«Прививаем детям любовь к чтению»




Скачать 101.94 Kb.
Название«Прививаем детям любовь к чтению»
Дата публикации19.09.2013
Размер101.94 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Литература > Документы

«Прививаем детям любовь к чтению»




  1. Возьмите интересную детскую книжку и постарайтесь почитать ее вместе с ребенком, поочередно. Вы будете прочитывать большие куски текста, а малыш - несколько строк. Если в тексте встречается диалог, его можно читать по ролям.

  2. Иногда   детям   очень   трудно   начать   читать   новую   книжку.   Не хочется «продираться» через тягучее начало с большим количеством описаний и без захватывающих сцен. В этом случае начать чтение можно вместе, а когда ребенок вчитается, он с удовольствием продолжит чтение самостоятельно.

  3. Найдите в библиотеке или в книжном магазине в отделе педагогической литературы книги с речевыми играми — специально для тех, кто учится читать. В них очень много ребусов и коротеньких стихов, увлекательных упражнений на повторение. Выбирайте только те книжки, которые интересны вам самим.

  4. Отыщите для ребенка те книги, которые вы сами очень любили в детстве и постарайтесь сделать им небольшую рекламу. Если с первого и даже со второго   раза у вас ничего не получится – ваши вкусы могут совпадать частично – не отчаивайтесь, что-нибудь из того, что вы предложите, ребенок обязательно выберет.

  5. Очень хороши для тренировки чтения всевозможные азбуки и энциклопедии с картинками. Картинки помогают осознать прочитанное и немного отдохнуть.

  6. Начитайте несколько страниц из книги на магнитофон, чтобы ребенок, слушая запись, мог следить за текстом. Через два-три повторения он начнет читать быстрее. Это очень хорошая тренировка беглого чтения. Можете также купить аудиокассету с записью любой сказки в исполнении известных артистов

  7. Если ребенок увлекся какой-либо темой или автором, предложите ему нужную литературу.

  8. Сходите вместе с ребенком в библиотеку, познакомьте его с разнообразием детской литературы и позвольте самостоятельно выбрать понравившуюся ему книгу.

  9. Поручите ребенку составить каталог домашних книг. Скорее всего, составляя его, малыш найдет что-нибудь интересное для себя.

  10. Никогда не забывайте взять интересную книгу в дорогу: время пролетит быстрее, и от путешествия ребенок получит двойное удовольствие. Самое замечательное время для чтения книги – это выходные или отпуск там, где нет телевизора и компьютера В деревне, в доме отдыха или в поезде читать можно вслух для всей семьи.

  11. Читайте детям на ночь. Вечернее чтение перед сном — это едва ли ни самые приятные минуты. И совершенно напрасно многие родители прекращают читать детям на ночь в школьном возрасте.

Когда ребенок видит вас с книгой и просит почитать вслух, почитайте. Не надо говорить «ты не поймешь» или «это взрослые стихи». Пусть малыш не поймет сути, но почувствовать ваше отношение к любимым строкам сможет хорошо. А это, своего рода, маленький урок литературы. 

^

Советы по оформлению детской домашней библиотеки.

«Книжки в Вашем доме»


Казалось бы, что может быть проще, чем организовать дома детскую библиотечку: купил книги, поставил на полку и дело сделано. Но не все так просто, как нам того хотелось бы, ведь формирование круга детского чтения зависит от многих факторов: возрастные особенности ребенка, его интерес к литературе, а также те задачи, которые мы преследуем, создавая домашнюю детскую библиотечку. Можно было бы вообще опустить разговор об этом, если бы мы, взрослые, на этапе дошкольного детства в полной мере выполняли основную задачу развития интереса и бережного отношения к книге. Но такое, к сожалению, случается редко, ведь у книг в нашем доме появились мощные соперники: телевизор, видео, компьютер.

Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом: «Что может дать ребенку книга?» А ведь дети черпают из книг множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром, что способствует расширению детского кругозора. Через литературные произведения малыши впервые испытывают на себе храбрость и стойкость, добро и зло, познают такие общечеловеческие ценности как честность, справедливость, дружба, сочувствие, т.е. книги очищают и раскрывают душу, воспитывают добрые чувства. К тому же книги являются неиссякаемым источником для развития интеллекта и творчества и не только детей, но и нас, взрослых.

В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Взрослые должны помнить, что книга привлекает маленького ребенка прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть привлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. О том, что это приоритетно для ребенка, хорошо сказал современный поэт:

Мы читаем книги вместе                      И бизоны, и удавы,
С папой каждый выходной.                 А у папы – никого!
У меня картинок двести,                       У меня – в пустыне дикой
А у папы – ни одной.                             Нарисован львиный след.
У меня слоны, жирафы –                      Папу жаль. Ну что за книга,
Звери все до одного, –                           Если в ней картинок нет!

В домашней библиотеке должны быть разные типы книг.

^ Первый типкнижка-игрушка, книжка-картинка, которая дается в руки ребенку с самого раннего возраста (до года). Это еще не литература. Здесь зрительный образ преобладает над словесным, рисунки имеют главное значение. К.И. Чуковским было замечено, что этот период является важным в овладении речью, и книга, дающая богатые зрительные впечатления, будет хорошим помощником в этом деле. К.Д. Ушинский писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться   над  ними,   но   свяжите   с   картинками  двадцать  таких слов – и ребенок усвоит их все на лету...» Кроме того, есть надежда, что ребенок в раннем возрасте, взявший книгу в руки и получивший наслаждение от общения с ней, и в дальнейшем будет тянуться к книге, и станет страстным читателем.

^ Второй тип – это книжка-вырубка. Ее обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игровое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием.

^ Третий типкнижка-панорама. Она не только ярко иллюстрирована, но и снабжена движущимися фигурками. Действие с помощью этих фигурок в ней как бы оживает. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм текста, но и проживает происходящее вместе с героями.

Также надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия.
До 3–4-х лет детей должны окружать книжки-картинки типа раскладушек и книжки-игрушки с преобладанием иллюстраций и короткого текста: «Курочка-Ряба», «Сорока-ворона» и др. После 3-х лет важно придерживаться одного из основных правил – в поле зрения ребенка должно находиться от 3 до 5 книжек с яркими иллюстрациями и доступным для этого возраста сюжетом.  Это, конечно, «Игрушки» А. Барто, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.

!

Помните, что очень большое количество книг не воспитывают прямо пропорционально нужные качества.
Ребенок теряется в их количестве, не понимает, что книги нужно беречь, складывать их на постоянно отведенное место…
Не гонитесь за количеством, обратите внимание на качество и художественную ценность той литературы, которую вы приобретаете своим детям.

Хорошо бы через 2–3 недели обновлять книжный репертуар, вводя по одной новой книжке, причем с сюрпризом или поощрением, например:
- Сегодня тебе кошка принесла очень интересную книжку «Кошкин дом».
- Мы с бабушкой решили подарить тебе новую сказку – ведь ты очень любишь и бережешь книжки.
В 4 года и старше очень важно сказать ребенку, что дома есть детская библиотека. И вместе с ребенком необходимо правильно ее организовать, т.е. систематизировать по типу взрослой: сказки, книги одного автора; по временам года; рассказы о животных, книжки зарубежных авторов, загадки, стихи, энциклопедии и т.д. Каждое подразделение важно обособить картонной перегородкой с рисунком-символом, обозначающим тот или иной раздел. Очень хорошо дать название своей библиотеке (например, «Книжкин дом») и постепенно ее накапливать.
Не следует забывать, что книги время от времени требуют нашей заботы. Поэтому неподалеку от библиотеки можно разместить уголок «Книжкина больница», где будут храниться материалы и инструменты для ремонта книг. Рекомендуем проводить такую работу совместно с детьми. Это будет способствовать воспитанию бережного отношения и любви к книгам.
Советуем также приобрести, а лучше совместно с детьми изготовить игры по сюжетам литературных произведений, которые будут способствовать поддержанию интереса к книге:

  • разные виды театров (настольный, «рукавичка», театр ложек, теневой);

  • игры-путешествия по сказкам с фишками и кубиком;

  • лото или домино «Герои любимых сказок»;

  • пазлы или разрезные картинки по сюжетам любимых произведений;

  • отгадай загадку – найди отгадку;

  • диски с аудиозаписями различных детских произведений;

  • сундучок с «волшебными» предметами: клубочек, волшебная палочка;

  • материал для творчества: краски, фломастеры, бумага, пластилин, клей;

  • чудесный мешочек с мелкими игрушками-зверюшками для сочинения своих историй и т.п.

Отметим, что у каждого ребенка есть полюбившаяся только ему книжку, а поэтому он просит много раз перечитывать ее заново. Не волнуйтесь – это естественный и положительный процесс. Удовлетворяйте его желания: ребенок дошкольного возраста сживается с героями сказок или рассказов, все они его близкие друзья и советчики. Но постоянно старайтесь расширить поле его книжного зрения, ориентируя малыша на все полезное, художественно и нравственно-ценное. Обращайте внимание на полиграфию, оформление иллюстраций и, конечно, на содержание.

Ребенку очень важно быть знакомым, наряду со сказками, с сокровищницей детской литературы – классикой: произведениями Л. Толстого, К. Чуковского, С. Маршака, Е. Чарушина, Н. Носова, В. Осеевой, В. Драгунского и многих других авторов.

 


«Чтобы сказка не стала скучной…»

Дошкольный возраст – возраст сказок. Сказки – это наиболее любимый детьми литературный жанр. И они, конечно же, есть в каждом доме. Но удивительный сказочник Дж. Родари, а вместе с ним и многие педагоги, справедливо утверждают, что сказки подаются дошкольникам не разнообразно и далеко не в полной мере используются для развития воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств. Ведь сказки – это та почва, на которой растет и достигает совершенства воображение будущего ученого, изобретателя, художника.

Для развития фантазии важна не сама по себе среда, которую создает сказка, а ее восприятие ребенком, то, как она ему преподносится. И в этом большую роль играют взрослые: как педагоги, так и родители.

Существует много интересных форм и методов работы со сказками, с некоторыми из них мы вас и познакомим.
Чтобы сказка не стала скучной, попробуйте рассказывать и сразу пробовать на практике перечисленные ниже игры.

«Измени конец сказки». Детям предлагается знакомый текст сказки, но меняется ее конец (Красную шапочку спасли не дровосеки, а волшебная палочка; Колобок спел лисе колыбельную песенку, она заснула, а Колобок убежал и т.п.).

«А что потом?» Придумывается продолжение знакомой сказки – «начало после конца» (как стали жить Золушка и принц после свадьбы? Как делили репку, после того, как вытащили ее?).

«А если бы…» В игре предлагается совместное решение проблемного вопроса к сказке. Здесь важно очень хорошо продумать вопрос, который бы побудил ребенка помогать любимым героям выходить из сложной ситуации: если бы в сказке «Гуси-лебеди» ни печка, ни яблонька не стали помогать девочке, что ей нужно сделать, чтобы спасти братца?

«Перевирание сказки». Дети охотно принимают правила этой увлекательной игры, которая воспитывает юмор и ставит ребенка в активную позицию, заставляя сосредоточиться и исправить «ошибки» взрослого: «Жила-была девочка, звали ее Желтая Шапочка…», «Катится Колобок, а навстречу ему – тигр…», «Посадил дед морковку…»

«Сказка, но по-новому». За основу берется знакомая сказка, но персонажи наделяются противоположными качествами: хитрый заяц и доверчивая лисичка, добрый волк и злые козлята и т.д. Такой подход помогает формировать не стереотипное мышление, а более широкий взгляд на вещи.

«Салат из сказок». Соединение нескольких сказок в одну: Колобок встретил в лесу Бабу-ягу, и они вместе отправились в гости к трем поросятам.

«Сказка-калька». В сказке создаются такие условия, при которых главные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства, которые могут быть как фантастическими, так и реальными (лиса и заяц вместо своих лубяных и ледяных избушек живут на летающих тарелках; коза, козлята и волк оказываются с помощью волшебной палочки в лифте многоэтажного дома и т.д.).
А еще, рассказывая детям сказки, не забывайте о том, что сказку можно нарисовать или слепить; разыграть с помощью театра, который сделан своими руками; сказку можно озвучить, сделав самодельные музыкальные инструменты с помощью разных баночек и крупы; сказки можно зашифровать с помощью схем и пиктограмм; их можно сочинять самим и «издавать» собственные книжки-самоделки.

Все это, несомненно, окажет положительное влияние на развитие фантазии и творчество вашего малыша, на его интеллект и эмоциональное восприятие.

Все дети любят играть в разные активные игры, веселиться с друзьями во дворе, смотреть мультфильмы. При этом интерес к книгам возникает у единиц. И родители могут помочь малышу полюбить чтение, открыть для себя мир сказочных героев: волшебников, магов, злодеев и чародеев.

Если вы хотите привить ребенку любовь к чтению, нужно не так много. Начните с подбора книг. Например, исторические романы точно понравятся вам или вашей маме, а вот малышу 5-6 лет они будут не интересны. Лучше подбирать яркие по оформлению книги и интересные по содержанию. Обязательно обращайте внимание на автора иллюстраций. Если вам понравилось оформление книги, в следующий раз вы можете заказать издание, оформленное тем же художником. Конечно, рисунки должны быть красивыми, не слишком яркими, интересными и правдоподобными. Корова, напоминающая тазик, это хороший вариант для современного художника, но не для маленького ребенка.

Родители должны сами читать детям. Так они будут формировать привычку ежедневного общения с книгой. Дети увидят, что чтение нравится и их родителям, поэтому будут проявлять больше интереса к книгам. Возможно, через несколько лет ваше чадо заинтересует и научная фантастика, и классическая литература.

Полезно после чтения вместе обсуждать прочитанное, уточнять понравившиеся моменты, дискутировать о спорных сценах и героях. Все это поможет крохе быстрее освоить новые знания, понять, чем полезна данная сказка или история. Кроме того, ребенок будет учиться пересказывать прочитанное, а это будет полезно в школе и детском саду, т.к. такие навыки всегда ценятся.

Если вы берете большую книгу, то прекращайте чтение на самом интересном месте. Тогда ребенок сам будет наставить на том, чтобы вы продолжили читать рассказ или сказку. Этот прием поможет сохранить интерес к книге, вызвать желание прочитать ее полностью.

Желательно предлагать ребенку прочитать книги вашего детства. Во-первых, вы точно будете знать, что издание стоит вашего внимания. Во-вторых, потом вы сможете обсудить прочитанное, рассказать о том, как вы отреагировали на эту книгу, когда вам было 6 или 7 лет.

Всегда воспитывайте бережное отношение к книге. Так вы сможете привить ребенку уважение к чтению, сделать все, чтобы он полюбил читать, интересовался новинками. Кроме того, внимательное отношение к книге пригодится и в будущем, когда ребенок будет учиться в школе или вузе.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Прививаем детям любовь к чтению» iconВетер
Знакомя на занятиях детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым прививаем детям общечеловеческие нравственные...

«Прививаем детям любовь к чтению» iconСредства и методы формирования навыков выразительного чтения в художественных произведениях
Функционально грамотная личность это, в том числе, и грамотный читатель, у которого есть потребность в чтении, привычка к чтению,...

«Прививаем детям любовь к чтению» iconРабочая программа по литературе в 9 классе (3 часа в неделю, 102 часа в год)
Благодаря такому предмету, как литература, мы формируем в детях черты русского национального характера, прививаем любовь к родной...

«Прививаем детям любовь к чтению» iconЛитература: Поурочные разработки по литературному чтению 2 кл. С....
Цели: познакомить учащихся с весёлым стихотворением В. Берестова «Кошкин щенок»; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного...

«Прививаем детям любовь к чтению» iconВнеклассное мероприятие по литературному чтению с использованием...
Формировать устойчивый интерес к чтению, историческую память; вырабатывать навыки грамотного человека

«Прививаем детям любовь к чтению» iconКонкурс чтецов «Я люблю тебя жизнь»
Цель: Помочь детям осознать, что любовь способна творить чудеса. Дать детям понять, что физическая ущербность не говорит еще об ущербности...

«Прививаем детям любовь к чтению» iconПримечания и указатель имен 415
Теория любви Любовь — разрешение проблемы человеческого существования114 Любовь между родителями и детьми130 Объекты любви 134 а...

«Прививаем детям любовь к чтению» iconУрок Тема : знакомство с новым учебником г. Сапгир. «Нарисованное...
Цели урока: помочь детям вспомнить правила пользования книгой; развивать творческие способности учащихся путем инсценировки; познакомить...

«Прививаем детям любовь к чтению» iconУрок по изученным произведениям «Идёт Волшебница Зима…»
Развивать память, речь, умение связно излагать свои мысли. Воспиытвать интерес и любовь к чтению, к урокам чтения, любовь к Родине,...

«Прививаем детям любовь к чтению» iconМожешь ли ты простить меня за то, что я причинял страдания своим детям?
Я вырос в бедной семье и считал, что хороший дом поможет моим детям чувствовать себя состоятельными людьми. Я не осознавал, что им...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница