^ Из русской литературы ХIХ века













А.С.Пушкин

4




1




М.Ю.Лермонтов

3










Н.В.Гоголь

2










И.С.Тургенев

2










Н.А.Некрасов

4

1







М.Е. Салтыков-Щедрин

3




1




Л.Н.Толстой

1










Н.С.Лесков

3










Произведения русских поэтов XIX века о России

2




1




А.П.Чехов

4




1

1

^ Из литературы ХХ века.













М.Горький

4

1







И.А. Бунин

2










А.И. Куприн

1










В.В.Маяковский

2




1




И.С.Шмелев, М.М.Пришвин

1










К.Г.Паустовский

2

1







Н.А.Заболоцкий

1










А.Т.Твардовский

2










Лирика поэтов- участников ВОв

2

1







Б. Л. Васильев

1










В.М.Шукшин

2










Русские поэты XX века о России

1










^ Из зарубежной литературы

6







1

Итоговое занятие

1




1




Итого

70

6

6

2


^ Содержание учебного материала

Введение.

Знакомство со структурой и особенностью учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.

^ Теория литературы: литературные роды.

Из устного народного творчества.
Былины.

«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины. А.К. Толстой. Былина «Илья Муромец». Отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

^ Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине ( по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).

^ Развитие речи: отзыв на эпизод, письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Русские народные песни.

Обрядовая поэзия. «Девочки, колядки», «Наша масленица…», « Говорили - сваты на конях будут»); лирические песни,( « Подушечка моя пуховая»), лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне. Своеобразие поэтического языка народных песен. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.

^ Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня.
Из древнерусской литературы.
Из «Повести временных лет», «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер ДРЛ, мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твёрдость духа, религиозность.

^ Теория литературы: эпические жанры и жанровое образования в древнерусской литературе (наставления, поучения, житие, путешествие, повесть)

Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элементами сочинения.

^ Из литературы 18 века.


М.В.Ломоносов.

Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. « О вы, которых ожидает». «Предисловие о пользе книг церковных в Российском языке»

( отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вере в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения, поэтические образы. Теория о «трёх штилях». Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

^ Теория литературы: ода; тема и мотив;
Г.Р.Державин.

Биография Державина. Стихотворение: «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Державина в сравнении со стихотворениями Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.

^ Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.

Развитие речи: чтение наизусть.
Д.И.Фонвизин.

Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и её проблематика, образы комедии; образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.

^ Теория литературы: юмор, сатира, сарказм, драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие фамилии»; литературное направление, классицизм.

Развитие речи: чтение по ролям.

Связь с другими искусствами: театральное искусство.

^ Из литературы 19 века.
А.С. Пушкин.

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд»,. Человек и природа («Тучи»). Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы – предсказание. Предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава». Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка. Творческая история создания произведений.

^ Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры, жанровое образование – дружеское послание.

^ Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
М.Ю.Лермонтов.

Стихотворение «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича…». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни..» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество, отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приёмы их создания; речевые элементы в создании характеристики героев. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни»..

Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно- художественный приём; приём контраста; вымысел и верность исторической правде; градация;

^ Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.

Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.
Н.В.Гоголь.

Н.В.Гоголь в Петербурге. Новая тема – изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. «Шинель»: основной конфликт, трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.

^ Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации. «говорящие» фамилии.

Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.

^ Связь с другими искусствами: «Петербургские повести» Н.В.Гоголя в русском искусстве (живописи, кино, мультипликации)
И.С.Тургенев.

Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С.Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» ( природный ум, трудолюбие,смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант, чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям) Стихотворение в прозе « Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения.

^ Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений)
Н.А.Некрасов.

Краткие сведения о поэте. Стихотворения : «Вчерашний день, часу в шестом..», «Железная дорога», «размышления у парадного подъезда», поэма «русские женщины». Доля народная – основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А.Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.

^ Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.

Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана.

^ Связь с другими искусствами: Н.А.Некрасов и художники- передвижники.

М.Е. Салтыков – Щедрин.

Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приёмы создания образа помещика. Позиция писателя.

Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).

^ Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Л.Н.Толстой.

Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ « Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества – основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.

^ Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений)

Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.

^ Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, устное сочинение - рассуждение.
Н.С.Лесков.

Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков – писатель будущего». Повесть «Левша». Особенности проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.

^ Теория литературы: своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.

Связь с другими искусствами: образ Левши в русском искусстве.
А.А.Фет.

русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой…». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение – медитация.

^ Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие)

Развитие речи: чтение наизусть.
Произведения русских поэтов 19 века о России.

А.С.Пушкин «Два чувства дивно близки нам»

Н.М.Языков «Песня»

И.С.Никитин «Русь»

А.И.Майков «Нива»

А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край»
А.П.Чехов.

Рассказ «Хамелеон», «Смерть чиновника»: разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов, позиция писателя.

^ Теория литературы: психологический портрет, сюжет(развитие представлений)

Развитие речи: пересказ, близкий к тексту, составление словаря языка персонажа.

^ Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
«Над чем смеётесь?» М.М.Зощенко «Обезьяний язык»; А.Т.Аверченко «Открытие Америки»; Н.А.Тэффи «Воротник», «Свои и чужие»
^ Из литературы 20 века.
М.Горький.

Повесть «Детство» (главы из повести по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль») Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа ( личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной приём раскрытия замысла.

^ Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе. Лексика и её роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, приём контраста.

^ Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

И.А.Бунин.

«Стихотворение « Догорал апрельский светлый вечер». Человек и природа в стихах Бунина, размышление о своеобразии поэзии. « Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение - основные проблемы рассказа. Образы-персонажи, образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.

^ Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-поэтическая роль бессоюзия в поэтическом тексте.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа.
А.И.Куприн.

Рассказы «Куст сирени», «Allez!». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказа и подтекст. Основная сюжетная линия, художественная идея.

^ Теория литературы: рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.


В.В.Маяковский.

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приёмы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

^ Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотивы, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора, синтаксические фигуры и интонация конца предложения)

^ Развитие речи: выразительное чтение.
С.А.Есенин.

Стихотворение: «Отговорила роща золотая», «Я покинул родимый дом». Тематика лирических стихотворений, лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины. Эмоциональное богатство, лирического героя в стихотворениях поэта.

^ Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис)

Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении.
И.С.Шмелёв.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе для 7 класса на 2012/2013 учебный год разработчик программы iconРабочая программа по литературе для 10 класса на 2012/2013 учебный год разработчик программы
Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества

Рабочая программа по литературе для 7 класса на 2012/2013 учебный год разработчик программы iconРабочая учебная программа по литературе для 8 класса на 2012 -2013 учебный год
Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ (базовый уровень), Программы по литературе...

Рабочая программа по литературе для 7 класса на 2012/2013 учебный год разработчик программы iconРабочая программа по литературе для 5 класса на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.) и «Программы...

Рабочая программа по литературе для 7 класса на 2012/2013 учебный год разработчик программы iconРабочая программа по литературе для 7 класса на 2013/2014 учебный год
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего...

Рабочая программа по литературе для 7 класса на 2012/2013 учебный год разработчик программы iconРабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего...

Рабочая программа по литературе для 7 класса на 2012/2013 учебный год разработчик программы iconРабочая учебная программа по литературе для 7 класса на 2013 -2014 учебный год
Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ (базовый уровень), Программы «Литература»...

Рабочая программа по литературе для 7 класса на 2012/2013 учебный год разработчик программы iconРабочая учебная программа по литературе для 7 класса на 2013 -2014 учебный год
Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ (базовый уровень), Программы «Литература»...

Рабочая программа по литературе для 7 класса на 2012/2013 учебный год разработчик программы iconРабочая программа по литературе для 10 «А» класса составлена на основе...
Рабочая программа по литературе для 10 «А» класса составлена на основе авторской программы для 5-11 классов под редакцией В. Я. Коровиной...

Рабочая программа по литературе для 7 класса на 2012/2013 учебный год разработчик программы iconРабочая программа по литературе для 6 класса учителя Ереминой Т. В. на 2013/2014 учебный год
Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику В. П. Полухиной В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина составлена...

Рабочая программа по литературе для 7 класса на 2012/2013 учебный год разработчик программы iconРабочая программа по предмету литература для 9 класса на 2013/2014 учебный год
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница