Решение заседания




Скачать 139.06 Kb.
НазваниеРешение заседания
Дата публикации06.09.2013
Размер139.06 Kb.
ТипРешение
lit-yaz.ru > Литература > Решение
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"

Утверждаю зав.кафедрой

_______________________

___________(ФИО)

Решение заседания

кафедры Протокол № __

«___» ___________20_г.

Аннотированная программа дисциплины

«Детская литература»

Направление: Педагогическое образование

Профиль: Литературное образование

Квалификация: бакалавр

Составители: ___доц., к.ф.н.___Щалпегин О.Н._________________

Москва-2011

Цель: передать студентам в единой системе и оптимальном объеме знания о детской литературе – потенциально применимые в практике их профессиональной и семейной жизни.

Задачи:

- составить у студентов адекватное представление о детской литературе как о феномене словесного творчества;

- научить студента ориентироваться в обширном и разнородном материале, составляющем активный фонд детского и юношеского чтения;

– научить студента характеризовать творчество писателя и отдельно взятое сочинение с точки зрения позитивного/негативного потенциала художественного образа (эстетический, эмоциональный, рациональный и духовный уровни воздействия);

- на примере творчества конкретных авторов дать общее представление о принципиальном сходстве и отличиях произведений русской и зарубежной детской литературы;

- научить студента самостоятельно анализировать произведения разных жанров.


Объем в ЗЕ: ____________4____________________________

Время изучения: курс______3______семестр_______5,6__________

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:^ Введение в литературоведение, История русской литератур

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

Филологический анализ художественного текста, курсов по выбору

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный

Кластерная принадлежность ОМ:

мировоззренческий

Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):

- Способен понимать закономерности литературного процесса, художественного значения литературного произведения в культурно-историческом контексте.

- Владеет методами и приемами литературоведческого анализа текста.

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

  1. знать биографии писателей и тексты художественных произведений русской и зарубежной литератур.

  2. на примере творчества конкретных авторов дать общее представление о принципиальном сходстве и отличиях произведений русской и зарубежной детской литературы;

Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности: Тесты с закрытой формой задания, опрос

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

70/30 % - мировоззренческий кластер

^ Краткое содержание курса

1.Специфика детской и юношеской литературы. Краткая история становления отечественной детской литературы (обзорно). Жанровые приоритеты детской литературы.

2. Сказки, рассказы (новеллы), повести, романы, стихотворения на бытовую, социально-бытовую, социально-политическую тематику.

3. Произведения на анималистическую тематику как специфическое жанровое явление в детской литературе.

4. Историческая детская и юношеская литература отечественных и зарубежных авторов.

5. Волшебная сказка, научно-фантастический роман и фэнтези в детском чтении.

6. Произведения детской и юношеской литературы на духовную тематику.

Основные разделы, их краткое описание
1.Специфика детской и юношеской литературы как составной словесного искусства. Проблема книжного фонда литературы для детей и юношества. Краткая история становления отечественной детской литературы (обзорно). Жанровые приоритеты детской литературы. Проблема адаптации и перевода произведений, вошедших в круг детского чтения.

2. Сказки, рассказы (новеллы), повести, романы, стихотворения на бытовую, социально-бытовую, социально-политическую тематику.

В ходе анализа конкретных художественных произведений перечисленных жанров, творчества писателя в целом следует определять ведущие темы, круг основных вопросов проблематики, идейный вектор и пафос. Весьма показательным может быть сопоставление творчества русских и зарубежных писателей, работающих в одном жанре, в одном тематико-проблематическом ракурсе – с точки зрения авторских идеалов, типов и характеров, нравственной оценки поступков действующих лиц.

3. Произведения на анималистическую тематику как специфическое жанровое явление в детской литературе. Собственно анималистическими можно считать лишь те произведения, в которых образ зверя (птицы, насекомого, рыбы) выступает в качестве самоценного предмета художественных поисков писателя. Вторую разновидность книг можно причислить к этой группе весьма условно – обычно с большой оговоркой. Как правило, образ животного в таких произведениях выполняет только вспомогательную иллюстративную функцию: сделать разговор на самые разные темы наглядным и доступным (Например, в аллегориях, дидактической сказке или воображаемой историей с животными-игрушками). При анализе произведений на анималистическую тематику требует освещения проблема сочетания научной достоверности, художественного вымысла и откровенной условности (прежде всего в сказке).

4. Историческая детская и юношеская литература. В этот блок включены вошедшие в круг детского и юношеского чтения произведения отечественных и зарубежных писателей, где образ прошлого является главным предметом разговора или активным фоном, на котором развиваются основные события. Следует учитывать тот факт, что книги, написанные в традициях разных жанров, отличаются как степенью исторической достоверности, так и глубиной исследования собственно исторического процесса. Особе внимание при изучении этого пласта литературы должно уделять нравственному осмыслению прошлого, вопросу о роли личности и в истории, проблеме формирования национальной культуры и самосознания народа. Весьма интересен также вопрос о соотнесенности исторического факта и его мифологического наполнения.

^ 5. Волшебная сказка, научно-фантастический роман и фэнтези в детском чтении.

В детской аудитории именно волшебная сказка является абсолютным жанровым лидером. Особым статусом в силу продуктивности обладает сказка романтическая. Среди многочисленных разновидностей авторской сказки (не только романтической) при подготовке лекционных и практических занятий следует особо выделить такие: героическая, мистическая и стилизованная под фольклор. (В одном произведении эти три признака нередко совмещаются). Внимание к проблеме стилизации под фольклор особенно важно проявить при разговоре о русской стихотворной и прозаической литературной сказке, т.к. именно она объективно способствует формированию у современного подрастающего читателя позитивного представления о своей национальной культуре, в том числе – словесной. Героическая литературная сказка, как и ее фольклорная предшественница, выделяется среди прочих разновидностей прежде всего масштабом идейного конфликта (столкновение происходит при героев попытке отстоять идеалы высшего порядка), способами решения этого конфликта (открытое противостояние силам зла, часто – с оружием в руках) и типом главного/ых/ героя /ев/ (воин, борец). Мистическая сказка, является разновидностью волшебной. Факт наличия фантастического вымысла, волшебных предметов и персонажей еще не дают основания причислить сказку к этой подгруппе. Имеет смысл сузить понятие до одного отличительного признака: конфликт (идейный и сюжетный) оформляется при явном участии сил, соотносимых с такими противопоставленными понятиями, как «провиденциальное – инфернальное», «Божественное – дьявольское».

^ 6. Произведения детской и юношеской литературы на духовную тематику.

В этот блок включены те произведения, авторы которых непосредственно поднимаются к проблематике высшего, над-бытийного уровня, задают вопросы собственно духовного порядка: о спасении души, о Божественном промысле, о дьявольских кознях. В списке литературы представлены книги, отличающиеся по жанровой природе, но объединенные общей тематико-проблематическая направленностью и принципиальной близостью позиций авторов, их идеалов. При изучении классических и современных произведений на духовную тематику у читателя появляется возможность на конкретных примерах увидеть качественное отличие двух не подлежащих отождествлению понятий – «душевность» и «духовность». Именно эти произведения формируют основу традиционного представления об истинной сущности конфликта добра и зла, о противопоставление двух ценностных полюсов – святости и греха. Среди весьма разнообразной литературы этой группы отдельно имеет смысл выделить рождественский и пасхальный жанры.
^

Основные понятия


детская и юношеская литература, художественный образ, образная система, система персонажей, жанровая система детской литературы; содержательный потенциал художественного произведения (авторская система ценностей, авторские идеалы; эмоциональное, рациональное, духовное наполнение образа; проблематика, идея, пафос; герой, тип, характер, психологизм); композиция, композиционные приемы, сюжет, фабула, мотив, внесюжетный пласт повествования; изобразительные и выразительные средства; творческий метод (классицизм, романтизм, реализм), адаптация текста, сопротивление материала текста, дидактизм.
^


Темы контрольных работ

- не предусмотрены программой


Вопросы к экзамену

1. Специфика детской литературы как вида словесного искусства. Краткий обзор истории детской ли тературы.

2. Русская стихотворная сказка 19 века. Художественные особенности романтических сказок, авторские идеалы, душевное и духовное наполнение произведений.

3. В.А.Жуковский: стихотворения для детей. Нарушение авторской редакции (на примере стихотворения «Жаворонок»). Сказки Жуковского («Сказка о Царе Берендее…», «Сказка о Иване-царевиче и Сером волке»). Проблема «сопротивления материала текста». Сюжетостроение, стиль повествования. Типы героев. Авторские идеалы.

4. А.С.Пушкин в детском чтении. Стилистика, органическое сочетание фольклорных традиций и литературных поисков поэта. Метафоричность и символичность образной системы. Сложности и возможные ошибки в интерпретации авторского замысла («Сказка о Золотом Петушке», «Сказка о Царе Салтане…»). Нравственные, политические, эстетические и духовные идеалы автора.

5. П.П.Ершов «Конёк-Горбунок». Использование возможностей романтической сказки и фольклорных мотивов. Типы героев, их поведение. Авторские идеалы.

6. Сказки Ш.Перро в детском чтении. Интерпретация сказок: художественные особенности и содержание. Принципиальные расхождения в адаптационных версиях, кино-, мультипликации и оригинала.

7. Творчество В.Гауфа в детском чтении. Своеобразие романтического мира трёх сказочных циклов. Проблема интерпретации произведений в современной детской аудитории.

8. Творчество Г.Х.Андерсена в детском чтении. Проблема адекватности перевода и адаптационных искажений текстов сказок датского писателя. Художественные особенности сказок разной тематики и пафоса, авторские идеалы.

9. Л.Кэррол: «Алиса в Стране Чудес» («Алиса в Зазеркалье»). Художественные особенности. Романтические традиции и жанровые черты сказки. Проблема сопротивления материала текста.

10. Д.Харрис: «Сказки дядюшки Римуса». Композиция и сюжет. Тип «сквозных» персонажей. Образ культуры американского юга. Фольклорные мотивы. Типы и поведения главных героев. Авторские идеалы.

11. Русская прозаическая литературная сказка 19 века сказка в детском чтении. В.Ф.Одоевского («Игоша», «Городок в табакерке», «Мороз Иванович», «Необойдённый дом»): художественные особенности, содержание. Особенности психологизма, воплощение авторских идеалов в жанре сказки.

12. С.Т.Аксаков («Аленький цветочек»): совмещение литературной и фольклорной традиций, решение проблемы нравственно выбора с точки зрения славянофильских идеалов автора.

13. А.Погорельский: «Черная курица, или подземные жители». Художественные особенности и содержания сказки романтической волшебной сказки. Совмещение дидактической направленности и фантастики.

14. Сказки В.И.Даля: своеобразие художественного мира произведений малого объёма. Дидактичность, особенности стиля, фабулы, пафос.

15. В.М.Гаршин: «Сказка о Жабе и Розе». Художественные особенности. Образная система. Символика сказки. Интерпретация развязки. «Лягушка путешественница»: комическое освещение образа обывателя в романтической традиции.

16. Сказы П.П.Бажова. Жанровое своеобразие, стиль, типы героев, авторские идеалы. Анализ одного произведения (по выбору).

17. Анималистическая детская литература. «Слепая лошадь» К.Д.Ушинского: фабула, образная система, типы героев, авторские идеалы.

18. Анализ одного произведения Э.Сеттона-Томпсона. Тип героя-одиночки. Драматическое разрешение конфликта человека с миром животных.

19. Л.Н.Толстой: «цикл рассказов «Про Бульку», «Лев и собачка». Драматическая коллизия рассказов о животных. Психологизм, нравственная оценка поступков и событий.

20. Н.С.Лесков. «Зверь»: фабула, система персонажей, психологизм. Авторские идеалы. Духовное наполнение рождественской новеллы.

21. Р.Киплинг: «Маугли» и сборника «Вот такие истории». Художественное своеобразие сказки из «Книги джунглей». Новаторство автора в освоении тематики. Сущность идейного конфликта. Система персонажей. Психологизм. Интерпретация развязки.

22. Д.М.Мамин-Сибиряк: «Аленушкины сказки». Своеобразие рамочной композиции цикла. Тематическое разнообразие произведений, вошедших в цикл. Система персонажей.

23. С.Л.О.Лагерлёф: «Удивительные путешествия Нильса…». История написания учебника по географии. Проблема адаптации книги. Романтические традиции, жанровая специфика. Сюжетный и идейный конфликты, идеалы автора.

24. Сказка А.М.Горького «Воробьишко». Типы героев, сюжетостроение, пафос.

25. Ф.Зальтен: «Бемби». Художественные особенности, образы героев, сущность конфликта, авторская система ценностей.

26. А.И.Куприн: «Слон», «Собачье счастье», «Изумруд». Образы героев-зверей и людей. Использование возможностей реалистического метода и традиций малых жанров. Приемы создания психологического портрета.

27. А.П.Чехов: «Каштанка», «Событие». Композиция и сюжет. Сущность идейного конфликта. Система персонажей. Психологизм. Художественные особенности, авторские идеалы.

28. Анималистического произведения Б.С.Житкова. Использования возможностей жанра новеллы. Раскрытие образов животных в сопоставлении с образом человека. Герои отечественной и зарубежной фауны в рассказах Житкова.

29. Новаторство В.В.Бианки в жанре «сказок-несказок». Художественные особенности: сюжетность, стиль, юмор. Образы и поведение героев. «Лесная газета»: история создания и структура книги. Жанровый синтез. Основные разделы и рубрики.

30. Е.И.Чарушин: своеобразие художественного мира писателя-художника. Феномен синтетического образа. Типы героев, психологизм, пафосное наполнение.

31. Роман 19 века в детском чтении. Ч.Диккенс: «Приключения Оливера Твиста». Новаторство произведения. Жанровое своеобразие. Образы главных героев. Авторские идеалы. Интерпретация развязки романа. Мотивация счастливой развязки.

32. Г.Мало: «Без семьи». Сюжетное построение. Образная система и ситстема персонажей. Авторские идеалы.

33. Романы Ж.Верна (по выбору): тематика, проблематика, идейная направленность. Сочетание просветительского начала и приключенческой интриги. Особенности сюжетостроения. Авторские идеалы.

34. Р.Л.Стивенсон: «Остров сокровищ», «Чёрная стрела». Жанровая специфика неоромантических романов. Тематика и проблематика. Особенности сюжетостроения. Система персонажей. Авторские идеалы.

35. М.Твен: «Приключение Тома Сойера» («Приключение Гекльберри Финна»), «Принц и нищий». Сюжет, использование возможностей авантюрно-бытового и исторического жанров. Типы героев и их поведение. Образ американской культуры.Типы и характеры главных героев.

36. Краткий обзор западной и русской литературы для детей и юношества 20 века.

37. Литературная сказка в детском чтении: «Золотой ключик, или приключения Буратино» А.Н.Толстого. Н.Н.Носов: трилогия о Незнайке, В.Губарев «Королевство кривых зеркал». А.А.Милн «Винни-Пух и все-все-все». Дж.Р.Р.Толкиен: «Хоббит, или туда и Обратно», «Властелин колец». П.Треверс: «Мери Поппинс». Сказки Дж.Родари:«Чипполино», «Джельсомино в стране лжецов».

38. Рассказы и повести для детей: «Музыкальная история» И.С.Шмелева, Образная система. Приемы создания комического эффекта. А.И.Куприн. «Тапер»: жанровые особенности, сюжетная интрига. Образы главных героев. А.М.Волков: сказочная эпопея. А.М.Горький: «Сказки об Италии» (IX, XXVI). Рассказы и повести Б.С.Житкова. Творчество А.П.Гайдара (обзор). Рассказы Н.Н.Носова.

39. Произведения на духовную тематику: С. Лагелёф («Свеча от гроба Господня». «Легенды о Христе»), В.А.Никифров-Волгин (повести и рассказы). К.С.Льюис «Хроники Нарнии».

40. Историческая тематика в детской литературе. Н.П.Кончаловская: «Наша древняя столица». С.П.Алексеев: «Рассказы о Суворове». А. Богданов («Светослав», «Владимир Святой», «Лыбедь, сестра Киева».

41. Новейшая русская литература для детей и юношества. Негативные тенденции в литературе для детей. Ворождение духовной традиции книги для семейного чтения.

42. Возрождение духовной тематики и традиции книги для семейного чтения. Н.В.Блохин: («Бабушкины стекла», «Святая Русь на реке времён»), Ю.Н.Вознесенская («путь Кассандры, или приключения с макаронами», «Юлиана, или игра в киднеппинг», «Юлиана, или опасные игры»). Е.П.Чудинова («Ларец»).

^ Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Рекомендуемая литература.

Основная:

Арзамасцева И.Н. Николаева С.А. Детская литература:Учебник для студентов высш. и средн. пед. учебн. заведений.

М.: Издательский центр "Академия"; Высшая школа, 2005. 472 с.

Брандис Е. От Эзопа до Джани Родари. – М: Дет. лит-ра, 1980. –

384 с.

Зарубежная литература для детей и юношества: Учеб. пособие: В 2 ч.

– М., 1989.

Детская литература вчера и сегодня. – М.: Книга, 1988. – 311 с.

Детская литература: Сб. статей. – М.: Дет. лит-ра, 1989. – 211 с.

Детская литература: Хрестоматия. – М.: Просвещение, 1987. – 447 с.

Сетин Ф.И. История русской детской литературы. М., 1990

Дополнительная:
Аникин В.П. Русская народная сказка. – М.: Худ. лит-ра, 1977. – 176 с.

Бабушкина А.П. История русской детской литературы. М.: Учпедгиз, 1948 г.

Власенко Л.Н. Букварь. Обучение детей чтению по методу Л.Н.Толстого. М.: АСТ, 2002.

Вулис А. В мире приключений. – М., 1986.

Гаспаров М.Л. Избранные статьи. М., 1995.

Горецкий В.Г. Методика по обучению грамоте и письму. 4-е изд. - М.: Просвещение, 2003. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения. М.: Просвещение, 2002.

Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. М.: Линка-Пресс, 2003.

Гриценко З.А. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению. - М.: Академия, 2008.

Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. - М.: Академия, 2008

Демурова Н.М. Из истории английской детской литературы. – М.,

1975.

Зарубежная детская литература : Учебник для студ. библ. фак. инт-тов культуры / Сост. И. С. Чернявская. - М., 1982. - С. 27.

Кайгородова В.Е. Современные азбуки в стихах: тенденции и проблемы. М., 2006.

Калашникова Р.Б. Школа и "Антишкола" Даниила Хармса// Проблемы детской литературы. П., 1987. С. 38-49.

Колесова Л.Н. Читая и перечитывая// Проблемы детской литературы. П., 1992. С. 133-140.

Колесова Л.Н. Свое в чужом: О сказке Е.Шварца "Золушка"// Проблемы детской литературы. П., 1995. С. 76-82.

Колесова Л.Н. О некоторых особенностях композиции "Кондуита и Швамбрании" Л.Кассиля// Проблемы детской литературы. П., 2001. С. 159-169.

Кузьмина М.Ю. Страшное в сказках К.Чуковского// Проблемы детской литературы. П., 1995. С. 57-69.

Лупанова И.П. Современная литературная сказка и ее критики// Проблемы детской литературы. П., 1981. С. 76-90.

Лупанова И.П. Полвека. М., 1969.

Мартон М. Детская литература в США вчера и сегодня // Детская

литература. – 1973. – № 5. – С. 28–38.

Неелов Е.М. Переступая возрастные границы// Проблемы детской литературы. П., 1976. С.53-70.

Неелов Е.М. Сложность простоты: "Сказка о глупом мышонке" С.Я.Маршака// Проблемы детской литературы. П., 1981. С. 62-75.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М: Изд-во ЛГУ,

1996. – 365 с.

Померанцева Э.В. Русская народная сказка. – М.: Просвещение, 1963.

Разумневич В.Л. С книгой по жизни: о творчестве советских детских

писателей. – М.: Просвещение, 1986. – 240 с.

Русская детская литература. – М.: Просвещение, 1972. – 340 с.

Русский первопечатник. "Азбука" Ивана Федорова. 1578 г. М.: Сполохи, 2000.

Славова М.Т. Игра и игровое начало в беллетристике для детей// Проблемы детской литературы. П., 1987. С. 50-57.

Трыкова О.Ю. Детская литература: основные функции, особенности восприятия, феномен бестселлера // Материалы Информационного бюллетеня РБА, год 2003.

Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, .А.Зимина. М.: Издательский центр Академия, 2003.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания iconРешение заседания
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...

Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный гуманитарный университет...

Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный гуманитарный университет...

Решение заседания iconРешение заседания кафедры
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...

Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный гуманитарный университет...

Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный гуманитарный университет...

Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный гуманитарный...

Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «04»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...

Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «04»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...

Решение заседания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница