Моей методической работы «Лингвистический анализ художественного текста как эффективный приём подготовки к егэ». Считаю эту тему актуальной. Практика проведения егэ разных лет показывает, что главное в учебной подготовке по литературе – хорошее знание текста произведений




Скачать 133.12 Kb.
НазваниеМоей методической работы «Лингвистический анализ художественного текста как эффективный приём подготовки к егэ». Считаю эту тему актуальной. Практика проведения егэ разных лет показывает, что главное в учебной подготовке по литературе – хорошее знание текста произведений
Дата публикации19.09.2013
Размер133.12 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Литература > Документы
Роль лингвистического анализа в понимании

художественного текста.

Слово – выражение мысли, и поэтому слово

должно соответствовать тому, что оно выражает.

Л.Н. Толстой.

Тема моей методической работы «Лингвистический анализ художественного текста как эффективный приём подготовки к ЕГЭ». Считаю эту тему актуальной. Практика проведения ЕГЭ разных лет показывает, что главное в учебной подготовке по литературе – хорошее знание текста произведений. Именно оно во многом определяет успешность овладения курсом в целом. При этом важнейшую роль играет лингвистический анализ художественного текста - анализ текста художественного произведения с учетом языковых особенностей, особенностей авторского стиля, норм русского литературного языка и его исторической и территориальной изменчивости. Интерес к лингвостилистическому анализу художественного текста как к филологической дисциплине базируется на важной проблеме интерпретации художественного текста с позиции читателя. Лингвостилистический анализ художественного текста – механизм, позволяющий анализировать тексты с опорой на языковой материал. Предметом лингвистического анализа являются категории языкового употребления тема – идея – материал исторической действительности – языковой материал – сюжет – композиция – образ автора. Основными приёмами лингвистического анализа текста являются:

1. Семантико-стилистический анализ,

2. Сопоставительно-стилистический анализ,

3. Лингвистический комментарий.

Приобретая опыт анализа литературных текстов, учащиеся сами начинают пользоваться их языковыми средствами, создавая свои собственные тексты. Практика показывает, что интенсивные занятия анализом текста уже с 5 класса дают качественный скачок в освоении грамматики, а также в написании творческих работ.

Текст – это авторское открытие, осознание тех или иных сторон действительности средствами языка. Чтобы общение состоялось, ученик должен воспринять реальность, выраженную в тексте, во всей полноте и в то же время не приписывать тексту смыслов, которых в нём нет. Возникают вопросы: « Почему необходимо учиться понимать текст? Какие проблемы в области владения родным языком можно решить с помощью анализа текста? С чего начинается понимание текста?» С понимания слова. Это означает, что необходимо выработать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учеников – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств.

Сложен разбор эпических произведений. Примитивный анализ наносит огромный ущерб их эстетическому восприятию, тем самым снижает воспитательное значение изучаемой книги. Отрицательно сказывается на восприятии однообразие методов анализа, когда произведения разной стилевой манеры разбираются одинаково и когда литературные герои рассматриваются изолированно, вне связи со всей системой образов.

У каждого писателя свои излюбленные темы, волнующие его вопросы и средства выразительности. И.С. Тургенев мастер художественного слова. Работая над произведениями писателя, задача учителя состоит не только учить видеть проблемы, но и понимать художественность словообраза.

При работе над эпическим произведением всегда возникает проблем отбора текста для классного анализа. Охватить с одинаковой обстоятельностью все компоненты художественного произведения, весь материал, связанный с тем или иным литературным героем, из-за недостатка времени невозможно. Вот почему необходимо продумать, какие главы, эпизоды, авторские отступления должны стать предметом пристального взгляда читателя.

Хочу поделиться своим опытом лингвостилистического анализа на примере рассказа И.С. Тургенева «Муму». Цель: раскрыть художественное своеобразие таланта писателя, углубить знания по теме: «Художественный стиль», развивать формирование навыков культуры речи, воспитание чувства патриотизма на примере классических текстов.

Я работаю по программе А.Г. Кутузова. Выбранные мной цели и задачи соответствуют ей.

При изучении рассказа Тургенева «Муму» я обращала внимание детей на следующие эпизоды: 1.Рассказ о жизни Герасима в городе; 2. История Татьяны; 3.Как Герасим проявлял свою любовь к Татьяне; 4. Герасим и дворня; 5.Прощание Герасима с Татьяной; 6. Крымский брод; 7. Счастье обретения существа, нуждающегося в помощи и защите.

Приступая к работе над «Муму», И.С. Тургенев пишет: «Способен ли я к чему-нибудь большому, спокойному? Дадутся ли мне простые, ясные линии…» Он вошёл в русскую литературу как мастер слова, мастер пейзажа. Являясь глубоким патриотом, он верил в русский народ, в его одарённость, в его духовную красоту. Его жизненное кредо: « Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. Враг это был – крепостное право».

« Это моя Аннибаловская клятва». «Записки охотника», «Муму» - вот первые произведения, в которых осуществляется данный молодым писателем обет.

Моя задача как учителя – показать художественное мастерство писателя через лингвистический анализ текста.

Тема урока « Нравственное превосходство Герасима над барыней и челядью. Непримиримое отношение писателя к деспотизму.»

Цели урока: научить пятиклассников анализировать прочитанное, знать значение слов, связанных с эпохой: деспот, деспотизм, челядь; отработать навыки развития устной речи; показать роль художественных средств выразительности в изображении героев и событий, прививать любовь к родной классической литературе.

Метод урока: эвристический.

Тип урока: урок обобщение и систематизация знаний.

Наглядность: портрет писателя, эпиграф, иллюстрации к произведению.

^ Слово учителя.

Перед вами, ребята, портрет И.С. Тургенева. Он всю жизнь боролся за счастье и свободу своего народа. С детства был свидетелем крепостного права. Он говорил, что самое страшное в крепостном праве – это проникновение его в самую плоть и кровь людей, примирение с ним, которое заставляет смотреть на крепостничество, как на обыденное житейское дело. Свои мысли и чувства, непримиримое отношение к деспотизму он выразил в рассказе «Муму». Вы знаете, что события этого произведения взяты из реальной жизни. Наблюдая за крепостными, писатель сочувствовал им. И поэтому для борьбы с тем, что он возненавидел, Тургенев создает образ Герасима, любящий природу, деревенскую жизнь. В этом герое гармонично сочетается физическая и духовная красота. Настоящий русский былинный богатырь! Задача урока – выяснить авторское отношение к героям. Проведем словарную работу, выясним лексическое значение слов: деспот, деспотизм, челядь.

Ребята дают свои определения, учитель корректирует ответы.

Обращаю внимание ребят на словарь С.И. Ожегова, где даются толкования этих слов, и на сноски, данные в учебнике.

  • Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения.

  • Безнравственный – нарушающий правила нравственности.

  • Деспот – самовластный человек, попирающий чужие желания, не считающийся ни с кем.

  • Деспотизм – поведение деспота.

  • Челядь – дворовые люди, слуги помещика.

Учитель.

Хорошо знаете сюжет рассказа, персонажей, выявили значения слов. А теперь скажите, пожалуйста, к какому персонажу соответствует слово деспотизм?

Ученики говорят о деспотизме барышни, что из-за неё Герасим потерял свою любимую девушку Татьяну.

^ Учитель: Почему Герасим примирился с решением барышни?

Ученики находят сцену, когда Татьяна притворилась пьяной.

Учитель: Ведь это предательство?

Ученики: Это нужно, чтобы Герасим разочаровался в ней.

Учитель: Как вы думаете, кто в этом случае поступил безнравственно?

^ Ученики зачитывают выразительно сцену.

Учитель: Но что-то дало ему силы жить, находить себе счастье и успокоение?

Ученики: Забота о Муму, её привязанность, понятливость и преданность.

Учитель: Ребята, найдите описание собачки.

Ученики: Находят в тексте описание Муму.

Учитель: Так прошёл год, Герасим был доволен своей судьбой, как вдруг произошло неожиданное обстоятельство, нарушившее счастье Герасима. Какое же это обстоятельство?

Ученики художественно пересказывают эпизод «Муму в гостиной у барыни».

Учитель: Что говорит нам данный эпизод о барыне, о её взаимоотношении с дворовыми?

^ Ученики читают по ролям сцену между барыней, приживалками, Степаном и Муму.

Учитель: Найдите авторскую оценку этой сцены.

Ученики: « Какие безделицы, подумаешь, могут иногда растрогать человека!»

Учитель: Какой вывод вы можете сделать, прочитав данную сцену?

Ученики: Беспомощность барыни, рабское повиновение челяди.

Учитель акцентирует внимание учащихся на эпизоде пропаже Муму и поиске Герасима.

Кульминацией рассказа является сцена на лестнице со слов « Отвори …!» Почему эта важная сцена происходит на лестнице? На пороге своей каморки стоит Герасим, у подножия лестницы – толпа. Какой смысл вы видите в этой фразе: «Герасим глядел на всех этих людишек в немецких кафтанах сверху, слегка уперши руки в бока; в своей красной крестьянской рубашке он казался каким-то великаном перед ними».

Ученики: Сцена, происходящая на лестнице, показывает нравственное превосходство Герасима над челядью.

Учитель: Обратите внимание на лексику: слуг барыни он называет людишки, применяя уничижительно – пренебрежительный суффикс. Они выглядят жалкими, потому что выражают не своё мнение, говорят не свои языком, носят не свою одежду. Какой приём использует автор?

Ученики: Лестница – социальное неравенство. И это основной приём, используемый И.С. Тургеневым.

Учитель: Какое решение принимает Герасим? Почему?

Ученики: Он пообещал, что сам убьёт Муму. «… Сначала он показал пальцем на Муму, затем сделал знак рукой у своей шеи, как бы затягивая петлю, и с вопросительным лицом посмотрел на Гаврилу, поглядел на него, поразительно усмехнулся, ударил себя в грудь и захлопнул дверь…». Он понимает, что ослушаться барыню никак нельзя, и этот приказ он выполнит, принеся наименьшие муки своей любимице.

Учитель: Степан говорит о Герасиме: « Уж он такой. Он не то, что наш брат».Как вы понимаете эти слова?

Ученики: Все видят, что Герасим никогда не лжёт, не притворяется, он превосходит всех нравственно.

Учитель: Почему Герасим, который навсегда уводит Муму из дома, надевает праздничный кафтан? Помните, когда он так ждал этот праздничный кафтан, чтобы идти свататься к Татьяне. И вот теперь Герасим в нём. Почему?

Ученики: Он хочет последний выход с Муму сделать как можно приятнее для неё. Действия Герасима: а) кафтан; б) приводит в порядок Муму «шерсть на ней так и лоснилась, видно было, что её недавно вычесали»; в) он кормит её мясными щами в трактире.

Учитель: Какие художественные средства использует Тургенев, создавал образ Герасима?

Ученики: Любит чистоту, во всём порядок. Автор показывает при этом глубокую драму человека – снова потеря – на этот раз собака, милое и главное в его жизни существо.

Учитель акцентирует внимание пятиклассников на эпизоде «Уход Герасима в деревню». Выразительно читает учитель.

Учитель: Как вы думаете, когда решил Герасим навсегда уйти из этого дома?

Ученики: Когда утопил Муму, только тогда.

Учитель: Герасим отличался основательностью, неторопливостью, а здесь… Прибежал в свою каморку, уложил кой-какие пожитки в старую попону, связал её узлом, взвалил на плечо и был таков. Обратите внимание на употребление глаголов, которые передают динамику действий, решительность главного героя. Какой вывод можно сделать?

Ученики: Гибель единственного дорогого существа очень дорого далась Герасиму. Больше он здесь быть не хочет.

Учитель: В каком настроении теперь Герасим?

Ученики: Несокрушимая отвага, отчаянная и радостная решимость.

Учитель: Как связан пейзаж с действиями Герасима и его настроением? С кем сравнивает Тургенев Герасима в конце рассказа? А в начале? Как называется этот стилистический приём?

Ученики: Автор сравнивает не внешний облик, а действия. Сначала пойманный зверь, а потом – лев. « Он выступал, как лев, сильно и бодро».

Учитель: Найдите в тексте определения доказывающие духовную силу героя.

Ученики: «… У шоссе усердно и безостановочно шагал какой-то великан, с мешком за плечами и с длинной палкой в руках. Это был Герасим».

Учитель: А что радует Герасима в пути?

Ученики: Запах поспевшей ржи, ласковые удары ветра.

Учитель: А что он чувствует?

Ученики: То, что никогда не чувствовал. Это говорит о его душевном внутреннем подъёме.

Учитель: Какую роль играют слова повторы в тексте?

Ученики: Время идёт вперёд, быстрое и безостановочное движение; чувствуем симпатию автора к герою.

Учитель: А теперь обратим своё внимание на барыню, из-за которой судьба Герасима сложилась трагично. Почему известие об исчезновении Герасима испугало её?

Ученики: Предположение Гаврилы о том, что он « либо бежал, либо утоп вместе со своей глупой собакой».

Учитель: Почему барыня уверяет, что она никогда не приказывала уничтожить собаку?

Ученики: Это слишком жестоко, она только устраивала сцены, а её челядь старалась ей угодить любой ценой.

Учитель: Какова авторская позиция по отношению к помещице? Неужели эта женщина соткана из одних только недостатков и не имеет ни одного положительного качества? Вспомним начало рассказа, где говорится о жизни барыни.

Ученики: « … она выезжала редко и уединённо доживала последние годы своей скупой и скучающей старости».

Учитель: Какое языковое средство выразительности использует Тургенев, говоря о её старости?

Ученики: Старость называет скупой, скучающей. « День её нерадостный и ненастный, давно прошёл, но и вечер её был чернее ночи».

Учитель: Найдите развёрнутую метафору. Что она означает?

Ученики: Утро символизирует детство и юность, день – это зрелость, вечер – старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной, и старость совсем мрачной.

Учитель: Все знают, что Тургенев писал образ барыни со своей маменьки, властной, умной и достаточно образованной женщины. И тут же безжалостно добавляется « красотой не блистала». Мать Тургенева не знала счастья ни с мужем, ни с детьми, ни со своим богатством. Самое сильное потрясение, которое испытал Тургенев, когда прочитал дневник после её смерти. «Какая женщина, друг мой, какая женщина! Всю ночь я не мог сомкнуть глаз. Да простит ей Бог всё. Но какая жизнь! Право, я совершенно потрясён…» А наша героиня? Счастлива? Чем объясняется непредсказуемость её поведения?

Ученики: Наверное, она тоже несчастна. Это видим на первых страницах рассказа. Она одна, хотя имеет детей, не чувствует их заботы, теплоты. Она, скорее всего, не злая, а одинокая «в окружении многочисленной дворни», несчастная и обременённая неограниченной властью над людьми. В своём стремлении сделать добро, она его и делает как может. Выдаёт замуж Татьяну за горького пьяницу Капитона, устраивает «судьбу» Герасима (перевозит его из деревни в город).

Учитель: Счастливы эти люди, судьбу которых устраивает барыня?

Ученики: Конечно, все недовольны. Они же не дети, чтобы решать их дела за них.

Учитель: В чём кроется причина таких сложных взаимоотношений между людьми?

Ученики: Это крепостное право, где ответственность за человеческие судьбы возложены на плечи барские. Не удивительно, что именно барыня оказалась виновата в смерти Муму. Барыня горько плакала и говорила, что не приказывала «уничтожать собаку», а лишь просила покоя и тишины.

Учитель: А что же Герасим? Можно ли назвать его героем?

Ученики: А Герасим ушёл. Конечно, Герасим не герой. В описании силы, мощи этого великана видна печальная улыбка. Гигант – крепостной, гигант – дворник. Как бы сильно ни любил Герасим свою Муму, а страх перед барыней всю же сильнее. И пусть после Герасим самовольно уходит от хозяйки, но страх всё же своё дело уже сделал. Не исправить свершившегося. Ничего не вернуть.

Учитель: Почему Тургенев показал Герасима немым?

Ученики: Немота – спокойствие, равнодушие – символ крепостного народа.

Учитель: Но прощальный взгляд в будущее брошен светлый.

Ученики цитируют строки из произведения: «И живёт до сих пор Герасим бобылём в своей одинокой избе; здоров и могуч по-прежнему, и работает за четырёх по-прежнему, и по-прежнему важен и степенен». Лексический повтор передаёт неизменность жизни. Но соседи заметили, что со времени своего возвращения из Москвы он совсем перестал водиться с женщинами, даже не глядит на них, и ни одной собаки у себя не держит. «Впрочем, - толкуют мужики, - его же счастье, что ему не надобеть бабья; а собака – на что ему собака? К нему на двор вора оселом не затащишь». Такова ходит молва о богатырской силе немого.

Учитель: Использование устаревших слов, использование просторечья передают колорит того времени. Какие ключевые слова использует Тургенев в тексте? Какой вывод можно сделать?

Ученики: Ключевыми слова являются богатырская сила, здоров и могуч. Это рассказ о сильной потребности человека преодолеть чувство одиночества. Здесь изображено медленное и мучительное пробуждение самосознания крестьянина. В уходе Герасим выразил протест против несправедливости.

Учитель: Без сомнения, рассказ Тургенева «Муму» - величайшее произведение русской литературы. Спокойные, простые, ясные линии человеческих судеб начертаны рукою мастера. Не характеры ведут героев, а рука судьбы. Способность видеть, чувствовать эту руку судьбы и уметь подчиниться ей надо воспитывать с детства. Что помогло нам понять душевное состояние героя, увидеть проблемы? Какую работу с текстом нам удалось выполнить?

Ученики: Внимательное и выразительное чтение текста, кропотливая работа над словом, нахождение художественных средств выразительности, сопоставительный анализ героев.

Таким образом, лингвостилистический анализ художественного текста показал мастерство Ивана Сергеевича Тургенева.

Литература.

1. Н.И. Якушин Жизнь и творчество И.С. Тургенева: Материалы для выставки в школе и детской библиотеке.- М.: Детская литература, 1983.

2. В.В. Афанасьев, П.К. Боголепов Тропа к Тургеневу/ Науч. ред. П.Г. Пустовойт. – М.: Детская литература, 1983.

3. И.Е. Каплан Анализ произведений русской классики: Школьный курс: Кн для учителя, старшеклассника, абитуриента. – М.: Новая школа, 1997.

4. И.С. Тургенев Муму.- М.: Советская Россия, 1975.

5. А.Г. Кутузов Литература: учебник-хрестоматия 5 класс. – М.: Просвещение, 2009.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Моей методической работы «Лингвистический анализ художественного текста как эффективный приём подготовки к егэ». Считаю эту тему актуальной. Практика проведения егэ разных лет показывает, что главное в учебной подготовке по литературе – хорошее знание текста произведений iconИнформация о сроках и месте проведения егэ для сдачи егэ лицами, не имеющими результаты егэ
Азовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования на все формы обучения проводится на основании результатов...

Моей методической работы «Лингвистический анализ художественного текста как эффективный приём подготовки к егэ». Считаю эту тему актуальной. Практика проведения егэ разных лет показывает, что главное в учебной подготовке по литературе – хорошее знание текста произведений iconEin Fichtenbaum steht einsam
Л. В. Щерба показывает лингвистические средства, которые выражают идейное и эмоциональное содержание литературных произведений. Лингвистический...

Моей методической работы «Лингвистический анализ художественного текста как эффективный приём подготовки к егэ». Считаю эту тему актуальной. Практика проведения егэ разных лет показывает, что главное в учебной подготовке по литературе – хорошее знание текста произведений iconЗаседание методсовета школы: «Организация методической работы в школе по вопросам егэ»
С целью нормативно-правовой и организационно-методической процедуры подготовки учащихся 11 класса к егэ

Моей методической работы «Лингвистический анализ художественного текста как эффективный приём подготовки к егэ». Считаю эту тему актуальной. Практика проведения егэ разных лет показывает, что главное в учебной подготовке по литературе – хорошее знание текста произведений iconЗаседание методических объединений по вопросу подгоовки к егэ анализ результатов егэ-2011
Грамотная организация работы школы по подготовке к итоговой аттестации выпускников в форме егэ

Моей методической работы «Лингвистический анализ художественного текста как эффективный приём подготовки к егэ». Считаю эту тему актуальной. Практика проведения егэ разных лет показывает, что главное в учебной подготовке по литературе – хорошее знание текста произведений iconАнализ текста учитель русского языка и литературы 1 категории моу...
Лингвистический анализ текста (лат) – одна из форм работы по развитию речи, максимально способствующая сближению уроков русского...

Моей методической работы «Лингвистический анализ художественного текста как эффективный приём подготовки к егэ». Считаю эту тему актуальной. Практика проведения егэ разных лет показывает, что главное в учебной подготовке по литературе – хорошее знание текста произведений iconЗаседание методического совета: «Организация методической работы в школе по вопросам гиа, егэ»
Совещание при директоре «Утверждение плана-графика подготовки школы к гиа, егэ, егэ»

Моей методической работы «Лингвистический анализ художественного текста как эффективный приём подготовки к егэ». Считаю эту тему актуальной. Практика проведения егэ разных лет показывает, что главное в учебной подготовке по литературе – хорошее знание текста произведений iconПлан -график подготовки и проведения егэ в мбоу «Юркинская средняя...
Грамотная организация работы школы по подготовке к итоговой аттестации выпускников в форме егэ

Моей методической работы «Лингвистический анализ художественного текста как эффективный приём подготовки к егэ». Считаю эту тему актуальной. Практика проведения егэ разных лет показывает, что главное в учебной подготовке по литературе – хорошее знание текста произведений iconАналитический отчет о работе предметной комиссии по литературе при...
У стандарту, кодификатору элементов содержания по литературе. Задания достаточно сложны для выполнения, требуют хорошей подготовки...

Моей методической работы «Лингвистический анализ художественного текста как эффективный приём подготовки к егэ». Считаю эту тему актуальной. Практика проведения егэ разных лет показывает, что главное в учебной подготовке по литературе – хорошее знание текста произведений iconЛингвистический анализ художественного текста на уроках в 11 классе...
Кретова Л. Н. Лингвистический анализ текста на уроках в 11 классе: Учебное пособие для учителей. Новосибирск: моу сош №43, 2005....

Моей методической работы «Лингвистический анализ художественного текста как эффективный приём подготовки к егэ». Считаю эту тему актуальной. Практика проведения егэ разных лет показывает, что главное в учебной подготовке по литературе – хорошее знание текста произведений iconАнализ результатов итоговой аттестации учащихся в формате егэ 2013 год
Егэ, разработал план-график подготовки школы к егэ, который был обсужден на методических объединениях и утвержден директором школы....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница