Отчет о результатах самообследования за 2006 2011 годы




НазваниеОтчет о результатах самообследования за 2006 2011 годы
страница1/7
Дата публикации06.09.2013
Размер1.07 Mb.
ТипОтчет
lit-yaz.ru > Литература > Отчет
  1   2   3   4   5   6   7


Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО

«ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИНСТИТУТ

ИМЕНИ А.М. ГОРЬКОГО»



ОТЧЕТ

о результатах самообследования

за 2006 - 2011 годы
«Утверждаю»

Ректор ФГБОУ ВПО

«Литературный институт имени

А.М. Горького»

____________ Б.Н. ТАРАСОВ

Москва 2012
Содержание:
Введение Стр. 3

1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности Стр. 4-7

2. Структура вуза и система управления образовательным учреждением Стр. 7-11

^ 3. Структура подготовки специалистов Стр. 11-14

4. Содержание подготовки выпускников

4.1. Анализ профессиональных образовательных программ Стр. 14-35

4.2. Достаточность и современность источников учебной информации Стр. 35-39

4.3. Организация учебного процесса Стр. 40-42

^ 5. Качество подготовки специалистов

5.1. Требования при приеме в институт Стр. 42-44

5.2. Степень подготовленности выпускников Стр. 44-48

5.3. Востребованность учащихся Стр. 49

5.4. Условия, определяющие качество подготовки специалистов

5.4.1. Кадровое обеспечение по циклам дисциплин Стр. 50-51

5.4.2. Анализ научно-педагогических кадров Стр. 51-52

5.4.3. Научно-исследовательская деятельность Стр. 52-65

5.4.4. Воспитательная работа Стр. 65-67

5.4.5. Международная деятельность Стр. 67-69

5.4.6. Материально-техническая база Стр. 69-70

5.4.7. Социально-бытовые условия Стр. 70-71

5.4.8. Финансовое обеспечение вуза Стр. 71-73

^ 6. Информация по устранению недостатков, отмеченных в ходе предыдущей аттестации Стр. 74-75

7. Приложение Таблицы

ВВЕДЕНИЕ.

Самообследование ФГБОУ ВПО «Литературный институт имени А.М. Горького» проведено в соответствии с решением Ученого совета в рамках подготовке к государственной аккредитации вуза.

Были разработаны программы и календарный план проведения самообследования. Объектом самообследования были образовательные программы специальности и направлений «Литературное творчество», по которым ведется обучение, структурные подразделения вуза, реализующие указанные образовательные программы.

Цель самообследования: определение готовности вуза к внешней экспертизе.

Самообследование проводилось по следующим позициям:

  • организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности;

  • структура вуза и система управления образовательным учреждением;

  • структура подготовки специалистов;

  • содержание подготовки выпускников;

  • качество подготовки специалистов;

  • информация по устранению недостатков, отмеченных в ходе предыдущей аттестации.

По принятию отчетов подразделений вуза проводилась проверка данных подразделений, в особенности кафедр. Проверялись: наличие и полнота содержания учебно-методической документации, состояние и динамика повышения квалификации ППС, соответствие учебно-методической деятельности и учебно-лабораторного оборудования кафедр требованиям реализации учебного процесса по соответствующим дисциплинам и т.п.

Проведенный анализ образовательной деятельности составил основу настоящего отчета по самообследованию ФГБОУ ВПО «Литературный институт имени А.М. Горького».



  1. ^ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФГБОУ ВПО «Литературный институт имени А.М. Горького» (далее по тексту «Литературный институт имени А.М. Горького») является федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшим учебным высшего профессионального образования (далее ФГБОУ ВПО) федерального подчинения.

Учредитель – Правительство Российской Федерации. Функции учредителя выполняет Министерство образования и науки Российской Федерации.

Филиалов и представительств у института нет.

Местонахождение (юридический и фактический адрес) ФГБОУ ВПО «Литературный институт имени А.М. Горького»: 123104, г. Москва, ул. Тверской бульвар, д. 25.

Вуз является ведущим образовательным учебно-научным центром Российской Федерации по программам подготовки в сфере литературного творчества, обеспечивает подготовку и переподготовку специалистов непрерывно и по ступеням высшего профессионального образования, установленным в Российской Федерации, по очной и заочной формам обучения.
Литературный институт – уникальное учебное заведение, единственный в мире вуз, задача которого – раскрытие таланта, формирование мастерства молодых прозаиков, поэтов, драматургов, критиков и переводчиков художественной литературы.

Литературный институт им. А.М. Горького видит свою миссию в поддержке талантливой молодёжи России, в сохранении и приумножении духовно-нравственного, образовательного, культурного и научного потенциала страны, в активизации творческих сил ее граждан.

Образовательный процесс в вузе направлен на подготовку высококвалифицированных кадров литературных работников в соответствии с лучшими традициями российского образования, традициями уникальной творческой подготовки, сложившимися в течение почти 80 лет существования института, а также мировыми стандартами.

Для успешной реализации своей миссии вуз определяет следующие стратегические задачи:

  1. Образовательный процесс должен отвечать потребностям личности, общества, государства и рынка труда.

  2. Основополагающую роль в образовательном процессе играют формирование и развитие гармоничной творческой личности. Этой задачей определяется содержание и технология учебного процесса.

  3. Непрерывное улучшение качества образовательного процесса, которое основывается:

    • на совершенствовании подготовки специалистов с учетом тенденций современного литературного процесса;

    • на внедрении современных технологий обучения с повышением роли самостоятельной и ответственной работы студентов;

    • на постоянном повышении квалификации профессорско-преподавательского состава;

    • на внедрении системы управления качеством образования.

  4. Институт, являясь вузом федерального значения, развивает систему поиска, отбора, довузовской и послевузовской подготовки одаренной молодежи на всей территории РФ и выполняет функции базового вуза учебно-методического объединения (УМО) по образованию в области литературного творчества.

  5. Вуз развивает исследования в области фундаментальной и прикладной науки (филологии), ведет подготовку научных кадров в аспирантуре и докторантуре, использует полученные результаты в образовательном процессе.

  6. Вуз ориентирован на взаимодействие студентов с российскими и международными образовательными организациями, научными центрами и профессиональными сообществами.

  7. Деятельность вуза предполагает повышение эффективности использования всех имеющихся у него материальных и финансовых ресурсов.


Реализация миссии и решение указанных стратегических задач формирует следующие приоритетные направления деятельности вуза:

  • первый этап – концентрация кадровых, финансовых и материальных ресурсов на создание инновационной инфраструктуры вуза (обновление организационной, информационной, издательской баз вуза, материальной оснащенности учебного процесса с учетом современных образовательных технологий)

  • второй этап - формирование вуза нового типа: как образовательного, культурного и духовного центра, в котором будут функционировать «Институт русской культуры», «Школа художественного перевода», музейные экспозиции. Здесь будут храниться архивы писателей, вестись культурно-просветительская работа с молодежью, проходить творческие встречи, функционировать мастер-классы, развиваться издательский центр и осуществляться другая соответствующая миссии вуза деятельность.


Решение об основании Литературного института было принято на заседании Президиума ЦИК Союза ССР VI созыва 17 сентября 1932 года (протокол № 48, п. 9) и приурочено к 40-летию литературной деятельности М. Горького. На основании этого решения вышло Постановление ЦИК Союза ССР от того же 17 сентября 1932 года, подписанное М.И. Калининым.

С осени 1939 года вуз стал называться Литературным институтом Союза советских писателей.

Имя А.М. Горького было присвоено институту в 1946 году (Постановление Министров СССР № 1770 от 13 августа 1946 г.).

До 1992 г. учредителем института был Союз писателей СССР. Затем вуз перешел в ведение Госкомвуза РФ, далее – Министерства образования Российской Федерации, Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации. В настоящее время учредителем является Министерство образования и науки Российской Федерации (имеется в виду передача полномочий учредителя Правительством Российской Федерации).

Институт осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством России (прежде всего Федеральными законами «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»), Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.04.2001 г. № 264, другими законами, нормативными правовыми актами Президента России, Правительства, нормативными документами Минобрнауки РФ, лицензией и государственной аккредитацией.

Вуз работает на основании Устава. Устав института принят Конференцией педагогических и научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся Литературного института им. А.М. Горького 27 января 2011 г. (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 мая 2011 года № 1686).

Образовательную деятельность институт ведёт на основании лицензии, выданной Рособрнадзором 19 декабря 2011 года, № 002430, рег. № 2321 (действительна бессрочно). Имеется Свидетельство о государственной аккредитации серия АА № 000855, рег. № 0833 от 16 июля 2007 г. (действительно по 16 июля 2012г.).

Лицензией Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 002430 институту дано право осуществления образовательной деятельности

по программам высшего профессионального образования:

по специальности 071001.65 Литературное творчество,

по направлению 071000.68 Литературное творчество,

по направлению 071000.62 Литературное творчество (бакалавриат);

по программам послевузовского профессионального образования (аспирантуры):

09.00.04 Эстетика,

10.01.01. Русская литература,

10.01.03 Литература народов стран зарубежья (по филологическим наукам), 10.01.08 Теория литературы. Текстология,

10.02.01 Русский язык;

по программам дополнительного образования:

дополнительное образование по профилю вуза,

подготовка к поступлению в вуз,

профессиональная переподготовка по профилю основных профессиональных образовательным программам вуза,

повышение квалификации по профилю основных профессиональных образовательных программам вуза.

Лицензионные нормативы выполняются вузом полностью.

Подготовка специалистов, бакалавров и магистров в ФГБОУ ВПО «Литературный институт имени А.М. Горького» осуществляется в рамках Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в области культуры и искусства:

по специальности 052600 Литературное творчество (квалификации: 65. Литературный работник, Литературный работник, переводчик художественной литературы), нормативный срок освоения по очной форме обучения 5 лет на базе среднего (полного) общего образования;

по направлению 530800 Литературное творчество (степень – 68. Магистр литературного творчества), нормативный срок освоения по очной форме обучения 6 лет на базе среднего (полного) общего образования;

по направлению 530800 Литературное творчество (степень – 62. Бакалавр литературного творчества), нормативный срок освоения по очной форме обучения 4 года на базе среднего (полного) общего образования.

Стандарты и примерные учебные планы утверждены Министерством образования Российской Федерации 17.10.2002 г.

Первый курс обучается (с 1 сентября 2011 г.) по ФГОС ВПО нового поколения (утвержден приказом Минобрнауки от 2 февраля 2011г. № 153): направление подготовки 071101 Литературное творчество, квалификация «специалист».
Роль института, его преподавателей и выпускников в современном литературном процессе весьма заметна.

Выпускники института сохраняют лучшие традиции русской культуры, их деятельность направлена на создание литературных произведений (художественных произведений словесности), на проведение литературно-критических, теоретико-литературных и историко-литературных исследований, на работу в области художественного перевода; познание феномена литературного творчества и литературного процесса, особенностей функционирования литературы в современном обществе.

Литературный работник в соответствии с фундаментальной специальной подготовкой готов к творческой и исследовательской деятельности в области литературы.

Объектом профессиональной деятельности являются: язык, словесное искусство, литература как феномен языка, культуры, отношения человека к миру, мир человека – внешний и внутренний, отношение человека к этому миру (в индивидуальном, социальном, природном, историческом, современном, прогностическом измерениях, в его данности и возможностях).

Основные виды профессиональной деятельности: художественно-творческая, переводческая, культурно-просветительская, аналитическая, научно-исследовательская, идеологическая, педагогическая.

Вуз подготовил более 6,5 тысяч специалистов - литературных работников. Среди них представители более 50 национальностей России и других стран

В институте обучались многие известные поэты, прозаики, драматурги, переводчики и критики, неполный перечень известных фамилий составляют:

Ч. Айтматов, М. Алигер, Э. Асадов, В. Астафьев, Б. Ахмадулина, Г. Бакланов, Ю. Бондарев, В. Белов, А. Вампилов, К. Ваншенкин, Р. Гамзатов, Н. Добронравов, Е. Долматовский, Ю. Друнина, А. Дементьев, Е. Евтушенко, Е. Исаев, Ю. Казаков, А. Ким, Н. Коржавин, Д. Кугультинов, Ю. Кузнецов, В. Липатов, В. Личутин, М. Луконин, Ю. Латынина, С. Лесневский, В. Маканин, М. Матусовский, С. Михалков, Л. Ошанин, В. Розов, К. Симонов, Я. Смеляков, А. Сурков, О. Сулейменов, В. Солоухин, Н. Старшинов, В. Соколов, Н. Тряпкин, В. Тендряков, Ю. Трифонов, О. Фокина, и многие другие выдающиеся писатели.

Преподавание в институте вели Н. Асеев, С. Городецкий, К. Паустовский, Е.Долматовский, Н. Доризо, С. Залыгин, Вс. Иванов, Л. Кассиль, В. Каверин, Л. Леонов, В. Липатов, С. Наровчатов, К. Федин, Ф. Гладков, В. Луговской, Л. Озеров, В. Распутин, А. Сурков, М. Светлов, А. Фадеев, В. Розов и др.

Здесь читали лекции видные ученые: В. Асмус, С. Бонди, Г. Винокур, М. Гаспаров, В. Дынник, М. Еремин, А. Зиновьев, В. Кирпотин, Л. Климович, Г. Поспелов, А. Реформатский, С. Радциг, В. Сурганов, А. Тахо-Годи, Б. Томашевский, И. Толстой, А. Чудаков и другие. Помимо широкого литературного и научного признания, почти все – лауреаты государственных премий, отмечены орденами и другими наградами страны.

И сейчас в вузе преподают известные писатели и деятели культуры: И.Л. Волгин, И.Л. Вишневская, А.И. Горшков, В.И. Гусев, С.Н. Есин, Р.Т. Киреев, В.А. Костров, С.Ю. Куняев, Б.А. Леонов, М.П. Лобанов, Ю.И. Минералов, О.А. Николаева, В.В. Орлов, А.Е. Рекемчук, Е.Б. Рейн, Е.Ю. Сидоров, Л.И. Скворцов, М.О. Чудакова, ректор института Б.Н. Тарасов, переводчики В.П. Голышев, Ревич А.М., Е.М. Солонович, а также и многие другие.



  1. ^ СТРУКТУРА ВУЗА И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ


Управление институтом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.04.2001 г. № 264, нормативными документами Минобрнауки РФ, Уставом института, принятым Конференцией педагогических и научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся Литературного института им. А.М. Горького 27 января 2011 г. (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 мая 2011 года № 1686) на принципах единоначалия и коллегиальности.

Общее руководство институтом осуществляет Ученый совет, непосредственное управление – ректор.

В настоящее время институт возглавляет проф. д. фил. наук Тарасов Б.Н. Ректор в своей деятельности руководствуется «Положением о статусе ректора Государственного Высшего учебного заведения Российской Федерации федерального подчинения», утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 № 696.

Ректор избирается на пять лет конференцией представителей трудового коллектива, тайным голосованием, и утверждается в должности приказом Минобрнауки РФ. Порядок избрания ректора Литературного института соответствует требованиям Устава.

Ректор института самостоятельно формирует состав ректората и определяет полномочия проректоров, исходя из направления их деятельности.

Отдельными направлениями - научно-исследовательской, учебно-методической, экономической и хозяйственной деятельностью вуза- руководят четыре проректора (по учебной работе, по научной работе, по социально-экономическому развитию, по административно-хозяйственной работе).

Ректорат осуществляет непрерывное административное руководство деятельностью всех структурных подразделений института.

В состав Ученого совета, являющегося выборным представительным органом, осуществляющим коллегиальное управление деятельностью вуза, входят 23 человека, из них 21 - штатный сотрудник института. 19 человек имеют ученые степени и звания (83% состава совета), шесть лауреатов государственных премий России, 1 человек – Заслуженный деятель науки РФ, 3 чел.- Почетные работники высшей школы, 2 - Заслуженные работники культуры РФ, 1 – Заслуженный деятель искусств, 1 человек Почетный работник образования г. Москвы, 1 человек Почетный работник культуры г. Москвы.

Полномочия Ученого совета прописаны в Уставе. Ученый совет работает по плану, каждое заседание оформляется протоколом.

Выносимые на рассмотрение Ученого совета вопросы отражают стратегические и ключевые моменты деятельности института, определяют динамику и перспективы его развития, - это вопросы образовательной деятельности и методической работы, планирования НИР и административно-хозяйственной работы, отчеты по сферам деятельности вуза. Заседания Ученого совета проводятся не реже одного раза в месяц. Решения Ученого совета вступают в силу после подписания их председателем Ученого совета – ректором.

Руководство осуществляет управление деятельностью института в тесном взаимодействии со всеми структурными подразделениями и в соответствии с требованиями и положениями Устава института и действующего законодательства.

Подготовку по образовательным профессиональным программам и выпуск специалистов осуществляют два факультета, соответствующие формам обучения: дневной и заочный, - и 9 кафедр (первичное структурное подразделение института): художественного творчества (выпускающая), художественного перевода (выпускающая), теории литературы и литературной критики (выпускающая), русского языка и стилистики, русской классической литературы и славистики, новейшей русской литературы, зарубежной литературы, общественных наук, иностранных языков, - структура которых соответствует реализуемым в институте программам подготовки по специальности и направлениям.

Управление текущим учебным процессом осуществляют учебный отдел и два деканата, возглавляемые деканами. Непосредственное руководство кафедрами осуществляют заведующие кафедрами.

Помимо основных подразделений – факультетов и кафедр, непосредственно осуществляющих образовательную деятельность, в состав института входят другие структурные подразделения, обеспечивающие условия для качественной организации всех видов образовательной деятельности.

Для оперативного исполнения решений в Литературном институте созданы отделы:
1. Учебный отдел;

2. Бухгалтерия;

3. Отдел кадров;

4. Административно-хозяйственный отдел.

5. Отдел международных связей;

6. Компьютерный отдел (отдел информационных систем);

7. Издательский отдел.
На базе вуза работает учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области литературного творчества. Литературный институт является головным вузом в указанной области.
В вузе ведется годовое планирование по финансовым ресурсам, капитальному ремонту, снабжению и т.д., осуществляемое административно-хозяйственным отделом и бухгалтерией.

Еженедельно проводятся совещания ректората (состав: ректор, проректоры), занимающегося коллегиальной подготовкой решений по отдельным вопросам текущей деятельности института, и учебно-методическое совещание у проректора по учебной работе (состав: проректор, деканы, начальник учебного отдела, заместители начальника учебного отдела, приглашенные заведующие кафедрами и специалисты по учебно-методической работе).

Создана институтская Комиссия по управлению качеством, осуществляющая учебно-воспитательную, аналитическую и мониторинговую работу.

Имеются структуры студенческого самоуправления: студенческий совет и старостат.

Структура организации управления вузом соответствует требованиям законодательства РФ и уставным требованиям института.

Внутривузовское организационно-правовое регулирование осуществляется на основе получаемой, разработанной вузом и утвержденной нормативной документации, соответствующей установленным законодательством требованиям и Уставу. Она включает: организационно-правовые документы Учредителя (приказы и инструктивные письма Минобрнауки РФ и Рособразования РФ); организационно-правовые документы учреждения (Устав вуза, положения о структурных подразделениях института, положения по организации различных направлений образовательной деятельности (о промежуточной и итоговой аттестациях, о порядке замещения должностей научно-педагогических работников), а также должностные инструкции сотрудников и профессорско-преподавательского состава); учебно-организационную и учебную документацию: учебные планы и рабочие программы дисциплин специальности и направлений, расчет учебных нагрузок, штатное расписание, экзаменационные ведомости, журналы успеваемости и посещаемости студентов, зачетные книжки и личные карточки студентов, расписание занятий, и т.д.; распорядительную документацию (приказы и распоряжения ректора, решения Ученого совета вуза, распоряжения проректоров, деканов); информационно-справочную (протоколы Ученого совета, протоколы заседаний кафедр, докладные и служебные записки, заявления, объяснительные, отчеты, справки, акты, переписка и т.д.); договорную (договоры между вузом и физическими или юридическими лицами); плановую (планы работы по основным направлениям деятельности вуза: НИР, учебно-методической работы, воспитательной, индивидуальные планы преподавателей и др.)

Разработанная в вузе учебно-нормативная база четко регулирует вопросы учета учебной нагрузки и учебно-методической работы преподавателей, посещаемости занятий студентами, проведения промежуточной и итоговой аттестации, прием, перевод и отчисление из вуза, академические отпуска. Утверждение индивидуальных планов работы преподавателей и контроль за выполнением предусмотренной работы осуществляет заведующий кафедрой.

В вузе имеется локальная компьютерная сеть, связывающая структуры управления институтом. Имеется подключение к сети Интернет, что обеспечивает своевременный доступ к документации Учредителя и другим информационным ресурсам. В деятельность вуза внедрены правовые и справочно-информационные базы «Гарант», проводится их регулярное обновление.

Институт оснащен факсовой связью и электронной почтой, необходимой современной оргтехникой: принтерами, сканерами, ксероксами.

Делопроизводство в институте ведется в соответствии с существующими нормативными и инструктивными документами. Все нормативные и организационно-распорядительные документы оформлены и хранятся в установленном порядке.

^ 3. СТРУКТУРА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
В настоящее время ФГБОУ ВПО «Литературный институт имени А.М. Горького» в соответствии с лицензией ведет подготовку по программам высшего профессионального образования по специальности 071001.65 (052600) Литературное творчество (071101.65 в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1136 от 30.12.2009), направлениям 071000.68 (530800) Литературное творчество (магистратура) и 071000.62 (530800) Литературное творчество (бакалавриат).

Реализуются очная (нормативный срок освоения 5 лет для специалиста, 4 года для бакалавра, 6 лет для магистра) и заочная (6 лет для специалиста) формы обучения. Для очной формы обучения предусмотрена учеба в две смены: часть творческих семинаров и старший курс (в настоящее время 4-ый) начинают занятия во второй половине дня. Это разгружает аудиторный фонд и здание-памятник архитектуры, нормализует работу библиотеки.

По программам послевузовского образования (аспирантуры) ФГБОУ ВПО «Литературный институт имени А.М. Горького» имеет право ведения образовательной деятельности по специальностям 09.00.04. – Эстетика; 10.01.01. – Русская литература; 10.01.03. – Литература народов стран зарубежья (по филологическим наукам); 10.01.08. – Теория литературы. Текстология; 10.0201.- Русский язык. В 2011-2012 учебном году по данным программам (очно) обучается 12 человек.

По программам дополнительного образования институт имеет право вести образовательную деятельность:

по программам дополнительного образования по профилю вуза без ограничения уровня и сроков подготовки – обучается на 1 декабря 2011 г. 126 человек (курсы корректоров, курсы редакторов, курсы иностранных языков Н.А. Бонк);

по программам подготовки к поступлению в вуз (срок освоения до 2 лет) – обучается на 1 декабря 2011 г. 28 человек;

по программам профессиональной переподготовки по основным профессиональным образовательным программам вуза (срок освоения – свыше 500 часов, Высшие литературные курсы) – обучается 80 человек;

по программам повышения квалификации по профилю основных профессиональных образовательных программ вуза (курсы иностранных языков) – обучалось в 2012 г. 10 человек.

Число лиц, обучающихся по программе высшего профессионального образования на 1 октября 2011 г. (форма № 1-ВПО), составляет 829 человек, в том числе:

по очной форме обучения – 345 человека, из них:

6 человек обучается по направлению 071000.62 Литературное творчество (бакалавриат);

339 – по специальности 071001.65 (071101) Литературное творчество;

62 человека обучаются с полным возмещением затрат),

по заочной форме обучения – 484 человека (все – специалисты), из них 181 человек – с полным возмещением затрат.

Приведенный к очной форме обучения контингент на 1 октября 2011 г. составлял 393 человека, что в пределах установленного предыдущей лицензией (Приложение 2 к Лицензии А № 161534, приказ от 25.07.2006 г.) показателя – 440 человек.

Занятия в институте организуются таким образом, чтобы обеспечить выполнение образовательно-профессиональных программ в отведенные сроки. Организация учебной работы осуществляется на плановой основе. Начало учебного года устанавливается в соответствии с графиком учебного процесса (в котором отражены сроки теоретического обучения, практической подготовки и аттестации). Продолжительность и конкретные сроки занятий – в соответствии с рабочими учебными планами (РУП) и приказами ректора. В основу рабочих учебных планов положены требования ГОС по всем ПрОП специальности и направлений. Учебный год состоит из двух семестров, по которым распределяется индивидуальная нагрузка преподавателей и студентов. Продолжительность академического часа – 45 минут. Занятия планируются, как правило, по 2 академических часа; занятия по литературному мастерству – 3 академических часа. Все аудиторные занятия организуются по учебному расписанию, оно составляется на один семестр и публикуется за 5 дней до его начала. Студенты обязаны посещать занятия, включенные в расписание. Факультативные занятия студент посещает по желанию. В конце каждого семестра составляется расписание зачетов и экзаменов.

К основным видам учебной работы в Литинституте относятся аудиторные занятия и внеаудиторная учебная работа. Аудиторные занятия проводятся в виде лекций, семинаров, практических занятий. К внеаудиторной учебной работе относятся семестровые проверки и аттестации (контрольные работы, прием коллоквиумов, проверка рефератов); проведение промежуточного контроля (зачеты и экзамены); проведение итогового контроля (итоговая аттестация выпускников); проведение консультаций; работа в приемных и государственных экзаменационных комиссиях; руководство производственной практикой; руководство подготовки дипломной работы.

Норма всех видов аудиторной и внеаудиторной нагрузки ППС в Литинституте составляет не более 900 часов в год. Норма нагрузки преподавателя на текущий учебный год определяется расчетом учебной нагрузки в целом по вузу, утверждается приказом ректора и фиксируется в индивидуальном плане преподавателя на текущий год.

Вуз, ведя подготовку небольшого контингента студентов, углубляя, специализируя ее в соответствии с квалификациями, имея различные формы обучения, привлекая к работе опытный профессорско-преподавательский состав, успешно решает задачу подготовки практикующих прозаиков, поэтов, критиков, очеркистов, драматургов и переводчиков, обеспечивает выпуск высокопрофессиональных литературных работников, востребованных современным рынком труда, на должном уровне участвующих в сложном литературном процессе современности.

Показательно, что многие выпускники вуза получают членские билеты Союза писателей России вместе с дипломом о высшем образовании, а некоторые вступают в СП России, учась на третьем или четвертом курсах.

^ 4. СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Государственные образовательные стандарты (ГОС) и примерные Учебные планы по специальности 071001.65 Литературное творчество и направлениям 071000.68 Литературное творчество (магистратура) и 071000.62 Литературное творчество (бакалавриат) были разработаны Литературным институтом им. А.М. Горького и УМО высших учебных заведений РФ по образованию в области литературного творчества, работающим на базе института, на основе сложившейся традиции подготовки прозаиков, поэтов, критиков, драматургов, переводчиков художественной литературы и опыта выдающихся писателей-педагогов, а также преподавателей академических дисциплин. Государственные образовательные стандарты и примерные учебные планы утверждены Министерством образования Российской Федерации 17.10.2002 г.

^ 4.1. Анализ профессиональных образовательных программ. На основании ГОС в 2002 г. были разработаны и утверждены Ученым советом рабочие учебные планы (РУП) подготовки специалиста, бакалавра и магистра, по которым в настоящее время учатся студенты 2-5 курсов очного факультета и 2-6 курсов заочного факультета. Рабочие учебные планы по специальности и направлениям, очной и заочной формам обучения детально структурированы по циклам дисциплин и максимально соответствуют ГОС набором дисциплин и формами промежуточных и государственной квалификационной аттестаций.

РУП является основным документом для составления расписаний учебных занятий и экзаменов, расчета учебной нагрузки ППС.

Подготовка ведется по профессиональным образовательным программам (ПрОП), разработанным в соответствии с требованиями ГОС и рекомендациями УМО. ПрОП включает: рабочий учебный план, график учебного процесса, рабочие программы по дисциплинам, планы лекционных и семинарских занятий, другую учебно-методическую документацию.

Программы дисциплин (и сборники программ) имеют гриф УМО высших учебных заведений РФ по образованию в области литературного творчества.

Реализуемая в институте профессиональная образовательная программа и комплекс ее учебно-методического сопровождения соответствует требованиям ГОС.

В структуре профессиональной образовательной программы подготовки специалиста и бакалавра заложено - в соответствии с требованиями ГОС -изучение следующих циклов дисциплин: цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ), цикл общепрофессиональных дисциплин (ОПД), цикл специальных дисциплин (СД), имеются дисциплины специализации и факультативные дисциплины. Каждый цикл включает дисциплины и курсы по выбору студентов, устанавливаемые институтом. Трудоемкость каждого цикла учебных дисциплин определена Государственным образовательным стандартом и по разным квалификациям подготовки специалиста имеет свою специфику, что отмечено в цикле специальных дисциплин.

^ Содержание подготовки по специальности 071001.65 Литературное творчество:

В цикл ГСЭ объемом 1800 часов входят:

ГСЭ.Ф.:

Иностранный язык

Физическая культура

Отечественная история

Философия

Экономика

Политология

^ ГСЭ.Р.:

История философии

История искусств

ГСЭ.В.:

Спецкурсы
В цикл ОПД объемом 5420 часов входят:

ОПД.Ф.:

Введение в языкознание

Современный русский литературный язык (фонетика и словообразование, лексика и лексикография, морфология, синтаксис)

Практикум по орфографии и пунктуации

Теоретическая стилистика

Введение в литературоведение

Устное народное творчество

История русской литературы 11-19 веков (древнерусской, 18 в., 19 в. 1 ч.,19 в. 2 ч., 19в. 3 ч.)

История русской литературы к.19 –20 вв. (к. 19- н. 20 в., 20-30 гг. 20 в., 40-90 гг. 20 в., литература русского Зарубежья)

Античная литература (1 ч,.2 ч.)

История зарубежной литературы (Средних веков, Возрождения, 17-18 в.,19 в. 1 ч., 19 в. 2 ч., к. 19- н. 20 в., современная зарубежная литература)

Теория критики

История русской критики (1 ч., 2 ч)

История зарубежной критики

Эстетика

Всеобщая история

Теория языкознания

ОПД.Р.:

Авторское право

Издательское дело

Психология творчества

Детская литература

Латинский язык

Безопасность жизнедеятельности

^ ОПД.В.:

Спецкурсы
В цикл СД объемом 2830 часов входят:

СД.Ф.:

Литературное мастерство*

Теория стиха и прозы*

Теория драмы*

Семинар по современной русской литературе*

Практическая стилистика и редактирование*

Старославянский язык*

Диалектология русского языка*

Историческая грамматика русского языка*

История русского литературного языка*

Мастерство художественного перевода**

Иностранный язык (основной для худож. перевода)**

История и теория художественного перевода **

Литература страны изуч. языка **

^ СД.Р.:

Введение в славянскую филологию*

Риторика*

Страноведение **

СД.В.

Спецкурсы
Дисциплины со знаком * являются обязательными для студентов, получающих квалификацию «Литературный работник»; дисциплины со знаком ** являются обязательными для студентов, получающих квалификацию «Литературный работник, переводчик художественной литературы».
^ Дисциплины специализации (ДС) – 300 часов

Литературная техника и индивидуальный стиль*

Проблемы художественного перевода на иностранный язык (второй)**

^ Факультативы (ФТД) – 450 часов.

Редакционно-издательская практика – 80 часов
Содержание подготовки по направлению 071000.62 Литературное творчество (бакалавр литературного творчества) – направление утверждено приказом Минобразования РФ № 181 от 24.01.2002 г. – в пяти семестрах набором и объемом дисциплин практически совпадает с содержанием подготовки специалиста. Цикл ГСЭ составляет 1800 часов, цикл ОПД - 5210 часов, цикл СД – 1180 часов, Факультативы – 450 часов и редакционно-издательская практика – 80 часов.

Содержание подготовки по направлению 071000.68 Литературное творчество (магистр литературного творчества) – направление утверждено приказом Минобразования РФ № 181 от 24.01.2002 г. - включает 8 семестров подготовки бакалавра и четыре семестра собственно подготовки магистра. Последняя состоит из цикла Дисциплин направления (ДНМ) – 1134 часа и цикла Специальных дисциплин (СДМ) – 900 часов.

Федеральный компонент ДНМ обеспечивают: Общее языкознание, Введение в славянскую филологию, Язык художественной литературы, История русского литературоведения и литературной критики, История лингвистических учений, Компьютерные технологии в науке и образовании.

Национально-региональный компонент ДНМ: Авторское право и издательское дело, Детская литература, Теория и практика редактирования, дисциплины по выбору (спецкурсы).

Цикл СДМ составляют Литературное мастерство, Риторика, Культура речи, Древнегреческий язык (или второй иностранный язык).

Система преподаваемых в вузе общепрофессиональных и специальных дисциплин в целом ориентирована на традиции русского университетского филологического образования, но она имеет и свою особенность. Основная профессиональная подготовка, проводимая в творческих семинарах (о которых см. ниже), подкрепляется такими теоретическими дисциплинами, как теория стиха и прозы, теория драмы, теоретическая стилистика, история и теория перевода, страноведение, теория и история русской и зарубежной критики.

Другая особенность системы теоретических дисциплин в Литературном институте – широкий выход за пределы собственно филологии, что выражается в весомой роли таких дисциплин цикла ГСЭ, как Философия и ее история, Экономика, Отечественная история, Всеобщая история, История искусств, Политология. В цикл общепрофессиональных дисциплин введен латинский язык, значительное место в рамках цикла ОПД предоставлено курсу античной литературы, Всеобщей истории, Эстетике, Психологии творчества. Таким образом, «академическое» образование по специальности 071001.65 Литературное творчество выходит за рамки филологического и расширяется до гуманитарного, что находит выражение в формуле стандарта «гуманитарное образование филологического профиля».

В углублении знаний студентов и расширении их кругозора значительную роль играют курсы по выбору. В соответствии с учебным планом они предлагаются старшекурсникам в широком наборе.

Курсы по выбору, предлагаемые в 2007-2011 гг.:

по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин:
Этика древневосточных цивилизаций и право Античности;

Культура повседневности в Западной Европе в 17-18 вв.;
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отчет о результатах самообследования за 2006 2011 годы iconОтчет о результатах самообследования
Образовательный процесс в 2011 – 2012 учебном году осуществлялся на основе Закона об образовании РФ

Отчет о результатах самообследования за 2006 2011 годы iconОтчет о результатах самообследования
Целью самообследования является определение готовности образовательного учреждения к процедуре аккредитации. Самообследование проводится...

Отчет о результатах самообследования за 2006 2011 годы iconОтчет о результатах самообследования
Целью самообследования является определение готовности образовательного учреждения к процедуре аккредитации. Самообследование проводится...

Отчет о результатах самообследования за 2006 2011 годы iconОтчёт о результатах самообследования гкоу во «Областная санаторная школа интернат г. Вязники»
Целью самообследования является определение готовности образовательного учреждения к процедуре аккредитации. Самообследование проводится...

Отчет о результатах самообследования за 2006 2011 годы iconОтчёт о результатах самообследования общеобразовательного учреждения Примечание
Целью самообследования является определение готовности образовательного учреждения к процедуре аккредитации. Самообследование проводится...

Отчет о результатах самообследования за 2006 2011 годы iconОтчет о результатах самообследования муниципального автономного общеобразовательного учреждения
Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района Республики Татарстан №117 от 15. 02. 2011 г. Устав зарегистрирован межрайонной...

Отчет о результатах самообследования за 2006 2011 годы iconН. В. Мельчакова отчет о результатах самообследования учреждения...
Отчет о результатах самообследования учреждения мбоу «Гимназия №5» за 2012-2013 уч год

Отчет о результатах самообследования за 2006 2011 годы iconОтчёт о результатах самообследования образовательного учреждения,...

Отчет о результатах самообследования за 2006 2011 годы iconОтчёт о результатах самообследования образовательного учреждения,...

Отчет о результатах самообследования за 2006 2011 годы iconОтчет о результатах самообследования мкоу «Локшинская сош»
Целью проведения самообследования является подготовка соответствующего отчета об обеспечении мкоу «Локшинская сош»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница