Урок исследование с применением икт по русской литературе по теме: «Синие горы Кавказа»




Скачать 137.49 Kb.
НазваниеУрок исследование с применением икт по русской литературе по теме: «Синие горы Кавказа»
Дата публикации16.09.2013
Размер137.49 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок


Министерство образования Республики Башкортостан

Отдел образования Администрации Городского округа город Кумертау

Государственное общеобразовательное учреждение

Башкирская республиканская гимназия-интернат №3


Урок - исследование с применением ИКТ по русской литературе по теме:

«Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова».

Учитель Рысбаева Айгуль Ильдусовна.



Кумертау - 2009 год.
Краткая аннотация урока
Урок литературы по теме « «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова» проводится в 8 классе. Это урок – исследование, предполагает подготовительную работу исследовательского характера со стороны учащихся по индивидуальным темам.

С помощью программы Power Point создана презентация для объяснения темы (т. е. иллюстрированный материал), что помогает воздействовать на сознание учащихся не только через слух, но и зрительно. Презентация является иллюстрированным сопровождением всего урока.

Цель урока: 1/изучение «кавказских» страниц биографии М.Ю.Лермонтова,

произведений поэта о Кавказе,

2/развитие речи, навыков исследования, выразительного чтения,

анализа текста художественного произведения, творческих

способностей, чувства красоты,

3/воспитание любви к чтению, к литературе, доброты,

трудолюбия, толерантного отношения к людям другой

национальности, личности с активной жизненной позицией.
Итогом урока является самостоятельная творческая работа - сочинение синквэйна.



^ ШариповаА. выступает с сообщением о Кавказе


Музыкальное начало урока.




^ Юлтаев А. у карты Кавказа.

План – конспект урока

Тема урока: «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова.

Тип урока: урок - исследование

^ Цель урока: 1.Изучение «кавказских» страниц биографии Лермонтова,

произведений о Кавказе.

2.Развитие речи, навыков исследования, выразительного чтения,

анализа текста художественного произведения, творческих

способностей, чувства красоты.

3.Воспитание любви к чтению, к литературе, доброты,

трудолюбия , толерантного отношения к людям другой

национальности, личности с активной жизненной позицией.

Оборудование:1.Слайд-шоу по теме

2.Выставка книг

3.Иллюстрации по теме

Ход урока: Оргмомент, приветствие. Объявить (записать в тетрадях) тему, цель урока.

СЛАЙД 1

Учитель: Сегодняшний урок посвящен исследованию. Объектом нашего изучения является биография М.Ю.Лермонтова, его произведения. Мы ответим на вопрос: «Какое место занимает Кавказ в судьбе и творчестве М.Ю.Лермонтова?» СЛАЙД 2. Грузинский поэт 19 века Акакий Церетели писал: «Лермонтов не только русский поэт, кроме того, он поэт кавказский». Что подразумевается под словом Кавказ?

Ученик: Сейчас это три государства - Грузия, Азербайджан и Армения. СЛАЙД3

Учитель: Когда состоялась первая встреча Лермонтова с Кавказом?

Ученик : Слайд4 Лермонтов горячо полюбил Кавказ еще в раннем детстве, со времени трех поездок на лето к кавказским родственникам Хастатовым ( сестра бабушки Екатерина Алексеевна Хастатова) – в 1818, 1820, 1825 годах .Он рос болезненным ребенком. Для того, чтобы укрепить здоровье внука (а эти места славились минеральными источниками), бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева, как это было принято в дворянской среде, возила внука на воды на Северный Кавказ. Так уже в раннем возрасте в жизнь Лермонтова вошли « синие горы Кавказа».

Учитель: СЛАЙД5

Синие горы Кавказа, приветствую вас!
вы взлелеяли детство мое;
вы носили меня на своих одичалых хребтах;
облаками меня одевали, вы к небу меня приучили,
и я с той поры все мечтаю о вас да о небе.


Это строки из первых набросков к поэме «Измаил-бей». Чем же поразил Лермонтова Кавказ?

Ученик: Поразила богатая природа, неповторимая ее красота.

Учитель: Да. Об этом говорят произведения. Попытаемся представить, почувствовать эту красоту кавказской природы при помощи текстов.

Ученик: СЛАЙД 6

Вот отрывок из поэмы « Измаил-бей»

Приветствую тебя, Кавказ седой!

Твоим горам я путник не чужой:

Они меня в младенчестве носили

И к небесам пустыни приучили.-

И долго мне мечталось с этих пор

Все небо юга да утесы гор.

Прекрасен ты, суровый край свободы.

И вы ,престолы вечные природы,

Когда, как дым, синея, облака

Под вечер к вам летят издалека,

Над вами вьются, шепчутся как тени,

Как над главой огромных привидений

Колеблемые перья,- и луна

По синим сводам странствует одна.

Как я любил, Кавказ мой величавый,
Твоих сынов воинственные нравы
,
Твоих небес прозрачную лазурь,
И чудный вой мгновенных, громких бурь,


Когда пещеры и холмы крутые

Как стражи окликаются ночные;

И вдруг проглянет солнце, и поток

Озолотится, и степной цветок,

Душистую головку поднимая,

Блистает ,как цветы небес и рая

Учитель: Каким здесь представлен Кавказ?

Ученик: Кавказ – это страна высоких гор, со снежными вершинами, утесов, пещер, крутых холмов. Ночью они похожи на огромных привидений. Погода меняется мгновенно, часто бывают «громкие» бури. Много горных рек , потоков.

Учитель: Как обращается поэт к Кавказу?

Ученик: Кавказ седой, Кавказ мой величавый, суровый край свободы( записать в тетради).

Учитель: Какой цвет и почему использует поэт?

Ученик: Синий цвет – цвет неба, снега, который лежит на вершинах, тумана. Иннокентий Анненский писал, что, как певец гор, Лермонтов любил краски: « Поэт любит розовый закат, белое облако, синее небо, лиловые степи, голубые глаза и золотистые волосы». Особенно ему нравился синий цвет. Синий цвет неба и синие горы уносили мысль Лермонтова и его героев « в мир высший».

Учитель: А еще исследователь творчества Лермонтова Иннокентий Анненский отмечал в своей статье « Об эстетическом отношении Лермонтова к природе», что поэт в природе особенно любит движение. Докажите эту мысль.

Ученик: Использованы слова: путник , горы носили ,облака летят, луна странствует…

Учитель: Что еще в судьбе Лермонтова связано с Кавказом?

Ученик: СЛАЙД7С пребыванием на Кавказе летом 1825 года связано первое сильное детское увлечение Лермонтова. Когда мальчику было 10 лет, он здесь встретил девочку лет 9-ти и в первый раз узнал чувство любви, оставившее память на всю его жизнь. «Белокурые волосы, голубые глаза…с тех пор я ничего подобного не видел…Горы кавказские для меня

священны..»,- писал Лермонтов.

Ученик: СЛАЙД 8

Стихотворение «Кавказ»(1830)

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял.

Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас.

За это люблю я вершины тех скал,

Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия гор;

Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.

Там видел я пару божественных глаз;

И сердце лепечет, воспомня тот взор:

Люблю я Кавказ!..
Учитель: О чем это стихотворение?

Ученик: В этом стихотворении Лермонтов признается в своей любви Кавказу. Он тоскует по ущелиям гор. Ему казалось, что степь повторяла голос его матери , которую он рано потерял (ему не было и 3 лет). Он вспоминает « пару божественных глаз», в которые был влюблен.

Учитель: СЛАЙД 9 Еще одно прекрасное стихотворение поэта о любви к Кавказу и к девушке называется «Черкешенка». Обратимся к учебникам.

Ученик:

Я видел вас : холмы и нивы ,

Разнообразных гор кусты.

Природы дикой красоты,

Степей глухих народ счастливый

И нравы тихой простоты!

Но там, где Терек протекает,

Черкешенку я увидал,-

Взор девы сердце приковал;

И мысль невольно улетает

Бродить средь милых, дальних скал…

Так дух раскаяния, звуки

Послышав райские, летит

Узреть еще небесный вид;

Так стон любви, страстей и муки

До гроба в памяти звучит.

Учитель: Что говорится о Кавказе в этом стихотворении?

Ученик: Лирический герой встретил на берегу Терека черкешенку, и любовь к ней не дает ему покоя, « стон любви, муки» до гроба будут звучать в его памяти.

Учитель: Кавказ для Лермонтова - это приятные воспоминания о детстве, о любви к горянкам, которые притягивали внимание своей красотой. Этот край обогатил творческое воображение поэта и во многом определил содержание его отроческой поэзии, его ранних романтических поэм «Черкесы» «Кавказский пленник», «Каллы», «Аул Бастунджи» и «Хаджи Абрек». Но не только.

СЛАЙД 10

С тех пор прошло тяжелых много лет,

И вновь меня меж скал своих ты встретил.

Как некогда ребенку, твой привет

Изгнаннику был радостен и светел,

Он пролил в грудь мою забвенье бед

И дружески на дружный зов ответил.

Расскажите о ссылках Лермонтова

Ученик: СЛАЙД 11 Кавказ - это место ссылки Лермонтова. Первая ссылка на Кавказ под пули горцев( шла война, свирепствовала лихорадка) последовала за запрещенное цензурой стихотворение «Смерть поэта». В нем поэт выразил боль и негодование целого поколения России и назвал истинных виновников гибели Пушкина. Шел 1837 год. Несмотря на трагизм происходящего, поэт радовался новой встрече с Кавказскими горами.

СЛАЙД 12. Именно в этот период в сознании поэта Кавказ – место, где живут простые, свободолюбивые люди. Оно противопоставляется «стране рабов, стране господ», «голубых мундиров» и «неволе душных городов».

Учитель: На всю жизнь запомнились воинственные горцы на конях, в полном вооружении. У них свои обычаи, законы. Поэт писал: « Им бог - свобода, их закон - война», «Там за добро - добро, и кровь - за кровь». Лермонтов бывал в аулах, расположенных на склонах гор знакомился с их жителями, интересовался песнями, музыкой, фольклором. Он записывал, рисовал, сделал целую коллекцию рисунков. Вплоть до конца 1837 года Лермонтов «в беспрерывном странствии, то на перекладной , то верхом. Он изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы…одетый по–черкесски, с ружьем за плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов…»(Из письма С. А. Раевскому)
Ученик: СЛАЙД13 Заболев по дороге в полк, Лермонтов отправляется в Пятигорск и до осени лечится на водах.

В конце 1837г. Лермонтова хлопотами бабушки переводят в Гродненский гусарский полк, в Новгород.
Учитель : Необычные пейзажи, жизнь среди горцев – все это стало источником вдохновения для впечатлительного Лермонтова. Какие произведения появились в этот период?

Ученик: СЛАЙД14 Он возвращается в Россию, исполненный удивительных творческих замыслов: «Герой нашего времени», кавказская редакция «Демона», «Мцыри», «Беглец», «Ашик-Кериб», «Дары Терека», «Казачья колыбельная песня», «Тамара», «Свиданье», «Кинжал», «Прощание», «Хаджи Абрек», - все это стало результатом его скитаний по Северному Кавказу и Закавказью в 1837 году.

Учитель : Здесь на Кавказе Лермонтов знакомится с людьми, которые впоследствии станут прототипами героев его произведений. Встречается с поэтом-декабристом Александром Одоевским ,к которому привязался и относился как к старшему товарищу. В одном из писем другу С.А.Раевскому Лермонтов пишет: «Для меня горный воздух- бальзам; хандра к черту, сердце бьется, грудь высоко дышит — ничего не надо в эту минуту; так сидел бы да смотрел целую жизнь на горы».

Была и вторая ссылка на Кавказ. Расскажите об этом.
Ученик: В феврале 1840 года на балу у графини Лаваль у Лермонтова произошло столкновение с одним из ловцов «счастья и чинов»- сыном французского посланника Эрнестом Барантом. Была дуэль, но все закончилось примирением. Однако поэта вновь отправляют в действующую армию на Кавказ.

 СЛАЙД 15 В сентябре 1840 года в одном из своих писем в Петербург Лермонтов сообщал:
      «У нас были каждый день дела, и одно довольно жаркое, которое продолжалось 6 часов сряду. Нас было всего 2000 пехоты, их до 6 тысяч; и всё время дрались штыками… вообрази себе, что в овраге, где была потеха, час после дела ещё пахло кровью».
Учитель: СЛАЙД 16.Может быть, уже в первую ссылку Лермонтов испытал то чувство единства рода человеческого (ведь все люди равны, любой национальности, веры) и бессмыслицы, нелепости войн, о котором скажет в 1840 году в «Валерике». Прочитаем отрывок из стихотворения.
Ученик:

На берегу, под тенью дуба,

Пройдя завалов первый ряд,

Стоял кружок. Один солдат

Был на коленах; мрачно , грубо

Казалось выраженье лиц,

Но слезы капали с ресниц,

Покрытых пылью…на шинели,

Спиною к дереву, лежал

Их капитан. Он умирал;

В груди его едва чернели

Две ранки; кровь его чуть-чуть

Сочилась . Но высоко грудь

И трудно подымалась, взоры

Бродили страшно, он шептал…

« Спасите, братцы…»

А там вдали грядой нестройной,
Но вечно гордой и спокойной,
Тянулись горы – и Казбек
Сверкал главой остроконечной.
И с грустью тайной и сердечной
Я думал: жалкий человек!
Чего он хочет? Небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он – зачем?


Учитель: Как актуальны эти слова сегодня.
Ученик: СЛАЙД 17 В "Журнале военных действий" отмечено:

"Тенгинского пехотного полка поручик Лермонтов, во время штурма неприятельских завалов на реке Валерик, имел поручение наблюдать за действиями передовой штурмовой колонны и уведомлять начальника отряда об ее успехах, что было сопряжено с величайшею для него опасностью от неприятеля, скрывавшегося в лесу за деревьями и кустами. Но офицер этот, несмотря ни на какие опасности, исполнял возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием..."
Лермонтов прославился своей отчаянной храбростью, был представлен к награде за доблесть, но царь отклонил это представление

СЛАЙД 18 14 апреля 1841, не получив отсрочки после двухмесячного отпуска в Петербурге, Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае того же года он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах.

Учитель: Лермонтов продолжает творить, не смотря ни на что. Он мечтает об отставке, чтобы целиком посвятить себя литературе. Какие произведения пишет Лермонтов в период второй ссылки?

Ученик: СЛАЙД 19 Здесь он пишет целый ряд стихотворений: "Сон", "Утес", "Они любили друг друга...", "Тамара", "Свиданье", "Листок", "Выхожу один я на дорогу...", "Морская царевна", "Пророк".
Учитель: Пятигорские целебные источники помогают Лермонтову поддерживать здоровье, но кавказскому городу Пятигорску было суждено сыграть и роковую роль в жизни поэта.

Расскажите, почему.

Ученик: СЛАЙД20 Здесь, кроме прочих старых знакомых, Лермонтов находит своего товарища по Школе юнкеров И. С. Мартынова, человека самолюбивого. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтова задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища.

СЛАЙД 21 Поединок был назначен на 15 июля

В этот день между шестью и семью часами вечера у подножия Машука во время грозы и сильного дождя состоялась дуэль Лермонтова с Мартыновым при секундантах М. П. Глебове и А.И. Васильчикове, кроме них присутствовали Столыпин-Монго и Трубецкой...

Лермонтов был убит.

Учитель: СЛАЙД22

^ ПАМЯТНИК НА МЕСТЕ ДУЭЛИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

Первая попытка найти место поединка была предпринята специально созданной комиссией в 1881. Она пришла к выводу, что точное место гибели Лермонтова определить невозможно. В настоящее время местом дуэли Лермонтова считается район на территории охранной зоны Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова на северо-западном склоне горы Машук. Кавказ стал второй родиной для Лермонтова, «сыном Кавказа» называл он себя.

От ранних лет кипит в моей крови

Твой жар и бурь твоих порыв мятежный;

На севере, в стране тебе чужой я сердцем твой, -

Всегда и всюду твой!

СЛАЙД 23 В.Г. Белинский:

«Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благороднейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой природы, как Лермонтов»

СЛАЙД 24 Вопросы и задания

  • Какие новые грани личности М.Ю. Лермонтова раскрылись для вас в данном биографическом материале?

  • Докажите, что каждая встреча с Кавказом была для поэта судьбоносной, требовала наивысшего напряжения душевных сил. (Выводы о роли Кавказа в судьбе и творчестве Лермонтова)

  • Сочинить синквэйн.


^ Описание конкурсных материалов

Автор

Рысбаева Айгуль Ильдусовна,

ГОУ БРГИ 3, учитель русского языка и литературы

Название

«Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю.Лермонтова

Форма

Презентация

Учебный предмет, класс

Русская литература, 8 класс

Название темы или раздела учебного курса

Раздел «Литература первой половины 19 века»,

тема «Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова»

Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал

Текстовый редактор Microsoft Word, программа Power Point для создания слайдов.

Цели, задачи дидактического материала

Цели: повышать интерес учащихся, развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий и мультимедиа — и Интернет-ресурсов.

Задачи: привлечь современного школьника к чтению, облегчить процесс знакомства с классикой, пробудить интерес к личности поэта, к его творчеству.


Содержание дидактического материала

Презентация представляет собой слайды с фотографиями М.Ю.Лермонтова разных лет, в соответствии с фактическим материалом, с иллюстрациями к произведениям, с текстами произведений, с рисунками самого поэта, с высказываниями известных людей, с вопросами по теме урока.

Ресурсы дидактического материала

Слайд-шоу

Используемые источники информации

Интернет

Возможности использования дидактического материала:

-педагогом на уроке,

-учащимися.

Дидактический материал может использоваться в течение всего урока в качестве иллюстративного сопровождения темы или для самостоятельной работы учащихся при изучении биографии и творчества М.Ю.Лермонтова.



^ Методические рекомендации к проведению урока
Урок литературы по теме « «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю.Лермонтова » в 8 классе проводится при изучении раздела «Литература первой половины 19 века», общей темы «Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова». Тип урока – исследование биографии и творчества поэта. Целесообразно организовать с учащимися за 1-2 недели подготовительную работу исследовательского характера. Формы работы на уроке - выступления учащихся с сообщениями по индивидуальным темам, беседа, выразительное чтение/наизусть/ произведений поэта, анализ стихотворений, ответы на вопросы, творческая работа/сочинить стихотворение/.

Этапы урока: 1/оргмомент, 2/объяснение нового материала, 3/закрепление изученного, 4/самостоятельная творческая работа, 5/оценивание, 6/домашнее задание.

Дидактический материал/презентация/ может использоваться в течение всего урока в качестве иллюстративного сопровождения темы.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок исследование с применением икт по русской литературе по теме: «Синие горы Кавказа» iconУрок литературы в 9-м классе с применением икт по теме "Русская культура Серебряного века"
Обучающая: создать целостный образ культуры Серебряного века путем постижения духовной жизни этой эпохи, эпохи всплеска, подъёма...

Урок исследование с применением икт по русской литературе по теме: «Синие горы Кавказа» iconТема урока: «Синие горы Кавказа» в творчестве М. Ю. Лермонтова Цель урока
Цель урока: познакомить учащихся с фактами биографии поэта, его произведениями, связанными с Кавказом, развивать умение анализировать...

Урок исследование с применением икт по русской литературе по теме: «Синие горы Кавказа» icon«Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова»
«кавказских» страниц биографии Лермонтова, произведений о Кавказе, причин войны России с горцами на Кавказе и ее затяжного характера,...

Урок исследование с применением икт по русской литературе по теме: «Синие горы Кавказа» iconПояснительная записка Урок ознакомления с окружающим миром с применением...
Урок ознакомления с окружающим миром с применением икт 1 класс представлен по направлению – «начальная школа»

Урок исследование с применением икт по русской литературе по теме: «Синие горы Кавказа» iconУрок-беседа с применением презентации по теме «Как построена книга»
Урок-презентация по теме «Выбор книги в библиотеке» + игра «Что вы знаете о книге?»

Урок исследование с применением икт по русской литературе по теме: «Синие горы Кавказа» iconКонспект урока Тема Священная гора России. Образ Кавказа в русской...
Священная гора России. Образ Кавказа в русской литературе (география – литература, 2 часа)

Урок исследование с применением икт по русской литературе по теме: «Синие горы Кавказа» iconСценарий праздника «Судьба природы в наших руках». Ведущий 1
Ведущий 2: Сколько на ней прекрасного и удивительного: и бескрайние просторы, и горы, уходящие в небо, и синие-синие моря… а жителей...

Урок исследование с применением икт по русской литературе по теме: «Синие горы Кавказа» iconУрок чтения с применением икт буквы М,м, звуки [м], [м']
Цель: познакомить с буквами М,м и звуками которые они обозначают; научиться выделять их из речи

Урок исследование с применением икт по русской литературе по теме: «Синие горы Кавказа» iconРазработка урока «На пути к жизненному успеху» Учитель
Форма урока: урок изучения нового материала с применением игровой технологии и икт

Урок исследование с применением икт по русской литературе по теме: «Синие горы Кавказа» iconПлан конспект урока по информатике и литературе в 5,6 классе с применением...
Учит. Ивт сегодня у нас необычный урок. Бинарный урок – нестандартная форма обучения по реализации межпредметных связей, урок ведут...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница