Значит, кто-то хочет, чтобы они были?




Скачать 74.42 Kb.
НазваниеЗначит, кто-то хочет, чтобы они были?
Дата публикации20.09.2013
Размер74.42 Kb.
ТипВопрос
lit-yaz.ru > Литература > Вопрос
Послушайте!
Послушайте!

Ведь, если звёзды зажигают –

значит, это кому-нибудь нужно?

Значит, кто-то хочет, чтобы они были?

Значит, кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?

И, надрываясь,

в метелях полуденной пыли,

врывается к Богу,

боится, что опоздал,

плачет,

целует ему жилистую руку,

просит –

чтоб обязательно была звезда! –

клянётся –

не перенесёт эту беззвёздную муку!

А после

ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!»

Послушайте!

Ведь, если звёзды

зажигают –

значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?


  1. Слово учителя.

Никогда ещё на небосклоне русской литературы не загоралось столько ярких звёзд. Серебряный век русской литературы. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX — XX веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства.

  1. Каково основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком?

  2. Учитель истории об основных событиях эпохи.

  1. Не случайно академик Д.Лихачев заметил, говоря о культуре серебряного века: “Мы подарили Западу начало нашего века..

Быть может, в этом - самый весомый вклад России в мировую культуру.» На доске - почему он так сказал???

  1. Как же чувствовала себя в это время интеллигенция? Интеллигентный человек в эту тревожную, противоречивую, кризисную эпохи понимал, что живет в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавал свое роковое одиночество. В художественной культуре получило распространение декадентство, мотивы которого стали достоянием ряда художественных течений модернизма.

  2. Рубеж веков, эпоха трех революций – важная страница в жизни литературы, связанная с великими именами. Да, еще был жив Л.Н.Толстой, действовали герои А.П.Чехова. Но наряду с реалистической традицией существовал ДЕКАДАНС.

  3. Нереалистические течения конца 19 – начала 20 века (символизм, акмеизм, футуризм) назывались декадентскими, т.е. УПАДНИЧЕСКИМИ. На том основании, что их, будто бы, объединяла «реакционная идеология». Это не совсем точно. Нельзя отождествлять с понятием упадка творчество интересных личностей, стремящихся к новому направлению в искусстве, литературе.

  4. Сложное и противоречивое явление - ДЕКАДЕНСТВО – отражало растерянность многих художников перед социальной действительностью и наступающими политико-экономическими переменами в обществе.

  5. Стремление преобразить жизнь объединило многих людей в творческие группы. Помимо понятия ДЕКАДАНС вскоре появляется МОДЕРНИЗМ – «новый»

  6. Модернисты опирались на общие основы – осмысление отношения человека к жизни. Модернистские течения - символизм, акмеизм, футуризм.

  7. Почему именно поэзия заняла в культуре ведущее место?




  1. Поэзия — это всплеск чувств, озарение, сердечная боль, безумство, апатия... и всегда потрясение. Сколько бедствий, катастроф вобрал в себя период начала века! Надежды и разочарования, взлеты и падения, обретения и потери... А что ждало человека впереди? Этого не знал никто. Только поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был ярко индивидуален...




  1. Объяснение, как будут работать дети. Заполнение таблицы.




  1. Вопросы учебной темы: Перед каждой группой был поставлен вопрос:

-Что такое символизм?

-В чем видите особенность символизма?



  1. Символизм. Выступления учеников.

  2. Символизм.

  3. Это первое модернистское течение, возникшее на русской почве. В 1892г. Д.Мережковский читает лекцию, переработанную затем в книгу «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», которая и стала толчком к самоопределению новых течений.

В основе названия не конкретные образы, а символ – условный знак, он многозначен. Символисты считали символ звеном, которое связывает небо (космос, вечность, бесконечность) и землю (жизнь с различными страстями). Душа вечна, только меняет телесную оболочку, поэтому ей (душе) необходимо вернуть память о том, какой она была во времена, когда люди были детьми света, Солнца, т.е. те времена, о которых были созданы мифы и легенды

(связь с мифологией). «Символ – окно в

бесконечность», - говорил Ф.Сологуб. Поэт-символист не стремился быть понятным всем, он обращается к «посвящённым». Стихотворение должно передать не столько мысли и чувства автора, сколько пробудить в читателе его собственные, помочь в постижении «высшей реальности».



  1. Блок «Ночь как ночь …» Чтение наизусть. Бальмонт, Блок.

  2. Александр Блок был романтическим поэтом не только по системе отображения жизни, но и по духу ее восприятия. Он творил в порыве вдохновения, и эта способность осталась у него на всю жизнь. Через душу А.Блока прошли все потрясения его времени. Лирический герой его произведений заблуждался, радовался, отрицал, приветствовал. Это был путь поэта к людям, путь к воплощению в своем творчестве человеческих радостей и страданий.



  1. Имение Шахматово. Белый рояль. Символ происходящего.




  1. Акмеизм. «Вот опять окно…» Чтение наизусть.




  1. Акмеизм.


Возникло в начале 1910-х годов. Аkme (греч.) – высшая степень чего-то, в названии подчёркивалось стремление поэтов к «вершинам» искусства. Течение создалось из литературного объединения «Цех поэтов». Акмеисты стремились преодолеть умозрительность символистов, говорили о необходимости стройности композиции, логичности замысла, рациональном использовании всех элементов художественной формы. Борьба между амеизмом и символизмом – это борьба за красочный, звучащий, имеющий формы, вес мир. Течение просуществовало до первой мировой войны.

Сергей Городецкий, Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Владимир Нарбут.



  1. Не все поэты соглашались с требованиями того или иного литературного направления. Марина Цветаева говорила о том, что ей тесно быть в каких-то рамках. Она считала себя в тот период романтиком.

  2. Цветаева. Мне нравится, что вы больны не мной…

  3. Учитель. Любить-это с простынь бессонницей смятых

  4. Футуризм.

Это интернациональное литературное явление. Название образовано от лат futurum – будущее. Русский футуризм впервые заявил о себе 1910 г. выходом в свет стихотворного сборника «Садок судей», авторами которого были Дмитрий Бурлюк, Велимир Хлебников и Василий Каменский. Затем к ним примкнул Владимир Маяковский. Футуризм, как любое авангардное явление страшился равнодушия, поэтому важным условием его существования становится атмосфера литературного скандала. Протест – вот что является главным. Цель творчества футуристов – побуждение к действию. В их текстах можно не встретить знаков препинания, но необычное расположение слов (лесенка В.Маяковского), использование математических и музыкальных знаков. Лирический герой футуристов выражает не индивидуальную, а массовую психологию, настроение человека улицы, это разрушитель культурных традиций.
В.Маяковский

Нате!

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я – бесценных слов мот и транжир.



  1. Обобщить по таблице. Чем отличались? Вопрос: что общего?


Все эти поэты — современники, их объединяет время, сама эпоха; они убеждены, что участвуют в духовном обновлении России;

• всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии;

• все они по-особенному, трепетно относятся к слову, образу, ритму; все они новаторы в области звуковой организации и ритмико — интонационной структуры поэтического произведения;

• они склонны к манифестам, программам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и антипатий;

• их сближает и беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему...

• поэты Серебряного века творили не только стихи, баллады или поэзы, они лепили и свои судьбы; почти всем им свойственно отношение к собственной биографии как к выстраиваемому мифу;

• большинство поэтов были связаны искренней дружбой, которую сохранили в течение долгих лет; они высоко оценивали и поэтическое мастерство, и личностные качества друг друга; они не скупились на добрые слова, они умели радоваться успехам друзей, восхищаться их гениальностью.



  1. ^ Трагедия поэтов. Не случайно академик Д.Лихачев заметил, говоря о культуре серебряного века: “Мы подарили Западу начало нашего века..

Быть может, в этом - самый весомый вклад России в мировую культуру.» На доске- почему он так сказал???

     Прошли десятилетия. Сегодня «серебряный век» кажется кратким мигом между прошлым и будущим России. Его идеи и наследство воспринимаются наукой не однозначно. Одно несомненно ясно – их творчество заставляет более пристально всматриваться в современную жизнь, все больше рассуждать о вечных борениях добра и зла, скорбеть об утратах прошлого и мечтать о новом культурном возрождении. Так хочется в это верить!

  1. Кстати, подумайте, почему сегодня так мало поэзии?




  1. Изобразительное искусство.

  2. Тест. Домашнее задание.


И они поклонялись искусству! Искали свой стиль, свое направление. Начало 20 века – это время уникального разнообразия живописи.

Конец 19 – начало 20 века подарил миру не несколько десятков имён в литературе, а целую плеяду талантливейших поэтов, каждый из которых индивидуален. Это был феноменальный расцвет малых форм в литературе. Это время, как будто призванное предвосхитить колоссальный рывок России. Однако случилось обратное, и трагические уроки 20 века заставляют нас не только открывать для себя поэтические индивидуальности, наслаждаться музыкой стиха и силой слова, но «в глубине строки» искать ответы на «проклятые» вопросы, которые всегда ставила русская литература независимо от того, делалось это впрямую, осознанно или прорывалось сквозь художественное творчество: «Что делать?», «Куда идти?».
Конечно, в рамках одного урока мы не сможем охватить все явления культуры того времени.

И сегодня на уроке получили представление о феномене Серебряного века,

Художественный уровень, открытия и находки в русской философской мысли, литературе и искусстве “серебряного века” в своей величественной мощи дали творческий импульс в развитии отечественной и мировой культуры







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Значит, кто-то хочет, чтобы они были? iconУжасы на западе
Рассуждения Санчо Пансы: "Кто хочет научиться молиться, должен выйти в море", – в различных вариантах можно найти в любом уголке...

Значит, кто-то хочет, чтобы они были? iconНапряженный график
Аннотация: Люциус хочет, чтобы Северусу было хорошо, Нарцисса хочет, чтобы Северусу было хорошо, Северус хочет, чтобы ему было хорошо,...

Значит, кто-то хочет, чтобы они были? iconУрока: Самоопределение к деятельности
Кто из вас прибежал в школу с таким же настроением? Кто не хочет лениться, а хочет учиться и трудиться и узнать что-то новое?

Значит, кто-то хочет, чтобы они были? iconМне нравится наша молодежь. Нравится, что тянется она к нам, ветеранам....
Я долго размышлял, как мне закончить книгу. Хотелось, чтобы это были слова о друзьях-однополчанах, их судьбах и о наследниках наших,...

Значит, кто-то хочет, чтобы они были? iconЗм ы на русском
Возможно, Бог хочет, чтобы мы встречали не тех людей до того, как встретим того единственного человека. Чтобы, когда это случится,...

Значит, кто-то хочет, чтобы они были? iconДень матери в зал входят дети младшей группы, затем старшей. 1-ый ребёнок
Очень приятно, что вы пришли к нам в гости. Мы пригласили вас на праздник чтобы выразить вам свою глубокую любовь, уважение и великую...

Значит, кто-то хочет, чтобы они были? iconКоролева (К) Здравствуйте, ребята! Вы угадали, кто я?
Вы угадали, кто я? Я королева Зубная щётка, я очень люблю приходить в гости к мальчикам и девочкам, которые любят умываться и чистить...

Значит, кто-то хочет, чтобы они были? iconКнига нужна тем, кто хочет развить свои способности к многогранному...
Почему кто-то понимает все оттенки смысла, видит сокрытое между строк, слышит музыку слов, чувствует их вкус, цвет и запах, а кто-то...

Значит, кто-то хочет, чтобы они были? iconВиртуальный курс в помощь тем, кто хочет, чтобы им помогли научиться...
Виртуальный курс в помощь тем, кто хочет, чтобы им помогли научиться самим правильно выставлять своих собак на выставках

Значит, кто-то хочет, чтобы они были? iconКнига будет интересна всем, кто хочет прийти к полному взаимопониманию...
Адель Фабер, Элейн Мазлиш Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница