Коровина В. Я. М.: "Просвещение", 2010 Учебник: В. Я. Коровина и др. Литература. 7 класс




Скачать 183.84 Kb.
НазваниеКоровина В. Я. М.: "Просвещение", 2010 Учебник: В. Я. Коровина и др. Литература. 7 класс
Дата публикации17.09.2013
Размер183.84 Kb.
ТипУчебник
lit-yaz.ru > Литература > Учебник

ГБОУ СОШ № 2025

УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО

Директор ГБОУ СОШ № 2025 Зам.директора по УВР на заседании м/о

__________________________ ___________________ __________________

И.А.Малахова Т.В.Пискунова протокол №_____от

"____"_______________2011 г. "____"________2011 г. "___"________2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе на 2011/12 уч.год
Класс: 7-Б
Учитель: Т.В.Яковлева
Количество часов в неделю: - 2 ч; на год - 70 ч
Количество контрольных работ - 10:

- контрольные работы - 2,

- сочинения - 8

Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений: Литература. 5-11 классы/сост. Коровина В.Я. - М.: "Просвещение", 2010

Учебник:

В.Я.Коровина и др. Литература. 7 класс - М.: "Просвещение", 2006

Рабочую программу составил(а)

_________________________ /Т.В.Яковлева/

подпись расшифровка подписи

МОСКВА

2011 год

^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

для образовательных учреждений с русским языком обучения
^ Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

^ Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом из классов основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.

Рабочая программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

^ VII класс

На этом этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

^ Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

выразительное чтение художественного текста;

различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

анализ и интерпретация произведения;

составление планов и написание отзывов о произведениях;

написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей.

И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

^ Цели

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в

ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
^ Место литературы в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 385 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. В VII классе выделяется 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю). Предусмотренный Федеральным базисным учебным планом резерв времени в объёме не менее 17 % (12 ч) используется на расширение программного материала по определённым темам и учтён в планировании по этим темам.
^ Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

выделение характерных причинно-следственных связей;

сравнение и сопоставление;

умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

самостоятельное выполнение различных творческих работ;

способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица,

схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

составление плана, тезиса, конспекта;

подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы

данных;

самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
^ Результаты обучения
Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Содержание, рекомендуемое к усвоению в VII классе

(70 часов)
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 час)

Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.

^ РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (5 часов)

Выражение в фольклоре национальных черт характера. Народное представление о героическом.

Былина «Вольга и Микула Селянинович».Былины как героические песни эпического характера, своеобразие их ритмико-мелодической организации. Былина и сказка. Выражение в былинах исторического сознания русского народа. Былинный сюжет. Традиционная система образов в русском героическом эпосе. Герои былин, образы богатырей. Былина «Садко». Жанр пословицы и поговорки, предания, исторической песни.

^ ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (4 часа)

Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Религиозный характер древнерусской литературы.

"Поучение” Владимира Мономаха. Жанр и композиция “Поучения”. Основы христианской морали в "Поучении". Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений как главные темы "Поучения".

Жанр жития. «Житие Петра и Февронии Муромских». Отражение в житии представления о нравственном эталоне. Иерархия ценностей православного человека в "Житии…". Способы создания характера в "Житии…".

^ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (2 часа)

Классицизм и сентиментализм в русской литературе. Социальная и нравственная проблематика произведений русских писателей XVIII века. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека.

Отражение многообразия человеческих чувств, освоение темы “человек и природа”.

М.Ломоносов. Отрывок из «Оды на день восшествия…»(1 час)

Г.Державин. «Признание», «Река времён в своём стремленье…» (^ 1 час)
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (31 час)

Романтизм и реализм в русской литературе XIX века. Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история. Свобода и ответственность личности. Образ «маленького» человека. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере.

Нравственный смысл исторических сюжетов.

^ В.А. Жуковский (1 час)

Жизнь и творчество (обзор). Баллада «Лесной царь». Баллада как лироэпический жанр. Сюжетные особенности баллад В.А. Жуковского.

^ А.С. Пушкин (7 часов)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Песнь о вещем Олеге», «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»). Поэтическая интерпретация эпизода из «Повести временных лет». Тема судьбы и пророчества в «Песни…». Нравственная проблематика произведения. Тема природы в лирике Пушкина. Высокое звучание темы любви и дружбы в лирике Пушкина.

Повесть «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и тема "маленького человека". Образ повествователя. Выразительность и лаконизм пушкинской прозы.

^ М.Ю. Лермонтов (4 часа)

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива…». Развитие и переосмысление пушкинских традиций в пейзажной лирике Лермонтова. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».Сюжет поэмы, его историческая основа. Образ Ивана Грозного и тема власти. Нравственная проблематика и особенности конфликта в "Песне…". Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. Особенности языка поэмы, ее связь с устным народным творчеством.

^ Н.В. Гоголь (5 часов).

Слово о писателе. Повесть «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Героико-патриотический пафос повести, прославление товарищества, осуждение предательства. Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев. Особенности изображения человека и природы в повести. Роль детали в раскрытии характера.

^ И.С. Тургенев (3 часа). Слово о писателе. Рассказ «Бирюк» (возможен выбор двух других рассказов из цикла «Записки охотника»). Отражение существенных черт русского национального характера в рассказах. Авторские раздумья о жизни народа. Роль психологической детали. Мастерство пейзажа. «Стихотворения в прозе»: «Воробей», «Русский язык» (возможен выбор двух других произведений из цикла «Стихотворения в прозе»). Жанровые особенности стихотворений в прозе. Многообразие их тематики. Лирико-философские раздумья автора о мире и человеке, о величии, красоте и образности русской речи. Музыкальность прозы Тургенева.

^ Поэзия родной природы: стихотворения В.А.Жуковского, А.К.Толстого, И.А.Бунина (1 час).

Н.А. Некрасов (3 часа). Слово о поэте. Стихотворения «Размышления у парадного подъезда». Поэма «Русские женщины».Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. Повествовательное начало в лирике Некрасова.

^ М.Е. Салтыков-Щедрин (2 часа). Слово о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик». Особенности сюжетов и проблематики "сказок для детей изрядного возраста". Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Образ народа в сказках. Отражение парадоксов народной жизни в сказках. Сильные и слабые стороны народного характера. Эзопов язык. Аллегория, фантастика, фольклорные мотивы в сказках.

^ Л.Н. Толстой (2 часа) Слово о писателе. Повесть «Детство». Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя. Изображение внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний. Тема детской открытости миру.

^ А.П. Чехов (3 часа). Слово о писателе. Рассказы «Хамелеон», «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». Особенности авторской позиции в рассказе. Роль художественной детали, ее связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к нему. Сатирический пафос произведения.

^ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА (21 час)

Обращение писателей ХХ века к художественному опыту своих предшественников. Исторические события, их восприятие современниками. Своеобразие русской поэзии ХХ века. Художественные искания русских писателей ХХ века. Человек и история в литературе ХХ века: проблема выбора пути. Русская литература советского времени. Проблема героя. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах (революции, гражданская война, Великая Отечественная война).

^ И.А. Бунин (2 часа). Слово о писателе. Рассказы: «Лапти», «Цифры», «Кавказ». Нравственный смысл произведения. Выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина. Роль детали в рассказах Бунина. Художественное мастерство Бунина-прозаика.

^ М. Горький (4 часа). Слово о писателе. Повесть «Детство» (возможен выбор другой повести).Традиции Л.Н. Толстого, их переосмысление Горьким. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции. «Легенда о Данко». Романтизм раннего творчества М. Горького. Прием контраста в произведениях Горького. Вопрос о смысле жизни. Проблема гордости и свободы. Тема подвига.

Л.Андреев «Кусака». (1 час)

А.Платонов «Юшка», «Неизвестный цветок» (3 часа)

Ф.Абрамов «О чем плачут лошади» (1 час)

В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» (1 час)

Н.Носов «Кукла». «Живое пламя». (2 часа)

Ю.Казаков « Тихое утро» (2 часа)

А.Т. Твардовский (1 час). Слово о поэте. «Снега потемнеют синие..», «Июль – макушка лета..» и др. Философские проблемы в лирике А.Т. Твардовского

^ Стихи и песни о Великой Отечественной войне А.Суркова, Н.Тихонова, А.Фатьянова, А. Твардовского (2 часа).

Стихи о Родине В.Брюсова, Ф.Сологуба, С.Есенина, Н.Заболоцкого, Н.Рубцова. (1 час)

А.Вампилов «Сценка из нерыцарских времен». Понятие о драматургическом произведении.(1 час)

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (6 часов)

Японские хокку (2 часа)

Р.Бернс «Честная бедность» (1 час)

Байрон «Ты кончил жизни путь…» (1 час)

Д.Олдридж «Отец и сын» (1 час)

О.Генри «Дары волхвов» (1 час)
Итого в VII классе – 70 часов.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Коровина В. Я. М.: \"Просвещение\", 2010 Учебник: В. Я. Коровина и др. Литература. 7 класс iconКоровина В. Я. Литература: 7 класс: Учебник: в 2 ч
Учебник: Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература 7 класс, учебник-хрестоматия в 2-х ч. М.: Просвещение, 2012

Коровина В. Я. М.: \"Просвещение\", 2010 Учебник: В. Я. Коровина и др. Литература. 7 класс iconРабочая программа педагога Горбуновой О. А. по «Литературе»
В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под редакцией В. Я. Коровиной. М.: Просвещение2010....

Коровина В. Я. М.: \"Просвещение\", 2010 Учебник: В. Я. Коровина и др. Литература. 7 класс iconРабочая программа по литературе в 10 классе 2013-2014 Количество...
В. Я. Коровина к учебно-методическому комплекту Русская литература 19 века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений....

Коровина В. Я. М.: \"Просвещение\", 2010 Учебник: В. Я. Коровина и др. Литература. 7 класс iconРабочая программа по литературе для 6 клас­са к учебнику В. П. Полухиной...
Литература. 5—11 классы (базовый уровень) / Под ред. В. Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2010. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлев...

Коровина В. Я. М.: \"Просвещение\", 2010 Учебник: В. Я. Коровина и др. Литература. 7 класс iconУроков литературы, 9В класс Учебник
Учебник – Литература 9 кл., в 2-х частях, авторы – составители: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, М.:...

Коровина В. Я. М.: \"Просвещение\", 2010 Учебник: В. Я. Коровина и др. Литература. 7 класс iconОбразовательная программа, авторы Литература 5 класс Литература 5...
Литература 5 класс. Учебник. В 2-х частях. 2010 г. Коровина В. Я., Коровин В. И., Журавлев В. П

Коровина В. Я. М.: \"Просвещение\", 2010 Учебник: В. Я. Коровина и др. Литература. 7 класс iconРабочая программа учебного предмета: «Литература»
В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв-м просвещение,2007); к учебнику «Литература» 7 класс (автор В. Я. Коровина -м. Просвещение, 2012);...

Коровина В. Я. М.: \"Просвещение\", 2010 Учебник: В. Я. Коровина и др. Литература. 7 класс icon«У войны не детское лицо » (Война и дети)
Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина....

Коровина В. Я. М.: \"Просвещение\", 2010 Учебник: В. Я. Коровина и др. Литература. 7 класс iconПояснительная записка. Основу рабочей программы составляют следующие документы
Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях/ В. Я. Коровина. М.: Просвещение, 2010

Коровина В. Я. М.: \"Просвещение\", 2010 Учебник: В. Я. Коровина и др. Литература. 7 класс iconПланирование уроков литературы, 9 класс Учитель Cадовникова Л. М
Учебник – Литература 9 кл., в 2-х частях, авторы – составители: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, М.:...



Образовательный материал



Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница