Рабочая программа по предмету «Литература»




НазваниеРабочая программа по предмету «Литература»
страница1/8
Дата публикации05.09.2013
Размер0.91 Mb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Кулаевская средняя общеобразовательная школа»

Пестречинского муниципального района РТ


«Принято»

Руководитель ШМО учителей русского(английского) языка и литературы

_____________ В.С.Володина

Протокол № 1 от 29.08. 2011 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы

по УВР МБОУ «Кулаевская СОШ»

_____________ Н.П.Ерёмина

«01» сентября 2011 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Кулаевская СОШ»

_____________ С.В.Осипова

Приказ № 3 от «01» сентября 2011 г.



^ Рабочая программа

по предмету «Литература»

6 класс


«Рассмотрено»

на заседании

педагогического совета

Протокол № 1 от 31.08. 2011 г.
(2011 – 2012 уч.год)

Составитель

С. П. Задворнова,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории


^ Рабочая программа по литературе
Всего учебных часов в неделю: 2

Всего учебных часов в год: 70


Четверть

Развитие речи

^ Контр.р. (Тест)

Внекл.чтение

Итого по четвертям

1

2 (ус.) + 1 (пис.)

1

2

6

2

2 (пис.)

1

1

4

3

2 (ус.) + 2 (пис.)

2

3

10

4

1 (ус.) + 1 (пис.)

1

3

6

Итого за год

5 (ус.) 6 (пис.)

5

9





1. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе, на основе базисного учебного плана на 20011-2012 уч.год. Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.Я. Коровиной. Литература 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009-2010 г.г.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Межпредметные связи. Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Цели обучения литературе:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

 приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

 устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

 научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

 отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

 освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

– Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.

– Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

– Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

– Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

– Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

– Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.

– Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров).

– Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.

– Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения учащегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, т. е. без реализации деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов.
Предполагаемые результаты обучения.

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Предполагается овладение средним и высоким уровнем знаний, умений и навыков.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

– осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

– выразительное чтение художественного текста;

– различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

– ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

– заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

– анализ и интерпретация произведения;

– составление планов и написание отзывов о произведениях;

– написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

– целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Система оценивания достижений учащихся включает в себя оценивание контрольных, самостоятельных, практических, проектных работ, сочинений, устных ответов учащихся. В связи с этим учащимся будет предложен ряд контрольных, практических работ, написание сочинений, задания с развернутым ответом на вопрос, выполнение проектных заданий, решение кроссвордов.


Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся
Балл «5» ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных работах, последние выполняет уверенно и аккуратно.

Балл «4» ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ; отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных работах делает незначительные ошибки.

Знания, оцениваемые «5» и «4» баллами, как правило, характеризуются высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением фактов и вытекающих из них обобщений.

Балл «3» ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных работах. Знания, оцениваемые баллом «3», зачастую находятся только на уровне представлений и элементарных понятий.

Балл «2» ставится, когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных работах ученик допускает грубые ошибки.
^ Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

В результате изучения литературы в 6 классе ученик должен

знать/понимать:

● образную природу словесного искусства;

● содержание изученных литературных произведений;

● основные факты жизни и творческого пути А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова;

● изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

● воспринимать и анализировать художественный текст;

● выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;

● определять род и жанр литературного произведения;

● выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;

● характеризовать роль изобразительно-выразительных средств;

● сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

● выявлять авторскую позицию;

● выражать свое отношение к прочитанному;

● выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

● владеть различными видами пересказа;

● строить устные высказывания в связи с изученным произведением;

● участвовать в диалоге по прочитанным произведениям.

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Литература. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / [авт.-сост. В.П.Полухина и др.]; под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2009.

  2. Н.В.Егорова. Литература. 6 класс: Поурочные разработки. – М.: Вако, 2010.

  3. Литература: 6 класс: Сб. упражнений / Калганова Т.А., Н.Ю.Плавинская. – М.: Просвещение, 2009.

  4. Тексты контрольных и самостоятельных работ, презентации.

  5. ^ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ





  6. п/п


    Тема

    урока


    Кол-

    во

    часов

    Тип урока


    Виды

    учебной деятельности


    Планируемые результаты освоения материала

    Вид

    контроля


    Домашнее

    задание


    Дата проведения

    ^ ВВЕДЕНИЕ (1 час)

    План

    Факт.

    1

    В дорогу

    зовущие, или

    литература

    открывает мир

    1

    Освоения нового материала

    Рецептивная:

    чтение статьи

    учебника

    В.Б.Шкловского

    «В дорогу зовущие», высказывании о книге А.Моруа, С.Моэма;

    репродуктив­ная: ответы на вопросы, тести­рование, выяс­няющее уровень восприятия книг, прочитанных в летний период

    ^ Знать: о роли книги

    в жизни человека;

    уметь: подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг

    Ответить на вопросы: почему автор статьи В.

    Шкловский называет книгу «дорогой»? Подготовить развернутый ответ, включив в него лексику из статьи критика: «точное знание», «углубление зна­ний», «умение читать», «спра­вочный аппарат», «книга - предмет для мысли»

    Подготовить рассказ о своих впечатлениях







    ^ Устное народное творчество (3ч.)

    2

    Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни. Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок.

    1

    Освоения нового материала

    Рецептивная:

    прослушивание обрядовых песен, чтение статей учебника;

    репродуктивная: ответы на вопро­сы;

    продуктивная: выразительное чтение;

    поисковая: уста­новление ассоциативных свя­зей с произведе­ниями других ви­дов искусства

    ^ Знать: определе­ние понятий «фольклор», «об­рядовый фольк­лор», виды обря­довых песен;

    понимать: их эсте­тическую и художе­ственную ценность, как различаются песни по содержа­нию, характеру исполнения, ритму, мелодии;

    уметь: соотносить календарно-обрядовые песни с событиями народ­ного календаря, анализировать их тематику

    Ответить на во­прос: почему Масленица то «любота моя», то «обманяка»? Выразительное чтение одной из обрядовых песен

    Групповые за­дания: подгото­вить песенное исполнение обрядовых пе­сен, соблюдая манеру их ис­полнения








    3

    «^ Что за роскошь, что за смысл…Что за золото!» (А.С. Пушкин)..

    Пословицы и поговорки. Их народная мудрость.

    1

    Освоения нового материала

    Рецептивная:

    чтение статьи учебника, про­слушивание в записи пословиц и поговорок; репродуктив­ная: ответы на вопросы;

    продуктивная, творческая: ми­ни-сочинение, защита иллюст­раций к послови­цам;

    поисковая: са­мостоятельный поиск ответа на проблемный во­прос

    Знать: определе­ние понятий «ма­лые жанры фольк­лора», «послови­ца», «поговорка»; их отличительные особенности, «за­коны», по которым они строятся, средства художе­ственной вырази­тельности; понимать образ­ный язык народной мудрости: прямой и переносный смысл пословиц и погово­рок, афористич­ность, меткость и выразительность слога; уметь: объ­яснять смысл и толковать значение пословиц и погово­рок, уместно упот­реблять их в соб­ственной речи

    Подобрать сино­нимы к следую­щим поговоркам: «Ума палата», «Его не прове­дешь», «Ни на­шим, ни вашим», «Прошел сквозь огонь и воду», «Этому палец в рот не клади» и др. Определить сравнение и ан­титезу в посло­вицах: «Голод -не тетка», «Ржа ест железо, а пе­чаль - сердце», «Ученье - свет, а неученье -тьма», «Нагово­рился - как меду напился» и др. Написать мини-сочинение на те­му: «Поговорка -цветок, послови­ца - ягодка»

    Придумать небольшой устный рассказ по одной из пословиц: «До­рого, да мило, дешево, да гнило», «Бли­зок локоток, да не укусишь», «Семь раз от­мерь, один раз отрежь», «Ви­дит око, да зуб неймёт»







    4

    Урок развития речи.

    В чем красота и мудрость русского

    фольклора?


    1

    Урок развития речи

    ^ Продуктивная, творческая: вы­разительное чте­ние, инсцениро­ванное исполне­ние обрядовых песен, связный рассказ по иллюстраци­ям, устное сло­весное рисова­ние по послови­цам;

    поисковая: уста­новление ассоциативных свя­зей с произведе­ниями других ви­дов искусств (жи­вопись, музыка)

    Уметь в собствен­ном высказывании использовать бога­тые возможности русской народной речи, передавать интонационно ма­неру исполнения обрядовых песен, соблюдать ритм, мелодию, характер чувств, пережива­ний, выраженных в них, уместно вклю­чать в собственное речевое высказы­вание малые жан­ры фольклора, создавать иллюст­рации по содержа­нию пословиц и связно рассказы­вать о них

    Исполнение об­рядовых песен. Защита иллюст­раций.

    Конкурс устных рассказов с использованием поговорок и по­словиц. Ответить на во­прос: в чем кра­сота и мудрость русского фольк­лора?

    Подго­товить связный рассказ о том, как произошло крещение на Руси







    ^ Из древнерусской литературы (1ч.)

    5

    Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях. «Сказание о белгородском киселе»


    1

    Урок чтения и изучения произведения

    Рецептивная:

    чтение статьи

    Д.С. Лихачева в

    учебнике, прослушивание тек-

    ста сказания по

    фонохрестоматии;

    репродуктивная: связный рассказ, ответы на вопросы, краткий пересказ статьи с опорой на

    план;

    поисковая: самостоятельный

    поиск ответа на

    проблемный вопрос, установление ассоциатив­ных связей с произведениями других видов ис­кусства

    Знать: определение понятий «древнерусская литера-

    тура», «летопись», «летописание», «летописец», «сказание», исторические сведения о принятии на Руси христианства, характерные черты литературы Древней Руси, содержание статьи учебника;

    понимать значение летописи в

    формировании всей русской литературы, насколько интересны летописи современному читателю;

    уметь отличать летописные сказа­ния от произведе­ний устного народ­ного творчества

    Подготовить вы-

    разительное чтение фрагмента сказания, передавая интонационно величественную простоту речи летописца и чувства, переживаемые участниками событий.

    Письменно ответить на вопросы (по выбору): в чем заключается мудрый совет старца; какой двойной смысл заложен во фразе: «Ибо мы имеем пищу от зем­ли».

    Какие наставле­ния (уроки) со­держит сказание?

    Письменно ответить на вопрос: почему рассказ о частном, не самом

    Выдающемся эпизоде нашей истории стал

    восприниматься как широкое обобщение,

    событие, значение которого важно для всех

    времен?








    ^ Из литературы XVIII века (1ч.)

    6

    Русские басни. И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья. Лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка 18 столетия.

    1


    Урок чтения и изучения произведения

    Рецептивная: прослушивание и восприятие басен; репродуктивная: осмысление сюжета, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение басен; поисковая: комментирование, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос;

    ^ Знать: определе­ние понятий «эпи­тет», «метафора» «олицетворение», «инверсия», «интонация конца пред­ложения»;

    понимать, что в баснях Дмитриева от­ражаются

    уметь определять выразительные средства языка, объяс­нять интонацию конца предложе­ния, выразительно читать, передавая интонационно сме­ну чувств

    Какие художественные средства помогают создать особый эмоциональный колорит басни. подготовьте выразительное чтение басни.

    Нарисовать иллюстрацию. Выучить наизусть басню







    ^ Из русской литературы XIX века (26ч.)

    7

    И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна


    1

    Урок чтения и изучения произведения

    Рецептивная: прослушивание и восприятие басен; репродуктивная: осмысление сюжета, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение басен; поисковая: комментирование, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос;

    ^ Знать: определе­ние понятий «эпи­тет», «метафора» «олицетворение», «инверсия», «интонация конца пред­ложения»;

    понимать, что в баснях Дмитриева от­ражаются

    уметь определять выразительные средства языка, объяс­нять интонацию конца предложе­ния, выразительно читать, передавая интонационно сме­ну чувств

    Какие художественные средства помогают создать особый эмоциональный колорит басни, подготовьте выразительное чтение басни.

    Нарисовать иллюстрацию. Выучить наизусть басню







    8

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету «Литература» iconРабочая программа по предмету «Литература», 10 класс
Рабочая программа по предмету «Литература» в 10 классе составлена на основе следующих нормативных документов

Рабочая программа по предмету «Литература» iconРабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 5 классов составлена на основе программы по литературе для 5 9 классов общеобразовательной...

Рабочая программа по предмету «Литература» iconРабочая программа по предмету «Литература»
Программа: Государственная программа по литературе для 5-9 классов под редакцией В. Я. Коровиной / Коровина В. Я., Коровин В. И.,...

Рабочая программа по предмету «Литература» iconРабочая программа по предмету «Литература» Класс 7 А
Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова с учетом учебного плана муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Средней...

Рабочая программа по предмету «Литература» iconРабочая программа по предмету «Литература»
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами

Рабочая программа по предмету «Литература» iconРабочая учебная программа по предмету «Литература» 7 класс
Настоящая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе следующих документов

Рабочая программа по предмету «Литература» iconРабочая программа по предмету «Литература»
Федеральный государственный стандарт среднего общего образования. Литература. – М.: Просвещение, 2012 г

Рабочая программа по предмету «Литература» iconРабочая программа по предмету «Литература»
Федеральный государственный стандарт среднего общего образования. Литература. – М.: Просвещение, 2012 г

Рабочая программа по предмету «Литература» iconУчебному предмету «Литература» учителя русского языка и литературы...
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 6 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов...

Рабочая программа по предмету «Литература» iconРабочая программа по предмету «Литература»
Учебника для общеобразовательных учреждений В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература. 11 класс». Москва, «Русское слово», 2010



Образовательный материал



Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница