Формирование у учащихся духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы




Скачать 81.77 Kb.
НазваниеФормирование у учащихся духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы
Дата публикации07.09.2013
Размер81.77 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
Формирование у учащихся духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы.

Из опыта работы учителя русского языка и литературы Скрипниковой Н.Н.

МБОУ «СОШ»№ 1

ст. Тбилисской Краснодарского края

2012-2013 учебный год

Если обратиться к православной вере, то она гласит: «Воспитание и язык– суть самые сильные средства к возбуждению и вкоренению любви к Отечеству. Высока эта добродетель, требующая великости духа, непорочности сердца, осторожности от искушений. Нравственность – это форма проявления светлой духовности, что выражается в чистоте чувств, сознания, волевом выборе между тем или иным поступком и действием.»

Если обратиться к учителю литературы, то он скажет: «Любой художественный текст – источник формирования духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы».

Взяв 5-ый класс, литератор начинает вести подобную работу. Не может не быть ее. Судите сами, обратимся лишь к началу учебного года:

  • раздел «Фольклор» - в устном народном творчестве заключена мудрость, формировавшиеся веками идеалы русского народа (былины, сказки, пословицы, поговорки, театр Петрушки);

  • раздел «Русская классическая литература» - басни И.А.Крылова с их моралью, «открыто прописанной»…

А сколько различных конкурсов, в которых предлагает нам принять участие Департамент образования и науки Краснодарского края! И вся работа ложится на плечи учителей-русоведов.

Не так давно, 9 октября, проводился Открытый урок ЧТЕНИЯ, целью которого было

- развитие у учащихся мотивации к чтению на основе непосредственного восприятия художественного текста в исполнении сверстников, старших товарищей, гостьи Дедковой Е.Г., учителя-пенсионера с тридцатитрехлетним стажем;

- развитие у учащихся интереса к чтению на основе мотивирующего примера;

- привлечение внимания учащейся молодежи к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры и науки, укрепления живой связи поколений, взаимопонимания граждан и их успешности в обществе.

А вот, к примеру, стихи, написанные моими пятиклашками на заочный конкурс «Дети Кубани против наркотиков», пусть коряво, пусть неумело, но сколько в них «силы духа», морали.

^ Кто твой друг?
Живешь в квартире ты неплохо,

И тут приходит старый друг,

Он предлагает выпить

И предлагает закурить.

И ты, конечно, безотказен.

И соглашаешься на все,

Что предлагает старый друг.

Ты выпил, стал ты пьяным…
И тут опять толдонит друг:

«Давай вколю тебе разочек -

И станет хорошо».

И ты, конечно, безотказен:
Ведь предлагает старый друг!

Вколол твой друг тебе разочек –

И стало хорошо.

Твой друг ушел,
А ты остался…

Остался без работы ты.

И ты наркотик принимаешь,

И без него тебе не жить.
Продал имущество свое,

Продал ты и квартиру.

И все наркотик принимаешь,

Ведь без него тебе не жить.
А жить и вправду стало негде,

И ходишь по вокзалам ты,

И вспоминаешь ты

Тот день, когда пришел…
Твой старый друг!

( И.Чумачкова)
^ Сложно отказаться от забав.
Один раз укололся –

Навсегда останется.

Даже если ты не пил,

Разум затуманится.

Бороться с этим можно,

Но не все так просто:
^ Сложно отказаться от забав
Один лишь раз закурил…

Удар это мощный!

Ведь капля никотина

Убивает даже лошадь!

Надо отказаться,

Перестать курить,

И к жизни без курения

Нормально отнестись.
Но сложно отказаться от забав…
На каждом шагу курильщик, наркоман,

И жить не дает нам табачный туман.
А жить нужно дальше,

И жить нужно дольше,

Детей своих растить

И родину любить!
(А.Горохова)
Всем известна мысль, высказанная Шишковым: «Пословицы и поговорки – образно выраженная программа поведения, нацеленная на сохранение самобытности и жизнестойкости народа, избранный народом способ воспитания подрастающего поколения».

Поэтому мне было не жаль потратить на тему «Пословицы и поговорки» не часть урока, как рекомендуется в методической литературе последних лет (программа, рассчитанная на 2 часа в неделю), а два урока. В результате – «нарисованные» каждым учеником пословицы, объясненное их значение, сочинения по пословицам и неплохие результаты практической работы по теме, тестов.
^ Практическая работа по пословицам и поговоркам.


  1. Какими бы пословицами ты воспользовался, чтобы убедить нерадивого ленивого товарища подольше заниматься? ( Грамотно учиться – всегда пригодится. Красна птица перьем, а человек ученьем. Без наук как без рук. Без муки нет науки.)

  2. Как посоветовать человеку заняться делом? ( Долог день до вечера, если делать нечего. Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.)

  3. Вставьте пословицы о дружбе.

Галя дружила со своей подругой с детства, и о них говорили, что ( крепкую дружбу и топором не разрубишь).

Когда я была больна, мне помогали друзья из моего класса: приносили задания на дом, объясняли трудное. Правильно говорит пословица, что (друзья познаются в беде).

Я поссорился с другом, а мама сказала: («Нет друга, так ищи, а нашел, так береги»).

4. К какой сказке в качестве эпиграфа можно взять пословицы

а) добро худу поможет

и сила уму уступает ( «»Царевна-лягушка»);

б) с родной земли – умри, не сходи.

За правое дело стой смело.

Родина – мать, умей за нее постоять. ( «Иван – крестьянский сын»)

  1. Объясните прямой и переносный смысл пословиц:

Муравей невелик, а горы копает.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Первая ласточка весны не делает.

  1. Определите, с помощью какого тропа созданы пословицы и поговорки:

Слыхали мы эту песню. (мет.)

Не сносить тебе головы. (мет.)

Вертится, как белка в колесе. (сравн.)

Трескучие фразы. (мет., эпит.)

Горькая истина. (мет., эпитет)

Остаться у разбитого корыта. (мет.)

Сидит, как на иголках. (сравн.)

  1. Какие поговорки можно использовать, чтобы оценить человека, который не может держать своего слова? Скажет, а не сделает ( любит бросать слова на ветер)

  2. Можно ли заблудиться в знакомом и небольшом лесу? Есть ли об этом поговорка? ( в трех соснах заблудиться) как объяснить ее переносное значение? Зачем понадобилось такое преувеличение? Нарисуйте!

  3. Как говорят о человеке, который неожиданно появляется перед кем-то? (как с луны свалился)

  4. Знаете ли вы прямой и переносный смысл поговорки «спустя рукава»? Как она появилась? Нарисуйте!


^ Сочинения по пословицам.
От дурной головы и ногам покоя нет.
Умирал как-то богатый человек, позвал он перед смертью сына и говорит: «Как умру, не прогоняй старого слугу Тришку, он добр и заботлив. Может дать хороший совет.» Сын же отвечает: «Да зачем он нужен? У меня молодой Васька есть.» Тогда отец говорит: «Давай его испытаем».

Позвали они Ваську:

- Сходи на псарню, спроси, ощенилась ли борзая.

- Будет сделано, - сказал молодой слуга, приходит и отвечает:

- Да, ощенилась.

- А сколько щенят?

- Не знаю, - был ответ.

- Ну так пойди и узнай!

- Будет сделано!

Приходит Васька и говорит:

- Пять.

- А кобели или сучки?

- Не смотрел…

- Так посмотри!!!

Опять приходит слуга:

- Два кобелька и три сучки.

- А как борзая себя чувствует?- спрашивает старый хозяин.

- Не знаю.

- Так узнай!

- Будет сделано!- отвечает уже недовольно Васька.

Когда вернулся он, то ответил, что все нормально.

И так 5 раз ходил туда-обратно молодой слуга. Посмотрел на него хозяйский сын и думает: «От дурной головы и ногам покоя нет!.. Но надо еще и старого слугу проверить!»

Послали и Тришку на конюшню, тот ответил, что ощенилась борзая.

- А сколько щенят? – усмехаясь, спросил барин.

- Пять.

У хозяина глаза на лоб полезли от удивления, а тут слуга добавляет:

- Два кобелька и три сучки, собака чувствует себя хорошо и щенки тоже. Первые пришли кобельки, потом сучки…

Так понял молодой барин, что польза бывает и от старых людей, что они мудрее и человечнее, а от дурной головы и ногам покоя нет.
^ Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
1. Идет человек по полю, видит кошелек с большими деньгами, поднял его и думает: «Надо найти хозяина». А по дороге его черт встречает: «Ну да, сваляй дурака, отдай, отдай деньги, умник. Сам нищий и нищим останешься!..» Уж думал человек забрать деньги себе, а тут переходит он через мост, а там доска прогнила… Упал он в воду, тонет, кричит: «Помогите, люди добрые! На помощь!» Услышали его крестьяне, что работали в поле, прибежали на помощь, вытащили из реки. А человек и не знает, как их отблагодарить, предложил деньги, а те брать не хотят: «Мы не ради денег, а ради дружбы тебя спасли. А денег не надо нам, от них только становятся наглей, жадней.» И отнес тогда человек кошелек в церковь…
2. Жили-были два соседа: Коля и Вова. У Вовы была мечта иметь 100 друзей, а у Коли – 100 жеребят. Вот отправились они в путь, в разные стороны. Через неделю вернулись. Коля сказал:

- Я купил только 99 жеребят.

- А я только 99 друзей заимел, но могу тебе своего жеребенка подарить, - предложил Вова.

- Теперь у меня 100 жеребят!- в восторге закричал Коля.

Прошло время, сгорела конюшня у Коли, а жеребят украли.

- Горе мне! Что мне теперь делать? Кто принесет теперь доход? Где деньги брать? – плачет Коля.

- Не печалься, - утешает его Вова.- Я помогу тебе. Живи у меня.

И стали они друзьями. Иметь 100 жеребят хорошо, но иметь 100 друзей лучше.

Тест.

1 вариант.

Задание № 1.

Обозначьте пословицы буквой А, а поговорки буквой – Б( например, 1А, 2Б, 3А).

  1. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

  2. Друзья познаются в беде.

  3. Рыть яму другому.

Задание № 2.

Допиши пословицы ( начало не переписывай).

  1. Волков бояться –

  2. Взялся за гуж –

2 вариант.

Задание № 1.

Обозначьте пословицы буквой А, а поговорки буквой – Б( например, 1А, 2Б, 3А).

  1. Готовь сани летом, а телегу - зимой.

  2. В чужом глазу соринку видит.

  3. Вставать с петухами.

Задание № 2.

Допиши пословицы ( начало не переписывай).

  1. Делу время –

  2. После драки –

3 вариант.

Задание № 1.

Обозначьте пословицы буквой А, а поговорки буквой – Б( например, 1А, 2Б, 3А).

  1. Кончил дело – гуляй смело.

  2. За ушко да на солнышко.

  3. Дыма без огня не бывает.

Задание № 2.

Допиши пословицы ( начало не переписывай).

1. Близок локоть –

2. Любишь кататься,
4 вариант.

Задание № 1.

Обозначьте пословицы буквой А, а поговорки буквой – Б( например, 1А, 2Б, 3А).

  1. Не рой яму другому, сам в нее попадешь.

  2. Язык без костей.

  3. Глазом не моргнуть.

Задание № 2.

Допиши пословицы ( начало не переписывай).

  1. Встречают по одежке,

  2. Лучше синица в руках,


5 вариант.

Задание № 1.

Обозначьте пословицы буквой А, а поговорки буквой – Б( например, 1А, 2Б, 3А).

  1. Искать ветра в поле.

  2. Водой не разольешь.

  3. Дело мастера не боится.

Задание № 2.

Допиши пословицы ( начало не переписывай).

  1. Сам погибай,

  2. На чужой каравай


6 вариант.

Задание № 1.

Обозначьте пословицы буквой А, а поговорки буквой – Б ( например, 1А, 2Б, 3А).

  1. Воду в ступе толочь.

  2. У страха глаза велики.

  3. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.

Задание № 2.

Допиши пословицы ( начало не переписывай).

  1. Как аукнется,

  2. Пословица не даром


И учитель литературы, и священнослужитель ответственны за духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Но если в церковь ходит не каждый подросток, то на урок литературы – каждый школьник. И его моральный облик, можно сказать, судьба – в наших руках. Мы формируем и развиваем данные человеку от рождения качества, которые определяют направленность его личности, его отношение к добру и злу.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование у учащихся духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы iconКнязевой Тамары Викторовны Воспитание духовно-нравственных качеств...
Награды: отраслевая награда Министерства образования рф: нагрудный знак «Почётный работник общего образования Российской Федерации»...

Формирование у учащихся духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы iconКайтаз Татьяна Ивановна
«Формирование духовно- нравственных качеств учащихся через формы внеклассной работы» (на примере творчества Александра Костюнина...

Формирование у учащихся духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы iconФормирование патриотического воспитания учащихся через систему краеведческой...
Формирование патриотического воспитания учащихся через систему краеведческой работы на уроках русского языка и литературы

Формирование у учащихся духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы iconНаучно-практическая конференция школьников и педагогов “
Недостаточная разработка, но вместе с тем, актуальность вопросов методики формирования ключевых компетенций на уроках русского языка...

Формирование у учащихся духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы iconМетодическое объединение учителей русского языка и литературы Советского...
Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Формирование у учащихся духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы iconСценарий посвящённый Дню Победы. Федюкова Тамара Васильевна, вожатая
Цели: формирование духовно-нравственных качеств в личности учащихся, национального самосознания; -воспитание бережного отношения...

Формирование у учащихся духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы iconУчителя русского языка и литературы моу «Артинский лицей» Пономарёвой Натальи Владимировны
Именно поэтому руководящей идеей в моей педагогической практике является духовно-нравственноё воспитание подрастающего поколения,...

Формирование у учащихся духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы iconМеньших Елена вячеславовна Учитель русского языка и литературы мбоу...
«воспитание духовно-нравственных ценностей учащихся на основе биографий выдающихся писателей»

Формирование у учащихся духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы icon«люби, цени и знай русский язык!» Автор: Реветнева Тамара Николаевна,...
Пояснительная записка. Мероприятие проводится в рамках Недели русского языка и литературы с целью воспитания у учащихся бережного...

Формирование у учащихся духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы icon«проектная технология на уроках русского языка и литературы» автор: Урядникова Елена Геннадьевна
Продукт иод «проектные технологии на уроках русского языка и литературы» предлагает новую форму организации современного урока



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница